Моё представление о законах хаммурапи

| | 0 Comment

Законы Хаммурапи

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнил: студент 1-го

Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.

Вавилония — примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э.

На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук.. В руках Хаммурапи жезл- символ судебной власти, врученный царю самим богом.

Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким. образом пытались придать им большую силу. У древних евреев бог самолично является на гору Синай, чтобы вручить Моисею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались представить составленные ими законы неожиданно найденными в храме. Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь-законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога.

Законник Хаммураппи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.

Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими.

В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию насчет допроса взяточников, в другом- требует явки очевидцев.

Статьи Законника Хаммураппи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. » Такую форму изложения называют «казуальной».

Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

В некоторой своей части Законник восходит к более древним — шумерийским законам. Много общего имеется между ним и недавно найденным Законником царя Билаламы из города Эшнуны, который составлен на 200 лет раньше. Можно предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство.

Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

Право шумерийских городов-государств заслуживает особого внимания. «Закон и правосудие, — пишет известный шумеролог С. Крамер, — были основополагающими понятиями для древних шумеров как в теории, так и на практике. археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами: договоры, соглашения, завещания, векселя, расписки, судебные постановления. В Древнем Шумере ученики старших классов посвящали немало времени изучению законов и усердно осваивали трудные и специфические юридические формулы, а также переписывали своды законов и судебные решения». В недавнее время С. Крамер расшифровал текст шумерийской таблички III тысячелетия до н. э. В нем говорится о денежном возмещении за телесное повреждение и др. Одно это доказывает, как должно было отличаться шумерийское право от позднейшего семитического с его принципом «око за око». К сожалению, шумерийские законы дошли до нас в отрывках.

Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.

Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа- денежного и натурального — все это подробным образом регламентируется в кодексе.

Для наиболее распространенных сделок, например купли — продажи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не было изъято из оборота, например, илку, земли воинов, чтобы продавец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину, чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.

Малоземелье, явившееся. результатом роста населения, разграбления общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась в среднем между1/3 и 1/2 того, что может принести поле.

Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 — для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле.

Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор» то есть размягчить глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, он представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или » расточает его имущество», разрешается » отвергнуть » или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично.

Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены. Для нее установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности.

В то же время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

Закон стремится примирить между собой два требования: — сохранить за детьми имущество их матери и не изымать его при этом из оборота.

Весьма вероятно, что для замужней женщины практические возможности независимой хозяйственной деятельности были невелики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях / если она- пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр. / действовать вполне самостоятельно и с широким размахом.

Во всяком классовом обществе огромную роль играет институт наследования. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, остаются в руках одного и того же класса.

Различаются два вида наследования — по закону и по завещанию. Оба они существуют одновременно: когда умерший наследователь не оставляет завещания, в котором выражена его воля, имущество наследственная масса переходит к тем, кто на него имеет право по закону.

Первым по закону возникло право наследования по закону., имущество оставалось в роде, затем, с распадом рода, оно сосредотачивается в семье и является ее общей собственностью. Наследование по завещанию появляется на более высоком этапе развития частной собственности: право распоряжаться своим имуществом вопреки традиции, по своей воле, передавать его неродичу не было известно в глубокой древности. Законник Хаммурапи говорит главным образом о законном наследовании.

Завещательная свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за » тяжелый грех», да и то по разрешению судей, которые исследуют дело.

Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечит детей. В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Это — важная особенность семитических законодательств. Ничего подобного нет ни в одном старом афинском, ни в старом римском праве.

Долю умершего получают его дети. Усыновленные наследуют на равных основаниях с «законными» детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими / и только движимое имущество/.

Уголовное право Законника отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.

В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть «равным» преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: «око за око, зуб за зуб».

В древнееврейском Второзаконии идея талиона выражена так: «И да не сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку».

Мы часто усматриваем в талионе одну жестокость. Между тем для древних это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того что сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род. Первоначальный счет был очень простым. Одно из племен Новой Гвинеи вело свои войн до тех пор, пока число убитых не сравняется с обеих сторон. Каждая новая жертва включалась в счет, который противник должен был оплатить. То же наблюдается у некоторых североамериканских индейцев: пока число убитых не сравняется, мира нет.

Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия- умысла, неосторожности, случайности.

«Если, — говорится в Законнике, — строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить». Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: «Если же он причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя». Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. В современном праве такого рода ответственность без вины называется объективным вменением.

Широкое распространение объективное вменение получает в древнем китайском праве. Одним из указов Ханьских императоров (III век до н. э. ) предписывалось истребление 3 поколений родственников виновного. При этом они, гласил указ, должны быть сначала татуированы клеймом, затем должны быть отрезаны их носы и ноги; после этого они будут забиты до смерти палками. Их головы будут сняты, их кости и мясо будут разрублены на части на базарной площади и т. д. наказание распространялось на отца, мать, детей, братьев, сестер виновного, причем независимо от возраста. Мучительной казни придавались малые дети и дряхлые старики. В иных

xreferat.com

Методическая разработка по истории (5 класс) по теме:
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Разработка урока по истории древнего мира,»Вавилонсикй царь Хаммурапи»и презентация урока.

Предварительный просмотр:

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя

Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов – их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «закон».

Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода

законов в древнем государстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез,

сравнение, сопоставление и др.

Развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные

Формировать собственное отношение к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и

отдельно взятых законов.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних

Воспитывать чувство уважения к закону и стремление быть

Формы организации обучения:

Пакеты документов для лабораторной работы.

Таблицы для работы групп.

Презентация «Законы царя Хаммурапи», ноутбук, проектор, экран.

Богач: Сиди здесь! (Удар палкой.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)Подходит купец.

Купец: Куда ушел твой хозяин?

Раб: Он ушел к судье, господин.

Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

Купец: Да, нелегко тебе живется!

Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?

Купец: Я Купец, Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи. Такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

Раб: Я знаю три языка. Умею считать.

Купец (перебивая раба): Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль. Ты получишь свободу.

Раб: Спасибо тебе, господин!

Богач: Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, и я относился к нему, как к родному сыну!

Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!

Глашатай (читает): Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, повелевает: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается тому, кто украдет чужого раба.

Глашатай (продолжает чтение): Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!

Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя! (Все уходят.)

Ребята о каких государствах упомянули в этой сценке? Кто действующие лица сценки? Чье имя прозвучало? А кто это? А что читал глашатай?

Ребята, какая тема урока? Что мы должны будем изучить на уроке?

  1. Операционно-исполнителный.
  2. Сообщение о Хаммурапи.

Рассках учителя о столбах с изображением законов.

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ БЫЛИ(Гипотеза)

1. КРАЙНЕ ЖЕСТОКИМИ

2. НЕСПРАВЕДЛИВЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ

3. НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ

ВАВИЛОНИИ, Т.К. ПОДДЕРЖИВАЛИ ПОРЯДОК

И ЗАЩИЩАЛИ ОТ ДОЛГОВОГО РАБСТВА

А вот согласитесь вы со мной или нет, мы сейчас разбиремся.

Работа в группах.

1 группа. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229

§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение

в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не

доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве,

должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;

если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.

Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот,

кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто

погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

§ 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и

слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек

этот должен быть убит.

§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он

должен быть убит.

§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал

непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот

строитель должен быть казнен.

ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи

были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям –

мушкенумам. Анализ статей №№ 195,196,197,

1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод

§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть

§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему

§ 198. Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость

мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу

человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему

§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины

§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению,

чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60

§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему,

то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 204. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить

10 сиклей серебра.

§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны

§ 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то

этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», — и

МУШКЕТУМ- частично зависимый человек.

ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были

необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали

порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53, 54,

2. Распределите статьи между всеми членами группы

3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле,

или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на

поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он

может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что

на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась

брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине

образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его

имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых

вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

§ 117. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену,

своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году

им должна быть предоставлена свобода.

Анализ каждой группой полученного задания.

( В группах назначается эксперт, у каждого эксперта оценочная карта, каждый ребенок в ходе обсуждения ставит себе оценку, затем эксперт оценивает его работу)

Ребята, а что такое закон?

Определение: закон — Обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.

-А вы хотели бы жить по таким законам? А почему? Прав ли был

Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые могучий царь создал, тем самым давший стране истинное счастье и добро. Законы

1 задание ответить на вопросы(продолжить предложение)

2. отгадать кроссворд

3. написать синквейн.

Д/з. пар. 14, написать мини-сочинение: «Мое отношение к первым законам в древнем мире».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЦарьХаммурапи и его законы

Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонии был Хаммурапи Он правил с 1792 по 1750г. до н.э.

Многие города превратил Хаммурапи в крепости, приказав обнести их высокой стеной для защиты от нападения врагов.

Хаммурапи прославился своими законами, которые были высечены на стеле – двух метровый столб из черного базальта

На верхней части столба изображен Хаммурапи перед сидящим богом солнца Шамашем вручающим ему судейский жезл и кольцо.

Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта текстом.

« Я , Хаммурапи вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду в уста страны и дал благоденствие народу.»

Работа в группах. Задания для групп: 1 группа. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229 2группа. ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям – мушкенумам . Анализстатей195,196,197198,199,200,201,202,203,204,205,206 3 ГРУППА .Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии , так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54,117.

Закон — о бязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.

Домашнее задание : Прочитать параграф, написать сочинение-рассуждение: «Мое представление о законах древних государств».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности .

Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» .

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы.

Цели:Образовательные -закрепление и расширение полученных знаний, выявить причины возвышения Вавилона, познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, ввести понятия: закон, аренда, ростовщик.Развиваю.

В данной папке содержится конспект урока и рабочие листы для учащихся.

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира. Презентация содержит задания, наглядный материал.

nsportal.ru

Хаммурапи и его законы

Правителю Вавилона, царю Хаммурапи, мудрому государственному деятелю и крупному военачальнику, удалось подчинить все города-государства Месопо­тамии. За 42 года царствования он превратил Вавилон в столицу огромной, могу­щественной державы. Но главная его заслуга — создание первого в истории чело­вечества сборника законов, которые определяли отношения между слоями населения. Законы были вы­сечены на базальтовом столбе. Законы состояли из 282 статей, где прописывались наказания за различные уголовные преступления.

Тексты законов сохранились до нашего времени. Из них мы можем узнать о политической системе, экономическом укладе Вавилонии, об отношениях между классами, состоянии торговли и т. п. Мы знаем, что государство при Хаммурапи стремилось сохра­нить и укрепить имущественное положение крестьян, земледельцев. Для них устанавливали льготы. Если крестьянин попадал в рабство за долги, то законы тре­бовали его освобождения от рабства через три года. За военную службу крестьяне получали землю от имени царя. В этом заключалась дальновидная политика Хаммурапи, т. к. крестьяне-земледельцы и ремеслен­ники были главной опорой государственной власти: они служили в войске, платили основную часть налогов и производили продукты питания.

Из текста законов видно, что общество в Вавилонии находилось на ранней стадии развития государства, имея многочисленные признаки патриархального уклада. Об этом свидетельствует наличие очень упро­щённого (наивного) способа установления справедли­вости — «талиона». В соответствии с «талионом» пре­ступник, нанёсший ущерб, должен был понести точно такой же ущерб («око за око, зуб за зуб»).

Талион (с латин. «талио») — причинение виновному такого же ущерба, который нанесен им.

Законы Хаммурапи гласили:

    за покушение на жизнь или собственность человека — наказание, которое было тем более жестоким, чем потерпевший был богаче;

worldofschool.ru

Это интересно:

  • Снилс для ребенка заявление СНИЛС для ребенка Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) выдается абсолютно всем категориям граждан, начиная с 2011 года: работающим, неработающим (домохозяйкам), военнослужащим и детям. Данное свидетельство является […]
  • Пример заявления на повышение разряда Повышение разрядов без потверждающих документов Все рабочие специальности в организации имеют разряды. Они указаны в штатном расписании. Но в трудовых книжках мы их не указываем, т.к. присваиваются разряды внутренними приказами. Вопрос - имеем ли мы право присваивать или […]
  • Разрешение на негабарит екатеринбург Разрешение на негабарит екатеринбург Всё больше компаний используют негабаритные перевозки. Это актуально при перевозке материалов для строительства, техники и иных крупногабаритных предметов. Важно помнить о сложностях которые с этим связаны. Требуется знания в вопросе […]
  • Приказ мвд об отмене палочной системы "Коммерсант" узнал о сохранении "палочной системы" в милиции Вопреки заявлениям руководства МВД "палочная система" в милиции не исчезнет со вступлением в силу приказа "О вопросах оценки деятельности органов внутренних дел РФ". Об этом пишут журналисты "Коммерсанта", […]
  • Приказ 484 от Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 июля 2015 г. N 484н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 июля 2015 г. N 484н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном […]
  • Пенсионный фонд оформить снилс ребенку Документы для СНИЛС ребенку: что нужно для получения СНИЛС ребенку? Документы для СНИЛС ребенку собираются его родителями и относятся в Пенсионный фонд. Исключение составляют ситуации, когда ребенок достиг возраста 14 лет. В этом случае он может оформить СНИЛС […]
  • Оформление гражданство рф ребенку Вопросы оформления гражданства новорожденному малышу Оформление гражданства новорожденному ребенку делается чаще всего одновременно с регистрацией по месту жительства. Сейчас вместо заветного вкладыша гражданство проставляется в виде печати (штампа) на оборотной стороне […]
  • Закон города курска Закон города курска Скачать документ 17 декабря 1996 года ЗАКОН КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Курской областной Думой 17 декабря 1996 года Курская область, как субъект Российской Федерации, обладает собственным гербом и флагом. ГЕРБ КУРСКОЙ […]