Конспект урока энергия закон сохранения и превращения энергии

| | 0 Comment

Урок «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»

Разделы: Физика

1. дидактическая (образовательная)

  • обеспечить в ходе урока закрепление ранее изученных видов энергии: кинетической, потенциальной, внутренней.
  • выяснить физическое содержание закона сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
  • 2. воспитательная

    • при рассмотрении конкретных примеров превращения одного вида энергии в другой продолжить формирование мировоззрения учащихся, указать познаваемость мира и его закономерности.
    • в процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, ответственности и навыки самостоятельного труда.

    3. развивающая

    • в целях развития мышления учащихся научить выделять главное в тексте, сравнивать и выявлять общее и отличительное в изучаемых явлениях. – в целях развития познавательного интереса привести интересные исторические справки об учёных открывших закон сохранения и превращения энергии. – развитие самостоятельности, усидчивости и трудолюбия.
    • Тип урока: комбинированный.

      Девиз урока: получить нечто из ничего!

      Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, поисковый.

      Содержание урока: тема урока не сообщается, учитель задаёт вопрос: “Что такое perpetuum mobile?”… Давайте разберёмся вместе.

      1. Проверка знаний по пройденному материалу (фронтальный опрос) : Работа двигателей подразумевает использование топлива.
      2. – напишите формулу горения топлива;

        – как вычисляют количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?

        – что такое удельная теплота сгорания топлива?

        – по таблице 2 (стр. 26) назовите более экономичные виды топлива, более экологически чистые.

        Энергия топлива превращается в механическую энергию, т.о. речь сегодня на уроке пойдёт о превращениях одного вида энергии в другой.

        2. Совместное составление обобщающей схемы:

        превращения энергии в механических и тепловых процессах.

        Опыт с маятником Максвелла

        Екин –– Епот –– Екин…, но Е = Екин + Епот = const

        (если действуют Fупр и Fтяг)

        пример: полёт мяча

        Вывод: кинетическая и потенциальная энергии преврящаются друг в друга.

        1. из пар.2 (падение свинцового шара на свинцовую плиту) Екин –– Епот

        2. теплообмен (горячее тело отдаёт Q, а холодное получает)

        Q1 = Q2—условие теплообмена

        3. тепловые двигатели: Евнутр –– Емех

        Вывод: механическая и внутренняя энергии превращаются друг в друга.

        Закон сохранения и превращения энергии

        Во всех явлениях природы, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.

        (Деятельность учащихся при заполнении схемы: повторение пройденного материала, проговаривание выводов, рассмотрение примеров)

        3. Историческая справка: (сообщение учащегося)

        закон сохранения энергии был открыт в середине 19 века немецким учёным Р.Майером, английским учёным Д.Джоулем и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого учёного Г.Гельмгольца. Джоуль первым осуществил точные измерения механического эквивалента теплоты. Опыты Джоуля доказали, что механическая энергия не пропадает бесследно. Опускаются гири, вращающие лопасти в сосуде с ртутью, и температура ртути повышается на строго определённое число градусов. Во время пребывания в тропиках в качестве судового врача Майер при эпидемии легочных заболеваний лечил моряков обычным в то время методом: обильным кровопусканием из вены руки. Он обратил внимание на то, что цвет венозной крови значительно светлее, чем при плавании в северных широтах. Её можно спутать с артериальной. Между разностью температур тела и окружающей средой и степенью окисления крови существовала очевидная связь. Отсюда Майер сделал вывод о связи между потреблением пищи и образованием теплоты в организме. Гельмгольц впервые математически обосновал закон сохранения энергии. Проанализировав большинство известных в то время физических явлений, он показал его всеобщность.

        4. Самостоятельная работа по учебнику.

        Исследуя явления природы, учёные всегда руководствуются этим законом. Теперь мы можем сказать, что энергия не может появиться у тела, если оно не получило её от другого тела. В пар. 11 найдите несколько примеров иллюстрации этого закона (в какие виды энергии превращается энергия солнечных лучей?)

        а) работа в группах. Задание: опишите превращение энергии по рисункам. (см. приложения)

        б) работа у доски. Задание: по составленной схеме опишите превращение энергии в механических и тепловых процессах.

        в) вопросы классу: можно ли создать вечный двигатель? можно ли получить нечто из ничего?

        Пар. 11; Упр. 6; по желанию индивидуальные карточки с уровневыми задачами.

        Выводы о проделанной работе, оценки учеников, краткая перспектива на следующий урок.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        План-конспект урока физики (8 класс) по теме:
        Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». 8 класс.

        Конспект урока разработан с учетом интегрального и деференциального стиля мышления учащихся, по модульной технологии.

        Цель урока: осознать закон сохранения энергии, наблюдать переход энергии от одного тела к другому.

        1. раскрыть понятие внутренней энергии;

        2. изучить закон сохранения и превращения энергии;

        3. научиться применять опорный конспект.

        1. показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении данных понятий;

        1. работать над формированием умений сравнивать, делать выводы;

        2. работать над развитием монологической речи;

        3. развивать навыки работы с учебником.

        Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

        Учитель: Марченко Марианна Анатольевна.

        1. раскрыть понятие внутренней энергии;
        2. изучить закон сохранения и превращения энергии;
        3. научиться применять опорный конспект.
        4. 2. подчеркнуть значение закона, значение причинно – следственных связей в познаваемости понятий.

        5. работать над формированием умений сравнивать, делать выводы;
        6. работать над развитием монологической речи;
        7. развивать навыки работы с учебником.
        8. Оборудование: опорный конспект, штатив, пружина, груз, шар, монета, компьютер, диск: TeachPro физика 7-11.

          Структурные элементы урока

          ит иэ ид дт дэ дд

          Превращение механической энергии

          Повторение понятий: «механическая и полная энергия» 6 мин

          -построение схемы перехода энергии при подъеме и падении мяча

          Рисуют в тетрадях схему

          Превращение механической и внутренней энергии.

          Наглядные демонстрации, фронтальный эксперимент. 10 мин

          — при помощи фильма показывает неизменность энергии

          Ученики слушают учителя, смотрят фильм, опыты, записывают в тетрадь обозначения, определения, делают выводы из опытов,

          Суть закона сохранения и превращения энергии.

          Объяснение формулировки закона репродуктивный метод (воспроизводство деятельности )

          -формулирует закон сохранения энергии, рассматривает изменение закона в реальных системах.

          Значение закона и границы его применимости.

          — частично-поисковый метод (решение проблемы);

          -ставит вопрос перед учениками: каково значение закона, когда он не применим?

          решают проблемную ситуацию, разбирая совместно с учителем поставленный вопрос

          Повторение рассматриваемых понятий, закрепление и осознание, — сравнительно-сопоставительный анализ

          — предлагает используя примеры из учебника объяснить переход энергии при теплопередаче и сгорании топлива.

          Рисуют в тетрадях модель или схему перехода энергии.

          Составляют в тетрадях таблицу или схему перехода энергии.

          Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы, предупреждает учащихся, что на следующем уроке будут рассматривать практическое применение изученного материала

          Составляют устное описание закона по плану. Самостоятельно решают предложенные задачи.

          Предлагается прочитать п.11, ответить устно на вопросы после параграфа для закрепления и более глубокого понимания изученного.

          . Записывают домашнее задание.

          Задания для закрепления изученного на уроке материала:

          Интегральный стиль

          1) Частыми ударами молотка можно разогреть кусок металла. На что расходуется эта механиче ская работа?

          2) Спортсмен проплыл в плавательном бассейне некоторую дистанцию и израсходовал при этом 130 кДж. В какие формы превратилась эта энергия?

          3) Почему при слабом морозе снег на дорогах с интенсивным автомобильным движением размяг чается и подтаивает? Ответ объясните.

          4) Опишите превращения энергии, которые будут
          происходить при падении на пол пластилинового
          шарика

          1) Какое количество теплоты выделится во время торможения автомобиля, если тормозной путь со ставляет 12,5 м, а сила торможения 2,4 кН ?

          2) На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Счи тать, что вся механическая энергия куска меди пол ностью превращается во внутреннюю.

          3) Молот массой 3 т падает с высоты 2 м на же лезную болванку. Определите на сколько увели чилась внутренняя энергия болванки, если вся теплота, выделившаяся при этом, пошла на ее нагревание.

          4) Сравните температуру воды у основания водо пада с ее температурой У его вершины. Высота во допада 60 м. Считать, что вся энергия падающей воды идет на ее нагревание.

          Письменное домашнее задание по вариантам (варианты учащиеся выбирают сами).

          1.составить описание закона сохранения энергии по плану:

        9. формулировка и математическое выражение закона;
        10. опыты, подтверждающие справедливость закона;
        11. примеры применения закона на практике;
        12. условия применения закона.

        2. упражнение № 6 (3,4) из учебника.

        Схема перехода энергии при подбрасывании и падении мяча.

        Е к Е п Е к Е п

        Е к мах ; Е п = 0

        МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИКИ.

        Тема и цель урока. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

        Тип урока. Урок изучения нового материала.

        1. Готовность учащихся к занятию удовлетворительная.

        2. Учитель мобилизует их внимание, сообщая план работы на этом уроке.

      3. Содержание и методика повторения и актуализации учебного материала, проверки знаний и умений учащихся:
      4. 1. Повторение и проверка знаний и умений проводится в начале урока, чтобы определить готовность учеников к изучению дальнейшего материала.

        2. Повторяются понятия « кинетическая», «потенциальная», «полная» и «внутренняя энергия»; как связаны эти понятия.

        3. Методика повторения: учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем. При проверке домашнего задания (6 мин) проведён мониторинг домашнего задания с применением рефлексии; устная работа способствовала актуализации знаний, связи данной темы с ранее изученным материалом и развитию физической речи. Применён фронтальный метод работы со всем классом, так как все учащиеся «страдают» недостаточно развитой физической речью. Для создания ситуации успеха в работе слабых учащихся предложены алгоритмы и схемы.

