Учет налогов банка

| | 0 Comment

фЕНБ 2.2 пТЗБОЙЪБГЙС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ Ч ВБОЛЕ

оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ — ЬФП УЙУФЕНБ ПВПВЭЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ПРТЕДЕМЕОЙС ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РП ОБМПЗХ ОБ РТЙВЩМШ ОБ ПУОПЧЕ ДБООЩИ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УЗТХРРЙТПЧБООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПТСДЛПН, ХУФБОПЧМЕООЩН ЗМБЧПК 25 ол тж. оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч ГЕМСИ ЖПТНЙТПЧБОЙС РПМОПК Й ДПУФПЧЕТОПК ЙОЖПТНБГЙЙ П РПТСДЛЕ ХЮЕФБ ДМС ГЕМЕК ОБМПЗППВМПЦЕОЙС ВБОЛПЧУЛЙИ ПРЕТБГЙК.

пВЯЕЛФЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ — ЙНХЭЕУФЧП, ПВСЪБФЕМШУФЧБ, ВБОЛПЧУЛЙЕ Й ИПЪСКУФЧЕООЩЕ ПРЕТБГЙЙ, ПРЕТБГЙЙ У ГЕООЩНЙ ВХНБЗБНЙ, УФПЙНПУФОБС ПГЕОЛБ ЛПФПТЩИ ЙЪНЕОСЕФ ТБЪНЕТ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ ФЕЛХЭЕЗП ПФЮЕФОПЗП РЕТЙПДБ ЙМЙ ОБМПЗПЧПК ВБЪЩ РПУМЕДХАЭЙИ РЕТЙПДПЧ.

дБООЩЕ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ — ЙОЖПТНБГЙС П ЧЕМЙЮЙОЕ ЙМЙ ЙОПК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЕ РПЛБЪБФЕМЕК, ПРТЕДЕМСАЭЙИ ПВЯЕЛФ ХЮЕФБ, ПФТБЦБЕНБС Ч ТЕЗЙУФТБИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ, УРТБЧЛБИ Й ЙОЩИ ДПЛХНЕОФБИ, ЗТХРРЙТХАЭЙИ ЙОЖПТНБГЙА ПВ ПВЯЕЛФБИ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС.

оБМПЗПЧЩК ХЮЕФ Ч ВБОЛЕ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ:

ДБООЩИ РЕТЧЙЮОЩИ ХЮЕФОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ;

ДБООЩИ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ;

ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ;

тЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ — УПЧПЛХРОПУФШ РПЛБЪБФЕМЕК (УЧПДОЩЕ ЖПТНЩ) ТЕЗЙУФТПЧ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ДМС УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ ДБООЩИ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ЪБ ПФЮЕФОЩК (ОБМПЗПЧЩК) РЕТЙПД, УЗТХРРЙТПЧБООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТЙОГЙРБНЙ ЧЕДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ, Ч ФПН ЮЙУМЕ ВЕЪ ПФТБЦЕОЙС ОБ УЮЕФБИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ.

тЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ

УЙОФЕФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ (уот);

БОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ (бот);

ТЕЗЙУФТЩ ХЮЕФБ УПУФПСОЙС ПВЯЕЛФБ (тхуп);

УРТБЧЛЙ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙУРПМОЙФЕМЕК (упй).

уЙОФЕФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ ЖПТНЙТХАФУС РХФЕН ЗТХРРЙТПЧЛЙ ДБООЩИ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ОБМПЗПЧЩИ ТЕЗЙУФТПЧ Й ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ ЧФПТПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ ЬФЙИ ДБООЩИ ДПУФБФПЮОП ДМС ТБУЮЕФБ ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ.

бОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ОБМПЗПЧЩЕ ТЕЗЙУФТЩ ЖПТНЙТХАФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ, УРТБЧПЛ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙУРПМОЙФЕМЕК, Б ФБЛЦЕ ТЕЗЙУФТПЧ ХЮЕФБ УПУФПСОЙС ПВЯЕЛФБ. ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЕУМЙ ДБООЩЕ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ УПДЕТЦБФ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДБООЩЕ ДМС ТБУЮЕФБ ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ, БОБМЙФЙЮЕУЛЙЕ ТЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПЧПЗП ХЮЕФБ ОЕ ЧЕДХФУС.

тЕЗЙУФТЩ ХЮЕФБ УПУФПСОЙС ПВЯЕЛФБ ЖПТНЙТХАФУС ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДБООЩИ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ, РЕТЧЙЮОЩИ ХЮЕФОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ Й УРТБЧПЛ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ МЙГ.

оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ — ВБОЛЙ ЧЕДХФ ОБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ, РПМХЮЕООЩИ ПФ (РПОЕУЕООЩИ РТЙ) ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ВБОЛПЧУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. ОБ ПУОПЧБОЙЙ ПФТБЦЕОЙС ПРЕТБГЙК Й УДЕМПЛ Ч БОБМЙФЙЮЕУЛПН ХЮЕФЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ХУФБОПЧМЕООЩН РПТСДЛПН РТЙЪОБОЙС ДПИПДБ Й ТБУИПДБ (ЛБУУПЧЩК ЙМЙ ОБЮЙУМЕОЙС).

