Процессуальные полномочия органов дознания мвд

| | 0 Comment

Органы дознания РФ: понятие, задачи и система

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений;
  • изобличение виновных;
  • обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
  • Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

    • дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;
    • производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

    • руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;
    • дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.
    • Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

      Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

      be5.biz

      Органы дознания как субъекты расследования преступлений: их задачи и полномочия

      Алиомаров М.З.
      магистрант 2 курса
      юридического института ДГУ (Махачкала)
      (программа «Правовое государство»)

      Аннотация: В данной статье проанализирована роль органов дознания по выявлению и начальному этапу расследования преступлений. Рассматриваются полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий.

      Ключевые слова: органы дознания, расследование преступлений, следственные действия, судебное решение.

      В настоящее время в условиях сохраняющейся тенденции в нашей стране значительного уровня преступности, к сотрудникам органов внутренних дел, которые реализуют досудебное производство по уголовным делам в форме дознания, предъявляются достаточно серьезные требования. С целью весьма эффективного производства по уголовному делу дознаватель органа внутренних дел должен отличаться существенным перечнем знаний как в сфере уголовно-процессуального законодательства, так и в сфере новых достижений криминалистики, логики и теории доказательств.

      Раскрытие и расследование преступлений представляет собой одну из важнейших задач органов внутренних дел. Своевременная и оперативная реакция на совершенное правонарушение дает возможность раскрыть преступление, а также выявить лицо, которое его совершило.

      Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных действий, которые осуществляются соответствующими на то административными органами и должностными лицами с целью своевременного обнаружения и закрепления необходимых следов преступления, а также определение лиц, которые его совершили, и одновременно для пресечения общественно опасного деяния.

      Орган дознания, при возбуждении уголовного дела, как при наличии признаков преступления, которое не является тяжким, так и по тяжкому преступлению осуществляет оперативно-розыскные и следственные действия.

      Органу дознания присуще огромные полномочия в оперативно-розыскной и административной сферах. Помимо этого, законодатель возложил на орган дознания полномочия по производству неотложных следственных действий в целях скорейшего исследования обстоятельств совершенного преступления.

      В соответствии с п.24 ст.5 УПК РФ, органами дознания признаются государственные органы и должностные лица, которые уполномочены осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

      В УПК РФ понятие «дознание» (п.7 и 8 ст.5) применяется лишь в одном значении — как форма предварительного расследования.

      Статья 40 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень органов дознания, которые правомочны осуществлять предварительное расследование в форме дознания (ч. 1), а также органов и должностных лиц, на которые возлагается возбуждение уголовного дела и реализация неотложных следственных действий (ч. 3).

      К данным органам относятся:

      1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, которые наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии с федеральным законом;

      2) органы Федеральной службы судебных приставов;

      3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

      4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

      Полномочия органа дознания возлагаются, как правило, на дознавателя начальником органа дознания. Не допустимо возложение полномочий по осуществлению дознания на то лицо, которое уже производило или осуществляет по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель вправе самостоятельно осуществлять следственные действия и принимать решения, за исключением тех случаев, когда на это необходимо согласие начальника органа дознания или санкция прокурора.

      На органы дознания возлагаются:

      1) дознание по уголовным делам (производство предварительного следствия необязательно);

      2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам (производство предварительного следствия обязательно);

      3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

      3 Дознаватель уполномочен:

      1) самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, помимо случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания;

      1.1) давать органу дознания, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

      1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

      2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

      Пункт 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации характеризует неотложные следственные действия как действия, которые осуществляются органом дознания после того как возбужденно уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

      Как отмечает В.Ю. Стельмах, неотложные следственные действия являются процессуальной деятельностью органов дознания, которая состоит в том, что при определении признаков преступления, по которому требуется производство предварительного следствия, и при отсутствии возможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, который не превышает 10 суток, следственные действия, которые направленны на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю«[5].

      Статья 157 УПК РФ уточняет процесс производства неотложных следственных действий, а также дает характеристику субъектам их проведения. Часть 2 ст. 157 сосредоточила в себе категории субъектов, которые имеют право на производство неотложных следственных действий, отмечая в пункте 1, что неотложные следственные действия осуществляют органы дознания, которые отмечены в пунктах 1 — 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а именно дознаватели органов внутренних дел. УПК РФ не дает уточненное определение лица, которое как правило осуществляет неотложные следственные действия, невзирая на то, что одним из признаков допустимости данных доказательств является их приобретение надлежащим субъектом.

      Теоретически производство неотложных следственных действий допускает поручение любому сотруднику органа дознания, но на практике гораздо чаще это осуществляет либо штатный дознаватель подразделения дознания, либо оперуполномоченный, который временно с резолюции начальника органа дознания приобретает статус дознавателя [3].

