Апелляционное определение верховного суда образец

| | 0 Comment

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 18.04.2018 № 3-АПГ18-2

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2018 г. N 3-АПГ18-2

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Збаражского Николая Васильевича о признании недействующим пункта 64 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года N 466, по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Коми, действующего в интересах Министерства экономики Республики Коми, на решение Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Збаражского Н.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

31 декабря 2014 года Министерством экономического развития Республики Коми издан приказ N 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», вступивший в силу 1 января 2015 года.
Данный перечень, являющийся приложением к приказу Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года N 466, опубликован 31 декабря 2014 года на официальном сайте Министерства экономического развития Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Збаражский Н.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 64 указанного перечня объектов недвижимого имущества, согласно которому в этот перечень включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание — прачечная-химчистка с кадастровым номером , расположенное по адресу: Республика .
По мнению административного истца, оснований для включения принадлежащего ему объекта недвижимости в перечень не имелось, поскольку здание не отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Збаражский Н.В. указал, что не осуществляет деятельность по оказанию бытовых услуг, о чем свидетельствует отсутствие дохода за 2015 год и отсутствие данных в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о видах экономической деятельности. Мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения его в перечень административным ответчиком не проводились, поэтому оснований отнесения здания к торговым центрам не имелось, а наименование здания не отражает вид деятельности административного истца.
Положения оспариваемого акта затрагивают законные интересы административного истца, так как влияют на размер подлежащих уплате налоговых платежей.
Решением Верховного суда Республики Коми от 15 декабря 2017 года административное исковое заявление Збаражского Н.В. удовлетворено. Пункт 64 приложения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года N 466 «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», признан не действующим со дня принятия указанного приказа.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Коми, действующее в интересах Министерства экономики Республики Коми, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Збаражского Н.В.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Республики Коми и Збаражским Н.В. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, ч
то объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пунктов 1 и 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
Законом Республики Коми от 27 октября 2014 года N 123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения — 1 января 2015 года.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25 ноября 2014 года N 29/2014-406 установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» налог на имущество физических лиц.
Пунктом 2 данного решения установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в частности в размере 2,0 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2.2.1), объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2.2.2), объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2.2.3).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Нало
гового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года N 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 26 сентября 2014 года N 97-РЗ) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них.
Приказом Министерства экономического развития Республики Коми от 31 декабря 2014 года N 466 в целях реализации статьи 378.2 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 26 сентября 2014 года N 97-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми», распоряжения Правительства Республики Коми от 26 ноября 2014 года N 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. В данный перечень на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также технического паспорта на здание прачечной-химчистки в качестве объекта бытового обслуживания включено принадлежащее Збаражскому Н.В. вышеназванное нежилое здание (пункт 64 перечня).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.
Пунктом 9 этой же статьи закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответств
ии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года N 546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия, опубликован в установленном законом порядке.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления Збаражского Н.В., суд исходил из того, что правовых оснований для включения принадлежащего ему объекта недвижимости в перечень не имелось, поскольку на день вынесения оспариваемого перечня на 2015 год здание не отвечало признакам торгового центра (комплекса) в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Збаражский Н.В. является собственником нежилого 3-х этажного здания общей площадью 1554,8 кв. м, находящегося по адресу: Республика .
Вышеуказанное здание расположено в территориальной зоне О-4, которая предназначена для обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
Согласно договору аренды нежилых помещений от 14 июня 2013 года, заключенному между индивидуальным предпринимателем Збаражским Н.В. (арендодатель) и ООО «Аквастар» (арендатор) на срок 11 месяцев, арендатору предоставлены во владение и пользование для размещения прачечной-химчистки нежилые помещения площадью 302,5 кв. м, расположенные в здании прачечной-химчистки по адресу: Республика , г. . В дальнейшем договор аренды неоднократно продлевался сторонами на аналогичный срок.
Установлено также, что на основании договора присоединения от 24 сентября 2013 года N 01/13-369 к договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 2 сентября 2011 года N 01/11-364, заключенному между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и Збаражским Н.В., Збаражскому Н.В. предоставлен в аренду из земель населенных пунктов участок с кадастровым номером площадью 1117 кв. м из общей площади 6302 кв. м по адресу: Республика , для обслуживания прачечной-химчистки в гаражном комплексе с пристройками.
Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для эксплуатации гаражного комплекса с пристройками». Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По утверждению представителя Министерства экономического развития Российской Федерации, основанием для включения вышеуказанного здания прачечной-химчистки в перечень явилось то обстоятельство, что все здание, как следует из его технического паспорта и поэтажного плана, предназначено для использования под бытовое обслуживание.
Исследовав технический паспорт и поэтажный план на здание, суд установил, что данное здание имеет назначение прачечная-химчистка и используется по назначению. На первом этаже здания предусмотрено размещение прачечной, вспомогательных помещений, лестничной клетки, водомерного узла, туалетных комнат, электрощитовой, складского помещения, вестибюля, бара, приемной, помещений для приема и выдачи белья, коридора, лестницы, котельной. На втором этаже здания предусмотрено размещение кабинетов, химчистки, помещения для крашения, кладовых, лестниц и лестничных клеток, туалетных комнат, раздевалок, преддушевых и душевых, комната для приема пищи. Третий этаж предусматривает размещение лестничной клетки, лестницы, венткамер.
Суд, кроме того, исследовал имеющиеся в материалах дела иные доказательства, а именно: договоры на оказание услуг по стирке белья, заключенные ООО «Аквастар» (исполнитель) с иными юридическими лицами, в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, которые свидетельствуют об использовании здания прачечной-химчистки, принадлежащ
ей на праве собственности Збаражскому Н.В., в 2015 году для производственной деятельности, связанной с оказанием услуг юридическим лицам.
Обследование объекта недвижимости административного истца с целью установления вида фактического использования, как установлено судом и не оспаривалось административным ответчиком, не проводилось.
Проанализировав положения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, с учетом вышеуказанных доказательств суд пришел к правильному выводу о том, что понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом направленности правоотношений в сфере бытового обслуживания на выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, тогда как в данном случае имеет место предпринимательская деятельность, не связанная с бытовым обслуживанием граждан.
Доводы административного истца о том, что в 2015 году деятельность по оказанию бытовых услуг гражданам им не осуществлялась, административным ответчиком опровергнуты не были.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что исходя из наименования помещений, расположенных в здании, включенном в перечень под пунктом 64, следует, что данные помещения предназначены для размещения и эксплуатации объекта бытового обслуживания прачечная-химчистка, что позволяет однозначно отнести это здание к объекту бытового обслуживания, основан на ошибочном толковании норм материального права и не может являться основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска Збаражского Н.В. законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми, действующего в интересах Министерства экономики Республики Коми, — без удовлетворения.

