Международные преступления в ук рф

| | 0 Comment

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА
И БЕЗОПАСНОСТИ ПО УК РФ

В международном праве с середины XX века прочно утвердился принцип уголовной ответственности физических лиц, виновных в совершении международных преступлений. При этом под термином «международные преступления» понимаются как преступления против мира и безопасности человечества, так и преступления международного характера(1). Причем первые не только попадают под юрисдикцию отдельных государств, но и могут становиться постоянным предметом разбирательства Международного уголовного суда в соответствии с прямым действием норм международного права(2).

Обе подгруппы международных преступлений нашли свое отражение в международных конвенциях, поэтому носят конвенционный характер. Впервые принцип уголовной ответственности за международные преступления был подтвержден и реализован в ходе Нюрнбергского процесса над военными преступниками гитлеровской Германии. В приговоре Нюрнбергского международного военного трибунала от 01.10.1946 отмечалось, что преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права.

В этой связи основополагающее значение для обеспечения мира и защиты человеческой личности приобретает включение в УК РФ самостоятельного раздела об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества (под ними мы понимаем международные преступления в собственном смысле).

В разделе XII УК РФ содержится девять составов международных правонарушений, основными источниками криминализации которых являются Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) от 08.08.1945(3) и Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. (далее — Конвенция о геноциде). Установление ответственности за преступления против мира и безопасности человечества соответствует международно-правовому принципу мирного сосуществования государств.

Раздел XII УК РФ представляет собой своеобразную кодификацию норм о международных преступлениях на уровне национального уголовного законодательства, практически полную рецепцию положений международно-правовых актов.

Уголовная ответственность устанавливается: за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); реабилитацию нацизма

(ст. 354.1)(1) публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356); геноцид (ст. 357); экоцид (ст. 350); наемничество (ст. 359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Российские исследователи единодушны в том, что «ядровым» преступлением против мира и безопасности человечества является геноцид(2). Многие ученые отмечают, что, по существу, именно с определения пре­ступности геноцида и наказуемости этого деяния в международно-правовых актах начался процесс формирования международного уголовного права как юридического феномена мировой культуры(3).

В теории уголовного права первое время геноцид трактовался трояко: как физический (уничтожение людей), биологический (предотвращение появления детей на свет) и национально-культурный (уничтожение традиционной этнической культуры)(4).

В статье II Конвенции о геноциде было сформулировано понимание геноцида как совершения действий «с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую»:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

В таком виде диспозиция статьи, предусматривающей данное преступление, была реципирована в УК РФ (за исключением замены терминов «предумышленный» на «умышленный» и «серьезные телесные повреждения» на «тяжкий вред здоровью»).

Статья 353 УК РФ устанавливает ответственность за планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны, не раскрывая термина «агрессия». Представляется, что уголовное законодательство должно воспринять не только указанный перечень деяний, но и официальное международно-правовое определение агрессии как «применения вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом Организации Объединенных Наций»(5).

В свою очередь, ст. 2 Устава ООН предписывает, чтобы все государства—члены ООН разрешали свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Примечательно, что международно-правовые акты, в том числе и проект Международного кодекса, не предусматривают уголовную ответственность отдельно за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. В этом отношении отечественное уголовное законодательство, на наш взгляд, выгодно отличается от установлений международно-правовых актов императивного характера.

Международному праву знакомо определение угрозы агрессией (ст. 16 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1991 г.) как заявления, сообщения, демонстрации силы или любой иной меры, которые дают правительству какого-либо

государства «веские основания полагать, что серьезно рассматривается возможность агрессии против этого государства». Причем такая угроза может исходить только от руководителя государства или по его приказу. Однако именно такая ситуация охватывается квалифицированным составом ст. 354 УК РФ.

Ответственность за производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ) устанавливается в силу предписания целого ряда конвенций и договоров, среди которых нужно в первую очередь назвать следующие:

Договор о нераспространении ядерного оружия. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12.06.1968, открыт для подписания 01.07.1968;

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Договор по морскому дну). Принят резолюцией 2660 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 07.12.1970;

Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия 1972 г.;

Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.

Уголовная ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ) наступает за применение запрещенных договором Российской Федерации видов оружия массового поражения (к ним, в силу конвенционных предписаний, относятся химическое, биологическое и токсинное оружие), а также за применение запрещенных международным правом средств и методов ведения войны.

Последнее предписание имплементировано сразу из нескольких международно-правовых источников.

Источниками определения преступности применения тех или иных средств и методов ведения войны служат:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.;

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;

Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.;

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.;

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбира­тельное действие 1981 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия 1972 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничто­жении 1993 г.;

другие международно-правовые акты.