      Необходимо обратить внимание на то, что производство неотложных следственных действий представляет собой деятельность процессуальную в связи с тем, что она реализуется процессуальными методами и средствами, осуществляется в процессуальных формах, предполагает содержание у участвующих в нем лиц самостоятельного процессуального статуса, характеризуется уголовно-процессуальными отношениями, которые складываются между данными лицами. Но тем не менее в силу своей специфики данный процессуальный институт весьма плотно переплетен с деятельностью оперативно-розыскной, которая также осуществляется органами дознания.

      Характеризуя комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», можно согласиться с мнением авторов о тесной связи деятельности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной. «Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, нацелены на борьбу с преступностью и носят, прежде всего, правовой характер. Разница состоит лишь в том, что они реализуются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.

      В первую очередь, различна правовая природа их производства, так как следователь (дознаватель) руководствуется уголовно-процессуальным законом, а оперативно-розыскная деятельность основана на комментируемом Законе.

      Во-вторых, различаются пределы производства отмеченных действий: для производства следственных действий требуется наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия способны реализоваться до возбуждения уголовного дела.

      В-третьих, существенно отличаются итоги данных действий: результатом следственных действий принято считать доказательства; результатом оперативно-розыскных, являются сведения об источниках тех фактов, которые как правило могут являться доказательствами лишь в случае их утверждения процессуальным путем [2].

      Отсюда следует, что орган дознания помимо процессуальных реализует иные присущие ему функции, то есть в одном органе сосредоточенны и процессуальные, и не процессуальные полномочия. Тем не менее разграничение двух видов деятельности можно отследить в самом Законе об «Оперативно — розыскной деятельности» [1]. К примеру, в соответствии с частью 3 ст. 7 данного Закона основанием реализации оперативно-розыскных мероприятий признается поручение органа дознания.

      Учитывая изложенное, можно обозначить вывод, что либо органы, которые реализуют оперативно-розыскную деятельность, к органам дознания себя, как правило, не относят, либо они сами себе дают поручение. Тем не менее, в случае реализации неотложных следственных действий субъектами, которые не имеют таких полномочий, доказательства, которые получены в ходе их проведения, будут считаться недопустимыми. Поэтому основополагающий вопрос заключается в том, что могут ли реализовывать неотложные следственные действия лица, которые проводят по делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с частью 2 ст. 41 УПК РФ на данное лицо возложение полномочий по осуществлению дознания не допустимо.

      П.В. Вдовцев говорил, что деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, и представляет собой частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет являться то лицо, которое ни коем образом не было связано с реализацией по данному делу оперативно — розыскных мероприятий. Именно поэтому, лицо, которое проводило оперативно — розыскные мероприятия по уголовному делу, не уполномочено осуществлять неотложные следственные действия по делу. Но прямого запрета УПК РФ не содержит, так как неотложные следственные действия к дознанию, как правило, не относит, характеризуя его весьма четко: дознание представляет собой форму предварительного расследования (п. 8 ст. 5) [4].

      Как отмечает П.В. Вдовцев, статус должностного лица — органов дознания, которые производят неотложные следственные действия, не определен. Понятно, что данное лицо должно обладать процессуальным статусом дознавателя[4].

      Выход из ситуации заключается в следующем: нужно внести изменения в часть 1 ст. 41 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации и включение в его содержание кроме поручения начальником органа дознания или его заместителем дознавателю не только производство дознания, но также и производство неотложных следственных действий.

      Данные изменения, непременно, будут способствовать: повышению качества реализации неотложных следственных действий ввиду процессуальной грамотности дознавателя; исключению споров о необходимости осуществления неотложных следственных действий лицом, проводящим по делу оперативно-розыскные мероприятия, так как дознаватель подобными полномочиями не обладает. Одновременно это будет способствовать сужению круга субъектов их производства, так как дознаватели представляют собой часть органа дознания в целом, и не разрешит органу дознания применять при расследовании весь существующий у него потенциал полномочий, которыми иные органы дознания не располагают.

      Нужно ясно определить субъекта органа дознания в таком многоуровневом органе, как орган внутренних дел в общей системе МВД России, на которое как правило и возлагается производство неотложных следственных действий, — дознавателя, параллельно определив систему делегирования данных полномочий.

      В связи с этим предлагаем часть 1 ст. 41 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

      «Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктами 1, 2 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем».

      Пункт 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции:

      «Неотложные следственные действия производят:

      1) дознаватель органов дознания, указанных в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи».

