Право налог налоговая система

| | 0 Comment

Право налог налоговая система

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.

258 Глава V Финансовое право

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления (см рис. 5.4).

Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что правом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Другими словами, законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.

Таким образом, введение налога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качестве элемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания и установление уровня бюджета, куда направляются суммы налога.

Однако введение налогов не означает обязательное взимание их на определенной территории. Орган представительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает введенный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действительности, необходимо его установить, т. е. определить все основные элементы закона о налоге

Правом устанавливать налоги своего уровня обладают также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Российская Федерация может устанавливать лишь некоторые элементы данных налогов, такие, как предельная ставка налогов, особенности порядка уплаты налога и др. Однако иногда федеральные органы власти берут на себя функцию установления региональных и местных налогов (например, в отношении налога на имущество физических лиц, земельного налога, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

§ 6 Налоговая система Российской Федерации 259

www.kursach.com

Налоги и налоговая система

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
  • Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
    • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
    • Критерии качества налоговой системы:

      • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
      • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
      • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
      • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
      • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
      • Основные тенденции развития налоговой системы:

        • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
        • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
        • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
        • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
        • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
        • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
        • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
        • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
        • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
        • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
        • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
        • Критерии оценки налоговых систем

          Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

          Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

          Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

          Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

          Критерии оценки налоговых систем:

          1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

        • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
        • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).
        • 2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

          Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

          3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

          Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

          4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

          Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

          5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

          Принципы налогообложения в РФ

          Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

          Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

          Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

          В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

        • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
        • упрощенная система налогообложения;
        • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
        • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
        • Налоговый федерализм

          Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

          Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

          Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

          В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

          • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
          • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
          • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
          • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.
          • www.grandars.ru

            Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

            Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.

            Понятие налоговой системы России

            Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

            Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

            Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

            Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

            Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .

            В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

            Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

          • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
          • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
          • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
          • ответственность за нарушение налогового законодательства;
          • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
          • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).
          • Основные виды налогов в России

            Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

            Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

            Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

            федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

            То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

            Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

            региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

            При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

            К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

            местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

            Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

            Структура налоговой системы РФ

            Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

            Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

            Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

            Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):

            • налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
            • налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
            • налог на прибыль организаций;
            • акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
            • водный налог;
            • налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
            • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
            • государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

            Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):

          • налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
          • транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
          • налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).
          • Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):

          • налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
          • земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
          • торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).
          • Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

            Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.

            Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):

          • упрощенная система налогообложения (УСН);
          • единый сельскохозяйственный налог;
          • единый налог на вмененный доход;
          • патентная система налогообложения;
          • На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.

            © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

            galyautdinov.ru

            Нормативное определение налога содержится и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8):

            «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц» в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

            2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав выдачу разрешений (лицензий)».

            Налоговые отношения структурно входят в систему финансов отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки присущие именно налогам. Такими признаками, помимо обязательности (принудительности) налогов, являются их безвозмездна и безэквивалентностъ.

            Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

            Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

            Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

            Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

            Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах, что обуславливает контрольную функцию налогов. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

            Таким образом, обе функции налогов, фискальная и контрольная, в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

            Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

            Виды налогов. Налоговые системы обычно содержат большое количество налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит 28 различных налогов и сборов.

            Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина;

            таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородом, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

            Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

            Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение; местные лицензионные сборы.

            Элементы налогов. Объединяющим началом всех взимаемых логов и сборов являются элементы налогов. В мировой практике налогообложения используются общие понятия главных элементов налогов, к основным из которых относятся:

            объект налогообложения — экономическое основание, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, сделки по купле — продаже, экспортно-импортные операции, имущество физических и юридических лиц и иные основания);

            налоговая база — стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (прибыль от экономической деятельности; доходы физических и юридических лиц; выручка от реализации продукции, работ, услуг; стоимость имущества и т. д.);

            налогооблагаемая база — часть налоговой базы, остающаяся после осуществления всех установленных законодательством вычетов из налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка;

            налоговый период — календарный или иной период времени (месяц или квартал), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма;

            налоговая ставка — величина налога на единицу измерения налоговой базы (единица измерения — мера измерения объекта обложения: рубль, тонна, кубометр, гектар и др.);

            порядок исчисления налога — законодательно установленный промесс исчисления налоговой базы, применения налоговых вычетов и льгот, скидок с налоговых ставок и. т.д;

            порядок и сроки уплаты налога — законодательно установленная дифференциация сроков уплаты налогом отдельными категориями налогоплательщиков, например, в зависимости от объектов налоговой базы, места производства и реализации продукции и других факторов.

