Закона о введении в действие жк рф

| | 0 Comment

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.02.2013 с изменениями, вступившими в силу 25.02.2013) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 29.12.2004 — «Российская газета», N 1, 12.01.2005;
  • «Парламентская газета», N 7-8, 15.01.2005;
  • «Собрание законодательства РФ», N 1, 03.01.2005, часть 1, ст.15)

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Zakonbase: Часть 3 ст. 16 признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П).

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

6. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

zakonbase.ru

Закона о введении в действие жк рф

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Статья 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

В Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой обратился Богатырев А.М., который просил признать несоответствующей Конституции Российской Федерации статью 19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ), согласно которой при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением.

Обосновывая свою позицию, Богатырев А.М. указал, что по результатам торгов по продаже арестованного имущества приобрел трехкомнатную квартиру в г. Санкт-Петербурге без каких-либо обременений. В последующем оказалось, что в квартире проживали бывшие собственники супруги Тарановы, их дочь Гурьянова О.С. с супругом Гурьяновым Г.А. и двумя несовершеннолетними детьми. Богатырев А.М. обратился в суд с иском об их выселении, однако судом в выселении дочери Гурьяновой О.С. и ее несовершеннолетних детей было отказано со ссылкой на положения ст. 19 Федерального закона № 189-ФЗ, поскольку Гурьянова О.С. была включена в ордер на предоставление спорной квартиры в доме жилищно-строительного кооператива и не давала своего согласия на передачу в залог спорного жилого помещения, следовательно, она сохранила право пользования спорной квартирой.

А.М. Богатырев считает, что такое толкование судами статьи 19 Федерального закона № 189-ФЗ нарушает его права как собственника жилого помещения.

Рассматривая заявления Богатырева А.М., Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 24.03.2015 № 5-П с позицией заявителя согласился. Как указал суд, права членов семьи собственника жилого помещения в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива жилищным законодательством не определены. Однако сложившаяся правоприменительная практика в случае отчуждения жилого помещения защищает эти права наравне с правами членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от приватизации, исходя из того, что члены семьи лица, принятого в члены жилищно-строительного кооператива, приобретали право пользования предоставленным жилым помещением на основании ордера и сохраняли это право в дальнейшем, если после их вселения выданный ордер не был признан недействительным. Полученное таким способом право пользования жилым помещением не подлежит государственной регистрации.

По мнению суда, обременение права собственности на жилое помещение правом членов семьи его прежнего собственника пользоваться этим жилым помещением существенно ограничивает правомочия его нового собственника, тем более, если он не был своевременно проинформирован о наличии прав третьих лиц на данное жилое помещение, не выражал своего согласия на его приобретение с имеющимися обременениями.

С учетом указанного Конституционный суд Российской Федерации посчитал, что статья 19 Федерального закона № 189-ФЗ не может рассматриваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения данного права, притом что требование их государственной регистрации законодательно не установлено.

Федеральному законодателю указано не необходимость внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на создание механизма, обеспечивающего при соблюдении баланса прав и законных интересов членов семьи прежнего собственника отчуждаемого жилого помещения и собственника (приобретателя) данного жилого помещения их эффективную реализацию и защиту.

До внесения в действующее правовое регулирование изменений судам при разрешении подобных споров следует учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, а именно: наличие у членов семьи прежнего собственника права пользования иным жилым помещением, разницу между суммой, вырученной в ходе реализации жилого помещения, и суммой взысканного долга, обеспеченного залогом, возможность использования этих средств для приобретения иного жилого помещения в собственность или его найма и т.д.

www.prockomi.ru

Статья 6 ЖК РФ. Действие жилищного законодательства во времени

Новая редакция Ст. 6 ЖК РФ

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Комментарий к Статье 6 ЖК РФ

1. Новеллой Кодекса является то, что он определяет пределы действия жилищного законодательства во времени (ст. 6). В ч. 1 указанной статьи воспроизведен общеправовой принцип, согласно которому по общему правилу акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Наличие у нормативного правового акта обратной силы означает возможность его применения к отношениям, возникшим до вступления этого акта в силу (введения в действие). Как правило, правовые акты, образующие российскую правовую систему, не обладают обратной силой.

