Закон о тайне вкладов

| | 0 Comment

В России больше не будет тайны банковского вклада

Уже с 1 июля российские кредитные организации обязаны будут информировать фискальное ведомство обо всех открытых гражданами счетах и вкладах, а также накоплениях и операциях частных клиентов. Финансисты не видят в этом проблемы и апеллируют к международному, прежде всего американскому опыту. При этом «досье» большинства клиентов и так могут легитимно передаваться кому угодно.
До сих пор налоговая служба могла получать информацию только о счетах юридических лиц. Для доступа к сведениям об операциях рядовых граждан даже полиция и ФСБ должны были получать судебное решение.
Прозрачные вклады
Действующий закон «О банках и банковской деятельности» был принят в «романтическом» 1990 году и первоначально гарантировал конфиденциальность финансовой информации. Справки по счетам и вкладам граждан, помимо самих клиентов и их представителей, могли предоставляться только судам, а по делам об аресте и конфискации — следственным органам. Сведения о банковских операциях юридических лиц были также доступны налоговикам и аудиторам.
За прошедшие почти 25 лет список получателей финансовой информации расширился в разы. В него вошли, в частности, внебюджетные фонды (ПФР и ФСС), судебные приставы, следственные органы, таможенники, служба валютного контроля, Счетная палата РФ, а также уполномоченные органы по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Росфинмониторинг). Причем последние вправе передавать полученные от кредитных организаций сведения третьим лицам.
Список является открытым — в предусмотренных законодательными актами случаях требовать информацию вправе и любые другие государственные органы и их должностные лица (например — антимонопольная служба). Кроме того, банки обязаны информировать фискальное ведомство о каждом открытом счете юридического лица или индивидуального предпринимателя.
С 1 июля такой же режим будет распространяться на вклады и счета обычных частных клиентов — кредитные организации должны в трехдневный срок сообщать об открытии счета, а по первому требованию налоговиков выдавать им справки о наличии счетов и депозитов, об остатках на них, а также выписки по всем проведенным операциям. Единственное ограничение — санкция вышестоящего налогового органа, хотя по закону предъявлять ее никому не надо.
Почти одновременно законодатели упростили деятельность юридических лиц и предпринимателей. Уже с мая они не должны самостоятельно отправлять налоговикам и органам управления внебюджетных фондов (ПФР и ФСС) сообщения об открытии и закрытии счетов. В течение многих лет такие сообщения фактически дублировали передаваемую банками информацию, причем за неисполнение бессмысленной административной процедуры на бизнесменов мог налагаться немалый штраф.
Американский стандарт
Опрошенные РАПСИ банкиры не видят в новом ограничении тайны вкладов серьезной опасности и убеждены, что доверие добросовестных граждан к кредитным организациям останется на прежнем уровне, а многое вкладчики даже не заметят изменений.
К тому же новый российский закон, по мнению представителей кредитных организаций, соответствует общемировому тренду и международным налоговым стандартам. «В настоящее время мировое сообщество движется по пути усиления прозрачности и обмена информацией в рамках борьбы с уходом от налогообложения, — констатирует Сергей Массарский, начальник юридического департамента банка «Открытие». — Еще несколько лет назад банковская тайна была неприкосновенным элементом в правовой системе некоторых стран, таких как Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург или Андорра. Однако в настоящее время ситуация меняется даже в указанных странах, и они предоставляют все меньшую и меньшую защиту банковской тайны».
В качестве примера банкиры приводят закон США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA). Он требует от финансовых институтов любых стран, осуществляющих расчеты в долларах, регистрацию в надзорном органе Соединенных Штатов с целью контроля за средствами ее граждан, а также юридических лиц с участием их капитала.
«Это самый наглядный пример тотального контроля за средствами граждан, — рассуждает первый заместитель председателя правления ОАО «Балтинвестбанк» Анна Лебедева. — Наш законодатель пока не вводит такие нормы, но в дальнейшем это возможно и с точки зрения экономики страны. Наверное, это даже правильно — не вижу ничего страшного, что мы движемся в рамках общемировых процессов и финансовых правил. Ес