      Список использованной литературы

      1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) //
      2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч.-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. 4-е изд. перераб. и доп. М., 2017.
      3. Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 2016.
      4. Вдовцев П.В. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2017.
      5. Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академич еский юридический журнал. 2017. N 1 (55). С. 15.

      journalpro.ru

      Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

      Данное определение органов дознания дано в п. 24 ст. 5 УПК. Однако данное определение не является единственным законодательно закрепленным, поскольку ч. 1 ст. 40 УПК, определяя исчерпывающий перечень органов дознания, относит к ним, в том числе, органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

      Очевидно, что смысловое содержание норм уголовно-процессуального законодательства не является тождественным, в связи с чем требует уточнения и единообразного толкования. Характеризуя первое из приведенных нами понятий — «органы дознания», отметим мнение С. И. Гирько, который делает справедливое, на наш взгляд, замечание, что, по сути, здесь нет определения органа дознания. Определять «органы» через органы — тавтология, неверно гносеологически.

      В источниках советского периода отмечалось, например, что «органами дознания являются органы милиции и другие уполномоченные на то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений», т.е. содержание этого и многих других источников сводилось лишь к их перечислению. Однако данные определения не позволяют нам получить полное представление об органах дознания, хотя бы потому, что этот перечень не является исчерпывающим. В современных источниках предпринята попытка более детального определения органов дознания. Но во всех случаях органами дознания, по своей природе, а также возложенным на них полномочиям, могут быть не только органы исполнительной власти, наделенные правом проведения ОРМ, но и соответствующие должностные лица органов власти.

      Таким образом, под органами дознания понимают должностные лица, а также иные правоохранительные органы исполнительной власти, которые уполномочены в соответствии с федеральным законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, осуществлять производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, а также осуществляющие иные процессуальные полномочия в уголовном судопроизводстве.

      Данное определение носит бланкетный характер, давая возможность более детального определения сущности органов дознания. В соответствии с законодательством к органам дознания относят:

      1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;

      2) органы федеральной службы безопасности, в том числе пограничные органы федеральной службы безопасности;

      3) федеральные органы государственной охраны;

      4) таможенные органы РФ;

      5) федеральную службу внешней разведки РФ;

      6) федеральную службу исполнения наказаний;

      7) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

      8) оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России при проведении ОРМ в целях обеспечения безопасности указанных органов и в случаях, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов;

      9) органы федеральной службы судебных приставов;

      10) командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов;

      11) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

      На органы дознания возлагаются:

      1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

      2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

      3) возбуждение уголовного дела;

      4) осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК. Но само понятие орган дознания понимают в широком и узком смыслах. В широком смысле понятие «орган дознания» включает в себя субъекта, наделенного как процессуальными полномочиями (юридическая сторона), так и сопутствующими им функциями и не только уголовно-процессуальными, но и, например, оперативно-розыскными (функциональная сторона). Широкое понимание заключается в том, что кто подписывает документы, тот и реализует полномочия. На практике орган дознания как орган расследования конкретного дела представляет собой формирование, систему, состоящую обычно из двух, а иногда и более субъектов: начальника учреждения и подчиненного ему конкретного должностного лица, которому поручено производство дознания.

      В узком смысле орган дознания — это носитель исключительно уголовно-процессуальных полномочий, и понимание его ограничивается только юридической стороной. Его сущность заключается в том, чтобы определить, кому принадлежат полномочия по праву. Таким образом, когда закон говорит об органе дознания как субъекте процессуальных прав и обязанностей, то независимо от того, называется ли определенное учреждение или его руководитель, в обоих случаях законодатель подразумевает, что в рамках указанных действий вся полнота полномочий принадлежит его начальнику. Если полномочие вправе осуществить только орган дознания, то оно не может быть реализовано без ведома начальника, поскольку в ином случае оно лишено надлежащей юридической силы. Кроме того, в основу понятия «орган дознания» заложен принцип организационной деятельности государственных органов, принцип единоначалия. Согласно данному принципу руководящее должностное лицо органа дознания принимает необходимые быстрые и оперативные процессуальные решения на текущие события. Его характерной чертой является персональная ответственность за принятие решений и проведение их в жизнь. Руководитель органа дознания обладает полным объемом полномочий, которыми закон наделяет орган дознания. Таким образом, в уголовном судопроизводстве появляется новый участник уголовного процесса — начальник органа дознания.

      Действующее уголовно-процессуальное законодательство (п. 17 ст. 5 УПК) определяет понятие начальника органа дознания, которым является должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

      Данное определение понятия начальника органа дознания по своему правовому смыслу является противоречивым. Дело в том, что данное определение не уточняет, кто именно наделен процессуальными полномочиями начальника органа дознания, оно также не дает конкретные указания на то, какими именно иными полномочиями данное должностное лицо может быть наделено.

