Закон об образовании льготы по оплате

| | 0 Comment

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 65 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи уже известны образовательному законодательству, поскольку нормы о взимании платы за присмотр детей содержались в ст. 52.1. Закона N 3266-1.

Комментируемая статья регулирует вопросы, касающиеся установления родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 комментируемого закона наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации. При этом толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что только та организация, которая оказывает услуги по присмотру и уходу (одновременно с образовательной деятельностью), является дошкольной образовательной организацией. В случае если какая-либо иная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, то она вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (хотя может и не оказывать такого рода услуги).

Присмотр и уход за детьми согласно ст. 2 комментируемого закона «Об образовании в РФ» — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход за детьми — это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия «присмотр и уход» включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды*(90). Однако очевидно, что комментируемый Федеральный закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий.

Согласно части 2 комментируемой статьи за присмотр и уход за детьми учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ. В своем решении от 27.01.2003 г. N ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование. Кроме того, конституционная норма о гарантированности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не освобождает родителей от уплаты расходов, связанных с содержанием детей в таких организациях.

Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытовым обслуживанием, соблюдением гигиенических процедур и т.п., не составляет существо образования в его обученческом и воспитательном контекстах, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним. Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных организациях отграничивается от непосредственно образовательной деятельности, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.

Комментируемый закон оставляет на усмотрение учредителя как саму возможность взимания платы за присмотр и уход, так и определение ее размера. Учредитель также вправе снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольной образовательной организации. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 г. N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области»*(91) при определении размеров платы учитывают такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(92). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(93).

Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Комментируемый закон скорректировал данный перечень по сравнению с прежним законодательством. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией «дети-инвалиды».

В правоприменительной практике рассматривался вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных муниципальных организациях. Суд определил, что поскольку расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта Российской Федерации, то эти расходы должны финансироваться из местного бюджета. Как отметил суд, спорные расходы являются не льготами, а одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях*(94).

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрен запрет на включение в родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Исключение данных статей расходов из числа, включаемых в родительскую плату, обусловлено следующими причинами.

Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являясь основной целью деятельности таких организаций, осуществляется ими без взимания платы — бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирована Конституцией РФ. Поэтому все расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, исключаются из состава родительской платы. Не включаются в родительскую плату и затраты на содержание недвижимого имущества, что, по всей видимости, связано с тем, что бремя содержания имущества возложено на его собственника и не может быть переложено на лиц, получающих услуги в такой организации.

Иных параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми комментируемый Федеральный закон не предусматривает, оставляя, очевидно, это на усмотрение учредителя. Не исключается и возможность определения расходов, учитываемых при определении родительской платы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Отметим, что на подзаконном уровне установлен перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка, утвержденный в соответствии с прежним Законом Российской Федерации «Об образовании» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 849. В число таких затрат постановлением включены: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользование имуществом, увеличение стоимости материальных запасов в связи с содержанием ребенка в дошкольной образовательной организации и прочие услуги. Однако применение положений вышеназванного постановления должно быть скорректировано с учетом новой дефиниции присмотра и ухода и установленных комментируемым Федеральным законом требований к определению величины родительской платы.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает параметры определения размера компенсации родительской платы за присмотр и уход. Согласно комментируемому Федеральному закону основное предназначение родительской платы — материальная поддержка родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом нормы Федерального закона не связывают право родителя на получение компенсации родительской платы с отнесением дошкольной образовательной организации, которую посещает дошкольник, к государственным, муниципальным или частным организациям. Это означает, что данные нормы в равной мере распространяются и на родителей, дети которых получают дошкольное образование в частных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Непосредственно размеры компенсаций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, однако федеральный законодатель определил минимальные компенсационные пороги, которые составляют: не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов — на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопрос определения среднего размера родительской платы в субъектах Российской Федерации решается по-разному. В отдельных субъектах Российской Федерации он устанавливается в виде фиксированной суммы на соответствующий год (например, в Калужской области — 656 руб. в месяц в 2013 г.*(95); в Москве — 598 руб. на 1 января 2012 г.*(96); в Мурманской области — 1514 руб. в месяц в 2013 г.*(97)). В некоторых субъектах Российской Федерации средний размер родительской платы дифференцируется в зависимости от территориальной принадлежности той или иной дошкольной образовательной организации (например, от 751 руб. до 1730 руб. в месяц во Владимирской области в 2013 г.*(98)) либо от вида группы образовательного учреждения*(99) или от возраста ребенка*(100).