ть только один важный вопрос: кто и как в дальнейшем будет распоряжаться полученной информацией?» — вопрошает банкир.
Формальный ответ содержится в Налоговом кодексе РФ: фискальное ведомство обязано хранить налоговую тайну — гарантировать конфиденциальность собранной в рамках выполнения своих функций информации. Хотя есть и исключения. Например, материалы могут передаваться по запросу полиции (причем законом не регламентировано, какие именно сотрудники органов внутренних дел вправе их требовать). Такие же полномочия есть и многих других ведомств.
По просьбам трудящихся
С другой стороны, большинство банков и сейчас легитимно может передавать сведения о большинстве частных клиентов. Причем не только «мытарям», но и вообще всем желающим. Так, все исследованные РАПСИ кредитные организации при оформлении договора вклада требуют от клиента подписать согласие на обработку его персональных данных, допускающих распространение собранной информации любым способом. Причем «добровольное согласие» чаще всего является обязательным условием открытия вклада, а среди целей использования данных клиентов указываются в том числе и распространение рекламной информации, продвижение услуг третьих лиц и так далее. «Не нравятся условия — идите в другой банк», — безапелляционно заявляют сотрудники кредитных организаций.
Эксперты напоминают, что обрабатывать персональные данные о клиентах в целях исполнения договора банки могут и без подписания оным дополнительных согласий, в том числе в предусмотренных законом случаях передавать сведения суду и так далее. То есть согласие априори необходимо только тогда, когда кредитная организация хочет использовать собранную информацию «для иных удовольствий». Представители кредитных организаций этого и не отрицают, но утверждают, что вкладчики добровольно подписывают согласие. «Оно необходимо для иных целей, указанных в тексте заявления, которое подписывает клиент. Например, для продвижения услуг банка, совместных услуг банка и третьих лиц, для передачи информации третьим лицам, для обслуживания договора третьими лицами и так далее», — говорит Сергей Массарский. «Согласие клиентов на обработку персональных данных банк запрашивает в целях продвижения своих услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи», — подтверждает Лебедева.
Схожая ситуация с заемщиками, которые еще на этапе подачи заявки чаще всего вынуждены сообщать в банк подробную информацию об имущественном положении (включая порой госномера, марки и VIN автомобилей, сведения о недвижимости и прочее), трудовых отношениях, составе семьи и так далее.
В некоторых случаях кредитные организации требуют также копии разных документов: в том числе на квартиру и автомобили, трудовых книжек и других. При этом, по словам Ивана Ходака, руководителя по развитию продаж департамента розничного бизнеса филиала «Промсвязьбанка» в Санкт-Петербурге, подписываемое потенциальным заемщиком согласие не ограничивает круг третьих лиц, которым кредитная организация сможет передавать сведения о нем. Не согласившемуся делегировать банку такие права гражданину, скорее всего, будет отказано в заключении договора.
Юристы негативно оценивают подобную практику кредитных организаций. «Отказ клиента от подписания согласия на обработку персональных данных не является основанием для отказа в заключении договора с банком», — убеждена Анита Кактыньш, юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль».
С ней согласен Иван Павлов, председатель совета Фонда свободы информации: «Полагаю, что требуя дополнительное согласие на обработку персональных данных в целях исполнения договора, корпоративные юристы перестраховываются, что весьма логично. Но если включаемые в согласии цели использования данных вкладчика выходят за рамки исполнения договора, такое навязывание является незаконным. Гражданин вправе отказаться его подписывать, а при уклонении банка от заключения договора вклада — обратиться в суд», — констатирует Павлов.
Для справки
По данным Банка России, кредитные организации обслуживают почти 708 млн счетов физических лиц — в среднем, по пять на каждого россиянина.
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)