www.v2b.ru

Кассационные жалобы: общие цены и образцы

В настоящей статье речь пойдет о том, что из себя представляет кассационная жалоба как процессуальных документ, порядок и способы ее подачи в зависимости от отрасли права.

Самостоятельная подготовка кассационной жалобы

Кассационная жалоба. Общее понятие

По своей правовой природе кассационная жалоба фактически является одним из способов восстановления нарушенных прав граждан. Инициирование подачи такой жалобы (представления) влечет производство в суде кассационной инстанции с целью проверки законности, обоснованности и справедливости судебных акты, на которые подана жалоба (представление), при условии, если она отвечает требованиям процессуального законодательства. При этом следует отметить, что кассационному обжалованию подлежат вступившие в законную силу судебные решения.

Кассационная жалоба представляет собой процессуальный документ — письменное требование к суду об изменении (отмене) судебного акта, противоречащего признанию субъективного права заявителя (истца).

Право на обращение в суд кассационной инстанции

Право на подачу кассационной жалобы законодателем чаще всего закреплено за лицами, участвующими в деле. Однако в зависимости от категории судебного процесса круг таких лиц изменяется.

Так в гражданском процессе в качестве заявителей кассационной жалобы могут выступать:

— другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями (ч. 1 ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ);

— если речь идет об обращении в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то право подачи имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).

В административном судопроизводстве есть небольшая аналогия с гражданским процессом:

— другие лица, другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами (ч. 1 ст. 318 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации далее — КАС РФ);

В случае, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда (ч. 6 ст. 318 КАС РФ).

