Споры вокруг пьесы гроза

| |0 Comment

LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Меню сайта

Критика о пьесе «Гроза» Островского: отзывы критиков (Григорьев, Добролюбов, Писарев и др. )

Пьеса «Гроза» является одним из самых ярких произведений Островского.

В этой статье представлена критика о пьесе «Гроза» Островского: отзывы критиков А. Григорьева, А. Н. Добролюбова, М. Писарева и др.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Критика о пьесе «Гроза» Островского

А. Пальховский:

«Если на пьесу г. Островского смотреть как на драму в настоящем смысле этого слова, то она не выдержит строгой критики: многое в ней окажется лишним, многое недостаточным; но если в ней видеть едкую сатиру, облеченную только в форму драмы, — то она, по нашему мнению, превосходит все до сих пор написанное почтенным автором.

Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека.

(«Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)

«. произведения г. Островского поселяют какую-то уверенность, что он все это слышал где-то, где-то видел, не в своем воображении, а в действительности. Так ли было или нет — все равно, дело в впечатлении.

. его талант, по нашему мнению, не обладает тем качеством, которое называется творчеством. Но он владеет великим свойством — наблюдательностью.

. займемся в особенности героинею «Грозы». Эта женщина возбудила все наше негодование. На автора она жаловаться не может. Чего он не сделал для нее и какой неблагодарностью не заплатила она ему! Он позволил ей, шестилетнему еще ребенку, из жажды воли, кататься в лодке одной по Волге, он научил ее слушать пение птичек, говорить о поэзии, о любви, чуть не о переселении душ. Правда, он же выдал ее замуж за пьяного дурака и поместил в самое дурное общество, но зато снабдил такою нежностью чувств, таким пылом сердца и поставил в такую пытку, что ей легко было приобресть большое знакомство и расположить в свою пользу очень хороших людей. Писатель с своей стороны сделал все, что мог, и не его вина, если эта безвестная женщина явилась перед нами в таком виде, что бледность ее щек показалась нам дешевым притираньем. «

(Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)

«Г-н Пальховский . глубоко уверовал в то, что Островский каратель и обличитель самодурства и прочего, и вот «Гроза» вышла у него только сатирою, и только в смысле сатиры придал он ей значение. Мысль и сама по себе дикая . Извините за цинизм моих выражений, но они мне приходили невольно на язык, когда я с судорожным хохотом читал статью г. Пальховского.

Но ведь смех смеху рознь, и в моем смехе было много грусти. и много тяжелых вопросов выходило из-за логического комизма. «

(А. Григорьев, «После «Грозы» Островского», журнал «Русский мир», 1860 г., №5)

«Если мы скажем, что новая драма Островского — «Гроза» . принадлежит к явлениям, выходящим из ряда обыкновенных явлений на нашей сцене — то, конечно, даже и молодые скептики не упрекнут нас в этом случае за увлечение . . Новая драма г. Островского, по нашему крайнему убеждению, принадлежит к замечательным явлениям русской литературы — и по мысли, заключающейся в ней, и по выполнению».
(И. И. Панаев, ««Заметки Нового поэта» о «Грозе»», журнал «Современник», 1859 г. №12)

«. в протестующей Катерине и в том, что задавило это светлое создание, мы узнаем свое, народное. Мы с наслаждением видим усилия автора найти в данных русской же жизни новые начала, способные к борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами, и торжествуем успех автора как бы нашу собственную победу. Мы чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!»
(E. Н. Эдельсон, «Библиотека для чтения, 1864 г., №1)

П. И. Мельников-Печерский:

«Все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным, таким царством, которому, кажется, не будет конца. . В «Грозе» — не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы . Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта»
(П. И. Мельников-Печерский, «Северная пчела», 1860 г., №41)

««Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых. В этой драме он, по нашему мнению, шире прежнего взглянул на изображаемую им жизнь и дал нам из нее полные поэтические образы. Если и есть недостатки в его пьесе, то они совершенно выкупаются первоклассными красотами.

В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.»

