Федеральные правила 128

| | 0 Comment

Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 декабря 2009 г., 22 ноября 2010 г., 16 ноября 2011 г., 27 декабря 2012 г., 25 ноября 2013 г., 10 февраля, 3 марта 2014 г., 26 февраля, 15 июня 2015 г., 18 июля 2017 г.

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2008 г., регистрационный N 12119), от 27 ноября 2008 г. N 197*, от 23 июня 2009 г. N 100**.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2011 г. N 284 в пункт 4 внесены изменения

4. Установить, что в прилагаемых правилах:

абзац четвертый пункта 4.20 вступает в силу с 1 января 2014 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2009 г.
Регистрационный N 14645

* Зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2008 г., регистрационный N 12810.

** Зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2009 г., регистрационный N 14192.

Утверждены новые Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Правила обязательны для всех лиц, осуществляющих организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов (ВС) и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве России.

Среди отличительных особенностей новых правил можно выделить следующие.

Запрещено выполнять функции члена экипажа ВС, а также диспетчера обслуживания воздушного движения в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием психоактивных веществ.

Член летного экипажа, получивший медицинское свидетельство с условием ношения корректирующих зрение линз, должен иметь при себе запасной комплект.

Уточнен состав документации, которая должна иметься на борту ВС при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения. К ней отнесен список находящихся на борту ВС лиц.

Установлено, в каких случаях разрешается взлет ВС с приборами и оборудованием, находящимися в нерабочем состоянии без утвержденного перечня минимального необходимого исправного оборудования.

Определены особенности подготовки и выполнения полетов при коммерческих воздушных перевозках.

Приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования. Для отдельных положений предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2009 г.

Регистрационный N 14645

Настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования, за исключением пунктов, вступающих в силу в порядке указанном в пункте 4 приказа

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 сентября 2009 г. N 169 (без авиационных правил), в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 октября 2009 г. N 43

Решением Верховного Суда РФ от 9 февраля 2015 г. N АКПИ14-1451 отдельные изменения в Федеральные авиационные правила, утвержденные настоящим приказом, признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтранса России от 18 июля 2017 г. N 263

Изменения вступают в силу с 20 августа 2017 г.

Приказ Минтранса России от 15 июня 2015 г. N 187

Приказ Минтранса России от 26 февраля 2015 г. N 34

Приказ Минтранса России от 3 марта 2014 г. N 60

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 10 февраля 2014 г. N 32

Изменения вступают в силу 15 апреля 2014 г.

Приказ Минтранса России от 25 ноября 2013 г. N 362

Приказ Минтранса России от 27 декабря 2012 г. N 453

Изменения вступают в силу через 90 дней со дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 16 ноября 2011 г. N 284

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтранса России от 22 ноября 2010 г. N 263

Приказ Минтранса России от 21 декабря 2009 г. N 242

base.garant.ru

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 31 июля 2009 г. N 128 г. Москва «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 августа 2009 г.
Регистрационный N 14645

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пункта 2 статьи 87, пунктов 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

2. Признать утратившими силу Приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2008 г., регистрационный N 12119), от 27 ноября 2008 г. N 197 1 , от 23 июня 2009 г. N 100 2 .

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.

пункты 4.10, 5.5 и 5.12 вступают в силу с 1 января 2010 г.;

пункты 2.18.14 и 4.6 вступают в силу с 1 января 2011 г.;

пункты 4.20, 5.75, 5.76 и 5.78 вступают в силу с 1 января 2012 г.

Министр И. Левитин

1 Зарегистрирован Минюстом России 09 декабря 2008 г., регистрационный N 12810.

2 Зарегистрирован Минюстом России 01 июля 2009 г., регистрационный N 14192.

rg.ru

ВОЗДУШНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

На сайте опубликован для обсуждения проект Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства транспорта Российской Федерации»

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства транспорта Российской Федерации»

Cрок подачи предложений (поправок) до: 19.04.2018

Cрок подачи комментариев к предложениям до: 21.04.2018

Проект устанавливает правила ETDO взамен ETOPS, вводит нормы про использование части бортовой документации в электронном виде, вводит главу о наземном обслуживании.