В уголовном процессе немного иначе

Положениями статьи 401.2 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) определено, что вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска

  • С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:
  • 1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    Но при этом, например, гражданский истец в уголовном процессе имеет право обратиться с кассацией на решение суда только в части, касающейся гражданского иска. Что касается общего решения суда по уголовному делу, то он обжаловать его не вправе.

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации положениями (далее АПК РФ) статьи 273 устанавливает следующее

    1. Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    2. лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 № 186-ФЗ, от 02.03.2016 № 47-ФЗ).

      Аналогичное правило распространяется и при обжаловании вступивших в законную силу решений Суда по интеллектуальным правам, принятых им в качестве суда первой инстанции. (ч. 2 вышеуказанной статьи Кодекса).

      Суд же со своей стороны имеет право рассматривать дело только в пределах, определенных жалобой. Это означает, что если решение суда оспаривается только частично, то проверять остальную часть суд кассационной инстанции не должен и не будет.

      Форма и содержание кассационной жалобы

      Как указывалось выше, кассационная жалоба должна быть составлена в письменном виде.

      Существую четкие регламенты, устанавливающие правила содержания кассационной жалобы (представления).

      Исходя из общности всех процессуальных постулатов можно выделить ряд основных требований к содержанию кассационной жалобы (представлению):

      1) В реквизитах жалобы обязательно должны содержаться такие сведения как:

      — наименование судебной инстанции, которому адресуется жалоба,

      — сведения о лице, подающего жалобу с указанием его процессуального положения и других лицах, участвующих в деле (в том числе с приведением адресов их нахождения, либо регистрации);

      — наименование вида документа – заголовок жалобы;

      2) В описательной части жалобы указывается наименование суда, принявшего обжалуемый судебный акт (акты), номер дела и дата принятия судебного акта (актов), предмет спора;

      3) В мотивированной части жалобы излагаются сами требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, его обжалует, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

      4) В приложении к кассационной жалобе необходимо поименовать перечень прилагаемых документов:

      — копия обжалуемого судебного акта;

      — документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;

      если это арбитражный процесс, то также документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

      — доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы, если интересы заявителя представляет доверенное или уполномоченное от него лицо.

      В Арбитражный суд документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в электронном виде, как и сама жалоба.

      В кассационной жалобе могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, заявлены имеющиеся ходатайства.

      Важным моментом при составлении кассационной жалобы является ее подписание и датирование.

      Несоблюдение вышеперечисленных требований является основания для оставления кассационной жалобы (представления) без движения, либо ее возвращения.

      Сроки подачи кассационной жалобы

      Подача кассационной жалобы представляет собой процессуальное действие, которое позволяет отменить вступившие в силу судебные акты в случае, когда при их вынесении были неверно истолкованы либо нарушены нормы материального или процессуального права.

      На что здесь следует обратить внимание так это на соблюдение процессуальных сроков, пропуск которых может привести к лишению лица, нуждающегося в судебной защите, права на обжалование, и, как следствие, возможности восстановить свои законные права.

      В зависимости от того, к какому роду права относиться Ваше дело зависит и срок кассационного обжалования. В настоящее время различают 4 отрасли процессуального права: гражданский, административный, арбитражный и уголовный процессы.

      1) Если рассматривать гражданский процесс – вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что заявителем, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (что следует из содержания ч.1, 2 ст. 376 ГПК РФ). То есть имеется в виду, если спорное решение (постановление) было обжаловано в нижестоящих инстанциях (апелляционном суде). Или если был пропущен срок для обжалования, и заявитель обращался в суд второй инстанции с ходатайством о восстановлении срока, но этого сделано не было (т. е. был получен отказ).

