Юридическая сила закона понятие

| | 0 Comment

Юридическая сила нормативно-правовых актов

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право
  • Юридическая сила нормативных правовых актов Российской Федерации

    Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.

    Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

    В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

  • федеральные законы;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.
  • Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

    По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

    • законы субъектов РФ;
    • нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;
    • нормативные акты органов местного самоуправления;
    • локальные нормативные акты.

    Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.

    Каждый структурный ряд системы нормативных правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

    Объединяет все три структурных ряда Конституция РФ. которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:

  • создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который может отменить антиконституционный акт;
  • отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами;
  • наделение Президента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.
  • www.grandars.ru

    Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона

    Закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении.

    Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

    Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

    1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

    2. через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т.д.);

    3. по истечении определенного указанного в другом законе времени после официального опубликования.

    Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом.

    Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

    1. с истечением срока, на который он был принят (для временных актов);

    2. с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте);

    3. замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

    Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юридической силы.

    Действие правового акта во времени связано не только с приобретением или утратой им юридической силы. Существует еще несколько принципов, связанных с периодической заменой одних нормативных актов другими и позволяющих прослеживать действие актов в “цепочке” взаимозаменяемости. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ульраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать). Для части правовых актов существует возможность фактического прекращения действия ввиду исчезновения предмета регулирования. Такие акты не теряют свою силу автоматически и должны быть отменены в установленном порядке законодателем.

    По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

    1. если указание на это имеется в самом акте;

    2. если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

    Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

    Рассмотрим и такой немаловажный фактор, как обратная сила закона. Итак, обратная сила закона есть распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ).

    По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.

    Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

    1. в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;

    2. если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и, кроме того, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

    Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение нашло отражение в новейшем законодательстве.

    В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.

    При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение.

    Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание.

    Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руководствоваться этим законом.

    Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 3041 . Нарушение авторских прав

    studopedia.info

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА

    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое «ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА» в других словарях:

    Юридическая сила — (англ. juridical power) обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность… … Энциклопедия права

    Юридическая сила — У этого термина существуют и другие значения, см. Сила (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА — в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под юридической силой нормативного правового акта понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его… … Юридический словарь современного гражданского права

    ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА — категория, связанная с положением нормативно правовых актов в иерархии таких актов, а также их действием и значением для тех или иных общественных объединений. Ю. с. закона или любого иного нормативно правового акта определяется положением органа … Энциклопедический словарь конституционного права

    Юридическая сила — (англ. juridical power) обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность… … Большой юридический словарь

    Юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (Ст. 1 Закона Республики Беларусь Об… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

    Обратная сила закона — т. е. применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав это положение многими юристами считается повелением права … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Высшая юридическая сила конституции — это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься… … Большой юридический словарь

    Юридическая природа актов толкования высших судебных органов — юридическая сила актов официального толкования и связанная с этим возможность признания за ними качества источника права. Особое значение имеют акты официального толкования судебных органов, правовая природа которых не до конца выяснена.… … Элементарные начала общей теории права

    Сила (значения) — В Викицитатнике есть страница по теме Сила Сила: Сила механическое воздействие на что либо. Сила п … Википедия

    dic.academic.ru

    Закон — понятие, основные признаки

    Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

    Основные признаки закона:

    закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права;

    закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) — парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом);

    закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном Конституцией и регламентом парламента (см. п.4 ст.82 Конституции Украины);

    закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.

    Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) — Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.

    закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;

    закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов.

    yurist-online.com

    Юридическая сила как критерий построения иерархии источников права

    В советском и постсоветском правоведении в качестве конвенционального понятия, описывающего критерий определения места источника права в иерархической системе, используется «юридическая сила«.

    Такое традиционное понимание юридической силы выражено, например, в учебнике по теории государства и права под редакцией В.В. Лазарева, в котором подчеркивается, что юридическая сила является «основным критерием отнесения нормативного акта к тому или другому виду… указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству» (Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. — C. 144).