183038 , г. Мурманск , ул. Коминтерна, 7 , офис 506
Редакция: тел./факс (8152) 78-10-50 , +7 (921) 708-10-50 , e-mail: info@nord-news.ru
Коммерческий отдел: тел./факс (8152) 681-014, +7 (921) 150-74-51 Светлана Григорьева
E-mail: reklama@nord-news.ru

Оперативные новости Мурманской области и Северо-запада России:
аналитические материалы, эксклюзивные интервью и комментарии на темы бизнеса, экономики, энергетики, власти и политики.

На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Содержание сайта «Nord-News» предназначено для читателей старше 16 лет.

nord-news.ru

Что такое банковская тайна? Сведения, составляющие банковскую тайну

Банковская тайна – это информация о клиенте, которую банк не имеет право передавать третьим лицам. В данной статье мы подробно расскажем про сведения, составляющие банковскую тайну, в каких ситуациях они могут быть раскрыты компетентным органам. В соответствии со статьей №26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относятся сведения о счетах, вкладах и операциях клиентов и корреспондентов банков и других кредитных организаций.

Согласно закона банк обязан гарантировать своим клиентам тайну банковских счетов, вкладов, кредитов и любых операций по ним.

Что такое банковская тайна? ФЗ N 395-I «О банках и банковской деятельности»

Понятие банковская тайна подразумевает информацию, находящуюся в распоряжении кредитной организации и которая может быть раскрыта третьим лицам только в исключительных случаях, установленных Федеральным законом N 395-I «О банках и банковской деятельности». Задачей любого банка является сохранение конфиденциальности сведений о клиенте. Следует понимать, что утечка информации, например, о сумме накоплений на депозитных вкладах, может вызвать существенные последствия, в частности криминальное преследование владельца вклада с целью наживы или шантажа. В законодательстве России существует два основных документа, в которых закреплено понятие банковской тайны и сведения, ее образующие:

  • Федеральный закон N 395-I «О банках и банковской деятельности»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Если проанализировать эти нормативные документы, то можно определить, что к сведениям, составляющим банковскую тайну относится следующая информация:

  • Паспортные данные клиентов банка (для физических лиц);
  • Банковские реквизиты организации (для юридических лиц);
  • Сведения клиентов о наличии собственности и уровне доходов;
  • Факт открытия счета (счетов), его номер и дата открытия, тип счета, валюта счета;
  • Факт наличия средств на счету (деньги, обезличенные металлические счета), сумма, проценты по вкладу, срок договора;
  • Факт наличия кредита, условий погашения и получения, процентная ставка по кредиту;
  • Движение денежных средств на счетах и депозитных вкладах. К такой информации относится пополнение депозита, снятие денег, перевод на собственные счета или счета других лиц.
  • Разглашение банковской тайны об юридических лицах

    Отдельно стоит рассмотреть вопрос защиты банковской тайны и сведений, её составляющих по отношению к юридическим лицам. Законодательные нормы о банковской тайне имеют ряд исключений и в первую очередь это связано с тем, что государственные структуры не смогут в необходимом объеме выполнять свою работу по контролю и финансовому мониторингу за неимением сведений о наличии и движении денежных средств на счетах организаций и предприятий, а суммы денежных средств там, как известно, на порядки больше, чем на счетах физических лиц. По этой причине в определенных случаях (строго прописанных в ФЗ N 395-I и ГК РФ) банковская организация обязана сообщать сведения, составляющую банковскую тайну по запросу уполномоченного органа, а иногда и без запроса в автоматическом режиме, особенно это касается подозрительных сделок и движений денежных средств по счетам юрлиц.

    В частности, выписки по счетам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предоставляются банком на основании запросов нижеприведенных государственных служб и структур:

  • Суды;
  • Налоговая инспекция;
  • Счетная палата РФ;
  • Федеральная Служба судебных приставов (ФССП);
  • Таможенная служба;
  • Пенсионный Фонд России (ПФР);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • МВД (при расследовании налоговых преступлений).
  • Следственные органы (четырех ведомств МВД, СКП, ФСБ, ФСКН).
  • Помимо выписок по счетам, банки обязаны предоставлять налоговым службам информацию об открытии или закрытии депозитных вкладов ИП и юридических лиц, сообщить банки обязаны и в случае смены реквизитов вкладов организаций или индивидуальных предпринимателей.

    Есть и негосударственные организации, имеющие право получить данные, составляющие банковскую тайну, например это бюро кредитных историй (БКИ). Но здесь есть одно «но» — сведения о совершаемых банковских операциях могут быть переданы в данную организацию только с согласия клиента (как правило это условие прописано в договоре с банком).