      В то же время, на основании п. 17 ст. 5 УПК обладать статусом начальника органа дознания могут должностные лица органа дознания, правоохранительных органов исполнительной власти, которые имеют право осуществлять производство дознания. Однако следует отметить, что носителями процессуального статуса «начальник органа дознания» они становятся в силу того, что являются соответствующими руководителями (должностными лицами) органов исполнительной власти, а также в силу того, что данные органы исполнительной власти либо должностные лица на основании уголовно-процессуального законодательства обладают правом осуществлять ряд уголовно-процессуальных полномочий по возбуждению уголовного дела, производству дознания и неотложных следственных действий.

      Начальник органа дознания или его заместители в этом случае обладают правом уполномочивать, т.е. делегировать уголовно-процессуальные полномочия соответствующим должностным лицам органов дознания.

      Так, например, в системе МВД России начальниками органа дознания являются:

      1) на уровне центрального аппарата МВД России — Министр внутренних дел и его заместители, начальники службы криминальной полиции, службы общественной безопасности;

      2) на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ — министры, начальники ГУВД, УВД и их заместители — начальники криминальной полиции и полиции общественной безопасности и подразделений по экономическим и налоговым преступлениям;

      3) на уровне ОВД и РОУВД — начальники ОВД и их заместители — начальники криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

      В таможенных органах процессуальным статусом начальника органа дознания обладают: начальник федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, начальники региональных таможенных управлений, начальники таможен и их заместители — руководители оперативных подразделений (начальник таможенного поста не обладает данным статусом, так как таможенный пост не осуществляет уголовно-процессуальную деятельность).

      По своей правовой сущности начальники органов внутренних дел в большей степени осуществляют административное, а не процессуальное руководство органом дознания, в том числе и подразделением дознания, в связи с ведением нового участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения — начальника подразделения дознания. Но все равно начальники органов дознания вправе осуществлять процессуальный контроль за процессуальной деятельностью начальника подразделения дознания, дознавателя при производстве по уголовному делу. Начальники подразделений дознания имеют возможность постоянно контролировать производство дознания и находиться ближе к своим подчиненным с целью дачи своевременных указаний.

      Противоречивым является процессуальный статус командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов. Дело в том, что в соответствии со ст. 157 УПК данными должностными лицами может осуществляться производство неотложных следственных действий. Кроме того, дознание в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК возложено и на следователей Следственного комитета РФ. Таким образом, на командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, как на органы дознания, возлагается выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и возбуждение уголовного дела. При этом делегировать свои процессуальные полномочия подчиненным офицерам они не имеют право.

      Положение капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ является особенным. С одной стороны, данные участники уголовного процесса не являются органами дознания, но с другой стороны, они имеют право при наличии поводов и оснований возбуждать уголовные дела по преступлениям, совершаемым на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме этого, данным органам и должностным лицам уголовно-процессуальный закон дает право производить ряд неотложных следственных действий. Таким образом, капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ имеют право проводить все следственные действия, которые имеются в арсенале у органов дознания и предварительного следствия.

      studme.org

      Органы дознания

      Понятие и система органов дознания.В соответствии с пунктом 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание представляет собой форму предварительного расследования уголовных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Под другими процессуальными полномочиями следует понимать полномочия по рассмотрению сообщений о преступлениях, проведению неотложных следственных действий, оказанию органом дознания содействия следователю, дознавателю и суду при производстве по делу.

      Перечень государственных органов и должностных лиц, наделенных указанными полномочиями, закреплен в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. В первую очередь, это:

      – органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;

      – органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе соответствующие территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы;

      – иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) помимо ОВД и ФСКН к ним относятся:

      – Федеральная служба безопасности;

      – федеральные органы государственной охраны,

      – таможенные органы Российской Федерации,

      – Служба внешней разведки,

      – Федеральная служба исполнения наказаний.

      Помимо органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность к органам дознания относятся:

      – органы Федеральной службы судебных приставов;

      – командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

      – органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

      Указанные органы государственной власти и должностные лица решают собственные, часто свойственные только им, задачи. Например, органы внутренних дел охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность; судебные приставы поддерживают порядок в судебном заседании и организуют принудительное исполнение судебных актов и актов других органов; командир воинской части отвечает за надлежащее состояние боевой подготовки вверенного ему подразделения, руководит им; служба исполнения наказаний поддерживает соответствующий режим отбывания различного рода наказаний лицами, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры. При осуществлении профильной деятельности названные службы и должностные лица не выступают в качестве органа дознания. Данный статус они приобретают лишь тогда, когда реализуют уголовно-процессуальные полномочия, необходимость наделения которыми обусловлена их основной функцией. Вместе с тем возможно одновременное выполнение нескольких видов деятельности либо переход от одной из них к другой. Так, при проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу по поручению следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) орган дознания выполняет и оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя административную деятельность, может установить признаки преступления и представить материалы со своим рапортом начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако реализация только оперативно-розыскной или административно-правовой функций, в отрыве от уголовно-процессуальной деятельности, не ставит соответствующее ведомство в ряд органов дознания.