    Однако следует обратить внимание на то, что в литературе «юридическая сила» может использоваться как для характеристики обладания ее носителя «юридической энергией», так и для количества данной юридической энергии.

    Похожим образом рассуждает и А.В. Поляков: «Действие права и действие правовых норм следует отличать от действия нормативно-правовых актов. В последнем случае под действием чаще всего понимают не фактическую способность правового акта определять права и обязанности субъектов. а наличие у него так называемой юридической силы. Юридическая сила акта указывает на его государственно-волевое признание и занимаемое место в иерархии других правовых актов. Законодательный акт может иметь юридическую силу, но не действовать, т. е. оставаться «мертвым», «клочком бумаги». Но и действие государственно-признанного акта невозможно без обретения им юридической силы» (Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода / А. В. Поляков. – СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – С. 624-625).

    На уровне формы права юридическая сила во втором значении традиционно понимается как критерий выделения различных уровней в иерархии. На ее основе субъекты правоотношений определяют старшинство и подчиненность одних источников права другим и выбирают тот (те), которым(и) будут руководствоваться в своей деятельности.

    Проведенный анализ литературы позволяет выделить несколько свойств юридической силы источников права:

    1. Юридическая сила есть критерий опознания юридических нормативно-регулятивных средств среди иных социальных регуляторов, претендующих на общеобязательность. П о мнению Ю.Е. Пермякова, «юридическая сила характеризует собою действие правовой нормы, взятой в противоположность моральному, политическому или нравственному требованию и ограничивающей их возможности непосредственного регулятивного воздействия» (Пермяков Ю.Е. Юридическая сила правовых суждений /Ю.Е. Пермяков // Юридический аналитический журнал. – 2003. – № 4 – С. 8). Похожим образом рассуждает и Н.Н. Вопленко, согласно позиции которого особенность государственного санкционирования правовых норм, исходящих от субъектов, прямо не наделенных правотворческими полномочиями, «состоит в том, что в результате этого происходит «возведение в закон», то есть наделение юридической силой правил общественного поведения, которые не обладали до этого свойством государственной обязательности» (Вопленко Н.Н. Источники и формы права: Учеб. пособие /Н.Н. Вопленко – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 6).

    2. Юридическая сила является сопоставительным свойством, позволяющим установить место источника права и отдельного нормативного-регулятивного средства в вертикальном срезе формы права. В этом срезе А.П. Заец подчеркивает, что юридическая сила «характеризует систему законодательства с точки зрения статики, т.е. определяет лишь принципы соотношения и зависимостей различных предписаний друг от друга, без учета иных зависимостей, возникающих в процессе непосредственного регулирования (динамики) общественных отношений…» Причем иерархические связи, построенные на основе юридической силы, формируют «вертикальную структуру законодательства, определяя последовательность и обусловливая неизменность в субординационном расположении нормативных предписаний» (Заец А.П. Система советского законодательства (проблема согласованности) / А.П. Заец. – Киев: Наукова думка. – 1987. – С. 52).

    Аналогично, В.М. Сырых пишет о юридической силе как о критерии классификации системы НПА (Сырых В.М. Логические основания общей теории права / В.И. Сырых; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2000. – Т. 1. – С. 59.

    На данную черту юридической силы обращал внимание и И.С. Зивс: «…различная степень юридической силы источников права есть одно из выражений их строгой фиксации в рамках вертикальной структуры системы» (Зивс С.Л. Источники права / С.Л. Зивс; Отв. ред. В.П. Казимирчук; АН СССР. Ин-т государства и права. – М.: Наука,1981. — С. 36).

    Югославский профессор Б. Пупич, рассматривая иерархию источников права как вертикально построенную шкалу, указывает, что «правовая сила представляет собой… степень влияния одного правового акта на другой, от чего зависит положение акта на шкале» (цит. по: Мицайков, М. Иерархия в праве /М. Мицайков //Вестник Московского университета. Сер. 11, Право. -1999. — № 6. — – С. 67).