Неодинаково на регулятивном уровне решается в субъектах Российской Федерации вопрос о размере предоставления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют специальные законы, регламентирующие размер и порядок компенсации части родительской платы за содержание ребенка*(101). Однако в большинстве субъектов данные вопросы решаются на подзаконном уровне.

Как правило, субъекты Российской Федерации придерживаются установленных федеральным законодателем минимальных размеров компенсации: двадцать процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка — на первого ребенка; пятьдесят процентов — на второго ребенка; семьдесят процентов — на третьего и последующих детей. Таковы размеры компенсации части родительской платы, в частности, в Ивановской области*(102); Москве*(103); Московской области*(104); Республике Татарстан*(105) и других субъектах Российской Федерации.

В отдельных регионах устанавливаются дополнительные параметры определения размеров компенсации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2007 г. N 247-38 «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 «Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области»*(106) при определении размеров учитывают также такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 «О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов — малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители — работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители — воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(107). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(108).

Согласно комментируемому Федеральному закону право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Часть 6 комментируемой статьи определяет, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 комментируемой статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация данного полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством принятия ими соответствующих нормативных правовых актов. Как правило, порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты регламентируются в субъектах Российской Федерации на подзаконном уровне*(109), однако в Чеченской Республике правоотношения в данной сфере урегулированы законом *(110). Нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты, как правило, устанавливается последовательность действий родителей (законных представителей) и уполномоченных органов власти, а также организаций в целях осуществления соответствующих выплат; периодичность выплат и их формы; источники финансирования и т.д.

Отметим, что Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по созданию эффективных механизмов выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования*(111), в которых проанализированы используемые в субъектах Российской Федерации механизмы выплаты компенсации части родительской платы и выработаны некоторые рекомендации.

Часть 7 комментируемой статьи определяет источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы. Согласно комментируемой статье финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации части родительской платы, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства — это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в данном случае — субъекта Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 г. N 70-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривается выделение на компенсацию части родительской платы бюджетных ассигнований на сумму 91 171 тыс. руб., а Закон Удмуртской Республики от 24.12.2012 г. N 75-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает выделение субвенции на 2013 год бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в общей сумме 200 622,3 тыс. руб.

zakonobobrazovanii.ru

Льготы по оплате детского сада

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за обучающимися, осваивающими образовательную программу дошкольного образования, устанавливается плата, взимаемая с родителей (законных представителей).

Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных образовательных организациях.
Необходимо отметить, что обучение и воспитание детей в дошкольных группах образовательных организаций всегда было и остается бесплатным. Оно финансируется из бюджета города Москвы.

Размер родительской платы определяется Управляющим советом образовательной организации исходя из фактического размера затрат на обеспечение содержания ребенка (присмотр и уход за ребенком) за предшествующий год.

Важно, что все деньги, которые вносят родители в виде родительской платы — это доход образовательного учреждения. Он остаётся в образовательном учреждении и может быть направлен на стимулирующие выплаты воспитателям за качество работы, соответствующее запросам родителей.

Для родителей, вносящих плату за присмотр и уход за ребенком, предусмотрены компенсационные выплаты из бюджета города Москвы:
— 20 процентов размера внесенной ими платы – на первого ребенка;
— 50 процентов размера внесенной ими платы – на второго ребенка;
— 70 процентов размера внесенной ими платы – на третьего и последующих детей.

Электронный журнал «Азбука права», 14.10.2015

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ
ДЕТСКОГО САДА И КАК ИХ ОФОРМИТЬ?

Родители ребенка, который посещает государственный или муниципальный детский сад, вносят плату за детский сад (родительскую плату). Размер родительской платы устанавливает учредитель детского сада — орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления муниципального района и городского округа (ч. 2 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

При этом размер родительской платы за присмотр и уход за детьми не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого субъектом РФ для каждого муниципального образования, находящегося на его территории (ч. 4 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

У отдельных категорий граждан есть льготы по оплате детского сада.

