Система арбитражных судов включает в себя

| | 0 Comment

Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео


legalquest.ru

Система арбитражных судов

Базируясь на конституционных принципах правосудия, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споры между предпринимателями и государством (административные споры), дела об административных правонарушениях, а также другие дела, возникающие из административных и других правонарушений, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. При: рассмотрении подведомственных им споров арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел. рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет, в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, судебный надзор за. их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны.

В сфере правосудия Высший Арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции:

дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

дела об оспаривании ненормативных актов Президента, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации (ст. 34 АПК РФ); рассматривает в порядке надзора дела, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу (ст. 292 АПК РФ), а также пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда решения или определения по ним были приняты Высшим Арбитражным Судом (ст. 310 АПК РФ); изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики.

Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. В состав Пленума входят Председатель, заместители и все судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Пленума вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор, Министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда;

— рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

— решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности законов;

— утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов;

— решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного Суда подробно детализирован регламентом арбитражных судов. В нем, в частности, устанавливаются порядок и сроки подготовки проектов документов, вносимых на рассмотрение Пленума, докладчики и время выступлений, процедура участия Генерального прокурора и его заключения и другие вопросы.

В соответствии с действующим законом постановления Пленума принимаются открытым голосованием, большинством голосов присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда. Постановления Пленума, по вопросам своего ведения, обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.

В полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум Высшего Арбитражного Суда.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя, заместителей Председателя и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях. Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда рассмотрение дел в порядке надзора по проверке вступивших в силу судебных актов арбитражных судов Российской Федерации. Кроме того, Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.

Президиум Высшего Арбитражного Суда собирается Председателем по мере необходимости. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов, постановления подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда возглавляют заместители Председателя Суда. Их основная обязанность — рассмотрение дел по первой инстанции. В судебных коллегиях образуются судебные составы, которые формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда во главе с утверждаемыми Пленумом председателями судебных составов.

Помимо рассмотрения дел в первой инстанции судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Председатель Высшего Арбитражного Суда является судьей и осуществляет все процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом.

В организационном плане Председатель Высшего Арбитражного Суда созывает Пленум и Президиум и председательствует на их заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом Суда, распределяет обязанности между заместителями, представляет Высший Арбитражный Суд в сношениях с государственными, общественными и иными органами.

Председатель Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

При Высшем Арбитражном Суде создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработки предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде действует Научно-консультативный совет, состав и положение о котором утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», в котором публикуются постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда, судебная практика по наиболее сложным делам и другая информация о деятельности арбитражных судов Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов — звено системы арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Федеральные арбитражные суды округов образованы по зональному принципу, с учетом экономико-географических особенностей регионов. Юрисдикция федерального арбитражного суда округа распространяется на арбитражные суды субъектов Российской Федерации и арбитражные апелляционные суды, входящие в состав соответствующего округа.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума и судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Основное полномочие федерального арбитражного суда округа — проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами.

В отличие от гражданского и уголовного судопроизводства кассационная жалоба подается после вступления решения нижестоящего суда в силу. Отсюда и особенности кассационного производства в вышестоящем суде. В соответствии со статьей 287 АПК РФ федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев кассационную жалобу, может принять одно из следующих решений:

— оставить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без изменения;

— отменить решение первой или постановление апелляционной ин станции и передать дело для повторного рассмотрения в соответствующую инстанцию суда субъекта Российской Федерации;

— отменить полностью или частично решение и постановление арбитражного суда субъекта Федерации и принять новое решение;

— изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции;

— отменить решение суда первой инстанции или апелляционное постановление полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Федеральные арбитражные суды округов наделены полномочиями по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам принятых ими ранее и вступивших в законную силу судебных актов. К их полномочиям также относятся изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов.

Судебные коллегии федеральных арбитражных судов округов, возглавляемые заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным нижестоящими арбитражными судами Российской Федерации. В коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа. Им же утверждаются и председатели судебных составов.

Председатель федерального арбитражного суда округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

www.labex.ru

Система арбитражных судов включает в себя

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие “судебное звено”, которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и ав­тономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды ар­мий, флотилий, гарнизонов. Вторым — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе кото­рого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной обла­сти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе зве­но — федеральные арбитражные суды округов. И третье звено — Высший Ар­битражный Суд РФ.

Понятие “судебная инстанция” относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд — вышестоящий — имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на су­ды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрис­дикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систе­му этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции впра­ве отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ — к судам субъектов Российской Феде­рации и приравненным к ним.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

www.bibliotekar.ru

Система арбитражных судов в России

Система арбитражных судов в Российской Федерации

Данная тема является вводной для всего курса арбитражного процессуального права; без ее усвоения невозможно дальнейшее понимание сущности арбитражного судопроизводства.