    3. Юридическая сила характеризует отношения власти и подчинения на уровне формы права. В данном контексте А. В. Мицкевич определял юридическую силу актов как «свойство, выражающее соотношение данного вида актов с другими видами актов государственных органов, его место в системе правовых актов». Он подчеркивал, что юридическая сила есть «только те качества (свойства), которые характеризуют то или иное влияние самих актов на нормы или иные предписания, ими установленные, на другие акты и т.п.» (Мицкевич А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления СССР: Дисс. . д-ра юрид. наук. /А.В. Мицкевич. – М., 1967. – С. 173). Причем «акт низшей юридической силы не должен противоречить актам более высокой юридической силы, не может изменять или отменять их» (Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР /А.В. Мицкевич. – М.: Юрид. лит., 1967– С. 7).

    4. Юридическая сила является одним из индикаторов позиции органа или иного субъекта, создавшего тот или иной источник права, в системе организации публичной власти в обществе. Я.М. Магазинер писал о юридической силе как силе велений властей, расположенных в системе «старшинства и подчиненности одних властей другим в виде лестницы, поднимаясь по которой, мы находим органы власти возрастающей авторитетности и силы, пока не дойдем до суверенной, т. е. такой, которая выше других, но выше которой других нет» (Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства. Глава 3. Источники права / Я.М. Магазинер // Правоведение. – 1998. – № 2. – С. 32).

    Югославский профессор Н. Вискович указывает: «…одинаковой правовой силой обладают нормы, созданные субъектами права одного и того же ранга по шкале политической и экономической мощи… Неодинаковой правовой силой обладают нормы, создаваемые субъектами права разных рангов по шкале общественной силы; процедура их принятия тоже неодинакова, и они определяют друг друга» (Цит по: Мицайков М. Иерархия в праве. – С. 66).

    5. Юридическая сила служит критерием приоритета того или иного нормативно-регулятивного средства в случае иерархической коллизии. Так Д.И. Здунова пишет: «Юридическая сила правового акта выражает соотношение одного акта с другим и определяет место, которое он занимает в системе правовых актов… определяет приоритеты между актами и очередность актов, которые будут действовать в случае возникновения противоречия между ними» (Здунова Д.И. Юридическая сила правовых актов: Дисс. … канд. юрид. наук /Д.И. Здунова. – Казань, 2005.– С. 51).

    В отечественной литературе принято разграничивать юридическую силу и обязательность источников права. Как отмечал В.Ф. Коток, юридическая сила «может быть большей или меньшей, это регулятивное свойство правового акта, проявляющееся в соотношении с другими актами. Обязательность же не имеет степеней и представляет собой абсолютное качество любого законного акта. Нельзя представить себе степень обязательности, не уничтожая ее самой. Государство одинаково требует соблюдения любого правового акта независимо от степени его юридической силы» (Коток В.Ф. О предмете и источниках конституционного права социалистических стран. /В.Ф. Коток // Конституционное право социалистических стран. – М., 1963. — С. 81).

    В концепции права Герберта Харта понятию «юридическая сила» наиболее близко по смыслу понятие « rule of recognition » – «правило признания» как критерий опознания права в определенной правовой системе. Как пишет С.А. Дробышевский, Г. Харт полагал, что «критерий юридической действительности или источник права является высшим, если правила, опознаваемые посредством обращения к нему, все же признаются» в обсуждаемом государстве юридическими «при противоречии нормам, опознаваемым с помощью других критериев, в то время как правила, опознаваемые посредством применения» этих более низких мерил, здесь не признаются юридическими «в случае их противоречия нормам, опознаваемым при использовании высшего критерия» (Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учеб. пособие / С.А. Дробышевский. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007 — С. 449).

    В теории права Ганса Кельзена синонимом «юридической силы» является понятие «действительность правовой нормы» (« g eltung» (нем.), « validity « (англ.)), которая понимается как специфическое существование, свойственное норме, основанное на ее подчинении (в соответствии со статическим либо динамическим принципами) вышестоящим нормам – вплоть до основной нормы.

