Прерывной трудовой стаж

| | 0 Comment

Что такое непрерывный трудовой стаж и для чего он применяется

Понятие «непрерывный трудовой стаж» запомнилось многим специалистам, работающим с советстких времен. Однако в России уже более 10 лет этого понятия законодательно не существует. При этом мы часто слышим, как его упоминают кадровики и чиновники. Так какой стаж считается непрерывным в наши дни и на что это влияет? Постараемся разобраться.

Что такое непрерывный трудовой стаж

Непрерывный стаж работы — время, в течение которого человек постоянно трудился, а периоды между его увольнениями и новыми трудоустройствами не превышали сроков, закрепленных в законодательстве. Именно так трактовалось законодательно это понятие до 2006 года. В частности, непрерывность стажа сохранялась, если гражданин находил новую работу в срок от 1 до 3 месяцев, в зависимости от определенных условий. В некоторых ситуациях непрерывный стаж после увольнения по собственному желанию «замораживали» на неопределенный срок, например, если супружеская пара переезжала в другую местность по переводу одного из супругов, а второй не мог быстро найти работу. Это был очень важный показатель, который влиял на оплату больничных и на величину пенсии. Регулировался этот вопрос постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 г. № 252 .

В 2006 году Конституционный Суд РФ определением от 02.03.2006 № 16-О отменил этот документ, поскольку само понятие было признано не соответствующим Конституции РФ. С тех пор новых трактовок непрерывного трудового стажа принято не было. Однако сохранились несколько отраслей, где он до сих пор учитывается.

Непрерывный трудовой стаж: как учитывается

Теперь то, какой стаж считается непрерывным, определяют иначе. По нормам Трудового кодекса РФ это период, в течение которого работник трудился в одной и той же организации. Хотя ни одна из статей ТК РФ прямо на это не указывает, это ясно из смысла, например статьи 121 ТК РФ . При этом ни на оплату больничного, ни на размер пенсии этот показатель больше никак не влияет. Единственное, что он дает: надбавки и льготы в определенных сферах. Например, при работе учителем или врачом. Так, медицинские работники имеют право на получение надбавки за многолетний труд в сфере здравоохранения. Кроме того, на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях положены надбавки к заработной плате тем лицам, которые непрерывно работают в таких климатических условиях. К таким регионам, в соответствии с приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 3 , отнесены:

  • Архангельская область;
  • Иркутская область;
  • Читинская область;
  • Республика Карелия;
  • Республика Коми;
  • Республика Бурятия;
  • Республика Тува;
  • южные районы Дальнего Востока и Красноярского края.
  • Период декретного отпуска и трудовой стаж

    Если вы задумались, какой у вас непрерывный стаж работы, как считать и учитывать его продолжительность, тут все просто: его определяют в днях, календарных месяцах и годах. В частности, это все то время, записанное в трудовой книжке, в течение которого у работника был заключен трудовой договор. Если работник сменил работу, то непрерывность утрачивается. Исключение составляют случаи, когда человек продолжает работать в одной структуре и сфере, как в случае учителей и врачей. Если они остаются в бюджетных учреждениях и работают по специальности, вопросов о том, есть ли у них непрерывный стаж работы, сколько дней был перерыв между трудоустройством, для назначения надбавки обычно не возникает.

    Кроме того, нужно учесть, что в силу Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 на непрерывность не влияют такие периоды, как:

  • период официальной безработицы с получением пособия в связи с этим;
  • период обучения в средних и высших учебных заведениях, за который выплачивается стипендия;
  • участие в общественных работах на платной основе,
  • переезд в другую местность по направлению центра занятости для трудоустройства;
  • официально установленная временная нетрудоспособность;
  • декретный отпуск;
  • нахождение на срочной военной службе или военных сборах;
  • участие в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе или с альтернативной гражданской службой;
  • исполнение государственных обязанностей (например, избрание депутатом в органы законодательной власти).
  • Материалы по теме

    Как служба в армии влияет на пенсию

    На что влияет работа в одной организации

    Как уже было сказано выше, сейчас этот показатель используется только в определенных сферах для назначения надбавок к зарплате. Кроме того, при ответе на вопрос «непрерывный трудовой стаж: на что влияет?» можно вспомнить про нормы статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ . В ней предусмотрено использование этого показателя при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности. Хотя обычно для исчисления этих пособий в расчет берут по общему правилу страховой стаж.

    Однако бывает, что продолжительность страхового стажа за период до 1 января 2007 года окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа. В этом случае можно назначить пособие в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами за тот же период, т. е принять за расчетную величину время, в течение которого работник трудился без перерывов или с перерывами, не нарушающими течение установленного периода.

    Пенсии и пособия

    На размер пенсии, а также на право выхода на досрочную пенсию в настоящее время непрерывность работы человека не влияет. Поэтому в связи с назначением пенсии вопрос «непрерывный стаж работы: как считать?» не стоит. Тут большую роль играет период, в течение которого человек был зарегистрирован в системе пенсионного страхования, а работодатель платил за него страховые взносы в Пенсионный фонд (так называемый страховой стаж). Повышенной пенсии за длительное время работы на одном месте в настоящее время нет. Главное, чтобы все выплаты в пользу работника были официальными, а работодатель своевременно и в полном объеме производил с них страховые отчисления. Если человек долго трудится на одном месте, но получает «серую» зарплату, отчисления на его лицевой счет в ПФР приходят мизерные. Поэтому такой будущий пенсионер не может рассчитывать на достойную пенсию.

    m.ppt.ru

    Расчет непрерывного трудового стажа (нюансы)

    Отправить на почту

    Непрерывный трудовой стаж, долгое время требовавшийся для определения величины выплат по больничному листу, утратил свое значение для этих целей, тем не менее в определенных ситуациях продолжает играть важную роль. Рассмотрим, какова она.

    Значение непрерывности стажа в 2018 году

    До 2007 года, когда вступил в действие закон РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, величина непрерывного трудового стажа имела значение для расчета выплат по больничному листу. От этого стажа зависел размер процентной доли, в которой работнику оплачивалось фактически начисленное пособие по болезни (п. 25 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191, в настоящее время утратившего свое действие):

  • не менее 8 лет — 100%;
  • от 5 до 8 лет — 80%;
  • менее 5 лет — 60%.
  • Закон РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ст. 7) привязал эти цифры к страховому стажу, т. е. к общей продолжительности тех периодов, в течение которых человек являлся застрахованным лицом и уплачивал страховые взносы в ФСС (ст. 16).

    Таким образом, непрерывный трудовой стаж утратил свое единственное важное назначение, хотя в законе РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ и имеется оговорка о том, что если стаж, рассчитанный за период до 2007 года по новым правилам, окажется меньше непрерывного за такой же период, то страховой стаж для целей расчета больничного считается равным непрерывному (п. 2 ст. 17).

    О доходах, с которых не нужно платить страховые взносы, читайте в этом материале.

    Расчет непрерывного трудового стажа в период его законодательной значимости осуществлялся по правилам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252. Этот документ на сегодняшний день считается утратившим силу, хотя в действительности его текст остается востребованным, поскольку непрерывный трудовой стаж продолжает играть определенную роль во взаимоотношениях между работником и работодателем.

    О правилах расчета страхового стажа узнайте здесь.

    Ведомственные нормативные акты или локальные внутренние документы работодателя могут устанавливать зависимость от этого стажа таких вещей, как:

    • доплаты и надбавки к зарплате;
    • единовременные вознаграждения за выслугу лет;
    • право на дополнительный отпуск.
    • С видами трудового стажа вас познакомят материалы:

      Какой стаж работы считается непрерывным?

      В связи с тем, что непрерывный трудовой стаж утратил статус величины, применение которой обусловлено законодательно, представление о нем у каждого конкретного ведомства или работодателя может быть своим. Например, непрерывный трудовой стаж связывают с продолжительностью непрерывной работы:

    • вообще;
    • у одного работодателя;
    • в одном ведомстве;
    • по одной специальности;
    • в одних условиях труда;
    • на одной территории.
    • Соответственно, определение того, что считать непрерывным трудовым стажем, цели применения этого понятия, а также порядок его расчета должны быть зафиксированы в ведомственном или локальном нормативном акте.

      Сохраняется ли непрерывность, если менять работу?

      При определении продолжительности непрерывного трудового стажа большинство работодателей продолжает применять уже не действующие, но не требующие дополнительной разработки и вполне понятные правила, утвержденные постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252.

      Согласно этим правилам непрерывный трудовой стаж сохраняет свою непрерывность при смене места работы, если перерыв в работе не превысил:

    • 1 месяца для общего случая перехода с одной работы на другую (п. 2);
    • 3 недель (для увольнения в период с 01.09.1983 по 31.12.2006) при увольнении работника по собственной инициативе без причины, признаваемой уважительной (п. 2);
    • 2 месяцев после завершения работы на Крайнем Севере и в районах, приравниваемых к нему, или работы за границей (п. 3);
    • 3 месяцев при увольнении из ликвидируемых, реорганизуемых или сокращающих штат организаций, из сокращаемых военных подразделений, после увольнения в связи с невозможностью продолжения работы на прежнем месте по состоянию здоровья или увольнения учителей начальных классов в связи с реорганизацией системы образования (п. 4). Для лиц, уволившихся по состоянию здоровья, перерыв в работе в период с 01.07.1973 по 01.10.1973 на непрерывный трудовой стаж не влияет. Если увольнение по состоянию здоровья потребовало времени для восстановления трудоспособности, то продолжительность допустимого перерыва в работе считают со дня этого восстановления, подтвержденного документально.
    • Как Крайний Север влияет на пенсию мужчин, см. по ссылке.

      Непрерывный трудовой стаж не зависит от длительности перерыва в трудовой деятельности для ситуаций оформления на работу после увольнения в связи с (п. 6 постановления Совмина СССР от 13.04.1973 № 252):

    • переводом супруга для работы в другую местность;
    • выходом на пенсию по старости или по выслуге лет.
    • Этим же постановлением можно воспользоваться при определении периодов:

    • которые не сохраняют непрерывности стажа (п. 7);
    • нетрудовых, засчитываемых в непрерывный трудовой стаж (п. 8);
    • не учитываемых в стаже, но не прерывающих его (п. 9).
    • Нюансы учета в трудовом стаже отдельных временных промежутков узнайте из материалов:

      Имеет ли значение непрерывный стаж для пенсии?

      Для целей назначения и расчета пенсии протяженность непрерывного трудового стажа значения никогда не имела. Однако она может играть роль для признания человека ветераном труда (что дает ему право на дополнительные социальные льготы), если по региональному положению о ветеранах такой стаж является условием получения этого звания.

      Регионы вправе сами устанавливать перечень требований, необходимых для присвоения звания ветерана труда (п. 4 ст. 7 закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ), и наличие непрерывного трудового стажа определенной протяженности может быть одним из них.

      Какая будет пенсия при отсутствии трудового стажа, узнайте из этой публикации.

      Утратив статус обязательной к применению величины, непрерывный трудовой стаж продолжает использоваться работодателями как условие, определяющее возможность дополнительного поощрения работников. Многие работодатели при определении продолжительности стажа продолжают пользоваться официально прекратившими действие правилами его расчета.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      nalog-nalog.ru

      НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

      По мнению большинства юристов, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия. Причем эти последствия могут быть учтены в различных отраслях российского права. Существует стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, стаж для получения процентной надбавки к заработной плате, стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, стаж работы по юридической профессии для занятия должности судьи и т.д.

      Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа:

      1. Страховой стаж:
      а) общий страховой стаж;

      б) специальный страховой стаж;

      2. Трудовой стаж:
      а) общий;

      б) специальный (выслуга лет);

      3. Непрерывный.
      Правовые последствия каждого из указанных видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

      НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

      Непрерывный трудовой стаж — это учитываемая при определении размера пособия по временной нетрудоспособности продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя либо работы у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков.

      Данный вид стажа учитывается при определении размера пособий по временной нетрудоспособности от общего заболевания (100, 80 или 60 % от заработка работника в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа)и до настоящего времени регулируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (далее — Правила).

      При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

      При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Однако, на наш взгляд, данная норма противоречит Конституции РФ и по смыслу определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 не может применяться как необоснованно ущемляющая права работников в зависимости от причины увольнения. Тем не менее, Фонд социального страхования РФ может продолжать настаивать на применении указанной нормы, так как Конституционный Суд РФ не упоминает ее в своем определении.

      Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на другую работу:

      лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

      в Российской Федерации (СССР, РСФСР) после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации (СССР, РСФСР) за границей или в международных организациях;

      в Российской Федерации (СССР) граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация (СССР) заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Российскую Федерацию (СССР).

      Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при поступлении на работу:

      лиц, высвобождаемых c предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;

      после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности;

      после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

      учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом IV классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

      При расторжении трудового договора беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

      Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу:

      после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

      после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

      Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

      1. Совершение работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. 5–10 ст. 81 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания.

      2. Непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 указанное нормативное положение, содержащееся в подп. «и» п. 7 Правил и абз. 2 п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

      Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, препятствовало свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшало размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности.

      Оспариваемое нормативное положение, введенное постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117, в условиях социалистической системы хозяйствования было призвано способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Перечень причин, признаваемых уважительными при увольнении по собственному желанию, был определен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 12-21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 “О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».

      Сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных ч. 1ст. 37 Конституции РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

      Оспариваемое нормативное положение также не согласуется с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставилось в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение указанного положения не только наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Тем самым нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

      Таким образом, с 4 марта 2004 г. повторное в течение года увольнение по собственному желанию без уважительных причин больше не влечет за собой автоматического прерывания непрерывного стажа. Кадровым службам необходимо незамедлительно перепроверить и заново рассчитать продолжительность непрерывного трудового стажа всех работников с учетом указанного определения Конституционного Суда РФ.

      В непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:

      служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

      время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

      время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

      время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах;

      время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе.

      Не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него:

      время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

      время пребывания за границей членов семей рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

      межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

      время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

      Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда на новое место жительства.

      Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

      Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается работодателем в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

      В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время Правил подтверждается решениями Верховного Суда РФ от 15, 20 августа 2002 г.

      Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 г., то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства РФ, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.

      В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только Правилами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (СССР, РСФСР).

      Так, в соответствии с п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР И Коми АССР», непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.

      Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывают непрерывного трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж не засчитываются.

      Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.

      В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

      На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.

      В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени переезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.

      Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.

      В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет непрерывный трудовой стаж сохраняется.

      Статья 16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.

      Согласно пп. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.

      В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

      При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и до поступления на работу.

      В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

      Согласно ст. 25 Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

      Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы).

      В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

      Д.И. Рогачев, канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА

      www.profiz.ru

      Это интересно:

      • Правовое заключение по гражданскому делу Правовое заключение Правовое заключениена судебные постановления об изменении формулировки причины увольнения с п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации) на п. 7 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных […]
      • Закон рм от 16042018 18-з Закон Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. N 66-З "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Мордовия" ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ 12 октября […]
      • Штраф за хранение данных Операторов могут начать наказывать за хранение персональных данных российских граждан на зарубежных серверах С предложением дополнить ст. 13.11 КоАП об ответственности за нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – […]
      • Законы об оценочной деятельности в рк Законы об оценочной деятельности в рк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
      • Приказ министра обороны n 260 Приказ министра обороны n 260 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 июня 2007 г. N 260 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Утвердить прилагаемое Положение об Инспекции государственного […]
      • Повышения детских пособий в 2018 году Ежемесячная выплата на первого ребенка с 2018 года Президент РФ В. Путин предложил с 2018 года выплачивать ежемесячное пособие на первого ребенка до достижения им 1,5 лет в размере 10 523 рубля. В конце декабря 2017 года в этих целях был принят Федеральный закон от […]
      • 17 декабря 2001 г о трудовых пенсиях в рф Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 29 июня 2009 г. Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года См. план подготовки […]
      • Федеральные правила 128 Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128"Об утверждении Федеральных […]