Закон постоянства состава урок

| | 0 Comment

Закон постоянства
состава вещества

Всякое вещество – от самого простого
до самого сложного – имеет три различные,
но взаимосвязанные стороны:
свойство, состав, строение.

Б.М.Кедров

Цели.
Дидактическая – рассмотреть понятия «химический элемент», «сложное вещество», а также состав сложных веществ, его постоянство, что обозначает химическая формула вещества, назначение коэффициентов и индексов.
Психологическая – вызвать интерес к предмету, выработать умения логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Воспитательная – развивать умения работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

Оборудование. Кристаллическая решетка сульфида железа(II), модели молекул воды, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания, таблички-анаграммы для химической разминки, шкала для определения эмоционального состояния ученика.

ХОД УРОКА

Ориентировочно-мотивационный этап

В начале и в конце урока проводится психологическая разминка [1]. Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика на внутренней стороне обложки тетради приклеена табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис. 1). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Рис. 1.
Определи свое эмоциональное состояние

УЧИТЕЛЬ. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клетку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить неинтересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

Статья опубликована при поддержке мобильного онлайн переводчика «m-translate.ru». Удобный и быстрый онлайн перевод с десятка языков, тысячи направлений перевода. Не требует установки, перевод слов, предложений и текстов, бесплатно. Чтобы начать пользоваться сервисом онлайн перевода перейдите на сайт: http://www.m-translate.ru/.

Химическая разминка [2].
УЧЕНИК. Вася и Петя любят составлять и разгадывать слова-анаграммы (обычно фантастические), в которых порядок букв переставлен. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм.
Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня,
сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут,
цинвес – у этого элемента действительно большой удельный вес,
мникрей – этот элемент ищите среди камней,
орребес – блестит, а не золото.

УЧИТЕЛЬ. Если вы легко справились с этим заданием, скажите себе: «Я – умница».
Проверка домашнего задания по теме «Химические знаки». Повторить знаки химических элементов и значения их относительных атомных масс. Обратить внимание на различие массы атома (в атомных единицах массы) и относительной атомной массы (безразмерной величины) на их общий признак – одинаковое численное значение. Затем провести фронтальную самостоятельную работу по индивидуальным карточкам в течение 5–10 мин.
Карточка 1. Назовите элементы по их химическим знакам: N, S, Ag, Al, O, I.
Карточка 2. Напишите химические знаки элементов: железо, водород, натрий, бром, цинк, хлор.

Операционно-исполнительный этап

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы познакомимся с одним из основных законов химии – это закон постоянства состава вещества. Мне хочется, чтобы вы за строгой формулировкой закона увидели живого, трудолюбивого и любознательного человека из Франции – Жозефа Луи Пруста. Он в течение семи лет исследовал множество веществ, чтобы доказать утверждение, которое в современной формулировке умещается в три строчки. Об этом очень красиво сказал в своих стихах его земляк, малоизвестный у нас французский поэт Арман Сюлли-Прюдом, лауреат Нобелевской премии, современник Д.И.Менделеева.
УЧЕНИЦА
«Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Он многое из них уже установил,
Следя за их игрой, участник их раздоров,
И скоро он велит, властитель этих споров,
Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный ученый,
Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Веди ж меня в загадочное царство!
Я верю: только в нем отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей».

Рис. 2.
Кристаллическая решетка
сульфида железа(II)

УЧИТЕЛЬ. Чтобы получить сульфид железа(II), мы смешивали железо и серу в соотношении 7:4. Если смешать их в другой пропорции, например 10:4, то химическая реакция произойдет, но 3 г железа в реакцию не вступит. Почему наблюдается такая закономерность? Известно, что в сульфиде железа(II) на каждый один атом железа приходится один атом серы (демонстрация кристаллической решетки, рис. 2). Следовательно, для реакции нужно брать вещества в таких массовых соотношениях, чтобы сохранялось соотношение атомов железа и серы (1:1). Поскольку численные значения атомных масс Fe, S и их относительных атомных масс Ar(Fe), Ar(S) совпадают, можно записать: Ar(Fe):Ar(S) = 56:32 = 7:4.
Отношение 7:4 сохраняется постоянно, в каких бы единицах массы ни выражать массу веществ
(г, кг, т, а.е.м.). Большинство химических веществ обладает постоянным составом.