    Вообще, в англоязычных источниках для обозначения семейства понятий, связанных с действительностью или юридической силой каких-либо нормативных фактов, используется термин « validity «.

    Проведенный выборочный анализ смыслового значения « validity « в англоязычной литературе [1] позволяет выдвинуть следующую гипотезу: хотя данный термин может характеризовать различные аспекты бытия форм проявления права (законность, действительность, обладание силой, обязательность), но наличие в нем определенной константы содержания позволяет выделить именно данное понятие как базовое, которое используется в англоязычной литературе, для характеристики критерия иерархического ранжирования уровней формы права.

    Аналогично понятие «юридическая сила» в отечественной литературе также обладает конвенциональным значением, позволяющим использовать его в качестве базового понятия, описывающего критерии построения организационной иерархии на уровне формы права. Отдельного анализа требует проблема возможности использования данного понятия на уровне реализации права (при описании иерархии индивидуальных актов).

    Таким образом, проведенное исследование позволяет определить юридическую силу как критерий построения организационной иерархии на уровне формы права, выражающий количественную меру юридической энергии определенного элемента внутренней и внешней формы права и проявляющийся в возможности элемента вышестоящего уровня задавать формальные (уровни и сферы регулирования) и содержательные (модели поведения) характеристики элементам нижестоящих уровней.

    Александр Александрович Петров, к.ю.н., старший преподаватель кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета

    [1] Работы : Kelsen H. On the theory of interpretation // Legal Studies. – 1990. – Vol. 10.- Issue 2. – P. 127-135; Varga C. Validity // A cta j uridica h ungarica. 2000. 41. Nos 3-4, pp. 155-166; Navarro P. E., Moresso J. J. Applicability and effectiveness of legal norms // Law and Philosophy 1997 № 16 201–219; Munzer S. Validity and legal conflicts // Yale Law Journal. 1973. May; Paulson S.L. On the implication of Kelsen’s doctrine of hierarchical structure // The Liverpool law review/ Vol. XVIII(1). 1996. P. 49-62; Sartor G. L egal validity as doxastic obligation: from definition to normativity // Law and Philosophy. – 2000. N 19. P. 585–625; Ruiter D. W.P. Legal validity qua specific mode of existence // Law and Philosophy – 1997. N 16. P . 479–505 .

    В советском и постсоветском правоведении в качестве конвенционального понятия, описывающего критерий определения места источника права в иерархической системе, используется «юридическая сила».

    На настоящий момент в России отсутствует легальное определение юридической силы. Вместе с тем, к примеру, в законодательстве Республики Беларусь официально закреплено определение юридической силы как характеристики нормативного правового акта, определяющей обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность иным нормативным правовым актам (ст. 1 закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. — № 7, 2/136) .

    Однако следует обратить внимание на то, что в литературе «юридическая сила» может использоваться как для характеристики обладания ее носителя «юридической энергией», так и для количества данной юридической энергии.

    Так, В.А. Толстик подчеркивает двоякий смысл, вкладываемый в понятие «юридическая сила»: «В правоведении юридическая сила понимается в двух смыслах. С одной стороны, как свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия. В этом смысле говорят о вступлении в действие, приостановление действия, прекращении действия нормативного правового акта или его части. С другой стороны, как сопоставительное свойство, выражающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоящих органов, а значит, и его место в иерархической структуре законодательства» (Толстик В. А. Иерархия источников российского права: Монография / В.А. Толстик. – Н. Новгород: Общество «Интелсервис», 2002– С.21). Подобное разграничение проводит и А.А. Белкин: «Обладание акта силой — это сохранение однажды выраженного в установленном порядке волеизъявления компетентного субъекта правотворчества по поводу изданного им акта. В отличие от обладания силой действие акта — это поведение адресатов акта в соответствии с установленными в нем нормами» (Белкин А.А. Юридические акты: Обладание силой и действие /А.А. Белкин // Правоведение. – 1993. – № 5- С. 5).

