Роль налогов в современном государстве

| | 0 Comment

Сущность налогов в современном обществе

I. Сущность налога

1.1 Понятие и роль налогов в современном обществе ………………………..6

1.2. Элементы закона о налоге………………………………………………….8

II. Система налогов в Российской Федерации.

2.1. Классификация налогов в российской экономике………………………18

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения.

Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам. В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.

Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА

1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». 1 Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2 В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. 3 Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции.

Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

1.2. ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ.

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

· налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

· налоговый период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

· налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,

· порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах;

· порядок и сроки уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

1.3. ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:

подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги:

налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

works.doklad.ru

НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

Налоги представляют собой один из существенных элементов, обеспечивающих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство осуществляет не только финансирование государственных органов управления, армии, систем образования, здравоохранения, культуры и др., но и целенаправленное регулирование производственноэкономической деятельности предприятий различных форм собственности и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

«Налоги — это цена цивилизованного общества» — написано на фасаде Министерства внутренних доходов США.

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально- экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма. «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его», — эти слова принадлежат русской императрице Екатерине Великой и достаточно точно отражают взаимосвязь налогов и государства.

Во времена абсолютистских режимов налоги нередко превращались в карательную меру и устанавливались в размерах, несообразных ни с задачами государственного управления, ни с реальной платежеспособностью населения. В демократических государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти, т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа.

В современной российской экономической теории нет единого мнения относительно определения налогов. На практике используют формулировку, приведенную в Налоговом кодексе РФ: налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Данное определение в целом базируется на основных сущностных признаках налога.

Из признака «обязательность» вытекает, что налогообложение основано на государственном принуждении. В этом заключается коренное отличие налогового права от гражданского, семейного и трудового, которые строятся на основе добровольности. Государство, устанавливая налоговое законодательство, обязывает индивидуальных налогоплательщиков платить налоги и распределяет полученные средства для блага всего общества. При неуплате налогоплательщик будет наказан. Поэтому налоговые отношения — это специальным образом законодательно закрепленные отношения. Для большинства налогов таким законодательством является именно налоговое, что не исключает возможности установления некоторых налогов и иным законодательством в зависимости от компетенции контролирующих его исполнение органов, например таможенным законодательством.

В налоговых системах некоторых стран могут существовать и «необязательные» налоги — церковные, установленные не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит — Йемене, Саудовской Аравии, Пакистане и др., религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными.

Исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр) платятся в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и т.д.

Таким образом, налог представляет собой историческую финансово-правовую категорию. Налоги возникли вместе с государством для обеспечения общественных интересов, исторически меняли свою форму вслед за развитием производительных сил. Государство своими законами определяет специальные правила исчисления и уплаты налогов. Следовательно, налогам свойственна императивность и легитимность. Императивность как раз и предполагает отношения власти и подчинения. По отношению к налогам это значит, что субъект налогов не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности внесения налогов в бюджет соответствующего уровня. Вмести с тем налоги неправомерно отождествлять с иными платежными обязательствами перед государством, например разного рода санкциями, которые тоже устанавливаются законодательно. «Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом», — метко высказался по этому поводу Лоренс Питер — канадско-американский педагог, литератор, ученый, автор знаменитой книги «Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось».

Легитимность при налогообложении означает, что налогами облагаются только законные доходы, имущество или сделки. «Как можно брать налоги с нечестных денег?», — справедливо негодовал крестный отец чикагской мафии Аль Капоне, когда против него возбудили судебного преследование из-за нарушения им закона США о подоходном налоге.

В налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика, которые особенно поляризуются в условиях экономических кризисов, бюджетных дефицитов и снижения жизненного уровня населения. Однако даже при крайних противоречиях их неправильно относить к антагонистическим, поскольку необходимость существования государства является объективной, хотя и не всеми осознанной, потребностью каждого члена общества. Императивность также означает, что налогообложение должно строиться таким образом, чтобы воспроизводиться вместе с государством, оно не должно подрывать экономическую базу государства. «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда», — писал французский просветитель и философ XVIII в. Шарль Монтескьё.

Из признака «индивидуально безвозмездный платеж» вытекает, что при налогообложении происходит относительно безэквива- лентное изъятие части доходов или сбережений для финансирования государственных расходов. Разумеется, государство может потратить собираемые налоги и не на общественно необходимые цели (например, на финансирование излишних управленческих расходов, необязательных войн либо капитальных затрат низкого качества), но это не говорит об иной сущности налогов, а лишь свидетельствует о неэффективности государственной власти и необходимости ее трансформации. Разумеется, финансируя за счет налоговых доходов социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и др., государство обеспечивает общественную возмездность собранных в бюджетах доходов. Индивидуальная безвозмездность налогов означает лишь то, что для конкретного налогоплательщика невозможно определить эквивалентность между величиной уплаченных налогов и размером полученных через систему бюджетных расходов благ. Например, олигарх, проживающий за границей, вряд ли нуждается в бесплатной медицинской помощи или бесплатном обучении для своих детей, пусть он даже и исправно платит налоги, а неработающий инвалид получает необходимый социальный пакет, при этом не участвуя в пополнении доходов бюджета.

