Тема по философии для юристов

| | 0 Comment

Тема 1. Философии права: понятие, предмет.

1. Проблемы определения понятия и характера философии права …….. 2

2. Предмет философии права и его соотношение с объектом ……………. 16

3. Роль и назначение философии права в процессе познания пра­вовой действительности …………………………………………………………….. 30

4. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимо­действие ………. 42

5. Философия права в системе юридических и неюридических наук ………. 58

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 5 -71.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

1. Несмотря на то что философия права как самостоятель­ная отрасль знаний и учебная дисциплина давно находится в поле зрения исследователей-философов и юристов и что по данной тематике создана огромная зарубежная и отечествен­ная литература 1 , тем не менее многие вопросы, касающиеся рассматриваемого феномена, все еще остаются весьма спорны­ми и далеко не решенными.

Однако сколько-нибудь заметных, а тем более радикальных изменений в плане устранения имеющихся пробелов в иссле­довании данной тематики и решении ставших «вечными» про­блемами философии права пока не наблюдается.

Речь при этом идет, в частности, о таких основополагаю­щих, теоретически и практически значимых вопросах, которые касаются понятия, предмета и содержания данной дисципли­ны; ее научного и образовательного статуса; ее понятийного (категориального) аппарата; соотношения философии права с общей теорией права и другими, «прилегающими» к ней и взаимодействующими с ней юридическими и неюридически­ми дисциплинами; целей и задач, стоящих перед данной от­раслью научных знаний и учебной дисциплиной; выполняе­мых ею методологических и иных функций; и др.

1. Проблемы определения понятия и характера философии права

Указывая на огромное количество нерешенных по отноше­нию к философии права вопросов, создающих неопределен­ность в ее понятии, статусе и содержании, исследователи не без оснований обращают внимание прежде всего на то, что «несмотря на обширность современной литературы о филосо­фии права» о ней не выработано даже единого представления как о дисциплине и что хотя «все ученые признают, что объ­ект ее изучения — право», однако по-разному решают вопрос о понятии и характере философии права 2 .

В частности, не мо­гут прийти к общему мнению относительно того, является ли философия права юридической или философской дисципли­ной, и в зависимости от этого решить вопрос о том, что именно относится к ее предмету 3 .

При этом остается лишь доказывать вполне очевидное, что философия пра­ва объективно сложившееся, а точнее — формирующаяся, в силу происходящего на протяжении всей истории развития человечества разделения труда и дифферен­циации научных знаний во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере государственно-правовых исследований, дисциплина.

Несомненно, правы те авторы, которые утверждают, при­менительно к предмету данного исследования, что «ненадоб­ность изучения философии права была бы бесспорна, если бы не свойственное большинству людей стремление постичь свою роль и место в мире и в обществе, понять смысл своей про­фессии, ее социальное оправдание, обоснование и полезность, а для этого (правоведам) иметь свое мнение об истории и сущности права, его исторических судьбах, социальном на­значении и возможностях, о роли права в обеспечении общей безопасности и создании условий для осуществления социаль­ных и индивидуальных ожиданий». При этом верно подмеча­ется, что «если бы не присущее многим профессиональным юристам стремление понять суть и смысл своей работы — фи­лософия права стала бы достоянием только узкого круга спе­циалистов, обсуждающих проблемы социальной философии, связанное с существованием права в прошлом и в современ­ном обществе» 4 .

2. Исторически формировалось два мнения относительно понятия и характера философии права.

Согласно первому философия праваэто юридическая дис­циплина, «обладающая своей собственной философией» и ре­шающая собственные задачи. При этом имеющая место раз­ница в «юридическом подходе» к формированию представле­ния о понятии и характере философии права разных авторов, разделяющих данное мнение, заключается лишь в том, что од­ни из них рассматривают данную дисциплину наряду с социо­логией права или без таковой, как часть общей теории права, подчеркивая, что водораздел между философией права и со­циологией права «проходит, условно говоря, по линии онтоло­гического и гносеологического познания правовых объектов явлений и процессов» 5 . Другие же авторы, например немецкий ученый К. Бринкман, рассматривают философию права «как самостоятельную юридическую дисциплину, отличную от общей теории права и со­циологии права, которые склонны к позитивистскому оправда­нию действующего права, поскольку они не задаются вопро­сом о должном и справедливом праве» 6 . Философия права — это, по мнению Шан-Луи Бержеля, есть не что иное, как «юридическая метафизика», которая стремится освободить право от «его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущ­ности права и увидеть метаюридическое значение права» и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и ми­ра» 7 .

