Закон о жилье для детей сирот 2014

| | 0 Comment

Разъясняем законодательство

С 2013 года начнет действовать новый порядок предоставления жилья детям-сиротам

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые вступают в силу с 1 января 2013 года.

Закон предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Данное право предоставляется указанным лицам при условии, что они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменному заявлению жилые помещения предоставляются данным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей, лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, непригодностью жилых помещений для постоянного проживания или их несоответствия установленным санитарным нормам, обеспеченностью общей площадью жилого помещения, менее учетной нормы площади жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ.

Также предусматривается формирование уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для исключения данных лиц из списка является предоставление жилых помещений.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения с лицами указанной категории заключается договор социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

prockurskobl.ru

Внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно статьям 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.№159-ФЗ (далее Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) на субъекты Российской Федерации возложена обязанность законодательного регулирования дополнительных гарантий детям указанной категории на имущество и жилое помещение и возложены расходные обязательства по их реализации.

В целях исполнения названных норм с 13 июля 2010 года на территории действуют следующие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа: Закон Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22.06.2010 г. №50-оз (далее Закон области от 22.06.2010 года № 50-оз) и Закон Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» от 29.06.2010 г. №52-оз (далее Закон области от 29.06.2010 г. №52-оз).

Закон области от 22.06.2010 г. №50-оз является базовым законом и предусматривает обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по месту их учета в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, по договорам социального найма.

Статья 4 Закона области от 22.06.2010 г. №50-оз устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям данной категории и лицам из их числа, а также перечень документов, предоставляемых в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения, сроки принятия решения и уведомления о принятом решении, порядок обжалования, размер общей площади предоставляемого жилого помещения.

С заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно представляют следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) документы, подтверждающие окончание пребывания детей-сирот в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) справку органа опеки и попечительства об отсутствии закрепленного жилого помещения; документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, подтверждающие отсутствие жилых помещений в собственности;

4) справку органа местного самоуправления о состоянии на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с указанием даты постановки на учет и основания признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Документами, подтверждающими отсутствие жилых помещений в собственности, являются уведомление соответствующих отделов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области или Управление Росреестра по Иркутской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и справка об отсутствии аналогичных сведений в соответствующем отделении ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Основания возникновения субъективного права на получение жилья вне очереди связаны с прекращением обстоятельств, изложенных в ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, а именно — с окончанием их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений после исполнения наказания в виде лишения свободы, что подтверждается справками соответствующих учреждений.

Законом области от 29.06.2010 г. №52-оз государственные областные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Согласно статье 1 Закона области от 29.06.2010 г. №52-оз в Приложении 1 к данному закону указан перечень муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются соответствующими полномочиями.

В число переданных органам местного самоуправления государственных полномочий входят следующие процедуры:

-в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона области от 22.06.2010 г. №50-оз принятие заявлений с приложением документов, указанных в части 4 названной статьи;

-принятие решений о предоставлении жилого помещения либо об отказе в его предоставлении согласно части 6 статьи 4 Закона области от 22.06.2010 г. №50-оз;

-уведомление о предоставлении жилого помещения либо об отказе в его предоставлении.

Необходимо отметить, что решению вопроса о внеочередном предоставлении жилого помещения предшествует постановка на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 г.№159-ФЗ.

Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей урегулирован Законом Иркутской области от 17.12.2008 г. N 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма». После внесения 18.06.2010 г. изменений в указанный Закон области,порядок постановки детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, претерпел изменения.

В настоящее время заявление подается в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение учета, по месту жительства лиц названной категории, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация права постановки на учет ограничено возрастным цензом. Правом встать на учет могут воспользоваться дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа до достижения возраста 23 лет.

Обращаю внимание на то, что предварительный учёт нуждающихся в жилье осуществляется с целью определения финансовой потребности для каждой территории в приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не в целях установления очередности. Вместе с тем, разрешение требований о предоставлении лицам из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При этом достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов

www.irkproc.ru

Новый закон: Жилье для сирот

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Что по закону полагается сиротам?

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия. Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 — единовременно; 10 000 — ежемесячно.
  • Закон об обеспечении детей сирот жильем

    Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

    ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.
  • До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

    Когда детям сиротам предоставляется жилье?

    Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

    Правом на получение бесплатного жилья обладают:

    • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
    • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
    • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.
    • Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

      Условия получения жилья;

    • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
    • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
    • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

    Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

    Скачать текст закона

    При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

    Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.
  • Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

    Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции по ссылке.

    210fz.ru

    Закон о жилье для детей сирот 2014

    Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства.

    Положения ст. 8 Закона № 159-ФЗ применяются в настоящее время в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, положения которого вступили в законную силу с 01 января 2013 года.

    Общий порядок предоставления определен положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, согласно которому «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

    Таким образом, действующее законодательство предполагает несколько обязательных условий для включения в список на получение жилого помещения:

    1. Наличие статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент достижения лицом совершеннолетия.
    2. Отсутствие у сироты на момент включения в список жилого помещения на праве собственности или праве социального найма. Необходимо отметить что если сирота осуществляет коммерческий найм жилого помещения (арендует его у частного лица на коммерческих условиях), то подобный найм не ограничивает его права на включение в список на получение жилого помещения.
    3. Отсутствие у членов семьи сироты жилых помещений на праве собственности или праве социального найма. Согласно ст. 2 Семейного Кодекса РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети. Иные родственники в соответствии с семейным законодательством не могут быть отнесены к категории «члены семьи». То есть если квартира на праве собственности имеется у опекуна или брата сироты, то сирота не рассматривается в качестве члена их семьи и имеет полное право претендовать на включение в список на получение жилого помещения. При этом важным является также вопрос включения сироты в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя, так как на практике такое включение возможно даже в отношении помещений, нанимателем которого выступает, например, бабушка сироты. Если сирота включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, то подобное включение является основанием для отказа во включении сироты в список на получение жилого помещения в случае если в судебном порядке не будет доказано отсутствие семейных отношений с нанимателем и не будет принято решение о внесении исправления в текст договора социального найма, в результате которого сирота будет исключен из него в качестве члена семьи нанимателя.
    4. Отсутствие возможности проживания в жилом помещении, находящемся на праве собственности или социального найма у сироты или членов его семьи, по основаниям, установленным ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
    5. Подача заявления в районный орган опеки и попечительства о включении в список в возрасте от 14 до 23 лет. Заявление подается либо лично, либо представителем сироты. В отношении сирот в возрасте до 18 лет представителем может выступать опекун (попечитель), приемный родитель или представитель детской сиротской организации, в которой постоянно пребывает сирота. Для представления интересов при подаче заявления представитель должен предъявить документы, подтверждающие право действовать от имени сироты, а также документы, удостоверяющие его личность. В отношении сирот в возрасте от 18 до 23 лет представителем может выступать любое лицо на основании нотариальной доверенности. Подача документов осуществляется с предоставлением полного комплекта документов, обосновывающих право на получение жилого помещения, установленных региональным законодательством. Документы предоставляются либо в нотариально заверенных копиях, либо в копиях с одновременным предоставлением оригиналов на обозрение. Документы подаются в орган опеки и попечительства по месту выявления ребенка в качестве сироты, либо по месту его постоянного проживания, либо по месту его проживания в связи с обучением. Если сирота включена в список на получение жилого помещения, но достигло возраста 23 лет, из списка такое лицо не исключается и ожидает получения квартиры как и раньше.

    К сожалению, ни действующее законодательство, ни положения об органах опеки и попечительства на местах не определяют обязанность органа опеки и попечительства или какого-либо иного органа осуществлять информирование детей-сирот о наличии у них права на включение в список для последующего получения жилого помещения. Эта проблема имеет существенное негативное значение на практике. Большое количество сирот узнает о наличии у них права на включение в список после достижения 23 лет, что не позволяет им подать документы и быть включенными в список. Многие продолжают надеяться, подают соответствующие заявления и обжалуют отказы во включении, но добиваются включения в итоге единицы. Нельзя сказать, что органы опеки и попечительства мотивированы на непредоставление квартир сиротам и поэтому сознательно замалчивают наличие соответствующих прав. Скорее речь следует вести именно об отсутствии закрепленной обязанности информирования, что порождает субъективное желание минимизировать собственные трудовые затраты. В итоге действует схема: я не обязан этого делать, так зачем я буду усложнять себе жизнь. Без пересмотра соответствующего положения на уровне законодательного обязывания осуществлять информирование о наличии соответствующего права проблема не может быть решена, но для этого требуется воля законодателя.

    Законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по достижении сиротой 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак в возрасте до 18 лет или при начале официальной трудовой деятельности до 18 лет). На практике органы опеки и попечительства, а также органы образования указывают сиротам на тот факт, что если они осуществляют обучение, квартира будет им предоставлена исключительно по окончании обучения. На самом деле законодательно данное положение не закреплено и наличие у сироты места в общежитии не предполагает необходимости ожидать окончания обучения для получения жилого помещения. Это подтверждается положением ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, так как место в общежитии предоставляется не на праве собственности или социального найма, а предоставление жилого помещения временно на другом основании (комнаты в общежитии предоставляются на основании договора найма специализированных жилых помещений) не является основанием, препятствующим как включению в список на получение жилых помещений, так и получению жилого помещения лицу, ранее включенному в список.

    Предоставление жилого помещения сиротам в возрасте после 18 лет возможно по их личному письменному заявлению по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. То есть если отказ в предоставлении жилого помещения орган государственной власти мотивирует, например, обучением сироты в колледже, такой отказ не может быть признан обоснованным, если он не сопровождается одновременным письменным заявлением сироты о предоставлении жилого помещения только по окончании обучения.

    По сути, Закон № 159-ФЗ, не устанавливая иных условий для получения жилого помещения сиротой, делает список на получение жилого помещения не очередью, а именно списком, в котором сироты распологаются по дате обращения за получением жилого помещения или по датам рождения. Эту позицию поддерживает и Министерство образования и науки РФ, федеральный орган государственной власти, осуществляющий общее управление по вопросам реализации прав и законных интересов детей сирот. Соответствующая позиция отражена, например, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Учитывая отмеченное выше, можно говорить о том, что закрепление жилого помещения за сиротой, осуществляемое органом опеки и попечительства при помещении сироты на воспитание в семью или в детскую сиротскую организацию, не гарантирует возникновение права на соответствующее жилое помещение. То есть закрепление следует рассматривать как гарантию права сироты на проживание в соответствующем жилом помещении до 18-летнего возраста, при этом закрепление не дает ни права собственности, ни права социального найма, которые являются обязательными условиями для отказа во включении в список на получение жилого помещения. То есть не требуется снимать закрепление или признавать его незаконным для осуществления включения в список. Ранее, до 01 января 2013 года действовало иное правило, согласно которому именно закрепление жилого помещения имело существенное значение при решении вопроса о включении в список на получение жилья.

    Наконец, необходимо перечислить основания, которые позволяют включить сироту в список на получение жилого помещения даже при наличии у него самого или членов его семьи жилого помещения на праве собственности или праве социального найма. На федеральном уровне перечень оснований утвержден ч. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и включает в себя:

    1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот. Для включения в список необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ. То есть родителю, лишенному родительских прав, должно быть предложено в письменной форме как минимум два варианта размена жилого помещения, на что должен быть получен письменный отказ (в виде отдельного документа или в виде соответствующей отметки на самом предложении). Этот отказ следует обжаловать в районном суде и после отказа суда в удовлетворении искового заявления на основании решения суда сирота должен быть включен в список на получение жилого помещения. При этом отмеченное правило может быть реализовано только в случае наличия у сироты или члена семьи сироты жилого помещения на праве социального найма и не применимо к праву собственности. Однако и при наличии права собственности можно пробовать применять соответствующее положение на практике, требуя расселения с родителем, лишенным родительских прав;