При налогообложении у налогоплательщиков изымаются принадлежащие им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежные средства. Таким образом, права собственности на доходы и сбережения или права на управление собственностью переходят от налогоплательщика к государству. Как правило, при налогообложении происходит смена собственника денежных средств, однако обязанность уплаты налогов носит всеобщий характер, т.е. их платят и государственные предприятия. В этом случае собственник денежных средств не меняется (им остается государство), происходит смена управляющего денежными средствами. Права управления от предприятия переходят к исполнительным органам государственной власти.

В обществе с высоко развитыми товарно-денежными отношениями налоги взимаются преимущественно в денежной форме, но исторически существовали и натуральные виды налогов. Например, налоги взыскивались путем исполнения трудовых повинностей или через уплату натуральных податей. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, их взимание обусловливалось наступлением военного времени, т.е. формы налогообложения определялись общественной потребностью.

Аналогичное положение в налогообложении существовало и на Руси. Н.В. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Государственная подать у нас в девятом и десятом веках состояла более в вещах, нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом и шкурами, или с обороком княжеским — что называлось: ввозить повоз» [1] . Такое положение характерно и в последующие времена.

Так, вплоть до конца XVII в. воеводы получали «въезжий корм» (то, что приносилось к приезду воеводы), праздничное кормление на Рождество, Пасху, Петров день, ежедневное кормление. Население кормило родственников и слуг воеводы. Существовали и такие специфические виды кормления, как платежи на именины царя и членов царской семьи, на именины воеводы и членов его семьи, корм на отъезд воеводы. Кормление воевод и других служивых людей было не чем иным, как местным налогом, который взимался в том числе и в натуральной форме. Иного жалования от правительства воеводы и прочие дьяки не получали. Бояр, поставленных на кормление, называли в XIV—XVII вв. кормленщиками.

С XVII в. северные и сибирские народы платили в государеву казну ясак — дань, которая взималась обычно пушным товаром.

В результате русско-чукотских войн даже в середине XIX в. в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают»

В Российской империи налогообложение нередко принимало форму повинностей. Например, за проход бурлачьих ватаг, тянущих барки с грузами, с судовладельца взималась плата. Поэтому за состоянием берегов тщательно следили, а государственные крестьяне прибрежных волостей несли особую натуральную повинность: корчевали пни, засыпали ямы, спиливали кусты, наводили мосты на протоках.

При расстройстве денежной системы также допускаются натуральные формы налоговых изъятий. Известны периоды, когда налоги вообще не имели денежной формы. Например, в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил в стране взимание всех денежных налогов. Крестьянство и городское население участвовали в содержании государства через продразверстку, трудовую и гужевую повинности.

Взимание некоторых налогов в натуральной форме используется в настоящее время крайне редко. В качестве примера можно привести Мексику, где с 1957 г. лица, которые занимаются художественным творчеством, имеют право использовать для уплаты налогов созданные ими произведения искусства, стоимость которых оценивается специальной экспертной комиссией. Лучшие работы выставляются в музеях и галереях мексиканской столицы.

Поскольку с помощью налогов происходит перераспределение национального дохода и формирование централизованных и де- [2]

централизованных фондов денежных средств, то налоги правомерно считать стоимостной финансовой категорией.

Сущность налогов и возможности их воздействия на воспроизводственные процессы наиболее ярко проявляются в присущих им функциях.

Контрольные вопросы

1. Какие сущностные признаки налогов вытекают из определения налогов, данного в Налоговом кодексе РФ?

2. Почему налоги являются исторической категорией?

3. Почему налоги правомерно считать финансовой категорией?

4. Какая форма взимания налогов является превалирующей в условиях развитых товарно-денежных отношений?

5. Раскройте понятие «императивность» применительно к налогам.

6. В чем отличие налогового законодательства от гражданского или трудового?

studref.com

1.1. Роль налогов в современном государстве

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

www.e-reading.mobi

Роль налогов в современном государстве

Лекции по предмету: Налоговому праву Республики Казахстан

Тема 1: Понятие и роль налогов в жизни современного государства.

1. Для государства налоги это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

Налоги существуют только в правовой форме. Установление налогов, организация налогообложения и налоговой деятельности производится государством посредством издания правовых норм, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

2. Понятие «налог» применяется в литературе в широком и узком смыслах.

В широком смысле к налогам относят любые изъятия денежных средств в доход государства, которые основаны на отождествлении налога с обязательным платежом, не соответствует ни экономической, ни правовой сути налога как определеннойразновидности обязательного платежа.

В узком значении (единственно правильном, как подчеркивает Худяков А.И.) под налогом понимается определенная разновидность обязательных платежей, которые установлены государством в одностороннем порядке, принудительно взимаются в его пользу и отвечают определенным требованиям.