    На уровне формы права юридическая сила во втором значении традиционно понимается как критерий выделения различных уровней в иерархии. На ее основе субъекты правоотношений определяют старшинство и подчиненность одних источников права другим и выбирают тот (те), которым(и) будут руководствоваться в своей деятельности.

    1. Юридическая сила есть критерий опознания юридических нормативно-регулятивных средств среди иных социальных регуляторов, претендующих на общеобязательность. П о мнению Ю.Е. Пермякова, «юридическая сила характеризует собою действие правовой нормы, взятой в противоположность моральному, политическому или нравственному требованию и ограничивающей их возможности непосредственного регулятивного воздействия» (Пермяков Ю.Е. Юридическая сила правовых суждений /Ю.Е. Пермяков // Юридический аналитический журнал. – 2003. – № 4 – С. 8). Похожим образом рассуждает и Н.Н. Вопленко, согласно позиции которого особенность государственного санкционирования правовых норм, исходящих от субъектов, прямо не наделенных правотворческими полномочиями, «состоит в том, что в результате этого происходит «возведение в закон», то есть наделение юридической силой правил общественного поведения, которые не обладали до этого свойством государственной обязательности» (Вопленко Н.Н. Источники и формы права: Учеб. пособие /Н.Н. Вопленко – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 6).

    2. Юридическая сила является сопоставительным свойством, позволяющим установить место источника права и отдельного нормативного-регулятивного средства в вертикальном срезе формы права. В этом срезе А.П. Заец подчеркивает, что юридическая сила «характеризует систему законодательства с точки зрения статики, т.е. определяет лишь принципы соотношения и зависимостей различных предписаний друг от друга, без учета иных зависимостей, возникающих в процессе непосредственного регулирования (динамики) общественных отношений…» Причем иерархические связи, построенные на основе юридической силы, формируют «вертикальную структуру законодательства, определяя последовательность и обусловливая неизменность в субординационном расположении нормативных предписаний» (Заец А.П. Система советского законодательства (проблема согласованности) / А.П. Заец. – Киев: Наукова думка. – 1987. – С. 52).

    С.С. Алексеев указывает, что юридическая сила является «главным признаком, определяющим место того или иного акта в иерархической структуре» (Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1982.– С.218). Аналогично И.Е. Фарбер и В.А. Ржевский рассматривали юридическую силу как сопоставительное свойство различных нормативно-правовых актов (Фарбер И.Е. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. I /В.А. Ржевсккий, И.Е. Фарбер. – Саратов, 1967. – С. 70).

    3. Юридическая сила характеризует отношения власти и подчинения на уровне формы права. В данном контексте А. В. Мицкевич определял юридическую силу актов как «свойство, выражающее соотношение данного вида актов с другими видами актов государственных органов, его место в системе правовых актов». Он подчеркивал, что юридическая сила есть «только те качества (свойства), которые характеризуют то или иное влияние самих актов на нормы или иные предписания, ими установленные, на другие акты и т.п.» (Мицкевич А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления СССР: Дисс. . д-ра юрид. наук. /А.В. Мицкевич. – М., 1967. – С. 173). Причем «акт низшей юридической силы не должен противоречить актам более высокой юридической силы, не может изменять или отменять их» (Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР /А.В. Мицкевич. – М.: Юрид. лит., 1967– С. 7).

    Похожим образом рассуждает профессор Н. Вискович, когда указывает на то, что юридическая сила – это «пределы влияния одного правового акта на другой, при котором одна норма или соответствующий правовой акт определяют функционирование, содержание и форму других правовых актов (норм)» (Цит по: Мицайков М. Иерархия в праве. – С. 67). С.В. Поленина и Н.В. Сильченко указывают, что юридическая сила НПА – это «его главный признак, сопоставительное свойство, выражающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоящих органов, а значит, его место в иерархической структуре законодательства» (Поленина С.В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР / С.В. Поленина, Н.В. Сильченко; Отв. ред. Р.О. Халфина; Академия наук СССР. Институт государства и права. – М.: Наука,1987. – С. 27).

    4. Юридическая сила является одним из индикаторов позиции органа или иного субъекта, создавшего тот или иной источник права, в системе организации публичной власти в обществе. Я.М. Магазинер писал о юридической силе как силе велений властей, расположенных в системе «старшинства и подчиненности одних властей другим в виде лестницы, поднимаясь по которой, мы находим органы власти возрастающей авторитетности и силы, пока не дойдем до суверенной, т. е. такой, которая выше других, но выше которой других нет» (Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства. Глава 3. Источники права / Я.М. Магазинер // Правоведение. – 1998. – № 2. – С. 32).

    По сходному мнению И.С. Самощенко, юридическая сила выражает степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоящих органов, осуществление принципа верховенства конституции, других законов (Самощенко И. С. Основные черты нормативных актов социалистического государства /И.С. Самощенко // Советское государство и право. – 1968. – № 4. – С. 25).

    5. Юридическая сила служит критерием приоритета того или иного нормативно-регулятивного средства в случае иерархической коллизии. Так Д.И. Здунова пишет: «Юридическая сила правового акта выражает соотношение одного акта с другим и определяет место, которое он занимает в системе правовых актов… определяет приоритеты между актами и очередность актов, которые будут действовать в случае возникновения противоречия между ними» (Здунова Д.И. Юридическая сила правовых актов: Дисс. … канд. юрид. наук /Д.И. Здунова. – Казань, 2005.– С. 51).

    В отечественной литературе принято разграничивать юридическую силу и обязательность источников права. Как отмечал В.Ф. Коток, юридическая сила «может быть большей или меньшей, это регулятивное свойство правового акта, проявляющееся в соотношении с другими актами. Обязательность же не имеет степеней и представляет собой абсолютное качество любого законного акта. Нельзя представить себе степень обязательности, не уничтожая ее самой. Государство одинаково требует соблюдения любого правового акта независимо от степени его юридической силы» (Коток В.Ф. О предмете и источниках конституционного права социалистических стран. /В.Ф. Коток // Конституционное право социалистических стран. – М., 1963. — С. 81).

    Своим содержанием юридическая сила, как представляется, охватывает все существенные стороны проявлений иерархичности на уровне формы права. В этом плане интересна мысль Ю.Е. Пермякова, что сущность юридической силы и правовых норм, и индивидуальных актов «заключается в принуждении к такому дискурсу, где суждение приобретает императивный характер благодаря соблюдению процедуры, в которой происходит становление инстанции как высшей институциональной формы авторитетного суждения» (Пермяков Е.Ю. Философские основания юриспруденции. Монография /Е.Ю. Пермяков. – Самара: Самар. гуманит. акад. — 2006. С. 110) . Поэтому юридическая сила «обнаруживает себя как императив языка, на котором люди заявляют о себе как о субъектах правового общения» ( Там же.– С. 111) .

    Проанализируем данную проблему в сравнительно-правовом аспекте.

    В концепции права Герберта Харта понятию «юридическая сила» наиболее близко по смыслу понятие » rule of recognition » – «правило признания» как критерий опознания права в определенной правовой системе. Как пишет С.А. Дробышевский, Г. Харт полагал, что «критерий юридической действительности или источник права является высшим, если правила, опознаваемые посредством обращения к нему, все же признаются» в обсуждаемом государстве юридическими «при противоречии нормам, опознаваемым с помощью других критериев, в то время как правила, опознаваемые посредством применения» этих более низких мерил, здесь не признаются юридическими «в случае их противоречия нормам, опознаваемым при использовании высшего критерия» (Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учеб. пособие / С.А. Дробышевский. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007 — С. 449).

    В теории права Ганса Кельзена синонимом «юридической силы» является понятие «действительность правовой нормы» (» g eltung» (нем.), » validity » (англ.)), которая понимается как специфическое существование, свойственное норме, основанное на ее подчинении (в соответствии со статическим либо динамическим принципами) вышестоящим нормам – вплоть до основной нормы.

    Вообще, в англоязычных источниках для обозначения семейства понятий, связанных с действительностью или юридической силой каких-либо нормативных фактов, используется термин » validity «.

    Так, электронный словарь Lingvo 9.0. (специализированная база юридической терминологии » law «) переводит данное слово на русский язык так: «1) юридическая сила; юридическая действительность; юридическое действие 2) период действия 3) обоснованность, основательность».

    Проведенный выборочный анализ смыслового значения » validity » в англоязычной литературе [1] позволяет выдвинуть следующую гипотезу: хотя данный термин может характеризовать различные аспекты бытия форм проявления права (законность, действительность, обладание силой, обязательность), но наличие в нем определенной константы содержания позволяет выделить именно данное понятие как базовое, которое используется в англоязычной литературе, для характеристики критерия иерархического ранжирования уровней формы права.

    Аналогично понятие «юридическая сила» в отечественной литературе также обладает конвенциональным значением, позволяющим использовать его в качестве базового понятия, описывающего критерии построения организационной иерархии на уровне формы права. Отдельного анализа требует проблема возможности использования данного понятия на уровне реализации права (при описании иерархии индивидуальных актов).

    Таким образом, проведенное исследование позволяет определить юридическую силу как критерий построения организационной иерархии на уровне формы права, выражающий количественную меру юридической энергии определенного элемента внутренней и внешней формы права и проявляющийся в возможности элемента вышестоящего уровня задавать формальные (уровни и сферы регулирования) и содержательные (модели поведения) характеристики элементам нижестоящих уровней.

    Александр Александрович Петров, к.ю.н., старший преподаватель кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета

    krasn.pravo.ru

    Это интересно:

    • Приказ о об отпуске генерального директора Генеральный директор - собственник В случае если руководитель является собственником компании, он самостоятельно решает, когда и где ему отдыхать. Никаких заявлений в этом случае он не пишет. График отпусков составляется в обычном порядке, если даты отдыха меняются, […]
    • Административные штрафы на предприятии Должен ли директор самолично оплачивать штраф? Добрый день! Предприятие оплатило админштраф за директора. Он написал заявление и мы удержали у него из зарплаты сумму перечисленного штрафа. РАР не принимает такую оплату админштрафа. Мотивируя тем, что директор должен был […]
    • Оформленная раздевалка в детском саду Оформление раздевалок. Ольга Большакова Оформление раздевалок. В нашем детском саду "Сказка"не только территория оформлена в сказочном стиле, но и детские раздлевалки. Приглашаю вас в путешествие по группам. Так, например, логопедическая группа "Солнечный город". Здесь […]
    • Машина на передаче Правило Как ездить на механике: Десять простых шагов Как ездить на механической коробке. В Америке доля проданных новых автомобилей с механической коробкой составляет всего лишь 6 процентов. Поэтому для многих Американских водителей управление автомобилем с механической […]
    • Очередь на субсидии молодая семья сургут Программа молодая семья в Ханты-Мансийске и ХМАО - Югре в 2018 году Окружная программа "Молодая семья" в Ханты-Мансийске и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действует с 2005 года. В настоящее время её работа осуществляется в рамках реализации мероприятия 4.2 […]
    • Какая страховая пенсия в россии Реформирование пенсионной системы Российской Федерации началось еще в 2002 году. К 2013 был разработан и принят закон № 400-ФЗ, ставший основой разграничения различных видов пенсионных накоплений. В частности, им вводится понятие «страховая пенсия». Понимать, как повлияет […]
    • Вредные вещества на судне ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 27.05.99 N 134 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ ФЛОТА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 11. Предотвращение загрязнения вредными, не являющимися нефтью веществами 11.1.1. Правила сброса в открытое […]
    • Адвокаты новокубанск УСЛУГИ АДВОКАТОВ В НОВОКУБАНСКЕ Вам нужны услуги адвоката или юридическая помощь в Новокубанске? Выбор адвоката – задача не из легких. Из сотен специалистов, называющих себя адвокатами, необходимо выбрать одного, своего, которому можно полностью довериться, который сможет […]