Педагогическая экспертиза проектов правовых актов

| | 0 Comment

Экспертиза правовых актов и их проектов

Систематические проблемы, возникающие при реализации нормативных актов, приводят к необходимости переоценки деятельности по их подготовке, причем повышенное внимание сегодня уделяется проведению в отношении проектов нормативных правовых актов различного рода экспертиз.

При этом нужно констатировать, что отсутствие общей концепции института экспертизы привело к тому, что не имеется единых законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности, ее четких отграничений от смежных видов, разнообразному пониманию ее в различных отраслях знаний.

Этимологически «экспертиза» как термин происходит от латинского ехреНиз (знающий по опыту, опытный, изведанный, испытанный) и в общем смысле понимается как «исследование специалистом — экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.» [1] .

В настоящее время не имеется общего нормативного определения «экспертизы нормативного правового акта и (или) его проекта».

В рамках теоретических исследований предлагают следующее определение: экспертиза проекта нормативного правового акта — это проводимое специалистом-экспертом, обладающим специальными познаниями, в закрепленном процессуальном порядке исследование, имеющее целью установление необходимой информации об обстоятельствах, существенных для принятия уполномоченными субъектами качественного и эффективного нормативного правового акта [2] .

Отметим, что эффективность проведения экспертизы может быть достигнута лишь при наличии соответствующей нормативной базы, придающей ей необходимый юридический статус.

Среди актов, касающихся вопроса проведения различного рода экспертиз, можно отметить следующие федеральные законы:

— от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающий только правовые и организационные основы конкретного вида экспертизы нормативных актов и их проектов, не определяя ни понятия экспертизы, ни требования, предъявляемые к экспертам, ни ответственность лиц, эту экспертизу осуществляющих;

— от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», закрепляя возможность проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, также не определяет ее понятия, цели проведения, как и процедуры осуществления и принятия итоговых решений. Кроме того, общественная экспертиза ограничена только проектами актов, в отношении действующих актов ее проведение невозможно;

— от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», позволяет говорить еще об одной разновидности экспертизы, но также только проектов нормативно-технических актов и целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, на предмет соответствия экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и другими актами в области охраны окружающей среды;

— от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», в ст. 13 определяет, что к функциям данного органа относится экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, проектов законов о внесении в них изменений, а также экспертиза иных проектов в части, касающейся расходных обязательств России и государственных программ;

— от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривает необходимость проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов, проводимой физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств, кроме тех, кто принимал участие в разработке исследуемого проекта, а также организаций, находящихся в ведении органа — разработчика регламента;

— от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», без подробностей устанавливает, что нормативные акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными актами субъектов РФ, а методическое обеспечение экспертной деятельности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России).

Действительно, в большей степени регламентация различных видов экспертиз осуществляется как раз на уровне подзаконных актов, принятых Президентом РФ [3] , Правительством РФ [4] , палатами Парламента [5] , а также федеральными органами исполнительной власти

Анализ этих актов позволяет выделить следующие виды экспертиз в отношении нормативных актов и их проектов (рис. 2.9), проводимых федеральными органами исполнительной власти:

правовая (юридическая, юридико-техническая) экспертиза — может осуществляться значительным кругом субъектов (к которым относятся правовые управления представительных (законодательных) органов власти, органы юстиции как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, а также юридические службы других федеральных органов исполнительной власти, обладающих нормотворческими полномочиями в своей сфере) и включает в себя оценку проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая международные; внутренней последовательности; обеспечения системности законодательства; обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники; соответствия положений проекта современным достижениям правовой науки и практики;

— научная экспертиза — осуществляется научными и высшими учебными учреждениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов. Выделяя данный вид экспертизы, нужно отметить, что в структуру федеральных органов исполнительной власти входят и образовательные учреждения, на которые и возлагается эта обязанность;

— экологическая экспертиза — установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области

Рис. 2.9. Виды экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

охраны окружающей среды [7] . Объектами государственной экологической экспертизы являются: проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны

окружающей среды, проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, проекты соглашений о разделе продукции; материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и др. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является ее заключение. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), в отношении тех же объектов, за исключением составляющих государственную тайну.

