Принципы пенсии

| | 0 Comment

Электронная библиотека

Пенсионное обеспечение – форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому праву являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть; основанием для пенсионного обеспечения трудящихся отдельных категорий является длительное выполнение ими определенной профессиональной деятельности.

Среднемесячный размер назначенных месячных пенсий является одним из важнейших социально-экономических индикаторов и определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете.

По своей политэкономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

Пенсионное обеспечение – одна из главных гарантий социальной защиты нетрудоспособных граждан со стороны государства.

Система пенсионного обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую. Суть социальной заключается в обеспечении нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Стимулирующая функция обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с размером будущей пенсии, что напрямую связано с активностью трудоспособной части населения.

Принципами пенсионного обеспечения, принятыми международным сообществом, являются:

· всеобщая солидарность поколений (пенсии выплачиваются нынешнему поколению пенсионеров из отчислений ныне работающих);

· обеспечение адекватного размера пенсий, не ниже прожиточного минимума;

· государственные гарантии пенсионного обеспечения, Конституция РФ /6/;

· равенство прав и единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий;

· обязательность и всеобщность страховых взносов.

libraryno.ru

Принципы и функции пенсионного обеспечения и страхования

Важнейшие принципы организации национальных пенсионных систем:

— максимально возможный охват пенсионной системой (совокупностью пенсионных институтов) населения;

— солидарное распределение пенсионной нагрузки между субъектами пенсионной системы — работодателями и работниками;

— обеспечение дохода в виде замещения значительной части заработка, утраченного в результате добровольного или вынужденного выхода на пенсию, всем застрахованным в случаях старости или инвалидности;

— охват социальной защитой против бедности тех категорий граждан, которые не имеют требуемого страхового стажа, а также в случае потери кормильца;

— проведение индексации пенсий с учетом совокупности факторов инфляции, роста заработной платы в стране и общего повышения качества жизни.

Для адекватного выполнения обеих основных функций пенсионного обеспечения — предотвращения бедности среди пенсионеров, удовлетворения их основных потребностей, замещения утраченных доходов и поддержания привычного уровня жизни, пенсионные системы должны соответствовать определенным критериям, в основе которых должны быть положены принципы, как социальной защиты населения, так и принципы финансовой возможности. Они должны строиться на основе баланса интересов застрахованных и страхователей, плательщиков страховых (целевых) взносов, с одной стороны, и получателей пенсий и пособий — с другой, и обеспечивать гарантию определенного уровня замещения заработной платы при наступлении страхового события, одновременно гарантируя минимальный уровень дохода для всех участников системы. Таким образом, пенсионные системы призваны обеспечить экономическую приемлемость, индивидуальную справедливость и социальную эффективность.

Экономические приемлемость и эффективность подразумевают оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов (или социального целевого налога) и получателями пенсий, между различными группами страхователей.

Индивидуальная справедливость подразумевает эквивалентность (или, по крайней мере, четкую зависимость) объема участия застрахованного лица в финансировании пенсионной системы и прав на получение им пенсии.

Для достижения социальной эффективности системы должны не только обеспечить минимальные гарантии любому участнику системы, но и обеспечить адекватный уровень жизни для всех пенсионеров, в том числе и за счет внутрипоколенного перераспределения.

Достижение экономической эффективности ставится в качестве цели пенсионных реформ во многих странах, часто в ущерб социальным2. Достижение экономической эффективности подразумевает установление такого уровня перераспределения между активным населением — плательщиками страховых взносов или целевых налогов, и пенсионерами, которое не было бы обременительным для работающего населения и работодателей, но одновременно обеспечивало бы достаточность средств для покрытия текущих и будущих обязательств по выплате пенсий.

Иными словами, размер страхового тарифа либо ставка налогообложения должны устанавливаться на уровне, достаточном для покрытия финансовых обязательств пенсионной системы, но не быть чрезмерным, мешающим экономическому росту, увеличению производительности труда и снижающим конкурентоспособность национальной экономики. Необходимость достижения индивидуальной справедливости принципиально отличает системы пенсионного социального страхования от систем социальной помощи.

