Срок полномочий ограничен у судей

| | 0 Comment

Анализ практики

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации послужило правовой основой происходящих в нашей стране преобразований, включая сферу судебной власти.

В рамках совершенствования законодательства о судебной власти правовые акты, касающиеся статуса судей, в 2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

Высокое предназначение судьи обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности. В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации» судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов. Любой гражданин, отвечающий перечисленным выше требованиям и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность. Но здесь необходимо учесть, что кандидаты в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им право судить других людей.

При этом в силу пункта 2 ст.11 названного закона судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи ( 70 лет).

Перечисленные выше требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее, чем через год.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они назначены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного Федерального закона, определяется в следующем порядке. Срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного на должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

Произошедшая в соответствии с названным законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей судов и их заместителей составляет шесть лет, логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет. Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда. Однако такой подход не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями. Прежде всего, он – судья.

Исходя из нормы пункта 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком на три года. В то же время в силу пунктов 6 — 8 ст. 6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет. Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи, закрепил за ними и осуществление иных процессуальных полномочий .

В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя суда осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

При этом закон допускает возможность досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки в организации работы судов.

Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области в 2004-2005 годах освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей. Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов, неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д. В Истринском городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочия трое судей.

В преддверии предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи требующиеся деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

www.vkks.ru

Статья 11. Срок полномочий судьи

Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения

Статья 11. Срок полномочий судьи

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения

Положение пункта 1 настоящей статьи о предельном возрасте пребывания в должности судьи распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ возраста 65 лет, за исключением судей, назначенных на должность в первый раз сроком на три года

1. Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Положения пункта 3 настоящей статьи о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяется на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении срока полномочий прежде назначенных (избранных) судей

3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

4. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 9-П пункт 5 статьи 11 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования не обеспечивает согласованность организационных условий осуществления полномочий судьи, назначенного во время рассмотрения им уголовного дела на должность судьи в другой суд, с обусловленным Конституцией РФ требованием Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении уголовного дела неизменным составом суда и тем самым порождает неопределенность в вопросе о возможности продолжения рассмотрения таким судьей уголовного дела по существу

5. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ в пункт 6 статьи 11 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Полномочия судьи федерального суда прекращаются:

на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

«Здесь солнце ярче светит им»

Только ли в день защиты детей, 1 июня, дети нуждаются в защите, помощи, внимании? А если это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию? У судей и сотрудников нашего суда позиция однозначна – чужих детей не бывает. И просить проявить милосердие — необходимости нет, это естественная потребность.

О пропускном режиме

С 13 июня 2018 года по 16 июля 2018 года проход на территорию Кремля будет осуществляться через арки Кладовой, Никольской и Северной башен ежедневно с 08:00 до 21:00. Проход через арку Дмитриевской башни Кремля возможен кроме 14 июня, 18 июня, 19 июня, 21 июня, 24 июня, 25 июня, 27 июня, 1 июля, 6 июля, 10 июля, 14 июля, 15 июля. Проход через арку Пороховой башни Кремля для посетителей будет закрыт. Доступ на эту территорию для посетителей суда возможен при наличии документа, удостоверяющего личность, доверенности, определения суда о назначении дела или иного документа, подтверждающего дату, время и место рассмотрения спора. Все возникающие у вас вопросы (о проведении ВКС, о невозможности личного присутствия и другие) вы можете решить по телефону своего специалиста или помощника судьи, либо по телефону приемной: 439-00-20.

С Днем России!

Это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости!

Срок и прекращение полномочий судьи

Присяга судьи:

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации.

Срок полномочий судьи

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Полномочия судьи федерального суда прекращаются:

в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;

Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.

Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

* письменное заявление судьи об отставке;

*неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

* письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

* достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

* прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

* занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

* избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

* вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

*вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

*смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

*отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;

Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 — 3, 6 — 11 пункта 1 настоящей статьи.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 , 2 , 4 , 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 разъяснено, что судьям, пребывающим в отставке, пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту их работы либо в суде по месту их жительства.

О порядке исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания указанного в пункте 5 статьи 15, см. Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям настоящим Законом, прекращает отставку судьи, а в случаях, приостанавливает отставку судьи. Судья, отставка которого приостановлена или прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Положение пункта 8 статьи 15 не предполагает его распространение на случаи, когда пребывающий в отставке федеральный судья назначается судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 5-О).

Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

fasvvo.arbitr.ru

Срок полномочий судьи в контексте обеспечения его независимости (Горелова О.А.)