Важным юридическим средством обеспечения соблюдения законодательства об экологической экспертизе является административная ответственность, которая может быть выражена в предупреждении или наложении административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; па юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ст. 8.4 КоАП РФ);

— антикоррупционная экспертиза — еще один вид экспертизы нормативных актов и их проектов, которая проводится прокуратурой, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также иными субъектами — в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает ее правовые и организационные основы в целях выявления в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогеиных факторов и их последующего устранения. Правительством РФ на основании данного закона утверждены Правила и Методика, определяющие порядок проведения антикоррупционной экспертизы [8] ;

«рисковая» экспертиза, обязательность проведения которой закрепляется постановлениями Правительства РФ [9] , в свою очередь подразделяется на экспертизу:

• но оценке финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов;

• по оценке регулирующего воздействия.

Проект нормативного акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета и бюджетов других уровней, подлежит направлению в Минфин России на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

Проекты актов федеральных органов исполнительной власти, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства и т.д., подлежат направлению в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором дастся оценка регулирующего воздействия соответствующих решений с целью выявления положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней.

К проекту акта, направляемому на заключение, прилагается пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, по форме, устанавливаемой Минэкономразвития России [10] ;

— педагогическая экспертиза [11] — проводится в отношении проектов актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения и условия их освоения обучающи-

мися. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию.

Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект акта или принявшим нормативный акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заключения. Результаты рассмотрения заключения размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет.

Итак, экспертиза проектов нормативных актов — это важное направление деятельности как федеральных органов власти, так и иных организаций и лиц, вовлеченных в этот процесс, способствующее обеспечению высокого качества, обоснованности, законности принимаемых нормативных правовых актов, а также выявлению возможных негативных социальных и иных последствий действия принимаемого акта.

Для соблюдения единства требований к проводимым экспертизам необходимо соблюдение следующих принципов:

— независимости субъектов, проводящих экспертизу, от субъектов нормотворчества;

— всеобщности — экспертиза должна проводиться по всем без исключения проектам законодательных актов, а также всем проектам подзаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций и имеющих межведомственный характер, могущих повлечь за собой неблагоприятные последствия для субъектов предпринимательства, окружающей природной среды;

— профессионализма — эксперты, привлекаемые для проведения экспертизы, должны быть признанными специалистами в соответствующей сфере регулирования общественных отношений;

— обязательности результатов экспертизы для субъекта нормотворчества;

Данные принципы проведения экспертизы должны касаться всех видов нормативных правовых актов.

  • [1] См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1551.
  • [2] Миронов А. Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2.
  • [3] См.: Указ Президента РФ от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов».
  • [4] См.: постановления Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»; от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; от 29.07.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и др.
  • [5] См.: постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-П ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
  • [6] См., например: приказы Минэкономразвития России от 26.03.2014 № 159

«Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению про

цедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»; от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы свод

ного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения

об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия»; приказ Минюста России от 04.10.2013 № 187 «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации» и др.

  • [7] См.: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  • [8] См.: постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).
  • [9] См.: постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; от 29.07.2011 № 633 О
  • [10] См.: приказ Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия «.
  • [11] См.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • [12] О «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  • [13] Толстик В. А. Технико-юридические приемы выявления, устранения и преодоления формально-логических противоречий // Проблемы юридической техники : сборник статей / под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2000. С. 110.
  • studme.org

    научная статья по теме СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ВОПРОСОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Государство и право. Юридические науки

    Цена:

    Авторы работы:

    Научный журнал:

    Год выхода:

    Текст научной статьи на тему «СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ВОПРОСОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

    СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

    АКТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ВОПРОСОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

    В статье освещаются вопросы порядка проведения педагогической экспертизы нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, а также их проектов, предусмотренной теперь и на законодательном уровне. Предпринята попытка определения сущности такой экспертизы, а также обосновывается необходимость совершенствования порядка ее проведения.

    Ключевые слова: педагогическая экспертиза, нормативные правовые акты, вопросы обучения и воспитания.

    Вступление в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало очередной этап в развитии российского образования. Наряду с нормами, регулирующими многочисленные образовательные новации, содержащиеся в указанном нормативном правовом акте, начинает свое действие и норма, закрепляющая общие положения по проведению педагогической экспертизы.

    В соответствии с п. 1 ст. 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и(или) направленности и условия их освоения обучающимися. В связи с отсутствием сложившейся практики

    применения действующей нормативной правовой базы, регламентирующей порядок проведения такой педагогической экспертизы и практической необходимостью исполнения ст. 94 указанного Федерального закона с момента его вступления в силу, чрезвычайно важно выявить механизмы проведения указанной экспертизы, установить существенные условия такого проведения, а главное — определить ее сущность и место среди иных экспертиз, проводящихся в сфере образования.

    В качестве носителя подготавливаемых законодателем предпосылок к установлению механизмов проведения педагогической экспертизы сегодня следует рассматривать Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» (далее — «Постановление»). Исходя из анализа его текста, а также ст. 94 Федерального закона «Об образовании в Российской

    Федерации» следует, что педагогическая экспертиза имеет свои существенные признаки, выражаемые в таких неотъемлемых элементах любой экспертизы, как объект, предмет, субъектный состав, этапы проведения, экспертное заключение с позиции, соответственно, родовых и индивидуализированных характеристик и вследствие чего приобретающих свою специфику, которая, в свою очередь, и отражает сущность педагогической экспертизы в целом.

    Исходя из смысла указанного выше п. 1 ст. 94 Федерального закона «Об образовании в РФ», под объектом рассматриваемой экспертизы выступают проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обучения и воспитания, исчерпывающий перечень которых отражен в «Постановлении». Однако немаловажным представляется и тот факт, что из данного перечня исключены проекты и нормативные правовые акты, не доступные для сведения широких масс (например, «сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера» [1]).

    В свою очередь, учитывая приведенное выше Положение, а также общепризнанное в экспертологии мнение о том, что в качестве предмета экспертизы выступают «отдельные свойства, характеристики или другие составляющие объекта экспертизы, избранные для исследования и оценки» [2, с. 17], предметом педагогической экспертизы являются «положения, способствующие негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня

    и(или) направленности и условия их освоения обучающимися» [3].

    Говоря о субъектном составе, в первую очередь хотелось бы отметить, что исходя из смысла п. 2 ст. 94 Федерального закона «Об образовании в РФ», а также п. 4 «Постановления» в качестве заказчика (организатора) проведения педагогической экспертизы выступает государство в лице Министерства образования и науки Российской Федерации. При этом государственные учреждения, разрабатывающие соответствующие проекты нормативных правовых актов или принимающие нормативные правовые акты и направляющие их в соответствии с п. 6 и 14 «Постановления» в Министерство образования и науки Российской Федерации для проведения педагогической экспертизы, ввиду обязательного характера ее проведения, заказчиками быть признаны не могут. Что же касается исполнителей, то исходя из смысла действующего законодательства, в качестве таковых выступают: 1) эксперты, которыми, с точки зрения законодателя, являются «физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы «и включенные по предложениям» [1] соответствующих органов и учреждений в список экспертов, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации; 2) Министерство образования и науки Российской Федерации — ор-

    ган государственной власти, выступающий также в качестве исполнителя, поскольку именно им осуществляются такие мероприятия по проведению педагогической экспертизы, как прием экспертных заключений, направление их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, для обязательного рассмотрения и т. д.

    Решая вопрос о количестве и содержании этапов проведения педагогической экспертизы, следует отметить, что буквальное толкование смысла правовых норм законодательства не позволяет сделать окончательных и однозначных выводов по итогам такого решения. Данная проблема связана с трудностью определения момента окончания проведения педагогической экспертизы, в связи с чем решение указанного вопроса возможно, по крайней мере, с двух позиций. Во-первых, основываясь на общепризнанном мнении о том, что моментом окончания любого типа экспертизы является составление экспертного заключения [2, с. 36], процедура проведения педагогической экспертизы состоит из трех этапов:1) направление федеральным органом исполнительной власти в Министерство образования и науки РФ (далее — Минобрнауки РФ) проектов нормативных правовых актов с приложением пояснительной записки, содержащей сведения, характеризующие сферу отношений подлежащих регулированию или запрос последних нормативных правовых актов, подлежащих педагогической экспертизе (далее -объекты); 2) размещение Минобрнауки РФ объектов педагогической экспертизы «одновременно на своем официальном сайте в информационно-телеком-

    муникационной сети «Интернет» [1]; 3) проведение экспертами собственно педагогической экспертизы в течение 15 дней с момента размещения объектов, составление по ее итогам экспертных заключений и представление их в Минобрнауки РФ в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы [1]. Во-вторых, исходя из широкого понимания экспертизы, педагогическая экспертиза включает в свое содержание еще три этапа; 4) размещение представленных в срок экспертных заключений на официальном сайте Ми-нобрнауки РФ в телекоммуникационной сети «Интернет»и направление их в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт (представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу), а также в Министерство юстиции Российской Федерации; 5) обязательное рассмотрение экспертных заключений федеральным органом исполнительной власти, разработавшим (принявшим) объект педагогической экспертизы в течение 30 дней со дня их поступления; 6) размещение результатов такого рассмотрения на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в телекоммуникационной сети «Интернет».

    На сегодняшний день действующее законодательство не содержит требований относительно формы экспертных заключений, составляемых по итогам проведения педагогической экспертизы. Однако в тоже время содержание таких заключений, напротив, имеет нормативную регламентацию. Так в со-

    ответствии с п. 9 и 17 «Постановления» в заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, указываются сведения: о проекте нормативного правового акта; федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его; о наличии либо об отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения; о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования; обоснование сделанных выводов; предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения (при наличии таких положений), а также сведения о государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации этого нормативного правового акта и об источниках его официального опубликования (в заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта).

    Исходя из смысла всего изложенного, под педагогической экспертизой, регулируемой ст. 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует понимать механизм государственно-общественной экспертной деятельности, направленной на анализ и оценку соответствующих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов с целью определения их соответствия общественным интересам, требованиям времени, социальной необходимости и значимости в аспекте их возможного негативного воздействия на качество обучения, осуществляемой, как со сто-

    роны государственных структур, так и со стороны общественности — физическими и юридическими лицами, обладающими надлежащей компетенцией и соответствующими полномочиями. В

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

    naukarus.com

    Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. N 120 г. Москва «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания»

    Документ является поправкой к

    В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.

    2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

    3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства образования и науки Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    4. Дополнить пункт 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; 2012, N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 52, ст. 7507), после абзаца десятого абзацем следующего содержания:

    «сведения о результатах проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта (в случае ее проведения).».

    5. Дополнить абзац третий пункта 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2012, N 41, ст. 5635; 2013, N 17, ст. 2180; N 24, ст. 3013; N 38, ст. 4831), после предложения первого предложением следующего содержания: «В случае проведения в отношении проекта нормативного правового акта педагогической экспертизы в сопроводительном письме также указываются сведения о результатах проведения такой педагогической экспертизы.».

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д. Медведев

    Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.02.2014.

    Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания

    1. Настоящие Правила определяют порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее соответственно — проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты, педагогическая экспертиза), в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися (далее — негативное воздействие на качество обучения).

    Под негативным воздействием на качество обучения понимается:

    введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;

    установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

    2. Педагогическая экспертиза проводится в отношении:

    а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, — до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

    б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти — до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

    в) нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, — при мониторинге их применения.

    3. Педагогическая экспертиза не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    При проведении педагогической экспертизы не осуществляется оценка проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов на соответствие их актам более высокой юридической силы, отсутствие внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдение правил юридической техники, а также на наличие либо отсутствие в них коррупциогенных факторов.

    4. Проведение педагогической экспертизы организуется Министерством образования и науки Российской Федерации.

    К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию и включенные в перечень экспертов (далее — эксперты) Министерством образования и науки Российской Федерации по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

    К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

    Перечень экспертов, порядок включения в него, основания и порядок исключения из него утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

    5. По результатам проведения педагогической экспертизы эксперт составляет заключение по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

    6. К проекту нормативного правового акта, направляемому федеральным органом исполнительной власти в Министерство образования и науки Российской Федерации на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, в которой указываются типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся, дается характеристика образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта (далее — пояснительная записка).

    7. Проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу (проект нормативного правового акта, разработанный Министерством образования и науки Российской Федерации), и пояснительная записка к нему размещаются Министерством образования и науки Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления проекта нормативного правового акта на педагогическую экспертизу (днем окончания разработки проекта нормативного правового акта).

    8. Срок проведения педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта составляет 15 дней со дня размещения Министерством образования и науки Российской Федерации проекта нормативного правового акта на сайте, указанном в пункте 7 настоящих Правил.

    9. В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, указываются сведения о проекте нормативного правового акта (далее — заключение), федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его, о наличии либо об отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения, о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения (при наличии таких положений).

    Заключение представляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы.

    10. Заключения, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы, подлежат в течение 3 рабочих дней со дня их поступления размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу.

    Заключения, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации после окончания срока проведения педагогической экспертизы, не подлежат размещению на указанном официальном сайте. Такие заключения направляются для сведения в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу, в течение 3 рабочих дней со дня их поступления.

    11. Заключения, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы, подлежат обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим соответствующий проект нормативного правового акта, в течение 30 дней со дня их поступления из Министерства. Результаты рассмотрения с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте этого федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    12. В случае если в срок, установленный для приема заключений, не поступило ни одного заключения, Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня окончания приема заключений уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, проект нормативного правового акта которого являлся объектом педагогической экспертизы.

    13. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов организуется Министерством образования и науки Российской Федерации по результатам мониторинга Министерством применения этих актов.

    14. Министерство образования и науки Российской Федерации в целях проведения педагогической экспертизы вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, принявшего нормативный правовой акт, материалы, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования образовательных отношений.

    При необходимости указанные материалы могут быть запрошены у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

    Указанные материалы представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего запроса.

    15. Нормативный правовой акт, в отношении которого организуется педагогическая экспертиза, и материалы, необходимые для проведения педагогической экспертизы, представленные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, размещаются Министерством образования и науки Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 1 рабочего дня со дня окончания срока, установленного Министерством для представления материалов, необходимых для проведения педагогической экспертизы указанного нормативного правового акта.

    В случае если для проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта не требуется представления материалов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, Министерство образования и науки Российской Федерации размещает этот акт на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 1 рабочего дня, следующего за днем выявления по результатам мониторинга применения этого акта признаков негативного воздействия на качество обучения.

    16. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в срок, указанный в пункте 8 настоящих Правил.

    17. В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, принятого федеральным органом исполнительной власти (далее — заключение по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта), указываются помимо сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, также сведения о государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации этого нормативного правового акта и об источниках его официального опубликования.

    Заключение по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта представляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы.

    18. Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее окончания срока ее проведения, подлежат в течение 3 рабочих дней со дня их поступления размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт, а также в Министерство юстиции Российской Федерации.

    Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации после окончания срока ее проведения, не подлежат размещению на указанном официальном сайте. Такие заключения направляются для сведения в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт, в течение 3 рабочих дней со дня их поступления.

    Данные заключения также подлежат направлению в указанный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

    19. Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее окончания срока ее проведения, подлежат обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, принявшим этот нормативный правовой акт, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в течение 30 дней со дня их поступления из Министерства. Результаты рассмотрения с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    20. В случае если в срок, установленный для приема заключений по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, не поступило ни одного заключения, Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня окончания приема заключений уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, нормативный правовой акт которого являлся объектом педагогической экспертизы.

    Указанное уведомление также направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

    rg.ru

    Это интересно:

    • Приказ 544 по плану графику Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
    • Заполнение таможенных расписок ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВИВШИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ, ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ […]
    • Сколько стоит госпошлина на земельный участок Госпошлина за регистрацию земельного участка с расположенной на нем блокированной жилой застройкой составит 350 руб. Минфин России разъяснил, что в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "блокированная жилая застройка" госпошлина за госрегистрацию […]
    • Юрист по оформлению земли в собственность Оформление в собственность земельного участка БЕСПЛАТНО СТОИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ: (в стандартный пакет входят юридические услуги с подчеркнутой стоимостью) 2 500 р. 5 000 р. ЗАТРАТЫ ПО ДЕЛУ (помимо гонорара за оказание юридических услуг): 1 500 р. - […]
    • Исковое заявление на мосэнергосбыт Мосэнергосбыт подал иск к коммунальной квартире о взыскании задолженности Добрый день. Мосэнергосбыт подал в суд на коммунальную квартиру о взыскании задолженности на сумму 19 000, пени 4 500 и судебных расходов. Я весь период, указанны в иске (2010-2014 гг) исправно […]
    • Китай-город нотариус Нотариусы Москвы на станции метро Китай-город Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексахина Ирина Вячеславовна Телефон: (495) 623-59-20 Адрес: […]
    • Приказ морозова ржд Приказ морозова ржд ПРИКАЗ от 1 марта 2013 г. N 18 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ОАО "РЖД" ОТ 9 СЕНТЯБРЯ 2005 Г. N 140 В соответствии с пунктом 83 устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги" приказываю: Внести в приказ ОАО "РЖД" от 9 сентября 2005 […]
    • Закон об образовании в пермской области Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК"Об образовании в Пермском крае" С изменениями и дополнениями от: 6 сентября, 6 ноября, 1, 22 декабря 2014 г., […]