Прогрессивной шкалы подоходного налога

| | 0 Comment

Прогрессивной шкалы подоходного налога

Пелькова С.В., Кравец М.Б.

БЫТЬ ЛИ В РОССИИ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЕ ПО НДФЛ?

Прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ уже применялась в нашей стране в самом начале становления налоговой системы новой России. Затем, с целью повышения собираемости налога (такова была официальная позиция) был произведён переход к плоской шкале. Однако в Государственную думу постоянно поступают законопроекты о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, приводятся различные доводы как за, так и против неё. До сих пор данный вопрос остаётся спорным не только в нашей стране, но и во всём мире.

Хотелось бы сразу отметить, что формально прогрессивная шкала в законодательстве РФ уже существует, поскольку Налоговый кодекс определяет виды доходов, облагающихся как повышенной ставкой в 30-35%, так и пониженной в виде 9% [1]. Суть предложений, связанных с отказом от плоской шкалы НДФЛ состояла в глобальном изменении ставок налога, которое бы затронуло фактически все категории населения России.

Плоскую шкалу подоходного налога ввели в 2001 г., чтобы «вытащить зарплату из конвертов и сделать её «белой». И это удалось. Сейчас все платят налоги, благо этот налог небольшой — 13%. Платят и миллиардеры, и обычные люди.

«Мы понимаем, что объективно сверхбогатые люди должны делиться своим богатством с менее обеспеченными людьми, с бюджетом. Но для нас было важнее, чтобы они легализовали свои доходы. Нам это удалось. И в сию секунду вопрос повестки дня не стоит таким образом, чтобы немедленно выйти на прогрессивное налогообложение, — считает глава российского правительства Д. Медведев. — Однако рано или поздно этот вопрос встанет, это очевидно» [7].

В России могут ввести налог на роскошь. «Это, может быть, позволит отбалансировать какие-то социальные интересы. Но вообще-то, эта проблема существует для всех стран, даже для тех стран, где прогрессивная система налогообложения или сверхвысокий налог, типа Франции. Тем не менее разница в доходах между так называемым верхним децилем и нижним децилем по обеспеченности выросла за последние 20 лет, по-моему, в 30 раз», — подчеркнул Д. Медведев [7].

Законопроекты о введении прогрессивной ставки налога поступают в Государственную Думу с периодичной регулярностью – в 2007 г. (предлагалось до 60 тыс.руб. месячного дохода налог не взимать; от 3,6 млн.руб. – установить ставку 30%), в 2009 г. (нижний 2%-предел для доходов до 10 тыс.руб. и верхний свыше 5 млн.руб. – 40%), в феврале 2010 г. (до 60 тыс.руб. – 5%; от 12 млн.руб. и 1 рубля – 3 млн. 834 тыс. + 45% от суммы, превышающей 12 млн.руб.), в августе 2010 г. , в июле 2011 г. (до 120 тыс.руб. дохода – 10%; свыше 2,9 млн.руб. – 849 тыс.руб. + 45% от суммы, превышающей 2,9 млн.руб.). Ни один из данных актов не принят[4].

Последнее предложение о внесении данных изменений было высказано депутатами «Справедливой России». Они предлагали ввести прогрессивную шкалу налогообложения по сверхвысоким доходам физических лиц. «Вместе с тем в нашем законопроекте предлагается ввести стандартный налоговый вычет по низким заработкам. То есть доходы до 4 тыс.руб. в месяц будут освобождены от налога. Таким образом, заработная плата граждан с доходом около прожиточного минимума либо полностью, либо значительная её часть будет освобождена от налога» — пояснила депутат О. Дмитриева. Законопроектом предлагалось облагать доходы свыше 3 млн.руб. в год по ставке 25 %, от 15млн.руб. до 30 млн.руб. — 35%, а свыше 30 млн.руб. — 50%. Граждан с доходами свыше 3 млн.руб. в год в нашей стране не больше 1%, но на них приходиться 40% совокупных доходов физических лиц. По подсчетам казна получила бы от 300 до 600 млрд.руб. в бюджет [6].