На настоящий момент в наиболее завершенной форме военные преступления определены в Римском статуте Международного уголовного суда 1998 г. Римский статут Международного уголовного суда упоминает среди военных преступлений в международных конфликтах не только серьезные нарушения Женевских конвенций, но и 26 серьезных нарушений законов и обычаев войны, большинство из которых государства рассматривают в качестве преступлений еще со времен Второй мировой войны.

Международное право не знает нормативного определения понятия экоцида, оно выработано доктриной международного права после войны США во Вьетнаме(1). Поэтому формулировка этого

преступления в ст. 358 УК РФ является «изобретением» отечественного законодателя. Тем не менее она корреспондирует с международно-правовым запретом на «военное или любое иное враждебное использование» средств воздействия на природную среду, которое имеет «широкие, долгосрочные или серьезные последствия»(1).

Определение наемника, содержащееся в ст. 359 УК РФ, является полностью реципированным из ст. 47 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Состав наемничества в целом имплементирован из Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.(2)

Согласно указанным документам «наемник» определяется как лицо, обладающее следующими обязательными признаками:

а) не являющееся гражданином страны, находящейся в военном конфликте, либо постоянно не проживающее на территории, контролируемой стороной, находящейся в военном конфликте;

б) не посланное никаким государством для выполнения официальных обязанностей в составе его вооруженных сил;

в) как правило, специально завербованное за границей для участия в вооруженном конфликте;

г) стремящееся получить личную выгоду (материальное вознаграждение) от участия в военном конфликте.

Под непосредственным влиянием норм международного права (в первую очередь ст.ст. 1—3 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений про­тив лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.) в УК РФ введена норма об уголовной ответственности за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Таким образом, уголовная ответственность за «международные преступления» введена в УК РФ путем рецепции либо имплементации конвенционных норм международного права и соответствует принципу мирного сосуществования государств и мирного разрешения международных споров.

Вместе с тем раздел XII УК РФ содержит ряд существенных упущений и пробелов. Так, международное право предписывает объявлять «караемым по закону преступлением» всякое распространение идей о расовом превосходстве и любые акты расовой дискриминации (ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.). К их числу проект Международного кодекса относит апартеид (ст. 20) — любые акты, основанные на политике и практике расовой сегрегации, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы над какой-либо другой расовой группой. О необходимости установления уголовной ответственности за апартеид (расовую сегрегацию) заявляет Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. К тому же норма об уголовной ответственности за апартеид должна быть реципирована во внутреннее законодательство в силу предписания названной Конвенции.

Кроме того, в качестве международных преступлений названный Проект предписывает установить систематические и массовые нарушения прав человека. Представляется, что эти нормы международного права должны найти непосредственное закрепление в разделе XII УК РФ.

www.procuror.spb.ru

Международные преступления и преступления международного характера

В развитии международного уголовного права международные уголов­ные преступления претерпели определенные метаморфозы. Так, сейчас в качестве основных составов этих преступлений выступают начало и веде­ние агрессивной войны, использование оружия массового поражения, на­рушение законов и обычаев войны (вероломство, убийство мирных жите­лей, неправомерное использование защитных эмблем и т. п.), геноцид, эко­цид, наемничество, нападение на лиц и учреждения, пользующихся между­народной защитой (дипломатические представительства, Международный комитет Красного Креста и т. п.).

Однако проходившая в 1927 г. в Варшаве Международная конференция по унификации уголовного законодательства отнесла к международным пре­ступлениям лишь те, что сейчас называются преступлениями международно­го характера (фальшивомонетничество, наркоторговля и др.). Уже во время Второй мировой войны в Лондоне была организована Комиссия по расследо­ванию преступлений, которая разделила международные преступления на че­тыре группы, и они приобрели современное понимание. Это:

1) подготовка и ведение агрессивной войны или любых других актов агрессии;

2) нарушение законов и обычаев войны;

3) все преступления, совершенные как в самой стране, так и за пределами этой страны, направленные на уничтожение расы, народа или политической партии;

4) преступления, совершенные после прекращения военных действий в целях предотвращения восстановления мира (терроризм и т. д.).

Иногда в качестве вида международных преступлений отдельно выде­ляют так называемые конвенционные, состав которых установлен между­народными конвенциями.

Преступления международного характера в отличие от международных преступлений имеют свой особенный объект — они посягают на мирное со­трудничество в различных областях отношений (экономической, социально­культурной, имущественной и т. д.), а также причиняют ущерб физическим и юридическим лицам различных государств. Ответственность за эти преступ­ления может быть предусмотрена международными договорами, но они тре­буют обязательной имплементации во внутреннее право. Наказание за эти преступления осуществляется государствами в рамках своей юрисдикции. Чаще всего к преступлениям международного характера относят угон само­летов, контрабанду, фальшивомонетничество, пиратство, производство и рас­пространение наркотиков и т. п.