Эквивалентность обязательств является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем пенсионной защиты работающего населения, действенным мотивационным механизмом, стимулирующим работников к участию в финансировании пенсионных систем. Следует при этом отметить, что правомерность использования термина «эквивалентность» в рамках общенациональных систем пенсионного страхования носит достаточно условный характер. Фактически только накопительные системы, основанные на использовании индивидуальных счетов, и условно-накопительные системы могут обеспечить прямую эквивалентность вклада в финансирование системы права на получение пенсии. Во всех остальных случаях, по всей видимости, более правильно говорить о стремлении к увеличивающейся связи между объемом взносов и размером пенсий.

Движение пенсионных систем, основанных на принципах социального страхования, в сторону «большей эквивалентности» (или более тесной зависимости) — одна из основных мер, предпринимаемых правительствами при проведении параметрических или системных пенсионных реформ. Реализация принципа индивидуальной справедливости за счет достижения тесной увязки индивидуального вклада застрахованного в финансирование пенсионной системы и объема пенсионных прав позволяет реализовать функцию компенсации утраченного дохода, т.е. гарантировать размер пенсий на уровне, сопоставимом с размером заработной платы конкретного работника, получаемой им до наступления страхового события.

Любая пенсионная система должна отвечать этим кажущимся взаимоисключающим принципам. Определение оптимальных параметров, позволяющих сочетать в себе все три критерия, устраивающих всех социальных партнеров, позволяет поддерживать эффективную и социально приемлемую пенсионную систему. При этом не имеет принципиального значения, достигаются ли эти задачи в рамках одной пенсионной программы, либо за счет реализации нескольких обособленных пенсионных программ.

studme.org

Принципы и модели обязательного пенсионного страхования в условиях рыночной экономики

Содержание

1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования 4

2.Основные модели пенсионного страхования 7

2.1. Распределительная и накопительная модели пенсионного страхования. Их преимущества и недостатки. 7

2.2. Пенсионная система Германии 13

2.3. Пенсионная система Великобритании 17

2.4. Пенсионная система Швеции 20

2.5. Пенсионная система США 22

2.6. Пенсионная система Казахстана 25

Список литературы 32

Пенсия (от лат. pension — платеж) означает ежемесячные де­нежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установлен­ного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кор­мильца, а также по другим основаниям.

Н.Дмитриевская подчеркивает огромное значение пенсионного обеспечения для формирования нор­мального психологического настроя в обществе: «Если пенсия не обеспечивает даже прожиточного миниму­ма, она воспринимается негативно, вызывая обиду за свой нередко героический труд в прошлом, зависть к тем, кто получает большие пенсии. В обществе это способствует созданию негативного климата, нейтрализу­ющего положительные эмоции и настроения». По мнению В.Роика, система социального страхования, которую «без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма. чутко реагирующе­го на его потребности в защите», играет важную роль в обеспечении стабильности общества, являясь «мощ­ным механизмом достижения социального согласия».

Политическая функция пенсионного страхования заключается в обеспечении достойной жизни каждому гражданину и по завершении трудовой деятельности, что способствует установлению социального мира, по­давлению антагонистических настроений в социуме.

Основным видом пенсионного страхования признано обяза­тельное страхование, предполагающее обязательность целевых отчислений из заработка (дохода) экономически активного насе­ления (страховые взносы). Принудительный характер уплаты та­ких взносов может обеспечить только государство на основе за­кона, и только оно может гарантировать как уровень пенсий, так и регулярность их выплаты. Но при этом страховые взносы не являются доходами государства. Они имеют целевое назначение, предназначены исключительно для выплаты пенсий.

Также следует дополнительно выделить еще два института пенсионного обеспечения – личное добровольное страхование пенсии, а также обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и самозанятого населения.

В своей работе я рассмотрю основные принципы и модели обязательного пенсионного страхования, а также пенсионные модели стран с развитой рыночной и переходной экономикой.

1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования

Функционирование обязательного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специ­фических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами обязательного социального страхования, являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социально-, го страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности’ страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих соци­альных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не­зависимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного соци­ального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обя­зательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социаль­ного страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социально­го страхования.