Закон постоянства состава веществ был открыт французским ученым Прустом в 1808 г. Вот как этот закон звучал в его изложении: «От одного полюса Земли до другого соединения имеют одинаковый состав и одинаковые свойства. Никакой разницы нет между оксидом железа из Южного полушария и Северного. Малахит из Сибири имеет тот же состав, как и малахит из Испании. Во всем мире есть лишь одна киноварь».
Современная формулировка закона: каждое химически чистое вещество с молекулярным строением независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный качественный и количественный состав.

Учащиеся записывают определение в тетрадь. Затем они выполняют самостоятельную работу. Текст заданий заранее написан на доске. Двое учащихся решают задачи на обратной стороне доски, остальные решают в тетрадях. После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка. Учитель может выборочно проверить некоторые тетради.
Вариант 1. Для получения сульфида железа(II) взяли 3,5 г железа и 4 г серы. Какое вещество останется неизрасходованным и какова его масса?
Вариант 2. Чтобы получить сульфид железа(II), взяли 15 г железа и 8 г серы. Какое вещество взято в избытке и какова масса этого избытка?

УЧИТЕЛЬ. А сейчас послушайте выступление о знаменитом споре между французскими учеными Ж.Л.Прустом и К.Л.Бертолле, который длился около 10 лет на страницах французских журналов в начале XIX в.
УЧЕНИК. Да, спор двух французских химиков длился с 1799 по 1809 г., а затем был продолжен химиками Англии, Швеции, Италии, России и других стран. Этот спор можно с полным правом назвать первой научной дискуссией такого масштаба и по времени возникновения, и по стратегической важности обсуждаемых проблем. Эта дискуссия определила пути развития химии на столетия вперед.
В 1799 г. профессор Королевской лаборатории в Мадриде, француз по происхождению, Жозеф Луи Пруст опубликовал статью «Исследования меди». В статье подробно освещены анализы соединений меди и сделан вполне обоснованный вывод, что химически индивидуальное соединение всегда, независимо от способа его образования, обладает постоянным составом. К такому же выводу Пруст пришел и позже, в 1800–1806 гг., исследуя химические соединения свинца, кобальта и других металлов.
В 1800–1803 гг. английский химик Джон Дальтон обосновал этот закон теоретически, установив атомное строение молекул и наличие определенных атомных масс элементов. Чисто теоретически Дальтон пришел к открытию еще одного основного закона химии – закона кратных отношений, находящегося в единстве с законом постоянства состава.
В то же самое время профессор Нормальной школы в Париже Клод Луи Бертолле, уже знаменитый химик, опубликовал ряд статей, в которых отстаивал вывод о том, что состав химических соединений зависит от способа их получения и часто бывает не постоянным, а переменным. Бертолле выступил против законов Пруста и Дальтона, аргументируя это все новыми и новыми опытами по получению сплавов, твердых оксидов металлов. Он воспользовался и данными самого Пруста, указав на то, что в природных сульфидах и оксидах металлов содержится избыток серы и кислорода по сравнению с полученными в лаборатории.
Развитие химии показало, что обе стороны были правы. Точка зрения Пруста и Дальтона для химии 1800-х гг. была понятна, конкретна и почти очевидна. Пруст и Дальтон заложили основы атомно-
молекулярного учения о составе и строении химических соединений. Это была магистральная линия развития химии. Точка зрения Бертолле была практически неприемлема для тогдашней химии, т. к. она отражала химизм процессов, изучение которых началось в основном лишь
с 1880-х гг. И только будущее показало, что и Бертолле был прав!
По предложению академика Н.С.Курнакова вещества постоянного состава были названы дальтонидами (в честь английского химика и физика Дальтона), а вещества переменного состава – бертоллидами (в память о французском химике Бертолле). (Более подробно об этом можно прочитать в работах [3, 4].)