На сайте опубликован для обсуждения проект Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные федеральные законы Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные федеральные законы Российской Федерации»

Cрок подачи предложений (поправок) до: 15.04.2018

Cрок подачи комментариев к предложениям до: 17.04.2018

На сайте опубликован для обсуждения проект Программа подготовки лиц, имеющих квалификацию базовой подготовки «пилот», претендующих на получение свидетельства коммерческого пилота (самолет), в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

Программа подготовки лиц, имеющих квалификацию базовой подготовки «пилот», претендующих на получение свидетельства коммерческого пилота (самолет), в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации» Cрок подачи предложений (поправок) до: 02.04.2018

Cрок подачи комментариев к предложениям до: 04.04.2018

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128″Cрок подачи предложений (поправок) до: 26.03.2018

Cрок подачи комментариев к предложениям до: 28.03.2018

В части регулирования прогулочных полетов и десантирования парашютистов.

На сайте опубликован для обсуждения проект Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128»

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128″Cрок подачи предложений (поправок) до: 17.03.2018

Cрок подачи комментариев к предложениям до: 19.03.2018

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

«Logic will get you from A to B.

Imagination will take you anywhere.»

В разделе Вы можете дать предложения по совершенствованию проектов нормативных актов, просмотреть предложения других участников обсуждения и дать к ним комментарии перейдя по ссылке, находящейся в ячейке таблицы с названием проекта.

Для получения возможности получать на электронную почту информацию о публикуемых проектах актов и подавать свои предложения и комментарии Вам необходимо зарегистрироваться здесь.

Предложения по обсуждению изменений в действующий нормативный правовой акт, ранее не обсуждавшийся на сайте направляйте в форме обратной связи.

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства транспорта Российской Федерации»

Опубликован для обсуждения: 04.04.2018; cтатус: обсуждение окончено 21.04.2018.

К документу подано предложений (поправок): 11 ; комментариев к ним: 1. 224

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные федеральные законы Российской Федерации»

Опубликован для обсуждения: 31.03.2018; cтатус: обсуждение окончено 17.04.2018.

К документу подано предложений (поправок): 31 ; комментариев к ним: 13. 223

Программа подготовки лиц, имеющих квалификацию базовой подготовки «пилот», претендующих на получение свидетельства коммерческого пилота (самолет), в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

Опубликован для обсуждения: 18.03.2018; cтатус: обсуждение окончено 04.04.2018.

К документу подано предложений (поправок): 11 . 222

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128»

Опубликован для обсуждения: 11.03.2018; cтатус: обсуждение окончено 28.03.2018.

К документу подано предложений (поправок): 11 ; комментариев к ним: 17. 221

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным
на участке земли или акватории», утвержденные приказом Минтранса России от 4 марта 2011 г. № 69

Опубликован для обсуждения: 27.02.2018; cтатус: обсуждение окончено 16.03.2018.

К документу подано предложений (поправок): 11 ; комментариев к ним: 4. 219

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128

К документу подано предложений (поправок): 7 . 218

Проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

Опубликован для обсуждения: 05.02.2018; cтатус: обсуждение окончено 22.02.2018.

К документу подано предложений (поправок): 39 ; комментариев к ним: 17. 217

www.avialaw.ru

Правительство России

О контроле подкарантинной продукции из стран, в которых выявлено распространение карантинных объектов

Постановление от 8 февраля 2018 года №128. Утверждены Правила контроля в местах производства, переработки и отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Россию из иностранных государств, в которых выявлено распространение карантинных объектов. Контроль осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Это необходимо, чтобы обеспечить контроль соответствия предназначенной для ввоза в Россию подкарантинной продукции российским карантинным фитосанитарным требованиям.