      2) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который является для Российского судопроизводства новеллой, однако, в котором прослеживается аналогия закона с гражданским процессом, также предусматривает шестимесячный срок обжалования со дня их вступления в законную силу судебного акта. Однако при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

      3) В уголовном процессе срок для обжалования в порядке кассации не ограничен. Однако по итогам кассационного рассмотрения положение осужденного может быть как улучшено, так и ухудшено. При этом исключением является пересмотр в кассационной и надзорной инстанциях приговора, определения, постановления суда именно по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий 1 года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

      4) Арбитражное же процессуальное законодательство устанавливает двухмесячные сроки для обжалования со дня вступления в законную силу судебного решения. В исключительных случаях, если пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом (ч. 2 ст. 276 АПК РФ).

      Таким образом, необходимо учитывать сроки кассационного обжалования, поскольку восстановить такой срок иной раз не представляется возможным, даже с учетом веских оснований.

      Порядок подачи кассационной жалобы

      Часто возникает вопрос, куда и каким образом должна быть подана кассационная жалоба

      Все опять же зависит от вида судопроизводства.

      1) Гражданский процесс.

      В силу положений ст. 377 ГПК РФ — Порядок подачи кассационных жалобы, представления (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ).

    3. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.
    4. Кассационные жалоба, представление подаются:
    5. 1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

      2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

      3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ);

      4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (п. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ).

      При этом Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» определил позицию в отношении обжалования судебного приказа, вынесенного мировым судьей непосредственно в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 377 ГПК РФ.

      2) Административный процесс.

      Положения ст. 319 КАС РФ фактически копируют приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за исключением пунктов 1, 3 части 2 статьи 319 КАС РФ, которые толкуются в пункте 84 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» По смыслу пунктов 1, 3 части 2 статьи 319 КАС РФ, кассационные (частные) жалобы, представления на решения и определения районных судов, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (далее — областные или равные им суды), вынесенные ими в качестве судов первой инстанции и подлежащие обжалованию в апелляционном порядке в том же суде, а также на апелляционные определения областных или равных им судов подаются в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, если соответствующие судебные акты были обжалованы в президиум областного или равного ему суда.

      Также как и для арбитражных судов, частью 3 вышеназванной статьи КАС РФ предполагается возможным подачи кассационной жалобы в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      3) Уголовный процесс перекликается с нормами гражданского и административного процессуального законодательства, однако в статье 401.3 УПК РФ «Порядок подачи кассационных жалобы, представления» имеются небольшие отличия.

      Так согласно части 1 названной статьи Кодекса — кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.

    6. Кассационные жалоба, представление подаются на:
    7. 1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные постановления и определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 217-ФЗ);

      2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

      (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 382-ФЗ);

      3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, апелляционные постановления и определения окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 217-ФЗ);

      4) промежуточные судебные решения окружного (флотского) военного суда, вынесенные им в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, — в президиум окружного (флотского) военного суда;

      5) судебные решения, указанные в пункте 3 настоящей части, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение окружного (флотского) военного суда, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума окружного (флотского) военного суда — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (п. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ).

      При этом Верховный суд РФ в п. 3 Постановления Пленума от 28.01.2014 № 2 (ред. от 03.03.2015) «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» указал на то, что производство в суде кассационной инстанции осуществляется с соблюдением установленного статьей 401.3 УПК РФ требования инстанционности, в соответствии с которым кассационные жалоба, представление, равно как и уголовное дело, вначале рассматриваются в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде кассационной инстанции. При этом судам следует иметь в виду, что судебное решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации при условии, что оно было обжаловано в президиум нижестоящего суда (пункты 2 и 5 части 2 статьи 401.3 УПК РФ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 382-ФЗ).

      Постановление судьи районного суда, гарнизонного военного суда, вынесенное в порядке исполнения приговора, вне зависимости от того, судом какого уровня был постановлен приговор, может быть пересмотрено в кассационном порядке только с соблюдением инстанционности, установленной частью 2 статьи 401.3 УПК РФ, то есть президиумом соответствующего верховного суда республики, краевого, областного или равного им суда, а затем Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

      Кассационные жалоба, представление, в которых одновременно обжалуются приговор и постановление судьи, вынесенное в порядке исполнения приговора, подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции, правомочным пересматривать приговор, независимо от того, судьей какого районного суда (этого же или другого субъекта Российской Федерации) выносилось решение в порядке исполнения приговора.

      4) Арбитражный процесс.

      Порядок подачи кассационной жалобы в арбитражном процессе закреплен в статье 275 АПК РФ.

