Целью приватизации является а изменение отношений собственности

| | 0 Comment

Приватизация и изменение отношений собственности в российской экономике 90-х годов Чжо Ен Кван

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чжо Ен Кван. Приватизация и изменение отношений собственности в российской экономике 90-х годов : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.01 : Москва, 2001 161 c. РГБ ОД, 61:02-8/1000-3

Содержание к диссертации

Глава 1. Российский приватизационный процесс: содержание и динамика 9

1-1. Организационно-правовые методы процесса приватизации государственной собственности 9

1-2. Приватизация в России и других странах с переходной экономикой: сравнительный анализ 32

Глава 2. Становление смешанной собственности в России 52

2-1. Формирование многообразия форм отношений собственности 52

2-2. Новая роль государственной собственности 84

Глава 3. Результативность российской приватизации 97

3.1. Социально — экономические параметры приватизации 97

3-2. Новые формы собственности и хозяйствования: эффективность управления 1 21

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Процесс приватизации и преобразование отношений собственности представляют собой основу экономических реформ в России. В условиях перехода от плановой экономики к рыночной задача преобразования отношений собственности имеет особое значение.

В российской экономике в начале 90-х годов официально начался этот процесс. Выбор направлений и форм приватизации осуществляется в ходе острых дискуссий. В процессе приватизации пройдены крупные этапы. В результате частная собственность заняла господствующие позиции в экономике страны. Но этот процесс еще не завершен, потому что преобразование отношений собственности имеет длительный характер. Необходимо дальнейшее продолжение структурных изменений собственности.

До сих пор продолжается — дискуссия по основным

направлениям развития и преобразования государственной собственности. Опыт передовых стран показал, что в развитии экономики страны немалую роль играет государственная собственность.

В России изучение роли государственной собственности особенно актуально, поскольку в государственной собственности находятся стратегически важные для страны объекты. Поэтому сохраняется необходимость государственного регулирования отношений собственности.

В настоящее время управление новыми формами собственности становится важной задачей. Для того, чтобы решить назревшие

задачи эффективного управления — необходима инвентаризация результатов приватизации и возможна частичная национализация.

Можно оценить результаты преобразования отношений собственности с разных точек зрения. Несмотря на обширную литературу, посвященную изменениям отношений собственности, до сих пор недостаточное внимание уделяется изучению совокупных социально-экономических результатов, позволяющих более обоснованно оценить саму приватизацию. Становится очевидным, что исследование процесса приватизации и изменения отношений собственности остается весьма актуальной задачей.

Анализ этой темы актуален и для Республики Кореи, так как в настоящее время преобразование государственной собственности является одной из важных задач экономических реформ в стране. Поэтому изучение этого процесса в России помогает выработать методы проведения в будущем преобразований государственной собственности в Корее. После возможного объединении Северной и Южной Кореи проблема реформирования государственной собственности станет весьма важной проблемой.

Объектом исследования работы являются отношения собственности в российской экономике. Предметом исследования

является формирование новых экономических субъектов в процессе приватизации в российской экономике.

Степень разработанности проблемы.

Анализ развития приватизации и изменений отношений собственности занимает значительное место в российской и

зарубежной экономической литературе. Без увеличения можно сказать, что эта проблема находилась в центре внимания в 90-х годах. Данной проблематике посвящены труды Л. Абалкина, В. Виноградова, С. Глазьева, Р. Гринберга, Г. Клейнера, Р. Капелюшникова, Я. Корнай, В. Кошкина, В. Куликова, В. Кулькова, Д. Львова, Б. Мильнера, Д. Никологорского, Ю. Перевалова, А. Радыгина, Э. Рудыка, А. Селезнева, Дж. Стиглица, Е. Торкановского, С. Тумасянца, В. Шупыро, В. Черковца, Д. Эллермана, Р. Энтова. В этих работах исследуются проблемы развития процессов приватизации и формирования новых форм собственности.

В публикациях В. Власова, С. Комарицкиого, О. Крапивина, О. Скворцова, Е. Суханова, уделяется особое внимание правовым аспектам приватизации и собственности.

Проблемы формирования российских интегрированных предприятий затрагиваются российскими экономистами Ю. Винславом, С. Якутиным, В. Дементьевым и др.

Очевидно, что избранная тема диссертационного исследования остается в центре внимания экономистов.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью данного исследования является анализ процесса приватизации, становления новых форм собственности и их социально-экономических последствий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать специфические особенности процесса приватизации в российской экономике;

сравнить специфику российской приватизации с аналогичными явлениями в странах Восточной Европы;

выявить особенности и формы новых отношений собственности;

проанализировать современную роль государственной собственности;

рассмотреть социально-экономические результаты

определить специфику новых форм управления приватизированными объектами и государственной собственностью.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Теоретическую базу работы составили труды современных российских и зарубежных экономистов, работающих в области общей экономической теории, исследования-трансформационных процессов и проблем приватизации, новых форм собственности и их управления, в особенности государственной собственностью.

Методологической основой работы являются системный подход
к исследуемым явлениям, сравнительные методы анализа.

Информационной базой исследования послужили статистические публикации и официальные документы РФ.

Научная новизна работы.

Новизна диссертации заключается в следующих выводах:

определены специфические черты преобразования отношений собственности в России; выявлены особенности приватизации в отдельных странах Восточной Европы. Российская

приватизация отличается от моделей приватизации других стран по методам, принципам и роли частного сектора.

раскрыта специфика основных форм собственности, которые характеризуются развитием малого бизнеса и образованием смешанной формы собственности. В ходе процесса приватизации в России сформирована корпоративная форма собственности, включая ФПГ, холдинги, имеющих большую долю государства. Наряду с крупными корпоративными формами собственности малый бизнес стал важным хозяйственным субъектом российской экономики.

выявлены социально-экономические результаты российской приватизации и дана оценка их эффективности. В целом приватизация уже начала приносить положительные результаты. Приватизированные предприятия, как правило, опережают государственные предприятия по разным экономическим показателям.

систематизированы особенности управления хозяйственными структурами на базе новых форм собственности, которые позволили сделать вывод о необходимости активизации государственного регулирования в управлении новыми структурами. Управление своими пакетами акций является одной из важных проблем государства. В дальнейшем для решения проблемы управления новыми формами собственности необходимы инвентаризация результатов приватизации и частичная национализация проблемных приватизированных объектов.

Практическая значимость работы.

Выводы диссертации могут быть полезны государственным и хозяйственным организациям при формировании политики, направленной на эффективное преобразование отношений

собственности в России, а также при выработке государственной политики по осуществлению приватизации в Корее, особенно после возможного объединении Южной и Северной Кореи.

Организационно-правовые методы процесса приватизации государственной собственности

Реформирование отношений собственности является одной из ключевых проблем переходного периода. Как свидетельствует исторический опыт России и других стран, при всеобщем огосударствлении трудно обеспечить устойчивый динамичный экономический рост и высокий уровень жизни всех слоев населения. Другими словами, всеобщая монополия государственной собственности не показала своей исторической перспективы. В России в 1992 году официально начался процесс реформирования отношений собственности путем приватизации государственной собственности. С определенной условностью можно говорить о начале этого процесса уже в 1987-1988 г. Процесс приватизации в России проводился по государственным программам приватизации и на основе указов президента России. Ответственными ведомствами стали Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество)1 и Российский фонд федерального имущества (РФФИ). В 1987 г. принятие Закона о государственном предприятии можно считать началом первого этапа процесса восстановления системы частной собственности. Этим Законом все предприятия переводились на полный хозрасчет. Закон о государственном предприятии устанавливал следующие принципы деятельности предприятия: деятельность предприятия строилась на основе государственного плана экономического и социального развития, прибыль или доход являлись обобщающими показателями хозяйственной деятельности предприятия, деятельность предприятия в условиях полного хозяйственного расчета осуществлялась в соответствии с принципом социалистического самоуправления. Следующим шагом на пути воссоздания системы частной собственности стал переход государственных предприятий на аренду и широкое кооперативное движение. Первые арендные предприятия появились после принятия в мае 1988 г. «Общих методологических положений по аренде государственного предприятия трудовым коллективом». Эти методологические положения дали толчок развитию аренды. Наиболее важным шагом в законодательном оформлении арендных отношений стало принятие в конце 1989 г. «Основ законодательства СССР об аренде». Довольно быстро арендные отношения получили широкое развитие: в 1990 г. арендными формами было охвачено 1900 предприятий промышленности, свыше 150 строительных трестов, свыше 450 строительных управлений; 23,4 тыс. магазинов и предприятий общественного питания; 178 объединений бытового обслуживания, 397 предприятий автомобильного транспорта общего пользования. В целом удельный вес объема продукции предприятий, работающих в условиях аренды, в общем объеме продукции за 1990 г. по предприятиям промышленности СССР, составлял 4,3%. Практически одновременно с возникновением арендных предприятий с принятием 26 мая 1988 г. закона «О кооперации в СССР» началось кооперативное движение. Кооперативы наряду с индивидуальной трудовой деятельностью стали первой формой предпринимательства в СССР после, более чем полувекового перерыва. Следующим важным шагом стало принятие Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 3 июля 1991 г. Этот закон послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Фактически подготовка к масштабной приватизации началась с осени 1991 года. С самого начала заявив о приватизации как об одном из важных направлений реформы, в ноябре 1991 года российское правительство форсировало разработку приватизационного законодательства. 29 декабря 1991 года Президент РФ подписал указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», в соответствии с которым были утверждены на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 год разработанные «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год». Их реализация началась с 1 января 19-92 года. «Основные положения» стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшие старт программе приватизации в России.

Приватизация в России и других странах с переходной экономикой: сравнительный анализ

Общим для бывших социалистических стран был переход от тотального огосударствления к рыночной экономике в условиях развала административно-командной системы, разрушения старых хозяйственных связей при почти отсутствии рыночной инфраструктуры (в первую очередь банковской системы и финансовых рынков). Способ этого перехода был разным по странам. Процесс приватизации тоже проводился различным путем. В начале постсоциалистической трансформации возникла дискуссия о ее желательных темпах. Были выдвинуты две противоположные точки зрения. Одну из них наиболее последовательно сформировал и защищал Джеффри Сакс, который считал, что большую часть преобразований необходимо осуществить в очень короткий период. Для рекомендованной им программы он сам заимствовал из психиатрии наименование «шоковая терапия». Другую точку зрения выражал Питер Мэррел — он стоял за постепенную эволюционную трансформацию (эта точка зрения получила название «градуализм»). Дискуссия того времени касалась как скорости преодоления унаследованного макроэкономического дисбаланса, так и темпа преобразования институтов и отношений собственности. Некоторые из участников дискуссии объявили себя приверженцами той или иной программы в «Чистом виде». Другие заняли промежуточную позицию. Для различных категорий преобразований они предлагали различную скорость, с учетом конкретных условий. С начала постсоциалистического перехода прошло несколько лет. Опыт показал, что в отдельных странах региона преобразование отношений собственности и институтов происходило с неодинаковой скоростью. При этом решающее влияние оказали несколько исторических факторов, отношений политической власти структур и ментальности общества, — иными словами, факторы, которые ограничивали свободу действий политических лидеров и склоняли их к выбору определенного курса действий. Многообразие опыта приватизации Восточной Европы можно свести к трем основным моделям: массовая программа приватизации, продажа работникам и менеджерам предприятий, модель продажи предприятий по рыночной стоимости. Основу первой модели составляет уравнительное и бесплатное распределение среди населения прав на приобретение имущества государственных предприятий. В виде приватизационных чеков или инвестиционных купонов (ваучеров) эти права подлежат обмену на акции приватизируемых предприятий/0 Очевидно, что фискальная задача приватизации при этом варианте признается второстепенной. Преимущество этого опыта -социальная приемлемость, участие всего населении в процессе приватизации, сравнительно быстрое распределения чеков, создание инфраструктуры рыночной экономики в сжатые сроки. Проблема этого варианта — государство не тратит средств, но и не обеспечивает поступлений в казну. И в реальности на самих предприятиях быстрые изменения невозможны, смена отношений собственности формальна, а потому преодоления технической отсталости и нерентабельности не происходит. Программы массовой приватизации могут отличаться друг от друга по ряду признаков: по целям программы, по масштабам и способам управления ее реализацией, по темпам реализации, по внутренней увязанности программы и по рискам, связанными с реализацией программы. Принцип бесплатного наделения граждан частью государственной собственности не стал всеобщим в странах Восточной Европы. Наиболее масштабная массовая программа приватизация среди стран Центральной и Восточной Европы осуществлялась в Чехословакии. Предполагалось, что распределение ваучеров одновременно приведет к появлению множества мелких акционеров и росту нескольких инвестиционных фондов. Это даст толчок развитию рынка капиталов, последующей концентрации собственности у активных инвесторов и — в итоге — эффективности корпораций. Ключевую роль в купонной приватизации сыграли 434 инвестиционных приватизационных фонда (ИПФ) в период первой волны приватизации,44 когда Чехословакия была единым государством и 353 в период второй волны приватизации, которая проходила только на территории Чехии. В Чехии был взят курс на стимулирование концентрации собственности в ИПФ для последующего более эффективного корпоративного управления в интересах изначальных владельцев купонных книжек.

Формирование многообразия форм отношений собственности

В результате приватизации в России стала преобладающей новая форма собственности — частная форма собственности и на ее основе смешанная форма собственности.

Хотя во время процесса приватизации в России проявились многие отрицательные явления, новые формы собственности стали важными элементами российской экономики. Можно сказать, что дальнейшее развитие экономики в России зависит во многом от развития новых субъектов экономики.

Преобразование российской экономики в рыночную происходит на фоне формирования многообразия форм собственности и социально-экономических укладов, сложного взаимодействия старых и новых экономических институтов, возрождения хозяйственных традиций и ускорения экономических инноваций, нетрадиционной роли государства в происходящих процессах.

В становлении современной рыночной экономики важную роль играют институты частной собственности и капитала, частнопредпринимательского сектора и предпринимателя как его главного действующего лица. С точки зрения общих закономерностей процесса здесь одинаково важны малый и средний бизнес, корпоративная экономика, крупные и крупнейшиефинансово-промышленные группы (ФПГ), соответствующие механизмы организации и управления.

Организационно-правовые формы негосударственного сектора в России соответствуют сложившемуся в мировой практике делению фирм на малый бизнес и корпорации. Как в других странах, в России в малом предпринимательстве владелец сам управляет фирмой, получает прибыль и несет ответственность за результаты своей деятельности. Корпорация — эта распространенная в мире форма бизнеса. В России она представлена акционерными обществами и их интеграционными формами.

Гражданским кодексом РФ определены правовые формы коллективных хозяйствующих субъектов, составляющих основу малого бизнеса, а также следующие виды хозяйствующих субъектов: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество.

Наиболее гибкие формы корпораций — это акционерные общества. Во всех индустриально развитых странах именно они являются основной экономически господствующей формой частных предприятий. Правовые основы функционирования акционерных обществ в России отражены в Гражданском кодексе РФ и в Федеральном законе «Об акционерных обществах»(№ 286 от 26.12.1995).

Развитие и поддержка малого бизнеса рассматриваются государством в качестве одной из приоритетных его задач. Тем не менее сектор малого предпринимательства, несмотря на определенные успехи (в частности, в Москве), не получил должного развития (особенно в промышленности). Одной из причин слабого развития малого бизнеса является низкая эффективность организации его поддержки. Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов, недостаточная информированность, нехватка высококвалифицированных кадров (бухгалтеров, юристов) наряду с отсутствием механизма судебной защиты приводят, как правило, к тому, что мелкие предприятия не могут стабильно функционировать.71

В переходной российской экономике малый бизнес несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования и стилю жизни с опорой на собственные силы, собственную инициативу.

Кроме этого, малый бизнес играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны. Функция малых предприятий по созданию новых рабочих мест в России реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Все это объясняется особенностями переходной российской экономики, в которой тесно переплелись черты и закономерности процессов первоначального накопления капиталов, структурного кризиса.

Социально — экономические параметры приватизации

В ходе реализации программы приватизации в России в 1992-2000(до июня) гг. было приватизировано около 134000 предприятий. В результате, структура собственности в стране за последнее десятилетие радикально изменилась. На 1 января 2000 г. наибольшее количество предприятий относилось к частной собственности — 74,4% общего их количества, к государственной -4,8%, к муниципальной — 6,4%.142 Такие быстрые темпы сами по себе являются заметным событием. Но этот факт не может стать полным доказательством эффективности приватизации. Ее успешность можно оценивать с разных точек зрения, то есть экономических, социальных, структурных аспектов. Среди российских специалистов существуют разные мнения об эффективности приватизации. По мнению скептиков, приватизация государственных предприятий не привела к ускоренному росту эффективности, как это предполагалось перед началом процесса приватизации.1 » В ходе преобразования отношений собственности в России, по их мнению структурная перестройка экономики не привела к повышению эффективности деятельности предприятий, что не обеспечило привлечение инвестиций, достаточных для производственного, технологического и социального развития предприятий, в результате в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на российском и мировом рынках, и т.п. В общем по итогам приватизации не только не достигнут рост эффективности народнохозяйственного комплекса страны, но и налицо углубляющаяся деградация производственного потенциала, особенно наукоемких производств. Действительно, в ходе процесса приватизации ВВП России резко сократился. Когда ВВП 1992 г. составляет 81% от ВВП 1990 г., в 1994 г. это процент 65%, в 1995 г. — 62%, в 1996 г. — 60%. И численность безработных резко увеличилась.145 Спад инвестиционной активности в 90-е годы достиг в России опасных размеров. Годовой объем капиталовложений в 1998 г. составил чуть более 20% к уровню 1990 г. Отношение объемов капиталовложений к уровню США понизилось с 25 до 4%, Японии — с 34 до 7%, Германии -с 80 до 14%.146 Известно, что в качестве одной из главных целей проведения приватизации рассматривалось пополнение государственного бюджета за счет средств, поступающих, во-первых, от прямой продажи государственной собственности и, во-вторых, в форме доходов от пакетов акций, закрепленных в государственной собственности. Однако ваучерная приватизация привела к тому, что основная часть имущества реализовывалась за приватизационные чеки и безвозмездно (с точки зрения федерального бюджета) направлялась в собственность отдельных граждан. Вот почему денежные поступления в бюджет от продажи бывших государственных активов оказались крайне незначительными. Доходы, полученные от приватизации, составили небольшие части в доходной части бюджета.1 Но по мнению сторонников эффективности приватизации, она дала, несомненно, положительные результаты в плане системной трансформации экономического строя России: устранена монополия госсобственности, создан фундамент формирования и развития российского фондового рынка,148 обеспечены минимально необходимые предпосылки привлечения в российскую экономику иностранных инвесторов.149 По их мнению, создание интегрированных предприятий является одним из основных положительных результатов приватизации. В настоящее время интегрированные предприятия, которые созданы в результате процесса приватизации, стали основными субъектами российской экономики. Уже в 1994 г. ФПГ увеличили выпуск продукции на 3% (и это при общем спаде производства), примерно в 2 раза повысили объем инвестиций в производство, на 25% сократили неплатежи в бюджет и улучшили взаиморасчеты внутри групп. Как видно из табл. 3-5, в 1996 г. основные показатели ФПГ имеют тенденцию к росту, по сравнению с предшествующим периодом. 1997 г. можно считать относительно успешным для ряда крупных корпоративных структур, работающих в топливно-энергетическом, металлургическом и автомобильном комплексах (так, впервые после шестилетнего спада в 1997 году на 7,1% выросло производство грузовых и на 13,2%-легковых автомобилей). Анализ динамики экономических показателей большой группы российских интегрированных корпоративных структур, по .данным, приведенным в журнале «Деньги» от 5 августа 1998 г., выявляет средний рост в 1997 г. по сравнению с 1996 г. объемов продаж на 3,6%, прибыли — на 27,2%.

www.dslib.net

Приватизация

Разгосударствление и приватизация собственности

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.
  • Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
  • Этапы приватизации в России

    Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

    Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).
  • Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

    Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

    В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

    Социально-экономические последствия приватизации в России

    В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

    Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

    Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

    В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

    Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

    Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

    Сущность приватизации

    Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

    Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

    Задачи приватизации

    Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с монополиями на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
  • Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

    Проведение и результаты приватизации в России

    При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

    С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

    В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

    Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.
  • На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

    В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трех лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) дает основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

    Характерной особенностью разгосударствления в России является массовый характер и продажа государственной собственности по минимальным ценам.

    В структуре российской собственности в качественном плане является весьма специфическим преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, продажа ее лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

    Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том числе и Восточной Европы, то для России следует применять следующую модель:

    • Акции может купить практически любой человек данной страны.
    • Приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.
    • Государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.
    • Соблюдение и контроль законов.
    • Системное повышение конкурентоспособности предприятий.
    • На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

      В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

      ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

      Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

      К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

      Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

      Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

      Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

      Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

      В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

      Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

      У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

      Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

      В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

      При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

      Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

      www.grandars.ru

      Это интересно:

      • Какая страховая пенсия в россии Реформирование пенсионной системы Российской Федерации началось еще в 2002 году. К 2013 был разработан и принят закон № 400-ФЗ, ставший основой разграничения различных видов пенсионных накоплений. В частности, им вводится понятие «страховая пенсия». Понимать, как повлияет […]
      • Исковое заявление о халатности Исковое заявление о халатности Последний вагон из цента, выход из стеклянных дверей налево, по переходу выход на право, далее идти прямо до пересечения с улицей Ленинская слобода. По этой улице идти прямо , проходя БЦ Омега-плаза (чтобы он оставался по левой стороне), идти […]
      • Выписка из егрюл не заверена Отклонили из-за выписки ЕГРЮЛ по 223 фз Добрый день. Был запрос котировок в конвертах. Мы предложили цену ниже. Нас отклонили из-за того что выписка ЕГРЮЛ представлена без печати (ЭЦП) ФНС России. А в информационной карте написано следующим образом : Выписку из единого […]
      • Приказ мид россии 7491 Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2012 г. N 25209 МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва (10 июля 2012 № 11434) О реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения […]
      • Законы кирхгофа лекции Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА! Физика - рефераты, конспекты, шпаргалки, лекции, семинары Законы Кирхгофа Для расчета неразветвленных электрических цепей применяются закон Ома для […]
      • Как правило личные дела не заводиться Личное дело сотрудника Ведение личных дел работников является обязательным не для всех категорий работодателей. Но более точная и полная информация о сотрудниках помогает руководителю эффективнее управлять трудовым коллективом. Для того чтобы обладать такой информацией, […]
      • Черкассы адвокат Черкассы адвокат +38 066 777 37 33 +38 097 403 73 05 +38 093 899 91 94 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. skype: advokat-skriabin Мы предоставляем юридические услуги по расторжению браков […]
      • Ачинскому межрайонному прокурору Ачинскому межрайонному прокурору Прокурор Краснодарского края Леонид Коржинек на фоне расследования резонансных уголовных дел в Анапе обновил кадровый состав Анапской межрайонной прокуроры. Сергей Зиринов Фото: anapa.info - Сейчас в Анапе назначен новый прокурор, более […]