УЧИТЕЛЬ. Подведем итоги сообщения. Во-первых, известны вещества немолекулярного строения с переменным составом. Во-вторых, закон постоянства состава веществ справедлив для веществ молекулярного строения. В-третьих, существует категория веществ молекулярного строения, для которых закон постоянства состава неверен. Это полимеры, с ними мы познакомимся на уроках химии позднее.
Что же подразумевается под количественным и качественным составами веществ? На основе закона Пруста можно записать химические формулы веществ при помощи химических знаков.
Рассмотрим в качестве примера состав молекулы воды. Она состоит из атомов водорода и кислорода (качественный состав), причем по массе в воде содержится водорода – 11,19%, а кислорода – 88,81% (количественный состав). Есть несколько способов выражения состава воды.
1-й способ. В состав молекулы воды входят два атома водорода и один атом кислорода (используем слова).
2-й способ. Эту же мысль можно выразить рисунком (используем условные обозначения):
3-й способ. Формула воды –
Н2О (используем химические знаки и индексы).
Индекс показывает количество атомов данного элемента в молекуле.
Итак, состав дальтонидов выражается простыми формулами с целочисленными стехиометрическими индексами, например
Н2О, НСl, СН4. Состав бертоллидов непостоянен, у них дробные стехиометрические индексы. Так, оксид титана(II) ТiO в действительности имеет состав от ТiO0,7 до ТiO1,3.
Ответьте мне на вопрос: что показывает коэффициент? (Ответ учащихся: число молекул данного вещества.)
Рассмотрим пример: 3Н2О. Какое количество молекул воды отображает эта запись? Сколько атомов водорода в одной молекуле воды, в трех молекулах воды? Сколько атомов кислорода в одной молекуле воды, в трех молекулах воды? (Демонстрация моделей молекул воды.) Читаем формулу: «три-аш-два-о».
Демонстрация увеличенного рисунка 15 на с. 24 учебника «Химия-8» [5], представляющего запись: 3CuCl2, 5Al2O3, 3FeCl2.
УЧИТЕЛЬ. Как прочитать формулы указанных веществ? Сколько молекул данного вещества отображает химическая формула? Сколько атомов каждого элемента входит в одну молекулу данного вещества? Сколько атомов каждого элемента в трех (пяти) молекулах данного вещества?
Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Ученики записывают определение в тетрадь.

Рефлексивно-оценочный этап

Беседа с учащимися по вопросам.
1. Кем и когда был открыт закон постоянства состава веществ?
2. Дайте определение этого закона.
3. В чем состояла суть спора между химиками Прустом, Дальтоном и Бертолле?
4. Что отображает химическая формула вещества?
5. Что показывают коэффициент и индексы в химической формуле?
6. Есть ли разница в составе веществ, имеющих формулы: СО и СО2, Н2О и Н2О2?
7. Используя химические знаки, индексы и коэффициенты, запишите обозначения
двух молекул воды,
трех молекул оксида азота (если известно, что в молекуле оксида азота на один атом азота приходится два атома кислорода),
трех молекул сероводорода (в его молекуле на два атома водорода приходится один атом серы),
четырех молекул оксида фосфора (в каждой молекуле этого оксида на два атома фосфора приходится пять атомов кислорода).
Ученики делают записи в тетради, один ученик – на обратной стороне доски. Проверка: обмен тетрадями с соседом по парте, сверка по ответу на доске, анализ ошибок.
Задание на дом. Учебник «Химия-8» [5], § 9, с. 22–23; § 10, с. 24–25. Двум учащимся дается задание подготовить небольшие сообщения по биографии Пруста.
Итоги урока. Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис. 1). Учитель еще раз напоминает вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловейчик С.Л. Час ученичества. М.: Педагогика, 1986.
2. Леенсон И.А. Химические элементы и химические законы. Рабочая тетрадь. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.
3. Кузнецов В.И., Рахимбекова X. Дискуссии в развитии науки и диалоговая форма обучения. Химия в школе, 1991, № 6.
4. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах химии. М.: Наука, 1967.
5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8. М.: Просвещение, 1991.

him.1september.ru

Урок «Закон постоянства состава вещества»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС

Тема: Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

Цель: сформулировать закон постоянства состава вещества; сформировать знания о химической формуле, показывающей качественный и количественный состав вещества.