            Налоговая классификация. Приведенный выше перечень налогов дает четкое представление о количестве и конкретных видах налогов и сборов, а также об их распределении между уровнями бюджетной системы. На практике для характеристики налоговой системы и ее структурных показателей применяется налоговая классификация, основные принципы которой устанавливаются в зависимости от:

            объекта налогообложения — прямые и косвенные;

            уровня взимания (звена бюджетной системы) — федеральные, региональные и местные;

            субъекта уплаты — с физических и юридических лиц;

            целевого назначения — общие (без функциональной привязки к расходам бюджета) и целевые;

            источника уплаты — с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж);

            способа изъятия — у источника и с налоговой декларации.

            Данная классификация является основной, наиболее часто используемой для оценки налоговой системы, но она не исчерпывающая. При необходимости (в аналитических и других целях) каждая итоговая группа может быть детализирована по тем или иным признакам. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на функции зависит от принципов, на которых она построена.

            Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

            принцип справедливости (равенства) налогообложения;

            определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

            удобство сроков и способов уплаты;

            экономичность (эффективность) налогов, т. е. расходы по обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того иного налога.

            Похожие вопросы

            • Финансы — НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговойсистемы.
              В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог н. НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговойсистемы. Нормативное определение налога содержится и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8)
            • Финансовое право — НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговой.
              В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог н. НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговойсистемы. Нормативное определение налога содержится и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8)
            • Страхование — НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговой.
              В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог н. НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговойсистемы. Нормативное определение налога содержится и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8)
            • Страховое право — НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговой.
              В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог н. НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговойсистемы. Нормативное определение налога содержится и в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 8)
            • Налоговое право — Принципыналогообложения в РФ
              Принципыналогообложения в РФ. Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.
              Организационные принципы: 1) принцип единства налоговойсистемы
            • Финансы — НалоговаясистемаРФ.
              НалоговаясистемаРФ. Вся совокупность налогов всех уровней называется налоговойсистемой (НС) Все налоги классифицируются по нескольким признакам: 1. по уровню законодательного установления 2. по способу взимания (прямые и косвенные) НС в РФ в том.
            • . сектора — Основные принципы построения налоговойсистемы
              Налоговаясистема в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т.к. существуют пр. Основные принципы построения налоговойсистемы. Налоги включают все виды доходов.
            • Управление финансами — Налоговаясистема Российской Федерации
              Принципыналоговойсистемы
              С 1 июля 2003 г. указом президента РФ № 306 от 11 марта 2003 г она была упразднена, а ее функции и полномочия переданы министерству внутренних дел России.
            • Налоговое право — Понятие «налоговаясистемаРФ». Соотношение.
              Соотношение понятий «налоговаясистема» и «системаналогов». Системаналогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов.
            • Страховое право — Понятие налогов и сборов (ст.8 НК РФ). А) Федеральные.
              НалоговаясистемаРоссии: а) принципналоговойсистемы.
              Порядок исчисления и уплаты налога определен Налог. Понятие налогов и сборов (ст.8 НК РФ). А) Федеральные налоги и сборы (2,3 вида).
            • найдено похожих страниц:10

              cribs.me

              Это интересно:

              • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
              • Федеральный закон о семеноводстве Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.97 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О СЕМЕНОВОДСТВЕ" В данном виде документ опубликован не был Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ […]
              • Приказ о подготовке бюджета образец Формирование годового бюджета компании На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье: Каким компаниям вредно тратить время на бюджетирование Как сформировать целевые показатели деятельности подразделений Какой формат предоставления информации является самым […]
              • Увольнение по соответствующим основаниям Увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение […]
              • Адвокат о профессии плюсы и минусы Профессия адвокат Выбирая будущую профессию, не все следуют призванию. Многие ищут себя там, где в будущем можно попытаться получить хороший доход. Сегодня на пике популярности профессия юрист. Он же впоследствии может стать адвокатом. Но для этого нужно пройти особую […]
              • Бланк заявления стандартного налогового вычета Заявление на стандартный налоговый вычет на работника О стандартных вычетах по НДФЛ знает практически каждый работающий россиянин. Они позволяют налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход, с которого исчисляется и уплачивается налог. Физлицо может получить вычет […]
              • Налоги учебное пособие под ред дГ черника Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Оглавление Раздел I. Налоговая система РФ: эволюция, основные принципы построения 3 Глава 1. Налоги в системе экономических отношений 4 1.1. Генезис налогообложения и налоговых теорий 4 1.2. Экономическая сущность и […]
              • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]