      Кроме того, согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ, возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия вправе: 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; 2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. С точки зрения закона рассматриваемые должностные лица участвуют в уголовно-процессуальных отношениях именно в качестве органа дознания, поскольку никакой иной статус занимать не могут. Однако они лишь в исключительных обстоятельствах уполномочены возбуждать уголовное дело и производить неотложные следственные действия. Их процессуальная активность вынуждена, непостоянна, строго ограничена по времени и прекращается незамедлительно, после того как возникает возможность передать расследование специально предназначенным для этого органам. Названные должностные лица также вправе реализовывать иные полномочия органа дознания – рассматривать сообщения о преступлениях, поскольку без этого нельзя принять решение о возбуждении уголовного дела. Кроме того, указанные субъекты могут оказывать содействие следователю, дознавателю, суду при производстве по делу.

      Органы дознания могут быть систематизированы в зависимости от сферы распространения процессуальных полномочий. Так, полномочия одних органов дознания реализуются в отношении широкого круга лиц и на всей территории Российской Федерации. В УПК РФ они поименованы как государственные органы (ОВД, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотиков и др.). Другие органы дознания осуществляют уголовно-процессуальную деятельность лишь в отношении строго определенного круга лиц или на установленной территории. В законе они представлены, как должностные лица (командир воинской части, начальник учреждения уголовно-исполнительной системы).

      Таким образом, органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ производить дознание и(или) неотложные следственные действия и осуществлять иные виды уголовно-процессуальной деятельности.

      Соотношение понятий «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания», «дознаватель». Участвуя в уголовно-процессуальных отношениях органы дознания, являющиеся государственными органами (например, ОВД) представляют собой систему, которая не может функционировать без начальника и подчиненных ему сотрудников. Ответственность за организацию и порядок процессуальной деятельности возлагается на руководителя данного учреждения, приобретающего в данной ситуации статус начальника органа дознания. Именно руководитель государственного органа сосредоточивает в своих руках все предусмотренные законом полномочия по производству дознания, неотложных следственных действий и реализации иных процессуальных функций. Он представляет орган дознания и участвует в уголовно-процессуальных отношениях от его имени. Без руководителя невозможно выполнить предписания закона, адресованные органу дознания. Поэтому все процессуальные решения, принимаемые органом дознания, должны подписываться (утверждаться) его начальником либо заместителями.

      Весь объем полномочий органа дознания его начальник вправе осуществлять самостоятельно. Он может лично возбудить уголовное дело, произвести по нему дознание либо неотложные следственные действия, реализовать иные права, которыми наделен орган дознания. Следовательно, с позиции соотношения процессуальных полномочий понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны.

      Часть полномочий органа дознания его начальник делегирует своим подчиненным, обеспечивая через них осуществление уголовно-процессуальной деятельности. При этом непосредственно за начальником органа дознания законом закреплены отдельные полномочия, которые не могут быть возложены на других должностных лиц. В частности, это:

      – поручать рассмотрение сообщения о преступлении (п. 17 ст. 5, ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

      – по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

      – утверждать постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а также протокол задержания лица по подозрению в совершении преступления при принятии таких решений от имени органа дознания (чч. 1 ст. ст. 91, 145, 146, 148 УПК РФ);

      – поручать производство неотложных следственных действий, утверждать от имени органа дознания постановления об избрании меры принуждения, производстве неотложных следственных действий и др. (пп. 17, 19 ст. 5, ст. 157 УПК РФ);

      – по окончании производства неотложных следственных действий утверждать постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (чч. 3 ст. ст. 149, 157 УПК РФ);

      – поручать подчиненным сотрудникам производство предварительного расследования в форме дознания (пп. 7, 17 ст. 5, ч. 1 ст. 41 УПК РФ);

      – утверждать составленные дознавателем обвинительный акт или обвинительное постановление (ч. 4 ст. 225, ч. 2 ст. 226 7 УПК РФ);

      – возлагать на подчиненных сотрудников исполнение письменных поручений следователя, дознавателя и суда (п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ).

      В соответствии со ст. 40 1 УПК РФ процессуальными полномочиями обладает также начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17 1 ст. 5 УПК РФ). Закон разграничивает понятия «начальник органа дознания» и «начальник подразделения дознания». Начальник подразделения дознания не обладает компетенцией начальника органа дознания. Ему делегируется лишь часть полномочий органа дознания, связанных непосредственно с деятельностью соответствующего подразделения дознания. При этом руководитель органа дознания контролирует деятельность начальника подразделения дознания и может напрямую реализовывать все предоставленные последнему полномочия.