Примечание. Льготы могут предоставляться только в том случае, если ваш ребенок посещает государственный или муниципальный детский сад. Льготы по оплате частного детского сада, как правило, не предоставляются.

Так, за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми с туберкулезной интоксикацией, детьми-сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей, родительская плата не взимается (ч. 3 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Льготы по оплате детского сада могут также предоставляться в соответствии с региональным законодательством. Орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления как учредитель детского сада может снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей).

Если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, учредитель оплачивает самостоятельно, родительская плата в этом случае не устанавливается (ч. 2 ст. 65 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Категории родителей, которым предоставляются льготы по оплате детского сада, указываются в актах субъектов РФ и муниципальных актах.

Критериями для отнесения определенных лиц к этим категориям, как правило, являются уровень доходов, состав семьи, состояние здоровья детей и родителей (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25)*. Так, в г. Москве льготами по оплате содержания детей в детских садах пользуются отдельные категории семей (студенческие семьи, семьи военнослужащих, опекунов и др.) (ч. 2 ст. 26 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60**.
Для получения льготы по оплате детского сада рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, имеете ли вы право на льготу.
Вам необходимо установить, имеете ли вы право на льготу по оплате детского сада в соответствии с федеральным или региональным законодательством.

Шаг 2. Подготовьте заявление о предоставлении льготы и необходимые документы.
Заявление составляется в произвольной форме в одном экземпляре. В нем необходимо указать ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, а также Ф.И.О. и год рождения вашего ребенка, изложить просьбу предоставить вам льготу по оплате детского сада и основания для ее предоставления.
Также необходимо подготовить следующие документы:
— документ, удостоверяющий вашу личность (оригинал и копию);
— свидетельство о рождении ребенка (оригинал и копию);
— документы, которые подтверждают ваше право на льготу по оплате детского сада. Например, справка об инвалидности ребенка, родителя, военный билет родителя (оригиналы и копии).

Шаг 3. Обратитесь с заявлением и документами в детский сад, который посещает ваш ребенок.

Шаг 4. Используйте предоставленную льготу.
После предоставления льготы вносите родительскую плату в размере с учетом льготы.

Связанные вопросы
Как получить компенсацию части родительской платы за детский сад?

*(ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25)
4. Органы исполнительной власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов.

**(ч. 2 ст. 26 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60)
2. Отдельные категории семей (студенческие семьи, семьи военнослужащих, опекунов и другие), предусмотренные Правительством Москвы, пользуются льготами по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Комментарий:

К сожалению, в нормативных актах Правительства Москвы отсутствуют льготы для семей, в которых родители являются инвалидами.

Но они могут воспользоваться компенсацией (см Постановление Правительства Москвы 590-ПП)

www.deafnet.ru

Список льгот для поступления и обучения в детском саду

На территории Российской Федерации некоторые категории граждан имеют полное право на внеочередное зачисление своих детей в дошкольные учреждения. Но мало кто из граждан знает о том, кому это можно сделать.

Какие еще льготы предусмотрены? Куда нужно подавать документы? Куда обращаться? Какими нормами закона регулируется этот вопрос?

Законодательное регулирование

Вопросы, которые касаются зачисления в детский сад детей, которые проживают в семье льготников, регулируется такими законодательными актами, как:

  1. Положением Правительства РФ, которое регулирует вопрос о комплектации дошкольных учреждений детьми из семей льготных категорий граждан;
  2. Приказ Минобразования и науки РФ №2562, который является дополнением к Положению Правительства РФ;
  3. Федеральный закон 124, который предусматривает определенные категории граждан, которые имеют право на зачисление детей в детские сады вне очереди, а также описывает и сам процесс зачисления;
  4. Федеральный закон “Об образовании”, который предусматривает возможность освобождения либо же частичной уплаты за детский сад для определенных категорий граждан.

Помимо этого стоит учитывать, что местные органы самоуправления имеют возможность формировать свои местные законопроекты, которые предусматривают компенсации за не предоставление места в детских садах для льготников.

