Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений

| | 0 Comment

Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений

Студенты 👨‍🎓 и не только! Экономия на покупках в 2018 году 🛒 Узнать как ➡

Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения транспортных средств носит преступный характер в случае причинения смерти или причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинения крупного ущерба.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

По характеру механизма все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иной вид ДТП.

Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба).

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов транспортного средства. Поэтому если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности или имущества, или диверсию.

В последние годы резкий рост численности автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дорожного движения (управление автотранспортным средством при отсутствии прав на его управление, управление в состоянии опьянения, грубые нарушения правил дорожного движения и т.п.) вызвал опасный рост ДТП, в том числе и влекущих за собой тяжкие и особо тяжкие последствия. Меры, предпринимаемые органами ГИБДД, пока не в состоянии переломить эту тенденцию, причем число ДТП в городах при любом их исчислении значительно превышает их число в сельской местности. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характеристикам автотранспортных средств, развивающих значительную скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т.п. Следует упомянуть и типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации.

Какие обстоятельства подлежат выяснению при расследовании нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств?

При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства:

• является ли данное происшествие ДТП;

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировка ДТП.

criminalistics-ed.ru

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

Видами ДТП являются:

  1. наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;
  2. столкновение транспортных средств;
  3. опрокидывание транспортного средства;
  4. наезд транспортного средства на препятствие;
  5. падение пассажиров;
  6. прочие ДТП.
  7. ДТП могут возникать по вине людей (водителей, пассажиров, пешеходов), вследствие непреодолимой силы природы и вследствие стечения обстоятельств.

    Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в:

    1. превышении безопасной скорости при маневрах, попадании на участок дороги с худшими характеристиками;
    2. обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков;
    3. неподаче или неправильной подаче предупредительного сигнала;
    4. неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия;
    5. нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;
    6. несоблюдении безопасной дистанции;
    7. неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар;
    8. стоянке на проезжей части без освещения;
    9. нарушении правил перевозки пассажиров;
    10. нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость, и др.
    11. Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в:

      1. неожиданном появлении пешехода из-за препятствия;
      2. внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении;
      3. непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом;
      4. выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено;
      5. внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и др.

      При ДТП подлежат установлению следующие обстоятельства:

      1. в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия;
      2. где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;
      3. какие последствия наступили в результате ДТП;
      4. наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;
      5. какова форма вины каждого участника;
      6. кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта;
      7. какие обстоятельства способствовали совершению ДТП.

      При расследовании ДТП следует провести тщательный осмотр места происшествия, транспорт, допросить свидетелей, потерпевших, подозреваемых и других лиц. Назначается экспертиза транспортного средства, в ходе которой могут быть установлены факты наступления ДТП вследствие неисправности транспортного средства. Осмотр места происшествия следует проводить тщательно, но как можно быстрее, так как это обычно создает препятствия дорожному движению. При осмотре следует составить точный план места происшествия.

      be5.biz

      Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

      События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

      Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.

      По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.

      В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

      Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.

      Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие.

      Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

      Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной обстановке. Это – и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.

      Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д. Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).

      Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.

      В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

      Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.

      Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.

      Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

      Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

      Дорожно-транспортное происшествие, как правило, — результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

      Обстановка автотранспортных происшествий многоэлементная по содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить статические условия внешней материальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение. Названные условия могут быть разделены на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждение, разметки дорожного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров; внешнее окружение дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды — зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д. Временными являются условия, не изменяющие своих свойств в относительно короткий промежуток времени. К ним относится состояние поверхности дорожного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.

      В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, которые до события и во время его развития находились в движении, взаимно перемещались, возникали и исчезали. Перемещаются иные предметы, оказавшиеся на дорожном полотне; меняется взаимное положение объектов во время движения; режимы и маневры движения транспорта; варьируются сигналы регулирования движения и т.п.

      Важное значение для расследования автотранспортных происшествий имеет исследование условий, влияющих на восприятие участниками опасной ситуации. Объективные возможности восприятия определяются условиями освещенности в зависимости от времени суток, года, климатических и погодных явлений, побочных результатов технических процессов (загазованности, задымленности), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы, интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д.

      Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события.

      В механизме автодорожного происшествия разными авторами выделяется различное количество стадий.

      На начальной стадии происшествия в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя транспорта дополнительных мер для сохранения условий безопасности. Такого рода факторами могут быть внешние по отношению к транспортному движению явления (поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь, состояние режимов движения на определенном участке) и внутренние (неисправность транспорта, отклонение от нормы психофизиологического состояния водителя и т.д.). Ответное реагирование на эти факторы еще не выходит за пределы обычных приемов управления, хотя иногда требует повышенного расхода энергии (внимание, психические реакции, физические усилия и пр.) для удержания динамических процессов дорожного движения в безопасном равновесии. Водитель, обнаружив потенциальную опасность, может снизить скорость, ограничиться простой подачей звукового сигнала, предупреждающего другого участника о возникающей опасности. Следующий этап механизма автодорожного происшествия характеризуется возникновением аварийной ситуации. На этой фазе происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорожного движения. В этих условиях управляющее воздействие водителя не вызывает адекватного с ним изменения поведения других участников движения. В результате управляющий транспортным средством полностью или частично утрачивает способность своими действиями влиять на опасный ход события.

      Вследствие неправильного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финальный процесс события. В одних ситуациях они показывают позитивное влияние, и возникают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрицательное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия.

      Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой для участников дорожного происшествия. Возникновение открытой аварийной ситуации не является неожиданностью для участников события. Они имеют возможность своевременно обнаружить признаки возникновения опасной обстановки. Фактически обнаружение катастрофического развития зависит от субъективного восприятия характера складывающейся ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, недооценки признаков неблагоприятной обстановки может не увидеть, своевременно не обнаружить надвигающейся опасности. В скрытой аварийной ситуации существуют условия, которые объективно не позволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварийную обстановку. Скрытое развитие аварийной ситуации не исключает виновности и ответственности участников происшествия, хотя требует особо тщательного исследования динамики событий, особенностей окружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку надвигающейся опасности.

      По степени участия в аварийной обстановке участников события выделяются общая и односторонняя ситуация. В момент возникновения общей аварийной ситуации одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события. В односторонней ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, предупредив происшествие.

      В криминалистике дорожно-транспортные происшествия традиционно классифицируются на столкновение, наезд и опрокидывание транспортных средств. Столкновения могут происходить как при встречном, так и попутном направлениях движения. При встречном движении они чаще всего происходят в результате нарушений правил обгона транспорта или объезда неподвижных объектов с выездом объезжающей машины из занимаемого ею ряда. Аварийная ситуация в этих случаях возникает тогда, когда сближение встречных машин препятствует завершению обгона, а расстояние между ними недостаточно для эффективного торможения и остановки. Попутное столкновение происходит, как правило, из-за несоблюдения безопасной дистанции во время движения транспортных средств в одном направлении. На пересечениях дорог и при совершении маневров, связанных с выездом с одной стороны дорожного полотна на другую, иногда происходят боковые столкновения. При этом опасность аварии возникает, когда машины оказываются на расстоянии, не позволяющем предупредить столкновение. Наезды совершаются на неподвижные объекты, пешеходов, велосипедистов и средства гужевого транспорта.

      Сведения о свойствах личности участников дорожного происшествия имеют важное значение в объяснении их поведения во время движения. Обобщение практики свидетельствует, что чаще всего виновниками автотранспортных преступлений являются малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом.

      Определенное влияние на возникновение аварийной ситуации оказывают качества личности, присущие людям определенного возраста. Практика свидетельствует, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску. Некоторые лица в возрасте 40—50 лет и старше действуют слишком осторожно, утрачивают способность к маневру, нарушают ритм движения и становятся «возмущающим фактором».

      Следует отметить, что до 80% дорожно-транспортных преступлений совершается водителями и лишь 20—25% пешеходами.

      В ряде случаев действия виновников автотранспортных происшествий обусловливаются особенностями их психологического и физического состояния. В частности, довольно большое число транспортных происшествий происходит по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

      Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 239 ; Нарушение авторских прав

      lektsii.com

      Криминалистическая характеристика транспортных преступлений

      Проблема обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта для Российской Федерации весьма актуальна. Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажирооборота, плохое состояние дорог и эксплуатационных характеристик транспорта, несовершенство автомобильной техники, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и целый ряд других факторов зачастую приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах и, как следствие, к нарушению лицами, управляющими транспортными средствами, правил безопасности движения. Практика показывает, что последние годы характеризуются тенденцией роста дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями.

      Дорожно-транспортное происшествие

      Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это нарушение нормальной работы транспорта в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам, повлекшее за собой наступление различных вредных последствий. В зависимости от этих последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и административные правонарушения на транспорте.

      Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта привело по неосторожности к причинению потерпевшему тяжкого и средней тяжести вреда здоровью или крупного ущерба либо к смерти человека, двух или более людей, оно признается преступлением и квалифицируется по ст. 264 УК РФ. Эта статья содержит перечень транспортных средств: автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора, иные самоходные машины. При наступлении других, кроме указанных, вредных последствий ДТП квалифицируется как административно-правовые правонарушения по ряду статей главы Х Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

      В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода; 2) столкновение транспортных средств; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие; 5) выпадение пассажиров из транспортного средства. В зависимости от причины ДТП можно подразделить на происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспорта и дорог, и т.д.), и те, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.), а также по случайному стечению обстоятельств.

      В подавляющем большинстве ДТП – результат нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также вследствие грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.

      Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей

      Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего состоят в превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности дороги, необходимости уклониться от столкновения или наезда); в несоблюдении очередности проезда перекрестков; в нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, а также требований дорожной разметки; в несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда и т.д.

      Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов выражаются в неожиданном появлении из-за препятствия (из-за стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); во внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; в непредсказуемом поведении (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выходе на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную и т.д.

      Пешеходы, которые допустили нарушение ПДД, приведшее к гибели людей или к иным тяжким последствиям, несут уголовную ответственность по ст. 268 УК РФ. По этой же статье к ответственности привлекаются велосипедисты и пассажиры за нарушения ПДД в случае наступления указанных тяжких последствий.

      Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных автотранспортных или городских электротранспортных средств, тракторов, иной самоходной техники (с дефектами тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за их техническое состояние или эксплуатацию, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных в ст. 211 УК РФ, квалифицируется по ст. 266 УК РФ.

      Выяснение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от знания его механизма. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и конечная. Будучи логическим продолжением предыдущей, каждая из них, в свою очередь, предопределяет развитие последующей фазы.

      Начальная фаза протекает в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. В данном случае участники движения должны немедленно принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление или недостаточная эффективность этих мер приводит процесс сближения транспортных средств и пешеходов к переходу из опасной ситуации в аварийную. Тогда участники движения уже не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и оно становится неизбежным.

      Кульминационная фаза насыщена событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждения автомобилей, травмы и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП участвует ограниченное число транспортных средств и пешеходов, кульминационная фаза кратковременна (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. Когда в происшествие вовлечены десятки автомашин (так называемые «цепные» ДТП), эта фаза растягивается до нескольких минут, а зона развития ДТП значительно возрастает.

      Конечная фаза ДТП часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда, например при возникновении пожара на автомобиле, конечная фаза продолжается и после остановки.

      Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых обстоятельств, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины.

      В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии возникают различные материальные следы. По ним, при условии их своевременного обнаружения и фиксации, возможно установление механизма и причин произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие – кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации о происшествии весьма незначителен.

      На характер, качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д. Эти обстоятельства оправдывают необходимость установления всех возможных очевидцев происшествия и проведения детального допроса осведомленных лиц.

      Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.

      Многие виновные, понимая очевидность произошедшего, дают на допросах правдивые показания, хотя в ряде случаев (в последние годы это стало встречаться чаще) принимают меры к фальсификации доказательств, скрываются с места происшествия, при задержании оказывают сопротивление.

      ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, которые своим поведением спровоцировали возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что приводит к значительному усложнению в выяснении обстоятельств происшедшего.

      www.konspekt.biz

      Это интересно:

      • Новеллой закона об образовании Новеллы нового закона об образовании, часть 1 Здесь представлено разъяснение некоторых понятий, используемых в новом законе об образовании, а также что изменится в дошкольном образовании. Надеюсь, вы уже познакомились с новым законом об образовании, и, конечно, обратили […]
      • Рисунок на тему имею право на жизнь Электронное образование в Республике Татарстан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №75 «Гвоздичка» г.Набережные Челны» Визитная карточка Я - ребенок! Я имею право! Каждый ребенок имеет право на полезное и […]
      • На юриста зно На юриста зно Музеєзнавство, пам ’ яткознавство Музеєзнавство, пам ’ яткознавство 3. на вибір: Іноземна мова (англійська, німецька, французька, іспанська) або Географія (сертифікат ) Менеджмент соціокультурної діяльності Менеджмент готельно-ресторанного і туристичного […]
      • Ываю иваю правило Чтобы проверить, какой суффикс (-ова- или -ыва-) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-: разведывать – разведываю, складывать – складываю. Если в суффиксе произошло чередование -ова-/ […]
      • Приказ 302 приложение 1 п24 Про прохождение медицинских осмотров сотрудников Вопрос-ответ по теме Должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры сотрудники, связанные с эксплуатацией персональных компьютеров, то есть работающие с […]
      • Обман юристов Юридическая консультация бесплатно, как не быть обманутым? Юридическая консультация: «Спрос рождает предложение». Кейнс Джон Мейнард Каков спрос на юридические консультации? Только по данным «Яндекса» не менее 100 000 человек ежемесячно «забивают» в строке поиска запрос […]
      • Правила чергування е и Правила чергування е и ТРЕНАЖЕР З ПРАВОПИСУ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ Чергування е з о після ж, ч, ш, ш, дж та й У літературній мові звук e, що стоїть після шиплячих та й , чергується з о. При цьому діють такі закономірності. Перепишіть, вставляючи замість крапок пропущені букви о […]
      • Разница между общей долевой и общей совместной собственностью Два вида общей собственности на недвижимость (долевая и совместная) Совместная собственность на квартиру Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что любое имущество, включая объект недвижимости, может на праве общей – совместной или долевой – собственности принадлежать […]