Взыскание налога в судебном порядке производится с организаций

| |0 Comment

Взыскание налога, пени и штрафа в судебном порядке

С организаций и индивидуальных предпринимателей недоимка взыскивается во внесудебном порядке. Однако НК РФ в ст. ст. 45 — 47 содержит ряд положений, при наличии которых налоговые органы взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов вправе только в судебном порядке.
Налоговые органы вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд:

  • при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • в случае пропуска, установленного срока на внесудебное взыскание налога (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
  • Положения п. 2 ст. 45 НК РФ предписывают налоговым органам обратиться в суд в четырех случаях:

    1) если у организации, которой открыт лицевой счет;

    2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

    3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

    4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

    Срок на подачу в суд заявления о взыскании налога и пени п. 2 ст. 45 НК РФ не установлен. Однако правоприменительная практика пошла по пути, что заявление о взыскании налога должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
    В свою очередь, срок на взыскание штрафа установлен ст. 115 НК РФ. Согласно ст. 115 НК РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

    Второе обстоятельство, когда налоговый орган вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд, это пропуск срока на внесудебное взыскание налога, пени и штрафа (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В случае пропуска срока на принятие:

  • решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  • решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган, согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
  • Следует обратить внимание, что обращения в суд, согласно п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, исчисляется от срока исполнения требования об уплате налога.

    Таким образом, НК РФ установлена возможность налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в случае пропуска срока на принятие решений как по ст. 46 НК РФ, так и по ст. 47 НК РФ, причем согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а по п. 1 ст. 47 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

    Шесть месяцев и два года это большой срок на обращение с заявлением в суд, однако налоговым органом и этот срок может быть пропущен. Законодатель в НК РФ предусмотрел для налогового органа возможность обращения в суд с ходатайством о его восстановлении.

    Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа. На сегодняшний день НК РФ представляет налоговому органу в случае пропуска срока подачи заявления в суд право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Это право закреплено в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ. Такое ходатайство может быть удовлетворено судом только при условии, когда срок был пропущен по уважительной причине. Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговый орган не может доказать уважительность причины пропуска срока в суде. Тем не менее такое право для налогового органа в НК РФ закреплено, и имеются примеры восстановления срока. Так, в Определении ВАС РФ от 8 июня 2012 г. N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела.

    Таким образом, возможность восстановления пропущенного срока установлена п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, а значит, при наличии на то оснований пропущенный срок взыскания налога, пени и штрафа может быть восстановлен судом.

    Взыскание налога, пени и штрафа сбора, пеней, штрафа при их взыскании в судебном порядке производится на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

    www.pnalog.ru

    В каком порядке осуществляется взыскание налога и сбора за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя?

    Решение о взыскании недоимки и пеней за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом последствия нарушения налоговым органом данного срока в НК РФ не предусмотрены. Представляется, что при пропуске указанного срока взыскание недоимки и пеней за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд.

    В течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» , с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

    Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольной уплаты налогоплательщиком сумм задолженности, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет налогоплательщика о принудительном взыскании сумм задолженности по истечении установленного срока.

    Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и налогоплательщику (под расписку или заказным письмом). В случае направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства налогоплательщику заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня его отправления независимо от фактического получения налогоплательщиком.

    Если в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок (пять дней) суммы недоимки и пеней не будут уплачены налогоплательщиком, судебный пристав- исполнитель приступает к принудительному исполнению. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении налогового органа, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п. 4 ст. 47 НК РФ).

    Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации.

    В соответствии с п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание сумм задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении: 1)

    наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ; 2)

    имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; 3)

    готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве; 4)

    сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств; 5)

    имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; 6)

    другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

    Необходимо отметить, что перечень имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции, носит примерный характер. Применительно к каждому налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) вопрос о том, является ли имущество, на которое обращается взыскание, не участвующим непосредственно в производстве продукции, необходимо устанавливать отдельно. Так, например, для транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки легковым автотранспортом, такой транспорт будет являться оборудованием, то есть на него может быть обращено взыскание только в четвертую очередь. Аналогично должен быть решен вопрос в отношении правового режима ценных бумаг, принадлежащих организации — профессиональному участнику рынка ценных бумаг, и т.п.

    При решении вопроса о возможности взыскания имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, важно учитывать, что такое взыскание правомерно только при условии, что соответствующие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке. Причем в соответствии с положениями гл. 9 и 29 ГК РФ, регламентирующими вопросы расторжения договоров и недействительности сделок, потребность обратить взыскание недоимки по налогу (сбору) и пеней на конкретное имущество сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания для расторжения или недействительности договора, по которому данное имущество было передано третьему лицу .

    См. пункт 14 Постановления ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 1999. N 128.

    При взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика-гражданина следует иметь в виду, что взыскание не может быть обращено на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования гражданина или членов его семьи. В соответствии со ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

    жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением случая, когда указанное жилое помещение (его часть) является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

    земельный участок, на котором расположено указанное жилое помещение (его части), а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином- должником предпринимательской деятельности, за исключением того случая, когда указанные земельные участки являются предметом ипотеки и на них в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

    предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

    имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 МРОТ;

    племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания; семена, необходимые для очередного посева;

    продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

    топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

    средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

    призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

    Реализация недвижимого имущества осуществляется путем проведения публичных торгов, движимого имуществ — на комиссионных началах.

    В каком порядке осуществляется взыскание налога и сбора с налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?

    Налоговый кодекс РФ устанавливает исключительно судебный порядок взыскания налога (сбора) за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

    В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок требования об уплате налога (сбора) налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании недостающих сумм за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (сбора).

    Исковое заявление о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции или мировому судье по месту жительства недоимщика. Если место жительство недоимщика неизвестно либо недоимщик не имеет места жительства на территории РФ, исковое заявление (по выбору налогового органа) может быть предъявлено в суд по месту нахождения имущества недоимщика или по его последнему известному месту жительства на территории РФ.

    Деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению и разрешению гражданских дел о взыскании недоимок по налогам (сборам), пеней и штрафов регулируется ГПК РФ.

    В настоящее время ГПК РФ предусматривает две формы рассмотрения указанных дел: 1)

    приказное производство; 2)

    В соответствии со ст. ст. 121, 122 ГПК РФ судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, в частности на основании заявления о взыскании с гражданина недоимок по налогам и сборам. Судебный приказ может быть вынесен судьей только в том случае, когда между налогоплательщиком (плательщиком сбора) и налоговым органом отсутствует спор о праве. В противном случае гражданское дело о взыскании недоимки по налогу или сбору рассматривается в порядке искового производства (п. 4 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ). Выдача судебных приказов находится в компетенции мировых судей.

    Мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по общим основаниям, предусмотренным ст. 134 и ст. 135 ГПК РФ. Кроме того, мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа в случаях, если: 1)

    место жительства должника находится вне пределов РФ; 2)

    налоговым органом не представлены документы, подтверждающие заявленное требование; 3)

    из заявления и представленных документов усматривается наличие спора о праве.

    Об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа мировой судья в течение трех дней со дня поступления заявления налогового органа выносит соответствующее определение (ст. 125 ГПК РФ).

    Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления налогового органа. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений (ст. 126 ГПК РФ).

    Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются мировым судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия судебного приказа.

    Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения (ст. 128 ГПК РФ). Если такие возражения в установленный срок будут должником представлены, мировой судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа мировой судья разъясняет налоговому органу, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения (ст. 129 ГПК РФ).

    Если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения относительно исполнения судебного приказа, мировой судья выдает налоговому органу второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе налогового органа судебный приказ может быть сразу направлен мировым судьей судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

    В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству. О принятии искового заявления к производству суда судья выносит соответствующее определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст. 133 ГПК РФ). Рассмотрение дел по искам о взыскании налога (сбора), пеней или штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с правилами, установленными гл. 13 — 22, 39 — 42 ГПК РФ.

    Если суд примет решение о взыскании сумм налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, такое взыскание осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

    Согласно п. 6 ст. 48 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении: 1)

    денежных средств на счетах в банке; 2)

    наличных денежных средств; 3)

    имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), пеней и штрафа такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; 4)

    другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

    Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога (сбора), пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

    knigi.link

    О процедуре принудительного взыскания недоимки

    Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

    В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

    Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

    Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

    При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

    Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

    По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

    К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

    В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

    Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

    Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
  • Взыскание посредством списания средств с банковского счета

    Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

    Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

    Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

    Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

    По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

    Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

    К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

    Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

    Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

    Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

    Взыскание за счет имущества налогоплательщика

    Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

    К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

    Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

    Взыскание в судебном порядке

    Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

    Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;

В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

www.klerk.ru

Это интересно:

  • Приказ мга ссср от 9.9. Молниезащита и защита от статического электричества 9.9.1. Здания и сооружения складов ГСМ и ЦЗС должны защищаться от: а) прямого воздействия молнии; б) вторичного проявления молнии (электростатической и электромагнитной индукции); в) заносов высоких потенциалов; г) […]
  • Основания для освобождения от алиментов Основания для освобождения от уплаты алиментов Алименты — выплаты на содержание ребенка, супруга или другого члена семьи, которые взыскиваются судом либо уплачиваются на основании соглашения. Многие плательщики задумываются о том, чтобы освободиться от их уплаты. […]
  • Правила безопасности на уроках обж Журнал по технике безопасности на уроках ОБЖ 8. 4. Не стоит затевать игру, где в шутку надо “топить” друг дуга. 8. 5. Не поднимай ложной тревоги. Инструкция №9. Правила безопасности при общении с животными 9. 1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением […]
  • Федеральное бюджетное учреждение крымская лаборатория судебной экспертизы Организация ФБУ КРЫМСКАЯ ЛСЭ МИНЮСТА РОССИИ Юридический адрес: 295001, КРЫМ РЕСП, СИМФЕРОПОЛЬ Г, ЧЕХОВА УЛ, ДОМ 55А ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1318000 - Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 71.20.2 - […]
  • Баланс-актив налоги Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды) Отправить на почту Баланс бухгалтерский — важнейший документ бухгалтерской отчетности организации. Рассмотрим, что он собой представляет и по каким правилам следует его заполнять. Бухгалтерский баланс — что это […]
  • Не является плательщиками налога на имущество Не является плательщиками налога на имущество ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов […]
  • Заявление учителю отпускать ребенка домой Как написать заявление, чтобы ребенка отпускали одного из школы? Вам нужно для написания такого заявления знать имя директора, номер школы, номер класса Вашего ребенка. Дальше заявление должно следовать примерно вот такому шаблону: Вообще, какой-то формы для этого […]
  • Закон города москвы 64 от 05112003 Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64"О налоге на имущество организаций" С изменениями и дополнениями от: 31 марта, 24 ноября 2004 г., 26 января, 26 октября, 23 […]