Между тем, как пояснили в профильном думском комитете по бюджету и налогам, отказ от пропорционального налогообложения в пользу прогрессивной шкалы увеличит затраты на администрирование.

Налоговый кодекс оговаривает, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога [1]. Вместе с тем возникает вопрос в справедливости существующей системы и той, которую планируется ввести в действие. Проследить, как был решен данный вопрос можно на примере зарубежных государств.

Обращаясь к международному опыту, можно с уверенностью сказать, что шкала прогрессивного налога успешно применяется в ряде стран, причём дифференциация колебаний от низшего к высшему уровню может отличаться в 6-8 раз. Максимальный подоходный налог в Бразилии составляет 27,5%, в Финляндии – 35%, в США – 39,6%, во Франции и Китае – 45%, в Японии – 50%, в Германии – 53%. 80% федерального бюджета США обеспечивается налогами, взимаемыми с 20% наиболее высокодоходных граждан [6, 8], а если у гражданина зарплата меньше 13 тыс.долл. в год, то налоги ему возвращаются. Аналогична практика и в ФРГ – 4% жителей обеспечивают 40% поступлений в бюджет страны [2,c.311-313, 5].

Отмена плоской шкалы налогообложения сделает бедных беднее, инвесторов пугливее, судебные издержки выше. Недавно состоялось первое заседание экспертной группы «Сокращение неравенства и борьба с бедностью», посвященное подготовке предложений по актуальным проблемам стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г. Одной из главных тем дискуссии стал вопрос о введении прогрессивного подоходного налога в России, призванного снизить уровень неравенства в доходах граждан. Многие эксперты в области изучения бедности разделяют эту идею. Но на это есть что возразить:

Прогрессивная шкала НДФЛ приведёт к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты). Это усилит межрегиональную политическую напряженность, для снятия которой центру, возможно, придётся частично перевести НДФЛ в федеральный бюджет, что негативно скажется на развитии федерализма в России [4].

Плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки (даже в развитых странах они составляют около 5% от налоговых сборов). Введение прогрессивной шкалы потребует практически 100% охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы. Очевидно, что рост затрат общества на налоговое администрирование вряд ли поспособствует улучшению материального положения наименее обеспеченных слоев населения.

Введение прогрессивной ставки НДФЛ приведёт к уклонению от налогов. Справедливость этого тезиса доказывается тем, что налоговая реформа 2000-х гг. привела к массовому выходу из тени доходов. После снижения предельной ставки НДФЛ поступления выросли на 0,7-0,8% ВВП. Более того, введение плоской шкалы привело к увеличению прогрессивности налогообложения за счёт того, что многие богатые граждане перестали уклоняться от уплаты налога. При повышении подоходного налога возможен обратный процесс: богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объём поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. В результате при введении прогрессивной ставки НДФЛ налог с ростом доходов будет увеличиваться даже меньше, чем сейчас. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов (а они это умеют) [4].

Прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала. На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не умеют и не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ?

«Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (в ред. от 19.02.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – №32. – ст. 3340.

Венгеров А. Б. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие / А. Б. Венгеров // М.: Экон-профи, 2009. – 401с.

econf.rae.ru

Прогрессивный налог на доходы физических лиц представили сразу три фракции Госдумы

Фото: Владимир Афанасьев / «Парламентская газета»

Пакет законопроектов, касающихся введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, планируется рассмотреть в Госдуме 12 октября.

Предложения поступили сразу от трех фракций Госдумы — «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ. Среди них — освобождение от уплаты НДФЛ граждан, получающий меньше 180 тысяч рублей в год, и введение НДФЛ в размере половины всего годового дохода для тех, у кого он превышает 200 миллионов в год.