3. Признаки налога. Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

В материальном смысле налог — это определенная сумма денег (или материальных ценностей, если налог является натуральным), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в ус­тановленном порядке.

Как экономическая категория налог — это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение денег (материаль­ных ценностей) от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле налог — это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (мате­риальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

Таким образом, Налог – это принудительное изъятие государством в целях финансового обеспечения своей деятельности денежных средств, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам,

1) осуществляемое на основе правового акта, принятого надлежащим государственным органом и в надлежащей форме,

2) производимое в определенных размерах, в установленном порядке и в обусловленные сроки,

3) носящее обязательный, безвозвратны и безвозмездный характер.

4. Действительно, по мере развития науки представления о налоге изменялись и будут изменяться. Но как объективно существующая экономическая категория налог (как бы его не называли: налог, подать, мыт, салык, трибут [лат.], tax[англ.] и т. п.)всегда представлял собой обязательный платеж, установленный государством в одностороннем порядке в свою пользу посредством издания соответствующего пра­вового акта. Этим свойством налог обладал с момента своего возникновения, оно не изменилось в настоящее время и не может измениться в будущем, хотя формы и виды налогов, способы их исчисления и уплаты изменялись, изменяются и будут изменяться. Это свойство объективно, оно выражает сущность налога как экономической и правовой категории. И данное свойство не меняется во времени.

5. Функция налога — это установленное государством направление действия налога, определяемое экономическими воз­можностями налогообложения.

По мнению большинства авторов, налогообложение выполняет следующие функции:

1) фискальную (бюджетную);

2) распределительную (социальную);

б) дестимулирующую (сдерживающую);

6. Деление налогов на прямые и косвенные обычно определяют категорией, именуемой «носитель налогового бремени» (или «носитель налога»):

прямые налоги — налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

косвенные налоги — налоги (на добавленную стоимость и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, не­посредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплатель­щика.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги [от англ. real — имущество] — это налоги на имуще­ство, а точнее, на такую его разновидность, как вещи.

Личные налоги — это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика.

В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

В зависимости от своего субъекта налоги подразделяются на следую­щие виды:

— Налоги с юридических лиц (организаций) (по западной терминологии — корпоративные налоги). В Казахстане к ним в настоящее время, например, относятся корпоративный подоходный налог, налог на имущество юридических лиц.

— Налоги с физических лиц (граждан) (по западной терминологии — ин­дивидуальные налоги). К числу таких налогов в Казахстане относится, например, индивидуаль­ный подоходный налог, налог на имущество физических лиц.

— Смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и фи­зические лица Последние при этом могут выступать в качестве индивидуальных предпринимателей. К числу смешанных налогов, применяемых в Казахстане, относятся, например, налог надобавленную стоимость, акцизы, земельный налог, социальный налог.

В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

В зависимости от характера использовании налоги могут быть общего назначения и целевые.

Отметим, что целевые налоги обычно устанавливаются в качестве доходного источника специального внебюджетного фонда.

К данной классификации примыкает деление налогов на обычные и чрезвычайные.

Обычные налоги применяются в условиях нормального функциониро­вания государства.

Чрезвычайные налоги выступают реакцией на некие форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства, резко повышающие уровень потребнос­ти государства в денежных средствах для покрытия вновь открывшихся расходов, что соответственно требует дополнительных доходов.

По субъекту исчисления и способу уплаты налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты налоги подразделяются на активные ипассивные.

Иногда в литературе выделяют такие разновидности налогов, как рас­кладочные (репарационные, контингентированные) иколичественные (долевые, квотативные).

Существует также деление налогов на регулярные (систематические, текущие) и разовые.

kazbook.narod.ru

Это интересно:

  • Выплаты при увольнении сотрудника фсин Какие выплаты положены сотруднику фсин при выходе на пенсию. 2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Согласно Приказа ФСИН от 27 мая 2013 г. N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий […]
  • Судебник договор купли продажи История отечественного государства и права (экз. ответы по вопросам Казанцева, 1 семестр) До Судебника 1497 нам практически ничего не известно о московском праве. Поэтому чрезвычайно интересен кодифицированный законодательный акт московского великого князя Ивана III - […]
  • Как оформить стену папье-маше Мастер-класс. Камни на стене из папье-маше Donna Rosa Папье-маше — интересная техника лепки, о которой человечество узнало ещё в XVI веке. С французского «папье-маше» переводится как «жёваная бумага». Для лепки обычно используют глину, пластилин или солёное тесто, но […]
  • Современный этап развития налогов Налоговая система РФ, основные этапы ее развития Министерство образования и науки Российской Федерации ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. […]
  • Правила внутренней торговли Правила внутренней торговли России в XVII в В XVII веке развитию внутренней торговли в России были сформированы основные предпосылки. С конца XVI века в Европе начинался период меркантилизма, в теории и практике которого деньги играли существеннейшую роль и считались […]
  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]