    8. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
    9. Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

    Согласно абзацу третьему пункта 42 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», кассационная жалоба на судебный приказ, вынесенный арбитражным судом, подается по правилам статьи 275 АПК РФ в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, вынесший судебный приказ.

    При этом Верховный суд отметил, что нарушение установленного порядка подачи кассационной жалобы на судебный приказ не является основанием для возвращения кассационной жалобы. Судья арбитражного суда кассационной инстанции в целях выявления оснований для пересмотра в порядке кассационного производства судебного приказа вправе истребовать дело из арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный приказ (часть 2 статьи 288.1 АПК РФ).

    При подаче кассационной жалобы по арбитражному делу также важно учитывать и Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 60 (ред. от 02.07.2013) «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»

    В силу части 4 статьи 222.9 АПК РФ решение Суда по интеллектуальным правам по таким делам может быть обжаловано в кассационную инстанцию, которой исходя из пункта 1 статьи 43.6 Закона об арбитражных судах является президиум Суда по интеллектуальным правам (п. 10).

    Вместе с тем, важно отметить, что Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (ч.2 ст. 3 АПК РФ)

    Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

    арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ);

    арбитражные апелляционные суды (абзац введен Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 № 4-ФКЗ);

    арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации) (в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 № 4-ФКЗ);

    специализированные арбитражные суды.

    Согласно положениям ст. 24. Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» усматривается следующее.

  • Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами (п. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).
  • В Российской Федерации действуют:
  • 1) Арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики — Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    2) Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2010 года — судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 29.11.2007 № 6-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ)

    3) Арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2009 года — судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 12.07.2006 № 3-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ)

    4) Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 28.04.2008 № 2-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ)

    5) Арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ)

    6) Арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    7) Арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    8) Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия — Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ, от 23.06.2014 № 10-ФКЗ, от 22.12.2014 № 18-ФКЗ)

    9) Арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку:

    (в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ)

    судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

    судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, — на период до 30 июня 2007 года;

    (пп. 9 в ред. Федерального конституционного закона от 25.03.2004 № 2-ФКЗ)

    10) Арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Республики Крым, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, города Севастополя, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

    (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 04.06.2014 № 8-ФКЗ, от 22.12.2014 № 18-ФКЗ)

  • Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.
  • Таким образом, в зависимости от того, к какому округу относится рассматриваемое дело с учетом подсудности (Центральному, Дальневосточному, Западно-Сибирскому, Московскому и т. д.), определяется арбитражный суд округа, в который надлежит адресовать будущую кассационную жалобу. При этом кассационная жалоба все равно будет подаваться через суд вынесший оспариваемое решение (первую инстанцию), после чего вместе с делом поступит в суд кассационной инстанции.

    Такой порядок отличается от гражданского, административного и уголовного процессов, где жалоба подается непосредственно в суды кассационных инстанций.

    При этом, что касается уголовного процессуального права Закон определяет 2 кассационные инстанции, в которые может быть обжалован приговор:

    I — президиум областного и приравненного к нему суда (применительно к Севастополю – это Севастопольский городской суд) Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    II — Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ.

    Нормативно-правовое регулирование кассационного производства

    При обращении в суд с соответствующей кассационной жалобой необходимо правильно руководствоваться нормами действующего процессуального законодательства.

    1) В Гражданский процессе, кассационное производство регулируется в первую очередь Главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

    Здесь не менее важно учитывать и основанные Постановления Пленумов Верховного Суда РФ:

    от 24 июня 2008 г. № 12 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»;

    от 11.12.2012 № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»;

    от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»;

    от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»;

    2) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) регулирует кассационное производство положениями Главы 35, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

    Следует также обратить внимание на «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)

    3) Уголовный процесс.

    Глава 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

    Постановления Пленумов Верховного Суда РФ:

    от 10.02.2009 № 1 (ред. от 29.11.2016) «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;

    от 21.04.2009 № 8 (ред. от 17.11.2015) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»;

    от 28.01.2014 № 2 (ред. от 03.03.2015) «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

    Обзоры практики Верховного Суда Российской Федерации также разъясняют многие положения относительно правового регулирования процесса кассационного обжалования.