(М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)

Н. А. Добролюбов:

(из статьи «Луч света в темном царстве»)

«. Критики, подобные Н. Ф. Павлову, г. Некрасову из Москвы, г. Пальховскому [см. отзывы выше] и пр., тем и грешат особенно, что предполагают безусловное согласие между собою и общим мнением гораздо в большем количестве пунктов, чем следует.

. А. Григорьев [см. отзыв выше] . должно быть, от избытка восторга — ему никогда не удается высказать с некоторой ясностью, за что же именно он ценит Островского. Мы читали его статьи и никак не могли добиться толку.

. характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе.

Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых.

Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении.

. у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, — главную роль играет логика и анализ.

Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми. Но если нет, — она ни перед чем не остановится. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится.

. Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками.

Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования.

К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.

Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью.

. другое решение — бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. И она не пренебрегает этим выходом. она . вовсе не прочь от побега. Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень. материальная зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди — Дикого. Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье.

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу.

Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам. «

(Н. А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве», журнал «Современник», 1860 г., №10)

www.literaturus.ru

Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев)

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы ”.
“Гроза” — произведение, написанное Островским накануне великого бытия — отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом). Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня?
Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в “Грозе”, Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Однако, определяя истоки ее характера, он полностью ушел от духа драмы Островского. Разве можно согласиться, что “воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей”? Без монологов-воспоминаний о юности разве можно понять вольнолюбивый ее характер? Не почувствовав ничего светлого и жизнеутверждающего в рассуждениях Катерины, не удостоив ее религиозную культуру вниманием, Добролюбов рассуждал: “Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова -несколько прямолинейно (если не сказать примитивно) понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, — это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного — различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”. Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.
С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”, опубликованной в мартовском номере “Русского слова” за 1864 год. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям героини, он считает их следствием неразумности Катерины: “Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”. Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями, с высоты которых судит “мыслящий реалист” Писарев. Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы. Ведь Писарев писал свою статью в эпоху спада общественного движения и разочарования революционной демократии в возможностях народа. Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели к революции, Писарев оценивает “стихийный” протест Катерины как глубокую “бессмыслицу”. Своеобразным “лучом света” он провозглашает другого литературного персонажа — Евгения Базарова. Разочаровавшись в революционных возможностях крестьянства, Писарев верит в естественные науки как революционную силу, способную просветить народ и привести его к мысли о преобразовании жизни на разумных началах.
На мой взгляд, наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев. Он увидел в ней “поэзию народной жизни, смело, широко и вольно”, захваченную Островским. Он отметил “эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, забавными, тайными речами, всю полную обаяния страсти глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!”

46005 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев)

Смотрите также по произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаргарита Шмыгина

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе

2 Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П. Вегин

3 Вопрос о жанре Пьеса «Гроза» — драма или трагедия? Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием»

4 «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В.Г.Белинский». «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель).

5 «Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно – исторического развития» (Литературоведческий словарь) Изменение исходной позиции в конце трагедии.

6 В пьесе «Гроза»: Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. Напряженный, трагически заостренный конфликт приводит к гибели героини. Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии. Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность. Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность. Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным. Сравните начало и конец пьесы: гроза пронеслась над городом – все стало иным.

7 Драма «Гроза» Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды. Героиня пьесы Катерина из патриархальной мещанской среды. Большое внимание в пьесе уделено бытовой стороне жизни. Большое внимание в пьесе уделено бытовой стороне жизни.

8 КРИТИКИ О «ГРОЗЕ» Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г. Н.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» 1860г. Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» 1864г. Д.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» 1864г. А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г. А.ГРИГОРЬЕВ «ПОСЛЕ «ГРОЗЫ» ОСТРОВСКОГО» 1860г.