бОБМЙФЙЮЕУЛЙК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ, РПМХЮЕООЩИ (РПОЕУЕООЩИ) Ч ЧЙДЕ РТПГЕОФПЧ РП ДПМЗПЧЩН ПВСЪБФЕМШУФЧБН, ЧЕДЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПТСДЛПН, РТЕДХУНПФТЕООЩН УФБФШЕК 328 ОБУФПСЭЕЗП лПДЕЛУБ.

оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ — ВБОЛЙ ЧЕДХФ ОБМПЗПЧЩК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ, РПМХЮЕООЩИ ПФ (РПОЕУЕООЩИ РТЙ) ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ВБОЛПЧУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ОБ ПУОПЧБОЙЙ ПФТБЦЕОЙС ПРЕТБГЙК Й УДЕМПЛ Ч БОБМЙФЙЮЕУЛПН ХЮЕФЕ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ХУФБОПЧМЕООЩН РПТСДЛПН РТЙЪОБОЙС ДПИПДБ Й ТБУИПДБ.

дПИПДЩ Й ТБУИПДЩ РП ИПЪСКУФЧЕООЩН Й ДТХЗЙН ПРЕТБГЙСН, ПФОПУСЭЙНУС Л ВХДХЭЙН ПФЮЕФОЩН РЕТЙПДБН, РП ЛПФПТЩН ВЩМЙ РТПЙЪЧЕДЕОЩ Ч ФЕЛХЭЕН ПФЮЕФОПН РЕТЙПДЕ БЧБОУПЧЩЕ РМБФЕЦЙ, ХЮЙФЩЧБАФУС Ч УХННЕ УТЕДУФЧ, РПДМЕЦБЭЙИ ПФОЕУЕОЙА ОБ ТБУИПДЩ РТЙ ОБУФХРМЕОЙЙ ФПЗП ПФЮЕФОПЗП РЕТЙПДБ, Л ЛПФПТПНХ ПОЙ ПФОПУСФУС. бОБМЙФЙЮЕУЛЙК ХЮЕФ ДПИПДПЧ Й ТБУИПДПЧ РП ИПЪСКУФЧЕООЩН ПРЕТБГЙСН ЧЕДЕФУС Ч ТБЪТЕЪЕ ЛБЦДПЗП ДПЗПЧПТБ У ПФТБЦЕОЙЕН ДБФЩ Й УХННЩ РПМХЮЕООПЗП (ЧЩРМБЮЕООПЗП) БЧБОУБ Ч РЕТЙПД, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ХЛБЪБООБС УХННБ ПФОПУЙФУС ОБ ДПИПДЩ Й ТБУИПДЩ.

лПНЙУУЙПООЩЕ УВПТЩ ЪБ ХУМХЗЙ РП ЛПТТЕУРПОДЕОФУЛЙН ПФОПЫЕОЙСН, ХРМБЮЕООЩЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, ТБУИПДЩ РП ТБУЮЕФОП-ЛБУУПЧПНХ ПВУМХЦЙЧБОЙА, ПФЛТЩФЙА УЮЕФПЧ Ч ДТХЗЙИ ВБОЛБИ Й ДТХЗЙН БОБМПЗЙЮОЩН ПРЕТБГЙСН ПФОПУСФУС ОБ ТБУИПДЩ ОБ ДБФХ УПЧЕТЫЕОЙС ПРЕТБГЙЙ, ЕУМЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДПЗПЧПТПН РТЕДХУНПФТЕОЩ ТБУЮЕФЩ РП ЛБЦДПК ЛПОЛТЕФОПК ПРЕТБГЙЙ, МЙВП ОБ РПУМЕДОЙК ДЕОШ ПФЮЕФОПЗП (ОБМПЗПЧПЗП) РЕТЙПДБ. ч БОБМПЗЙЮОПН РПТСДЛЕ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЧЕДЕФУС ХЮЕФ РП ДПИПДБН, УЧСЪБООЩН У ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕН ПРЕТБГЙК РП ТБУЮЕФОП-ЛБУУПЧПНХ ПВУМХЦЙЧБОЙА ЛМЙЕОФПЧ.