    Разглашение банковской тайны о физических лицах

    Кому банк может сообщить сведения, составляющие банковскую тайну, о счетах граждан? Сведения, которые представляют собой банковскую тайну, о физических лицах у кредитной организации имеют право запросить следующие службы и госструктуры:

  • Суд;
  • Росфинмониторинг;
  • Служба судебных приставов;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Агентство по страхованию вкладов;
  • Следственные органы.
  • Ни одна кредитная организация не в праве отказать в разглашение банковской тайны о физических лицах вышеозначенным государственным службам и структурам.

    Отдельно стоит отметить случай смерти клиента банка, в такой ситуации у кредитной организации появляется необходимость проинформировать связанных с бывшим клиентом лиц (например наследникам) и сообщить им сведения, составляющие банковскую тайну гражданина. Такой информацией могут быть сведения о депозитных вкладах и текущих банковских счетах покойного. В подобных ситуациях банками применяются такие правила:

  • В случае если клиент при жизни не составил завещательное распоряжение, то информация о его банковских счетах будет передана нотариусу, у которого открыто дело о наследстве в связи со смертью этого человека.
  • В случае когда клиент составил при жизни завещательное распоряжение относительно его банковских сбережений (составляется и оформляется прямо в банковском отделении без необходимости заверять у нотариуса), то банковская тайна будет раскрыта перед наследниками, которых гражданин указал в документе-распоряжении.
  • В настоящее время Федеральная налоговая служба наделена правом запрашивать в банках сведения о закрытии или открытии депозитных вкладов и счетов граждан. Немаловажный момент: запросить информацию о физическом лице, составляющую банковскую тайну, та или иная налоговая инспекция (ИФНС) праве лишь тогда, когда подобный запрос будет согласован с вышестоящим налоговым органом.

    Что касается бюро кредитных историй, то сведения о банковских операциях физического лица, составляющие банковскую тайну, могут быть переданы в БКИ только при согласии гражданина. В большинстве случаев, во время подписание договора банковского обслуживания с клиентом, в нем есть пункт относительно того, что гражданин не против того, чтобы предоставить в бюро кредитных историй некоторые сведения, являющиеся банковской тайной.

    Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?

    Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:

  • Долг передается путем оформления договора об уступке права требования. В данном случае должны быть соблюдены все положения Гражданского Кодекса России о договоре уступки.
  • Если заемщиком по кредиту является физическое лицо, то продажа долга коллекторским компаниям (не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности), возможно лишь в том случае, если подобное оговорено в кредитном договоре, подписанном клиентом-заемщиком.
  • Если же долг гражданина признан судом и кредитору выдан исполнительный лист, он может быть передан любому третьему лицу, даже если должник не давал согласия на такую передачу. (Определение Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015).
  • Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.

    Однако, сотрудники коллекторского агентства, как и служащие банка, обязаны соблюдать меры по сохранению от посторонних лиц информации, являющейся банковской тайной.

    Какова ответственность за нарушение банковской тайны? Ст. 183 УК РФ

    Сведения, составляющие банковскую тайну защищаются законом, поэтому уполномоченные лица обязаны сохранять банковскую тайну клиентов. За разглашение подобных сведений законодательством Российской Федерации предусмотрены ответственность, вплоть до уголовной!

    Уголовный Кодекс РФ в ст. 183. «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» определяет, что в зависимости от того, какова тяжесть последствий от разглашения информации содержащей банковскую тайну, виновному могут быть назначены следующие виды наказания:

  • Штраф до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • Принудительные работы на срок до пяти лет;
  • Лишение свободы сроком до 7 лет.

183 статья УК РФ применяется не только к сотрудникам банковских организаций, она может быть применена и в отношении иных лиц, которые имели доступ к информации, составляющей банковскую тайну, и нарушили её.

Ответственность предусмотрена и для лиц, которые незаконно собирают сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

www.papabankir.ru

Не храните тайны в банках

На саммите G-20 в Санкт-Петербурге одним из главных вопросов станет упразднение тайны банковских вкладов и финансовых операций. В России уже принят закон, по которому в следующем году банки обяжут передавать Федеральной налоговой службе информацию о движении средств физлиц. Правда, сами банкиры просят отсрочить начало действия закона на год, поскольку к обмену таким объемом информации не готовы ни они, ни налоговики.