Дата размещения статьи: 09.12.2016

Судьи в России стали несменяемыми после реформы 1864 г. — вследствие желания законодателя «возвысить судебную власть, дать ей самостоятельность и утвердить в народе уважение к закону» . Независимость назначенных верховной властью судей от усмотрения министра юстиции была только конкретным проявлением принципа отделения судебной власти от административной. По Судебным уставам 1864 г. судьи не могли быть ни уволены без прошения (кроме случаев, указанных в законе), ни переведены без их согласия из одной местности в другую. Однако скоро началось колебание принципа — сперва в форме назначения «исправляющих должностей», т.е. судебных следователей. В результате реформы на Кавказе министр юстиции получил право увольнять судей без прошения и переводить их на низшие должности, но только «по испрошению на то всякий раз Высочайшего разрешения», а мировых судей позволено было понижать в должности в дисциплинарном порядке.

———————————
Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России: Курс лекций. Новосибирск, 2000. С. 89.

А.Ф. Кони так писал о несменяемости судей: «Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнем дне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно из лучших ручательств правильности приговоров» .
———————————
Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики) // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956.

Несменяемость судьи означает, что судья может быть лишен своего статуса только в законном порядке и на законных основаниях. Более того, судью нельзя переводить в другой суд или на другую должность без его согласия. Несменяемость служит важной гарантией независимости судьи. Ни председатель Конституционного Суда, ни какое бы то ни было иное должностное лицо или орган не вправе своим решением снять с должности судью, который осуществляет правосудие по собственному убеждению, подчиняясь исключительно Конституции РФ, руководствуясь только ею и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», не внимая ничьим указаниям или советам .
———————————
Витрук Н.В. Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» / Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М., 1996.

Средством обеспечения независимости судей является законодательное установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Прекращение или приостановление полномочий судьи возможно только на основании и в порядке, которые предусмотрены в ст. ст. 12 — 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей).
Исходя из ст. 11 Закона о статусе судей мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. Если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Закрепление сроков полномочий судей на законодательном уровне является основанием прекращения их полномочий. При этом В. Туманов, занимавший должность председателя Конституционного Суда РФ в 1995 — 1997 гг., полагает, что несменяемость судьи состоит именно в неограниченности срока его полномочий: «Все российские судьи назначаются без ограничения срока, они несменяемы» .
———————————
Розанова А. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича «К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан» // Итоги. 2000. N 40.

В соответствии со ст. 10 Закона Орловской области от 9 февраля 2000 г. N 141-ОЗ «О мировых судьях в Орловской области» (далее — Закон о мировых судьях в Орловской области) мировой судья первоначально назначается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру. При последующих назначениях на должность мировой судья назначается сроком на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.
Законодательное закрепление сроков полномочий судьи не только не вполне соответствует истинному содержанию конституционного принципа несменяемости судей, но имеет и другие изъяны (которые мы продемонстрируем на примере Орловской области).
1. Согласно ст. 9 Закона о мировых судьях в Орловской области губернатор не позднее одного месяца с момента поступления необходимых документов принимает решение о том, представлять или не представлять Орловскому областному совету народных депутатов кандидатуру мирового судьи Орловской области. Однако в Законе не указаны условия, в соответствии с которыми кандидат на должность судьи может быть не представлен депутатам на утверждение. Полагаем, что губернатор должен производить отбор претендентов по своему усмотрению.
2. Решение вопроса о продлении срока полномочий мирового судьи зависит от депутатов, каждый из которых при голосовании может использовать собственные критерии оценки. В результате мировому судье может быть отказано в продлении срока полномочий не только потому, что он систематически нарушает закон, но и потому, что депутаты дали низкую оценку его качествам, профессиональным или личным. Данная норма, по сути, допускает произвольный отказ в назначении мирового судьи на следующий срок.
3. Ограниченность срока полномочий мирового судьи (первый срок — три года, затем — пять лет; в Орловской области выбран нижний допустимый предел повторных сроков по Закону о статусе судей) заставляет его думать не о законных и справедливых решениях (приговорах), а в первую очередь о показателях своей работы: стабильности, соблюдении процессуальных сроков и др. Получается, что мировой судья в настоящее время остался едва ли не единственным представителем судейского сообщества, чьи полномочия всегда ограничены сроком.
Итак, закрепленный в законодательстве порядок назначения и переизбрания мировых судей: 1) не вполне соответствует конституционному принципу несменяемости судей; 2) препятствует беспристрастному рассмотрению дел; 3) не позволяет мировому судье сосредоточиться на своих прямых обязанностях; 4) снижает привлекательность мировой юстиции для квалифицированных кадров; 5) не вполне согласуется с единством статуса судей в РФ; 6) несправедлив по отношению к добросовестному мировому судье.
Законодательное закрепление порядка назначения судей на должность, в частности ограничение первых сроков пребывания в должности, неоднозначно оценивается учеными. Соотношение принципа несменяемости судей и ограничения их полномочий определенным сроком создало своего рода конституционно-правовую проблему.
Статья 121 Конституции РФ, провозглашая принцип несменяемости судей, не содержит указания на срок их полномочий. Вместе с тем в статье сказано, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом. В ст. 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» закреплено, что в случае, если судья избран или назначен на определенный срок, его полномочия прекращаются по истечении этого срока. Таким образом, несомненно, что установленный срок полномочий ограничивает действие принципа несменяемости судьи. Более того, назначение (избрание) судей на определенный срок вообще несовместимо с этим принципом, а следовательно, в некоторой степени лишает судей независимости.
В доктрине высказывается мысль о том, что избрание мировых судей на конкретный срок должно сопровождаться внесением изменений в ст. 121 Конституции, поскольку фактическое закрепление ограничения срока пребывания мировых судей в должности тремя годами в течение первого срока ставит вопрос об их сменяемости. Ограничение срока полномочий судей не только не вытекает из Конституции РФ, но и противоречит ей.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 марта 2009 г. N 6-П указал, что принимаемое квалификационной коллегией судей в процедуре голосования решение об отказе судье, первоначальный трехлетний срок полномочий которого истек, в рекомендации на ту же должность без ограничения срока полномочий должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи и которые, соответственно, могут стать предметом судебного контроля при проверке законности и обоснованности данного решения по существу. Таким образом, Конституционный Суд рассматривает трехлетний срок как испытательный, в течение которого результаты деятельности судьи все время оцениваются и по прошествии которого нужно либо предъявить судье претензии, либо автоматически назначать его на пожизненный срок.
Сторонники приведенной позиции полагают, что наличие первого трехлетнего срока пребывания в должности вполне обоснованно. Ведь наиболее справедливым представляется прекращение принципа несменяемости при обнаружении неспособности судьи исполнять возложенные на него функции, иными словами, нельзя, чтобы этот конституционный принцип служил частным интересам конкретной личности, он должен действовать в интересах судебной системы в целом и способствовать вынесению правосудных решений. При этом законодатель предусмотрел механизмы определения неспособности человека к исполнению полномочий судьи, которая может быть обусловлена двумя видами причин: физическими и нравственными. Одним из таких механизмов и является ограничение срока пребывания судьи в должности в течение первого срока тремя годами, по прошествии которых он приобретает право быть избранными на неограниченный срок.
За последние 15 лет в России сроки пребывания судей в должности менялись неоднократно. Поправками к ст. 11 Закона о статусе судей был установлен предельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судей Конституционного Суда РФ) — 65 лет. Впоследствии этот возраст увеличили до 70 лет, и одновременно был принят Закон, снимающий возрастные ограничения для замещения должности председателя Верховного Суда РФ. Кроме того, председатель Верховного Суда РФ и его заместители теперь могут назначаться на должность по истечении срока их полномочий более двух раз подряд .
———————————
Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3083.

Т.Г. Морщакова отмечала: «Нельзя продлять полномочия действующим судьям и нельзя сокращать полномочия действующих судей — в соответствии с принципом несменяемости это исключается. Вы можете в дальнейшем для будущих судей установить другие сроки, для тех, кто придет потом, после того как уйдут эти, назначенные на других условиях. Но это не соблюдается никем. Или такой пример, как полномочия председателей судов, которые они обретают на 6 лет по закону, а после этих 6 лет они могут быть назначены на этот срок второй раз. То есть это просто искажение принципа несменяемости, пусть в отношении председателей судов, но они же тоже судьи» .
———————————
Горелик К. 15-летний юбилей Концепции судебной реформы в России (говорят авторы концепции). Интервью с Т. Морщаковой // Радио «Свобода». Программа «Дорога свободы». 21 октября 2006 г.

