Полномочие мсу в 2018

| | 0 Comment

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

СТ 11 ЗК РФ

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Комментарий к Статье 11 Земельного кодекса РФ

В ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления должны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения; предусматривается наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Имущественное положение и полномочия местного самоуправления в сфере гражданского оборота в соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ, п. 3 ст. 129 ГК РФ регулируются в ст. 124 «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права», ст. 125 «Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством», ст. 215 «Право муниципальной собственности» ГК РФ (см. также п. 1 ст. 2, ст. 212, п. 2 ст. 214 и др. ГК РФ).

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области земельных отношений на основании ст. 34 и др. ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные правовые акты, в том числе по регулированию земельных отношений, предусматриваются в ст. 7 этого ФЗ, согласно ч. 4 которой они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822).

Вопросы местного значения, относящиеся к земельным отношениям, предусматриваются в ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 главы 3 «Вопросы местного значения» ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131. Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (подробнее см. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. В.И. Васильева. М., 2005).

С учетом федерального законодательства и законов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления органы местного самоуправления порой наделяются полномочиями, имеющими отношение к земле- и природопользованию.

На примере использования и охраны земель водного фонда можно наглядно видеть, какими разнообразными являются функции органов местного самоуправления, предусмотренные в водном законодательстве РФ. В частности, органы местного самоуправления:

— устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований;

— принимают сообщения от граждан и юридических лиц о вскрытии водоносных горизонтов при использовании недр;

— согласовывают мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах;

— устанавливают места использования водных объектов для массового отдыха, туризма и спорта, для любительского и спортивного рыболовства по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и другими заинтересованными организациями;

— получают уведомление от государственных органов о приостановлении сброса сточных и дренажных вод и прекращении эксплуатации хозяйственных и других объектов в случае возникновения угрозы здоровью населения или существованию водных или околоводных животных и растений.

Этот перечень функций муниципальных образований и органов местного самоуправления может быть продолжен применительно к землям лесного фонда, землям поселений, землям других категорий и к иным природным ресурсам.

Значительны полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы, проводимой при оценке состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель, где они могут:

— делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, причем не только по объектам, расположенным на своей территории, но и в случаях возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой в другой административно-территориальной единице;

— принимать и реализовывать в пределах своих полномочий результаты общественных обсуждений, слушаний, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических объединений и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

— организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

— информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, когда оно в соответствии с законодательством является необходимым.

Для того чтобы быть в состоянии реализовать эти полномочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования и о результатах проведения государственной и (или) общественной экологической экспертизы (см.: Боголюбов С.А. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009).

Разносторонняя и растущая компетенция муниципальных образований в сфере земельных отношений приводит к множественности их правовых актов, нередко подвергаемых оспариванию.

Так, по иску ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» к администрации Озероучумского сельсовета, ООО «Озеро Учум» о признании недействительным договора аренды земельного участка в части предоставления ООО в аренду земельного участка суды установили, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий с нахождением на нем водного объекта соленого озера и непосредственно не связан с обеспечением жизнедеятельности населения данного муниципального образования.

По другому делу Коллегия судей, рассмотрев заявление ОАО «Радар» по делу с участием муниципального унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону», МУП «Центр кадастра и геодезии г. Ростова-на-Дону» и др., отклонила доводы заявителя о том, что при вынесении оспариваемого постановления администрация распорядилась земельным участком и объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, как необоснованные, поскольку на момент вынесения указанного постановления разграничение государственной собственности на земельные участки по уровням собственности осуществлено не было.

В области земельных отношений органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению земельного контроля (ст. 72 ЗК РФ), по содействию государственному земельному надзору, по организации мероприятий в области охраны и рационального использования земель.

Коллегия судей рассмотрела заявление Комитета по земельным ресурсам г. Саратова по делу по заявлению ООО «ОТЕМА» к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, Комитету по земельным ресурсам г. Саратова, администрации г. Саратова о признании незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова и бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования согласно представленному заявлению ООО «ОТЕМА».

Решением арбитражного суда Саратовской области суд признал незаконными бездействие Комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова и бездействие Комитета по управлению имуществом Саратовской области. Суд обязал Комитет по земельным ресурсам администрации г. Саратова и Комитет по управлению имуществом Саратовской области обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и провести процедуры согласования согласно представленному заявлению ООО «ОТЕМА».

Суд установил, что ответчики не обеспечили проведение процедур, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ, поэтому признал незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова и Комитета по управлению имуществом Саратовской области.

Разграничение земельных полномочий субъектов РФ с земельными полномочиями органов местного самоуправления нередко становится предметом судебных споров.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила: постановлением администрации Тверской области утверждено Положение о комитете по управлению имуществом Тверской области. Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Тверской областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим названного Положения в части, ссылаясь на то, что оспариваемые пункты Положения противоречат ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Подобные функции осуществляются Федеральной регистрационной службой на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315, и его управлением в Тверской области.

В нарушение указанных требований федерального законодательства оспариваемый пункт Положения о комитете по управлению имуществом Тверской области в числе функций комитета предусматривает осуществление в установленном порядке государственной регистрации права государственной собственности Тверской области на земельные участки, на которые у Тверской области возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю. Однако в соответствии с ч. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; согласование действий по распоряжению соответствующими земельными участками с органами государственной власти РФ или субъектов РФ законодательством не предусмотрено.

В нарушение указанных требований пункт Положения к функциям комитета относит осуществление предварительного согласования органам местного самоуправления действий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю. Решением Тверского областного суда заявление прокурора удовлетворено частично. В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом Тверской области просит указанное решение суда отменить исходя из ст. ст. 10 и 11 ЗК РФ. Пунктом оспариваемого Положения о комитете по управлению имуществом Тверской области предусмотрено, что комитет осуществляет предварительное согласование органам местного самоуправления действий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Суд применил федеральное законодательство, которым определено, что субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случая распоряжения земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, где оно осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (абзац 3 п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Учитывая, что федеральный законодатель предоставил субъектам РФ возможность предоставления права исполнительным органам государственной власти субъектов РФ распоряжения землями только в административных центрах и столицах субъектов РФ, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемая норма, предоставляющая полномочия органам исполнительной власти субъекта РФ согласовывать повсеместно органам местного самоуправления действия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, противоречит федеральному законодательству и ущемляет права органов местного самоуправления.

zemkod.ru

Местное самоуправление в Ленинградской области

Итоги и перспективы

В Ленинградской области сложилась своя система местного самоуправления, учитывающая особенности территории — удаленность от центра, разбросанность малочисленных поселений на огромной площади.

Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 136-ФЗ) внес серьезные изменения в основной закон о местном самоуправлении — Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее — Федеральный закон №131-ФЗ): разграничил вопросы местного значения для разных видов муниципальных образований, фактически увязав объем полномочий с объемом материально-технического обеспечения муниципальных образований, внес ряд изменений в территориальную организацию местного самоуправления, расширил полномочия субъектов Российской Федерации по определению пределов компетенции муниципальных образований и способов формирования органов местного самоуправления.

Теперь субъекты Российской Федерации своими законами могут перераспределять полномочия из числа установленных федеральными законами по решению вопросов местного значения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что является одной из актуальных и фундаментальных правовых новелл Федерального закона № 136-ФЗ.

В целях оперативной реализации норм, закрепленных в Федеральном законе № 136-ФЗ, с учетом собственных потребностей и внутренней логики развития региона на территории Ленинградской области приняты следующие областные законы в части особенности регулирования вопросов местного значения:

от 11 февраля 2015 года № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» (с изменениями от 06.06.16 г.). Закон принят в соответствии с частью 2 статьи 6, частью 3 статьи 34, частью 4 статьи 35 и частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области;

от 10 июля 2014 года № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (с изменениями от 17.07.17 г.). Областной закон принят в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения в дополнение к вопросам местного значения, установленным частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона. Законом установлено, что за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5 — 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. А так же:

— закрепляет за сельскими поселениями, входящими в состав Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Киришского, Ломоносовского, Тосненского муниципальных районов Ленинградской области, а также за Агалатовским сельским поселением, Бугровским сельским поселением, Колтушским сельским поселением, Лесколовским сельским поселением, Муринским сельским поселением, Новодевяткинским сельским поселением, Романовским сельским поселением, Щегловским сельским поселением, Юкковским сельским поселением Всеволожского района Ленинградской области, вопросы местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

— закрепляет за сельскими поселениями, входящими в состав Бокситогорского, Волховского, Выборгского, Кировского, Лодейнопольского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского муниципальных районов Ленинградской области, а также за Куйвозовским сельским поселением Всеволожского муниципального района Ленинградской области, вопросы местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также осуществления полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений;

от 07 июля 2014 года № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» (с изменениями от 09.03.17 г.). Закон принят в целях перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области на основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

от 22 декабря 2015 года № 137-оз «О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области» (с изменениями от 15.12.16 г.). Закон принят в целях перераспределения отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области. В соответствии с законом к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления городских поселений Ленинградской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ;

от 28 декабря 2015 года № 141-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области» (с изменениями от 06.02.17 г.). Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях регулирования отношений, связанных с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области. Органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений соответствующего муниципального района, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения);

от 29 декабря 2015 года № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (с изменениями от 17.07.17 г.). Закон принят на основании части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Бокситогорского, Волховского, Выборгского, Кировского, Лодейнопольского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского муниципальных районов, Куйвозовского сельского поселения Всеволожского муниципального района, Коммунарского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

С 2012 года на территории Ленинградской области идет реформирование территориальной организации местного самоуправления и оптимизация структуры органов местного самоуправления. Работа ведется по трем основным направлениям: объединение поселений, объединение администраций муниципальных районов и административных центров, развитие института старост и иных форм местного самоуправления.

1. Объединение поселений
Начиная с середины 2012 года по инициативе жителей Ленинградской области и представителей органов местного самоуправления поселений в области проводится планомерная работа по реформированию муниципальных образований.
Основным принципом, лежащим в основе объединения поселений, является объединение больших поселений с малыми, сильных поселений со слабыми. Укрупнение муниципальных образований за счет объединения поселений объясняется необходимостью корректировать произошедшие за последнее время в области изменения социально-экономического характера — неравномерность в развитии территорий, малонаселенность и дотационность некоторых из них, изменения в системе размещения производства.

Основным аргументом в пользу объединения выступает принцип рациональности. В процессе объединения важен не количественный показатель, а обоснованность изменений и, в итоге, улучшение качества жизни людей в области.

На сегодняшний день в Ленинградской области объединены 10 городских и сельских поселений на основании следующих областных законов:

от 03 июня 2009 года № 50-оз «О преобразовании муниципальных образований «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Лесогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»;

от 06 июня 2013 года № 32-оз «Об объединении муниципальных образований «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»;

от 08 мая 2014 года № 22-оз «Об объединении муниципальных образований Анисимовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Самойловское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

от 02 июня 2014 года № 27-оз «Об объединении муниципальных образований Заборьевское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

от 08 мая 2014 года № 23-оз «Об объединении муниципальных образований «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Глебычевское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы».

В результате количество муниципальных образований области сократилось с 222 до 217. Из них: 17 муниципальных районов, один городской округ, 199 поселений (из них: 65 городских поселений и 134 сельских поселений).

2. Объединение администраций муниципальных районов и административных центров
Законодательное собрание Ленинградской области явилось инициатором внесения в Федеральный закон № 131-ФЗ изменений, которые позволяют создать общую местную администрацию муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, сохранив при этом представительные органы района и городского поселения.

Предлагаемые изменения позволили исключить возможность формирования в поселениях, на территориях которых находятся административные центры муниципальных районов двух, осуществляющих различные полномочия, местных администраций, а также избежать противостояния местных администраций поселений, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов, и администраций муниципальных районов, находящихся как территориально, так и организационно в одном населенном пункте.

Существенно уменьшатся затраты на финансирование управленческого персонала, содержание и обслуживание административных зданий и помещений, у жителей районных центров уменьшится уровень неопределенности по вопросу, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем.

В 2014 году Законодательным собранием Ленинградской области была образована временная рабочая группа по разработке проекта типовой структуры объединенной администрации, созданной на территории Ленинградской области в результате объединения администрации муниципального района и администрации города, являющегося административным центром муниципального района, который был одобрен постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 24 июня 2014 года № 739. Разработанная типовая структура объединенной администрации может быть использована в дальнейшей работе органами местного самоуправления Ленинградской области.

На сегодняшний день на территории Ленинградской области объединены администрации 15 районов и районных центров. Полномочия администраций городских поселений были переданы администрациям муниципальных районов на основании соглашений и вступили в силу после выборов 2014 года по истечении срока полномочий советов депутатов. Администрация в Кировском муниципальном районе находится в процессе объединения и будет существовать раздельно до истечения срока полномочий советов депутатов действующего созыва. Кроме того, в объединении администраций не участвуют Сосновоборский городской округ и Ломоносовский район, не имеющий районного центра.

3. Развитие института старост и иных форм местного самоуправления
Статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ обязывает государственные органы власти развивать иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Одной из таких форм самоуправления стал институт старост.

Областным законом от 14 декабря 2012 года № 95-оз «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (далее — областной закон № 95-оз) созданы условия для развития на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами, иных форм местного самоуправления, а именно: введены институты старост и общественных советов, возглавляемых старостами.

С принятием областного закона № 95-оз инициативы граждан в вопросах местного значения получили реальную финансовую поддержку в виде субсидий из областного бюджета. Такая поддержка распространяется только на сельские населенные пункты.

Опыт Ленинградской области по реализации закона получил высокую оценку Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

4 марта 2014 года в Кремле на встрече с Губернатором Ленинградской области Александром Юрьевичем Дрозденко Президент поручил руководителям органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации распространить опыт Ленинградской области по реализации проекта, направленного на вовлечение жителей сельской местности в систему местного самоуправления и возрождение института старост во всех регионах России.

На территории Ленинградской области в соответствии с областным законом от 15 июня 2010 года № 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» расположено 2 944 населенных пунктов, на территории 2 374 населенного пункта осуществляют свою деятельность старосты и общественные советы, возглавляемые старостами, что составляет 80,6 %.

По состоянию на 1.01.2017 года в регионе активно работают 1 693 старост. В 2013 году их было — 1510, в 2014 году — 1583, в 2015 — 1655. Наблюдается увеличение числа старост на 11 %.

Из 1 693 старост 1 116 избраны напрямую на собраниях граждан (66%), 577 старост избраны из состава общественного совета (34% от общего числа старост).

Наибольшее число старост и общественных советов, возглавляемых старостами, в Лужском — 185 (10,9%), Гатчинском — 183 (10,8%), Волосовском — 156 (9,2%), Кингисеппском — 133 (7,8%), Выборгском районах — 117 (6,9%).

Наибольшее число старост, избранных напрямую на собраниях граждан, в Волосовском — 136 (12%), Гатчинском — 125 (11,2%), Лужском — 119 (10,6%), Сланцевском — 96 (8,6%), Выборгском — 85 (7,6%).

Наибольшее число старост, избранных из состава общественных советов в Лужском — 66 (11,4%), Гатчинском — 58 (10%), Кингисеппском — 58 (10%), Ломоносовском — 45 (7,8%), Тосненском — 41 (7,1%), Бокситогорском районах — 41 (7,1%).

В год реализации закона — 2013 — 144 поселения получили субсидии на общую сумму 60 378 тысяч рублей и реализовали 86% выделенных средств. Более 10 тысяч жителей приняло участие в собраниях граждан, реализовано более тысячи предложенных мероприятий.

В 2014 году было принято решение об увеличении средств на поддержку старост в два раза. В результате в реализации закона приняли участие уже 166 поселений. Перечисленные субсидии на сумму 139 203 тысяч рублей были реализованы на 97%.

В 2015 году охват поселений увеличился, в реализации закона приняли участие все 174 поселения, имеющие право на получение субсидий, из 199 существующих. В 2015 году средства субсидий увеличены до 209 720 тысяч рублей, в 2016, 2017 и 2018 годах выделение из бюджета 210 миллионов рублей ежегодно.

Выделенные деньги были потрачены на мероприятия по многим направлениям, наиболее востребованными из которых оказались ремонт грунтовых дорог, благоустройство населенных пунктов, обеспечение пожарной безопасности, организация сбора и вывоза бытовых отходов, ремонт систем водоснабжения, ремонт уличного освещения.

Учитывая, что областной закон № 95-оз распространяет свое действие только на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами, был принят областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз, который позволил создать условия, способствующие развитию иных форм местного самоуправления на части территорий муниципальных образований, являющихся административными центрами (общественных советов).