Этим летом Госдума утвердила закон «О противодействии незаконным финансовым операциям», который должен вступить в силу 1 июля 2014 года. Самое обсуждаемое положение документа касается открытия для налоговых служб доступа к информации о счетах физических лиц. С середины следующего года банки должны будут передавать в налоговую службу данные об открытии и закрытии всех счетов граждан. Также по запросу налоговики смогут получать выписки о движении средств, сведения о суммах вкладов. Правда, возможен столь подробный запрос только в том случае, если в отношении отдельно взятого гражданина осуществляется проверка. Напомним, сегодня налоговики получают информацию только по счетам и вкладам юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

Изменения коснутся и правоохранительных органов: в рамках расследования тяжких и особо тяжких преступлений органы оперативно-разыскной службы смогут запрашивать у банков информацию о счетах компаний и граждан. Для такого запроса понадобится санкция суда. Сейчас эта информация предоставляется только органам следствия при расследовании конкретного уголовного дела. Таким образом, полномочия и налоговиков, и правоохранительных органов расширяются.

«Еще в процессе рассмотрения законопроекта мы выступали против этой нормы, поскольку она расширяет пределы понятия «банковская тайна», фактически размывает его,— рассказывает ведущий специалист правового департамента Ассоциации российских банков Вероника Кинсбурская.— Несмотря на наличие в документе положения, что информация может быть запрошена только по решению суда, все это может впоследствии отпугнуть клиентов банков. Учитывая наши реалии (например, случаи коррупции), граждане могут начать бояться открывать новые вклады и вести счета».

Что касается банков, в целом они не против уточнения порядка запроса информации со стороны госорганов. Банкиры в связи с этим вспоминают поправки в закон «О банках и банковской деятельности», давшие органам внутренних дел право получать в кредитных организациях справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тогда банковское сообщество ожидало волну «пустых» запросов в свой адрес со ссылкой на необходимость выявления налоговых преступлений. Однако, к всеобщему удивлению, такой волны не последовало. «В целом список лиц, обладающих правом доступа к банковской тайне, периодически расширяется,— говорит начальник юридической службы КБ «Московское ипотечное агентство» Максим Князев.— Но ни одно из таких изменений, на мой взгляд, не создало для банковской системы России серьезных проблем, связанных с нежеланием клиентов продолжать работать в предлагаемом правовом поле. Поэтому изменения в части доступа к банковской тайне налоговых органов не будут особым образом отмечены со стороны клиентов кредитных организаций. Законопослушным гражданам, не имеющим долгов перед государством и не скрывающим свои доходы от налогов, бояться рассматриваемой законодательной инициативы не стоит».

Если изменение доступа к банковской тайне кредитные организации в общем встретили спокойно и с пониманием, то предполагаемое начало реализации новшеств (с 1 июля 2014 года) вызывает у них вопросы. Дело в том, что банки пока не успевают нужным образом доработать информационные технологии. Президент Национального платежного совета Андрей Емелин уже подготовил соответствующее письмо председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной, где банковское сообщество просит отложить начало применения закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» до 1 января 2015 года. По словам Емелина, кредитным организациям необходимо время на коррекцию существующих правил внутреннего контроля, разработку дополнительных локальных документов. Также необходимо привести автоматизированные системы контроля в согласие с новыми требованиями. «Банки, да и сами налоговые органы вскоре столкнутся с серьезной организационной проблемой,— продолжает тему Максим Князев.— Открытие счетов физических лиц — это потоковый продукт, основанный на публичных отношениях. Теоретически банки могут автоматизировать у себя эти процессы. Но вот что будет с самой ФНС, когда к ней попадет весь тот безумный поток информации об открытых физическими лицами счетах, пока не ясно».

Как бы то ни было, принятие закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» — событие в русле мировых тенденций. «Мы движемся по западному пути,— говорит генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» Елена Панфилова.— Так как мы остаемся членами «восьмерки» и «двадцатки», то раз за разом подписываем все новые международные документы. Если мы хотим хоть как-то навести порядок с выведением средств из незаконной налоговой оптимизации, нам придется жить по новым правилам. Если же мы из этой системы выпадем, то неизбежно понесем глобальные экономические потери».