углубить понятия «химический элемент», «сложное вещество».

развивать умения по вычислению относительной молекулярной массы веществ.

воспитывать интерес к предмету.

Метод и методич. приемы

Оборудование: карточки, презентация

Психологический настрой. Объявление темы и цели урока.

Минутка повторения «Игра со знаками».

У доски 2 учащихся с заданиями.

Дать определение понятию «химический элемент».

Одинаковы ли понятия «химический элемент» и «атом»?

Сколько химических элементов известно в природе7 сколько получено искусственно?

откуда произошло название химических элементов?

Что называется коэффициентом?

Что показывает относительная атомная масса?

Используя свои знания в области химических элементов, дайте ответы на предложенные загадки. Правильно записанные символы элементов, помогут вам составить искомое слово и прочитать его по – русски.

Запишем в строчку аш, о, це

Что у тебя есть на лице? (НОС)

А це, о, аш запишешь ты-

Наступит царство темноты. (СОН)

Це, о и калий на часок

Зашли в кафе и пили. (СОК)

Фосфор, кислород и бор

Вели серьезный разговор

Всем элементам нужен кров

Был под фундамент вырыт (РОВ)

Молибден и углерод

С ними калий, барий

Целый день напролет

Латинский мы незнаем

По русски прочитаем. (МоСКВа)

Кислород в гости кальция позвал

Сервиз кофейный он достал

Осенний вечер чудеса

Его ужалила … (ОСа)

Бор, кислород и фосфор,

Работать им непросто:

Бор адвокат, о – прокурор

Судьей осужден будет …(ВОР).

Задание в устной форме назвать относительную атомную массу кислорода, бора, натрия, лития.

Интерактивная игра на знание знаков.

Работа в группах. Оформление постеров, защита.

1гр Закон постоянства состава вещества.

2гр Химические формулы.

3гр Относительная молекулярная масса.

1гр Вспомним, чем отличаются смеси от химических соединений? (по составу и свойствам)

Смесь железа и серы отличается от сульфида железа по составу и свойствам.

Чтобы получить сульфид железа, нужно смешать в отношении 7:4. Если порошки смешать в других массовых отношениях, то химическая реакция пройдет, но вещество, взятое в избытке не прореагирует.

В определенных массовых отношениях реагируют и другие вещества. Значит постоянным составом обладает большинство химических соединений.

Закон постоянства состава вещества был открыт фр.уч. Ж.Прустом.

Каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения, имеет один и тот же постоянный состав .

(В настоящее время известны соединения и с переменным составом.)

2гр Если состав сложных веществ постоянен, как с помощью химических знаков можно выразить состав веществ?

В воде химические элементы Н и Щ связаны в массовых отношениях 1:8.

1 мас.ч. (Н) —- 8 мас.ч. (О)

Х= = 2 Следовательно молекула воды Н2О

Цифра 2, стоящая справа внизу у знака водорода называется индекс.

Индекс в химических формулах показывает количество атомов.

Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

3 CuCl 2 –три купрум – хлор -два

5 Al 2 O 3 – пять алюминий-два -О-три

3 F е Cl 3 – три феррум—хлор-три

Вы должны уметь характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

www.metod-kopilka.ru

Закон постоянства состава урок

Владельцы сайта

  • Галина Пчёлкина

Обратная связь

Урок №9. Закон постоянства состава веществ

К основным законам химии относится закон постоянства состава:

Всякое чистое вещество независимо от способа его получения всегда имеет постоянный качественный и количественный состав.

Атомно-молекулярное учение позволяет объяснить закон постоянства состава. Поскольку атомы имеют постоянную массу, то и массовый состав вещества в целом постоянен.

Закон постоянства состава впервые сформулировал французский ученый-химик Ж.Пруст в 1808 г

Он писал: «От одного полюса Земли до другого соединения имеют одинаковый состав и одинаковые свойства. Никакой разницы нет между оксидом железа из Южного полушария и Северного. Малахит из Сибири имеет тот же состав, как и малахит из Испании. Во всем мире есть лишь одна киноварь».

