Кто такой уполномоченный прокурор

| | 0 Comment

Должностные лица прокуратуры, уполномоченные проводить прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Понятие уполномоченного на осуществление прокурорского надзора за ОРД прокурора.

Круг уполномоченных прокуроров. В соответствии с федеральным законом далеко не все прокуроры уполномочены осуществлять прокурорский надзор за ОРД. Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД прокурорский надзор за его исполнением осуществляют: Генеральный прокурор РФ; уполномоченные им прокуроры.

Уполномоченный прокурор есть должностное лицо прокуратуры, наделенное законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченное Генеральным прокурором РФ надзирать за исполнением законов в ОРД.

Уполномочивает определенных прокуроров проводить прокурорский надзор за ОРД Генеральный прокурор РФ.

Круг уполномоченных прокуроров

Прокурорский надзор за ОРД возлагается на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, округов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ — на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями.

Надзор за исполнением ФЗ об ОРД осуществляют прокуроры:

территориальные — в отношении соответствующих территориальных органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России;

военные — в отношении соответствующих органов ФСБ России в войсках, ФСО России, СВР России, а в территориальных органах ФСБ России — только по материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала;

транспортные — в отношении соответствующих органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов;

войсковых частей — в отношении соответствующих органов внутренних дел, а также иных органов, уполномоченных осуществлять ОРД, функционирующих в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах; ФСИН России — в отношении оперативных подразделений ФСИН России.

Нормативное правовое обоснование прокурорского надзора за ОРД. Оно изложено прежде всего в ФЗ об ОРД (ст. 21 и др.) и Федеральном законе о прокуратуре (ст. 29 и др.). Основным документом, детализирующим практические аспекты прокурорского надзора за ОРД, является приказ Генерального прокурора РФ от 24 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, ряд предписаний нормативного свойства содержится в некоторых других нормативных правовых актах.

Уполномоченный прокурор, осуществляющий надзор за ОРД, обязан
Отметим, что прокурор не вправе лично проводить какие-либо ОРМ или участвовать в их подготовке.
Прокурорский надзор за оперативнорозыскной деятельностью.

Предметом прокурорского надзора, предусмотренного ст. 21, является «текущая» оперативнорозыскная деятельность, проводимая до возбуждения уголовного дела, параллельно с производством по делу либо после прекращения уголовного дела.

В приказе прокурора указываются уполномоченные прокуроры и лица, ведущие секретное
Документы оперативнорозыскной деятельности не подлежат разглашению.
Смотрите также: Прокурорский надзор за оперативнорозыскной деятельностью.

В этих целях заслушиваются должностные лица оперативнорозыскных органов, издаются постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.
Прокурорский надзор за оперативнорозыскной деятельностью.

bibliotekar.ru

Кто такой уполномоченный прокурор

Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ, а также законность решений, принимаемых субъектами ОРД (ст. 29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Из прав человека и гражданина в этом контексте имеются в виду в первую очередь право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Генеральная прокуратура РФ предписывает прокурорам при проведении проверок законности в ОРД обращать особое внимание на следующие вопросы:

1) наличие оснований для проведения ОРМ, в том числе осуществляемых с разрешения суда;

2) соответствие ОРМ целям и задачам ОРД;

3)возможность проведения только тех мероприятий, исчерпывающий перечень которых дан в законе;

4) соблюдение условий и порядка проведения ОРМ;

5) правомерность решений о производстве или прекращении ОРД;

6) недопустимость применения информационных систем, технических средств, способных наносить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде;

7) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

8) соблюдение установленного порядка использования результатов ОРД;

9) законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение правил их регистрации, постановки на оперативный учет и снятия с учета лиц, в отношении которых проводятся ОРМ

Проверка исполнения Закона об ОРД производится не произвольно по усмотрению прокуроров, а при наличии соответствующих оснований, к которым относятся: наличие жалоб граждан и обращений должностных лиц; результаты изучения материалов уголовных дел; информация о фактах ненадлежащего реагирования на поручения органа дознания, следователя и суда, указания прокурора; наличие плановых заданий и предписаний вышестоящего прокурора; анализ состояния законности в данной сфере, которым фиксируется отсутствие положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, их раскрытию, розыску преступников и лиц, без вести пропавших.

Понятие «уполномоченные прокуроры» означает, что надзор за ОРД с учетом ее специфики могут осуществлять не все прокуроры, а лишь ограниченный их круг. По должности уполномоченными прокурорами являются руководители территориальных и специализированных органов прокуратуры: Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные, транспортные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов (и приравненные к ним). Из прокуроров структурных подразделений (управлений и отделов) надзор за ОРД могут осуществлять лишь те сотрудники, на которых он возложен приказом соответствующих руководителей органов прокуратуры. Копии этих приказов (либо выписки из них) направляются для сведения руководителям оперативно-розыскных аппаратов.

Уполномоченные прокуроры и сотрудники прокуратуры, ведущие делопроизводство по документам ОРД, должны иметь допуск к работе с документами, содержащими государственную тайну.

Требование о предоставлении документов может быть предъявлено как в устной, так и в письменной форме.

Уполномоченные прокуроры вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, перечисленными в норме Закона. Это обязывает руководителей оперативно-розыскных органов выдавать уполномоченным прокурорам для ознакомления именно подлинники дел оперативного учета всех их видов, включая дела оперативной проверки, оперативной разработки, оперативного контроля (надзора) и оперативного розыска, а также все материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ. Данный перечень документов является исчерпывающим.

В Законе об ОРД нет указаний о каких-либо различиях в порядке предоставления уполномоченным прокурорам названных документов применительно к разным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены в Приказе Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 5), которым предусмотрено, что оперативно-служебные документы о контрразведывательной деятельности ФСБ и СВР истребуются только в случае проведения прокурорских проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

В органах внешней разведки Министерства обороны уполномоченный прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности этих органов.

Ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ, проверяются уполномоченными прокурорами на предмет их соответствия требованиям Закона. Положения этих актов учитываются также при оценке законности конкретных ОРМ.

Наряду с документальной проверкой, в целях выявления нарушений законности в ОРД, уполномоченные прокуроры требуют объяснения у должностных лиц и граждан, используют другие полномочия, предоставленные им ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Сведения об организации, тактике, методах, силах и средствах ОРД в предмет прокурорского надзора не входят. Вместе с тем, как обоснованно отмечается в литературе, «под грифом секретности могут скрываться не только сведения, составляющие гостайну, но и ошибки, просчеты, а то и беззаконие в решении тех или иных задач ОРД. Соответственно, действия, выходящие за границы законности организационных мероприятий, допустимости тех или иных тактических действий, например провокационные действия, не образуют признаков ОРД. Поэтому и ограничений в выявлении таких фактов быть не может, и это уже не проверка прокурора организации и тактики ОРД, а определение законности действий субъектов этой деятельности».

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и защищаются государством в особом порядке. Поэтому закон предусматривает специальное дополнительное условие возможного разглашения оперативно-розыскным органом сведений о конфидентах с учетом интересов обеспечения их личной безопасности. Информация о них (их персональных данных) предоставляется уполномоченному прокурору только с согласия этих лиц, данного добровольно и обязательно выраженного в письменной форме. Данные правила защиты конфидентов не действует в случае привлечения их к уголовной ответственности (именно уголовной, а не какой-то иной).

Органы прокуратуры, как известно, действуют гласно, но в той мере, в которой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, государственной и иной специально охраняемой законом тайны (ч. 2 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Указанные изъятия из принципа гласности наиболее характерны для деятельности уполномоченных прокуроров. Часть 4 ст. 21 Закона об ОРД обязывает их обеспечить защиту сведений, содержащихся в представленных им в процессе надзора за исполнением данного Закона документах и материалах.

Это касается как сведений, составляющих государственную тайну, так и иной служебной информации, имеющей ограничительные грифы пользования. Содержащиеся в представленных документах и материалах сведения не подлежат разглашению не только в частной жизни уполномоченных прокуроров или в публичной форме (через СМИ и т.п.), но и среди прокурорских работников, не уполномоченных на осуществление надзора за ОРД, среди сотрудников правоохранительных органов, не являющихся получателями и пользователями данной оперативно-розыскной информации.

Уполномоченные прокуроры и обслуживающий их технический персонал должны неукоснительно соблюдать все правила делопроизводства, касающиеся документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом ответственность вплоть до уголовной, когда речь идет о разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 283, 284 УК РФ).

В целях предупреждения возможных и устранения состоявшихся нарушений Закона в ОРД используются предостережения о недопустимости нарушения закона, протесты и представления, постановления и другие акты (меры) прокурорского надзора, предусмотренные ФЗ о прокуратуре РФ.

Содержащиеся в актах прокурорского реагирования требования, вытекающие из полномочий прокурора, перечисленных в ст. 22, 27, 30 и 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Данное положение, сформулированное в ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» применительно ко всем отраслям (направлениям) надзора, нашло отражение в ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД в виде указания на то, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет установленную законом ответственность.

Речь идет о требованиях прокурора, которые основаны на законе и соответствуют полномочиям прокурора. Если требование прокурора не согласуется с законом, выходит за пределы его полномочий, оно исполнению не подлежит и обжалуется в установленном законом порядке.

В принципе за неисполнение законных требований прокурора возможна юридическая ответственность во всех ее известных видах, к которым относятся: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная. Оставляя в стороне два последних вида ответственности, которые к лицам, виновным в нарушениях Закона об ОРД, принимаются сравнительно редко, необходимо отметить, что наиболее распространенным видом ответственности оперативных работников является дисциплинарная, которая состоит в наложении на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора и др., вплоть до увольнения от должности.

Административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, наступает по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Вмешательства в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела уголовно наказуемо (ч. 2, 3 ст. 294 УК РФ).

kobzew.ru

Конспекты юриста

Полномочия прокурора по надзору за ОРД

В силу специфики ОРД, ее конфиденциальности, сужается круг прокуроров, уполномоченных осуществлять надзор за ОРД. В частности, об этом говорит ФЗ об ОРД, употребляя понятие уполномоченный прокурор, а требования к таким прокурорам раскрываются в специальном приказе Генерального прокурора №33 от 15.02.11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД». Данный приказ к числу уполномоченных напрямую отнес, не считая Генерального прокурора, заместителя генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур и прокуроров городов, районов (только руководителей). Также в приказе сказано, что данные прокуроры вправе из числа подчиненных им работников уполномочить дополнительных прокуроров. Из-за предания статуса уполномоченного прокурора в силу данного приказа, все эти прокуроры должны получить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Данные уполномоченные прокуроры по сложившемуся пониманию могут использовать при осуществлении своего надзора все общенадзорные полномочия, предусмотренные ФЗ о прокуратуре, но с учетом специфики данного надзора, отраженной в ст.16, 21, 22 ФЗ об ОРД и приказом №33 – п.9. В ч.2 ст.21 ФЗ об ОРД указан круг документов, к которым прокурор имеет доступ, которые он может истребовать. Но данные документы должны быть подлинными, а не копии.

Другое ограничение закреплено в ч.1 ст.23 ФЗ об ОРД, согласно которой сведения о лицах, внедренных в ОПГ могут быть переданы уполномоченному прокурору только в случаях:

  • 1. Имеется письменное согласие данных лиц о раскрытии данных о них.
  • 2. Имеется основание для привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Еще одно ограничение: согласно ч.3 ст.16, ч.2 ст.21 и ст.22 ФЗ об ОРД сотрудники оперативных подразделений в ходе проведения ОРМ подчиняются только непосредственному и прямому начальнику, который несет персональную ответственность за соблюдение законности при проведении ОРМ и именно руководитель органа, осуществляющего ОРД, обязан выполнять требования прокурора, т.е. иных сотрудников эта обязанность не касается.

Полномочия по устранению и предупреждению нарушений закона – прокурор также использует общенадзорные полномочия, закрепленные в ст.22 и 27 ФЗ О прокуратуре – возбуждать дело об административном правонарушении, вносить представления, опротестовывать противоречащие закону правовые акты, направлять соответствующие материалы в СК о решении вопроса об уголовном преследовании, предостерегать о недопустимости нарушения закона. Кроме того есть и специфические полномочия, которые закреплены в приказе №33: требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативным служебным материалам, требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД для решения вопроса об уголовном преследовании.

law-student.ru

9.3. Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

В Законе РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (ст. 19) было предусмотрено, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21) указано, что надзор за исполнением законов РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, т.е. появилось понятие «уполномоченный прокурор». Это понятие предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор за законностью в оперативно-розыскной деятельности. Указанное ограничение обусловлено прежде всего спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну.
Генеральный прокурор РФ (Приказом от 25 апреля 2000 г. № 56) потребовал, чтобы уполномоченные прокуроры на осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности определялись приказами соответствующих руководителей прокуратур.
Непосредственно в аппарате Генеральной прокуратуры РФ уполномоченных прокуроров определяет один из заместителей Генерального прокурора РФ, а в аппарате Главной военной прокуратуры — заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.
Специального подразделения по осуществлению надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности Генеральной прокуратуры РФ не имеется. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, проводимой сотрудниками оперативных подразделений аппаратов государственных органов, уполномоченных на то законом, осуществляют прокуроры, старшие прокуроры нескольких управлений, наряду с руководителями этих управлений. Так, надзор за исполнением законов в оперативнорозыскной деятельности, осуществляемый сотрудниками подразделений аппарата МВД России, возложен на управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции; надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, осуществляемый сотрудниками подразделений аппарата ФСБ России, возложен на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и т.д. Генеральная прокуратура осуществляет также контроль за состоянием надзора в нижестоящих прокуратурах.
В прокуратурах субъектов РФ пока еще не сложилось единого подхода к осуществлению надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. В зависимости от структуры аппарата прокуратур субъектов РФ надзор осуществляют работники следственных управлений, или управлений по надзору за расследованием преступлений, либо работники отделов по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, или отделов по надзору за расследованием особо важных дел и оперативнорозыскной деятельностью, или (и) работниками других подразделений. Следует отметить наметившуюся положительную тенденцию об образовании в отдельных прокуратурах самостоятельных отделов по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. В прокуратурах субъектов РФ осуществляется собственными силами надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности управлений уголовного розыска, оперативно-поисковых управлений, управлений по борьбе с экономическими преступлениями, управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и других подразделений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в прокуратурах этого уровня осуществляется контроль за состоянием надзорной деятельности в подчиненных прокуратурах.
В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах надзор за исполнением законов на данном направлении осуществляет, как правило, лично прокурор, а также с учетом большого объема работы уполномочивается прокурором субъекта федерации его заместитель либо другой работник прокуратуры (старший помощник, помощник). Как правило, работники городских и районных прокуратур осуществляют надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности соответствующих территориальных органов внутренних дел, а работники некоторых прокуратур — органов Федеральной службы безопасности.
При организации надзора за исполнением законов органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должны учитываться следующие обстоятельства: оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в целях собирания данных, характеризующих личность граждан; оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям.
При организации надзора требуется:
— в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам;
— обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации;
— обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.
В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, в прокуратуре в целях эффективности надзора должна быть создана накопительная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие:
— переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;
— переписку о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность;
— представления, протесты, письменные указания, постановления о возбуждении уголовных дел, возбуждении производства об административных правонарушениях и переписку по ним;
— статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.
При ведении делопроизводства необходимо, чтобы были приняты меры, обеспечивающие неразглашение секретных сведений.

uristinfo.net

§ 5. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Это связано с тем, что суд является не субъектом ОРД, а орга

ном, принимающим окончательное решение (санкционирующим) проведение отдельных ОРМ.
Прокурор не вправе ограничивать обращения OPO в суд с ходатайством о разрешении на проведение ОРМ, поскольку только судья по результатам рассмотрения материалов разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем и выносит мотивированное постановление.
Прокурор не вправе принимать решения, ограничивающие (запрещающие) проведение OPM в случаях проведения ОРМ, требующих судебного решения до его получения или без такового, которые осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 8 ФЗ об ОРД.
Сведения о конфидентах составляют государственную тайну и могут предоставляться соответствующим прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.
Возможность надзора за законностью привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству возникает при подаче ими заявлений о принуждении их к такой деятельности.
Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления ОРД в предмет прокурорского надзора не входят (Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. № 1/12812 «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»).
Вместе с тем под грифом секретности могут скрываться не только сведения, составляющие гостайну, но и ошибки, просчеты, а то и беззаконие в решении тех или иных задач ОРД. Соответственно, действия, выходящие за границы законности организационных мероприятий, допустимости тех или иных тактических действий, например провокационные действия, не образуют признаков ОРД. Поэтому и ограничений в выявлении таких фактов быть не может, и это уже не проверка прокурора организации и тактики ОРД, а определение законности действий субъектов этой деятельности.
Из содержания ст. 21 ФЗ об ОРД следует, что правом надзора за ОРД наделены не все прокуроры, а только Генеральный прокурор РФ и прокуроры, на которых его приказом персонально возлагаются полномочия по осуществлению надзора за исполнением ФЗ об ОРД. Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора от 25 апреля 2000 г. № 56 определить уполномоченных прокуроров, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций за ОРД, предлагается в аппарате Генеральной прокуратуры — заместителю Генерального прокурора, а в аппарате Главной военной прокуратуры РФ — заместителю Генерального прокурора РФ — Главному военному прокурору.

В Генеральной прокуратуре РФ правом прокурорского надзора за ОРД наделены заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями (п. 2 Указания Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. № 1/12812).
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. Указанные прокуроры своими приказами назначают уполномоченных для осуществления надзора за ОРД прокуроров из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур.
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям ОРО.
По требованию уполномоченных прокуроров руководители OPO представляют им оперативно-служебные документы, включающие ДОУ, материалы о проведении OPM с использованием оперативнотехнических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами ОРО, вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.
В свою очередь, руководители OPO обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения ДОУ, а также проведения OPM и их учета .
ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора № 56, который закрепляет, что оперативнослужебные документы об осуществлении КРД органами ФСБ и СВР России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.
В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно
служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
Незаконный отказ в представлении прокурору документов в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в этих случаях при наличии оснований вправе принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
Защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.
Персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.
В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД.
Единая система делопроизводства в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам ОРД, содержащим секретные сведения, устанавливается Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (Приложение 3 к приказу Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56).
Делопроизводство ведется работниками, на которых приказом соответствующего прокурора возложен надзор за исполнением ФЗ об ОРД.
Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформляется допуск для работы с документами, составляющими гостайну.
В соответствии с ФЗ об ОРД сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС ОРО, а также о конфидентах предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокурор в соответствии с ФЗ о прокуратуре имеет самые широкие полномочия по надзору за исполнением законов в ОРД.
Например, прокурор наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц OPO проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих ОРО. Причем в соответствии со ст. 22 ФЗ о прокуратуре должностные лица OPO обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно.

Прокурор вправе требовать привлечения лиц, осуществляющих ОРД, к материальной или дисциплинарной ответственности. В этих целях прокурор вносит представление ОРО.
Прокурор вправе предостеречь соответствующее должностное лицо OPO о недопустимости нарушения закона.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело при наличии предусмотренных законом оснований о совершении лицами, осуществляющими ОРД, преступления.
Однако при использовании общих полномочий должна учитываться специфика надзора в сфере ОРД.
Например, к числу таких общих полномочий относится право прокурора беспрепятственно входить на территории и в помещения государственных органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор. Однако при этом следует учитывать сущность понятий «территория» и «помещение», используемых в такой специфической сфере, какой является ОРД.
Например, нестандартная ситуация возникает в связи с тем, что ФЗ об ОРД предоставлено право ОРО: использовать в ходе проведения OPM по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (ст. 4, ч. I ст. 5 ФЗ об ОРД); создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия (легендированные объекты), необходимые для решения предусмотренных ФЗ об ОРД задач (п. 5 ч. I ст. 15 ФЗ об ОРД). В указанных помещениях могут располагаться специальная техника и информационные системы, с которыми могут работать штатные сотрудники ОРО, LUHC и конфиденты. В этой связи вхождение на такие объекты может происходить лишь в ситуации совершения в них преступления[78].

uchebnik.online

Это интересно:

  • Район проживания вднх Недвижимость 5 лучших дешевых районов Москвы Где купить жилье в Москве обычным людям Мнение, что в Москве жить очень дорого, а квартиру честным путем вообще не купить, в сознании жителей столицы и других регионов засело прочно. Однако кризис — это, как ни странно, время […]
  • Юристы кривой рог Бесплатная юридическая консультация в Кривом Роге Фото: assyria.com.ua Напоминаем, что в связи с постоянными изменениями и нововведениями в украинском законодательстве и нестабильной экономической, политической ситуацией в Украине, Юридическая компания «Правовой центр […]
  • Понятия и виды преступления против собственности 15.1. Понятие и виды преступлений против собственности Родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 21 УК, являются отношения собственности, то есть общественные отношений в сфере распределения материальных благ, предназначенных для индивидуального или […]
  • Правила подготовки родительского собрания Основные этапы подготовки и проведения родительского собрания Людмила Ратуева Основные этапы подготовки и проведения родительского собрания Основные этапы подготовки родительского собрания: 1. Анкетирование родители по теме собрания. 2. Изготовление приглашений к семье в […]
  • Приказ минздрава от 12042011 302-н Приложение N 3. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Настоящий Порядок вводится в […]
  • Возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления Возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. […]
  • Правила суммы и произведения примеры Правило суммы и правило произведения в комбинаторике Правило суммы заключается в следующем. Если объект A можно выбрать m способами, а другой объект B можно выбрать n способами, тогда выбор "Объект А или объект В" можно выполнить m+n способами. Аналогично в теории множеств […]
  • Приказ о нормах выдачи мыла Приложение N 1. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств Информация об изменениях: Приказом Минтруда РФ от 7 февраля 2013 г. N 48н в приложение внесены изменения Приложение N 1к приказу Министерства здравоохраненияи социального […]