Установленные в ст. 6 Кодекса правила имеют обязательное значение для определения пределов действия во времени не только федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Они едины и для актов жилищного законодательства, принятых в установленном порядке субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления.

2. Применение правовых актов к отношениям, существовавшим до вступления этих актов в силу, возможно лишь в исключительных, строго оговоренных случаях. Так, Кодекс допускает применение актов жилищного законодательства к ранее возникшим отношениям только в случаях, прямо предусмотренных этими актами.

Например, ст. 9 Вводного закона нормам раздела VIII Кодекса «Управление многоквартирными домами» придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, в ст. 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Кодекса, этот Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы ч. 4 ст. 31 Кодекса о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу Кодекса.

В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Кодекс может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 01.03.2005 (см. п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

3 — 4. К отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применяются нормативные правовые акты, ранее регулировавшие эти отношения. Это еще одно проявление отсутствия обратной силы у нормативных правовых актов. Вместе с тем если в рамках существующих жилищных правоотношений у их субъекта после введения в действие нового нормативного правового акта возникли определенные права и обязанности, то эти права и обязанности осуществляются по правилам, предусмотренным новым актом.

Дата вступления нормативного правового акта в силу (начало его действия во времени) имеет важное юридическое значение: именно с этой даты начинается действие соответствующего акта также в пространстве и по кругу лиц. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Если день вступления нормативного правового акта в силу не указан в самом таком акте или акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, то применительно к федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также актам Президента РФ, Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти действуют правила, установленные соответственно в ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» , Указе Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» , ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
———————————
СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124.

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865.

В таких случаях:

федеральные законы, федеральные конституционные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими указанными законами не определен иной порядок их вступления в силу;

нормативные акты Президента РФ вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования;

постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания;

акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен иной порядок их вступления в силу (см. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»);

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов считается первая публикация их полных текстов в «Парламентской газете», «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или СЗ РФ. Официальными являются также тексты указанных актов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Официальным является также указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Следует также обратить внимание на то, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» было установлено следующее: день, которым датирован выпуск СЗ РФ с текстом федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать. Следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.

По этой причине первым опубликованием закона будет считаться его опубликование, например, в номере «Российской газеты», дата выхода которого из печати совпадает с датой, которой датирован выпуск СЗ РФ с текстом этого же закона.

Другой комментарий к Ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иной срок не указан в них самих или законах о введении их в действие (ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» ); акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ — по истечении 7 дней после их официального опубликования (Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» ). В соответствии с Федеральным законом о введении в действие Жилищного кодекса РФ Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 г.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

2. Акты жилищного законодательства охватывают те жилищные отношения, которые возникли после введения ЖК в действие. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные самим актом (законом о введении его в действие). Так, ст. 6 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на этом учете до получения ими жилья по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

Согласно ст. 9 названного Закона действие разд. VIII «Управление многоквартирными домами» ЖК распространяется также на ранее заключенные договоры управления такими домами.

В то же время акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до этого момента, и если установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из таких договоров. Пример — упомянутая выше ст. 9 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ.

В этой связи обращает на себя внимание ст. 17 ЖК РФ. Она допускает использование жилья для индивидуальной предпринимательской деятельности (ранее действовавший ЖК РСФСР такого положения не содержал). При этом ни Жилищный кодекс РФ, ни Закон о введении его в действие ничего не говорят о применимости данной нормы к отношениям, возникшим по договору жилищного найма до вступления Кодекса в силу. Вместе с тем оснований запретить такое использование жилья, если договор жилищного найма заключен до введения в действие ЖК РФ, не усматривается.

3. Хотелось бы осветить один сложный вопрос, связанный с Федеральным законом о введении в действие Жилищного кодекса РФ. Статья 7 Закона предусматривает применение норм ЖК о договоре социального найма к жилым помещениям, которые находились в ведении предприятий, учреждений, использовались в качестве общежитий и в настоящее время переданы органам местного самоуправления. Это означает, в частности, что граждане, проживающие в таких жилых помещениях, теперь могут их приватизировать.

Представляется, что данное положение касается только семейных общежитий. Если же человек занимает койко-место в комнате, где проживают еще 2 — 3 человека, то приватизация в принципе невозможна.