    2) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и утвержденным Постановлением Правительства РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно. Наибольшую сложность в данном случае представляет получение документа, подтверждающего медицинский статус совместно проживающего лица, так как диагнозы заболеваний относятся к категории врачебной тайны и могут быть предоставлены либо самому больному, либо по решению суда. В случае, если через лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, невозможно получение документа, подтверждающего соответствующий диагноз, но диагноз доподлинно известен и включен в перечень противопоказанных к совместному проживанию, можно обратиться в суд, чтобы он подал судебный запрос о предоставлении подтверждающей диагноз документации. Целесообразным является подавать сразу заявление о признании невозможным совместного проживания и в рамках соответствующего судопроизводства истребовать медицинскую документацию. Если же тяжелой формой хронического заболевания страдает сам сирота, на этом основании он не имеет права требовать признания невозможности совместного проживания;

    3) характер жилого помещения непригоден для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Непригодность для проживания должна быть подтверждена решением межведомственной комиссии муниципалитета. Для созыва комиссии собственник или наниматель жилого помещения по договору социального найма должен подать соответствующее заявление в муниципалитет. В случае, если межведомственная комиссия признала жилое помещение пригодным для проживания, но сирота считает его непригодным, есть возможность обратиться за проведением независимой экспертизы в специализированную организацию, а после получения заключения экспертизы в судебном порядке требовать признания жилого помещения аварийным или непригодным для проживания. Экспертное заключение можно получить только на договорной основе, никаких льгот у сирот при его оплате не имеется;

    4) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае важно подтвержденное количество проживающих лиц, подтвержденное выпиской из домовой книги. В отдельных случаях количество фактически проживающих может подтверждаться иным образом, например, показаниями свидетелей, но эта форма доказательства применима скорее в судебном процессе. Учетная норма площади жилого помещения (не путать с нормой предоставления) – это минимальный размер площади, который должен быть на одного проживающего. Данная норма утверждается муниципалитетами (городами или районами).

    Отдельные регионы также могут устанавливать дополнительные основания для включения в список сирот, обладающих жилыми помещениями.

    Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ «по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются … в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Таким образом, предоставление части квартиры, отдельной комнаты или предоставление квартиры на несколько сирот законодательством с 01 января 2013 года не предусматривается и является незаконным. Также не предусматривается возможность выдачи жилищных сертификатов, денежных средств на приобретение жилого помещения и т.д. При этом незаконным является требование с сироты осуществить доплату на приобретение жилого помещения. Допускается предоставление жилых помещений как первичного жилищного фонда, так и вторичного жилья. Также допускается ситуация, при которой сирота самостоятельно находит жилое помещение для приобретения в рамках выделенной денежной суммы и предоставляет информацию региональным органам власти, которые осуществляют выкуп соответствующего жилого помещения в целях последующей передачи сироте. Под благоустроенностью жилого помещения подразумевается такое его состояние, которое является пригодным для постоянного проживания лица, в том числе по техническим и санитарным характеристикам. Вопрос предоставления жилого помещения с меблировкой или домашней техникой не урегулирован ни федеральным, ни региональным законодательством. Однако в отдельных регионах существует положение законодательства о выдаче сиротам денежных средств на приобретение мебели при получении жилого помещения. В любом случае для получения соответствующих денежных средств необходимо обратиться с заявлением в орган государственной власти, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, или в орган социальной защиты населения.

    Руководитель Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» Денисов П. Л.

    hftw.ru

    Это интересно:

    • Ru 210 закон Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" С […]
    • Федеральный закон о безопасности дорожного движения 2014 196 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ"О безопасности дорожного движения" С изменениями и дополнениями от: 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 […]
    • Интернет федеральный закон Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" С изменениями и […]
    • Приказ на аккредитацию по школе Государственная аккредитация школы: каков перечень необходимых документов? Вопрос-ответ по теме Какова последовательность шагов и перечень необходимых документов для государственной аккредитации школы? Отвечает Екатерина Бородина, юрист-эксперт Из рекомендации Как […]
    • Приказ 125н от 18 декабря 2013 Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 18 декабря 2013 г. N 125н г. Москва "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы […]
    • Единовременное пособие при усыновлении детей Социальные выплаты для усыновителей в России Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его […]
    • Страховая деятельность в рф закон Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в наименование внесены изменения Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N […]
    • Закон о ветеранах рф Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 […]