Прежде всего, необходимо изучить историю вопроса, а именно – возникновение и дальнейшее развитие судебных и квазисудебных органов, разрешающих экономические споры, как в России, так и за рубежом. Следующий большой вопрос данной темы – это действующая система арбитражных судов РФ. Здесь, опираясь на действующее законодательство, надо понимать место арбитражных судов в судебной системе РФ (ФКЗ «О судебной системе РФ»); систему арбитражных судов в РФ (ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»), внутреннюю структуру арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, арбитражных кассационных судов, а также структуру Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитраж (arbitrage) — слово французского происхождения (букв. перевод — третейский суд), производное от латинского arbiter-посредник, судья по примирительному разрешению споров.

Во многих странах хозяйственные споры разрешаются в рамках общей судебной системы либо с помощью квазисудебных органов, либо специализированными судами (например, по спорам в сфере финансовых, налоговых отно­шений).

Особые торговые суды были еще в Древнем Риме. Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном виде возникли в Италии как узкоспециальные морские торговые суды. В дальнейшем торговые суды возникали в ряде французских городов, где проводились традиционные ярмарки (в Авиньоне, Безансоне, городах Шампани). Все суды были временными, поскольку действовали только в период проведения ярмарки.

Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в Париже.

Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды, просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 года в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. К их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности независимо от звания лиц. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралась в пределах того города, в котором он учрежден и соответствующего уезда. В период с 1917 по 1922 г. г. специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями не существовало, а споры между ними решались в административном порядке.

В истории развития органов советского арбитража следует различать три периода, связанных с определенными этапами развития народного хозяйства страны.

Первый период (1922-1931гг.) был связан с окончанием гражданской войны и переходом к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства страны. В этот период для разрешения имущественных споров, возникающих между различными хозяйственными органами в их практической хозяйственной деятельности, были организованы и действовали арбитражные комиссии.

Второй период (1931-1959гг.) cвязан с мероприятиями партии и правительства по реконструкции народного хозяйства, по укреплению хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины в работе всех хозяйственных органов. В этот период вместо арбитражных комиссий были созданы государственные и ведомственные арбитражи.

Третий период (с 1959 г.) связан с мероприятиями партии и правительства, проведенными в 1959 году по дальнейшему совершенствованию организации управления промышленностью и строительством. Новый этап в развитии народного хозяйства страны вызвал существенные изменения задач и функций арбитража, что нашло прямое отражение в постановлении Совета Министров СССР от 23 июня 1959 г. «Об улучшении работы государственного арбитража».

К концу восьмидесятых годов ХХ века назрела необходимость создания взамен ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов.

В связи с принятием в 1991-1992 гг. Закона Российской Федерации «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в ар­битражные суды. В Кон­ституции Российской Федерации 1993 г. окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и второго по счету Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ и ФКЗ «Об АС в РФ», арбитражные суды – это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению РФ и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юр. лиц, граждан – индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта РФ, гос. органов, органов МСУ и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Субъекты РФ не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности АС.

Система АС, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе в РФ» и «Об АС в РФ», в соответствии с которыми в настоящее время действует 4-уровневая система АС:

АС субъектов РФ, являющиеся судами первой инстанции.

АС субъектов РФ рассматривают по существу экономические споры, подведомственные АС по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов РФ в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством РФ.

20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов – по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ.

АС апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты АС субъектов РФ – судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции.

10 федеральных АС округов, являющиеся судами апелляционной инстанции. ФАС округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов АС субъектов РФ – судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа.

Высший АС РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными ФЗ, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим АС (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

ВАС РФ является высшим судебным органом в системе АС по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных АС, и высшей судебной инстанцией по отношению к АС первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, ВАС РФ дает АС разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории РФ.

Все АС образуют единую систему, возглавляемую ВАС РФ.

Тема 2. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права.

Данная тема посвящена, в основном, предмету и методу арбитражного процессуального права. Здесь ключевую роль играет понятие арбитражного процесса (не путать с арбитражным процессуальным правом и соответствующей отраслью науки!) и его стадии. Необходимо представлять все стадии арбитражного процесса и уметь раскрывать их содержание.

Студенты также должны ознакомиться с источниками арбитражного процессуального права (основными и дополнительными). Необходимо показать взаимосвязь арбитражного процессуального права как отрасли права с другими отраслями права, в первую очередь – с гражданским процессуальным правом.

АП – это определяемое нормами АПП постадийное движение дела по возникшему в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности спору, вытекающему из гражданских правоотношений либо из публичных правоотношений, включая административные.

Предметом Арбитражного процесса как формы деятельности суда являются экономические споры и иные подведомственные АС дела. Конечной целью процесса выступает восстановление нарушенного или оспоренного права.

Арбитражный процесс – формализованный процесс, т.е. все действия участников арбитражного процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме, установленной АПК. Ее соблюдение направлено на своевременное рассмотрение и разрешение АС возникшего спора.

Деятельность АС по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной последовательности, т.е. по стадиям процесса. Каждая стадия охватывает определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной процессуальной цели, и выполняет свою процессуальную функцию. Арбитражный процесс имеет 8 стадий:

1 стадия. Возбуждение производства по делу. Судья на этой стадии изучает поступившее исковое заявление и приложенные к нему документы, выясняет, подведомственно ли дело АС, соблюдена ли подсудность, надлежащим ли лицом подписано исковое заявление, оплачена ли в установленном порядке и размере гос. пошлина, сформулированы ли требования к каждому из ответчиков, имеются ли ссылки на законы, приложены ли к ИЗ необходимые документы. На этой стадии судья единолично в пятидневный срок со дня поступления ИЗ в АС должен решить вопрос о принятии ИЗ к производству, о чем выносится определение о принятии дела к производству, которым возбуждается производство по делу (ст. 127 АПК). При наличии оснований судья единолично может оставить ИЗ без движения и установить срок для устранения недостатков, а в случае их неустранения, а также по другим основаниям, предусмотренным АПК, возвратить ИЗ (ст. 128-129 АПК).

2 стадия. Подготовка материалов дела к рассмотрению в судебном заседании. Суд в целях подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании по существу проводит предусмотренные АПК подготовительные действия – проводит со сторонами собеседование и предварительное судебное заседание (с. 135, 136 АПК). Цель этой стадии состоит в том, чтобы обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела АС в судебном заседании. Судья, посчитав дело подготовленным, в последующем назначает судебное разбирательство по существу спора.

3 стадия (основная). Непосредственно судебное разбирательство. Основной она считается потому, что в ней рассматривается и разрешается спор по существу в первой инстанции, выносится решение, которым либо удовлетворяются заявленные требования, либо в их удовлетворении отказывается. Однако суд в случаях, установленных АПК, может прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения. Процессуальной формой разбирательства дела является судебное заседание АС (ст. 137 АПК).

4 стадия. Проверка законности и обоснованности решений и определений, принятых судом 1 инстанции и не вступивших в законную силу, судом апелляционной инстанции, т.е. производство в суде апелляционной инстанции (ст. 257-272 АПК).

5 стадия. Проверка законности судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанции и вступивших в законную силу, судом кассационной инстанции, т.е. производство в суде кассационной инстанции (ст. 273-291 АПК).

works.doklad.ru

Это интересно:

  • Сущность приказа Судебный приказ (понятие, основания и порядок вынесения, отмена) Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным […]
  • Пенсия казань Пенсионное обеспечение для жителей Казани и Республики Татарстан в 2018 году В правовом поле Российской Федерации граждане разделены на две большие группы: на трудоспособных и тех, кто не в состоянии (по нормам законодательства) себя обеспечивать. Причем действующие нормы […]
  • Как в госуслугах распечатать квитанцию по налогам Как распечатать квитанцию по налогам с сайта госуслуг Чтобы у налоговиков не возникало вопросов касательно оплаты сбора, человек при необходимости (например, квитанция затерялась) должен знать, где взять квитанцию, чтобы доказать факт ее оплаты. Сделать это можно двумя […]
  • Приказ 1010 вс рф на 2018 год Скачать для просмотра и печати: Источник премии Также деньги поступают из резерва, созданного из невыплаченных ежемесячных премий военнослужащим, наказанных дисциплинарными взысканиями. потеря служебного удостоверения; нарушение правил ведения делопроизводства […]
  • Пенсия у женщин по вредности Граждане, которым положена льготная пенсия по вредности, обязательно должны отработать не менее 10 лет в опасных и вредных условиях. В случае если стажа не хватает, выход на досрочную пенсию невозможен. Кроме того, существует утвержденный список профессий, которые […]
  • Социальный налог является источником доходов Налоги как источник доходов государства В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов […]
  • Узнать свои налоги хабаровск Сайт налоговой службы г.Москва УЗНАЙ СВОЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ сайт налоговой службы РФ - ФНС РФ nalog.ru & налог.ру Личный кабинет налогоплательщика Сервис налоговой позволяет узнать вашу задолженность, долги по налогам физических лиц по ИНН. Поиск информации о задолженности по […]
  • Закон о курении в общественных местах с 15 ноября С 15 ноября за курение в неположенных местах будут штрафовать Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий административную ответственность за курение в неположенных местах, нарушение правил продажи табачных изделий, рекламу и спонсорство табака. Напомним, с […]