В последнее время появился еще один термин — «трансграничное престу­пление». Чаще всего трансграничным называют общеуголовное преступле­ние, причинившее ущерб интересам физических и юридических лиц различ­ных государств (распространение ущерба за пределы одного государства) ли­бо совершенное на территории нескольких государств. Трансграничный ха­рактер приобретает организованная преступность. Преступные организации и синдикаты могут совершать и преступления международного характера, и трансграничные преступления.

Расширение сферы вмешательства международного права в области уголов­ной юрисдикции показывает, что на сегодняшний день в сотрудничестве госу­дарств появляются все новые и новые направления. Так, например, борьба с ле­гализацией доходов от преступной деятельности неразрывно связана с борьбой с трансграничной преступностью и преступлениями международного характера. Актуальным для государств является сотрудничество в области борьбы с кор­рупцией, поскольку это обеспечивает в том числе и развитие инвестиционных отношений, построение гражданского общества в развивающихся государствах.

knigi.news

§ 3. Международные преступления и преступления международного характера

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, воплощающие преступную политику государства, как бы персонифицирующие международные преступления государства, т.

Для характеристики указанных деяний официально используется термин преступления против мира и безопасности человечества; в литературе распространен термин международные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должностные лица, иные исполнители преступной политики. В отношении этих лиц компетентны наряду с национальными судебными органами специально создаваемые государствами между-народные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении следует отграничить преступления международного характера, к которым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижения собственных противоправных целей. По отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.

Геноцид. Рассмотрим международные преступления на примере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же соответствующий состав преступления включен в новый УК РФ (ст. 357).

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV лица, совершающие геноцид, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей преступлений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, к данной категории отнесены: глава государства, включая каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должно-стных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительственной международной организации, имеющие право на специальную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступле-ние совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лица, пользующегося международной защи-той;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, угрожающее его личности и свободе;

в) угроза любого такого нападения;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении.

В отличие от нормы российского уголовного законодательства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презю-мирует «серьезную угрозу поддержанию нормальных междуна-родных отношений», порождаемую любым подобным деянием.

К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (имеются в виду и участники миротвор-ческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществления принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и сотрудники неправительственных организаций при оказании гуманитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по национальному уголовному законодательству.

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; со-ответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г. i

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. 1): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, «совершает преступление захвата заложников»; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника. Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников1.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркоти-. ческих средствах 1961 г. (с поправками, оформленными Протоколом 1972 г.) и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное

преступление. В числе наиболее серьезных — производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажа, поставка на любых условиях, переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического вещества или психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотических средств и др. Противоправными считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, за их хищение, за склонение к их потреблению, за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.

Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление кон-троля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следующим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а также попытка совершить одно из указанных действий или соучастие в нем. Для целей Конвенции судно считается находя-щимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

Конвенция применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, совершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничивает государство в применении своего уголовного закона в тех случаях, когда все события происходят в пределах только этого государства. Так решен вопрос и в нашей стране: уголовная ответст-венность не обусловлена отмеченными в Конвенции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Ограничительные положения Конвенции не влияют на национальную юрисдикцию.

Терроризм и финансирование терроризма. Имеется в виду комплекс преступлений, охватывающих как уже рассмотренные выше деяния (посягательства на лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников, незаконный захват воздушных судов), так и иные деяния с применением насилия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (фрагмент формулировки ст. 205 «Терроризм» УК РФ). К ним относятся противоправные операции с ядерным мате-риалом, незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства, и др. Одним из новейших объектов международно-правового противодействия стал бомбовый терроризм.

12 января 1998 г. была открыта для подписания Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, которая рати-фицирована Федеральным Собранием РФ и вступила в силу для Российской Федерации 7 июня 2001 г. Согласно ст. 2 Конвенции любое лицо совершает преступление, «если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры» с намерением причинить смерть или серьезное увечье или произвести значительное разрушение, влекущее причинение крупного экономи-ческого ущерба. Конвенция предполагает совмещение международных согласованных действий и мер национального характера.

Ко всем указанным разновидностям ‘террористических акций относятся нормы Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Российская Федерация ратифицировала ее 10 июля 2002 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г. Речь идет прежде всего о лицах, которые любыми методами незаконно и умышленно предоставляют средства или осуществляют их сбор с намерением их использования при совершении деяний, обозначенных в договорах о пресечении актов терроризма (они перечислены в приложении к Конвенции).

Глобальная опасность международного терроризма вызвала единодушную реакцию мирового сообщества, проявившуюся в координации действий с целью пресечения тягчайшего международного преступления. Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.; им предшествовала сохраняющая актуальное значение резолюция 1269 (1999) от 19 октября 1999 г.

Указанные резолюции квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу для международного мира и безопасности и подчеркивают значение междуна-родных антитеррористических конвенций, ориентируя государства на универсальное участие и на обеспечение их полного осуществления.