Постановление от 8 февраля 2018 года №128

Внесено Минсельхозом России.

Статьёй 15 Федерального закона от 21 июля 2014 года №206-ФЗ «О карантине растений» установлен запрет на ввоз в Россию подкарантинной продукции в целях её использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, без проведения контроля в местах производства, переработки, отгрузки такой подкарантинной продукции в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее соответственно – подкарантинная продукция, контроль в местах производства). Правила контроля подкарантинной продукции устанавливаются Правительством России.

Подписанным постановлением утверждены эти Правила. Полномочия по контролю закреплены за Россельхознадзором.

В соответствии с Правилами при проведении контроля в местах производства должно устанавливаться карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции, карантинное фитосанитарное состояние территории или подкарантинного объекта, на которых производится, перерабатывается или отгружается подкарантинная продукция.

Установлены фитосанитарные мероприятия при проведении контроля в местах производства, основания для разрешения и отказа во ввозе подкарантинной продукции в Россию.

Контроль будет проводиться при поступлении в Россельхознадзор обращения участника внешнеэкономической деятельности о начале поставок подкарантинной продукции из иностранного государства для контроля в местах её производства и обращения (приглашения) уполномоченного органа по карантину растений иностранного государства.

Результаты лабораторных исследований подкарантинной продукции и решения о возможности её ввоза или об отказе во ввозе будут направляться в уполномоченный орган иностранного государства, в ФТС России и участникам внешнеэкономической деятельности. Эта информация также будет размещаться на официальном сайте Россельхознадзора.

Принятое решение необходимо для обеспечения контроля за соответствием предназначенной для ввоза в Россию подкарантинной продукции российским карантинным фитосанитарным требованиям.

m.government.ru

Статья 128 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 128 Конституции РФ гласит:

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом*(29).

Комментарий к Ст. 128 КРФ

1. Правило, содержащееся в ч. 1 комментируемой статьи, устанавливает порядок наделения судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов полномочиями. Судьи названных судов назначаются на должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Таким образом, данное правило в полном объеме корреспондирует нормам п. «е» ст. 83 и п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции. Кроме того, данная конституционная норма подтверждает факт учреждения названных судов непосредственно Конституцией.

Наличие подобного правила — один из признаков системы разделения властей, свидетельствующий о характере распределения государственно-властных полномочий между тремя ветвями власти. Участие Президента и парламента (как правило, именно высшей его палаты) страны в процессе формирования судейского корпуса — явление широко распространенное. Вместе с тем Европейская хартия о статусе судей в качестве общего принципа формирования судейского корпуса страны предусматривает необходимость участия в названном процессе и третьей власти — судебной (п. 1.3). Как будет показано ниже, в РФ судебная власть также принимает участие в этом процессе, хотя и в иной форме. Существование в государстве того или иного порядка формирования судейского корпуса свидетельствует о наличии или отсутствии у судебной власти такого качества, как независимост. (см. комм. к ст. 120).

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2699; 2004. N 13. Ст. 1111; 2006. N 29. Ст. 3120), «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170; 2006. N 50. Ст. 5277; N 50. Ст. 5277), Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (Ведомости РФ, 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1278), а также ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607; N 51. Ст. 4825; 2004. N 24. Ст. 2334; 2005. N 15. Ст. 1273; 2007. N 7. Ст. 829), развивая конституционные нормы, детализируют порядок формирования судейского корпуса Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов. В отличие от ранее действовавшей редакции ст. 13 ФКЗ о судебной системе, содержавшей описание порядка наделения судей полномочиями, современная редакция имеет бланкетный характер и отсылает к нормам Закона о статусе судей и ФКЗ о Конституционном Суде (имея в виду особенности формирования состава этого Суда).