К важнейшим принципам пенсионного страхования, принятым международным сообществом, относятся следующие:

всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования; доступность в реализации социальных гарантий; обеспечение права на пенсионное страхование;

сочетание обязательного и добровольного видов пенсион­ного страхования;

равноправие и многообразие форм;

обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования;

предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования;

реализация потребности в широком привлечении различ­ных финансовых источников;

обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования, поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);

обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей;

привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;

обеспечение предоставления застрахованным лицам различ­ных видов пенсий;

заинтересованность в привлечении всего экономически ак­тивного населения для участия в пенсионном страховании;

равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий;

создание правовых и организационных возможностей пен­сионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или по­тере доходов;

особый порядок содержания средств на выплату пенсий, ав­тономность от государственного бюджета;

контроль за использованием средств на выплату пенсий че­рез представителей страхователей и застрахованных.

Как было отмечено выше важнейшим принципом пенсионного страхования является поддержание стабильного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты — ин­дексации пенсий. Применяется систематическая (автоматичес­кая) индексация, индексация в принципе, разовая индексация.

Систематическая (автоматическая) индексация увязывается либо с увеличением цен, либо с изменением среднего размера оплаты тру­да, либо с динамикой обоих факторов.

Индексация в принципе озна­чает, что государство признает необходимость индексации пенсии, но законодательно не устанавливает сроки и критерии ее осуществ­ления.

Разовая индексация является необходимой мерой в условиях значительного снижения покупательной способности пенсий. Источ­никами средств для индексации пенсий являются увеличение ве­личины страховых взносов, введение специальных взносов, налого­вые поступления, доходы от инвестирования свободных средств пен­сионных фондов, специальные правительственные субсидии, возрас­тание объемов страховых взносов в результате увеличения величины заработной платы. Обычно используются различные комбинации этих методов.

2.Основные модели пенсионного страхования

2.1. Распределительная и накопительная модели пенсионного страхования. Их преимущества и недостатки.

На современном этапе в мировой практике преобладают две гипотетические модели построения пенсионных систем распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

В солидарно-распределительной схеме (распространена в странах Европы и Северной Америки) размер пенсии зависит от страхового стажа, уровня оплаты труда и суммы страховых взносов. Пенсия формируется по принципу «последующее поколение финансирует предыдущее» собранные страхо­вые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде, в связи с чем уровень благополучия пенсионеров полностью зависит от экономического по­ложения работающих граждан. Эффективность данной модели зависит от соотношения коэффициента поддержки и динамики реальной заработной платы. В случае снижения коэффициента поддержки, при одновременном пропорциональном росте заработной платы ставки взносов и размер пенсии остаются неизменными. Но как правило ухудшение коэффициента поддержки выводит систему из равновесия. В долго­срочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения го­сударственные программы, основанные на распре­делительном принципе финансирования, оказывают­ся в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата гарантируется государством. Существует два вида распределительных пенсионных систем: одноуровневая и двухуровневая. Двухуровневая включает в себя базовую пенсию – национальную минимальную пенсию, которая устанавливается в фиксированной сумме вне зависимости от стажа и заработка застрахованного, и страховую пенсию – профессиональную пенсию, размер которой определяется в пропорции к заработку и зависит от трудового стажа. Одноуровневая система включает лишь страховую пенсию. К сильным сторонам распределительной модели обязательного пенсионного страхования следует отнести:

законодательное закрепление за страхователями обязанности по внесению страховых взносов на пенсионные нужды;

сохранность финансовых средств, обеспечиваемую автономностью фондов страхования, целевой характер поступления и расходования финансовых ресурсов пенсионного страхования, подконт­рольность функционирования пенсионной системы государству;

неотчуждаемое по закону и реализуемое на основании принципа солидарности поколений право застрахованных на получение страховых сумм при наступлении страховых случаев;

наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения способ формирования пенсий (массо­вый характер участия в страховании работающих);

высокий уровень замещения заработков

Основным недостатком модели является невозможность создания справедли­вой системы расчета накопленных пенсионных прав и, соответственно, точного расчета адекватной суммы долгосрочных государственных обязательств в виде пожизненной трудовой пенсии.

works.doklad.ru

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

06 ноября 2013

1 ноября состоялась селекторная видео-пресс-конференция Министерства труда и социальной защиты и Пенсионного фонда Российской Федерации, на которой Министр социальной защиты М. Топилин и Статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты А. Пудов сообщили журналистам о новом порядке формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии с 1 января 2015 года. В конференции вместе с федеральными СМИ и журналистами из других регионов при помощи ресурсов селекторной связи приняли участие представители региональных и районных газет, телекомпаний и информационных агентств Рязанской области.

Основные принципы и положения исчисления пенсии по старости:

  • Цели, значимость и сроки введения новых правил:
  • С 1 января 2015 года в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

    Новый порядок разработан Правительством РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года №2524-р.

    Порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования одобрены Правительством РФ. Соответствующий проект федерального закона одобрен Правительством РФ и внесен Правительством РФ в Федеральное собрание РФ на рассмотрение.

    Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

  • гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
  • создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
  • сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
  • обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
  • повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
  • Планируется, что новый порядок формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будет введен с 1 января 2015 года.

    При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в ОПС, предусматриваются переходные положения:

    — повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 — к 2025 году.

    — повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 — к 2021 году.

  • Принцип сохранения пенсионных прав.
  • Страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 году.

    У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – нового инструмента учета пенсионных прав гражданина.

  • Годовой пенсионный коэффициент.
  • При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

    Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10:

    Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента! Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.

    При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).

    С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

    Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

    1. Учёт социально значимых периодов.
    2. В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

      Так, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы.

      Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:

      — 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,

      — 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,

      — 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка.

      При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

      К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

      Расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:

      СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК

      где:
      СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;

      ФВ – фиксированная выплата;

      ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

      СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

      КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП!).

    3. Стимулирование более продолжительной трудовой деятельности.
    4. Обратите внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно!

      За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

      Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если — 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть — в 2,32 раза.

      Еще одна особенность: в 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет (6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год).

      Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

      Второе условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста — это необходимость сформировать пенсионные права в объёме 30 пенсионных коэффициентов.

      Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

      Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.

      Накопительная пенсия — это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22% идти на формирование страховой пенсии.

      Если гражданин старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.

      Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6% как сегодня, либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

      При выборе тарифа страховых взносов нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот. Какой вариант выгоднее — решаете вы сами. При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия — это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

      По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

      Таким образом, чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер пенсии по старости!

      www.pfrf.ru

      Принципы пенсии

      Выполняя свое обещание раскрыть принципы, особенности и методы расчета пенсий, в дополнение к разработанному нами калькулятору , мы начинаем публикацию ряда статей, позволяющих понять — как формируется пенсия, из каких частей она состоит, что нужно знать, чтобы верно оценить и спрогнозировать ее размер.

      Вначале поговорим о структуре и принципах формирования сегодняшних пенсий..

      Напомним, что право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового (трудового) стажа.

      Формула расчета пенсии

      Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной части. Для простоты обозначим месячный размер пенсии через П. Тогда, основная формула расчета выглядит так:

      П = СЧ + НЧ, (1)

      где СЧ — страховая часть пенсии; НЧ — накопительная часть пенсии.

      Эта формула введена для расчетов на перспективу — для лиц, которые родились после 1967 года. А у основной массы — тех, кто сегодня или в ближайшие годы выходит на пенсию — накопительной части просто нет: НЧ = 0.

      Таким образом, у тех, кто родился до 1967 года, реальная пенсия формируется только из страховой части (за исключением очень немногих, за которых в 2002-2004 годах работодатели перечисляли определенные суммы на накопительную часть – таких в общей массе ничтожно мало). Итак, по сути, наши пенсии равны тому, что названо в законе страховой частью:

      П = СЧ.

      Что такое страховая часть? Как она вычисляется? Давайте разберемся.

      Страховая часть пенсии

      Страховая часть трудовой пенсии (СЧ) рассчитывается по формуле:

      СЧ = ПК / Т + Б, где (2)

      ПК – сумма так называемого расчетного пенсионного капитала – сумма всех отчислений (реальных и рассчитанных) в пенсионный фонд, сделанных работником за весь период его трудовой деятельности (почему этот капитал называется расчетным рассказано ниже).

      Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости («срок дожития», измеряемый в месяцах). Этот срок устанавливается постановлениями правительства. В сегодняшних расчетах (в 2012 году) его полагают равным 216 месяцам — Т = 216 (18 лет), а с 1 января 2013 года срок дожития по решению правительства в расчетах будет приниматься равным 228 месяцам — Т = 228 (19 лет).

      Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Это фиксированная сумма, добавляемая всем пенсионерам без исключения. В 2013 году величина базового размера Б = 3 610 рублей 31 копейка.

      Для лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, а также для тех, кто имеет на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается повышенный базовый размер страховой части трудовой пенсии. У северян и некоторых категорий работников эта величина также несколько выше. Размер фиксированной базовой части Б ежегодно корректируется с учетом инфляции специальными постановлениями правительства.

      Таким образом в формуле расчета пенсии (2) величины Т и Б известны. Неизвестна только величина расчетного пенсионного капитала – ПК. Выясним, как он формируется.

      Структура расчетного пенсионного капитала (ПК)

      Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионный капитал рассчитывается по формуле

      ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

      ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;
      СВ – сумма валоризации;

      ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

      Объясним вначале, почему этот капитал — ПК называют расчетным.

      Пенсионный капитал ПК – это сумма средств, «перечисленных» работником в Пенсионный фонд и «накопленных» там за период всей его трудовой деятельности. В кавычки взято потому, что в период до 2002 г. полноценного учета средств, перечисляемых на будущую пенсию, не существовало. До пенсионной реформы 2002 года размер пенсий определялся двумя факторами – продолжительностью общего трудового стажа и величиной среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию. Этот среднемесячный заработок выбирался: либо за последние 2 года перед выходом на пенсию, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Поэтому пенсионные права до 2002 года определялись только стажем и размером заработка.

      В 2002 году было принято решение о переходе на новую систему — размер пенсии должен определяться не стажем и заработком, а объемом страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет.

      Поэтому для тех, чья пенсия полностью или частично сформирована за период работы до 2002 г. (на основе стажа и заработка), и для кого до 2002 г. подобного учета не велось, потребовалась более сложная методика расчета их суммарного пенсионного капитала. В их пенсионном капитале присутствует часть — ПК1, заработанная до 2002 г. По этой причине пенсионный капитал и получил название расчетный пенсионный капитал.

      СВ – сумма валоризации. Валоризация – это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Цель валоризации — обеспечить увеличение этой части пенсий для граждан старшего поколения. СВ – это попросту сумма на которую повысили размер ПК1 1 января 2010 года).

      Сумма валоризации СВ составляет 10 процентов от величины ПК1 и, сверх того, к ней добавляется по 1 проценту от ПК1 за каждый полный год трудового стажа до 1 января 1991 года.

      Последнее слагаемое в формуле (ПК 2) – это часть пенсионного капитала, сформированная за период трудовой деятельности после января 2002 г. Она зафиксирована на индивидуальном лицевом счете каждого работника в Пенсионном фонде. Рассчитывать ее не надо – она известна. Через 15-20-25 лет, когда уйдут последние, из «видевших» Ильича, и останутся только те, чей трудовой стаж начался после 2002 года, пенсионный капитал будет рассчитываться легко и просто. Он будет состоять только из ПК 2 и равняться сумме отчислений в пенсионный фонд после 2002 г. Вот эта накопленная за годы его трудовой деятельности сумма на индивидуальном лицевом счете в пенсионном фонде и будет суммой его пенсионного капитала. Разделив далее капитал на срок дожития будет легко подсчитать размер пенсии.

      Если формулу (2) преобразовать, учтя структуру пенсионного капитала, и поделив этот пенсионный капитал на срок дожития, то получится та формула, по которой и рассчитываются сегодня пенсии

      СЧ = ПК / Т + Б = (ПК1+ СВ + ПК2) / Т + Б = ПК1 / Т + СВ / Т + ПК2 / Т + Б

      Если «перевести» ее на русский язык, то формула означает, что трудовая пенсия по старости формируется (состоит) из четырех частей

      • пенсии, заработанной до 2002 г. (ПК1 / Т);
      • валоризации пенсии, заработанной до 2002 г. (СВ / Т);
      • пенсии, заработанной в период после 2002 г. (ПК2 / Т);
      • фиксированной базовой части (Б).

      Таким образом, чтобы оценить размер своей пенсии необходимо научиться вычислять только два первых слагаемых – размер пенсии, заработанной за период до 2002 г. и величину валоризации этой, заработанной до 2002 г., пенсии. О методике расчета этих составляющих мы поговорим в следующей статье.

      Пенсия, заработанная после 2002 г. вычисляется легко – она равно сумме, зафиксированной на индивидуальном лицевом счете в пенсионном фонде — ПК2, деленной на срок дожития Т. Сумму ПК2 можно узнать либо в отделении пенсионного фонда по месту жительства, либо самостоятельно на сайте Госуслуг .

      Фиксированная базовая часть пенсии Б известна. С 01.04.2013 г. фиксированный базовый размер страховой части пенсии — 3 610 рублей 31 коп.

      С 1994года по 25.10.1997года с 11 до 16 лет,я была инвалидом детства — получала пенсию по инвалидности, на основании приказа № 117 от от 04.07 91 г МЗ РСФСР раздел 1 — 2, затем продлили сроком до 16-ти лет, в 1995г раздел 3-1 до 25.10.97г., с установленным диагнозом «Повреждение седалищного нерва н/з бедра правой ноги, Посттравматическая невропатия седалищного нерва», «варикозное расширение вен в левой конечности», гр. здоровья 3,, затем когда переводили меня с взрослой поликлиники в детскую инвалидность сняли, врачи сказали что нерв сидалищный стал расти в год от 0,5 до 1 см. но так же надо породолжать лечение -лечение 1 раз в год получала в поликлиники. Сейчас мне 34 года — стало ясно что лечение не помогает, выяснилось то что отрезано было в 11 лет вырасти не может — отправили на МСЭ установили инвалидность с детства 3 группа,

      19.08.2016 года назначили пенсию по инвалидности в размере 6 135 руб мес одним иждивенцем 2 г. 3 мес, и проживанием в местностях приравненных к северным коэффициент 15%

      1. Помогите разобраться если до 1997 года у меня была детская группа инвалидности — я получала пенсию, все данные есть в пенсионном о выплатах мне пенсии, а сейчас снова установили инвалидность с детства 3 группа, при сдачи документов на пенсию по инвалидности я этот факт что мне раньше пенсионный фонд платил пенсию по инвалидности детства обозначила:

      Вопрос может ли пенсия инвалида девства сейчас установлена 14 000 руб, быть меньше пенсии по инвалидности с детства 3 группы 6 135 руб (если так уж получилось по вине врачей, при этом мсэ сказала что вашу поликлинику надо вместе со всеми потрохами в минздрав сдать(?

      Если возможно, что пенсия не может быть меньше, можно ли привести ссылки на законы.

      2. Прошу помочь разобщаться при обращении в пенсионный фонд и сдаче документов н пенсию по инвалидности Пенсионный мне ни сказал что я имею права выбора пенсии либо ТРУДОВАЯ по ФЗ№ 173 о трудовых пенсиях, либо СТРАХОВАЯ по ФЗ№ 400 О страховых пенсиях, так как

      ФЗ № 400 О пенсионном обеспечен по страховой пенсии 2013 г,
      Ст. 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
      ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
      в рамках ФЗ-№ 173 о трудовой пенсии
      устанавливает исчисления Глава IV. РАЗМЕРЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ, ст. 14, в том числе ст. 15 пенсия по инвалидности 1,2,3 гр и тд

      ОДНАКО ПРАВО О ВЫБОРЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ , трудовая или страховая, далее исчисления, назначения и выплаты
      устанавливает еще ряд законов:
      — Конституция
      — 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

      Или как вариант если с 1 января 2016 года ФЗ № 400 ст. 36 ч.3 — устанавливает исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, в отношении ФЗ-№ 173 о трудовой пенсии, Глава IV. РАЗМЕРЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ, ст. 14, в том числе ст. 15 пенсия по инвалидности 1,2,3 гр и тд, тогда КТО ИМЕННО ИМЕЕТ ПРАВО исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону ФЗ-№ 173 о трудовой пенсии?