В этой формулировке закона, как и в приведенной выше, подчеркивается постоянство состава соединения независимо от способа получения и места нахождения.

Чтобы получить сульфид железа(II), мы смешивали железо и серу в соотношении 7:4. Посмотрите видео-эксперимент. Если смешать их в другой пропорции, например 10:4, то химическая реакция произойдет, но 3 г железа в реакцию не вступит. Почему наблюдается такая закономерность? Известно, что в сульфиде железа(II) на каждый один атом железа приходится один атом серы (демонстрация кристаллической решетки, рис.). Следовательно, для реакции нужно брать вещества в таких массовых соотношениях, чтобы сохранялось соотношение атомов железа и серы (1:1). Поскольку численные значения атомных масс Fe, S и их относительных атомных масс Ar(Fe), Ar(S) совпадают, можно записать:Ar(Fe):Ar(S) = 56:32 = 7:4.
Отношение 7:4 сохраняется постоянно, в каких бы единицах массы ни выражать массу веществ (г, кг, т, а.е.м.). Большинство химических веществ обладает постоянным составом.

Рис. Кристаллическая решетка сульфида железа(II)

Развитие химии показало, что наряду с соединениями постоянного состава существуют соединения переменного состава. По предложению Н.С. Курнакова первые названы дальтонидами (в память английского химика и физика Дальтона), вторые — бертоллидами (в память французского химика Бертолле, предвидевшего такие соединения). Состав дальтонидов выражается простыми формулами с целочисленными стехиометрическими индексами, например Н2О, НCl, ССl4, СO2. Состав бертоллидов изменяется и не отвечает стехиометрическим отношениям.

В связи с наличием соединений переменного состава в современную формулировку закона постоянства состава следует внести уточнение.

Cостав соединений молекулярной структуры, т.е. состоящих из молекул, — является постоянным независимо от способа получения. Состав же соединений с немолекулярной структурой (с атомной, ионной и металлической решеткой) не является постоянным и зависит от условий получения.

II. На основе закона постоянства состава можно производить различные расчёты.

Задача №1
В каких массовых отношениях соединяются химические элементы в серной кислоте, химическая формула которой H2SO4?

Решение:
Используя ПСХЭ найдём относительные атомные массы химических элементов:
Ar(H)=1, Ar(S)=32, Ar(O)=16.
Определим массовые отношения этих элементов в формуле H 2 SO 4
m(H) : m(S) : m(O) = 2Ar(H) : Ar(S) : 4Ar(O) = 2 : 32 : 64 = 1 : 16 : 32

Таким образом, чтобы получить 49 г серной кислоты (1+16+32=49), необходимо взять 1 г — Н, 16 г — S и 32 г — О.

Задача №2
Водород соединяется с серой в массовых отношениях 1 : 16. Используя данные об относительных атомных массах этих элементов, выведите химическую формулу сероводорода.

Решение:
Используя ПСХЭ найдём относительные атомные массы химических элементов:
Ar(H)=1, Ar(S)=32.
Обозначим количество атомов водорода в формуле — х, а серы — у: Н х S у
m(H) : m(S) = хAr(H) : уAr(S)= х1 : у32 = (2*1) : (1*32) = 2 : 32 = 1 : 16
Следовательно, формула сероводорода Н 2 S

Задача №3
Выведите формулу сульфата меди, если массовые отношения в нём меди, серы и кислорода соответственно равны 2:1:2?

Решение:
Используя ПСХЭ найдём относительные атомные массы химических элементов:
Ar(Cu)=64, Ar(S)=32, Ar(O)=16.
Обозначим количество атомов меди в формуле — х, серы — у, а кислорода — z: Cu x S y O z
m(Cu) : m(S) : m(O) = хAr(Cu) : уAr(S) : zAr(O) = x64 : y32 : z16 = (1*64) : (1*32) : (4*16) = 64:32:64 = 2:1:2

№1. Применяя сведения об относительных атомных массах химических элементов, вычислите массовые отношения элементов в угольной кислоте, химическая формула которой H2CO3.

№2. Определите массу кислорода, реагирующего без остатка с 3 г водорода, если водород и кислород в данном случае соединяются соответственно в соотношении 1 : 8?

