Закона о торговле розничная торговля

| |0 Comment

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Приближение побочных эффектов

Федеральный экспертный центр «Платформа», специализирующийся на социологии и сценарных разработках, завершил исследование, посвященное влиянию на продовольственный рынок принятых в прошлом году поправок в закон о торговле. Исследовательский проект реализуется при поддержке Союза потребителей России. Результаты получены на основе опросов значительной группы специалистов в сфере ретейла и среди компаний-поставщиков продовольствия, а также учитывают данные количественной социологии — опросов населения, проводимых «Платформой» ранее.

Госрегулирование самоотрегулировали

Одним из ключевых выводов стала констатация того, что рынок в целом адаптировался к поправкам и находится в стабильном равновесии, сохраняет потенциал развития и привлекательность для инвесторов.

Благодаря зрелости и устойчивости рынка, его участники смогли самортизировать побочные последствия административного регулирования, используя накопленный в отрасли опыт рыночного саморегулирования. Кроме того, к компромиссным решениям подталкивают общеотраслевые риски, связанные с падением потребительского спроса.

Отправка «пакета»

Целью поправок в закон о торговле было оказание поддержки поставщикам продовольствия. В качестве инструмента использовалось административное регулирование процедур, определяющих финансовые и другие отношения поставщиков с ретейлерами.

Были законодательно сокращены отсрочки оплаты ретейла за уже поставленные продукты, ограничен размер вознаграждения ретейлерам от поставщиков за ускоренный оборот товара (ретро-бонусы). При этом общая доля услуг ретейлеров поставщикам, включая логистику, упаковку и продвижению продукции, не должна превышать 5 процентов (ранее — 10 процентов) в цене товара.
Законодатели рассчитывали также, что эти меры окажут положительное воздействие на цены для потребителей.

На рынке фейерверка не ожидается

Оценивая эффект принятых поправок, эксперты практически едины в том, что поправки в закон о торговле, вступившие в силу с января 2017 года, не оказали определяющего влияния на рынок продовольствия.

Отдельные эксперты, характеризуя поправки, на первый план выдвигают функцию «инструмента давления на сектор экономики» (эксперт — представитель ассоциации потребителей). На практике закон не привел к заметному перераспределению влияния на продовольственном рынке. Он не стал для рынка фактором прогресса или регресса.

Исходно создав отдельные преференции для поставщиков, закон не вызвал существенных негативных последствий для ретейла. Незначительность последствий вызвала недоумение у части экспертов, не обнаруживших у закона очевидных бенефициаров.

Флуктуации на стыке поставщиков и ретейлеров

Еще одна часть экспертов указывает на стык рабочего взаимодействия поставщиков и ретейлеров, полагая, что на этом «пятачке» сосредоточены видимые эффекты поправок.

Из них некоторые плюсы для себя могут извлечь поставщики. В частности, сокращение сроков оплаты поставок со стороны ретейла дает им возможность оптимизировать оборотный капитал и ослабить зависимость от рынка кредитов. Соответственно, поле финансового маневра несколько сузилось для ретейла, считает эксперт от розничной компании, так как до начала действия поправок «отсрочка платежей поддерживала их финансовые показатели».

По промежуточной отчетности не прослеживается негативного влияния на финансовые показатели. Фиксируется небольшой рост у продуктового ретейла, и несколько более высокий у компаний-поставщиков.

Среди опрошенных поставщиков и ретейлеров практически никто не назвал свою сторону благоприобретателем, считая выигравшими своих контрагентов.

Что получили потребители

Для интересов конечного потребителя поправки оказались нейтральными. Опрошенные эксперты рынка не наблюдают сокращения привычного для покупателей ассортимента. Цены на продукты меняются под определяющим влиянием инфляции, а не собственных действий участников рынка.

Напротив, действия ретейлеров эксперты комментируют как сопротивление давлению инфляции. Торговые сети предпочитают компенсировать потери, оптимизируя бизнес-процессы. Задействовать инструменты торговой наценки сейчас не в интересах ретейла, которому важнее не оттолкнуть потребителя. «По факту мы видим, что цены выросли не больше, чем на размер инфляции — которую ретейлеры, ввиду обострившейся конкуренции, сдерживают еще сильнее», — сообщает эксперт от розничной торговли.

Ряд эскпертов-поставщиков отмечает некоторое снижение потребительских цен на их продукцию: «Во всяком случае, по нашей группе товаров — бакалейной продукции — мы даже видим снижение цен в розничной торговле».

Рынок на развилке — перед лицом отсроченных рисков

Значительно большую тревогу среди специалистов вызывают идеи усилить регулирование отрасли за счет дальнейшего административного воздействия, в частности, регулирования ценовых надбавок, установления потолка цен и прочие.

Стоит иметь в виду, что реальный разброс только опубликованных на данный момент взглядов на административное регулирование значительно шире. Лоббистское противоборство может результироваться в пакете плохо согласованных между собой поправок. «Закон — лекарство понятное, — комментирует эксперт. — Но неизбежные побочные эффекты существенно мешают выздоровлению». В этом случае возможны серьезные дисбалансы на рынке.

В экспертных сценариях названы вероятные последствия. Среди негативных последствий средней тяжести — распад конкурентных механизмов с общей деградацией отрасли; разрыв логистических и торговых связей с исчезновением национального рынка продовольствия; вымывание из торгового оборота целых товарных групп и заполнение прилавков низкокачественными продуктами. А в самом тяжелом варианте прогнозируется переход к «венесуэльскому сценарию».

Ситуация на рынке продовольствия все еще остается в движении, так как последствия поправок проявляются с неодинаковой скоростью. Но более медленные сдвиги могут оказаться не только более неожиданными, но и более серьезными и долгосрочными.

После того как «сетям ограничили ретро-бонусы, многие от них вообще отказались», говорит представитель розницы. Под влиянием снижения покупательского спроса, сети с осторожностью берутся за продвижение незнакомых покупателю товаров.

Традиционно ретейлеров мотивируют к ускорению оборота своей продукции поставщики, возвращая сетям часть уже внесенной оплаты в виде ретро-бонуса. Но мотивация ретейла понизилась из-за двойного ограничения размера оплаты их услуг: как совокупной платы за сервис, так и специально ретро-бонуса.

Мотивируется только консерватизм ретейлеров в отборе поставщиков и обновлении ассортимента. Часть экспертов полагает, что в этом случае конкурентные механизмы рынка будут серьезно ослаблены. В результате затруднится выход на рынок новых производителей и поставщиков продовольствия.

Из-за отложенных рисков непредвиденные последствия только начинают разворачиваться. Побочные следствия поправок могут ударить по тому самому рыночному сегменту, который эти поправки должны были поддержать.

Специалисты рекомендуют взять паузу

Уточненная оценка рынка, учитывающая полные итоги 2017 года, станет возможна после публикации компаниями годовой финансовой отчетности. Появятся также данные о том, как административное регулирование повлияло на инвестциклы и планы развития участников рынка. Эксперт, крупный ретейлер подтверждает, что на серьезные вложения «компании пойдут, когда будут понимать, что правила игры хоть какое-то время неизменны».

Многие опрошенные специалисты полагают, что частые изменения в правовом поле ухудшают положение вне зависимости от содержания поправок. Законодательная лихорадка препятствует долгосрочному видению рынка и планированию, она раскачает негативные ожидания и вызовет отток инвестиций.

Потребует времени анализ постепенно дающих знать о себе отсроченных рисков, которые могут оказаться более серьезными, чем представляется. Коррекция рыночной ситуации, чтобы не усилить уже возникшие риски, должна учесть вероятность перекрестных эффектов между предлагаемыми и действующими нормами.

Чаще всего оптимальной контрольной точкой опрошенные эксперты называли осень 2018 года. Законодательную паузу до следующей осенней сессии рекомендуют взять, подчеркивая социальное значение рынка продовольствия, требующее осмотрительности в электоральный период.

Всероссийский опрос, проведенный в апреле 2017 года, позволяет оценить последствия нарушения установившегося на рынке баланса для большинства населения. Сегодня 65 процентов жителей страны покупают в сетевых магазинах хлеб, молочные продукты, муку, крупы, макароны и другие необходимые продукты.

Покупатели довольно требовательны к торговле как «миру потребления». Их предпочтения на рынке продовольствия не описываются как приоритет цены. Это более сложный комплекс значимых параметров. Ради сокращения цен мириться с падением качества продуктов не готовы 88 процентов граждан России, с ухудшением качества обслуживания — 83 процента, с дефицитом продуктов первой необходимости — 80 процентов. На этом фоне упрощенные административные решения могут дать обратный социальный эффект.

m.lenta.ru

Новое в законе о торговле

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.
  • Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.
  • В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция здесь:

    Основные понятия

    В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.
  • Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

    В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

    Поправки в закон о торговле

    Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

    Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

    Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.
  • Отсрочка платежа по закону о торговле

    Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

    • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
    • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
    • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

    В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

    Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

    Выездная торговля

    Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

    У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

    Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

    210fz.ru

    Регулирование торговли: новые правила взаимодействия поставщиков и ретейлеров

    В июле прошлого года был принят, а затем поэтапно вступал в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ), который внес существенные поправки в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле). И хотя с момента вступления этих изменений в силу прошло уже немало времени, практика показывает, что далеко не все ретейлеры готовы работать по новым правилам.

    По поручению Правительства РФ антимонопольное ведомство в настоящее время проводит проверки соблюдения розничными торговыми сетями Закона о торговле в новой редакции. Предварительные итоги этого анализа были отражены в докладе, размещенном на официальном сайте ФАС России в конце марта этого года (далее — доклад ФАС России) 1 .

    Как отмечается в докладе ФАС России, результаты проведенных проверок свидетельствуют о низкой осведомленности как хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (региональные и муниципальные торговые сети), так и поставщиков об изменениях, внесенных в Закон о торговле Законом № 273-ФЗ.

    То есть, хотя изменения вступили в силу уже довольно давно, практика свидетельствует о трудностях, связанных с переходом к новым правилам. И эти проблемы не всегда вызваны недобросовестностью отдельных игроков рынка.

    Нововведения в целом направлены на ужесточение регулирования в отношении торговых сетей и защиту интересов поставщиков. В подобных мерах есть как свои безусловные плюсы, так и скрыто заложенные отрицательные эффекты.

    Так, например, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) накануне принятия Закона № 273-ФЗ выступала с его критикой 2 , говоря о негативных последствиях для всех участников рынка. Тем не менее, как подтвердили и члены АКОРТ: «Мы признаем, что в отношениях между торговыми предприятиями и поставщиками существует целый ряд вопросов, настоятельно требующих решения. Нужно найти решения, которые носили бы рыночный характер, обеспечили бы сохранение стабильности в торговой сфере и разумно перенастроили баланс интересов в таком ключе, в каком это необходимо для устойчивого развития потребительского рынка России и эффективного удовлетворения запросов потребителей в высококачественных и доступных товарах».

    Практика должна продемонстрировать, как складывается взаимодействие участников рынка после реформы. Доклад ФАС России, выводы которого хотя и носят предварительный характер, весьма показателен в этом смысле.

    Антимонопольной службой была проведена 701 проверка торговых сетей (как федерального и регионального, так и местного значения). В 69 регионах были выявлены нарушения, а в 1261 из 11 266 проанализированных договоров (11%) нашлись несоответствия законодательству 3 .

    Сфера действия Закона о торговле

    Закон о торговле — это комплексный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы, связанные со статусом организаций, занимающихся торговой деятельностью, государственным (в том числе антимонопольным) контролем торговой деятельности, мерами по ее развитию. В нем раскрывается комплекс ключевых понятий регулируемой сферы, таких как, например, «торговая сеть», «продовольственные товары», «услуги по продвижению товаров», «оптовая и розничная торговля», «продовольственные товары» и др. При этом действие Закона о торговле не распространяется на такие виды деятельности, как:

    1) внешнеторговая деятельность;

    2) деятельность по проведению организованных торгов;

    3) деятельность по продаже товаров на розничных рынках;

    4) купля-продажа ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

    Нововведения Закона № 273-ФЗ

    ► Определено понятие «услуги по продвижению товаров».

    Подобного рода услуги оказываются торговыми сетями в интересах поставщиков и связаны с продвижением продовольственных товаров, в том числе путем их рекламирования, осуществления специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на их продвижение.

    Перечень таких услуг не ограничен и является открытым. Квалификация услуг должна производиться по их целевой направленности — продвижение товаров поставщиков.

    ► Доступ к информации об условиях отбора контрагентов.

    Новой редакцией Закона о торговле предусмотрена обязанность ретейлеров обеспечивать поставщикам продовольственных товаров доступ к сообщению об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в интернете.

    Такая же обязанность есть и у поставщиков продовольственных товаров. Более того, вдобавок к сведениям, указанным выше, поставщики должны предоставлять доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.

    Ранее Закон о торговле (ч. 1 и 2 ст. 9) предусматривал возможность получения такой информации (от обеих сторон) на безвозмездной основе по запросу стороны в течение 14 дней со дня его получения. Теперь же соответствующая информация должна быть размещена на сайте в интернете, а значит, для доступа к ней любого лица не требуется даже делать запрос.

    Антимонопольные органы выявили 154 случая нарушения этих правил (12% от общего количества нарушений). Однако при этом отмечается, что у многих региональных и муниципальных торговых сетей вообще нет сайтов в интернете. Вдобавок отсутствие в Законе о торговле четкой регламентации содержания, состава информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и существенных условиях такого договора затрудняет возможность объективной оценки полноты такой информации и порождает различные толкования данной нормы как участниками рынка, так и территориальными антимонопольными органами и судами (см., например, Определение ВАС РФ от 02.08.2012 № ВАС-9921/12 по делу № А60-35180/2011, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2012 по делу № А79-4836/2011, АС Московского округа от 15.09.2015 № Ф05-12326/2015 по делу № А40-139000/14).

    ► Ограничение размера вознаграждений (ретробонусов) торговых сетей.

    Не секрет, что торговые сети во взаимоотношениях с поставщиками активно практикуют взимание в свою пользу вознаграждения (так называемых ретробонусов) за приобретенные товары и оказание услуг по продвижению товаров (притом что перечень таких услуг не ограничен).

    До 15 июля 2016 г. действовали следующие правила:

    1) вознаграждение за объем поставленных товаров не могло превышать 10% от цены таких товаров;

    2) не было указаний, должен ли предельный размер вознаграждения рассчитываться с учетом НДС и акцизов, но Минфин России издавал разъяснения (см., например, письмо от 12.01.2011 № 03-07-11/03), согласно которым при расчете ретробонусов должны учитываться суммы налогов;

    3) стоимость услуг по продвижению товаров не включалась в расчет предельной суммы ретробонусов.

    С принятием Закона № 273-ФЗ правила изменились:

    1) вознаграждение за количество поставленных товаров и услуг по их продвижению в совокупности не может превышать 5% от их стоимости;

    2) суммы НДС и акцизов при расчете предельного размера ретробонусов не учитываются.

    Что касается вознаграждения за объем поставленных товаров, то условие о нем может включаться в виде фиксированной суммы как в сам договор поставки, так и рассчитываться в виде процента от стоимости приобретенных торговой сетью продовольственных товаров. Для услуг по продвижению товаров действуют особые правила (см. следующий пункт).

    Именно на эти положения Закона о торговле приходится 22% от общего количества нарушений. При этом антимонопольное ведомство выявляло в том числе следующие виды подобных нарушений:

    1) торговые сети формально приводили договоры на поставку продовольственных товаров в соответствие с требованиями закона и вместе с тем обеспечивали заключение договоров на оказание услуг с иной подконтрольной организацией, что приводило в конечном счете к выплате поставщиками вознаграждения свыше 5%;

    2) с некоторыми поставщиками в договоре поставки торговые сети предусматривали максимальный размер вознаграждения (5%), но при этом заключали и договоры на оказание поставщикам маркетинговых услуг, что опять же приводило к суммарному превышению 5-процентного лимита.

    ► Услуги по продвижению продовольственных товаров торговые сети могут оказывать только на основании отдельного договора оказания услуг.

    Включение условий об оказании подобных услуг в договор поставки более не допускается. Они должны быть указаны в договоре возмездного оказания услуг.

    По мнению ФАС России (см. письмо от 22.07.2016 № АК/50406/16), плата за оказание таких услуг должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости. Объясняется это следующим. Если услуги по продвижению товаров, оказываемые торговой сетью, являются одинаковыми для всех поставщиков, то затраты в отношении каждого из них окажутся идентичными. Установление же стоимости в виде процента от общей стоимости всех приобретенных продовольственных товаров приведет к установлению разных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков. Подобные действия подпадают под антимонопольный запрет п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

    ► Сокращены предельные сроки оплаты продовольственных товаров.

    1. В отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, срок оплаты не должен превышать восьми рабочих дней (ранее — десяти рабочих дней).

    2. В отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен от десяти до 30 дней включительно, срок оплаты не должен превышать 25 календарных дней (ранее — 30 календарных дней).

    3. В отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, срок оплаты не должен превышать 40 календарных дней (ранее — 45 календарных дней).

    Ранее указанные сроки отсчитывались со дня приемки товаров, теперь же должны исчисляться со дня фактического получения товаров торговой сетью.

    Раньше, если поставщик не передавал документы на поставку продовольственных товаров, ретейлер имел право соответственно увеличить срок оплаты товаров на период предоставления документов. Теперь увеличение срока оплаты на этом основании не допускается. В Законе о торговле прямо указано (ч. 8 ст. 9), что поставщик обязан передать документы, относящиеся к поставке товаров, не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения товаров ретейлером.

    Такое изменение направлено на ограничение злоупотреблений со стороны торговых сетей, которые не оплачивали поставляемые им товары под предлогом непредставления поставщиком необходимых документов.

    В докладе ФАС России отмечается, что нарушения этих положений Закона о торговле составили 34% от общего количества выявленных нарушений.

    ► Уточнен перечень запретов для поставщиков и ретейлеров.

    Указанные ограничения и запреты являются безусловными, из них не имеется каких-либо исключений.

    Торговым сетям и поставщикам запрещается:

    1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

    2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

    3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика таких товаров;

    4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

    Гарантией соблюдения этих запретов стало введение в КоАП РФ административной ответственности за их нарушение (ст. 14.40).

    ► Антимонопольные правила: действующие лица.

    Теперь установленные главой 3 Закона о торговле антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу. Для определения того, что имеется в виду под группой лиц и как установить ее состав, необходимо обратиться к ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

    Исходя из этого, было скорректировано и определение понятия «торговая сеть». Сейчас под торговой сетью понимается «совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации». Ранее Закон о торговле вместо антимонопольной категории «группа лиц» оперировал понятием «нахождение под общим управлением». Таким образом использование понятийного аппарата Закона о защите конкуренции позволяет применять и уже наработанную антимонопольными органами практику.

    Более того, все разъяснения ФАС России, подготовленные в рамках применения ст. 10 Закона о защите конкуренции, могут быть применимы и к положениям ст. 13 Закона о торговле с учетом особенностей субъектного состава.

    ► Антимонопольные правила: запреты.

    Всем участникам рынка (как ретейлерам, так и поставщикам) запрещается:

    1) создавать дискриминационные условия (определяются в соответствии с Законом о защите конкуренции);

    2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;

    3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

    4) навязывать контрагенту невыгодные для него условия или условия, явно не относящиеся к предмету договора (примеры подобных условий установлены в ст. 13 Закона о торговле).

    ► Антимонопольные правила: ограничение приобретения дополнительных торговых площадей.

    Данные ограничения распространяются на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. Указанные лица не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов. Под приобретением дополнительных торговых площадей понимается как собственно их приобретение, так и установление владения через договор аренды, ввод здания в эксплуатацию, участие в торгах. При этом на сделки, которые были совершены до 15 июля 2016 г., данное ограничение не распространяется.

    Цели данных запретов понятны — создание возможностей для развития ретейлеров на рынке «по горизонтали», способствование созданию конкурентной среды. Предполагается, что данные меры поддерживают субъектов малого и среднего и бизнеса и должны в конечном счете положительно сказаться на гражданах-потребителях.

    ► Антимонопольные правила: запрет на договор комиссии.

    Данный запрет имелся в Законе о торговле и раньше, однако Закон № 273-ФЗ его уточнил.

    Поставщикам и ретейлерам запрещается в рамках осуществления торговой деятельности заключать, а равно и исполнять договор, по которому товар передавался бы для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар. К таким договорам относятся: договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров.

    Исключения составляют случаи заключения договоров внутри одной группы лиц или между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.

    ► Антимонопольные правила: иммунитеты.

    Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), за исключением навязывания контрагенту невыгодных для него условий или условий, явно не относящихся к предмету договора, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона защите конкуренции.

    Также с вступлением в силу Закона № 273-ФЗ антимонопольные запреты Закона о защите конкуренции более не распространяются на:

    1) поставщиков, выручка которых (их группы лиц) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн руб.;

    2) торговые сети, совокупная выручка которых от реализации товаров за последний календарный год также не превышает 400 млн руб.

    ► Изменения в КоАП РФ.

    Теперь наказуемо не только заключение недопустимых договоров (включение недопустимых условий), но и их исполнение (реализация). Однако, как отмечает ФАС России, если проверить соответствие условий договоров требованиям закона уже возможно, то в целом ситуацию по их реализации пока оценить трудно (например, на момент проверки положения договоров об оказании услуг еще не применялись либо услуги не были оказаны).

    Вступление изменений в силу. Переходный период

    Все заключаемые с 15 июля 2016 г. договоры должны соответствовать Закону о торговле в новой редакции. Для приведения уже заключенных договоров в соответствие с новыми правилами был предусмотрен переходный период — до 1 января 2017 г. Если же договоры изменены не были, соответствующие условия договоров считаются утратившими силу.

    Таким образом, хозяйствующим субъектам необходимо проверить все заключенные договоры с целью выявления устаревших положений и внести соответствующие корректировки. Сделать это можно, например, оформив дополнительное соглашение к договору.

    Следует отметить, что ФАС России ведет активную разъяснительную работу по вопросам, связанным с применением обновленного Закона о торговле, в рамках которой были подготовлены письма от 22.07.2016 № АК/50406/16, от 05.09.2016 № АК/60976/16, от 13.09.2016 № АК/63121/16, от 18.11.2016 АК/19913/16. Данные разъяснения призваны обеспечить единообразное понимание внесенных изменений, и участникам рынка можно порекомендовать обращаться к ним в случае возникновения спорных ситуаций.

    www.eg-online.ru

    Это интересно:

    • Местный бюджет налог на имущество Какие налоги и в какие бюджеты мы платим? Как известно в России трёхуровневая бюджетная система - это федеральный, региональный и муниципальный бюджеты. Налоговая система включает в себя те же уровни, которые пополняются соответствующими налогами и сборами. Федеральные […]
    • Претензия в жэк по затоплению Как написать претензию в ЖЭК о затоплении квартиры Бывает, что по возвращении домой можно встретить неприятный сюрприз в виде воды на полу и пятен на потолке. Самое главное – узнать и устранить причину затопления и защитить самые ценные предметы. После этого необходимо […]
    • Рд правила производства и приемки работ Рд правила производства и приемки работ РАЗРАБОТАНЫ НИЦ "Охрана" ВНИИПО МВД России ГУВО МВД России ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ ГУВО МВД России РАЗРАБОТЧИКИ А. А. Антоненко, В. Г. Синилов, В. Л. Беляев ВВЕДЕНЫ взамен ВСН 25.09.68-85 СОГЛАСОВАНО СПАСР УВД РОССИИ 12 […]
    • Госпошлина за приватизацию квартиры 2018 Стоимость процедуры приватизации квартиры в 2017 году В 90 годах государство дало право гражданам РФ оформить бесплатно приватизацию на свое жилье. Но многие не торопились со сбором и подготовкой всех документов или откладывали все на потом. Теперь рассмотрим, какие […]
    • Государственные и муниципальные учреждения закон Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 9.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г. Статья 9.1 . Государственные, муниципальные учреждения См. […]
    • Субсидия на жкх псков Как оформить субсидию на жилье и коммуналку В связи с повышением тарифов вопрос получения жилищных субсидий стал особенно актуальным. И если вчера кому-то было лень собирать огромную кипу документов для скидок на квартплату, то уже завтра это может стать вопросом […]
    • Вписать в страховку стаж 2 года Сколько стоит вписать в страховку ОСАГО водителя? Цена второго водителя в полисе Сама процедура добавления нового человека в ОСАГО бесплатна. Более того, количество вписываемых людей не ограничено. Даже несмотря на то, что полей в полисе для водителей – ограниченное […]
    • Закон о судей и их секретарей ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Полномочия Председателя Конституционного Суда обозначены в статье 24 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и параграфе 2 Регламента Конституционного Суда. Полномочия Председателя сокращены в […]