Группа депутатов думской фракции «Справедливая Россия» предлагает изменения в Налоговый кодекс, которые коснутся граждан, доход которого превысил с начала года 24 миллиона рублей. Если доход будет больше этой суммы, но не превысит 100 миллионов рублей, нужно будет уплатить 25 процентов со своих доходов вместо обычных 13 процентов. На годовой доход в интервале от 100 миллионов до 200 миллионов рублей налог составит 35 процентов, а по доходам свыше 200 миллионов рублей — 50 процентов.

«Единая Россия» не поддерживает введение прогрессивной шкалы НДФЛ

В документе отмечается, что повышенный налог коснется минимального количества лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения России. По данным УФНС по г. Москве за 2013 год доходы, превышающие 24 миллиона рублей, задекларировали около 2 800 человек. При этом совокупная сумма их доходов составила 484 миллиарда рублей.

Группа депутатов от ЛДПР тоже предлагает рассчитывать размер НДФЛ в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика, но по другой схеме.

Особенностью законопроекта ЛДПР является то, что люди, получающие менее 180 тысяч рублей в год, должны быть полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Для физических лиц с доходом от 180 001 до 2 миллионов 400 тысяч рублей предлагается ставка НДФЛ в размере 13 процентов с суммы, превышающей 180 тысяч рублей. Налог на доход от 2 миллионов 400 тысяч до 100 миллионов составит 288 600 рублей плюс 30 процентов с суммы, превышающей 2 миллиона 400 тысяч. Доход выше 100 миллионов должен облагаться налогом в размере 29 миллионов 568 тысяч 600 плюс 70% с суммы, превышающей 100 миллионов рублей.

Группа депутатов от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым тоже предложили свою прогрессивную шкалу подоходного налога, но в зависимости от месячного дохода физического лица.

По мнению законодателей, сумма дохода до 400 тысяч рублей в месяц должна облагаться НДФЛ по действующей на сегодня основной ставке — 13 процентов, от 400 тысяч до миллиона рублей — от 13 до 13 процентов, а доходы свыше миллиона в месяц — налогом в размере 50 процентов.

Также может быть рассмотрен еще один законопроект, касающийся прогрессивной ставки НДФЛ, от депутатов-справедливороссов Сергея Миронова и Олега Нилова.

По текущему законодательству основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 процентов независимо от доходов физлиц. Депутаты считает эту систему несправедливой и не соответствующей практике мирового законодательства.

«Во Франции доходы, превышающие 1 миллион евро в год, облагаются налогом по ставке 75 процентов. В Германии доходы, превышающие 250 тысяч евро в год, облагаются по ставке 45 процентов. В Великобритании доходы, превышающие 150 тысяч фунтов стерлингов в год, облагаются по ставке 45 процентов. Также высоки предельные ставки и в других европейских странах. В Израиле — 57,0 процентов, в Швеции — 56,6 процентов, в Бельгии — 53,7 процентов, в Дании — 52,2 процентов, в Нидерландах — 52 процента», — приводятся данные в документе «СР».

«Согласно методике расчета децильного коэффициента, 10 процентов наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче 10 процентов наименее обеспеченных. В зарубежных странах данный показатель существенно меньше. В Германии, Австрии, Франции — от 5 до 7, а в Швеции, Дании, Финляндии, 2 Японии и Южной Корее — от 3,5 до 5», — говорится в пояснительной записке законопроекта ЛДПР.

www.pnp.ru

Решения, касающиеся изменения налоговых ставок, будут приниматься новым правительством, никаких предварительных решений на этот счет не существует. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе ежегодного отчета о работе правительства в Госдуме. Комментарии по данной теме — «мнения отдельных членов правительства, не более того», подчеркнул он.

Депутат «Справедливой России» Олег Шеин спросил, действительно ли в правительстве принято решение о повышении ставки НДФЛ до 15%, а также предложил ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц для топ-менеджеров и отсечь от госзакупок компании, которые используют серые схемы оплаты труда.​ Отвечая на вопрос депутата, премьер отметил, что в период, когда ставка НДФЛ была прогрессивной, существовало множество схем по уходу от уплаты налога. «И что произошло сразу после перехода к плоской шкале? Все стали этот налог платить, даже те, у кого доходы весьма и весьма значительные», — сказал он.