уХННБ РПМПЦЙФЕМШОЩИ (ПФТЙГБФЕМШОЩИ) ТБЪОЙГ, ЧПЪОЙЛБАЭЙИ ПФ РЕТЕПГЕОЛЙ ХЮЕФОПК УФПЙНПУФЙ ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ РТЙ ЕЕ ЙЪНЕОЕОЙЙ, ЧЛМАЮБЕФУС Ч УПУФБЧ ДПИПДПЧ Ч ЧЙДЕ УХННЩ УБМШДП РТЕЧЩЫЕОЙС РПМПЦЙФЕМШОПК РЕТЕПГЕОЛЙ ОБД ПФТЙГБФЕМШОПК, Б Ч УПУФБЧ ТБУИПДПЧ — Ч ЧЙДЕ УХННЩ УБМШДП РТЕЧЩЫЕОЙС ПФТЙГБФЕМШОПК РЕТЕПГЕОЛЙ ОБД РПМПЦЙФЕМШОПК ОБ РПУМЕДОЙК ДЕОШ ПФЮЕФОПЗП (ОБМПЗПЧПЗП) РЕТЙПДБ. рТЙ ТЕБМЙЪБГЙЙ ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ ДПИПДПН РТЙЪОБЕФУС РПМПЦЙФЕМШОБС ТБЪОЙГБ НЕЦДХ ГЕОПК ТЕБМЙЪБГЙЙ Й ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША ФБЛЙИ ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ ОБ ДБФХ ЙИ ТЕБМЙЪБГЙЙ, Б ТБУИПДПН — ПФТЙГБФЕМШОБС ТБЪОЙГБ. рПД ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША ДТБЗПГЕООЩИ НЕФБММПЧ РПОЙНБЕФУС ЙИ РПЛХРОБС УФПЙНПУФШ У ХЮЕФПН РЕТЕПГЕОЛЙ, РТПЧПДЙНПК Ч ФЕЮЕОЙЕ УТПЛБ ОБИПЦДЕОЙС ФБЛЙИ НЕФБММПЧ Х ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙЕН гЕОФТБМШОПЗП ВБОЛБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

рТЙ ХЮЕФЕ ПРЕТБГЙК У ЖЙОБОУПЧЩНЙ ЙОУФТХНЕОФБНЙ УТПЮОЩИ УДЕМПЛ, ВБЪЙУОЩН БЛФЙЧПН ЛПФПТЩИ СЧМСАФУС ЙОПУФТБООБС ЧБМАФБ Й ДТБЗПГЕООЩЕ НЕФБММЩ, ФТЕВПЧБОЙС Й ПВСЪБФЕМШУФЧБ ПРТЕДЕМСАФУС У ХЮЕФПН РЕТЕПГЕОЛЙ УФПЙНПУФЙ ВБЪЙУОПЗП БЛФЙЧБ Ч УЧСЪЙ У ТПУФПН (РБДЕОЙЕН) ЛХТУБ ЙОПУФТБООЩИ ЧБМАФ Л ТПУУЙКУЛПНХ ТХВМА Й ГЕО ОБ ДТБЗПГЕООЩЕ НЕФБММЩ, ХУФБОБЧМЙЧБЕНЩИ гЕОФТБМШОЩН ВБОЛПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

рП УДЕМЛБН, УЧСЪБООЩН У ПРЕТБГЙЕК ЛХРМЙ-РТПДБЦЙ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК, ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ ПФТБЦБЕФ Ч ОБМПЗПЧПН ХЮЕФЕ ЛПМЙЮЕУФЧЕООХА Й УФПЙНПУФОХА (НБУУБ Й ГЕОБ) ИБТБЛФЕТЙУФЙЛХ РТЙПВТЕФЕООЩИ Й ТЕБМЙЪПЧБООЩИ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК. рЕТЕПГЕОЛБ РПЛХРОПК УФПЙНПУФЙ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК ОБ РТЕКУЛХТБОФОЩЕ ГЕОЩ ОЕ РТЙЪОБЕФУС ДПИПДПН (ТБУИПДПН) ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. рТЙ ЧЩВЩФЙЙ ТЕБМЙЪПЧБООЩИ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК ДПИПД (ХВЩФПЛ) ПРТЕДЕМСЕФУС Ч ЧЙДЕ ТБЪОЙГЩ НЕЦДХ ГЕОПК ТЕБМЙЪБГЙЙ Й ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША. рПД ХЮЕФОПК УФПЙНПУФША РПОЙНБЕФУС ГЕОБ РТЙПВТЕФЕОЙС ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК.

бОБМЙФЙЮЕУЛЙК ХЮЕФ ЧЕДЕФУС РП ЛБЦДПНХ ДПЗПЧПТХ ЛХРМЙ-РТПДБЦЙ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК. ч БОБМЙФЙЮЕУЛПН ХЮЕФЕ ПФТБЦБАФУС ДБФЩ УПЧЕТЫЕОЙС ПРЕТБГЙК ЛХРМЙ-РТПДБЦЙ, ГЕОБ РПЛХРЛЙ, ГЕОБ РТПДБЦЙ, ЛПМЙЮЕУФЧЕООЩЕ Й ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ДТБЗПГЕООЩИ ЛБНОЕК.

cde.osu.ru

Учет налогов банка

В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

applied-research.ru

Учет услуг банка при УСН «доходы минус расходы» (нюансы)

Отправить на почту

Услуги банка при УСН — доходы минус расходы встречаются в деятельности каждого хозсубъекта. За проведение платежей, сопровождение и регистрацию счета, применение дистанционной системы документооборота, осуществление эквайринга и иные услуги банки взимают плату. В этом материале разберем, в каких случаях и какие услуги от банка может принять упрощенец, исчисляя налог на УСН.

Учет банковских комиссий и процентов при УСН

Затраты, допустимые для снижения базы упрощенного налога, зафиксированы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Ознакомиться со списком таких затрат и с регламентом их принятия можно в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

К затратам при УСН, связанным с банковским взаимодействием, принадлежат расходы, зафиксированные в подп. 9 п. 1 вышеупомянутой статьи:

  • проценты, оплаченные за предоставленные займы и кредиты;
  • комиссионные за услуги, оказываемые кредитными структурами.
  • Подробнее о том, как включаются проценты в расходы, читайте в публикации «Принимаемые для налогообложения проценты по кредиту — 2018».

    При этом траты на услуги банков учитываются в порядке, применяемом ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ для вычисления налога на прибыль. Ст. 264 причисляет оплату услуг кредитных учреждений к прочим расходам. Что же касается трат за услуги кредиторов, в письме Минфина РФ от 14.07.2009 № 03-11-06/2/124 дается четкое разъяснение о том, с какими банковскими операциями они должны быть связаны. Эти операции упомянуты в ст. 5 закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

    Банковские операции, относимые на расходы

    В соответствии с вышеупомянутым законом к издержкам, вызванным проведением банковских операций, имеют отношение следующие:

    Кроме основных банковских операций в ст. 5 закона № 395-1 дан список услуг кредитных организаций, которые, согласно всё тому же письму Минфина, дозволено принять в расход:

    Принимаемые издержки обязаны подтверждаться соответствующей первичкой. К налоговому учету их берут в момент оплаты (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

    Все иные траты, возникающие в ходе взаимодействия с банками, не упомянутые выше, взять в расход для расчета упрощенного налога нельзя. Остановимся на отдельных услугах кредиторов, которые вызывают вопросы при принятии в виде затрат для УСН.

    Банковские расходы по выплатам зарплаты на карточки

    По письму Минфина от 14.07.2009 № 03-11-06/2/124 комиссия за перевод зарплаты на карты работников считается банковской операцией и уменьшает базу для вычисления налога на УСН. Для принятия этих издержек необходимо указать в трудовом договоре, что зарплата перечисляется не через кассу, а в безналичном порядке.

    При этом расходы за открытие карт сотрудникам, по мнению Минфина, высказанному в этом письме, нельзя взять в зачет для налогового учета. А вот по письму московской налоговой службы от 02.06.2005 № 20-12/40107 учесть в расходах для расчета налога на прибыль банковские комиссионные за выпуск карточек сотрудникам организации с целью перечисления на них выплат работодателя можно, но при условии, что эти траты по договору берет на себя организация. Так как банковские комиссии для УСН принимаются в расход согласно нормам ст. 264 и 265 НК РФ, выводы указанного выше письма налоговой службы применимы и для упрощенного налога. Как видим, позиции Министерства финансов и налоговой службы РФ различны.

    Компенсация за «Клиент-банк»

    С развитием информационных систем применение «Клиент-банка» представляется естественным процессом. Для оперативной работы банкиры предоставляют подобные услуги. В их экономической оправданности нет сомнений. Ст. 346.16 НК РФ показывает на допустимость взятия в расход банковских услуг в порядке, оговоренном в ст. 265 НК РФ. Подп. 15 п. 1 этой статьи буквально указывает на допустимость принятия в расходы услуг банка, вытекающих из применения электронных систем передачи документов от банкиров к заказчику и обратно.

    Инкассация и РКО

    Затраты, вытекающие из сопровождения проводимых расчетов, а также связанные с инкассацией и пересчетом принимаемых денег, их доставкой в отделение банка являются затратами, уменьшающими базу для УСН. Для признания данного вида расхода стоимость услуг инкассации и РКО фиксируется в договоре, заключенном с банковским учреждением.

    Оплата покупателя по эквайрингу зачисляется в доход упрощенца в полной сумме с учетом банковской комиссии в момент зачисления средств на расчетный счет продавца. А можно ли зачесть в расход для УСН эту комиссию? Да, можно. Основание — подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как комиссионные, агентские вознаграждения).

    Список издержек, снижающих базу по упрощенному налогу, изложен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на банковские услуги приведены в подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — они представлены в виде процентов, оплаченных за займы и кредиты, или комиссий за услуги кредитных учреждений.

    Услуги банкиров, которые снижают базу по упрощенному налогу, даны в ст. 5 закона от 02.12.1990 №395-1. Банковские услуги к ним относятся, но в определенном перечне. Банковские комиссионные при УСН берут в расходы в момент фактической оплаты на основании подтверждающей первички.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Кредитные организации: налоговые последствия бухгалтерского учета. Комментарий к разъяснениям Банка России по применению Положения № 448-П

    1. Учет НДС, предъявленного при приобретении основных средств

    Речь пойдет о позиции Банка России, согласно которой кредитная организация, применяющая порядок учета налога, предусмотренного п. 5 ст. 170 НК РФ, при формировании в бухгалтерском учете первоначальной стоимости приобретаемого объекта основных средств вправе включать в нее сумму НДС (Разъяснение от 24.12.15 г. «О порядке формирования первоначальной стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2016 года», далее — Разъяснение от 24.12.15 г.).

    Необходимость рассмотрения данной позиции с точки зрения налогообложения обусловлена двумя моментами. Во-первых, при продаже кредитной организацией объекта основных средств, при приобретении которого ей был предъявлен НДС, налоговая база по НДС будет зависеть от того, к каким показателям бухгалтерского учета был отнесен «входящий» НДС:

    • если включен в стоимость актива, то в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога и стоимостью указанного имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок);
    • если отнесен на расходы, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как стоимость реализуемых товаров без включения в нее налога.

    Безусловно, платить НДС с «разницы» всегда выгоднее, чем с «оборота», тем более что в случае продажи без прибыли его в первом случае вообще платить не придется. Поэтому при реализации основных средств кредитными организациями, исчисляющими НДС «с разницы», налоговые органы всегда тщательно контролируют, законно ли НДС, предъявленный продавцом, был включен банком в бухгалтерском учете в стоимость приобретенного имущества, а не в состав расходов текущего периода.

    Во-вторых, если объект основных средств, при приобретении которого банку был предъявлен НДС, является объектом обложения налогом на имущество, то порядок бухгалтерского учета НДС влияет на величину налоговой базы налога на имущество. В этой ситуации налоговые органы наоборот будут проверять, обоснованно ли банк не включил НДС в стоимость объекта, а списал на расходы.

    Проблема учета кредитными организациями НДС, предъявленного при приобретении основных средств, имеет свою историю, понимание которой полезно для рассмотрения ее актуальности.

    До 2016 года

    Первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

    Конкретный состав затрат на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение имущества (в том числе сумм налогов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Минфина России (п. 1.6 приложения 10 к Положению Банка России от 5.12.02 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, п. 1.6 приложения 10 к Положению Банка России от 26.03.07 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 205-П, Положение № 302-П соответственно).

    Однако в дальнейшем в п. 1.6 приложения 10 к Положению Банка России от 16.07.12 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 385-П) формулировка «в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Минфина России» была заменена на «в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации», из которой мы и будем исходить как самой последней для рассматриваемого периода.

    Обращает на себя внимание то обстоятельство, что при решении в учетной политике вопроса о включении сумм налогов в стоимость имущества кредитные организации должны были наряду с налоговым законодательством руководствоваться также нормативными актами Минфина России. Если конкретизировать приведенную формулировку с учетом полномочий Минфина России, то следует вывод о том, что под законодательством имелся в виду НК РФ, а под нормативными актами Минфина России — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) соответствующих активов. Проанализируем эти документы с позиции бухгалтерского учета НДС.

    В момент вступления в силу Положения № 205-П и далее в НК РФ было установлено, что:

    в случаях, когда товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, используются для осуществления операций, которые по тому или иному установленному НК РФ основанию не порождают у налогоплательщика обязанности по начислению и уплате НДС в бюджет, налог, предъявленный покупателю по таким товарам (работам, услугам) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ, включается в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов (п. 2 ст. 170 НК РФ, в ред. Федерального закона от 29.05.02 г. № 57-ФЗ). То же самое относилось к НДС, уплаченному налогоплательщиком в качестве налогового агента; банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) (п. 5 ст. 170 НК РФ, в ред. Федерального закона от 6.08.01 г. № 110-ФЗ).

    С 1 октября 2011 г. к случаям, перечисленным в п. 2 ст.170, было добавлено: приобретение банками, которые применяют порядок учета налога, предусмотренный п. 5 данной статьи, товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, которые в дальнейшем реализуются банками до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию (п.п. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ, введенный Федеральным законом от 19.07.11 г. № 245-ФЗ). Другими словами, речь шла об имуществе, полученном банками по договорам залога или отступного.

    Таким образом, в НК РФ четко различаются случаи, в которых НДС, предъявленный продавцом или уплаченный при ввозе товаров, включается в стоимость приобретаемого и уже в ее составе относится на расходы, учитываемые для целей исчисления налога на прибыль, и случаи, когда он сразу включается в состав указанных расходов. До 1 октября 2011 г. первый вариант для банков в НК РФ не предусматривался, а с указанной даты благодаря появлению п.п. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ включение НДС, предъявленного при передаче имущества по договорам залога или отступного, в стоимость имущества стало для банков обязательным.

    Иными словами, никакого выбора в части учета НДС, предъявленного продавцом или уплаченного при ввозе товаров, имея в виду включение его в стоимость приобретенного или в расходы, налоговое законодательство никогда не предоставляло кредитным организациям, применяющим норму п. 5 ст. 170 НК РФ. Если же банк не применял указанную норму, он также не имел этого выбора, так как согласно п. 4 ст. 170 НК РФ не принятый к вычету НДС включался в стоимость (в том числе бухгалтерскую) приобретенных товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы.

    Теперь посмотрим, давали ли возможность такого выбора нормативные акты Минфина России?

    Согласно этим актам в стоимость основных средств и материально-производственных запасов, приобретенных за плату, не включается НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 9.06.01 г. № 44н). При этом под указанным законодательством безусловно подразумевается налоговое законодательство. В сущности данные нормы воспроизводят положение п. 1 ст. 170 НК РФ о том, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями главы 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.

    Из приведенных норм ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 «от обратного» следует, что если возмещаемый в соответствии с НК РФ, т. е. принимаемый к вычету, НДС не включается в стоимость актива, то соответственно невозмещаемый НДС согласно НК РФ в нее включается, но с одной важной оговоркой — когда это предусмотрено (налоговым) законодательством. При этом в силу последнего речь идет не о любом невозмещаемом НДС (например, НДС, не возмещаемый из-за дефектности счета-фактуры или первичных документов, относится в бухгалтерском учете некредитных организаций на прочие расходы, не учитываемые для целей исчисления налога на прибыль), а лишь о том, который не возмещается по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 170 НК РФ.

    Однако и эта логика «от обратного» не порождает у организации права выбирать порядок бухгалтерского учета НДС, поскольку, как уже отмечалось, под законодательством РФ в приведенных нормах ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 может пониматься только налоговое законодательство, а им данный порядок определяется совершенно однозначно. То есть получался логический круг: правила бухгалтерского учета кредитных организаций по вопросу учета НДС ссылаются на налоговое законодательство и акты Минфина России, а эти акты в свою очередь ссылаются на налоговое законодательство, в связи с чем ссылка на них в Положениях № 205-П, 302-П и 385-П теряет какой-либо самостоятельный смысл.

    На чем же тогда было основано положение о возможности выбора кредитной организацией порядка учета НДС в учетной политике? Достаточно сказать одно: точно не на нормах законодательства и не на нормативных правовых актах Минфина России.

    Поэтому, когда ФНС России попросила Минфин России разъяснить порядок бухгалтерского учета кредитными организациями предъявленного НДС, то министерство, ссылаясь, в частности, на п. 1.6 приложения 10 к Положению № 205-П, указало, что если согласно учетной политике банка, применяющего норму п. 5 ст. 170 НК РФ, состав затрат на приобретение, сооружение и создание имущества, в том числе на оплату налогов, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то налог, уплаченный при приобретении основных средств, в их стоимость не включается (письмо от 3.10.05 г. № 03-06-01-02/31).

    Впоследствии в письме от 11.01.08 г. № 03-05-05-01/1 Минфин России дополнительно аргументировал свой прежний вывод, сославшись на п. 1 ст. 257 НК РФ, согласно тогдашней редакции которого в первоначальную стоимость основных средств не включается НДС кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Затем было сказано, что, если в учетной политике для целей ведения бухгалтерского учета определен способ формирования первоначальной стоимости основных средств в соответствии с нормативными актами Минфина России, следует руководствоваться нормой п. 8 ПБУ 6/01 (формулировка которого, в том числе в части НДС по своему смыслу, идентична норме п. 1 ст. 257 НК РФ). Отмечено также, что способ формирования в бухгалтерском учете остаточной стоимости основных средств должен быть установлен в учетной политике кредитной организации в соответствии с НК РФ либо ПБУ 6/01, который и должен применяться при формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций.

    Из-за этого «либо» могло возникнуть впечатление, что при формировании первоначальной стоимости основных средств согласно ПБУ 6/01 НДС, предъявленный при его строительстве (приобретении), можно будет учесть иначе, чем предписывается НК РФ, т. е. включить в первоначальную стоимость, а не относить на расходы, хотя в самом письме такого вывода нет и, как показано выше, быть не могло. Спор о порядке бухгалтерского учета банком НДС, предъявленного должником по кредитному договору при передаче имущества в порядке отступного, для целей определения налоговой базы по НДС при реализации данного имущества был рассмотрен в постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.12 г. № 12030/11. Основываясь на нормах Положения № 302-П о порядке учета указанного имущества по стоимости погашенного долга, суд сделал вывод о том, что, несмотря на применение банком нормы п. 5 ст. 170 НК РФ, в отношении имущества, полученного от заемщика в счет погашения задолженности по кредитному договору, в учетной политике банка может быть предусмотрен другой порядок бухгалтерского учета НДС, а именно включение его в стоимость полученного объекта. Следовательно, банк обоснованно определял налоговую базу как разницу между ценой реализации имущества с НДС и стоимостью этого имущества, отраженной на счетах бухгалтерского учета с НДС, и вправе был исчислить налог на добавленную стоимость согласно п. 3 ст. 154 НК РФ.

    Справочно. Следует отметить, что данный спор относился к 2008 г. и рассматривался судами трех инстанций еще до принятия Закона № 245-ФЗ, на основании которого с 1 октября 2011 г., как уже отмечалось, в п. 3 ст. 170 НК РФ был добавлен пп. 5, регулирующий данную ситуацию, т. е. исключающий ее из сферы регулирования учетной политикой.

    С 2016 года

    первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат кредитной организации на сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение объекта основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, когда кредитной организацией в учетной политике определено иное на основании законодательства Российской Федерации).

    Касательно запасов та же мысль выражена в более общем порядке (п. 6.7):

    конкретный состав фактических затрат, относимых на себестоимость запасов, определяется кредитной организацией в стандартах экономического субъекта или иных внутренних документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Тем не менее в обоих случаях можно констатировать очевидное: отсутствует ссылка на документы Минфина России, на основании которых только и могло возникнуть предположение о том, что банки, применяющие норму п. 5 ст. 170 НК РФ, могут на основании учетной политики включать НДС в бухгалтерскую стоимость приобретенных активов. Следовательно, согласно Положению № 448-П единственным источником, на основании которого может определяться учетная политика кредитной организации по вопросу о бухгалтерском учете предъявленного НДС, является налоговое законодательство. В пользу изложенного свидетельствует также сравнение приведенных формулировок Положения № 448-П с формулировкой п. 1.6 приложения 9 к Положению № 385-П, в которой нормативные акты Минфина России были отделены от «законодательства Российской Федерации». При этом налоговое законодательство, повторимся, не позволяет кредитной организации включить в стоимость приобретенных основных средств или запасов предъявленный при их приобретении НДС (и с этим согласны Минфин России и ФНС России).

    Более того, даже если с некоторой «натяжкой» предположить, что под «законодательством Российской Федерации» в Положении № 448-П на основании ст. 4 Федерального закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) имеются в виду в том числе и нормативные правовые акты Минфина России (подробнее об этом см. ниже), то и тогда, как показано выше, все замкнется на том же самом налоговом законодательстве.

    Поэтому для кредитных организаций, применяющих норму п. 5 ст. 170 НК РФ, невозможно определить «иное» в учетной политике на основании «законодательства Российской Федерации». Не имеет смысла также оговорка об этом «ином» и для кредитных организаций, не применяющих указанную норму и тогда, как правило, ведущих раздельный учет «входящего» НДС: они включают часть НДС в бухгалтерскую стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на основе положений п. 4 ст. 170 НК РФ, на что справедливо обращает внимание Банк России в разъяснении от 24.12.15 г.

    Однако в этом разъяснении со ссылкой на п. 8 ПБУ 6/01 указывается, что кредитная организация, применяющая норму п. 5 ст. 170 НК РФ, при формировании в бухгалтерском учете первоначальной стоимости приобретаемого объекта основных средств вправе включать в нее сумму НДС. При этом, чтобы усилить логику «от обратного», согласно которой невозмещаемый НДС включается в первоначальную стоимость основных средств, было опущено указание ПБУ 6/01 о том, что это имеет место в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    С учетом изложенного данная рекомендация, по нашему убеждению, противоречит как ПБУ 6/01, так и Положению № 448-П. А главное состоит в том, что для использующего эту рекомендацию банка возникает значительный налоговый риск, когда при реализации соответствующих основных средств НДС исчислят с разницы (если таковая образуется) между продажной ценой и ценой приобретения, а не с суммы выручки от реализации.

    Несомненно, что разъяснения Банка России по вопросам бухгалтерского учета не должны порождать ни малейшего налогового риска для подведомственных организаций, поэтому он должен учитывать возможные налоговые последствия своих рекомендаций.

    Единственным, на наш взгляд, аргументом, который можно попытаться противопоставить претензиям налогового инспектора о неправомерном включении НДС в стоимость приобретенного имущества, может стать ссылка на упомянутую ст. 4 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. При этом согласно ст. 3 прежнего Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не были включены в состав законодательства о бухгалтерском учете. Это позволило бы считать, что понятие «законодательство Российской Федерации», использованное в пп. 2.9 и 6.7 Положения № 448-П, включает в том числе и нормативные акты по бухгалтерскому учету. Иными словами, по сути это возврат к формулировке п. 1.6 приложения 10 к Положению № 205-П и Положения № 302-П «в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Минфина России», но в новых условиях.

    «Натяжка же, о которой было сказано выше, состоит в том, что, хотя Минфин России будет утверждать все новые федеральные стандарты по бухгалтерскому учету (ФСБУ), многие из них разрабатываются не им, вследствие чего назвать их полноценно нормативными актами Минфина России вряд ли будет можно (п.п. 2 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Закона № 402-ФЗ, Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 23.05.16 г. № 70н).

    Однако надо понимать, что приведенные аргументы имеют смысл только в случае уверенности в том, что действующие ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 и будущие ФСБУ по основным средствам и запасам (http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU) позволяют учитывать «входящий НДС не в соответствии с налоговым законодательством, а по усмотрению организации. Полагаем, что это не так, и шансов убедить налогового инспектора в обратном у кредитной организации немного.

    2. О первоначальной квалификации объекта недвижимости, являющегося предметом договора аренды

    В общем случае данная рекомендация вопросов не вызывает. Однако бывает, что полученная недвижимость обременена договором аренды, заключенным ее предыдущим владельцем — должником в качестве арендодателя по кредитному договору, прекратить который до его истечения или по другим установленным законом или договором основаниям кредитная организация не имеет права в соответствии с п. 1 ст. 617 ГК РФ. Каким образом в этом случае квалифицировать данный объект недвижимости, если кредитная организация сразу решила, что по окончании срока аренды будет его продавать: как недвижимость, временно не используемую в основной деятельности (т. е. предназначенную для получения арендных платежей (за исключением лизинговых), доходов от прироста стоимости этого имущества, или того и другого (п. 4.1 Положения № 448-П), либо как долгосрочные активы, предназначенные для продажи.

    Банк России рекомендует использовать второй вариант (ответ на вопрос 6 в Информации от 13.08.15 г.). В настоящее время такая рекомендация налоговых последствий не имеет, поскольку согласно позиции Минфина России объекты, учтенные на счетах № 619 и 620, включаются в налоговую базу по налогу на имущество организаций (письмо от 10.02.16 г. № 03-05-04-01/6931).

    Тем не менее если в соответствии с «обещанием» Минфина России в п. 1 ст. 374 НК РФ будут внесены изменения о налогообложении основных средств в зависимости от их назначения (письмо от 1.07.16 г. № 03-05-05-01/38445 и др.), то следование рекомендации Банка России с высокой вероятностью приведет к налоговым спорам, так как, скорее всего, инвестиционная недвижимость останется объектом обложения налогом на имущество организаций, а долгосрочные активы, предназначенные для продажи, перестанут им быть. Поэтому вопрос о правомерности квалификации объекта недвижимости не в соответствии с его фактическим использованием, а согласно намерению организации в отношении его приобретет «налоговое» значение, подтверждением чему служит постановление АС Северо-Западного округа от 3.11.15 г. № А42-8669/2014.

    В указанном споре поддержанный судами налоговый орган обвинял банк в том, что он преждевременно переквалифицировал объект недвижимости, временно не используемый в основной деятельности, облагаемый налогом на имущество, в объект внеоборотных запасов, не облагаемых этим налогом, лишь на основании принятого решения о продаже, несмотря на то что имущество продолжало использоваться для сдачи в аренду (пп. 11.14, 11.14.3, 11.16 приложения 9 к Положению № 385-П, действовавшему в спорный период). В бухгалтерском учете была сделана запись: Дебет 61011, Кредит 604.

    Следовательно, вероятнее всего, налоговый орган посчитает неправомерным то, что кредитная организация, применившая рекомендацию Банка России, отнесет недвижимость, являющуюся предметом действующего договора аренды, не к облагаемой налогом на имущество недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, а к не облагаемым этим налогом долгосрочным активам, предназначенным для продажи. По нашему мнению, налоговый орган будет прав.

    Во-первых, одним из важнейших принципов бухгалтерского учета является отражение в учете фактов хозяйственной жизни исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н, п. 1.12.8 Положения № 385-П). Применительно к рассматриваемой ситуации объективное экономическое содержание факта хозяйственной жизни — это фактическое использование объекта недвижимости, а не субъективные намерения кредитной организации по отношению к нему, которые условно можно считать проявлением «правовой формы».

    Во-вторых, как обоснованно указывал Минфин России в письме от 6.09.06 г. № 03-06-01-02/35, при этом поддержанный ВАС РФ (Определение от 14.02.08 г. № 758/08) вопрос об учете объектов недвижимости в составе счета «Основные средства» и включении в объект обложения по налогу на имущество не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта.

    Данная позиция полностью соответствует требованию п. 3 ст. 3 НК РФ о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Поскольку принадлежность актива к основным средствам определяется согласно правилам бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ), то указанный подход к определению объекта обложения налогом на имущество организаций также полностью соответствует и бухгалтерскому требованию приоритета содержания перед формой.

    Поэтому, по нашему мнению, и в рассматриваемом случае необходимо вернуться к рекомендации Банка России с учетом возможных налоговых последствий.

    www.klerk.ru

    Это интересно:

    • О состоянии расчетов по налогам сборам взносам ФОРМА N 39-1. СПРАВКА О СОСТОЯНИИ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ, ВЗНОСАМ ИНН ________________________________, КПП ______________________________ Суммы недоимки по налогам (сборам, взносам) и задолженности по пени и штрафам показываются без учета (за минусом) сумм […]
    • Приказ о повышении тарифа на услугу образец Письмо клиенту о повышении цен (образцы) Письмо №1 В связи с тем, что наш поставщик повысил стоимость продукции, мы вынуждены пересмотреть цены на некоторые товары в большую сторону. На данный момент незначительное повышение цен затронуло отделочные и лакокрасочные […]
    • Киев адрес дарницкого суда Информация о Дарницком суде г.Киева Юридическая компания «Бизнес-Ассистанс» для вашего удобства приводит информацию о районных судах г.Киева. А так же вы можете воспользоваться услугами нашего адвоката в Дарницком суде, тел. + 38 (066) 456-93-55. Адрес: 02068, г. Киев, […]
    • Приказ мз рк 446 от 29062012 Приказ Министерства здравоохранения от 11.06.2003 N 446 * "Об УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА и СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ" (ред. от 01.04.2005) Архив Зарегистрировано МЮ 04.07.2003 […]
    • Пособие переселенцам в россии Какие выплаты положены переселенцам в 2018 году Ни для кого не секрет, что по действующей Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма), каждый год […]
    • Стаж по уходу за инвалидом 80 лет ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 13 марта 2013 Ежедневно специалисты Отделения ПФР по Волгоградской области отвечают на многочисленные вопросы волгоградцев. Приводим […]
    • Залог при прокате платья Обсуждения Правила проката 1 сообщение Прочтите пожалуйста эти правила во избежание недопонимания, конфликтов, неприятных ситуаций и попадания в черный список (далее - ЧС). Незнание правил не означает их отмену! 1) Аренда платья осуществляется на территории Москвы и МО. […]
    • Как правильно рассчитать налог при усн доходы Как правильно рассчитать налог при усн доходы С 01.06.2019 у граждан появится возможность оформлять не только обычное индивидуальное завещание, но и совместное завещание (вместе с супругом/супругой), а также заключать наследственные договоры. Если работодатель издает […]