Постановка в очередь и поступление в ДОУ

На сегодняшний день существует несколько категорий граждан, которые имеют право отдавать свое чадо в дошкольное учреждение вне очереди.

В данном случае речь идет о таких категориях, как:

  • сироты, которые находятся в возрастной категории от 18 до 23 лет и граждане, которые занимаются воспитанием своего ребенка в одиночку (также в возрасте от 18 до 23 лет). Такая возможность может быть подтверждена выпиской из органов опеки и попечительства;
  • граждане, которые признаны пострадавшими в катастрофе на ЧАЭС. Для подтверждения этого статуса необходимо будет предоставить: справку о самой эвакуации, либо же свидетельство о признании инвалидности из-за катастрофы на ЧАЭС;
  • семьи, которые признаны неблагополучными. Для зачисления ребенка в детский сад необходимо получит направление у комиссии по делам несовершеннолетних;
  • дети судей и прокуроров. Здесь все просто – необходима только справка из места своего трудоустройства.
  • Помимо этих категорий граждан, воспользоваться право на зачисление в детский сад имеют семьи, которые воспитывают приемных детей.

    Кто будет первым на зачисление?

    Прежде всего, необходимо брать во внимание тот факт, что право на первоочередное зачисление в детский сад имеют те дети, которые проживают:

  • в семьях полицейских либо же бывших полицейских, которые не в стоянии продолжать свою службу по причине полученных во время исполнения своих должностных обязанностей увечий. Также к этой категории можно отнести семьи полицейский, которые погибли при исполнении свои служебных обязанностей;
  • в семьях военнослужащих по контракту. Для этого необходимо предъявить справку из военкомата;
  • в семьях инвалидов, либо же они сами признаны инвалидами и у них имеется соответствующая группа;
  • в многодетных семьях.
  • Кто является носителем преимущественной возможности?

    Таким образом, к числу счастливчиков, которые могут воспользоваться преимущественным правом, относятся:

    • матери-одиночки;
    • сотрудники детских садов. При этом здесь ключевой нюанс – они должны работать исключительно в государственных дошкольных учреждениях.

    Государственная помощь при оплате за детский сад и питание в нем

    В первую очередь необходимо понимать, что сам факт внеочередного зачисления в детский сад является не последней льготой.

    Наше государство освобождает полностью от уплаты за детский сад и берет это на себя для таких категорий граждан, как:

    • для семей, у детей которых была обнаружена туберкулезная интоксикация;
    • для семей, которые являются сиротами, либо же имеют детей с инвалидностью;
    • семьи, которые были признаны малообеспеченными.
    • Помимо этого, рассчитывать на скидку в 50% при зачислении в детский сад имеют право такие категории граждан, как:

      • многодетные семьи, которые воспитывают 3 и больше несовершеннолетних детей;
      • семьи, у которых один из родителей является инвалидом 1 или 2 группы;
      • семьи, у которых один из родителей или оба являются участниками ликвидации аварии на ЧАЭС;
      • семьи, у которых один из родителей или оба являются военнослужащими по контракту.
      • Правила выплаты компенсации за не предоставление места в ДОУ

        В первую очередь следует обращать внимание на тот факт, что проблемы с зачислением детей в дошкольные учреждения заставляют многих матерей в буквальном смысле слова “засиживаться” в декретных отпусках, что может существенно сказываться на семейном бюджете.

        Согласно статье 43 Конституции РФ любое образование, в том числе и дошкольное должно быть общедоступным. Но что делать, если места нет даже для льготников?

        В этом случае положена компенсация, которая выплачивается в таких размерах, как:

      • компенсация за ребенка от 1,5 до 3 лет – порядка 6000 в месяц;
      • компенсация за ребенка от 3 до 6 лет — порядка 4000 рублей в месяц.
      • Но не стоит сильно радоваться, поскольку на законодательном уровне компенсация не предусмотрена. Все компенсации, по вопросу зачисления в детский сад рассматриваются исключительно на региональном уровне.

        По этой причине в каждом регионе могут быть предусмотрены выплаты, отталкиваясь от местного бюджета.

        Указанные выше суммы являются лишь средние по регионам.