      Согласно частям 1 и 3 ст. 40 1 УПК РФ, начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

      – поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, а также производство дознания по уголовному делу;

      – изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

      – отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

      – вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела;

      – проверять материалы уголовного дела, находящегося в производстве у дознавателя;

      – давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

      Полагаем, что наряду с перечисленными, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю и другие указания, связанные с производством дознания по уголовному делу. Обжалование этих указаний дознавателем не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 40 1 УПК РФ).

      Кроме того, начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя (ч. 2 ст. 40 1 УПК РФ).

      Дознаватель– это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Анализ указанного определения позволяет заключить, что дознаватель – это процессуальный статус участника уголовного судопроизводства. Данным статусом наделяется должностное лицо, состоящее в штате соответствующего государственного органа, которому руководитель (начальник органа дознания), делегируя часть своих полномочий, поручает производство дознания, а также осуществление некоторых иных видов уголовно-процессуальной деятельности.

      Наделение дознавателя полномочиями возможно: 1) посредством назначения приказом начальника органа дознания на должность дознавателя; 2) путем дачи начальником органа дознания разового поручения о производстве дознания, которое может быть оформлено распоряжением или постановлением. В первом случае, согласно законодательной формулировке, дознавателем будет выступать должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные процессуальные полномочия (сотрудник подразделения дознания). Во втором случае дознавателем будет должностное лицо органа дознания, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные процессуальные полномочия (иной сотрудник органа дознания по усмотрению руководителя).

      Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Дознаватель оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ). Таким образом, данный участник обладает определенной свободой в выборе средств и способов осуществления уголовно-процессуальной деятельности, принятия решений. Вместе с тем, он не наделен той степенью процессуальной самостоятельности, которая присуща следователю. Указания прокурора, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания обязательны для дознавателя. Дознаватель может их обжаловать соответственно вышестоящему прокурору, прокурору, начальнику органа дознания, представить на них письменные возражения, но обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

      Виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознанияразнообразны:

      — рассмотрение сообщений о преступлениях (гл. 19, 20 УПК РФ);

      — производство дознания (гл. 32 и 32 1 УПК РФ);

      — возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ);

      — оказание содействия следователю, дознавателю, суду (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 и др. статьи УПК РФ);

      Рассмотрение сообщений о преступлениях. В соответствии с ч. 1 ст. 144, ст. 145 УПК РФ орган дознания, дознаватель обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение. Указанный вид деятельности не продолжителен: по результатам рассмотрения в срок не позднее 3 суток (при необходимости в срок не позднее 10, 30 суток) принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передачи сообщения по подследственности или в суд.

      После возбуждения уголовного дела орган дознания приступает к рас-следованию. Его порядок различается в зависимости от подследственности дела.

      Производство дознания осуществляется органом дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Порядок дознания практически полностью соответствует правилам, предусмотренным для предварительного следствия, и имеет лишь некоторые изъятия[112]. Он включает в себя деятельность по принятию дела к производству, привлечению к участию в деле отдельных участников судопроизводства (потерпевшего, подозреваемого), применению к ним, при необходимости, мер процессуального принуждения (напр., приводов, задержания, мер пресечения), доказыванию события преступления, виновности лица в его совершении и иных имеющих значение для дела обстоятельств путем производства следственных действий (допросов, осмотров, обысков и др.) и иных процессуальных действий, принятию итогового решения по делу (составление обвинительного акта, прекращение уголовного дела). Главой 32 1 УПК РФ предусматривается возможность производства дознания в сокращенной форме, когда по ходатайству признающего вину подозреваемого при наличии условий дознаватель осуществляет только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств; завершается такое дознание обвинительным постановлением.

      По делам, по которым предварительное следствие обязательно,орган дознания после возбуждения уголовного делапроизводит неотложные следственные действия(ст. 157 УПК РФ). В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными считаются любые действия, осуществляемые органом дознания в целях обнаружения и фиксации следов преступлений, а также доказательств, требующих немедленного закрепления, изъятия и исследования. Таким образом, перечень неотложных следственных действий не установлен, орган дознания вправе провести любое действие, если есть основание полагать, что промедление с его проведением повлечет исчезновение, порчу, утрату или фальсификацию доказательств. Указанный вид деятельности осуществляется органом дознания, если информация о преступлении, подследственном органам предварительного следствия, поступила непосредственно в орган дознания, а следователь по объективным причинам не может начать расследование. Помимо производства собственно следственных действий в рамках данного вида деятельности возможно принятие решений о придании физическим и юридическим лицам соответствующего процессуального статуса, применение мер принуждения и др. Таким образом, рассматриваемую деятельность целесообразнее было бы именовать «производство неотложных процессуальных действий». После производства неотложных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа для осуществления предварительного следствия. В дальнейшем уголовно-процессуальную деятельность по данному делу орган дознания может производить только по поручению следователя.

      Орган дознания оказывает содействие следователю, дознавателю, суду. Видами содействия являются:

      1) исполнение поручения следователя, дознавателя и решения суда о производстве следственных или розыскных действий, оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий, об осуществлении розыска в случае неизвестности места нахождения подозреваемого, обвиняемого (п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1 1 ч. 3 ст. 41, ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 152, ч. 2 ст. 163, ч. 1 ст. 210 УПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 Закона об ОРД);

      2) оказание содействия следователю, дознавателю при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1 1 ч. 3 ст. 41, ч. 7 ст. 164 УПК РФ). Так, сотрудники органов дознания обеспечивают порядок при производстве допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и др. действий с подозреваемым, обвиняемым, охраняют место происшествия при его осмотре, осуществляют поисковые действия при производстве обыска, подыскивают граждан («статистов») для предъявления их для опознания и т.п.;

      3) уведомление следователя, дознавателя о результатах розыскных и оперативно-розыскных мер по установлению лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 1 ст. 210 УПК РФ, ст. 11 Закона об ОРД). В отличие от предыдущих видов содействия инициатива при уведомлении принадлежит сотрудникам органа дознания, получившим информацию, имеющую значение для расследования уголовного дела.

      Перспективы развития органов дознания во многом зависят от перспектив развития органов предварительного следствия. Ранее указывалось на начатый процесс реформирования следственных подразделений, расширение компетенции Следственного комитета Российской Федерации, возможное объединение всех следователей в этом ведомстве в ближайшем будущем. Новой правоохранительной структуре, и в первую очередь, в период ее становления, будет сложно справиться с осуществлением предварительного следствия по всем уголовным делам, по которым оно является обязательным. Поэтому перераспределение нагрузки по расследованию уголовных дел приведет к расширению компетенции органов дознания и, соответственно, увеличению их численного состава.

      Однако путь экстенсивного характера, связанный с увеличением штатной численности сотрудников органов дознания, не является единственным. Реалии настоящего времени состоят в совершенствовании норм УПК РФ в направлении, при котором дела о менее сложных преступлениях расследуются в ускоренном порядке (интенсивный путь). Представляется, что законодательные шаги по модернизации дознания (его упрощению) должны быть продолжены[113].

      Организация процессуальной деятельности в органах внутренних дел.Согласно пункта 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ одним из органов дознания выступают органы внутренних дел РФ (далее – ОВД) и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции. Система и структура данного ведомства сложная, включает большое число территориальных и линейных органов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» МВД России состоит из центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях. Уточним применительно к последнему случаю: территориальным органом МВД России районного уровня являются управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям. Таким образом, низовым ОВД выступает соответствующие отделы (управления) МВД России, а не их территориальные подразделения. Вместе с тем, отделы (отделения, линейные отделения) полиции в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ также названы органом дознания.

      С учетом того, что полномочия органа дознания реализуются через его руководителя, необходимо обратиться к содержанию п. 17 ст. 5 УПК РФ, где закреплено, что «начальник органа дознания – это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Дефиниция закона указывает на то, что в ОВД начальником органа дознания является начальник ОВД (начальник отдела полиции, входящего в состав ОВД) и его заместители, уполномоченные давать соответствующие процессуальные поручения. Так, в соответствии с приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 (в ред. Приказа от 29 июля 2011 г. № 888) у начальника отдела полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне имеется два заместителя. Один из них курирует подразделения криминальной линии (отдел уголовного розыска, экспертно-криминалистический отдел), второй – подразделения полиции, осуществляющие полномочия в сфере охраны общественного порядка (отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, строевое подразделение ППСП и др.). Имеются также подразделения полиции, которые находятся в непосредственном подчинении у начальника отдела полиции. В их состав входят отделы дознания – подразделения, которые специально созданы для производства дознания. Соответствующие подразделения (отделы, отделения, группы дознания) имеются не только в отделах полиции, но и в самих территориальных органах МВД России. Именно дознаватели, работающие в указанных подразделениях, согласно п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, вправе осуществлять расследование в форме дознания. Реализация уголовно-процессуальных полномочий является для них единственной функцией.

      Вместе с тем, производство дознания может быть поручено начальником органа дознания и иным должностным лицам. В качестве таковых могут выступать любые сотрудники ОВД, в том числе и оперативного подразделения (например, оперуполномоченный отдела уголовного розыска полиции), но если он не проводил или не проводит по данному делу оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

      Итак, в ОВД дознавателем как субъектом уголовно-процессуальных отношений, может выступать лицо, занимающее штатную должность дознавателя (в этом случае наименование должности и процессуального статуса обозначается одним и тем же термином) или иной сотрудник, состоящий в штате органа дознания, уполномоченный начальником ОВД или его заместителем осуществлять дознание или иные полномочия.

      В ОВД производство расследования в форме дознания возлагается на дознавателя, осуществляющего свою деятельность в подразделениях дознания (ранее – специализированные подразделения дознания). Соответствующие подразделения были созданы в ОВД Приказом МВД СССР от 5 августа 1982 г. № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного положения о них», тогда же введены штатные должности инспекторского состава (старший инспектор, инспектор) по дознанию. Именно они осуществляли практически всю уголовно-процессуальную деятельность органов дознания. В последующем Приказом МВД России от 16 октября 1992 г. № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие необязательно» в составе милиции общественной безопасности формируются специализированные подразделения дознания; должности «инспектор по дознанию» и «старший инспектор по дознанию» переименовываются на «дознаватель» и «старший дознаватель». Их задачей становится производство дознания по делам, не требующим предварительного следствия, и реализация протокольной формы досудебной подготовки материалов. Сегодня отдельные вопросы функционирования названных подразделений ОВД изложены в приказе МВД России от 21 ноября 2012 г. № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

      Возглавляет указанные подразделения начальник отдела (отделения) дознания, который, согласно ст. 40 1 УПК РФ, наделен процессуальным статусом начальника подразделения дознания. Он осуществляет процессуальный контроль и руководит соответствующим подразделением, обеспечивая непосредственную организацию его работы.

      В структуру центрального аппарата МВД России входит Управление по организации дознания. В территориальных органах МВД России окружного, межрегионального и регионального уровня созданы управления, отделы, отделения организации дознания. В их задачи наряду с организацией и осуществлением расследования преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно, входит также координационно-методические функции. Возглавляет указанные подразделения начальник управления (отдела, отделения) организации дознания, который (в процессуальном смысле) также является начальником подразделения дознания.

      Таким образом, к органам дознания законодателем отнесен ряд государственных органов и должностных лиц. Они наделены определенными полномочиями для выполнения ряда относительно самостоятельных видов процессуальной деятельности. Наиболее цельным (в организационном плане) выглядит построение органов дознания в системе МВД России.

      studopedia.org

      Это интересно:

      • Как пройти 15 этаж в ликвидации с багом 15 этаж "Ликвидации" - проходим в лифте. #1 Администратор 160 сообщений Время онлайн: 13d 5h 34m 51s 41 спасибо Страна: Есть еще один способ прохождения прохождения 15-го этажа в режиме "Ликвидация" и по мне он гораздо проще, нежели у стола. […]
      • Прямое указание закона Каким бывает указание закона: (определения приводятся в именительном падеже) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги […]
      • Ошибка при разрешении доступа к подключению к интернету Решение неполадки «Ошибка при разрешении общего доступа к подключению к интернету» Часто пользователи, желая, расшарить интернет со своего компьютера, сталкиваются с неполадкой «Ошибка при разрешении общего доступа к подключению к интернету». Сегодня пойдет речь о том, […]
      • Оформление заявления инн Оформление заявления инн Вы можете заполнить экранную форму Заявления непосредственно на сайте ФНС России в соответствии с полями формы и с сайта ФНС России направить Заявление в налоговый орган. В этом случае Вы сможете получить Свидетельство при личном посещении любого […]
      • Оспаривание решение налогового органа в суде Арбитражный суд Магаданской области Отделение Магадан г. Магадан Получатель УФК по Магаданской области (Межрайонная ИФНС России №1 по Магаданской области, л/с 04471240580) Расчетный счет Обжалование ненормативных правовых актов, решений налоговых органов При составлении […]
      • Налоги их функции элементы и виды Сущность, функции, виды и основные элементы налогов Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных […]
      • Правила бронирование билетов на автобус АВТОБУСЫ - ОНЛАЙН Eavtobus.com Бесплатное бронирование билетов на междугородние и международные рейсовые автобусы. Онлайн заказ электронных билетов. Подбор маршрута прямо на сайте. Рейсы с пересадкой и прямые маршруты автобусов. Наибольший выбор рейсов - онлайн. […]
      • Жасо в костроме осаго ОАО "ЖАСО" представитель 156029, Костромская область г. Кострома, ул.Советская,д.121/5 Представительство Открытое акционерное общество "Страховое общество ЖАСО" (ОАО "ЖАСО") - зарегистрирован по адресу ОАО "ЖАСО" Контактные данные Адрес фактического местонахождения […]