4. Законодатель может обозначить новое «качество» применения ранее действовавшего акта. Так, до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ, по ст. 20 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ право передать приватизированное жилое помещение в государственную или муниципальную собственность было предоставлено лишь гражданину малоимущему, тогда как Закон о приватизации жилых помещений такого ограничения не содержит (ст. 9.1).

Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ данное противоречие устранено, т.е. право на такую передачу приватизированного жилья имеет каждый гражданин (не только малоимущий) в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ.

5. Действующие законы и иные нормативные правовые акты подлежат применению в части, не противоречащей ЖК и Федеральному закону о введении в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 4 Закона), впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ актов жилищного законодательства, действующих на территории Российской Федерации.

6. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П общим для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.

jkodeksrf.ru

Внесено изменение в статью 16 закона о введении в действие Жилищного кодекса

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июня 2018 года и одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливается, что любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как в настоящее время указанное действие вправе совершить любое лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Предоставление любому собственнику помещения в многоквартирном доме права на обращение с заявлением о формировании указанного земельного участка согласуется с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П, в соответствии с которым часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

kremlin.ru

Формирование земельных участков под многоквартирными домами: вопросы правового регулирования на федеральном уровне

Автор: Макеев П. В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Макеев П.В., канд. юрид. наук, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Формирование земельных участков под многоквартирными домами является одной из наиболее актуальных тем в земельном и жилищном праве. Это обусловлено принципиально новым подходом федерального законодателя к правовому регулированию указанной сферы общественных отношений.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами на федеральном уровне урегулированы в следующих нормативных правовых актах:

  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
  • № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) (п. 2 ст. 36).

    1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.
    2. № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) (ч. 1 ст. 36).
      3) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ) (ст. 16).
      4) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
      2004 г. № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) (ст. 42–46).
      5) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ГрК РФ) (ч. 2 ст. 6).
      6) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) (ст. 16, 17, 20, 22, 23, 37−40).
      В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

      Как следует из данной нормы, условия и порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах предусмотрены в жилищном законодательстве.

      В п. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится лишь общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

      Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодатель закрепил в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ.

      В соответствии с указанной статьей земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

      Из ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, законодатель подразделяет на две группы:
      1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
      2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).

      В первом случае в качестве условия предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.).

      Во втором случае условиями предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета.
      Анализ ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ показывает, что в ней не закреплен подробный порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах.

      Данное обстоятельство послужило поводом к тому, чтобы при предоставлении земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах использовать общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений, предусмотренный в ЗК РФ.

      Как отмечает Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 2 июня 2008 г. № 03-05-04-02/36 , положения ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.

      Указанная позиция отражена также в ряде решений судебных органов. Так, в постановлении от 31 марта 2009 г. № Ф04-957/2009(1585-А46-31) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность, установленному в п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты, а последний в установленный законом срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

      Вместе с тем в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № ВАС-8594/09 ссылки на п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ, предусматривающие заявительный порядок приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, отклонены, поскольку п. 2 ст. 36 ЗК РФ, касающийся прав на земельные участки под многоквартирным домом, содержит отсылку к жилищному законодательству, устанавливающему исключение из общего правила (заявительного порядка).

      Об отсутствии необходимости в издании органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (решения о предоставлении земельного участка собственникам помещений в многоквартирном доме) даны разъяснения Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 16 октября 2009 г. № Д23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме» .

      Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П также указал, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка.

      Полагаем, что нормы ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ являются специальными по отношению к нормам ст. 36 ЗК РФ, о чем свидетельствует п. 2 ст. 36 ЗК РФ, отсылающий к жилищному законодательству в том случае, когда вопрос касается условий и порядка предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах.

      В связи с этим считаем, что соблюдение общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ЗК РФ, и принятие акта о предоставлении земельных участков под многоквартирными домами для приобретения собственниками помещений в таких домах права общей долевой собственности на указанные земельные участки не требуется.

      Учитывая отсутствие в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ детального регулирования порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами, 15 ноября 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 455471-5 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (далее – законопроект № 455471-5) .