Это закон о мерах государственной поддержки общественных советов в административных центрах поселений, поскольку в административных центрах проживает 80% населения области. Законом предусматривается создание общественных советов из представителей населения. В Ленинградской области всего 200 административных центров.

Из 200 административных центров Ленинградской области в 182 созданы общественные советы, что составляет 91 %. По состоянию на 1 января 2017 года в административных центрах Ленинградской области создано 403 общественных советов.

Наибольшее количество общественных советов в Гатчинском — 42 (10,4%), Лужском — 41 (10%), Приозерском — 30 (7,4%), Волховском — 29 (7,2%), Всеволожском районах — 28 (7%).

15 января 2018 года принят областной закон № 4-оз «О внесении изменений в областной закон «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления», который вступит в силу с 1 сентября 2018 года. Общественные советы, старосты, избранные до вступления в силу областного закона от 15 января 2018 года № 4-оз, продолжают действовать до окончания срока своих полномочий. Общественные советы, не соответствующие требованиям части 6 статьи 3 областного закона от 15 января 2018 года № 4-оз (количество членов общественного совета должно быть нечетным и составлять не менее 3 человек и не более 7 человек) подлежат досрочному переизбранию в период с 1 сентября 2018 года до 1 января 2019 года.

15 января 2018 года принят областной закон № 3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области», в соответствии с которым, областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз «О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений» утрачивает силу с 1 февраля 2018 года. Общественные советы, избранные (сформированные) в соответствии с положениями областного закона от 12 мая 2015 года № 42-оз, срок полномочий, которых не истек, подлежат преобразованию (инициативные комиссии, количество членов должно быть нечетным и составлять не менее трех человек и не более семи человек) в соответствии с требованиями статьи 3 областного закона от 15 января 2018 года № 3-оз.

www.lenoblzaks.ru

Это интересно:

  • Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр образец Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр образец Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам? За […]
  • Разрешение cmyk Разрешение cmyk 8 (988) 243-22-77 Часы работы офиса: Пн. с 10:00 до 18:00 Вт-Пт. с 09:00 до 19:00 Сб. с 10:00 до 16:00 Выходные — воскресенье . Актуальность цен уточняйте по телефону Подготовка файлов для широкоформатной печати: Цветовая модель - CMYK Форматы […]
  • Правила сдачи егэ по истории ЕГЭ по истории Коротко об экзамене Если вы читаете эту статью, значит, история уже успела занять свое место среди тех предметов, которые вы решили сдавать в формате ЕГЭ в 2018 году. Что ж, это смелое решение! Прочитав следующий абзац, поймете почему. В 2017 году ЕГЭ по […]
  • Работа юриста в москве от прямых работодателей без опыта работы Работа: Юрист Москва 2 130 вакансий Тысячи интересных вакансий юриста в Москве на Trud.com Вакансии юриста всегда актуальны – столица растет, появляются новые юридические конторы, которые подбирают специалистов. Даже без опыта работы можно подыскать себе место. Конечно, […]
  • Гпк представительство в суде доверенность Доверенность на представление интересов в суде Одним из прав участвующего в деле лица является право выдать доверенность на представление интересов в суде своему представителю. При рассмотрении гражданских исков это может быть любое лицо, которое, по мнению стороны дела, […]
  • Право собственности на автомобиль возникает Договор купли-продажи автомобиля заключен 23.12.2013, автомобиль зарегистрирован в ГИБДД. Срок оплаты по договору - 5 дней, но фактически оплата будет производиться в январе 2014 года. Автомобиль стоимостью более 40 000 рублей и сроком полезного использования более 12 […]
  • Закон об образовании в пермской области Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК"Об образовании в Пермском крае" С изменениями и дополнениями от: 6 сентября, 6 ноября, 1, 22 декабря 2014 г., […]
  • Пуэ глава 71 правила устройства электроустановок Пуэ глава 71 правила устройства электроустановок Глава 1.1. Общая часть (редакция 2002 г.) 1.1.1-1.1.18. Область применения. Определения 1.1.19-1.1.39. Общие указания по устройству электроустановок Глава 1.2. Электроснабжение и электрические сети (редакция 2002 […]