Наряду с юридическим подходом «к формированию пред­ставления о понятии и характере философии права» в отечест­венной и зарубежной литературе довольно широко использует­ся также второй философский подход, суть которого сводится к тому, что философия права рассматривается не иначе как чисто философская дисциплина. В своей широко известной работе «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права», кратко именуемой в научном обиходе «Философией права», Гегель исходил из того, что настоящая наука о праве представ­лена только в философии права и что, соответственно, «наука о праве — есть часть философии» 8 . «Философская наука о пра­ве, — писал он во введении к «Философии права» (§ 1), — имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление» 9 .

Идея философии права как философского феномена до­вольно отчетливо прослеживается в работах известного немец­кого ученого Г. Радбруха «Введение в науку права» (1910 г.) и «Основы философии права» (1914 г.), в которых право рас­сматривается в основном как «элемент культуры, т. е. факт, относящийся к категории ценности», а его понятие определя­ется не иначе как «данность, смысл которой заключается в реализации идеи права» 10 .

3. Говоря о различных — юридическом и философском подходах к решению вопроса о понятии и характере филосо­фии права, необходимо обратить внимание на ряд обстоятель­ств, помогающих полнее раскрыть и глубже понять суть и со­держание рассматриваемой материи, именуемой философией права.

Среди этих обстоятельств следует указать, во-первых, на то, что бескомпромиссное утверждение и отнесение философии права к разряду философских или юридических дисциплин грешит односторонностью и соответствующим образом сказы­вается не только на определении ее понятия и оценке харак­тера, но и на основных направлениях ее дальнейшего разви­тия и познания как научной и учебной дисциплины. В отечественной литературе в связи с этим верно подмечает­ся, что такого рода представление о философии права неизбеж­но ведет к тому, что в процессе познания данного феномена философы «склонны классифицировать науку» лишь в соответ­ствии с основными философскими школами — позитивистской и идеалистской, феноменологической, экзистенциалистской и др. А юристы, в свою очередь, «не отрицая влияния фило­софских взглядов «как на правовую науку», прибегают к совер­шенно иной классификации, опираясь на основные типы по­нимания права» 11 . В результате этого неизбежно создается иска­женная, деформированная картина исследуемого феномена — философии права, однобокое — «философическое или же сугу­бо юридическое представление о ее понятии, а вместе с тем — о ее характере и содержании.

Что же касается встречающихся в литературе утверждений типа «в философии права больше собственно философии, чем права» 12 или же суждений о возможности «жесткого различе­ния, проблематики философии права с точки зрения собст­венно философии и юриспруденции» 13 , то они скорее носят умозрительный характер и относятся к разряду предположе­ний, догадок и т. п. Ибо нет такого прибора, который бы по­казал, чего больше в философии права — собственно филосо­фии или же юриспруденции, права. Точно так же как нет та­кого точного, а главное — объективного критерия, с помощью которого можно было бы в рамках философии права всегда проводить «жесткое различие» того, что относится к собствен­но философской проблематике, а что — к юридической. При­чина этого заключается в том, что философия права по природе и характеру является одновременно и философской, и юридиче­ской дисциплиной. Органически сочетая в себе собственно фи­лософские и юридические элементы, в реальной действитель­ности она, согласно элементарной логике, не может существо­вать и функционировать иначе, как в виде междисциплинарного образования.

Несомненно, правы те авторы, которые исходят из того, что философия права — это «междисциплинарная отрасль знаний, объединяющая усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дис­циплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия» 14 ; что в лице философии права «мы имеем дело с междисцип­линарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин — юридической науки и филосо­фии» 15 .

Во-вторых, среди обстоятельств, способствующих более глубокому пониманию и раскрытию сути, содержания и само­го понятия философии права, следует обратить внимание на то, что, будучи междисциплинарным образованием, «объеди­няющим в себе начала юридической науки и философии», она не только не исключает, а наоборот, всячески предполагает максимальное использование в процессе познания правовой материи всех свойственных формируемым ее дисциплинам ме­тодологических, концептуальных средств.

В методологическом плане философское направление по­знания права в пределах философии идет от общего через особенное к конкретному («к искомой истине в праве»), в то время как путь юридического познания представляет собой «движение от особенного через всеобщее к конкретному» 16 .