Прежде чем принимать решение по изменению ставки НДФЛ, необходимо взвесить все за и против, «далеко не все аргументы по прогрессивной ставке налогообложения сподвигают нас к принятию этого решения», подчеркнул Медведев. «И у нас в стране, и в других странах прогрессивная шкала налогообложения, как правило, наиболее затруднительной становится не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы, и больше всего бьет по среднему классу, это нужно иметь в виду», — указал он.

При введении прогрессивной ставки также усложнится административное обслуживание уплаты налога, гражданам будет необходимо подавать декларации, часть налогов уйдет в серую зону, предположил глава кабмина. «Если что-то и делать в этой сфере, на мой взгляд, это обязательно нужно сопровождать мерами по поддержке наименее обеспеченных слоев населения: я имею в виду налоговые вычеты, необлагаемые минимумы и так далее. Все это предстоит еще обсуждать», — подытожил Медведев.

В конце марта вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал, что в правительстве обсуждается повышение НДФЛ до 15%. Он отмечал, что окончательное решение по этому вопросу будет принимать президент, однако сам не ожидает от повышения ставки «драматических» последствий.

Министр финансов Антон Силуанов ранее заявил, что скептически относится к повышению налоговой нагрузки на граждан. «Считаю, что мы имеем и по другим направлениям совершенствования налоговой системы возможности дополнительного привлечения ресурсов в бюджетную систему», — подчеркнул он. По мнению главы Минфина, увеличение нагрузки должно быть добровольным и интересным для граждан.

Плоская шкала НДФЛ со ставкой 13% действует в России с 2001 года и едина для всех налогоплательщиков. Но в последние годы активно обсуждается возможность повышения ее ставок или возвращения к прогрессивной шкале, при использовании которой ставка растет по мере увеличения дохода.

www.rbc.ru

Законопроект о прогрессивной шкале налогообложения внесен в Госдуму

Коммунисты в очередной раз хотят заставить богатых платить налог по повышенной ставке

Москва, 28 марта 2018, 12:42 — REGNUM Законопроект, предлагающий установить в РФ прогрессивную шкалу налогообложения, внесла в Госдуму группа депутатов во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, передает корреспондент ИА REGNUM 28 марта.

Депутаты предлагают разную ставку налога на доход физических лиц (НДФЛ) для граждан с разными доходом. Так, например, для тех, кто зарабатывает менее 100 тыс. рублей в год, ставка подоходного налога должна быть 5%, считают авторы инициативы. Вместе с тем для граждан, чей доход в год превышает 3 млн рублей в год, депутаты предлагают повышенную ставку подоходного налога — от 15 до 25%.

Сегодня ставка подоходного налога для всех граждан составляет 13% вне зависимости от уровня их дохода. При этом, напоминают авторы инициативы, в налоговой системе РФ в 2001 году уже действовала прогрессивная шкала НДФЛ — в зависимости от уровня доходов его ставка разнилась от 12% до 35%. Однако затем в РФ была введена плоская шкала налогообложения, главной целью которой был вывод доходов из теневой сферы экономики.

Необходимость введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц назрела после 2007 года, когда резко усилился вывоз российского капитала за рубеж, отмечают автор инициативы. По расчетам авторов законопроекта, введение прогрессивной шкалы ставок выше 13% с 2018 года коснется порядка 484,1 тысяч человек или 0,72% от всех налогоплательщиков.

«Доводы некоторых финансистов о том, что введение прогрессивной шкалы ставки НДФЛ может вызвать рост теневых доходов в высокодоходных сферах (финансово-банковской, добычи и переработки нефти и газа, энергетики, торговли и т.д.), не состоятельны, так как благодаря государственной поддержке финансово-налоговой системы за последние 15 лет резко возрос уровень информационной базы данных налогоплательщиков из числа юридических и физических лиц, многократно возросла программно-технологическая оснащенность и материально-техническая база органов Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства и Федеральной службы по финансовому мониторингу, вырос профессиональный уровень их сотрудников, создана современная законодательная и нормативная база в налоговой сфере», — отмечают авторы законопроекта.