№3. Углерод и кислород в углекислом газе соединяются в массовых отношениях 3 : 8.
Выведите химическую формулу углекислого газа

№4. Определите массу водорода, реагирующего без остатка с 48 г кислорода, если водород и кислород в данном случае соединяются в соотношеннии 1:8.

sites.google.com

Разработка урока. «Химическая формула. Валентность химических элементов. Закон постоянства состава веществ.»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Поурочные планы Сычевой Л.Н.

Класс: 8 Дата: _____________________

Тема урока: Химическая формула. Валентность химических элементов.

Закон постоянства состава веществ.

Цель урока: формирование знаний о химической формуле, отражающей качественный и количественный состав вещества.

Образовательная: сформировать понятия «химическая формула», «валентность», «массовая доля элемента»; познакомить с исследованиями Жана Луи Пруста, формулировкой, открытого им, закона; подвести учащихся к пониманию того, что на основе знаний о валентности можно самостоятельно составлять формулы веществ.

Развивающая: развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; компактно и логически последовательно излагать свои мысли при выполнении заданий и решении задач.

Воспитательная: обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу при работе в классе, группе.

Форма урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, спиртовка, спички, прибор для получения газов, малахит, уголек или лучина, карбонат натрия (или кальция), кислота, известковая вода.

Проверка домашнего задания. (Урок начинается с проверки письменного домашнего задания, вызвавшего затруднения у учащихся)

II . Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний:

Какую информацию о химических элементах вы можете получить из таблицы Д.И. Менделеева?

Какова относительная масса химического элемента, символ которого произносится как «эн»?

Каковы название, атомный номер и относительная атомная масса элемента, образующего самый красивый металл

Используя таблицу Д.И. Менделеева, определите, какой из элементов – водород, сера, медь – имеет наибольшую относительную атомную массу.

Предлагаю учащимся обратить внимание на демонстрационный стол.

На столе стоят образцы веществ (перечисляю каких).

Можно ли, используя химический язык, их обозначить?

Что для этого мы должны знать?

— Качественный и количественный состав вещества. Например, поваренная соль – NaCl. Мы написали химическую формулу хорошо знакомого вам вещества. Вы ежедневно используете его при приготовлении пищи.

Записываем название первой части темы урока. Предлагаю учащимся дать определение химической формулы, корректирую ее. (Параллельно составляем опорный конспект)

Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.

Индекс – это маленькая цифра справа внизу от химического знака элемента, которая показывает число атомов данного элемента в молекуле.

символы

H 2 O CO 2

воды углекислого газа

Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каких относительных количествах соединены между собой.

Перед формулами могут стоять и большие цифры. Это коэффициенты. Коэффициенты могут указывать как на число молекул, так и на число атомов, смотря какая запись идет позади него.

Что обозначают следующие записи?

2Н – 2 атома 8N2 — … 4 Cu — … 2 Cl 2 — …

3 CuO — … 5 N — … 3 Al 2 O 3 — … 6P — …

Напишите, как читаются химические формулы путем названия символов и индексов соответствующих элементов:

a ) Li 3 PO 4 – литий-три-пэ-о-четыре в) Ag 2 S — …..

б) CaCl 2 — ….. г) NO — ……

Какую информацию дает химическая формула? (Можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу – в классе или дома)

Информация, которую дает химическая формула

Качественный состав (и каких химических элементов данное вещество состоит)

Количественный состав (сколько атомов каждого элемента входит в состав молекулы вещества)

Относительная атомная масса

Масса вещества количеством 1 моль

Число частиц, содержащихся в 1 моль вещества

Можно ли составить формулу вещества?

— Можно, если усвоить такое важное химическое понятие, как валентность. Что же это такое?

Записываем вторую часть темы. Знакомлю учащихся с этим понятием, показываю практическую значимость валентности в составлении формул веществ бинарных соединений (оформляем опорный конспект)

Валентность элемента – это способность его атомов присоединять определенное число атомов других химических элементов.

За единицу валентности принимают валентность атома водорода. Валентность обозначается римскими цифрами и записывается над символами химических элементов.