        Пакет документов

        Согласно Постановлению Правительства РФ, получить право на льготное зачисление детей в детский сад можно на основании:

      • предоставленного заявления;
      • документа, который подтверждает наличие льгот.
      • Помимо самого заявления, необходимо будет подготовить перечень такой документации, как:

      • копию паспорта заявителя (им может выступать один из родителей, усыновитель либо же родственник);
      • копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка, который претендует на внеочередное зачисление в детский сад;
      • свидетельство о регистрации брак, если мать-одиночка, соответственно этого не нужно;
      • документ, который подтверждает адрес проживания.
      • В качестве дополнительной документации к основному перечню документов могут выступать:

      • справка из места официального трудоустройства;
      • если многодетная семья, то свидетельство о рождении всех детей;
      • справку о средней заработной плате;
      • документ, который подтверждает категорию льготников;
      • документ, который подтверждает наличие инвалидности у ребенка.
      • Стоит отметить, что все вышеуказанные документы подаются как в оригинале, так и в копиях.

        Куда нужно обращаться по этому вопросу?

        Для того чтобы иметь возможность получить место в детском саду по льготе, необходимо будет обратиться в отдел социальной защиты населения со всеми необходимыми документами.

        Стоит также отметить, что если нужно быстрей решить этот вопрос, рекомендуется обращаться в МФЦ (многофункциональный центр) по месту своего проживания и подать именно в эту службу документы.

        Региональные особенности

        Если говорить о каких-либо особенностях по регионам, то они заключаются только в размере денежной компенсации по не предоставленному месту в детском саду. Это связано с тем, что вопрос о компенсации решается исключительно на региональном уровне, а не на государственном. По этой причине, местные органы самоуправления самостоятельно решают эту проблему.

        Более того, в зависимости от региона проживания может быть увеличена скидка на оплату детского сада (за исключением тех категорий, где государство полностью берет на себя этот вопрос по оплате).

        По этой причине рекомендуется уточнять информацию в региональных отделах защиты населения.

        Сам порядок зачисления в детский сад во всех регионах полностью одинаковый и ничем не отличается.

        О выплате компенсации за не предоставление места в детском саду рассказано в следующем видеосюжете:

        posobie-help.ru

        Это интересно:

        • 42 ст закон об образовании Главная | Закон РФ "Об образовании" | Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования 1. Получение на конкурсной основе […]
        • Как посмотреть историю реестра Как посмотреть историю посещения сайтов? Как очистить историю во всех браузерах? Доброго времени суток. Оказывается еще далеко не все пользователи знают, что по умолчанию любой браузер запоминает историю посещенных вами страничек. И даже если прошло несколько недель, а […]
        • Апелляционное определение верховного суда образец АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 18.04.2018 № 3-АПГ18-2 Документ предоставлен КонсультантПлюс ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 апреля 2018 г. N 3-АПГ18-2 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской […]
        • Золотые правила распределительной логистики Все операции, связанные с преобразованием непосредствен­но материального потока в распределительной сети, составляют ключевую логистическую функцию — физическое распределение. К этим операциям (элементарным функциям) относятся по­грузка, разгрузка, затаривание, перевозка, […]
        • Отменили пособие при рождении ребенка Детские пособия в Воронежской области Внимание, эта статья устарела! Актуальную информацию по действующему в 2018 году на территории Воронежской области перечню региональных детских пособий и их размерам уточняйте в органах соцзащиты населения по месту жительства (пример — […]
        • Правила тренировки в тренажерном зале для девушек Как правильно заниматься в тренажерном зале девушкам Поэтому многие из них не решаются купить абонемент и начать заниматься в тренажерном зале. Хотя на самом деле бояться совершенно нечего, поскольку нарастить мышцы не так то и просто. Для этого нужно, чтобы тренер помог […]
        • Возврат прав через месяц Следует ли пересдавать ПДД после лишения прав? Здравствуйте! Меня лишили прав за отказ от медицинского освидетельствования в сентябре 2014. Нужно ли будет пересдавать экзамен в гаи? Ответы юристов (1) Здравствуйте Михаил! Для возврата водительского удостоверения по […]
        • Закон постоянства состава урок Закон постоянства состава вещества Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: свойство, состав, строение. Б.М.Кедров Цели. Дидактическая – рассмотреть понятия «химический элемент», «сложное вещество», а также […]