Это уже не первое предложение так называемых оппозиционных фракций в Госдуме ввести в РФ прогрессивную шкалу налогообложение. Ранее большинство депутатов уже неоднократно голосовали против принятия подобных законопроектов, однако депутаты обещали вносить их до тех пор, пока инициативы не будут приняты. Как заявлял глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»), плоская шкала подоходного налога сегодня — это одно из самых существенных преимуществ экономической системы РФ.

«И нам предлагают именно от этого преимущества сегодня отказаться, рискуя доходами региональных бюджетов», — отмечал Макаров.

Между тем в правительстве сейчас обсуждают идею повышения ставки подоходного налога для всех граждан с 13% до 15% в рамках настройки налоговой системы РФ. В то время как Минфин официально не подтверждает возможность таких изменений, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отметил, что нет разницы между ставкой налога в 13% и 15%.

regnum.ru

Прогрессивная шкала НДФЛ

Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала в России в 1990-х годах, а в 2010-х годах начал обсуждаться вопрос о возвращении данной налоговой нормы.

Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.

По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %.[1] Этот рост произошел в первую очередь за счёт выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.

В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в ходе дискуссий в период выборов в Госдуму 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят партиями КПРФ и СР.

Содержание

[править] Аргументы против прогрессивной шкалы налогообложения в России

Против прогрессивной шкалы НДФЛ выдвигаются следующие аргументы:

1. При возвращении прогрессивной шкалы произойдет обвальное падение собираемости налога и возврат к «серым зарплатам». За 10 лет народ ещё не забыл, что нужно делать для минимизации НДФЛ. Это больно ударит по бюджетам регионов и муниципальных образований внутри регионов, так как в настоящее время 80 % собранного НДФЛ идет в бюджет субъекта РФ, а 20 % — в бюджет муниципального образования. Федеральный бюджет НДФЛ не получает. Фактически за счет НДФЛ формируется около трети бюджета региона и две трети бюджета муниципального образования. Например, доходы Москвы в 2012 году 1,46 трлн руб. — из них НДФЛ 543,6 млрд руб.[2]

2. Введение прогрессивной шкалы без существенного снижения нижней планки будет справедливо расценено гражданами РФ, как увеличение налогового бремени. В условиях непрекращающихся атак на власть будет дан дополнительный повод для недовольства. Как правило все мечты о социальной справедливости у избирателя исчезают, когда ему лично ради этого предлагают заплатить хотя бы 1000 рублей.

3. Введение прогрессивной шкалы вернёт времена, когда почти половина населения страны должна была подавать ежегодную налоговую декларацию. Необходимость обязательной подачи налоговой декларации в 90-е годы автоматически возникала при нескольких источниках дохода, поскольку ставка налога зависит от суммарного дохода, неизвестного отдельным работодателям.

4. Кроме того, в условиях перегруженности и низкой эффективности работы налоговых служб, возложение на них функций контроля за гражданами, имеющими несколько источников дохода, станет непосильным обременением.

[править] НДФЛ и бюджет России

Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %

Данные МинФина РФ, в млрд руб.:

  • 2005—707.05 / 8 579.64
  • 2006—930.38 / 10 625.81
  • 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
  • 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
  • 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
  • 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
  • 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
  • 2012 — 2 261.48 / 23 435.10
  • 2013 — 2 499.05 / 24 082.39
  • 2014 — 2 700.72 / 26 371.06

Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ примерно на 0,8 % (эффект от изменения ставок налогов на 1 п.п.). Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).

Но, как мы видим, средний ежегодный прирост бюджета РФ в 2005—2014 гг. в 12-15 % осуществлялся при ставке НДФЛ в размере 13 %.

[править] Прогрессивная шкала и социальная справедливость

Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

  • 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
  • 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
  • 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
  • 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
  • 27 % — 5 %, 400 %+.
  • Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

    Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

    1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
    2. 48 % — 5 %, 400 %+.

    Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

    В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

    [править] Прогрессивная шкала и налоговые льготы

    Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    К налоговым льготам относятся налоговые вычеты. По НДФЛ Налоговым кодексом предусмотрено пять групп налоговых вычетов:

    1) Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ). 2) Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) — в связи с расходами на лечение, на образование, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. 3) Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ) — в связи с приобретением жилья и т. д. 4) Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ). 5) Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ).

    Согласно Сводному отчету по форме 5-НДФЛ (Статистические формы) в 2014 году из полученных гражданами 25 768 млрд руб. доходов сумма налоговых вычетов составила 4 830 млрд руб., то есть 18,7 %.

    При этом складывается парадоксальная ситуация: если человек получает большие доходы, соответственно может и больше расходовать: на лечение, на образование, на покупку жилья, на пенсионное обеспечение, на пожертвования и т. д. Осуществляя данные расходы человек имеет право на налоговые вычеты, снижая необходимый к уплате НДФЛ путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А человек, который получает маленький доход, тратит свои доходы таким образом, что вычетов он не получает (расходы только на питание, на одежду и т. д.). Таким образом в настоящее время получается, что люди с большими доходами НДФЛ могут не платить, а с маленькими платить обязаны.

    В настоящее время в Государственной Думе рассматривается Законопроект № 1148107-6, который вносит поправки в главу 23 НК РФ, позволяющие устранить данное противоречие.

    Согласно документу, налогоплательщиков предлагают поделить на четыре группы, в зависимости от их годового дохода:

    — если доход человека составит 180 тыс. рублей в год, платить НДФЛ не придется;

    — для тех, у кого годовой доход составит от 180 тыс. рублей до 2,4 млн рублей, предлагают установить ставку НДФЛ 13 %;

    — для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 2,4 млн рублей — повышенную ставку 30 %;

    — к доходам свыше 100 млн рублей применят ставку 70 %.

    ruxpert.ru

    Это интересно:

    • Срок уведомления об увольнении при срочном трудовом договоре Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Увольнение работника по срочному трудовому договору Порядок изложенный в Трудовом Кодексе позволяет выполнить расторжение имеющегося срочного трудового договора всего в нескольких случаях. При […]
    • Штрафы гибдд с 1 июля 2018 года тонировка Что грозит водителям за чрезмерную тонировку стекол в 2018 году Несмотря на активные попытки дорожно-патрульных служб бороться с таким явлением, как тонирование стекол и передних фар, это явление продолжает активно распространяться среди автолюбителей. Основная проблема […]
    • Состав документации для получения разрешения на строительство Процедура получения разрешения на строительство Единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ, является разрешение на строительство Единственным […]
    • Преступление в воркуте 1. Объект исследования В данной работе взят за объект исследования преступности город Воркута и год исследования – 2009. В переводе с ненецкого языка название города и реки означает «много медведей», «медвежий угол», однако никаких медведей в окрестностях Воркуты нет. Вид […]
    • Удаление файлов из реестра программы Как правильно удалять программы с компьютера? Казалось бы, что сложного в удалении программ с компьютера? Но я знаю, что множество начинающих пользователей испытывают с этим проблемы. Вот, например, выдержка из одного письма, которое я получил: «…У меня к Вам такой вопрос: […]
    • Семейные споры адвокаты москва Адвокат по семейным делам Услуги адвокатов в решении семейных вопросов имеют выраженные особенности, так как каждое семейное дело - уникально. В первую очередь, необходимо урегулировать критические аспекты конфликта, что поможет минимизировать затраты обеих сторон. […]
    • Пособие на ребенка с 2008 Пособие на ребенка с 2008 Рубрику ведет кандидат экономических наук Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий ЕЛИЗАРОВ Изменен принцип назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, увеличены его […]
    • Единый реестр личный кабинет Вход в реестр — жилье военнослужащим Единый реестр военнослужащих, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, находится на официальном интернет-ресурсе Министерства обороны. В настоящее время там также опубликован большой объем сведений об актуальной юридической базе […]