Составление химических формул

бинарных соединений (по валентности элементов)

1. Записать символы элементов (составляющих формулу

2. Над знаками химических элементов проставить рим-

скими цифрами их валентность

3.Найти наименьшее общее кратное (н.о.к.) между чис-

ленными значениями валетностей

4. Найти отношение между атомами элементов (деля

н.о.к. на соответствующую валентность). Полученные

числа являются индексами.

5. Записать формулу вещества

Или «правило креста»:

III II

Al O => Al 2 O 3 , но если индексы можно сократить, то

они сокращаются обязательно!

IV II VI II

Далее привожу скороговорки для легкого запоминания валентности некоторых элементов, а также валентность элементов, проявляющих переменную валентность.

Составить формулы следующих соединений:

Составьте формулы сложных веществ, образованных элементом кислородом и следующими элементами: Mn (VII), C r (VI), Sb ( V ), Sn ( IV ), Cr ( III ), N ( II ), Hg ( I )

Изучение закона (правила) постоянства состава начинаю с демонстрации двух-трех опытов получения углекислого газа (разложение малахита, горение уголька в атмосфере кислорода, взаимодействие карбоната с кислотой).

Комментирую происходящие с веществами изменения и предлагаю учащимся доказать известными им способами образование в каждом случае углекислого газа (из курса ботаники учащиеся должны знать, что в атмосфере углекислого газа горящая лучинка гаснет, а при пропускании газа через известковую воду – раствор мутнеет).

В процессе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что все проделанные опыты являются различными способами получения одного и того же вещества – углекислого газа. Рассказываю об исследованиях Жозефа Луи Пруста и о выведении им закона постоянства состава веществ.

Какие еще вычисления, кроме тех, с которыми вы познакомились на прошлых уроках, можно производить по формулам веществ?

(Учащиеся вспоминают, что они уже умеют вычислять относительные молекулярные массы, производить вычисления с использованием понятия «количество вещества»)

Знакомлю школьников с понятием «массовой доли элемента», привожу соответствующую формулу, показываю пример расчета. (Материал прилагается)

Подвожу итоги урока.

Слова или словосочетания – ассоциации?

Формуласостав вещества

Индексчисло; количество атомов

Валентностьсоставление формул

Жан Луи Прустзакон постоянства состава

Массовая доля – задача; расчет; часть от числа

infourok.ru

Это интересно:

  • Договор купле продажи котенка Договор купли-продажи племенного животного (для ознакомления - образец!) ДОГОВОР ПРОДАЖИ КОТЕНКА Заводчик Мейн кунов Я _________________ фамилия, имя, отчество покупателя _______________ ____________________ Прожив. по адресу ________________ город, улица, дом, […]
  • В заявлении дата ставится Письмовник Деловое письмо Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября […]
  • Полномочия мировых посредников Положения крестьянской реформы 1861 года Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников. С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, […]
  • Ываю иваю правило Чтобы проверить, какой суффикс (-ова- или -ыва-) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-: разведывать – разведываю, складывать – складываю. Если в суффиксе произошло чередование -ова-/ […]
  • Бланки штрафов в налоговую Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)? Отправить на почту Как заполнить платежное поручение на штрафы? С этим вопросом время от времени сталкивается любой бухгалтер. Составление такого документа имеет свои нюансы, с которыми мы будем разбираться в этой […]
  • Правила покупки дома на материнский капитал Как купить дом за материнский капитал? В 2018 году самым популярным направлением расходования средств материнского капитала остается улучшение жилищных условий. Многие семьи предпочитают расходовать деньги сертификата на покупку частного дома. Сделать это можно одним из […]
  • 1762 кто правил в россии Романовы и Ольденбурги Начало правящей династии Романовых было положено, как известно, избранием на русский престол царя Михаила Федоровича Романова в 1613 г. В последнее время возрос интерес к личности последнего русского царя, Николая II. Между тем история всей династии […]
  • Бланк заявления стандартного налогового вычета Заявление на стандартный налоговый вычет на работника О стандартных вычетах по НДФЛ знает практически каждый работающий россиянин. Они позволяют налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход, с которого исчисляется и уплачивается налог. Физлицо может получить вычет […]