        4. Качество ответов учащихся выше среднего уровня

        5. Активность класса хорошая. Опрошено 12 учащихся, учитель привлекал внимание класса к ответам товарищей, чтобы они делали дополнения к ответам.

        6. Оценки знаний учащихся объявляются учителем после окончания повторения, объясняется мотивация оценки.

      5. Содержание и методика изучения нового материала
      6. 1. Тема и цель изучения материала сформулированы методически правильно.

        2. Объем и система знаний, сообщаемых учителем, соответствуют стандарту образования.

        3. Новый материал объясняется с научной точки зрения, системно, последовательно, ясно, доступно для понимания учащимися; четко выделена его практическая значимость. Это способствует формированию правильного мировоззрения и миропонимания.

        4. Активизация познавательной деятельности учащихся на отдельных этапах изучения нового проводилась путем смены видов деятельности: демонстрации, фронтальный эксперимент, высказывание гипотез, работа с учебником. Чередовалась самостоятельная работа учащихся и объяснение учителя.

        5. Диагностика усвоения знаний в процессе изложения нового материала проводилась путем сравнительно – сопоставительного анализа.

      7. Закрепление нового материала
      8. 1. Для закрепления учащиеся самостоятельно составляют схемы перехода энергии. Эта деятельность позволяет лучше усвоить пройденное, развивает навыки работы с учебником, позволяет создать модель явления. Устное описание закона по предложенному плану позволяет из текста параграфа выделить основные моменты.

        2. Деятельность учащихся на этом этапе была весьма успешна.

        3. Проведена мотивация оценок, выставленных за работу на уроке.

        VI. Задание на дом

        1. Дифференцированное задание на дом.

        2. Домашнее задание разъяснено учащимся.

        3. Были приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

        VII. Заключение и общая оценка урока

        1. Тема урока раскрыта полно, цель урока можно считать достигнутой.

        2. Учитель добился сознательного и активного отношения к усвоению знаний.

        3. Что дал урок учащимся в воспитательном отношении, в развитии познавательных способностей учащихся, в приобретении практических навыков, навыков самостоятельной работы с книгой и т.п.

        4. Отношение учащихся к уроку: насколько они были активны, любознательны; дисциплина и проведение учащихся на уроке. Как учитель реагировал на нарушение дисциплины. Какими путями поддерживалась дисциплина.

        5. Общая организация и разумность дозировки времени на отдельные этапы урока.

        6. В конце урока были сделаны необходимые выводы.

        По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако.

        Цели урока: Образовательная: продолжить изучение радикального движения, выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью. Развивающая: развивать навыки работы с документами, уме.

        План-конспект урока по теме: «Законы взаимодействия и движения тел». Повторение и закрепления основных формул и понятий по данной теме.

        Урок проходит в игровой форме. Урок-сказка. Используются стихи собственного сочинения, видио-ролики, презентация.

        Урок открытия новых знаний в 8 классе. Воспитание патриотизма.

        Методическая разработка урока по теме «Механическая работа и мощность» — урока «открытия» новых знаний. Цель урока — раскрытие учащимися смысла закона сохранения энергии, пол.

        nsportal.ru

        Конспект урока по теме «Закон сохранения энергии». 10-й класс

        Задачи:

          сформулировать закон сохранения механической энергии, раскрыть его сущность;
        • создать у учащихся правильное понимание о границах его применимости.
        • формировать навык решать задачи с использованием закона сохранения энергии.
        • 1) проверочный тест (Приложение 1. Презентация 1, 2);

          2) объяснение нового материала;

          3) примеры проявления закона сохранения энергии:

          • при движении тела, брошенного вертикально вверх,
          • при движении тела, подвешенного на нити (нитяной маятник),
          • при движении маятника (маятник Максвелла),
          • при движении жидкости по трубам,
          • при движении самолета;
          • 4) проявление закона сохранения энергии в микромире и макромире (сообщения учащихся);

            5) решение задачи на закон сохранения энергии;

            6) домашнее задание;

            Оформление:

              оборудование :мультимедийный проектор;
            • таблица “Движение жидкостей по трубам. Закон Бернулли”;
            • физические приборы: листок бумаги, укрепленный в штативе.

            1. Новый материал

            (Объяснение учителя с мультимедийным показом слайдов). Приложение 2

            Мы установили, что потенциальная энергия характеризует взаимодействующие тела, а кинетическая энергия – движущиеся тела. И потенциальная, и кинетическая энергии изменяются только в результате такого взаимодействия тел, при котором действующие на тела силы совершают работу, отличную от нуля.

            Рассмотрим теперь вопрос об изменениях энергии при взаимодействиях тел, образующих замкнутую систему. Если несколько тел взаимодействуют между собой только силами тяготения и силами упругости и никакие внешние силы на них не действуют, то при любых взаимодействиях тел работа сил упругости и сил тяготения равна изменению потенциальной энергии, взятой с противоположным знаком.

            Вместе с тем по теореме о кинетической энергии работа тех же сил равна изменению кинетической энергии.

            Из сравнения равенств 1 и 2 видно, что изменение кинетической энергии тел в замкнутой системе равно по абсолютному значению изменения потенциальной энергии системы тел и противоположно ему по знаку

            Из последнего равенства следует, что

            Для полной механической энергии закон сохранения энергии имеет следующее выражение:

            Так как сумма кинетической и потенциальной остается постоянной, то в процессе движения системы всякое увеличение кинетической энергии должно сопровождаться соответствующим уменьшением его потенциальной энергии. Происходят, как говорят, превращения одного вида механической энергии в другую: кинетическая энергия может переходить в потенциальную, а потенциальная – в кинетическую.

            2. Рассмотрим примеры

            • Пусть тело брошено вертикально вверх. Если начальное положение тело принять за нулевое, то вся механическая энергия тела в момент броска будет равна сообщенной ему кинетической энергии . По мере движения тела вверх его кинетическая энергия будет убывать, а потенциальная (из-за роста высоты h) – возрастать. В верхней точке траектории, где скорость тела равна нулю, вся энергия превратиться в потенциальную энергию mgH, где H – максимальная высота подъема. При этом по закону сохранения энергии = mgH. После этого тело начинает падать вниз, и все повторится в обратном порядке.
            • Рассмотрим закон сохранения механической энергии на примере колебаний нитяного маятника (видео). Техническое сопровождение через мультимедийный просмотр
            • Вопрос: Какие превращения энергии происходят при движении маятника Максвелла? Ответ на вопрос после просмотра видео “маятник Максвелла” Техническое сопровождение через мультимедийный просмотр
            • Применим закон сохранения энергии к движению жидкости и газа. Из этого закона следует, что в местах потока жидкости (или газа), где скорость ее движения, а вместе с ней и кинетическая энергия меньше, потенциальная энергия должна быть больше. Что это за потенциальная энергия? Если поток жидкости горизонтален, то энергия взаимодействия жидкости с Землей будет везде одинаковой. Поэтому речь здесь может идти только о потенциальной энергии упругого взаимодействия частей жидкости друг с другом. Эта энергия обусловлена существованием в жидкости давления, вызванного незначительным ее сжатием. Там, где потенциальная энергия больше, больше сжатие и соответственно связанное с ним давление.
            • Итак, на основе закона сохранения энергии можно прийти к выводу: давление текущей жидкости больше в тех местах потока, в которых скорость ее движения меньше, и, наоборот, в тех местах, где скорость больше, давление меньше.

              Эта закономерность была установлена в первой половине XVIII в. пербургским академиком Даниилом Бернулли и носит название закона Бернулли. Справедлив этот закон как для жидкостей, так и для газов. (Объяснение по таблице)

              • Закон Бернулли можно продемонстрировать на простом опыте.
              • Возьмем листок бумаги и начнем дуть вдоль его верхней поверхности. (См. рис 48 стр.96 в учебнике) Мы увидим, что бумага начнет подниматься вверх.

                Вопрос. Почему это происходит?

                Ответ. Это будет происходить из-за того, что давление в струе воздуха над листом бумаги меньше, чем под листом, где воздух спокоен. Действующая снизу преобладающая сила давления и заставит лист подниматься.

                Вопрос. Объясните и возникновение подъемной силы, действующей на крылья самолета, используя таблицу?

                Ответ. Каждое крыло у самолета в сечении имеет несимметричную форму. Поэтому при движении самолета воздушный поток обтекает крыло так, что из-за разной скорости обтекания крыла сверху и снизу давления под крылом и над крылом также оказываются различными. Давление над крылом оказывается меньше давления над крылом. Благодаря этому и возникает сила, поднимающая самолет в воздух.

                Теория возникновения подъемной силы крыла самолета была разработана русским ученым Николаем Егоровичем Жуковским (1847-1921).

                Зависимость давления в потоке жидкости (или газа) от скорости ее течения, (там где эта скорость больше, давление меньше, и наоборот) являющаяся следствием закона сохранения энергии, находит широкое применение в различных устройствах: пульверизаторе, водоструйном насосе, карбюраторе. (См. таблицу)

                Закон сохранения энергии с одинаковым успехом применяется как в физике микромира – мира элементарных частиц, где законы Ньютона уже несправедливы, так и в физике мегамира – при изучении Вселенной вцелом. Проиллюстрируем это двумя примерами один из которых как раз относится к микромиру, а другой – к мегамиру.

                3. Сообщения учащихся

                • Пример 1. При изучении в 20-х годах нашего века радиоактивного распада некоторых атомных ядер, сопровождающихся вылетом электронов, было обнаружено “нарушение” закона сохранения энергии: часть энергии куда-то исчезла. Было высказано предположение, что в микромире закон сохранения энергии не выполняется. Но несколько позже, в начале 30-х гг., известный физик-теоретик Вольфганг Паули, верящий в незыблемость закона сохранения энергии, предположил, что в этом распаде наряду с электронами и атомными ядрами, известными к тому времени, участвует еще одна, “новая” частица, которая и уносит недостающую энергию. Эту частицу назвали нейтрино, что в переводе с итальянского означает “нейтрончик”. Однако благодаря исключительно слабому взаимодействию этой частицы с веществом ее не удавалось зарегистрировать вплоть до 1953 г., когда она все-таки была обнаружена. Открытие нейтрино явилось триумфом закона сохранения энергии в микромире.
                  • Пример 2. Чему равна полная энергия всей Вселенной? Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе сначала, что все тела Вселенной разнесены на бесконечно большое расстояние друг от друга. Тогда гравитационного взаимодействия между ними не будет, и потому потенциальную энергию этого взаимодействия можно считать равной нулю. На самом деле силы тяготения стремятся сблизить тела, причем направлены эти силы, как мы знаем, в сторону уменьшения потенциальной энергии. Поэтому на любом реальном расстоянии друг от друга, меньшем бесконечности, потенциальная энергия гравитационного взаимодействия тел во Вселенной будет отрицательной. А раз так, то в сумме с остальными положительными энергиями тел Вселенной (кинетической и т.д.) она может дать нуль! Именно такое значение полной энергии Вселенной рассматривается в современной теории эволюции Вселенной. Согласно этой теории, наша Вселенная могла возникнуть из вакуума, и закон сохранения энергии (при энергии Вселенной, равной нулю) этому не препятствует!
                  • Задача №138 из учебника физика 10 класс С.В.Громова.

                    Мальчик начинает скатываться на санках с горы высотой 20 м. С какой скоростью он минует высоту 10 м? Трением пренебречь.

                    Потенциальная энергия тела на высоте h1

                    При этом его кинетическая энергия Ек1 равна нулю. На высоте h2 потенциальная энергия равна

                    План-конспект урока по физике (9 класс) на тему:
                    Открытый урок по физике в 9 классе по теме «Закон сохранения механической энергии»

                    конспект урока по физике «По следам научных знаний , в глубину и звестных тайн..» цели урока: раскрыть в ходе урока смысл закона созхранения энергии, границы его применимости. Перед учащимися ставиться проблема приоткрыть одну из тайн, опытным путем сформулировать закон сохранения энергии. по учебнику Н.С.Пурышева.

                    Предварительный просмотр:

                    Конспект урока по физике «По следам научных знаний, в глубину известных тайн…»

                    Тема урока: «Закон сохранения механической энергии»

                    Эпиграф «Опыт – вот учитель жизни вечной»

                    Цели и задачи урока

                    Раскрытие учащимися, в ходе урока, смысла закона сохранения энергии, получение сведений о границах его применимости, приобретение умения описывать преобразования энергии при движении тел и решении задач

                    Обучающие: Создать условия для формирования умений, обеспечивающих самостоятельное успешное применение закона сохранения механической энергии к решению задач на преобразование энергии придвижении тел

                    Развивающие : Способствовать развитию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ.

                    Воспитательные: Продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество.

                    Тип урока : урок изучения нового материала.

                    Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальный опрос, объяснение, беседа, индивидуальная.

                    Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, шарик, шарик подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность, мячик.

                    Дидактический материал: заданиря карточки.

                    3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.(5мин)

                    4. Этап усвоения новых знаний.(опыт, ответы на вопросы, вывод формулы)(11мин)

                    5.Этап обеспечения планируемого уровня знаний. ( сообщения, решение задачи)(7мин) .

                    6.Этап закрепления нового материала.(тест).(4мин)

                    7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(2мин)

                    8.Рефлексивно – оценочный этап(3мин)

                    I. Организационный этап

                    Взаимные приветствия учителя и учащихся;( здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги.)

                    Фиксация отсутствующих ;(отметить отсутствующих)

                    Организация внимания и внутренней готовности.

                    В природе много тайн. А физика – это наука о природе, разгадавшая больше загадок мироздания, чем любая другая. И я предлагаю Вам приоткрыть одну из таких тайн. Жажда открытий была главной движущей силой, «действующей» на ученых в их очень трудном, но и самом интересном деле – поиске истины. Есть удивительные законы и один из них мы сегодня рассмотрим.. Многие ученые посвятили жизнь изучению этого закона, а мы с Вами еще посмотрим, как он влияет на нашу жизнь. Попробуем понять, почему он необходим нам в повседневной жизнедеятельности.

                    Эпиграфом к нашему уроку будут слова немецкого поэта Иоганна Гете: «Опыт – вот учитель жизни вечной».

                    Для того, чтобы сформулировать тему и цель нашего урока, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке.

                    II. Проверка ЗУН

                    1.Организация работы (в группах- парах) с дидактическими карточками), направленной на

                    выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков

                    в знаниях и их причины, ликвидацию обнаруженных недочетов.

                    — Я раздам карточки 2-x вариантов (дописать название, единицы физических величин,

                    Ваша задача заполнить пустую строку таблицы для определенной физической величины:

                    работы, потенциальной или кинетической энергии, .

                    КАРТОЧКА 1 вариант

                    Обозначение физических величин

                    Потенциальная энергия тела поднятого над Землей

                    КАРТОЧКА 2 вариант

                    Единица измерения СИ

                    Потенциальная энергия упруго

                    Постарайтесь выполнить это задание за 5 минут . Взаимопроверка.(1)

                    (1 .Заполняют карточки. Работают (в группах) с предложенными учителем карточками, показывая глубину и осознанность знания данной темы.

                    III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

                    ОПЫТ ПРЕДПОЛОГАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОИСКА ЗНАНИЙ.

                    Я предлагаю вам самим сделать открытие.( опыты делают по группам, а затем делают выводы)

                    Демонстрационные опыты на кафедре. ( учитель рассказывает как проделывать опыт, затем ученики делают выводы)

                    1 опыт. Опытная установка изображена на рис. 1. В ходе опыта изменяем высоту скатывания шарика, замечаем расстояние, на которое сдвигается брусок, лежащий на горизонтальной плоскости.

                    2. опыт. Опытная установка изображена на рис. 2. Нитяной маятник в начале висит неподвижно. Отмечаем это положение как нулевой уровень потенциальной энергии. Отклоняем маятник на некоторый угол и замечаем, что маятник проходит нулевой уровень и отклоняется в противоположное направление. Что произошло? Почему колебания прекращаются?

                    (ПОКА УЧАЩИЕСЯ ДЕЛАЮТ ОПЫТЫ , УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕРКИ КАРТОЧЕК)

                    ( Объясняют опыты учащиеся)

                    Вывод: Чем с большей высоты скатывается шарик, тем большую скорость он приобретает и тем большую работу он может совершить, передвигая брусок.

                    Вывод: Чем на больший угол отклоняем маятник из нулевого положения, тем большую скорость будет иметь маятник, проходя его. Значит, накопленная потенциальная энергия при отклонении маятника превращается в кинетическую, при прохождении нулевого положения, а затем снова превращается в потенциальную при отклонении в противоположном направлении. Колебания прекращаются потому, что механическая энергия теряется в результате действия непотенциальных сил (силы сопротивления воздуха).

                    IV. Этап усвоения новых знаний

                    Из всех поставленных экспериментов какой вывод можно сделать?

                    Учащиеся (предполагаемый ответ): Энергия не исчезает и не появляется вновь.

                    Она только переходит от одного тела к другому или из одного вида в другой.

                    Откроем тетради и запишем число и тему урока «Закон сохранения механической энергии»

                    Раскрыть в ходе урока, смысла закона сохранения энергии, получение сведений о границах его

                    применимости, приобретение умения описывать преобразования энергии при движении тел и

                    Выразим это математически . Вызвать ученика к доске, остальные учащиеся слушают и делают

                    дополнения к ответам ученика у доски.

                    3 опыт . Поиграем в мячик.

                    Отпускает из рук мячик. Мячик падает на пол и отскакивает. Рассмотрим движение мячика с точки зрения превращения механической энергии.

                    1)За счёт действия какой силы происходит движение мячика вниз?

                    За счёт действия силы тяжести

                    Чему равна работа силы тяжести? Можно это выразить математически?

                    Работа силы тяжести равна убыли потенциальной энергии.

                    Что можно сказать о скорости мячика при мере приближения к полу?

                    Скорость мячика возрастает

                    Значит ли это, что с другой стороны работа силы тяжести равна изменению кинетической энергии тела? Если да, то вырази это математически?

                    Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая?

                    Можно предположить, что одинаково, учитывая, что работу одной и той же силы мы выразили в одном случае через убыль потенциальной энергии, а другом через увеличение кинетической.

                    Следовательно (1) =(2)

                    -(E p2 – E p1 ) =E k2 -E k1

                    Преобразуй, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю. 6)Ответ.

                    E k1 +E p1 =E k2 +E p2

                    Спасибо, ты можешь садиться на место. Ты получил(а) очень важное математическое

                    соотношение, которое носит название математическая запись закона сохранения энергии.

                    Движение мячика могло бы продолжаться сколь угодно долго, если бы не было

                    потерь энергии на сопротивление, т.е. если бы тела взаимодействовали бы только друг с другом

                    и не взаимодействовали бы только силами тяготения или упругости. В данном случае речь идёт

                    о замкнутой системе тел.

                    Если ввести, что — есть полная механическая энергия, то закон сохранения полной

                    механической энергия можно записать в виде:

                    — математическая запись закона сохранения полной механической энергии.

                    Полная механическая энергия замкнутой, или изолированной, системы при всех

                    изменениях в системе сохраняется.

                    Делая запись в тетради, ещё раз проследите вывод закона сохранения полной механической

                    Учебник стр 94-95 п 1-3

                    Закон сохранения полной механической энергии является частным случаем всеобщего закона

                    Какой вывод вы сделали из прочитанного текста?

                    тела не действуют

                    внешние силы, то

                    сумма Ер и Ек при

                    тел системы остается

                    Записывают формулировку общего закона сохранения энергии

                    силам относятся силы,

                    работа которых не

                    зависит от формы

                    5. Механическая энергия

                    не возникает и не

                    одного вида в другой.

                    Полная энергия остается

                    V. Этап обеспечения планируемого уровня знаний.

                    Законы не открываются сами по себе, их открывают люди. . Вот о таких людях мы

                    и поговорим. Немного истории.

                    Закон сохранения энергии был открыт экспериментальным путем независимо друг

                    от друга тремя учеными: Робертом Майером (немецкий физик и врач), Джеймсом

                    Прескоттом Джоулем (английский физик) и Германом Гельмгольцем (немецкий

                    ученый). Почти за сто лет к открытию этого закона очень близко подошел

                    выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

                    Однажды Роберт Майер услышал от моряка, что во время сильной бури вода

                    нагревается. Эти слова его заинтересовали. А в 1840 году судно, на котором

                    работал Майер судовым врачом, стояло у берегов тропического острова Ява.

                    Одному из матросов от жары стало плохо. Желая помочь, Майер вскрывает ему

                    вену, чтобы уменьшить избыточное кровяное давление (тогда такой прием был

                    распространен). И, к своему ужасу, обнаруживает, что вместо темной крови

                    потекла алая. Испуг врача объяснялся тем, что алая кровь течет в артериях.

                    Своим цветом она обязана высокому содержанию кислорода: это «свежая» кровь,

                    которая только что омыла легкие. А по венам кровь течет уже после того, как она

                    разнесла кислород по телу. В венозной крови кислорода мало, поэтому она

                    темно-красная. Для кровопускания можно вскрывать только вену – кровотечение

                    же из артерии смертельно опасно. К счастью, Майер не ошибся: он вскрыл

                    больному вену. Но ученый задается вопросом: почему же в вене течет алая кровь?

                    Удивление Майера усилилось, когда местные врачи сказали ему, что здесь

                    это – обычное явление: в тропиках венозная кровь у людей такая же алая, как и

                    А как бы Вы ответили на вопрос с точки зрения физики? Почему у людей,

                    живущих в тропиках, в вене течет алая кровь?

                    Учащиеся (предполагаемый ответ): Температура воздуха почти равна

                    температуре человеческого тела. Организму не нужно расходовать энергию

                    на поддержание температуры тела, поэтому кислород остается в крови – ведь

                    энергию дает именно сгорание кислорода. А это значит, что энергия сохраняется:

                    она только превращается из одного вида в другой, но никогда не исчезает и не

                    появляется из ничего.

                    ДОБАВИТЬ СООБЩЕНИЕ ОГЕЛЬМГОЛЬЦЕ и в вкратце что закон сохранения применяется на

                    1. историческая справка.

                    Об учёном, который впервые сформулировал и обосновал закон сохранения энергии, мы

                    узнаем из доклада «Научная деятельность Германа Гельмгольца».

                    Портрет ученого на доске.

                    .Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд Фон (31.08.1821 — 08.09.1894гг.) — один из

                    величайших учёных XIX века. В 1847 году он опубликовал классическую работу

                    “О сохранении энергии”, где изложил философские и физические основания закона

                    сохранения и превращения энергии и дал его математическую формулировку. Работа вызвала

                    большой шум в научных кругах. Аналогичные идеи были выдвинуты рядом других ученых,

                    однако Гельмгольцу принадлежит наиболее четкая формулировка важнейшего закона.

                    Джоуль открыл Закон сохранения энергии для тепловых процессов. За 100 лет до Майера и

                    Гельмгольца М.В.Ломоносов открыл Закон сохранения энергии.

                    В наше время главные виды энергии, за счет которых совершается работа,— это

                    энергия, освобождающаяся при сгорании топлива (угля, нефти, газа), энергия

                    падающей воды и так называемая ядерная энергия. Но

                    ни один из этих видов энергии не подается непосредственно к машинам.

                    На пути к машинам, в которых совершается работа, энергия претерпевает

                    превращения из одной формы в другую. ТЭС, ГЭС,ПЭС

                    (доклады учащихся оТЭС,ГЭС,ПЭС)

                    2. Попробуйте, используя свои знания при решении задачи.

                    Найти полную механическую энергию тела массой 100г, которое на высоте 4м имело

                    скорость 36 км/ч.

                    1способ по действиям

                    (2) Е п =0,1кг· 10м/с 2 ·4м = 4Дж

                    (3) Е= 5Дж+ 4Дж= 9Дж

                    VI. Этап закрепления нового материала.

                    ( учащиеся выполняют тест, затем проверяют друг у друга и сверяют с экранов ответы)

                    Тест. Закон сохранения энергии в механике

                    1. Закон сохранения энергии математически записывается следующим образом:

                    2. Систему называют замкнутой, если.

                    A. На нее действуют внешние силы.
                    Б. Сумма внешних сил равна нулю.

                    B. На нее действуют консервативные силы.

                    3. Парашютист спускается с постоянной скоростью. Kaкие преобразования энергии при этом происходят?

                    А. Потенциальная энергия парашютиста преобразуется полностью в его кинетическую энергию

                    Б. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется в его потенциальную энергию

                    В. Кинетическая энергия парашютиста полностью преобразуется во внутреннюю энергию парашютиста и воздуха

                    Г. Энергия взаимодействия парашютиста с Землей преобразуется во внутреннюю энергию взаимодействующих тел из-за сил сопротивления воздуха

                    4. Для системы тел, в которой действует сила тяжести, например для системы «Земля- падающее тело» или «Земля- тело, брошенное вверх» полная механическая энергия системы равна…

                    5. Если между телами системы действует сила упругости, то полная механическая энергия запишется так:

                    А. mgh + mv 2 /2 Б. kx 2 /2 + mv 2 /2 В. mgh 2 –mgh 1

                    VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                    1 п24, задание 21(1),таблица на стр 99.

                    VIII. Рефлексивно – оценочный этап

                    Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы с Вами в очень активной форме изучили закон сохранения энергии, вспомнили основные формулы. Вы учились применять свои знания в новых ситуациях. И у Вас это получилось.

                    1)Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

                    Ответ:1)Ввели понятие замкнутой изолированной системы, полной механической энергии

                    Получили закон сохранение механической энергии на опыте и экспериментально

                    Научится решать задачи с применением закона сохранения механической энергии

                    — 2)Мы выполнили ее? ответ: 2)Да

                    — 3)Как именно мы ее выполнили? ответ: 3)Сообщения об открытии закона сохранения механической энергии, о выполнении этого закона в окружающем мире…, решили задачу,

                    Наше занятие я хотела бы закончить притчей о Мастере и ученике.

                    В старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы ответить?».

                    Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и готов был в любое мгновение раскрыть или сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: — Все в твоих руках.

                    Сейчас перед каждым из Вас на столе сидит самая маленькая и самая красивая бабочка. Возьмите ее. Она Ваша. Она в Ваших руках… Всѐ в Ваших руках. Ведь Вы сами строите свою жизнь и все, что в ней случается. Ваша успешность будет во многом зависеть, от тех знаний, которые Вы получите. А знания – это великая сила. Все наши открытия в наших руках.

                    Благодарю всех за урок. До свидания .

                    Урок был подготовлен совместно с учащимися. Были представлены презентации, подготовленные детьми и учителем с использованием Интернет-сайтов.

                    План-конспект открытого урока по физике в 9 классе «Закон Ампера. Электродвигатель.» Самоанализ урока. Литература используемая при подготовке к уроку.

                    Урок проблемный, направлен на получение учащимися знаний о превращении механической энергии. Ученикам обеспечиваются условия для закрепления понятия превращения энергии и условия для формирования само.

                    Тема системно — деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава.

                    Тема системно — деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн.

                    Конспект открытого урока по физике в10 классе по теме:«Применение закона сохранения импульса к решению задач».

                    Урок по физике в 9 классе по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер&raquo.

                    Это интересно:

                    • Статьей 28 федерального закона об образовании в российской федерации Прокуратура Московской области В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с […]
                    • Как оплатить штраф гибдд крым Оплата штрафов ГИБДД со скидкой В конце 2014 года президент Российской Федерации подписал Федеральный закон, вступивший в силу с 1 января 2016 года. Этот закон вносит изменения в действующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ в той части, где прописан […]
                    • Сколько налоги в сша Какой подоходный налог в США и других странах мира? Отправить на почту Подоходный налог в США и других странах мира интересует не только специалистов, но и читателей. У многих из них возникает вопрос об отличиях налоговых систем и платежей, в том числе и по подоходному […]
                    • Правила ношения пистолета травматического Правила ношения пистолета травматического МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Ношение травматического оружия — правила хранения его дома согласно закону РФ После получения лицензии на приобретение, […]
                    • Документы для получения пособия при рождении ребенка матери одиночки Как получить помощь для одиноких родителей 1. Какие выплаты может получить одинокая мать или одинокий отец в Москве? Одинокие матери или отцы, имеющие постоянную регистрацию в Москве, могут оформить: ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с […]
                    • Виды форм собственности банков Классификация и виды коммерческих банков Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица. На основе лицензии, полученной от центрального банка, он осуществляет посредническую деятельность в реализации […]
                    • Ответное коллегам при увольнении Слова благодарности коллеге при увольнении Старательно всегда трудились,Работали не покладая рук,Вы опытнее становились,Теперь же, стоит подвести итог: Работа ваша безупречна,Вам нелегко найти замену,Всегда вы были человечны,Решали сложные проблемы. Спасибо вам за вашу […]
                    • Коэффициент водителя при осаго Характеристика классов ОСАГО Когда производится расчет стоимости автогражданки, представителями страховой компании принимается во внимание базовый тариф, который определяется на страновом уровне, а также коэффициенты, зависящие от региона, в котором зарегистрировано […]