9 ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К СТАТЬЕ Н.ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» «ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.» «ОСТРОВСКИЙ ОБЛАДАЕТ ГЛУБОКИМ ПОНИМАНИЕМ РУССКОЙ ЖИЗНИ.» «ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.» «ОН ЗАХВАТИЛ ТАКИЕ ОБЩИЕ СТРЕМЛЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫМИ ПРОНИКНУТО ВСЕ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО.» «ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ» «ПРОИЗВОЛ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И НЕДОСТАТОК СОЗНАНИЯ ПРАВ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.С ДРУГОЙ,- ВОТ ОСНОВАНИЯ,НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВЗАИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ» «ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ, И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ» «ПОМИМО ИХ, НЕ СПРОСЯСЬ ИХ, ВЫРОСЛА ДРУГАЯ ЖИЗНЬ,С ДРУГИМИ НАЧАЛАМИ, И ХОТЯ ДАЛЕКО ОНА, ЕЩЕ НЕ ВИДНА ХОРОШЕНЬКО, НО УЖЕ ДАЕТ СЕБЯ ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ И ПОСЫЛАЕТ НЕХОРОШИЕ ВИДЕНИЯ ТЕМНОМУ ПРОИЗВОЛУ САМОДУРОВ»

10 ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ «ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ». «ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ…СОСТАВЛЯЕТ ШАГ ВПЕРЕД ВО ВСЕЙ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ». «РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ». «РУССКИЙ СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В «ГРОЗЕ» ПОРАЖАЕТ НАС СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ВСЯКИМ САМОДУРНЫМ НАЧАЛАМ». «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ» «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР, ДЕЙСТВУЮЩИЙ В СРЕДЕ ДИКИХ И КАБАНОВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ У ОСТРОВСКОГО В ЖЕНСКОМ ТИПЕ…САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ БЫВАЕТ ТОТ, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТСЯ…ИЗ ГРУДИ САМЫХ СЛАБЫХ И ТЕРПЕЛИВЫХ» «ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ» «ГРУСТНО, ГОРЬКО ТАКОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ…В ТОМ-ТО И СИЛА ЕЕ ХАРАКТЕРА,ОТТОГО-ТО «ГРОЗА» И ПРОИЗВОДИТ НА НАС ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСВЕЖАЮЩЕЕ» «КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ» «КОНЕЦ ЭТОТ КАЖЕТСЯ НАМ ОТРАДНЫМ…В НЕМ ДАН СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ»

11 ВЗГЛЯДЫ Д.ПИСАРЕВА – ЭТО ПОЛЕМИКА С ДОБРОЛЮБОВЫМ. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. «Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. «Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного. Оценка самоубийства как действия неожиданного.

12 Взгляды А.Григорьева Народность – главное в творчестве Островского. Народность – главное в творчестве Островского. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

13 Пьеса «Гроза» на сцене Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка – это своя трактовка свой взгляд, своя интерпретация Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза»,и это говорит о ее жизненности, и о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.

www.myshared.ru

Споры вокруг драмы А.Н. Островского «Гроза»

Разделы: Литература

ЦЕЛЬ:

  • рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе;
  • понять, почему главная героиня выбирает подобный путь решения конфликта;
  • развить умение анализировать критическую литературу;

ИТОГОВЫЕ ЦЕЛИ:

  • сформировать собственное мнение обучающихся по данному произведению;
  • подготовить обучающихся к сочинению

Список терминов: драма, трагедия, композиция, образ

План урока.

  1. Мотивация. Понятие «Гроза».
  2. Постановка проблемы. Обсуждение проблемы с элементами конспектирования по спорному вопросу о жанре «Грозы»
  3. Работа в группах. Работа с критическими статьями.
  4. Презентация работы групп. Составление таблицы по образу Катерины
  5. Выводы. Рефлексия. Подведение итогов урока
  6. Контроль знаний
  7. Ход урока

    Учитель: Мы с вами изучили немало интересных произведений 19 века. Но большей частью все они были прозаическими. Но русская литература богата не только поэтами и писателями. Россия подарила миру много драматургов, с одним из которых мы познакомились с вами на предыдущих уроках. Мы познакомились с жизнью и творчеством А.Н.Островского и рассмотрели драму «Гроза». Сегодня мы подводим итоги нашего обсуждения. Давайте вернемся к названию произведения.

    — Гроза! Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Посмотрите на картину И. Левитана «На краю вечности» — она вам поможет. (Стихия, природа, обновление, свежесть, страх, наказание).

    — Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение подобным образом?

    — Нашла ли отражение историческая эпоха в названии?

    (Предреформенная Россия. Обострение социальных противоречий русской жизни. Поражение николаевской России в Крымской войне. Подъём антикрепостнического движения. Изменение атмосферы русской общественной жизни в преддверии крушения крепостного права).

    Учитель: И вот на фоне этих событий появляется очередная пьеса А.Н.Островского с очень значимым названием «Гроза» (1859 г.) Произведение вызвало немало откликов среди критиков. Жанр пьесы, как его обозначает автор — драма. После выхода пьесы в свет взгляды критиков разделились: Н.Добролюбов рассматривает «Грозу» как трагедию, а Д.И.Писарев как драму. Мы с вами не раз говорили, но мне бы хотелось еще раз вернуться к их определению, их пониманию. Перед вами на столах словарь, который содержит определение понятии и признаки трагедии и драмы.

    — Вспомнив, опираясь на словари, понятия драмы и трагедии, попытайтесь, работая с текстом, найти в произведении черты драмы и трагедии. Аргументированно представьте их. (10 — 15 мин.)

    (Обучающиеся поделены на 4 группы. Первая группа анализирует первое действие, 2- второе, 3 — третье, 4 — четвертое и пятое.) По истечении времени (можно минут 7, если занятие рассчитано на урок, а не на пару) каждая группа указывает на черты драмы или трагедии отведенного ей действия.

    На основе высказываний обучающихся на доске выстраивается в два столбика: трагедия — драма.

    В каждый столбец записываются отличительные черты.

    Вывод: Мы убеждаемся, что в произведении присутствуют черты как драмы, так и трагедии.

    — А что или кто является основным критерием в определении отличительных черт трагедии и драмы?

    — Таким образом, определение «Грозы» как драмы или трагедии, зависит от того, считать Катерину сильным или слабым характером.

    — Среди критиков мнения относительно Катерины также разделились. Обратимся к статьям Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова.

    — Задания группам: найти высказывания, которые раскрывают нам характер Катерины. Дают оценку ее поступкам, мыслям, чувствам.

    Справа две группы анализируют статью Д.И.Писарева, слева — Н.А.Добролюбова.

    — Ответы. Составление сопоставительной таблицы. (Писарев — слабая личность, Добролюбов — сильная)

    — У вас было домашним заданием образ Катерины. Совпадают ли найденные вами черты характера Катерины с тем, что вы открыли у критиков?

    — Мнение критиков мы определили.

    — Какое у вас сложилось мнение о Катерине? Обоснуйте свою точку зрения.

    Шкала мнений. (На доске рисуется шкала: Писарев — Добролюбов — не определился). Обучающиеся должны встать в колонну напротив критерия.

    — Встаньте в колонны таким образом:

    1 — поддерживает точку зрения Добролюбова

    3 — не определился.

    Обоснование. Высказывания детей.

    Учитель: Драма А.Н.Островского «Гроза» своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир «темного царства» и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать «лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия» (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки. Но были и те, кто стоял «над схваткой», не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А.Григорьева.

    Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности «Грозы» зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична — это понятно. Но вопрос, насколько, требует ответа. Было бы лучше Катерине остаться живой. Если Катерина — светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, «темное царство» и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной, то есть драматичной. Но ведь и сам Островский указывал на то, что «Гроза» драма.

    Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Наше время в истолкование драмы А.Н.Островского вносит свои акценты.

    Контроль знаний. Тест (Предусмотрен, если занятие рассчитано на пару)

    Литература.

    1. Добролюбов Н.А. Статья «Луч света в темном царстве».
    2. Писарев Д.И. Статья «Мотивы русской драмы»
    3. Силинская Л.Н. «Поурочное планирование по литературе» К учебнику «В мире литературы. 10 класс» под ред. А.Г.Кутузова. — Экзамен, 2006 г.
    4. Фадеева Т.М. Тематическое поурочное планирование по литературе к учебнику Ю.В.Лебедева. — Экзамен, 2005 г.
    5. Егорова Н.В, Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание». Москва. ВАКО, 2007 г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    СЛОВАРЬ

    ДРАМА (греч. dpama, букв. — действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У.Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П.Корнель, Ж.Расин, Мольер, Ф.Шиллер, Г.Ибсен, Д.Б.Шоу, Б.Брехт; в России — А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, А.П.Чехов, М.Горький, А.В.Вампилов и др.

