Правовая охрана воздуха закон об охране атмосферного воздуха

| | 0 Comment

Правовая охрана атмосферного воздуха

В РК действует Закон \’\’Об охране атмосферного воздуха\’\’, принятый в 1981 г. Закон регулирует общественные отношения в охране атмосферного воздуха в целях сохранения в чистоте и улучшения его состояния, предотвращения и снижение химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира, а также укрепления законности в охране атмосферного воздуха.

Кабинет Министров РК определяет общие мероприятия и основные положения в области охраны воздуха, утверждает нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе, устанавливает единый порядок учета для государства и осуществляет государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

При новом размещении и развитии городов и других населенных пунктов учитывается состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и меры по охране воздуха от вредных выбросов.

Законом установлена уголовная и административная ответственность за превышение установленных нормативов предельно допустимых выбросов, за выброс в атмосферу без разрешения, за нарушение правил эксплуатации, не использования имеющихся установок и аппаратуры для очистка выбросов, за ввод новых объектов, хранения и применения ядохимикатов и минеральных удобрений с нарушением установленных правил. В каждом случае нарушения причиненный ущерб подлежит возмещению.

В развитие Закона об охране атмосферного воздуха Кабинет министров РК, министерства и ведомства принимают постановления, утверждают инструкции и правила по обеспечению надлежащей охраны атмосферного воздуха.

В каждом городе необходимо иметь комплексные схемы охраны воздушного бассейна, в которых следует предусматривать:

    • Оптимальное размещение предприятий с учетом ландшафтно-климатических условий во времени, переход на нормирование выбросов на самом предприятии, организации системы контроля за выбросами;
    • Улучшение использования газоочистных и пылеулавливающих установок, создание резерва качественного топлива и сырья для использования в аварийных, трудных метеорологических условиях, поскольку они меньше выделяют вредности;
    • Меры по предупреждению, снижению и устранению вредного влияния на здоровье человека и биологические объекты электрических и магнитных полей, излучений, звуковых колебаний и т.п. ;

    Действует единая отчетность о выполнении мероприятий по охране воздушного бассейна, где указывается количества выброшенных в атмосферу вредных веществ, выполнение плане очистки и соответствие состояния воздуха к установленным предельно допустимым нормам.

    Учитывая глобальное значение охраны атмосферного воздуха, за страны Европы, США и Канады в 1979 году подписали в Женеве Конвенцию о контроле за трансграничными загрязнениями атмосферы на больших расстояниях.

    В рамках этой конвенции создана разветвленная сеть мониторинга (наблюдения) по установлению фактической загрязненности воздуха и перемещения его по воздушным территориям государств.

    Охрана атмосферного воздуха ныне превратилась в актуальную международную проблему, и такой контроль отвечает интересам всего человечества.

    ecology-education.ru

    12. Правовая охрана атмосферного воздуха

    Каковы задачи российского законодательства об охране атмосферного воздуха?


    Каков состав законодательства об охране атмосферного воздуха?


    Что отнесено к ведению Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха?


    Что такое «предельно допустимые концентрации» (ПДК) и «предельно допустимые выбросы» (ПДВ) вредных веществ?

    Предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) — это установленные компетентным органом государственной власти нормативы загрязняющих веществ в атмосфере, воде и т. п. Они устанавливаются в целях охраны атмосферного воздуха от загрязнений, снижения вредных физических воздействий на него, контроля за состоянием атмосферного воздуха, прогнозирования изменений качества атмосферного воздуха. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. определен порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.

    Нормативы предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную среду являются, как правило, едиными для всей страны. Однако для отдельных территорий, исходя из их природно-климатичес-ких особенностей и повышенной социальной ценности (заповедники, заказники, национальные парки, курорты и рекреационные зоны), как это предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 26), устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

    Какие иные виды физического воздействия на атмосферу регулируются действующим законодательством?


    Что такое озоновый слой Земли и каковы меры его правовой охраны?

    Озоновый слой Земли — это верхний слой атмосферы, расположенный на высоте 7-8 километров (на полюсах), 17-18 километров (на экваторе). Это тончайший слой атмосферы, всего около 3 мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультрафиолетового излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле. Большое значение озоновый слой имеет и для поддержания температурного баланса на Земле. Борьба с глобальным потеплением, происходящим в настоящее время в результате антропогенной деятельности, — насущная задача всех стран, особенно промышленно развитых, в том числе и России.

    Озоновый слой является согласно действующему законодательству одним из важных природных объектов, подлежащих правовой охране. Он назван в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4) в числе природных объектов, подлежащих охране от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения.

    Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней предусмотрены следующие мероприятия по охране окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли:

    1. организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
    2. установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
    3. регулирование производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;
    4. применение мер ответственности за нарушение указанных требований.

    Обязанность по охране озонового слоя Земли предусматривается не только российским законодательством, но и международными соглашениями, одним из важнейших среди них является Монреальский протокол 1987 года, в соответствии с которым устанавливается контроль за производством и использованием фреонов и хлор- и фторуглеводородов, пагубно сказывающихся на состоянии озонового слоя.

    В соответствии с международными соглашениями, говорится в статье 56 Закона «Об охране окружающей природной среды», министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, устанавливается специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и сообщается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям. Нарушение установленного порядка производства или использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

    rudiplom.ru

    Правовыми основами законодательства об охране атмосферного воздуха является Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 23.07.2008) “Об охране атмосферного воздуха” и принимаемые в соответствии с ним другие нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, регулирующие нормы допустимого загрязнения атмосферы, определяющие ПДК загрязняющих веществ и ПДВ их, а также решающие другие вопросы охраны атмосферного воздуха.

    К ним относятся: Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, Федеральный закон “Об экологической экспертизе” и др.

    Под атмосферным воздухом понимается «жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений»47. Иными словами объектом правовой охраны является воздух во внешней, открытой среде, а охрана воздуха в производственных, административных и других помещениях регулируется иными нормами.

    Правовая охрана атмосферного воздуха предполагает осуществление комплекса мер, направленных на предотвращение его загрязнения, сохранение атмосферного воздуха в чистоте и улучшение его состояния, благоприятного для здоровья людей и окружающей природной среды.

    Источниками вредного воздействия на атмосферный воздух могут быть как стационарные (предприятия, электростанции и др.), так и передвижные (автомобили, другие виды транспорта и т.п.) объекты. Особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха и правовых основ деятельности экологической милиции на предприятиях и автомобильного транспорта раскрыты ниже.

    Исходной позицией для оценки состояния атмосферного воздуха служат в соответствии с Федеральным законом “Об охране атмосферного воздуха” нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него (ПДК и ПДУ).

    Нарушение установленных нормативными правовыми актами правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу имеет место в случаях прямого запрета производить такие выбросы, а также при несоблюдении требований, регламентирующих основания, порядок, объем, качественный состав и другие условия выброса.

    Под выбросами понимается поступление вещества из соответствующего источника в атмосферу (ГОСТ 17.2.1.04 — 77. «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения. Промышленные выбросы. Термины и определения»).

    Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха (см. ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»)

    Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов может выражаться в различных активных действиях (например, в отключении очистных сооружений, несвоевременной замене фильтров, смене режимов работы установок и сооружений), приводящих к запрещенным, или сверхлимитным, или аварийным выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо к изменению его природных свойств (тепловому, шумовому, радиационному загрязнению и иным изменениям).

    Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    Под гигиеническим нормативом качества атмосферного воздуха понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека (см. ст. 1 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха»).

    Экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду (см. ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

    Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 182 установлено, что экологические нормативы качества атмосферного воздуха, методы определения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы и другие экологические нормативы в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды (ныне — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

    технические нормативы выбросов (т.е. норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели);

    предельно допустимые выбросы (т.е. норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов).

    Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов определен положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.

    В соответствии с Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. № 31 (в ред. от 23.07.2007

    г.) государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.

    Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются с учетом мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

    Исходя из нормативов ПДК и ПДУ, устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов в атмосферу, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам) и санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Эти нормативы должны обеспечивать норматив качества атмосферного воздуха, т. е. допустимое кратковременное или долговременное содержание в нем загрязняющих веществ, не оказывающих неблагоприятного воздействия на здоровье человека, окружающую природную среду.

    Важные экологические требования по охране атмосферного воздуха предусмотрены нормами законодательства о необходимости обеспечения действующих и вновь вводимых в эксплуатацию производственных объектов очистными сооружениями.

    Руководят работами по нормированию предельно допустимых выбросов по городу, району промышленной зоне местная администрация, ее исполнительные комитеты совместно с органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием соответствующих министерств и ведомств.

    Контроль проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполнения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов с целью охраны от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха производственных и других помещений в местах пребывания людей возложен на должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    Превышение установленных нормативов выброса загрязняющих веществ определяется только специальными приборами.

    Оценки антропогенных выбросов и абсорбции (поглощения) парниковых газов (ПГ), не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.), по данным ежегодного Доклада «О состоянии и об охране окружающей среды» (2007 г.), показали следующее. В целом динамика выбросов ПГ в России определяется экономической ситуацией. В период 1990-1998 гг. уменьшение выбросов во всех секторах было обусловлено экономическим спадом. После 1998 г., когда подъем экономики затронул как сферу производства, так и сферу потребления, выбросы ПГ в промышленности и энергетике демонстрировали устойчивый рост.

    Общие выбросы ПГ в Российской Федерации без учета землепользования, изменений землепользования и лесного хозяйства составили в 2006 г. 2190,4 млн. т С02-экв., что соответствует 107,5% выбросов 2000 г. и 65,9% выбросов 1990 г. Распределение выбросов по секторам за период 1990-2006 гг. не претерпело значительных изменений. По-прежнему доминирует энергетический сектор, вклад которого в выбросах ПГ в 2006 г. составил 81,6%. Несколько уменьшилась доля сельскохозяйственного сектора, в котором после спада 19911998 гг. рост выбросов не наблюдался. Вклад отдельных парниковых газов в их общие выбросы иллюстрирует рис. 1.11. Ведущая роль принадлежит С02, источником служит главным образом энергетический сектор (сжигание ископаемого топлива). Некоторое уменьшение доли N20 в общих выбросах связано с сокращением использования азотных удобрений, что обусловлено экономическим положением сельхозпроизводителей.

    Выбросы парниковых газов по секторам Сектор Выбросы, тыс. т СО2-экв./год 1990 1998 2000 2005 2006 Энергетика 2707433 1669870 1660802 1730807 1786811 Промышленные процессы, использование растворителей и другой продукции 245070 134921 168779 187378 199108 Сельское хозяйство 309370 154790 146267 134223 131477 Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство 180006 91059 347708 159197 288194 Отходы 64570 58226 62514 71071 72997 Всего без учета землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства 3326441 1993081 2038362 2123478 2190392 Всего с учетом землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства 3506447 2084140 2386070 2282675 2478586 Особые меры предусмотрены законодательством для охраны озонового слоя Земли от экологически опасных изменений. Она обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды.

    Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные ст. 8.21-8.23 КоАП РФ. Причем

    административная ответственность за нарушение правил выбросов в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов наступает в тех случаях, когда совершенные правонарушения не влекут уголовной ответственности в соответствии со ст. 251 УК РФ.

    lib.sale

    ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

    Атмосферный воздух как объект правовой охраны

    Атмосферный воздух представляет собой эле­мент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепло­вой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосфер­ный воздух выполняет важнейшие экономичес­кие функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энер­гетической, транспортной и другой деятельности человека.

    Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспорт­ных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового со­става атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электро­магнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нару­шению ее естественного баланса.

    Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.

    Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляет­ся Федеральными Законами «Об охране атмо­сферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., Законом РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды» 1991 г., а также рядом подзаконных ак­тов — Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Рос­сийская Федерация является участником нескольких международных согла­шений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Вен­ской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

    Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нор­мативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.

    В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отноше­ния собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Эколо­гическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.

    Объектом правовой охраны является атмосферный воздух, то есть воздух во внешней, открытой среде. Охрана воздуха производственных, админист­ративных и иных помещений осуществляется нормами трудового и других отраслей законодательства.

    Понятие и способы правовой охраны атмосферного воздуха

    Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему за­крепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучше­ние состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосфе­ру, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира (ст. 1 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха).

    Своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных объектов (ле­сов, вод), влияющих на ее состояние, а с другой стороны, — путем регулиро­вания хозяйственного воздействия на атмосферу.

    Первый способ охраны реализуется посредством обеспечения правового режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством * . Законом об охране атмосферного воздуха регулируются вопросы осуществ­ления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состо­яние атмосферы.

    * Данные вопросы рассматриваются в главах 9 и 10 учебного пособия.

    Содержание правовой охраны атмосферного воздуха

    Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет ком­плекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установле­ние нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выпол­нения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

    Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха

    Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является пре­дусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.

    За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям об­щегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязне­ния природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а так­же составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. На­блюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными ор­ганами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет сво­ей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосфе­ру, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмо­сферного воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пыле­улавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, ох­раны окружающей среды и др.

    Установление нормативов по охране атмосферного воздуха

    Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества — нормативы предельно допустимых концентраций загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допус­тимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ).

    Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для загрязняющих веществ по каждому веществу или химическому соединению (окись углерода, двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический метр воздуха, причем учитывается разовая и суточная концентрации, а нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий устанавливаются по отдельным видам таких воздействий (шум вибрация, ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные поля и т. д. и измеряются в различных единицах в зависимости от характера вредного физического воздействия * .

    * См. Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в продуктах пи­тания и среде обитания. М., 1993 г.

    Указанные нормативы утверждаются компетентными органами государ­ственного экологического управления: Федеральной службой России по ги­дрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения РФ с участием других заинтересованных ведомств. Данные нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей, окружающей природной среды и являются едиными для всей территории страны.

    Для того, чтобы обеспечить соответствующее качество атмосферного воздуха на основе указанных нормативов, законодательством регулируется осуществление деятельности источниками вредных воздействий на атмо­сферный воздух. С этой целью устанавливаются нормативы предельно допу­стимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника та­кого вредного воздействия, то есть своеобразные индивидуальные нормати­вы, учитывающие особенности производственных, технологических и иных процессов, существующих на каждом предприятии и других объектах (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны. Нормативы предельно до­пустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допус­тимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздей­ствия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предель­но допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном возду­хе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

    Экологические требования, установленные для источников загрязнения атмосферного воздуха

    Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником за­грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдавае­мого компетентным государственным органом. В разрешении предусматрива­ются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

    Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допус­каться лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблю­дения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий, а в случаях, когда на него выдано разрешение, — соблюдения также других тре­бований, предусмотренных этим разрешением (ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха).

    При нарушении указанных требований деятельность предприятий, орга­низаций, отдельных цехов, установок может быть приостановлена, ограни­чена или запрещена по решению органа, осуществляющего контроль за ох­раной атмосферного воздуха.

    При превышении в результате аварийной ситуации установленных нор­мативов ПДВ руководители предприятий и организаций обязаны немедлен­но сообщить об этом органам, осуществляющим контроль за охраной атмо­сферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

    При получении предупреждения о возможном повышении концентра­ции загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (воздушные инверсии, антициклоны и др.) предприятия и организации обязаны проводить специ­ально разработанные по согласованию с органами контроля за охраной ат­мосферного воздуха мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу (ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Большое внимание в Законе об охране атмосферного воздуха уделяется регулированию его охраны от загрязнения передвижными источниками.

    Регулирование выбросов загрязняющих веществ данными источниками осуществляется путем установления нормативов ПДВ для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. Основные эколо­гические требования обращены в данном случае к предприятиям и органи­зациям-изготовителям транспортных средств. Выпуск новых автомобилей, самолетов и других транспортных средств должен осуществляться с учетом требований по охране атмосферного воздуха.

    Так, ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что запрещается производство транспортных и иных передвижных средств и ус­тановок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

    В процессе эксплуатации таких средств количество загрязняющих ве­ществ, выбрасываемых ими в атмосферный воздух, также не должно превы­шать нормативов ПДВ, в противном случае использование таких транспорт­ных средств не допускается.