    № 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015),

    № 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015),

    № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).

    4) Арбитражный процесс

    Производство в суде кассационной инстанции по арбитражным делам осуществляется в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а также с учетом позиции Пленумов ВС РФ и ВАС РФ:

    Постановление Пленума Верховного суда РФ:

    от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве».

    Постановления Пленумов ВАС РФ:

    от 17.02.2011 № 12 (ред. от 21.01.2016) «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 09.12.2002 № 11 (ред. от 17.11.2015) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;

    от 08.10.2012 № 60 (ред. от 02.07.2013) «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».

    от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»;

    от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе».

    Уплата государственной пошлины при подаче кассационной жалобы

    1) В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче апелляционной жалобы по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

    2) Подп. 7 п. 1 ст. 333.20 НК РФ определено, что при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

    3) В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

    Однако законодателем определен также и круг лиц, освобождаемых от бремени несения расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

    В частности как разъяснил Верховный Суд РФ,

    от уплаты государственной пошлины освобождаются:

    Физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния; Физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

    Основанием для предоставления льгот физическим лицам является удостоверение установленного образца

    от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

    истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; истцы — по искам о взыскании алиментов; истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов; стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками; вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей; физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка; истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи; истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков; физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.

    От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются:

    общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах; истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей; истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

    Если подвести итог вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для подачи и составления кассационной жалобы важно учитывать несколько основных факторов.

    • 1) Понять обладает ли заявитель правом кассационного обжалования и кто может выступать в его лице.
    • 2) Соблюдены ли процессуальные сроки обжалования судебных актов нижестоящих инстанций.
    • 3) Соответствует ли форма и содержания самого процессуального документа (в рассматриваемом случае кассационной жалобы) нормам того или иного процессуального законодательства.
    • 4) Не нарушен ли порядок обращения с кассационной жалобой по соответствующему делу.
    • 5) Требуется ли оплата государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

    Конечно, самым главным является именно содержание кассационной жалобы, вескость и аргументированность доводов изложенных в ней с указанием нарушенных норм материального и норм процессуального права.

    Однако следует отметить, что новые обстоятельства и доказательства по делу, которые не были предметом исследования нижестоящих инстанций, не могут служить основание для пересмотра принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, которая призвана лишь проверять судебные акты на предмет законности, а также соответствия нормам материального права и нормам процессуального права. В этой связи в кассационной жалобе необходимо четко указать нарушения, допущенные судами, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Суд же со своей стороны имеет процессуальное право рассматривать дело только в пределах, определенных жалобой. Это означает, что если решение суда оспаривается только частично, то проверка остальной части судебного акта остается на усмотрение суда.

    advokat-malov.ru

    Это интересно:

    • Положение по ведению реестра договоров Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132"О порядке ведения реестра договоров, […]
    • Приказ о проведении соревнования Управление образования города Ростова-на-Дону 01.12.2014 № 753 г.Ростов-на-Дону В соответствии с календарным планом общегородских детских массовых мероприятий на 2014/2015 учебный год, в честь Дня защитника Отечества и 72-й годовщины со дня освобождения города […]
    • Приказ мз рк 187 Приказ мз рк 187 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Дата […]
    • Налоги за работников ип 2014 Страховые взносы для ИП в 2014 году Все ИП, независимо от выбранного налогового режима и наличия сотрудников, обязан платить взносы за себя. Расскажем подробно, как это грамотно сделать в 2014 году. Порядок расчета и уплаты фиксированных взносов Фиксированные взносы, […]
    • Софинансирование пенсии получить ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Вступить в Программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений можно было до 31 декабря 2014 года. Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года Вы подали заявление на вступление в […]
    • Приказ мвд россии 549 от 2014 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 08.09.98 N 549 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МВД РОССИИ ОТ 6 ЯНВАРЯ 1994 Г. N 5" "Российская газета", N […]
    • Закона о торговле розничная торговля Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской […]
    • 255 приказ минздрава ПРИКАЗ Минздрава РФ от 28.11.2017 № 953н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 28 ноября 2017 г. N 953н О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ […]