Понятие и виды законов в философии

| | 0 Comment

Понятие закона. Классификация законов.

Задача познания исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Категория закон рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

1. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.

2. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.

Таким образом, закон это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира)

I. По степени общности:

всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер;

общие законы – характерные для большего круга явлений;

частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;

II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации

— динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.

— статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.

III. Кроме того, различают законы

развития – (переход от одного состояния к другому)

— функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве)

— строения (законы строения – анатомия)

IV. по длительности действия:

— недолговечные (законы развития общественных формаций).

Диалектические законы имеют объективный характер.

В диалектике выделяют три основных закона:

— единства и борьбы противоположностей,

— взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений

www.ifilosofia.ru

Понятие и виды законов в философии

Закон — выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определённое закономерное развитие явлений. В вопросе о законе борются между собой две противоположные линии в философии: линия субъективно-идеалистическая, волюнтаристская и линия материалистическая, научная.

С точки зрения субьективного идеализма (см.), волюнтаризма (см.) законы природы и общества не имеют объективного характера, не существуют независимо от сознания людей; законы создаются самими людьми, поступающими по своему произволу. Рассудок диктует свои законы природе, говорил Еант (см.). Современные философы империализма не жалеют сил, чтобы «доказать», будто в природе и обществе господствует полнейший хаос и что от желания людей зависит упорядочение этого хаоса. В. И. Ленин исчерпывающе определил классовый смысл отрицания бурл(уазпой философией объективных законов: «Изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии». Отрицание объективных законов в развитии общества буржуазными философами преследует цель скрыть от трудящихся масе законы, с неизбежностью определяющие гибель капитализма и победу социализма, опутать их сознание ложными, идеалистическими представлениями.

В противоположность идеализму марксизм исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, что природа и общество развиваются по собственным законам, существующим независимо от воли и сознания людей. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность».

В « Экономических проблемах социализма в СССР» (см.) И. В. Сталин подверг критике субъективистские взгляды на экономические законы социализма, имевшие распространение среди части советских экономистов и философов. «Марксизм понимает законы науки,— всё равно идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии,— как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить их или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки» (с. 4). Так, например, наследственность растений формируется под влиянием среды, в которой они существуют. Это — объективный закон, который люди не в силах отменить или изменить.

Люди могут только познать этот закон и, опираясь на него, приспосабливать развитие растений к своим нуждам. Создавая необходимые объективные условия существования растений, мичуринцы добиваются изменений в их природе, выращивают лучшие сорта и т. д. Точно так же и в общественной жизни действуют законы, независимые от сознания людей. Например, люди не могут ввести тот или иной общественный строй по своему желанию. Марксизм доказал, что главной силой в обществе является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков и общественный строй. Социализм немыслим был в средние века или в XVIII в., ибо социализм базируется на высоком уровне развития производства. Следовательно, одного желания людей мало для введения того или иного общественного строя. Нужны определённые объективные условия, прежде всего условия материальной жизни, уровень производительных сил, чтобы возник определённый общественный строй.

В период строительства социализма в СССР Коммунистическая партия учила народ, что без индустриализации страны невозможно построение социализма в нашей стране, невозможно создание той высокой технической базы, которая необходима для социализма. В современный период Постепенного перехода от социализма к коммунизму партия, продолжая развивать основу основ народного хозяйства — тяжёлую промышленность, вместе с тем организует крутой подъём производства предметов народного потребления, подъём лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Необходимость решения этих задач вытекает из требований объективных законов социализма, особенно из требований основного экономического закона социализма (см.).

Показывая объективный характер законов природы и общества, марксизм не принижает тем самым роли сознательной активной деятельности партии, классов, отдельных лиц. Люди не бессильны перед лицом законов, как это изображают всякого рода вульгаризаторы и противники марксизма. Марксизм ничего общего не имеет с фетишизацией законов.

Люди являются рабами природы, пока они не знают её законов. Но, познав их и действуя в соответствии с их требованиями, они заставляют природу служить удовлетворению своих потребностей. Познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, люди могут ограничить сферу их действия, дать разрушительным силам природы другое направление, обратить разрушительные силы природы на пользу общества. Стихийная сила воды действовала разрушительно, пока люди обладали небольшими знаниями, не умели строить плотины, гидростанции и т. д. Познав же законы природы, они оседлали разрушительную силу воды и заставили её служить себе, используя её для орошения полей, для получения энергии и т. п.

Примером использования объективных законов в интересах общества служит вся деятельность Коммунистической партии. Опираясь на знание объективных экономических законов, в частности на закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.), партия готовила и организовывала массы рабочих и крестьян России на штурм отжившего свой век буржуазно-помещичьего строя в России. Победа Великой Октябрьской социалистической революции была выражением использования Коммунистической партией объективных законов, требовавших уничтожения старого строя, тормозившего развитие производительных сил, и замены его новым, социалистическим строем.

Совершив революцию, рабочий класс России под руководством Коммунистической партии привёл производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, создал социалистическую промышленность, помог крестьянству встать на социалистический путь развития. Если в странах капитала ещё существует капиталистический строй, то это объясняется лишь тем, что там ещё не нашлось, как в России, такой силы в лице союза рабочих и крестьян, которая сумела бы осуществить насущные требования объективного закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил и преодолеть сопротивление этому закону со стороны эксплуататорских классов. Марксизм учит, что в отличие от природы, где открытие и применение законов осуществляется более или менее гладко, в общественной жизни действию законов прогрессивного развития сопротивляются отживающие классы. Стремясь продлить своё существование, они подавляют передовые силы общества, препятствуют их деятельности по осуществлению требований объективных законов.

Поэтому использование экономических законов в классовом обществе имеет классовую подоплёку, причём знаменосцем использования экономических законов в интересах общества является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому. Будучи в своё время передовым классом, буржуазия в борьбе против феодализма использовала закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Ныне, будучи реакционным классом, она использует свою политическую власть для борьбы против пролетариата, заинтересованного в уничтожении капиталистического строя. Но, как бы ни сопротивлялись отживающие классы объективным законам и тем общественным силам, которые борются за осуществление этих законов, передовые, прогрессивные классы в конце концов одержат полную победу.

Одной из особенностей общественных законов в отличие от законов природы является их недолговечность. Каждый способ производства имеет свои специфические законы, которые действуют, пока существует этот способ производства. С уничтожением данного способа производства и возникновением нового старые законы теряют свою силу и сходят со сцены, уступая место новым законам. Так, с уничтожением капитализма и победой социализма в СССР сошли со сцены и перестали Действовать закон конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления, закон прибавочной стоимости и др.

Возникли новые законы — основной экономический закон социализма (см.), закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и др. Помимо специфических экономических законов, действующих лишь в определённые исторические периоды, существуют общие экономические законы, действующие во всех общественно-экономических формациях. Так, закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил—это всеобщий закон. В силу действия этого закона в недрах существующей общественной формации созревают объективные условия, которые делают необходимым ликвидацию старой и возникновение новой, более прогрессивной формации. Действие общих законов связывает все формации в единый закономерный процесс поступательного развития — от низшего к высшему.

Учение марксизма о законах имеет огромное значение для практической деятельности Коммунистической партии. Познание законов общества позволяет партии видеть не только настоящее, но и предвидеть будущее, строить политику на прочном научном фундаменте, уверенно направлять активность трудящихся масс по пути, ведущему к победе коммунизма.

Коммунистическая партия враждебна оппортунистическим теориям самотёка, автоматического действия законов развития и т. п., обрекающим людей на пассивное созерцание хода событий. Особенно опасны теории самотёка в социалистическом обществе, где экономическое развитие происходит не стихийно, как при капитализме, а направляется народнохозяйственными планами, создаваемыми руководящими органами в соответствии с требованиями объективного экономического закона планомерного развития народного хозяйства. Чтобы правильно планировать, нужно изучить этот экономический закон и овладеть им, нужно научиться применять его с полным знанием дела, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.

Опираясь на требования экономических законов социализма, Коммунистическая партия уверенно ведёт советский народ по пути строительства коммунистического общества. (См. также Социализм и коммунизм.)

filslov.ru

Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия — категории.

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Одно из современных определений категории:

Категория — любое понятие, которое является «предельно общим» или близким к нему; понятие, обладающее большой мощностью (объёмом).

Основными категориями философии являются, прежде всего, категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий. История философии выработала и такие категории, как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Эти и другие категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Бытие — в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто.

Материя — фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство — означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время — форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий; к примеру, то, как понимали материю в древности и как эта категория осмысливается в системе современной картины мира. То же можно сказать и о других категориях, например о пространстве, времени и т.п.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим. В такой же последовательности совершается и познание.

Исходной философской категорией является категория бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего: движение — способ существования сущего, пространство и время — формы его существования. Качество, количество, причина и следствие и другие категории — все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые категории наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

Связь — это зависимость одного явления от другого в каком-либо отно¬шении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динами¬ческие и статические, прямые и обратные и др. Связь — это не пред¬мет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному, развивается. Развитие — это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Наряду с процессами восходящего развития существует и дегра¬дация, распад систем — переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например, деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможнос¬ти приспособиться к новым условиям.

Законы философии являются концентрированным содержанием каждой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности.

Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь».

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеются некие правильность, порядок: планеты движутся строго по своим причудливым путям, осень сменяется зимой, молодое старит¬ся и уходит из жизни, ему на смену нарождается новое. У Вселенной есть свой «кодекс законов», все введено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон — это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последова¬тельность, тенденцию развития явлений,

Необходимо различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими, действующи¬ми в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают стро¬гую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются матема¬тическому описанию, например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают объективную, необходимую связь яв¬лений.

Различают динамические и статистические законы. Динамический закон — это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динами¬ческие законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности, разу¬меется, из числа тех, которые подвластны данному закону; так, каж¬дый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.

Наука, не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает поведение целого. Случайность в поведении индивидуального подчи¬няется закономерностям жизни целого. Статистическая закономер¬ность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в ми¬ре, достигается предвидение будущего, осуществляется претворе¬ние теории в практику. Отраженные в мышлении закономернос¬ти составляют сердцевину любой науки. Власть человека над ок¬ружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его за¬конов.

Действие общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего пра¬вила, будь то рождение нового биологического вида, новых обще¬ственных отношений и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Потенциальное общее в виде единичного, будучи вначале случай¬ным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона, при¬обретая статус и власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые моды на что-либо и т.п. При этом в общее пре¬вращаются такие единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные единичные отклонения отсеиваются и исчезают, взаимно погашая друг друга, дают среднюю равнодействующую, общую закономерность.

Законы диалектики — основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу закономерного развития.

Законы и категории философии тесно, неразрывно связаны между собой. Так основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

filosofedu.ru

Понятие закона. Классификация законов

Понятие закона связано с понятием науки. Все законы различны, но у всех имеется общее основание. Все они выражают всеобщую связь между объектами, но только с различных сторон. Законы объективны. Понятие закона прежде всего связано с понятием связи. И в этой связи связи бывают 2-х основных типов:

  • связи устойчивые, повторяющиеся.
  • связи неустойчивые, единичные, случайные, которые выражаются в понятии хаос. 1-й тип выражается в понятии закономерность (деньги – товар – деньги). Устойчивые связи формируют процессы, а из последних складываются системы. (Деньги – товар – деньги процесс этот выражает экономику).
  • Все устойчивые связи классифицируются на 3 типа (3 степени устойчивости).

    1. всеобщие, всеохватывающие связи (напр. Связь между формой и содержанием).
    2. Общие связи (напр. Связи, выраженные в законе всемирного тяготения).
    3. Частные, узкие (проявляются в рамках отдельных систем) (напр. В экономическом законе прибавочной стоимости).
    4. Т.о. каждый закон охватывает определенную часть действительности. Классифицируются законы на всеобщие общие и частные. Законы диалектики. Иногда в лит-ре определяются как всеобщие законы. Всеобщими законами являются основные законы движения, но не диалектики. Основные законы движения выражаются в понятиях деструкции, аккумуляции и конструкции. Почему законы диалектики не являются всеобщими. Это связано с тем, что они не выражают в полном объеме все движение, а затрагивают только одну из его сторон. Поэтому применительно к движению законы диалектики следует определять как общие законы. Любое развитие связано с триадой: в общем плане:

    5. Тезис(старое).
    6. Антитезис(новое).
    7. Синтез(соединение старого с новым).
    8. Соответственно в этой триаде и располагаются 3 основных закона диалектики:

    9. закон взаимосвязи качественных и количественных изменений;
    10. закон взаимосвязи единства и борьбы противоположности;
    11. закон отрицание отрицания.
    12. Законы диалектики отражают самые важные стороны качественных логических изменений или процессов развития. 1-й закон отражает механизм развития, т.к. непосредственную сторону развития и отвечает на вопрос как происходит развитие. 2-й закон выражает источник развития, т.е. раскрывает сущность и первопричины развития, т.е. выражает очевидность развития и отвечает на вопрос куда идет развитие. В такой последовательности и расположены законы диал. В системе Гегеля.

      Закон взаимосвязи качественных и количественных изменений

      Диалектическая система разворачивается из понятия качества, качество или устойчивость является приоритетным обстоятельством по отношению к изменчивости. Бытие или действительность прежде всего выражается во взаимодействии между качествами. Качество, что это? Качество есть определенность или ограниченность . Это то, что в корне отличает один предмет о т другого. Т.е. нельзя отождествлять понятие качества с понятием качественности. Качественность выражает только параметры качества и выражается в количественной стороне. Т.е. количество не может существовать само по себе. Кол-во находится в качестве. В то же время существует некоторая тенденция отделения кол-0ва от качества. Возникает «дурная бесконечность» (Гегель или неопределяемая бесконечность. (когда кол-во не связано с качеством). Т.о. кол-во может существовать самостоятельно только относительно. Между качеством и кол-вом существует неразрывная связь:

    13. качество выражается прежде всего в основных свойствах предмета, т.е. в анализе объекта необходимо отделить основные св-ва от неосновных и определить кол-во основных св-в предмета.
    14. качество выражается также в структуре объекта. Это означает, необходимо определить основные элементы объекта и их кол-во.
    15. Качество выражается в содержании объекта.
    16. Содержание выражает самую сложную сторону качества предмета, оно складывается из всех элементов и всех связей, свойств. Здесь кол-во выражается в системной математич. Совокупности. Математич. Анализ бесконечен, т.к. связан с кол-венным содержанием объекта. 4). Кол-во выражается в счете множества качеств. Одного или одних рядов или классов последних Кол-во также выражается в счете самих радов или классов качеств. Взаимодействие между предметами, обладающими количественными характеристиками не влида сопровождаются изменениями качеств. В каких случаях количественные изменения ведут к качественному изменению? Данные изменения связаны прежде всего с нарушениями меры обьекта. Меры есть границы существования качеств. Нарушение меры связано с такими количественными изменениями, которые прежде всего ведут к изменению структуры. Изменение структуры ведет к изменению и исчезновению основных свойств предмета. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества выражается прежде всего на уровне структуры обьекта или процесса, а понятие меры по сути дела отражает устойчивость стуктуры обьекта. Основными понятиями данного закона являются следующие: 1) качественность, качество, количество, свойства: основные и неосновные свойства, структура: 1) основные и неосновные элементы. 2) понятия содержания и меры. Проблема качественных и количественных взаимодействий отражается во всех науках. Например в физике качество выражается в физических явлениях (магнетизм, электричество), в геометрии в геометрических формах (круг, треугольник). Количественные закономерности в высшей степени выражаются в математике и информатике. В современных условиях применительно к научному исследованию существует две проблемы, связанные с качественно-колличественным анализом действительности:1) первая заключается в разработке и составлении общих алгоритмов качества, количества и алоритма связи качества и количества. Данные разработки связаны с проблемой философии. Это ф-кая проблема. 2) заключается в составлении соответствующих алгоритмов применительно к анализу конкретных объектов. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества выступает в качестве одной из основных научных проблем.

      Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей

      Данный закон является центральным законом в системе диалектических законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины развития (источник) этот закон имеет три элемента. Например в законе взаимосвязи качества и количества также существует три основных элемента: качество, количество, мера. В данном случае такими элементами являются: 1) борьба противоположностей. 2) единство. 3) связь единства и борьбы противоположностей.

      Борьба противоположностей. Противоречие является самым очевидным элементом, те это элемент находится на поверхности. Противоречие – это органическая связь противоположностей. Или естественная связь различий. Чем существенне различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие. Противоречие носит всеобщий характер ,те это связано с всемирным законом всеобщей связи. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие». Из противоречий складываются процессы, в том числе и всеобщие процессы. Действительность выступает в качестве процессов, таким образом противоречие является всеобщей тканью действительности и существует проблема классификации противоречий. Например существуют такие противоречия:

    17. внутренние и внешние.
    18. антогонистические и неантогонистические.
    19. конструктивные и неконструктивные.
    20. формальные и реальные и т.д.
    21. Развитие противоречий имеет три этапа:

    22. возникновение противоречия.
    23. развитие противоречия.
    24. снятие противоречия.
    25. Противоречие есть главное средство развития, но не его цель и смысл.

      Вторая сторона закона связана с понятием единства, с этой стороной связана суть закона и в этом его ведущая сторона. Единство в развитии выступает в качестве его цели и смысле. Единство выступает в качестве самой глубокой причины развития. В этой связи встает вопрос: что заставляет вступать в противоречие объекты? Какая сила?

    26. различия существующие между объектами по какому-то общему основанию.
    27. определенные всеобщие процессы и обстоятельства, которые стоят выше других процессов и которые обуславливают устойчивость, системность, гармонию и целостность действительности.

    В марксисткой философии внешний источник развития — это борьба противоположностей. Что же такое единство в целом? Единство структурно, а точнее троично: первое — это то, что обуславливает связь противоречий (потусторонняя сила), второе — единство — непосредственное взаимодействие между противоположностями (взаимодополнительность, взаимополагательность, взаимоисключение, взаимопроницаемость), третье — это то обстоятельство, которое возникает в результате связи взаимодействий противоположностей, как новый третий элемент. Таким образом источником развития является единство в его троичности.

    Третьим элементом этого закон является связь между единством и борьбой противоположностей.

    Закон отрицания отрицания.

    Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях. («Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов (может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием) существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом (логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада. Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.

    www.4medic.ru

    Это интересно:

    • Опека г Ельца УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей В Воловский район г г. Елец г. Липецк Г Грязинский район Д Данковский район Добринский район Добровский район […]
    • С 1 ноября повышения пенсий Повышение пенсии с 1 ноября 2017 г. Недавно правительство одобрило поправки в Закон о бюджете государственного социального страхования (БГСС) на 2017 год, парламентарии также проголосовали положительно за новые изменения. Если верить властям, то уже с 1 ноября 2017 года […]
    • Сайт суда центрального района г оренбурга судебный участок №3 мирового судьи Центрального района г.Оренбурга Оренбуржец выплатит штраф за самовольное использование электрической энергии Мировым судьей судебного участка № 3 Центрального района г.Оренбурга рассмотрено дело административном правонарушении в отношении […]
    • Госпошлина за выпуск акций 2018 Государственная пошлина за регистрацию выпуска акций Государственная регистрация выпуска ценных бумаг облагается пошлиной. Размер госпошлины за регистрацию эмиссии акций определяется в соответствии с пп.53 п.1 ст.333.33 НК РФ и составляет: Наименование источника […]
    • Реквизиты госпошлины в загс на заключение брака Оплата государственной пошлины В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" за регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины за регистрацию конкретного акта […]
    • Лучшие нокауты в боях без правил федор емельяненко Последний Император. Лучшие бои Фёдора Емельяненко 18 февраля в Сан-Хосе (США) известный российский боец Фёдор Емельяненко проведёт свой очередной поединок. Соперником Фёдора станет американец Мэтт Митрион. Это будет первый бой Последнего Импертаора в рамках турниров под […]
    • Бланк приказ о проведении инвентаризации образец заполнения Унифицированная форма № ИНВ-22 - скачать бланк и образец Отправить на почту Унифицированная форма ИНВ-22 — документ, без которого не начнется ни одна инвентаризация. По унифицированной форме ИНВ-22 оформляется решение руководителя о ее проведении. Рассмотрим, как […]
    • Опек википедия расшифровка Все о нефти ОПЕК: Организация стран – экспортеров нефти The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и […]