    Все транспортные и иные передвижные средства, находящиеся в эксплу­атации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов ПДВ. Важную роль в его осуществлении играют органы Государственной инспек­ции по безопасности дорожного движения МВД РФ.

    В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время решающее значение имеет степень оснащенности предприятий и транспорта очистны­ми устройствами и приспособлениями.

    Законодательством установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных пред­приятий, сооружений и других объектов, совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ.

    Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требо­ваниям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, дея­тельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки вы­бросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и соста­вом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Помимо обязанностей предприятий и других производственных объектов по выполнению рассмотренных выше экологических требований указанные источники загрязнения должны осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

    Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.

    При проектировании предприятий и других объектов, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

    В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся меро­приятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучше­нию конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содер­жания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом рас­стоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организаци­онные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

    Экологические требования при размещении и развитии городов

    Законодательство содержит специальные нормы об охране атмосферно­го воздуха в городах и других населенных пунктах.

    При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задачи охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий.

    Проектирование, застройка, реконструкция городов и других населен­ных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и дру­гими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха. В частности, в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций, оказывающих вредное воздействие на атмосферу (п. 1-3 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Органы местного самоуправления должны принимать меры к улучше­нию благоустройства и озеленения территории населенных пунктов.

    Основными направлениями деятельности в этой области являются со­блюдение норм о функциональном зонировании территории города и жилой застройки, устройстве санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов, рациональной организации транспортных потоков, создании при­городных и зеленых зон вокруг городов, а также парков, скверов, садов и других озелененных территорий общего пользования.

    Законодательство предусматривает также необходимость соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и в других случаях возможного вредного воздействия на него:

    — при внедрении новых техники, технологий, оборудования, материа­лов, веществ и другой продукции;

    — при хранении, обезвреживании, сжигании отходов производства и по­требления;

    — при осуществлении действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений (ст. 15, 18 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Учитывая актуальность экологических проблем, связанных с изменени­ем климата в результате антропогенных выбросов, и в целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата и пре­дотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны в Российской Федерации принята Феде­ральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» * .

    * См. Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 № 1242 «О Федеральной це­левой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий».

    Плата за загрязнение атмосферного воздуха

    Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления выбросов хими­ческих веществ и вредных физических воздействий на нее является платным.

    Виды и порядок определения платы и ее размеров регламентируются за­конодательством ** .

    ** См. ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отхо­дов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительст­ва РФ от 28 августа 1992 № 632.

    Плата предусматривается за следующие виды вредного воздействия на атмосферный воздух:

    — выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источ­ников;

    — вредные физические воздействия: шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное воздействие и др.

    Плата взимается по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или ви­да вредного воздействия с учетом степени их опасности для здоровья людей и окружающей природной среды как за «правомерное» загрязнение атмосферно­го воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение норма­тивов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений.

    Правовая охрана озонового слоя

    Особые меры предусмотрены законодательством для охраны озонового слоя Земли от экологически опасных изменений.

    В соответствии со ст. 56 Закона об охране окружающей природной среды охрана озонового слоя обеспечивается:

    — организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

    — установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вы­бросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озоново­го слоя;

    — регулированием производства и использования в быту химических ве­ществ, разрушающих озоновый слой;

    — применением мер ответственности за нарушение указанных требований.

    В соответствии с международным соглашением министерства и ведомст­ва, предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последу­ющем полностью прекратить производство и использование химических ве­ществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

    Список химических веществ и отходов производства, вредно воздейству­ющих на состояние озонового слоя Земли, утверждается государственными органами по охране окружающей природной среды и сообщается всем ми­нистерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

    Для обеспечения выполнения международных обязательств РФ по Вен­ской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, создана Межведомственная ко­миссия по охране озонового слоя, основными задачами которой являются:

    — координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти и организаций по выполнению указанных международных обязательств России;

    — организация и координация работ по выполнению программы по ох­ране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов;

    — разработка рекомендаций по ограничению антропогенного воздейст­вия на озоновый слой на основании оценки экологической обстановки;

    — организация мероприятий по совершенствованию контроля за состоя­нием озонового слоя * .

    * Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 № 612 «О межведомственной комис­сии по охране озонового слоя».

    Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

    Действенным средством обеспечения соблюдения экологических требо­ваний по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха содер­жатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и Уголов­ном кодексе РФ.

    Административная ответственность в виде предупреждения и штрафа ус­тановлена за следующие виды нарушений (ст. 77-84 КоАП РСФСР):

    — превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферный воздух;

    — превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферу;

    — выброс загрязняющих веществ в атмосферу или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения компетентных государ­ственных органов;

    — ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и со­оружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

    — нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установ­ленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля вы­бросов в атмосферу;

    — выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других пере­движных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превы­шают установленные нормативы;

    — эксплуатация гражданами автомототранспортных и других передвиж­ных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превыша­ют установленные нормативы;

    — нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов;

    — нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;

    — невыполнение предписаний органов, осуществляющих государствен­ный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха.

    Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооруже­ний и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изме­нение природных свойств воздуха.

    Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны также воз­местить вред, причиненный нарушениями законодательства об охране атмо­сферного воздуха (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха).

    Поскольку в результате загрязнения атмосферного воздуха вред фактиче­ски причиняется другим объектам — растительному и животному миру, сель­скому, лесному, водному хозяйству, здоровью людей, размер возмещения оп­ределяется по специальным методикам с учетом затрат на восстановление природных объектов, средств на медицинское обслуживание и социальное страхование, компенсацию потерь сельскохозяйственного производства и др., а при отсутствии таких методик — по общим нормам гражданского законода­тельства о возмещении вреда.

    Не останавливайтесь, читайте дальше:

    Это интересно:

    • Покупка недвижимости на материнский капитал у родственников Покупка квартиры или доли в квартире у близких родственников по материнскому капиталу Как не попасть под уголовное дело, расходуя материнский капитал – покупка жилья у близких родственников. Хотите купить квартиру у родственников с помощью материнского капитала? Будьте […]
    • Страховка от несчастного случая ингосстрах Страхование от несчастных случаев: делаем правильный выбор Выбирая полис, важно рассмотреть возможные пункты страхования жизни и здоровья а также объемы страховых выплат. По полису можно заcтраховать от возможных рисков не только себя, но и близких. Для детей имеются […]
    • 220 правило Как получить школьную медаль 1. Какую медаль может получить выпускник? Сейчас школьники могут быть представлены к медали «За особые успехи в обучении». Это аналог золотых и серебряных медалей школьников, который пришел им на смену в 2014 году. 2. Как получить […]
    • Образец заявление о взыскании долга с наследников Образец заявление о взыскании долга с наследников г. Пятигорск, пр. Кирова, 27АТ./ф.: (8793) 97-43-24, 39-38-08e-mail: vnl@kmv.ru, idp@kmv.ru Календарь событий Проголосуйте Сам себе адвокат Исковое заявление о взыскании задолженности по алиментам Я, ____________ […]
    • Федеральный закон об основах государственной поддержки семьи О проекте федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Внести в Государственную Думу […]
    • Замена выпускной коллектор 2114 Замена прокладки выпускного коллектора на ВАЗ-2114 своими руками Замена прокладки выпускного коллектора на ВАЗ-2114 весьма сложная процедура и требует определенных знаний и опыта. Так, не все опытные автолюбители способны сделать это правильно. Кроме того, что через […]
    • Чехия правила въезда Нужна ли россиянам и украинцам виза в Чехию В 2018 году россиянам нужно оформлять визу. Гражданам Украины виза не нужна. Для них введен безвизовый режим со всеми странами ЕС, в состав которых входит и Чехия. Им достаточно иметь при себе биометрический загранпаспорт, по […]
    • Защита прав потребителей юридических лиц юридические лица Защита прав юридических лиц Юридическим лицом считается организация, зарегистрированная государственным органом. Она имеет обособленное имущество, распоряжается им, может исполнять обязанности и участвовать в судебных разбирательствах. Юридическое лицо, […]