В резолюции 1373 особо выделяются такие меры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансирования террористических актов (этому посвящена названная выше Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, обеспечение квалификации в законах террористических актов как серьезных уголовных правонарушений с соответствующими наказаниями. Предусматриваются и такие меры, как оказание государствами друг другу всемерного содействия в связи с уголовными рассле-дованиями или уголовным преследованием, относящимися к финансированию или поддержке террористических актов, а также активизация обмена оперативной информацией и со-трудничество в административных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения таких актов и обеспечения ответственности виновных в совершении таких актов.

Совет Безопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля за осуществлением настоящей резолюции, которому государства представляют доклады о ее реализации.

Транснациональная организованная преступность. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, открытая для подписания в декабре 2000 г., имеет своей целью, как сказано в ст. 1, содействие в деле более эффектив-ного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Самыми существенными нормами Конвенции являются положения о криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе (ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8), воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23). В каждой из названных статей фиксируются обязательства государств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых определенные деяния, совершенные умышленно (дан перечень). Характеристика криминализируемых деяний дополняется мерами, ориентированными на установление внутреннего режима регулирования и надзора и на обеспечение эффективных действий государственных органов. Включены положения о сотрудничестве правоохранительных органов различных государств. В соответствии со сложившимися в международном праве принципами решены вопросы юрисдикции, в том числе универсальной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц, иных форм взаимной правовой помощи, совместных расследований, передачи уголовного производства.

Отдельные нормы Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности характеризуются предметными связями с такими документами Совета Европы, как Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и Уголовно-правовая конвенция о коррупции 1999 г. (последняя имеет содержательные стыки с Гражданско-правовой конвенцией о коррупции 1999 г.). В них совмещены меры, которые должны быть предприняты на национальном уровне, и меры в сфере международного сотрудничества. В главе о национальных мерах важное место занимают юридические оценки различных форм взяточничества (подкупа) с разграничением активного и пассивного взяточничества (подкупа). В этом контексте характеризуется

взяточничество (активное и пассивное) государственных должностных лиц, членов представительных органов, должностных лиц иностранных государств и международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничество в частном секторе. В главе о меж-дународном сотрудничестве речь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследова-нием коррупционных преступлений и осуществлением судопроизводства. Интересным предписанием данной Конвенции, как и ряда других международных актов, является обязательство сторон не рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.

Это интересно:

  • Приказ ловчий ПРИКАЗ ЛОВЧИЙ Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. — М.: Крафт+ . А. Р. Андреев . 2001 . Смотреть что такое "ПРИКАЗ ЛОВЧИЙ" в других словарях: Ловчий приказ — заведовал звериной охотой. Неволин полагает, что возник он с учреждением звания […]
  • База данных реестра юридических лиц Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Актуально на: 16 апреля 2018 г. Вряд ли кто-то не знает, как расшифровывается ЕГРЮЛ. И все же напомним: аббревиатура означает единый государственный реестр юридических лиц. Уже из названия понятно, что это некий […]
  • Расписание развод мостов в спб Один из старейших мостов Петербурга построен по проекту французских инженеров и архитекторов. Название мост получил от Троицкого Собора, разрушенного в 1932 г. В начале XX в. мост несколько раз переименовывали. Сначала в Суворовский, затем в Кировский. Последнее название […]
  • Интернет магазин для боёв без правил UFC – бои без правил. Согласно исследованиям американской спортивной телекомпании ESPN сегодня самым быстроразвивающимся видом спорта является миксфайт (или бои смешанного стиля, смешанные боевые искусства, MMA ). MMA ( mixed martial arts , mixfight ) – контактный вид […]
  • Наследование через х хромосому летальных признаков § 6. Наследование, сцепленное с полом, у человека Как мы уже знаем из материала, изложенного в § б IV главы, пол человека зависит от наличия определенного сочетания половых хромосом: XX - у женщин, XY - у мужчин. Развитие первичных (половые железы и наружные половые […]
  • Передача гена по наследству Гены и хромосомы, передаваемые ребенку Факт Младенцы чаще похожи на пап. Природа «задумала» так, чтобы мужчина сразу увидел в дитяти себя и инстинкт отцовства сформировался быстрее. На маму или на папу? Ребенок, как правило, наследует цвет глаз того из родителей, у кого […]
  • Закон рф от 07021992 n 2300 О защите прав потребителей закон рф от 07021992 n 2300-1 Покупатель А. пришел в магазин за электрочайником, где и приобрел модель XXХ. Придя домой, гражданин обнаружил, что у чайника плохо открывается крышка. Гражданин А. тут же вспоминает закон о защите прав потребителей, […]
  • Микроэкономика экономические законы Экономические законы На разных исторических этапах развития общества закон конкуренции принимал различные формы. В российском обществе частным проявлением закона конкуренции выступал закон социалистического соревнования, характерный для советского периода. Однако было бы […]