    2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д.Дидро, Г.Е.Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А.Островского, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

    Пави П. Словарь театра.

    «Трагедия (:). Пьеса о каком-либо роковом человеческом действии, часто заканчивающемся гибелью главного героя. (:) Трагическое произведение характеризуют несколько существенных элементов: катарсис, то есть очищение страстей посредством страха и сострадания; гамартия, или поступок героя, с которого начинается процесс, приводящий его к гибели; гибрис, гордость или упорство героя, который сохраняет приверженность чему-либо, несмотря на предостережения, и отказывается изменить ей; пафос, страдания героя, которые трагедия передает зрителям. (:) трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемым под знаком страдания и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла» (с.382).

    Волькенштейн В. Трагедия // Словарь литературных терминов: Вт2. т1. стлб. 959-965.

    «Трагедия. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи — в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с точки зрения автора) и неодолимый закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины — или не сознавать ее долгое время — действуя либо по предначертаниям свыше (напр. античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (напр. Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом — его переоценка при неизбежном торжестве — вызывает в нас духовное просветление»

    Диев В. Трагедия // Словарь литературоведческих терминов. С.416-421.

    «Трагедия. (..) один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой трагедии оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. Трагедия отличается своеобразием природы конфликтов и характеров. Содержание трагедии определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества».

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Д.И.ПИСАРЕВ «МОТИВЫ РУССКОЙ ДРАМЫ» (выдержки)

    Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Подробный анализ этого характера покажет нашим читателям, что взгляд Добролюбова в этом случае неверен и что ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского.

    Читая «Грозу» или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так , как она поступает в драме. Вы увидите перед собой и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе, смотря по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите. Всякое живое явление отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать с разных сторон; и выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить к различным и даже к противоположным заключениям. Катерина испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительного закона и подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина — светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали с уважением, между тем как последних тотчас же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся с своими всегдашними противниками, и сошелся потому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.

    В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидел вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете. Грустно расставаться с светлою иллюзиею, а делать нечего; пришлось бы и на этот раз удовлетвориться темною действительностью. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности.

    Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

    Не ждите и не требуйте от меня, читатель, чтобы я теперь стал продолжать начатый анализ характера Катерины. Я так откровенно и так подробно высказал вам свое мнение о целом порядке явлений «темного царства», или, проще говоря, семейного курятника, — что мне теперь осталось бы только прикладывать общие мысли к отдельным лицам и положениям; мне пришлось бы повторять то, что я уже высказал, а это была бы работа очень неголоволомная и следствие этого очень скучная и совершенно бесполезная. Если читатель находит идеи этой статьи справедливыми, то он, вероятно, согласится с тем, что все новые характеры, выводимые в наших романах и драмах, могут относиться или к базаровскому типу, или к разряду карликов и вечных детей.

    От карликов и от вечных детей ждать нечего; нового они ничего не произведут; если вам покажется, что в их мире появился новый характер, то вы смело можете утверждать, что это оптический обман. То, что вы в первую минуту примете за новое, скоро окажется очень старым; это просто — новая помесь карлика с вечным ребенком, а как ни смешивайте эти два элемента, как ни разбавляйте один вид тупоумия другим видом тупоумия, в результате все-таки получите новый вид старого тупоумия.

    Н.А.ДОБРОЛЮБОВ «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

    : Мы очень долго останавливались на господствующих лицах «Грозы», потому что, по нашему мнению, история, разыгравшаяся с Катериною, решительно зависит от того положения, какое неизбежно выпадает на ее долю между этими лицами, в том быте, который установился под их влиянием. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, об его этюдах чисто комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели.

    Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных. Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права, здравый смысл проснулись в людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесения их в жизнь, в деятельность. Но чтобы внести их в жизнь, надо побороть много препятствий, подставляемых Дикими, Кабановыми и т.п.; для преодоления препятствий нужны характеры предприимчивые, решительные, настойчивые. Нужно, чтобы в них воплотилось, с ними слилось, то общее требование правды и права, которое наконец прорывается в людях сквозь все преграды, поставленные Дикими — самодурами.

    Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых.

    Прежде всего вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме у матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей: в доме ее матери было то же , что и у Кабановых, — ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы страниц, обедали, гуляли по саду. Опять беседовали с богомолками и сами молились: Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: «Да здесь все как будто из-под неволи!» И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении

    Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. Ей все равно покамест, вот почему она и позволяет делать с собою что угодно. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе.

    Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушать мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решатся дать ей полное удовлетворение, — хорошо тогда и ей и им. Но если нет — она ни перед чем ни остановится, — закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия — все исчезнет для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится.

    Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, — не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Варя советует Катерине скрывать свою любовь к Борису; она говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», и вслед затем делает усилие над своим сердцем и опять обращается к Варе с такой речью: «Не говори мне про него , сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю!» Но усилие уже выше ее возможности; через минуту она чувствует, что ей не отделаться от возникшей любви: «Разве я хочу о нем думать, — говорит она, — да что делать, коли из головы нейдет?» В этих простых словах очень ясно выражается, как сила естественных стремлений неприметно для самой Катерины одерживает в ней победу над всеми внешними требованиями, предрассудками и искусственными комбинациями, в которых запутана жизнь ее.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Это интересно:

    • Оформить кредит в банках самары Кредиты в банках Самары Сэкономьте время и деньги на выборе кредитов! Здесь Вы найдете лучшие предложения банков в Самаре, где можно оформить все кредиты онлайн. Заявка на кредит заполняется на сайте банка, мы не собираем Ваши данные! Ознакомьтесь с условиями кредита, […]
    • Спринт правила биатлон Спринт правила биатлон Этот раздел будет полезен тем, кто плохо знает, что такое биатлон и не знает правил. Тут подробно описаны правила биатлона и правила отдельных гонок. Также на нашем сайте имеется статья: Метко стрелять или быстро бегать А если вы большой поклонник […]
    • Фз о третейских судов Пробелы федерального законодательства о третейских судах Прокуратурой области проведен анализ практики создания и деятельности третейских судов, изучены вопросы законности принятия решений об образовании третейских судов в рамках Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ […]
    • Пенсионный фонд все про материнский капитал Нуждающимся семьям, в которых с 2018 года родился или усыновлен второй ребенок, Пенсионный фонд из средств материнского капитала ежемесячно на протяжении полутора лет осуществляет выплату в размере прожиточного минимума ребенка в регионе проживания семьи. Подать заявление […]
    • Адвокат по уголовному делу саратов Адвокат по уголовным делам в Саратове Люкшин А.В. Квалифицированная помощь адвоката может понадобиться любому человеку в современной России. Даже если Вы являетесь исключительно законопослушным гражданином Вы не можете быть уверены, что не столкнетесь с произволом […]
    • Что правит миром фрейд Еще Фрейд говорил: миром правит либидо… Неосексологи добавили пару слов от себя Немецкий ученый открыл среди людей “объектофилов”, загадочную душу которых еще только предстоит постичь. Они питают искреннюю любовь к неодушевленным предметам и домашним животным. Каждый из […]
    • Нотариус на проспекте буденного Нотариус на проспекте буденного Нотариальная контора предоставляет гражданам и организациям следующие нотариальные услуги: - удостоверение доверенностей, завещаний, соглашений, согласий, договоров; - открытие и ведение наследственных дел; - удостоверение верности копий […]
    • Продажа авто без снятия с учета штрафы Продажа авто без снятия с учета штрафы Продажа авто без снятия с учета ГИБДД в 2018 году Такая формулировка не совсем верна. Регистрация совершается уже приобретателем автомобиля без участия продавца, если с документами все в порядке. Можно ли сохранить номера […]