      Правильно ли я понимаю что как инвалид я имела право выбора пенсии — Трудовая 173ФЗ — о трудовых пенсиях, или страховая ФЗ№ 400 — о страховых пенсиях, т.е. та что будет больше?

      3. Так же не могу понять почему мне назначена такая маленькая пенсия по инвалидности 6 135 руб мес с одним иждивенцем 2 г. 3 мес, и проживанием в местностях приравненных к северным коэффициент 15%, так же уточняю пенсия была назначена по 400-ФЗ о страхов пенсиях, запрос в пенсионный фонд сделала чтоб подробно расписали, что входит в начисление этой суммы.

      Прошу помочь разобраться из каких частей состоит начисленная мне пенсия по инвалидность с детства 3 группы 6 135 руб, правильно ли пенсионный мне рассчитал данную сумму, так же просьба указать статьи закона и законы как рассчитываются части назначенной мне пенсии, или привести пример расчета?

      Привожу свои данные:
      — мне 34 года,
      — по данным пенсионного фонда стаж застрахованного лица = 7г 8 мес 15 дн, без учебы в школе, в училище до 2002 года
      — Среднемесячный заработок за 2000-2001г, 1 мес и 1 день = 200 руб
      — Расчёт. пенсионный капитал, сформировав из страх взносов с 2002 по 2014г= 89 553,44коп, без учета индексации расчетного пенсионного капитала.
      — до 2015г ИПК индивидуальный пенсионный коэффициент = 6, 215, т.к. в период с 19февраля 2014г — 19.07.2014г декретный отпуск, и далее отпуск до 1,5 лет по 02.11.2015г, отпуск по уходу до 3-х лет до 19.04.2016г
      — С 1 января 2015г и по наст. время ИПК стал = 6,322;
      Сумма вознаграждений 89495,32+21251,48 = 110747,80

      — По настоящее время безработная, один иждивенец 2 г. 3 мес, — может кто знает есть ли какие либо доплаты на иждивенца, проживаю республика Карелия, г. Петрозаводск, вроде пишут в интернете что добавляют 980 руб за 1 ребенка но без указания закона, и проживанием в местностях приравненных к северным с коэффициентом 15%

      www.45-90.ru

      Это интересно:

      • Закон о труде днр 2018 Россия готовит миграционную амнистию для граждан ЛНР и ДНР Весной этого года Госдума РФ рассмотрит законопроекты, которые облегчат пребывание в России и трудоустройство граждан Донецкой и Луганской народных республик. Об этом говорится в материале «Парламентской […]
      • Приказом минтруда россии от 17082018 n 551н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 августа 2015 г. N 551н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 августа 2015 г. N 551н"Об утверждении Правил по охране […]
      • Нарушение правил безопасности движения Нарушение правил безопасности движения 59. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА И ИХ ВИДЫ К преступлениям этой группы относятся: 1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. […]
      • Правила уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов. Налогоплательщик Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и […]
      • Просмотреть сайт на разных разрешениях Проверка сайта на разных разрешениях экрана Бывает необходимость посмотреть, как выглядит сайт на разных разрешениях экрана. Особенно, если сайт адаптивный для мобильных устройств, т.е. корректно трансформируется под разные разрешения экрана. И в этой статье мы рассмотрим […]
      • Заявление о снятии совмещения Заявление о досрочном отказе от выполнения дополнительной работы В соответствии с абз.4 ст. 60.2 ТК РФ выполнение дополнительной работы может быть досрочно отменено как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя. Если инициатором будет являться работник, то […]
      • Родители лишенные родительских прав освобождаются Статья 1075. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения […]
      • Деньги под залог квартиры в спб Кредит под залог квартиры Залогом может выступить квартира, расположенная в Санкт-Петербурге или Ленинградской области. Данный способ получения денег - это удобный, выгодный и простой способ получить крупную сумму на любые нужды и на длительный срок. При нашем активном […]