Как отмечают эксперты, новый закон принят, чтобы прежде всего привести российское законодательства в соответствие с требованиями ФАТФ — межправительственной организации, созданной для борьбы с отмыванием денег. Если в России не будут появляться подобные законы, ее внесут в черный список стран, которые с отмыванием не борются. Что может повлечь серьезные санкции, вплоть до приостановки всех зарубежных финансовых операций.

Перемены на западном фронте

Во всем мире тайна банковских вкладов все в большей степени становится условной. Так, Швейцария уже предоставила США полную информацию по нескольким тысячам американских вкладчиках в банках страны. Впервые система, защищавшая тайну банковских сбережений, пошатнулась в 2009 году, когда швейцарский банк UBS раскрыл американским властям данные по 4500 клиентам—гражданам США. После чего ему пришлось выплатить $780 млн штрафа, а подозрительные вкладчики были вынуждены забрать из него деньги. Немного позднее, в 2011 году, банк Credit Suisse также согласился предоставить США информацию о своих клиентах, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. В 2012 году брешь в банковской тайне страны пробил документ под неофициальным названием «закон Дювалье», который позволил замораживать активы членов правительств иностранных государств.

Наконец, летом 2013 года правительство Швейцарии официально разрешило нескольким банкам сотрудничать с американскими властями. Согласно новой схеме раскрытия банковской тайны, властям США будут предоставляться детали счетов американских вкладчиков. Речь идет прежде всего о клиентах, уклоняющихся от уплаты налогов. Вслед за США желание получать аналогичную информацию о своих гражданах изъявили Великобритания, Франция и Германия.

Евросоюз в целом движется в том же направлении. Так, Европейская комиссия готовит глобальный документ, который позволит создать единую базу данных компаний и частных вкладчиков, что даст возможность государственным чиновникам следить в том числе за деятельностью инвестиционных фондов. На данный момент активно поддерживают отказ от соблюдения банковской тайны власти Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании. Постепенно меняют свою позицию Австрия и Люксембург, которые раньше блокировали введение новых правил. Власти Люксембурга, например, со следующего года намерены предоставлять информацию о счетах иностранных компаний, а не только частных лиц. Вместе с тем строгую банковскую тайну все еще сохраняют Гибралтар, Монако, Андорра и Лихтенштейн.

В отличие от Европы, где идут серьезные дебаты о банковской тайне, в США эти вопросы давно решены. Формально закон о тайне вкладов, существует там с 1970 года, однако информацию он практически не защищает. Банки обязаны предоставлять властям данные, которые могут быть необходимы в рамках расследования уголовных дел и при решении вопросов, связанных с налогами. Кроме того, данные о подозрительных денежных переводах сразу же поступают в центральный электронный архив, к которому имеют доступ ЦРУ, ФБР, налоговое ведомство, Агентство по борьбе с наркотиками. Клиентам банков о передаче в соответствующие службы такой информации при этом не сообщается.

Таким образом, сегодня Россия делает решительные шаги на пути к отказу от банковской тайны, что соответствует мировой практике.

«Законопослушным клиентам, которые не попадают под меры специального регулирования, новый закон не принесет никаких дополнительных трудностей. Документ вводится для повышения прозрачности и чтобы раскрывать движение незаконных активов. Беда наша заключается лишь в том, что в силу коррупционных тенденций даже такие правильные решения могут оказаться болезненными для обычных людей»,— говорит Елена Панфилова.

Осложняется ситуация техническими проблемами, которые не позволяют банкам качественно и вовремя перестроиться согласно принятым Думой положениям. Если сроки вступления в силу закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» не будут отодвинуты на 2015 год, банки ожидает череда сбоев в работе. С другой стороны, Россия в случае отсрочки может не вписаться в имидж страны, которая отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом. Какое из зол меньшее, будет решать Центробанк.

www.kommersant.ru

Что такое «банковская тайна»?

Банковская тайна — это запрет на предоставление третьим лицам конфиденциальной информации о счетах, вкладах и операциях клиентов кредитных организаций, а также запрет на разглашение информации о самих клиентах и их близких.