Другим ограничением принципа несменяемости является досрочное прекращение полномочий судей в результате совершения ими дисциплинарного проступка. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 2011 г. N 19-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко пришел к выводу, что надлежащее исполнение судьей принятых на себя обязательств, вытекающих из конституционно-правового статуса судьи, обеспечивается предоставлением ему гарантий судейского иммунитета, включая неприкосновенность, которая по общему правилу не позволяет привлекать его к какой-либо ответственности за выраженное при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (п. 2 ст. 16 Закона о статусе судей). Вместе с тем эти гарантии не носят абсолютного характера и не исключают возможности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения его полномочий, в случае совершения им при осуществлении правосудия дисциплинарного проступка, который противоречит статусу судьи.
Справедливость такого подхода подтверждается и рядом международных документов. В частности, возможность установления срока полномочий судей допускается п. 12 Основных принципов независимости судебных органов (одобрены Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.). В п. 18 Основных принципов сказано, что судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены как в силу неспособности выполнять обязанности судьи, так и по причине поведения, не соответствующего занимаемой ими должности.
В то же время, как указал Конституционный Суд в Определении от 11 марта 2005 г. N 3-О по жалобе гражданина Смакова Рината Миргалимовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года), пункта 3 статьи 6.1 и абзаца второго пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года), из принципа несменяемости судей не вытекает право судьи на пожизненное занятие этой должности, т.е. его несменяемость не тождественна бессрочности пребывания в должности. Поэтому предельный возраст пребывания в должности судей федеральных судов, включая судей высших судов страны и мировых судей, в настоящее время составляет (как уже было отмечено) 70 лет. А срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.
По этому вопросу Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О по запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» указал, что не могут расцениваться как нарушающие предписания ряда статей Конституции положения Закона о статусе судей, допускающие установление законами субъектов РФ срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающихся от установленных для судей федеральных судов, поскольку право субъекта Федерации самостоятельно решать эти вопросы, также обусловленное особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов, предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такие срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи, которые гарантировали бы эффективное осуществление правосудия, соблюдение конституционных принципов независимости и несменяемости судей, а также обеспечивать надлежащие условия материального (социального) обеспечения судей при уходе в отставку.
Приведенное толкование принципа несменяемости судей соответствует и положениям Основных принципов независимости судебных органов, согласно которым судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, если таковой установлен (п. 12).
Принцип несменяемости дает честному, строго исполняющему свои обязанности судье возможность спокойно и беспристрастно осуществлять свою деятельность.

Список литературы

Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России: Курс лекций. Новосибирск, 2000.
Витрук Н.В. Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» / Под ред. Н.В. Витрука, Л.В. Лазарева, Б.С. Эбзеева. М., 1996.
Горелик К. 15-летний юбилей Концепции судебной реформы в России (говорят авторы концепции). Интервью с Т. Морщаковой // Радио «Свобода». Программа «Дорога свободы». 21 октября 2006 г.
Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики) // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956.
Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3083.
Розанова А. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича «К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан» // Итоги. 2000. N 40.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Это интересно:

  • М горького 156 суд М горького 156 суд Председатель Курганского городского суда ведет прием граждан с 8 00 до 11 00 каждую среду без предварительной записи Выберите пошлину: 1. Подача искового заявления 2. Подача заявления о вынесении судебного приказа 3. Подача заявления по делам особого […]
  • Федеральный закон о семеноводстве Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.97 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О СЕМЕНОВОДСТВЕ" В данном виде документ опубликован не был Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ […]
  • Инвалиды 1 и 2 групп и транспортный налог Льготы по транспортному налогу для инвалидов в 2017 году Люди, которые имеют инвалидность и обладают собственным транспортным средством, могут получить льготы на уплату налога или вообще его не оплачивать. Поскольку есть несколько групп, особенности уплаты налога на […]
  • Штраф за отчет по экологии Ответственность за несвоевременную сдачу декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год Чиновники напоминают, что те лица, которые не успеют до 10 марта сдать новую декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, […]
  • Федеральный закон 296-фз от 30122008 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности […]
  • Договор оформление права собственности на квартиру Как зарегистрировать право собственности на квартиру? Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре (ЕГРН) и возникает с момента внесения соответствующей записи в данный реестр. При этом государственная […]
  • Звонки от коллекторов родственникам Имеют ли право коллекторы звонить родственникам? Могут ли пугать должника? Невозможно абсолютно точно спланировать как сложится жизнь в будущем. Запросто может наступить кризис, увольнение с работы или резкое снижение заработной платы. Когда человек берет кредит, он […]
  • Особенности судебно-медицинской экспертизы Особенности организации судебно-медицинской экспертизы На сегодняшний день многие специализированные учреждения занимаются судебно-медицинским исследованием. Организация судебно-медицинской экспертизы основная задача областных, краевых, республиканских бюро […]