В-третьих, в целях более глубокого и разностороннего представления о понятии и характере философии права необ­ходимо обратить внимание на ее многогранный и многоас­пектный характер, а также на то, что она интегрирует в себе не только элементы философии и юриспруденции, но и с не­обходимостью использует положения, выработанные в лоне других гуманитарных и, отчасти, — естественных наук.

В научной литературе в связи с этим не без оснований указывалось на то, что, будучи многогранным и многоаспект­ный феноменом, проявляющимся в виде методологической, научной и учебной дисциплины, философия права представляет собой «сложный симбиоз философии, социологии, общей теории права, отраслевых юридических и ряда иных наук» 17 .

В-четвертых, важное значение для формирования адекват­ного представления о понятии и характере философии права как философско-юридической дисциплины имеет учет ее интегративных связей не только с различными юридическими и неюридическими дисциплинами, но и с господствующей в обществе на том или ином историческом отрезке времени его развития идеологией.

К настоящему времени сложилось множество самых раз­личных точек зрения и определений идеологий, которая в од­них случаях определяется «как отражение общественного бы­тия сквозь призму социально-групповых или классовых инте­ресов» 18 . В других она понимается как «совокупность идей, верований и образа мыслей, характерных для различных соци­альных групп, наций, классов, каст религиозных сект, полити­ческих партий, и т. д.». В третьих же случаях идеология пред­ставляется или в виде «учения об идеях, их природе и питаю­щих их источников» или же в виде «доктрины, мнений и образа мыслей отдельных индивидуумов, классов и т. п.».

Однако независимо от того, как она понимается и как тот или иной вариант идеологии воспринимается в обществе, она всегда была связана с правом как социальным явлением и, соответственно, с изучающими его юридическими и неюриди­ческими дисциплинами и всегда в той или иной мере оказы­вала постоянное влияние на них.

Поскольку в идеологии, соотносящейся с философией пра­ва, равно как и с другими юридическими и неюридическими дисциплинами, имеющими объектом своего познания право, главным принципом, как справедливо отмечается в философ­ской литературе, является «не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности» 19 , и поскольку философия права,, в отличие от других дисциплин, «основыва­ется не на обобщении эмпирического материала, а на идеалах, на ценностной ориентации», то ее резонно именуют иногда «не наукой, а идеологией, стремящейся опереться на научное основание и обоснование» 20 .

Акцентируя внимание на том, что философия права изуча­ет смысл права, основные законы его бытия, а также связи права с идеалами, с человеком, обществом, государством и ду­ховным миром, исследователи верно указывают на то, что «идеологичность философии права» предопределяет разнообра­зие взглядов на формы, содержание и сущность права: мера (воплощение) свободы; возведенная в закон воля господствую­щего класса или всего народа; охрана или разграничение ин­тересов; воплощение справедливости в отношениях между раз­личными слоями или классами; средство обеспечения безопас­ности и порядка в обществе, основанном на разделении труда, разобщенности классов, сословий и других социальных групп, «обостряющей природный антагонизм между страстями и ра­зумом человека».

Исходя из этого философию права, «вобравшую» и «вби­рающую» в себя на протяжении всего периода своего сущест­вования самые различные идеи школы и научные направле­ния, с долей условности можно назвать не только интегриро­ванной, но и обобщающей дисциплинойобщей философией права, функционирующей как относительно самостоятельный, междисциплинарный феномен наряду с общей теорией права, социологией права и другими сопредельными дисциплинами.

4. Кроме отмеченных обстоятельств, позволяющих сфор­мировать более глубокое и разностороннее представление о понятии и характере философии права, следует обратить внимание также на такие ее особенности, как: а) многоуровне­вый характер ее структуры, основными частями — уровнями которой являются диалектика (высший уровень), определяю­щая наиболее важные направления и общие принципы позна­ния права; «общенаучный» или междисциплинарный (сред­ний) уровень, применяемый при познании особой группы од­нотипных объектов; и частно-научный (низший) уровень, применяемый в процессе познания специфики отдельного правового объекта; б) многофункциональный характер филосо­фии права, проявляющийся в осуществлении данной дисцип­линой таких направлений (видов) воздействия на правовую среду, как методологическое, познавательное, ценностно-ориентационное и др.; и в) динамический характер рассматривае­мой дисциплины, наиболее зримо проявляющийся в постоян­ном изменении и развитии философии права в целом и фор­мирующих ее компонентов на различных этапах эволюции государственно-правовой материи и общества.

Учет поэтапного развития философии права, изучения ее особенностей на каждой стадии эволюции данной дисципли­ны в прошлом, является непременным условием ее глубокого и разностороннего познания сложившейся, относительно са­мостоятельной отрасли знаний и формирующейся академиче­ской дисциплины в настоящем.

Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой действительности.

studfiles.net

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Приоритет отдается темам, связанным со специализацией подготовки магистров.

1.Философия права в системе духовной культуры общества.

2.Сущность права и его предельные основания: основные подходы.

3.Право как развивающаяся реальность: направления развития.

4.Философия права как мировоззренческая основа современного юриста.

5.Проблема сущности и критериев прогресса права.

6.Юриспруденция как «искусство добра и справедливости»: история и современность.

7.Понятие свободы в философии права и деятельности юриста.

8.Понятие равенства и его философско-правовое содержание.

9.Понятие справедливости в правовой деятельности.

10.Понятие общего блага, его философско-правовой и практический смысл.

11.Право и нравственность: трагедия вечного выбора.

12.Антропологическое изучение правовых систем: общее и особенное.

13.Современные дискуссии об иерархии естественных прав человека.

14.Философские основы правовых гарантий самореализации личности.

15.Антропология права и правовая глобализация.

16.Право и политика: общее и особенное.

17.Философско-правовые основы геополитики.

18.Парадигма права как основа субстанционального типа правопонимания.

19.Позитивизм в праве: прошлое, настоящее, будущее.

20.Концепция естественного права и ее современное значение.

21.Постмодерн и новые подходы в правопонимании.

22.Правосознание и правовая культура как проблемы философии права.

23.Универсально-цивилизационное и специфично-культурное в правосознании.

24.Правовая мультикультурность и ее перспективы.

25.Ценность права в русской культуре: случайность или закономерность.

26.Сущность и виды правовой деятельности: перспективы совершенствования.

27.Общенаучные методы познания, их применение в правовых исследованиях.

28.Использование философских концепций в процессе правотворчества.

29.Проблема поиска истины в правоприменении: абсолютная или относительная.

30.Герменевтика и феноменология в толковании права.

31.Философия права античного периода: колыбель современности.

32.Основные направления христианского миросозерцания в эпоху средневековья и его правовые аспекты: патристика и схоластика.

33.Модерн и право: зависимость или взаимозависимость.

34.Философско-правовые основы в творчестве Т. Гоббса и Д. Локка.

35.Сравнение философско-правовых идей И.Канта и Г.Гегеля.

36.Концептуальные основы философии права Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева.

37.Общее и особенное в философско-правовом наследии В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева.

38.Религиозность в русской философии права: С.Л. Франк и И.А. Ильин.

39.Иррациональное в праве: Ф. Ницше и А. Шопенгауер.

40.Бессознательное в праве: З. Фрейд и К. Юнг.

41.Неокантинианство и неогегелианство в философии права.

42.Экзистенциализм в праве: сочетание несочетаемого.

43.Философско-правовое наследие К. Маркса и франкфуртская школа.

44.Спор между Г. Хартом, Г. Кельзеном и Дж. Разом о базовой норме в правовой системе.

45.Спор между Г. Хартом и сторонниками американского правового реализма о правовой неопределенности и судейском усмотрении.

46.Спор между Г. Хартом и Л. Фуллером о ценностном статусе и социальной ответственности правовой теории.

47.Спор между Г. Хартом и Л. Фуллером о соотношении морали и права.

48.Спор между Г. Хартом и Л. Фуллером о правовой неопределенности и судейском усмотрении.

49.Спор между Г. Хартом и Л. Фуллером о статусе нацистского права.

50.Спор между Г. Хартом и Р. Дворкином о статусе правовой теории.

51.Спор между Г. Хартом и Р. Дворкином о статусе правовых принципов.

52.Спор между Г. Хартом и Р. Дворкином о судейском усмотрении.

53.Спор между Г. Хартом и Дж. Финнисом о возможности ценностно-нейтральной правовой теории.

54.Философские концепции права С.С Алексеева, В.С. Нерсесянца, А.В. Полякова: общее и особенное.

55.Сравнение философско-правовых аспектов в творчестве Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, А. Негри.

56.Философский постмодерн и право: что дальше?

studopedia.org

Тема по философии для юристов

Философия является неотъемлемой частью культуры. Культура существенно отличает человека от всей остальной природы. Хотелось бы отметить, что в формировании культуры ключевое значение принадлежит именно труду. Определенная трудовая деятельность на сегодняшний день выражает некоторую сущностную характеристику всей жизни человека. Фундаментом философии можно назвать способность к определенному абстрактному мышлению, она способствует рефлексированию. Именно успешное сочетание, как объективных, так и субъективных предпосылок и привело в конечном итоге к зарождению философии. Роль и значение философии в обществе и жизни человека определяется, в первую очередь, тем, что философия выступает как некоторая теоретическая основа мировоззрения. Также она определяется и тем, что она разрешает определенную проблему познаваемости мира, различные вопросы ориентации человека в определенном мире культуры, а также в мире различных духовных ценностей. Все это – ключевые задачи философии. В настоящее время право играет огромную роль в жизнедеятельности всего общества. Соблюдение различных регламентированных им определенных норм, в целом, дает успешно обеспечивать общественный порядок в интересах отдельной личности, а также всех граждан. Можно сказать, что в общественном сознании формируется определенное представление о современной правовой культуре именно как единстве различных знаний о праве, конкретным образом классифицированном личном отношении к нему, а также практическом действии с учетом определенных правовых требований. Основываясь на данном представлении о современной правовой культуре, можно судить также и об уровне развития человека. Хотелось бы отметить, что правовая культура – это совокупность различных знаний и навыков, умение непосредственно применять их на практике, обеспечить законность во всем обществе. Достаточно высокая определенная правовая культура подразумевает под собой убежденность личности в высокой важности права, а также избранных средств его непосредственной реализации, ответственности за то, что делают все субъекты юридической организации государства. Современные граждане, в целом, станут доверять правозащитнику именно при условии, когда будут уверены в том, что опыт, убежденность и знания юриста, определенный достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы всегда достаточно надежно реализуется в конкретной ситуации. Именно при подобном понимании правовой культуры в поле зрения также попадает и сама юридическая практика, то, как она на деле реализуется, насколько ответственно и обстоятельно протекает деятельность различных организаций, отдельных личностей. Таким образом, изучение сущности и ключевых аспектов правовой культуры юриста как личности с точки зрения философии представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата. При написании реферата использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Арановский К.В., Данильян О.Г., Макарова З.В., Матузов Н.И. и других. Целью реферата является изучение сущности и ключевых аспектов правовой культуры юриста как личности с точки зрения философии. Задачами реферата являются: ? изучить профессию юриста и ее нравственное значение; ? рассмотреть правовую культуру юриста как личности; ? изучить личность юриста как проблему философии права. Структурно реферат представлен введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

В широком смысле юрист – это специалист по государственно-правовым вопросам. Все правовики, от следователя до судьи, делают общее дело – охраняют закон и следят за правопорядком в стране. Деятельность юриста относят к интеллектуальным видам труда. Такая работа требует развитого дедуктивного мышления (умения мыслить от общего к частному), долговременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, хорошей речи. Поэтому в юриспруденцию рекомендуется идти молодым людям, имеющим аналитический склад ума, уверенным в себе, эрудированным и коммуникабельным. Можно сказать, что профессиональная этика юриста – это совокупность различных нравственных установок, представлений, которые находят свое проявление в определенном поведении различных представителей некоторой социальной группы общества – юристов, обусловленных их непосредственной принадлежностью к этой профессии. Хотелось бы отметить, что профессиональная культура юриста является неотделимой от правовой культуры всего общества. То есть, чем выше определенной уровень правовой культуры современного общества, тем выше общая профессиональная культура юриста. Именно от профессионализма работы юристов сегодня зависит общее состояние всей правовой культуры общества, а также личности – не юриста. Определенная правовая культура юриста всегда усматривается именно в критическом творческом осмыслении различных законов, правовых норм, определенных правовых явлений с точки зрения их демократического и гуманистического, морального содержания. Философия именно как способ, а также определенная форма духовной деятельности появилась в Китае и Индии, однако классической формы она достигла именно в Древней Греции. Существенное увеличение потребности в получении различных знаний, а также увеличение масштабов их применения на практике активно стимулировали рост их объема, многообразия и в итоге привели к дифференциации различных знаний, которая выражается в возникновении различных наук. Философия права – это философская дисциплина, исследующая общие закономерности функционирования права, взятые в их историческом и социокультурном развитии. Она также выявляет смысл права, препарирует его основополагающие понятия. От юридических наук философия права отличается тем, что она исследует общие закономерности становления и развития права, его ценностные основания на философском уровне Философия права учит ясности и организованности юридического мышления. Структура философии права в целом соответствует структуре философии, но особое значение здесь имеют онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты осмысления правовой реальности. Философия постоянно обращалась к анализу правовой жизни общества, поскольку без осмысления права невозможно понять смысл и источники существования социума. В свою очередь, право, будучи сложным социокультурным образованием, всегда испытывало настоятельную потребность в философско-мировоззренческих обобщениях. В практическом плане зарождение и развитие философии права связано с постоянно проявляющейся потребностью совершенствования организации и управления жизнедеятельностью общества. Философия и право, как формы общественного сознания, выполняют важные, тесно взаимосвязанные между собой функции осмысления социального бытия. Понимание, осмысление и интерпретация глубинных истоков и основополагающих понятий права, его мировоззренческих ориентиров составляют основной дискурс философии права. Философия права составляет мировоззренческое и методологическое основание теории права, при этом, формируя определенную правовую культуру личности. Именно этим и определяется ее общее практическое значение. Правовая культура – это совокупность различных знаний и навыков, умение непосредственно применять их на практике, а также обеспечить законность во всем обществе. Достаточно высокая правовая культура всегда предполагает убежденность личности в определенной важности права, а также выбранных средств его реализации, ответственности за то, что делают различные субъекты юридической организации государства. Граждане станут доверять определенному правозащитнику только при условии, когда они будут полностью уверены в том, что знания и опыт, убежденность юриста, определенный достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы всегда надежно реализуется в каждой конкретной ситуации. Таким образом, можно сказать, что правовое восприятие и правовое предвидение, прочие правовые рефлексии закона, законности являются очень весомыми показателями определенного уровня культуры. Все они определяют в сознании социальных групп и личностей высокую законопослушность, при этом, формируя императивность в соблюдении закона или же, наоборот, заранее оправдывают его какое-либо нарушение со стороны граждан, государства, различных должностных лиц и самих юристов.

www.work5.ru

Значение философии права в подготовке будущих юристов.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридиче­ских вузов философско-правовых знаний определяется, прежде

всего, потребностями их будущей специальности. Изучение фило- /5 софии права в значительной мере способствует фундаментализа- ции образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подго­товки юриста как гражданина и гражданина как критика права» [7] .

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук и учебных дис­циплин, предметами изучения которых является право и госу­дарство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяже­нии многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение кон­кретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядо­чить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаменталь­ные проблемы правоведения находят свое решение или, по край­ней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоя­тельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить прису­щие юриспруденции методы исследования и заменить их фило­софскими. Следует четко осознавать предназначение и возмож­ности последних.

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в сис­теме философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществ­ляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая яв­ляется наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

textbook.news

Это интересно:

  • Приказ 87н от 01092008 с изменениями ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ. Открытого акционерного общества «Лужский мясокомбинат» Код эмитента: D. за IV квартал 2004 года Утвержден Советом Директоров Протокол б/н от "11" февраля 2005 г. Председатель Совета директоров Козловский Секретарь Совета директоров Давыдова М.А. […]
  • Законы рф 1 июня 2012 Вступает в силу закон о порядке прямых выборов глав регионов в РФ МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Спустя восемь лет после отмены прямых выборов губернаторов у россиян вновь появляется право лично участвовать в избрании руководителя своего региона - новый закон о порядке […]
  • Накопительную часть пенсии граждане начнут получать О компании Начались первые выплаты накопительной части трудовой пенсии Кому положены выплаты накопительной части трудовой пенсии? Накопительная часть трудовой пенсии по старости формируется у граждан 1967 года рождения и моложе. Но первоначально в накопительной системе […]
  • Приказ мчс 555 по технике 555 мто приказ В ней определен порядок планирования, эксплуатации, ремонта и учета использования материально-технических средств в системе Министерства. Предусмотрен порядок ведения хозяйственной деятельности в спасательных воинских формированиях, подразделениях […]
  • Закон об товариществе собственников жилья Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ"О товариществах собственников жилья" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 21 марта […]
  • Приказ президента о ветеранах Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 […]
  • 492 приказ мвд Приказ МВД РФ от 7 июля 2010 г. № 492 "О внесении изменения в приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444" Внести прилагаемое изменение в приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об […]
  • Приказ мчс россии 92 от 17022006 Приказ МЧС России от 18 февраля 2013 г. N 92 "Об утверждении Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС России от 18 февраля 2013 г. N 92"Об […]