Насколько опасно, например, для предпринимателя, если конкурент или кто-то ещё узнает его финансовое положение, получит доступ к счетам! Если у предпринимателя есть деньги — могут завышать стоимость услуг, могут «просить» в долг и потом не отдавать, могут навязывать «охрану», могут просто снять эти средства, да много ли чего могут. Нет денег – могут отказать в поставках товаров, устранить как конкурента, и т.д. А сколько встречается случаев, когда ради завладения деньгами и бизнесом, человека просто устраняют физически!

Вот поэтому в Части 2 в Статье 857 (Банковская тайна) Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ прописано следующее:

  1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счёту и сведений о клиенте.
  2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
  3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причинённых убытков.

И даже считая банк надёжным, никогда не надо представлять излишнюю информацию, никогда не стоит чересчур расслабляться – с банком надо работать в пределах установленных норм и правил. А если банк нарушил ваши права – требовать возмещения понесённых убытков.

Кому, в каких случаях, и какую информацию о клиенте банки имеют право представлять, более подробно изложено в статье 26 (Банковская тайна) Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. Так, закон гласит: Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. И т.д.

За последние годы список различных государственных и коммерческих структур, получающих доступ к информации, являющейся банковской тайной, стал расширяться. Так, например, практически все кредитные истории заёмщиков в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях» банки передают в Бюро кредитных историй (БКИ), которые являются коммерческими организациями. Таких Бюро на начало 2012 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 31. Правда и в этом законе прописано правило сохранения информации: Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена только субъекту кредитной истории, а также в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, — в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, кроме информации, указанной в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) и Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».(Гл.6 п. 13 от 30. 12.2004 № 218-ФЗ).

Пользователи кредитных историй и иные лица, получившие в соответствии с настоящим Федеральным законом доступ к информации, входящей в состав кредитной истории, обязаны не разглашать третьим лицам указанную информацию. За разглашение или незаконное использование данной информации указанные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.(Гл.6 п. 14 от 30. 12.2004 № 218-ФЗ)
А государственным органам различного уровня и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только в определённых случаях и в порядке, который также прописан в Законе «О банках и банковской деятельности».

Комментарии 1 Коментирование отключено

Последние новости на сегодня

13.07.18
Задолженность по кредитной карте: как предупредить, погасить, реструктуризировать

bankirsha.com

Это интересно:

  • Воры в законе скиф Московский вор в законе Скиф: биография Почему был убит вор в законе Скиф? Какова его биография? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. В действительности Скиф – это кличка Андрея Владимировича Голубева, который появился на свет в 1969 году, 25 октября, в […]
  • Статья ук провокация Провокация преступления Смысловым содержанием провокации признается подстрекательство кого-либо к заведомо вредным для него действиям (См.: Словарь иностранных слов. М., 1990. С. 410.). По определению Н.С. Таганцева, провокатор "тот, кто возбуждал к преступлению с целью […]
  • Что такое страхование титула покупателя права собственности на квартиру Страхование титула. Защита права собственности покупателя от правопритязаний третьих лиц, возникших до и сохранившихся после приобретения недвижимости Покупатель недвижимости должен знать: как бы тщательно риэлтор, нотариус или регистратор ни проверяли юридическую чистоту […]
  • Форма собственности пенсионного фонда ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ СПРАВКА о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного […]
  • Настольный теннис пособие Настольный теннис пособие Теория и методика настольного тенниса Теория и методика настольного тенниса Эта книга — первый отечественный учебник, в котором обобщены и систематизированы современные научные исследования и передовой опыт ведущих специалистов по настольному […]
  • Гороскоп для юристов гороскоп для юриста Гороскоп для юриста гороскоп для юриста детский гороскоп до 15 марта 2011 год гороскоп на 2010 год козерог гороскоп по мусулманский астрологический прогноз от александра зараева гороскоп на месяц лев дни благоприятные для зачатия гороскоп любовный […]
  • Налоги на прибыль швеции Налоги в Швеции Подоходный налог юридических лиц Страховые взносы работодателя Ставка страховых взносов в 2015 году: 0% от валовой заработной платы работников, родившихся в 1937 году и ранее; 10,21% – для родившихся с 1938 по 1949 год; 25,46% – для родившихся в 1990 году […]
  • Как посчитать специальный стаж Как посчитать специальный стаж 2.2 Специальный стаж / Трудовой стаж Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных […]