Патент 2200681

| | 0 Comment

Патент УВЗ на «тележку железнодорожного вагона» признан недействительным

Патент УВЗ на «тележку железнодорожного вагона» признан недействительным

Решением Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патент РФ на изобретение №2200681 «Тележка железнодорожного вагона», исключительное право на которое принадлежало ОАО «НПК «Уралвагонзавод», вновь признан недействительным полностью, поскольку независимый пункт формулы патента не содержит нового технического результата.

Технические результаты, указанные в нем, на достижение которых направлено изобретение, были известны ранее из сведений, содержащихся в общеизвестных источниках.

Отметим, что ранее корпорация «Уралвагонзавод» в суде уже оспаривала решение Роспатента. Дело в том, что в 2012 году государственный орган отказался от принятого ранее решения по поводу выдачи патента. Тогда в Роспатент обращались представители РЖД, представившие доказательства, что это не собственное изобретение «Уралвагонзавода»: аналогичные технические решения уже содержались в выданных ранее патентных документах США и Канады.

УВЗ удалось оспорить решение суда и вновь признать действительным патент РФ на изобретение №2200681 «Тележка железнодорожного вагона». Но 27 мая 2016 года этот патент вновь был признан недействительным.

Повторное признание недействительным патента РФ на изобретение №2200681 «Тележка железнодорожного вагона» полностью означает отмену решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о выдаче патента на изобретение и аннулирование записи в соответствующем государственном реестре.

Недействительный патент не порождает у сторон прав и обязанностей, аннулирование патента влечет за собой признание всех прав и обязанностей, основанных на патенте, не возникшими с момента его выдачи, то есть с 17 января 2001 года. При таких обстоятельствах правовые основания для защиты прав ОАО «НПК «Уралвагонзавод» в суде отсутствуют, оно не вправе предъявлять какие-либо требования к третьим лицам, основанным на патенте, который признан недействительным и не порождает прав, подлежащих защите в судебном порядке.

Как сообщили в пресс-службе концерна «Тракторные заводы», в 2014 году испытательный центр железнодорожного транспорта АО «ВНИИЖТ» установил, что инновационный подвижной состав УВЗ имеет несовершенную конструкцию и часто ломается. Дистанция, которую он осилил без ремонта и замены запасных частей, составила всего… 56 тысяч километров, хотя по документации должен пробегать 500 тысяч километров (это одно из главных требований при определении «инновационности» подвижного состава). В частности, эти требования 21 июля были озвучены на заседании рабочей группы по грузовым вагонам Координационного совета по вопросам транспортного машиностроения при Минпромторге РФ. На нем были рассмотрены различные точки зрения на порядок определения критериев отнесения грузовых вагонов к инновационным. Так, представители Минпромторга заявили, что действующие критерии инновационности должны быть сохранены. В их числе – восприятие вагоном осевой нагрузки 25 тс, пробег от постройки вагона до первого деповского ремонта 500 тыс. км (или 4 года), межремонтный пробег между плановыми видами ремонтов – не менее 250 тыс. км (или не менее 2 лет).

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ/ОБЪЯВЛЕНИЯ САЙТА:

xn--1520-u4d3ahgsb9pe.xn--p1ai

тележка железнодорожного вагона

Рисунки к патенту РФ 2200681

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции узлов тележек грузовых железнодорожных вагонов.

Недостатком данной конструкции является способ крепления изнашивающегося наличника путем приварки к опорной верхней стенке буксового выреза. Для обеспечения замены наличника необходим трудоемкий процесс снятия и установки нового наличника. Кроме того, при неоднократном процессе наложения и снятия сварных швов металл боковой рамы в месте крепления сменного наличника перекаливается, что вызывает появление микротрещин и других концентраторов напряжений, металл становится хрупким, что может привести к излому опорной поверхности боковой рамы. Вместе с этим данный способ крепления изнашивающегося наличника от продольных перемещений при разрушении сварных швов невозможно осуществить на уже эксплуатируемых тележках, где отсутствуют вышеуказанные выступы.

В конструкции железнодорожной тележки [Пат. США 3554618, НКИ 308-3] буксовый проем оснащен наличником, содержащим износостойкую пластину, выполненную из найлона, закрепленном на буксовой челюсти с помощью болтовых и заклепочных соединений. В процессе эксплуатации такие соединения подвергаются коррозии, что вызывает сложность при замене наличника, а при воздействии дополнительных нагрузок соединения ослабевают, а в отдельных случаях разрушаются. Крепежные отверстия, выполненные в буксовых челюстях, создают дополнительные концентраторы напряжений, что приводит к снижению усталостной прочности буксовых челюстей боковой рамы. Вместе с этим установка найлоновой прокладки не обеспечивает долговременного использования наличника на опорной поверхности и требует частой замены.

Недостатком данной конструкции является синусоидальная форма ветвей, не обеспечивающая их плотного прилегания к противоположным сторонам боковой рамы, т.к. в результате поперечного смещения относительно продольной оси боковой рамы букса колесной пары или адаптер своими захватами постоянно сжимает синусоидальные ветви опорной пластины, что приводит к их излому. Также для обеспечения совпадания выступов пластины и углублений на опорной поверхности надбуксовых проемов необходимо соблюдение высокой точности изготовления. Вышеперечисленные недостатки конструкции ограничивают возможность ее использования.

Решение поставленной задачи достигается тем, что между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов установлены сменные наличники с износостойкими пластинами, трапецеидальные ветви которых, выступающие вверх с противоположных сторон боковых рам, тем самым обеспечивают зацепление с краями технологических отверстий боковых рам.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид тележки, на фиг.2 — фрагментарный вид А фиг.1, на фиг.3 — разрез по линии Б-Б фиг.2.

Тележка железнодорожного вагона содержит колесные пары 1 с буксовыми узлами 2, воспринимающими нагрузку от рамы тележки. Рама тележки состоит из надрессорной балки 3, опирающейся на рессорные комплекты 4, расположенные в центральных проемах боковых рам 5. На концевых частях боковых рам 5 выполнены надбуксовые проемы 6, имеющие горизонтальные опорные поверхности 7 и расположенные над ними технологические отверстия 8. Между опорными поверхностями 7 и буксовыми узлами 2 установлены сменные наличники 9. Сменные наличники 9 состоят из основания 10, на котором закреплена износоустойчивая пластина 11, и ветвей 12, выступающих от противоположных сторон основания 10. Ветви 12 имеют трапецеидальную форму и охватывают боковую раму 5 с противоположных сторон, ограничивая поперечное перемещение сменных наличников 9. Крепление сменных наличников 9 осуществлено посредством загиба ветвей во внутреннюю полость боковой рамы 5 через технологические отверстия 8.

Технический результат заявляемого изобретения осуществлен посредством введения сменных наличников в конструкцию тележки, ветви которых выполнены трапецеидальной формы. Трапецеидальные ветви меньшим верхним основанием загнуты во внутреннюю полость боковой рамы через технологические отверстия. Так как технологические отверстия имеют достаточно большой допуск, то выполнение ветвей трапецеидальной формы обеспечивает беззазорную фиксацию сменных наличников как от вертикальных перемещений, так и от продольных перемещений относительно продольной оси боковой рамы. Кроме того, наличие в конструкции сменного наличника износостойкой пластины позволяет выполнить основание и ветви из более дешевой мягкой углеродистой стали, обеспечивающей легкость установки и снятия наличника при его замене. Также данная конструкция сменного наличника позволяет производить его установку как на вновь изготавливаемые тележки, так и на уже эксплуатируемые в обычных деповских условиях, не требуя дополнительной доработки боковой рамы и корпуса буксы.

В настоящее время на заявляемую конструкцию разработана техническая документация и изготовлены опытные образцы для проведения испытаний.

2. Патент США 3554618, НКИ 308-3.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Тележка железнодорожного вагона, содержащая колесные пары с буксовыми узлами, воспринимающими нагрузку от рамы тележки, включающей в себя надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, расположенные в центральных проемах боковых рам с выполненными надбуксовыми челюстями технологическими отверстиями, и сменные наличники с износостойкими пластинами, расположенные между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов, отличающаяся тем, что ветви, выступающие вверх от противоположных сторон основания сменных наличников, загнуты на уровне технологических отверстий, во внутренние полости боковых рам.

www.freepatent.ru

Патент 2200681

  1. Главная
  2. Реестр патентов

Последние новости

(21), (22) Заявка: 2001101657/28, 17.01.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
17.01.2001

(45) Опубликовано: 20.03.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске: US 4192140, 11.03.1980. US 4203371, 20.05.1980.

Адрес для переписки:
622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ГУП «ПО Уралвагонзавод», руководителю патентной службы Н.А. Белову

(71) Заявитель(и):
ГУП «ПО Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского

(72) Автор(ы):
Гейлер М.П.,
Малых Н.А.,
Шенаурин А.А.,
Андронов В.А.,
Ефимов В.П.,
Григурко В.В.,
Пранов А.А.,
Левин А.Б.,
Шихалев В.А.,
Самсонов А.В.

(73) Патентообладатель(и):
ГУП «ПО Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского

(54) ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции сменных наличников, устанавливаемых между буксами и боковыми рамами тележки. Технический результат — повышение износостойкости и долговечности надбуксового проема боковой рамы, а также облегчение ремонта. Устройство содержит сменные наличники с износостойкими пластинами, расположенные между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов. Ветви сменных наличников, выступающие вверх от противоположных сторон основания, загнуты на уровне технологических отверстий, выполненных в надбуксовых челюстях, во внутренние полости боковых рам. 3 ил.

Известна конструкция изнашивающегося наличника верхней стенки буксового выреза [Пат. США 4078501, НКИ 105-225], расположенного между держателем и верхней стенкой буксового выреза. Корпус наличника приварен к верхней стенке буксового выреза, на которой расположены ограничительные выступы.

Также известна конструкция упругой сменной опорной пластины [Пат. США 4203371, НКИ 105/225; 105/218R от 07.07.78], установленной на опорной поверхности надбуксового проема боковой рамы железнодорожной тележки, представляющей собой U-образный элемент, охватывающий и защищающий указанную поверхность. Две его ветви выступают вверх от противоположных сторон основания. Ветви упруго взаимодействуют с противоположными сторонами боковой рамы, расположенными выше плоской поверхности надбуксового проема, прижимаясь к этим сторонам. Вместе с этим на плоскости пластины выполнены выступы, совпадающие с углублениями на опорной поверхности надбуксовых проемов боковой рамы при зафиксированном положении опорной пластины на боковой раме. В результате этого пластина удерживается на месте.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа.

Задачей заявляемого изобретения является создание конструкции тележки железнодорожного вагона, обладающей повышенными износостойкостью и долговечностью надбуксового проема боковой рамы, а также облегчение ремонта и обеспечение использования сменной опорной пластины на уже используемых тележках.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в тележке железнодорожного вагона, содержащей колесные пары с буксовыми узлами, воспринимающими нагрузку от рамы тележки, включающей в себя надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, расположенные в центральных проемах боковых рам с выполненными надбуксовыми проемами технологическими отверстиями и расположенные между горизонтальными опорными поверхностями надбуксовых проемов и буксовых узлов, сменные наличники с износостойкими пластинами, трапецеидальные ветви которых загнуты на уровне технологических отверстий, во внутренние полости боковых рам.

Источники информации
1. Патент США 4078501, НКИ 105-225.

3. Патент США 4203371, НКИ 105/225; 105/218R от 07.07.78 — прототип.

2. Тележка железнодорожного вагона по п. 1, отличающаяся тем, что ветви сменных наличников имеют трапецеидальную форму.

Изменения:
Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 13.01.2010/РП0000470
Патентообладатель: Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество Алтайского вагоностроения

Договор № РД0064838 зарегистрирован 25.05.2010

* ИЛ — исключительная лицензия НИЛ — неисключительная лицензия

TK4A Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях «Изобретения (заявки и патенты)» и «Изобретения. Полезные модели»

Напечатано: (57) . с выполненными надбуксовыми челюстями технологическими отверстиями .

Следует читать: (57) . с выполненными над буксовыми челюстями технологическими отверстиями .

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2003

Код раздела: FG4A

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 12.01.2011 № РД0075110

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»

Лицо, которому предоставлено право использования:
Общество с ограниченной ответственностью «Мечел-Ремсервис»

Вид лицензии*: НИЛ

, на срок до 31.10.2013 на территории РФ.

bd.patent.su

Удивительное дело! Вагоностроителям пришлось защищать свое изобретение от Роспатента и РЖД в арбитражном суде

Корпорация «Уралвагонзавод» в суде оспаривала решение Роспатента, согласно которому ведомство отказалось от собственного ранее принятого решения о выдаче патента. УВЗ пришлось пройти ни одну судебную инстанцию, чтобы доказать право на производство собственных инновационных вагонных тележек, и только в Девятом арбитражном апелляционном суде была поставлена жирная точка.

Дело в том, что УВЗ 8 лет назад зарегистрировал в Роспатенте вагонные тележки собственной конструкции, которая была защищена патентом Российской Федерации на изобретение № 2200681 «Тележка железнодорожного вагона». Но спустя время в Роспатент обратились представители РЖД, которые заявили, что это не собственное изобретение «Уралвагонзавода», аналогичные технические решения уже содержались в выданных ранее патентных документах иностранных государств — Соединенных Штатов Америки и Канады.

Роспатент пошел на поводу РЖД и решил отозвать документы на изобретение. Арбитражный суд города Москвы, в который обратилась НПК «Уралвагонзавод», поддержал решение Роспатента — несмотря на то, что при принятии решения руководствовался заключением эксперта, в распоряжении которого не было всех необходимых документированных сведений, позволяющих провести правильные, компетентное исследование, пишет издание «INFOX.ru».

Между тем, правильное разрешение данного дела было невозможно без проведения повторной комплексной судебной патентно-технической экспертизы, на что и указал заявитель в своей апелляционной жалобе.

В итоге экспертизу поручили провести экспертной комиссии, в состав которой вошли специалисты от УВЗ и РЖД. Эксперты пришли к мнению, что отзыв патента у Уралвагонзавода был необоснованным. В результате, постановлением Девятого арбитражного апелляционного решение Роспатента о признании недействительным патента Российской Федерации на изобретение № 2200681 было признано незаконным.

m.ura.news

Признали общеизвестной

Роспатент аннулировал права УВЗ на вагонную тележку 18-100

Права на изобретение полностью принадлежали Уралвагонзаводу, который получил на него патент ещё 17 января 2001 года. Какое-то время УВЗ ничего за использование запатентованных узлов не просил, но потом начал требовать отчисления. Проблема заключалась в том, что запатентованное усовершенствование использовалось почти во всех вариантах вагонной тележки модели 18-100, которая изготавливалась многими вагоностроительными заводами в России.

Извлекать деньги из патента УВЗ начал в 2010 году. Согласно данным Роспатента, соглашение на использование патента заключили шесть компаний: неисключительная лицензия ОАО «Алтайвагон» (действует с мая 2010 года до конца 2016 года), ООО «Мечел-Ремсервис» (с января 2011 года до октября 2013 года), ООО «Орский вагонный завод» (с июня 2011 года до августа 2012 года), ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (входит в состав ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания», с мая 2015 года до конца 2017 года), ЗАО «Магистральнефтеоргсинтез» (с августа 2015 года до августа 2020 года), ЗАО «Промтрактор-Вагон» (с марта 2016 года до конца 2017 года).

Первые вопросы по изобретению тележки 18-100 появились ещё четыре года назад, когда после рассмотрения жалобы ОАО «РЖД» в Палате по патентным спорам Роспатент в декабре 2012 года признал патент полностью недействительным. Железнодорожная корпорация представила свидетельства того, что аналоги модели 18-100 выпускаются в Канаде и США, а первый в мире патент на схожую конструкцию был зарегистрирован в 1931 году. Однако в июне 2014 года УВЗ удалось опротестовать это решение в суде, и Роспатент восстановил регистрацию патента.

После этого нижнетагильский завод потребовал плату за использование тележки с Тихвинского вагоностроительного завода и Армавирского завода тяжёлого машиностроения (АЗТМ). АЗТМ тогда проиграл дело и по решению суда должен выплатить УВЗ 114 млн руб. Тихвинский завод предпочёл урегулировать иск на 341 млн руб., согласившись выплатить УВЗ 30 млн руб. отступных и потом перечислять 2% с продаж вагонов, в которых использовалась запатентованная технология.

Нынешнее решение Роспатента означает не только аннулирование записи в государственном реестре изобретений. Выражаясь юридическим языком, «не возникшими» с момента его выдачи 17 января 2001 года теперь считаются все связанные с этим патентом права и обязанности. То есть все патентные соглашения не просто прекращают действовать, но УВЗ должен вернуть все полученные по ним деньги.

Впрочем, сама тележка 18-100 устарела, и многие вагоностроители так или иначе прекратили её использование.

Уралвагонзавод с этим категорически не согласен и собирается снова отстаивать права на патентную защиту тележки в суде.
«Решение Роспатента является незаконным, необоснованным и прямо противоречит уже вступившим в силу судебным актам по спору между УВЗ и Роспатентом в 2012 году, – заявила «Гудку» начальник отдела по связям с общественностью УВЗ Юлия Колмакова. – Наша компания в июле 2016 году обратилась в суд по интеллектуальным правам с иском о признании незаконным и отмене решения Роспатента. Рассмотрение дела по данному иску назначено на 15 августа 2016 года».

Представитель УВЗ также полагает, что на основании п. 6 ст. 1398 Гражданского кодекса РФ лицензионные договоры, заключённые на основе патента на изобретение, признанного впоследствии недействительным, сохраняют действие в той мере, в какой они были исполнены к моменту принятия решения о недействительности патента. Поэтому «условия лицензионных договоров, заключённых с начала действия патента до принятия решения о недействительности патента, сохраняют свою силу и возврат средств по таким договорам не предусмотрен», – подчеркнула Юлия Колмакова.

Директор по корпоративным коммуникациям НПК ОВК Василий Сомов подтвердил факт патентного соглашения с УВЗ, но уточнил, что сейчас компания использует тележку собственной конструкции и не платит ничего по патенту 2200681.

АЗТМ нечего требовать с УВЗ, поскольку деньги по проигранному делу так и не были выплачены, говорит начальник юридического отдела АЗТМ Елена Кривченко.
«Мы не перечисляли эти средства, потому что находимся в процессе банкротства. Теперь мы постараемся снять взыскание на эту сумму. Это не решит полностью проблемы с выплатами кредиторам, но облегчит долговое бремя АЗТМ», – заявила она.

УВЗ делает ставку на инновационный подвижной состав, и в 2016 году 75% от него будет базироваться на тележке модели 18-194-1 с увеличенной до 25 тс (с 23 тс у тележки 18-100. – Ред.) нагрузкой на ось, сообщил в июне 2016 года заместитель генерального директора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шлёнский.

www.gudok.ru

Это интересно:

  • Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг 2012 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения […]
  • Приказ минздрава 773н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 октября 2016 г. № 773н “О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская кардиология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 октября 2012 г. № 440н” Внести […]
  • 45 о третейских судах Новая форма третейских судов В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской […]
  • Во сколько я пойду на пенсию В 2016 году на пенсию выходят женщины, которым исполнилось 57 лет и 6 месяцев В номерах от 19 и 26 июля «ФАКТЫ» рассказали об основных принципах работы пенсионной системы в Украине, о том, какие пенсии у нас облагаются налогом и как их выплачивают работающим пенсионерам. […]
  • Последние новости о транспортном налоге В Госдуму внесен законопроект об отмене транспортного налога Документ подготовлен группой депутатов нижней палаты парламента во главе с Сергеем Мироновым. Законопроектом 1 предлагается признать утратившей силу главу 28 "Транспортный налог" и отдельные нормы Налогового […]
  • Ежемесячные пособие многодетной семье Ежемесячное пособие на третьего ребенка до 3 лет В мае 2012 года Владимир Путин подписал указ № 606, касающийся мер по реализации демографической политики в нашей стране. В соответствии с данным указом в большинстве регионов России на третьего родившегося ребенка и […]
  • Кумертау мировой суд Дело № 2-298/2012 Именем Российской Федерации город Кумертау 27 июля 2012 года Мировой суд в составе председательствующего мирового судьи судебного участка №1 по городу Кумертау Республики Башкортостан Латыповой Гузель Фанисовны с участием истца Кохтаева В.С. представителя […]
  • Приказ минэкономразвития россии 761 от 27122011 Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и […]