      Законопроектом № 455471-5 предлагается законодательно устранить препятствие собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Законопроектом № 455471-5 предусматривается возможность обращаться с заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в индивидуальном порядке.

      Кроме того, в законопроекте № 455471-5 закрепляется срок рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, и срок утверждения (1 месяц) органами государственной власти или органами местного самоуправления схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимые для проведения кадастровых работ.

      26 января 2011 г. законопроект № 455471-5 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, идет подготовка к принятию законопроекта № 455471-5 во втором чтении.

      Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков регламентированы ГрК РФ, Вводным законом к ГрК РФ и Федеральным законом № 221-ФЗ.

      Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона к ГрК РФ границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 ГрК РФ.

      В соответствии с ч. 2, 4 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

      Согласно ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ путем подготовки межевого плана. При этом если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

      До вступления в силу ЖК РФ на основе ст. 10 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу) было принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» (утратил силу). В указанном акте был предусмотрен порядок определения размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья.

      В настоящее время подзаконный правовой акт об определении границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не разработан.

      В этой связи 16 июня 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона
      № 391880-5 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект № 391880-5) .

      Законопроектом № 391880-5 предлагается внести изменение в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ, дополнив ее частью 8, предусматривающей утверждение уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методики расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
      Как отмечается в пояснительной записке, необходимость разработки законопроекта № 391880-5 обусловлена тем, что в настоящее время методика расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, отсутствует.
      Законопроект № 391880-5 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, планируется принятие его в первом чтении.
      На основании изложенного считаем, что на федеральном уровне вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы недостаточно детально. Механизм предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах требует уточнения.
      Полагаем, что с принятием законопроектов № 455471-5, № 391880-5 ряд вопросов, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными домами, будет решен.

      www.top-personal.ru

      Это интересно:

      • Пенсия воевавшим в чечне Пенсионное обеспечение для жителей Грозного и Чеченской Республики в 2018 году Законы РФ регламентируют поддержку отдельным категориям населения, в число которых входят и пенсионеры, на федеральном и региональном уровне. Пенсия в Чеченской Республике в 2018 году будет […]
      • Когда придёт пенсия за ноябрь 2018 График выдачи пенсий в июне 2018 года БИРОБИДЖАН, 1 июня, «Город на Бире» – В связи с тем, что 12 июня является нерабочим днем, почтовые отделения будут закрыты. Выплата пенсий за этот день будет произведена заранее - с 9 по 11 июня. Более подробную информацию получатели […]
      • Случай увольнения беременной Увольнение беременной Актуально на: 1 июня 2017 г. ТК РФ запрещает увольнение беременной женщины по инициативе работодателя, кроме случая, когда организация ликвидируется или ИП-работодатель прекращает вести свою предпринимательскую деятельность (ст. 261, ч. 1 ст. 81 ТК […]
      • Приказ о прекращение трудового договора с работником образец Образец расторжения трудового договора по соглашению сторон Увольнение по обоюдному согласию может стать для сотрудника и нанимателя наиболее удобным способом завершения рабочих отношений. В статье мы расскажем о том, в каком порядке проходит эта процедура и какие […]
      • Нотариус ангарская ул Нотариусы Волгоград Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гончарова Наталья Васильевна Телефон: +7 (8442) 38-05-53 Адрес: 400066, г. Волгоград, ул. […]
      • Не приходит возврат подоходного налога Что предпринять, если после заявления налогового вычета сумму налога в установленный срок? Налоговые вычеты позволяют уменьшить доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13% (за исключением доходов от долевого участия в организациях) на определенную денежную сумму, то есть […]
      • Расписка от родителей в школе Дайте образец документа "Согласия родителей на поездку" У меня проблема. Я не могу найти образец оформления согласия родителей на поездку ребенка (на 1 день) с преподавателями на семинар. Мы сами живем в Армавире, а поездка будет в Краснодар(тот же регион) 17 Октября 2014, […]
      • Региональный материнский капитал москвы в 2018 году Материнский капитал в Москве Столичные родители могут получить маткапитал по федеральной программе. Вместо регионального семейного капитала, который действует в других регионах страны, москвичам положены единовременные выплаты на каждого ребенка, начиная с […]