В соответствии со ст. 9 ФКЗ о Конституционном Суде предложения о кандидатурах на должности судей этого Суда могут вноситься Президенту РФ парламентариями обеих палат федерального парламента, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Президент представляет соответствующие кандидатуры (кандидатуру) Совету Федерации не позднее месяца с момента открытия вакансии. Верхняя палата российского парламента обязана рассмотреть вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда не позднее 14 дней с момента получения представления Президента. Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается кандидат, получивший при голосовании большинство голосов общего числа членов Совета Федерации. Председатель верхней палаты приводит лицо, назначенное судьей Конституционного Суда, к присяге, текст которой содержится в ч. 2 ст. 10 ФКЗ о Конституционном Суде. Детально процедуры обсуждения и голосования по кандидатуре в Совете Федерации урегулированы нормами гл. 27.1 его Регламента. Согласно ст. 6 Закона о статусе судей, судьи Верховного и Высшего Арбитражного судов России назначаются на должности также Советом Федерации по представлению Президента, которое вносится с учетом мнения, соответственно, Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда. Напомним, что до этого кандидаты должны были получить положительное решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ, которая, в свою очередь, может рекомендовать только лицо, соответствующее требованиям, перечисленным в ст. 119 Конституции РФ. Иными словами, Президент и тем более Совет Федерации выбирают кандидатуру на должность судьи названных судов не произвольно, они ограничены имеющимся списком представленных лиц.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда избираются на свои должности (на срок три года) в пленарном заседании этого Суда (ст. 23 ФКЗ о Конституционном Суде). Руководители Верховного и Высшего Арбитражного судов — председатели и заместители председателей — назначаются, согласно ст. 6.1 Закона о статусе судей, на свои должности практически в том же порядке, что и судьи этих судов (сроком на шесть лет). Исключение составляет роль Высшей квалификационной коллегии судей РФ*(42), которая в этом случае еще значительнее, поскольку именно она представляет Президенту кандидатуры на соответствующие должности своим заключением не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя или заместителя Председателя Верховного или Высшего Арбитражного суда (равно как и иных федеральных судов общей или арбитражной юрисдикции) в соответствующем суде неоднократно, но не более двух раз подряд.

Учреждение срока занятия должностей председателей и заместителей председателей судов, ранее сохранявших на практике свои должности до ухода в отставку, вызвало ряд обращений в Конституционный Суд. В своих определениях от 15 февраля 2005 г. N 1-О по запросу Верховного Суда РФ (ВКС РФ. 2005. N 4), от 11 марта 2005 г. N 3-О по жалобе гр. Смакова Р.М. (ВКС РФ. 2005. N 6) и N 148-О по жалобе гр. Гришина М.И., Грошевой Г.И. и др. (ВКС РФ. 2005. N 5), рассмотрев вопрос об установлении 6-летнего срока занятия должности председателем суда и его заместителями и возможности повторного занятия названных должностей, пришел к выводу о конституционности оспариваемых норм, так как введение определенного срока пребывания в должности председателя или заместителя председателя федерального суда само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных гарантий статуса судей, в том числе применительно к лицам, назначенным на указанные должности до вступления в силу соответствующих законодательных изменений (обращавшиеся руководители федеральных судов были назначены на должности ранее. — А.Е.), и поскольку за этими лицами сохраняется конституционно-правовой статус судьи, то его гарантии распространяются на них в полной мере, т.е. их судейский статус не изменяется и не ухудшается, при том что для всех судей возможность быть назначенными на должность председателя или заместителя председателя суда обеспечивается равным образом.

С целью наиболее полного и всестороннего рассмотрения представленных кандидатур с 1994 г. функционирует комиссия Совета по кадровой политике при Президенте РФ для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. В настоящий момент комиссия преобразована в Комиссию при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, которая сформирована и действует в соответствии с Указом Президента РФ N 1185 от 4 октября 2001 г. о ней (СЗ РФ. 2001. N 41. Ст. 3938; 2003. N 48. Ст. 4659; 2004. N 31. Ст. 3236; 2006. N 33. Ст. 3604). Названным Указом утверждены Положение о Комиссии и ее состав.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи, судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Часть 2 ст. 128, таким образом, содержит две нормы права. Первая, в совокупности с нормой ч. 1 данной статьи, косвенным образом учреждает состав федеральной судебной системы в которую наряду с Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами входят «другие федеральные суды» (подробнее об объеме этого понятия см. комм. к ч. 3 ст. 118). Вторая норма устанавливает порядок формирования судейского корпуса всех иных, кроме поименованных в ч. 1 настоящей статьи, федеральных судов. В этой части вторая норма корреспондирует норме п. «е» ст. 83 Конституции.

Так же как и в случае с назначением на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, детально порядок назначения судей иных федеральных судов на должности установлен нормами Закона о статусе судей. Согласно п. 3 ст. 6 этого Закона, судьи иных федеральных судов общей и арбитражной юрисдикции назначаются на должности Президентом по представлению, соответственно, Председателя Верховного или Высшего Арбитражного судов. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда (п. 2 ст. 6). В соответствии с п. 4 ст. 6 судьи военных судов назначаются на должность Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Представления председателей должны быть основаны на мнениях соответствующих квалификационных коллегий судей, выраженных в их положительных заключениях.

Президент осуществляет назначение федерального судьи в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов.

Кроме того, судья федерального суда по его заявлению может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня, в нижестоящий суд в описанном порядке, но при этом нет необходимости получать положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 6 ст. 6).

Руководители федеральных судов (за исключением руководителей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, о чем см. комм. к ч. 1 ст. 128) назначаются на должности в соответствии с правилами ст. 6.1 Закона о статусе судей Президентом на срок 6 лет*(43) по представлению, соответственно, председателей Верховного или Высшего Арбитражного судов при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность неоднократно, но не более двух раз подряд. Представления председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов должны быть внесены Президенту не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя федерального суда, а в случае досрочного прекращения их полномочий — не позднее чем за три месяца. Отклоненные кандидатуры руководителей федеральных судов могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в описанном порядке.

Судьи федеральных судов, председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность в конкретном суде указом Президента.

3. Часть 3 ст. 128 также содержит две нормы. Первая устанавливает, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Вторая норма в косвенной форме подтверждает факт учреждения «иных федеральных судов».

Первое из названных правил также является составным и может быть расчленено. Во-первых, норма определяет, какие именно вопросы составляют предмет правового регулирования соответствующего закона. Во-вторых, она устанавливает уровень такого закона. И наконец, в-третьих, в совокупности с другими нормами гл. 7 «Судебная власть» можно сделать вывод и о том, какой именно закон — по объему правового регулирования — имеется в виду.

Итак, предметом закона должны быть полномочия федеральных судов, т.е. в законе должна быть четко и недвусмысленно определена юрисдикция (компетенция) всех федеральных судов во всех ее ипостасях — предметной (общей, родовой, видовой и конкретной) и территориальной подсудности, — перечислены права и обязанности суда (судьи) в конкретном процессе, права и обязанности председателя суда (председательствующего судебного состава, коллегии) и его заместителей. С другой стороны, в соответствующем акте должен быть детально определен порядок образования (не учреждения, поскольку последний однозначно определен Конституцией; см. комм. к ст. 118) федеральных судов в РФ. Кроме того, акт должен исчерпывающим образом регулировать и вопросы деятельности — процессуальной (рассмотрение конкретных дел) и непроцессуальной — федеральных судов (см. комм. к ст. 93, 104, 125-126). Иными словами, акт должен иметь как судоустройственный, так и отчасти процессуальный характер.

Далее. Столь значительный акт должен иметь ранг федерального конституционного закона. В Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774) Конституционный Суд подтвердил необходимость соблюдения должной — предписанной комментируемой частью ст. 128 — законодательной формы. «. Законодатель может, соблюдая требования ст. 128 (ч. 3) Конституции РФ и исходя из предписаний ст. 72 (п. «а» ч. 1) Конституции РФ, а также в развитие ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дополнительно урегулировать в федеральном конституционном законе полномочия не только судов общей юрисдикции, но и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по проверке соответствия федеральному закону законов субъектов РФ» (абз. 5 п. 8 мотивировочной части. Данная позиция нашла свое подтверждение и развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ГПК РФ (СЗ РФ. 2004. N 3. Ст. 403). Необходимо также обратить внимание на Определение от 2 апреля 2001 г. N 152-О в связи с запросом Верховного Суда Республики Тыва (ВКС РФ. 2001. N 6). Предметом рассмотрения в данных делах не были полномочия судов арбитражной юрисдикции, но представляется, что данный вывод можно экстраполировать и на эти суды.

И наконец, этот акт должен содержать нормы, регулирующие правовой статус всех федеральных судов, что, естественно, предполагает и передачу законодателю полномочий по фактическому учреждению конкретных федеральных судов помимо непосредственно учрежденных Конституцией Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов именно в тексте подобного правового акта. С учетом нормы ч. 3 ст. 118 Конституции таким актом должен быть ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а точнее, принимая во внимание количество предметов регулирования этого акта и его объем, следовало бы говорить о создании Кодекса судоустройства и судебного процесса. Вместе с тем необходимо отметить, что словосочетание «федеральный конституционный закон», учитывая его использование в тексте Конституции, может быть истолковано и как множественность законов соответствующего уровня.

На практике к настоящему моменту сложилось несколько иное положение дел, которое по совокупности различных характеристик регулирования может быть оценено как должное, соответствующее рассмотренным требованиям ч. 3 ст. 128 лишь отчасти.

Ядром судоустройственного и процессуального законодательства выступает ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Его нормы:

а) непосредственно учреждают «иные федеральные суды» (тем самым в России по аналогии с другими государствами можно выделить две группы судов — непосредственно учрежденные Конституцией, или конституционные, и учрежденные законом, или законодательные): общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды, а также военные суды — гарнизонные и окружные (флотские) суды) и арбитражной юрисдикции (арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов Федерации) (ч. 3 ст. 4, ст. 20-22, 24-26);

б) раскрывают содержание конституционных принципов судоустройства и судебного процесса (ст. 1, 3, 5-10, 14-16);

в) устанавливают юрисдикцию (компетенцию) судов различного вида (в общих чертах) (ст. 20-22, 14-16);

г) раскрывают содержание конституционных норм о правом статусе судей (ст. 11-16);

д) определяют порядок обеспечения деятельности судов (ст. 30-33).

Нормы этого ФКЗ детализированы в других судоустройственных (институциональных) законах: ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

Из приведенного перечня очевидно, что ФКЗ о судебной системе обобщил нормы иных судоустройственных актов, по отношению к которым он выступает сегодня как рамочный. Напротив, правовой статус основного элемента судебной системы — подсистемы судов общей юрисдикции, до сих пор, к сожалению, регулируется ФКЗ о судебной системе и Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости РСФСР. 1981, N 28. Ст. 976; с изм. и доп.).

В Государственной Думе находятся в настоящий момент проект ФКЗ «Об административных судах в Российской Федерации» и дополняющий его проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Проект ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» отозван Президентом. Кроме того, в Государственной Думе находится проект ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», необходимость разработки и принятия которого не вытекает из комментируемой нормы, а равно и из иных конституционных норм. Вопросы правового статуса Верховного Суда, возглавляющего подсистему судов общей юрисдикции (см. комм. к ст. 126), безусловно, составляют часть предмета регулирования более общего акта — ФКЗ о судах общей юрисдикции.

Сложнее дело обстоит с реализацией в нормах федеральных конституционных законов положения о регулировании «полномочий» и «порядка деятельности» федеральных судов. Сегодня характеристика полномочий и порядка деятельности (как процессуальной, так и непроцессуальной) содержится в полном объеме только в ФКЗ о Конституционном Суде. Полномочия арбитражных и военных судов детально урегулированы соответствующими ФКЗ. Полномочия и порядок деятельности судов общей юрисдикции (включая военные суды) еще более детально урегулированы ГПК РФ (2002 г.), УПК (2001 г.), КоАП РФ (2001 г.), в части судопроизводства военных судов по материалам о грубых дисциплинарных проступках также нормами ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении в военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» (СЗ РФ. 2006. N 49. Ст. 5089). Порядок деятельности арбитражных судов, а также полномочия (процессуального характера) урегулированы АПК РФ (2002 г.). Таким образом, нормы АПК РФ в полной мере, а нормы ГПК, УПК, КоАП и Закона о судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках — лишь частично основаны на нормах, содержащихся в названных выше ФКЗ. Нормы ст. 126 и 127 Конституции, которые содержат упоминание о «предусмотренных федеральным законом процессуальных формах», на наш взгляд, должны также трактоваться с учетом положений ч. 2 комментируемой статьи, и в этом смысле словосочетание «федеральный закон» в названных статьях употребляется как родовое понятие по аналогии с п. «д» ст. 84 Конституции и иными. Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что полномочия судов должны закрепляться в федеральном конституционном законе (постановления Конституционного Суда от 27 января 2004 г. N 1-П//СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 403; от 16 июня 1998 г. N 19-П//СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004; от 11 апреля 2000 г. N 6-П//СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774).

Самостоятельную группу законов, регулирующих полномочия судов, а иногда и порядок их деятельности, составляют акты, напрямую не относящиеся к числу судоустройственных или процессуальных. Тем не менее полномочия Конституционного Суда дополнены нормами ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (его статья 12 наделяет этот высокий Суд правом и обязанностью проверить соблюдение требований, предусмотренных Конституцией). Полномочия судов общей юрисдикции в сфере избирательного права конкретизированы нормами федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а в части решения вопросов, связанных с определением правового статуса субъекта РФ, — нормами ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Полномочия арбитражных судов существенно расширены и конкретизированы Бюджетным, Налоговым, Таможенным кодексами и нормами целого ряда законов, например ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который содержит весьма обширную главу, своего рода маленький АПК. В отношении последних актов справедливо замечание, высказанное ранее.

Анализ данной группы законов позволяет выявить еще одно толкование нормы ч. 3 ст. 128 — охранительное, защищающее суды от не обеспеченной ресурсами (кадровыми, финансовыми и иными материальными) воли законодателя, направленной на расширение компетенции судов (см. также комм. к ст. 46), которое, к сожалению, пока не реализуется в должной мере.

В последнее время появилась еще одна группа актов, в той или иной мере определяющая правовой статус судов в России. Ее составляют ФКЗ об образовании в составе Федерации новых субъектов в результате объединения ранее существовавших. В этих актах содержатся статьи, посвященные порядку функционирования федеральных судов как в переходный период или период преобразования, так и по его завершении, определяется порядок перехода (перевода) судей упраздненных этими актами судов в другие суды и т.п. (подробнее см.: ст. 12 ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»//СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 27. Ст. 2706; 2006. N 16. Ст. 1644; ст. 1 ФЗ «О создании Арбитражного суда Пермского края»//СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4638; ст. 14 ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»//СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3119; ст. 18 ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»//СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4212; ст. 17 ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»//СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 1). Ст. 18 ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3745).

constitutionrf.ru

Это интересно:

  • Приказ рф 397 Приказ Министерства транспорта РФ от 2 октября 2017 г. № 397 “О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утвержденные приказом Министерства транспорта […]
  • Закон о ветеранах рф Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 […]
  • Закон о категорировании Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ"О транспортной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 […]
  • Ст 28 федерального закона 212 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 ноября […]
  • Закон 7 о нко Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 […]
  • Федеральный закон 137-фз от 25102001 Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Закон об образовании рф 1992 года Закон "Об образовании" Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 […]
  • Санитарные правила и нормы 234545-96 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2015 г. № 11 "Об отмене санитарных правил СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О […]