Современный этап развития налогов

| | 0 Comment

Налоговая система РФ, основные этапы ее развития

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

Кафедра Учета и налогообложения

Специальность 080107 Налоги и налогообложение

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИ­ТИЯ

преподаватель Е.Ю. Кузнецова

студент группы НиН-07 К.У. Сыздыков

1. Становление налоговой системы в россии 7

1.1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига 7

1.2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв. 11

1.3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв. 15

1.4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе 23

2. Совершенствование налоговой системы РФ 30

2.1. Рационализация налогообложения 30

2.2. Разработка рекомендаций по улучшению собираемости налогов 35

Список использованных источников 42

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появле­нием первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существо­вать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом циви­лизованном государстве они служат основным источником дохо­дов казны. В со­временном обществе налоговый механизм помимо выполне­ния фискальной функции используется как экономический инструмент воз­действия государства на развитие производства, его отраслевую и территори­альную структуру, состоя­ние научно-технического прогресса, т.е. налоги, вы­полняют важнейшую функцию ре­гулирования хозяйства.

Теория налогообложения является составной частью экономической нау­ки. Причем практическое налогообложение появилось задолго до возник­но­вения эко­номики как отрасли знания. Термин «экономика» был введен в на­учный оборот в V в. до н. э. в Греции. Он происходит от слов «ойкос» – хозяйство , дом и «номос» – правило, закон. Правила ведения домашнего хозяйства – именно так употреблял данный термин ученик Сократа (469 – 399 гг. до н.э.) грече­ский историк Ксено­фонт (434 – 359 гг. до н.э.). Окончательно термин закрепился во времена великого гре­ческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три круп­ных этапа. На начальном этапе развития от Древнего мира до на­чала средних веков го­сударство не имеет финансового аппарата для установ­ления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государ­ство прибегает к помощи от­купщиков. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) в стране возникает сеть госу­дарственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, опре­деляет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, совре­менный этап – госу­дар­ство берет в свои руки все функции установле­ния и взи­ма­ния налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Регио­нальные органы вла­сти, местные общины выполняют роль помощников госу­дарства, имея ту или иную степень самостоятельности. [9, с. 3-10]

В условиях современных рыночных отношений и особенно в переход­ный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма го­сударственного регу­лирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, за­висит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует масса всевозможной лите­ратуры по налогообложению в западных странах, накоплен огромный много­летний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий оте­чественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко про­думанные, просчитанные предложения по созданию именно российской налого­вой системы, отвечающей нашим российским реалиям. [10, с. 4]

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превраще­ние ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйст­венных связях. Налоговая система — наиболее активный рычаг государствен­ного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Таким образом, вопрос развития налоговой системы в обеспечении гармоничного и сбалансиро­ванного развития экономики, является одним из важнейших аспектов, обуславли­вающим актуальность исследования налоговой системы России.

Предметом исследования выступает налоговая система в РФ.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отно­шения, возникающие в связи с развитием налоговой системы в Российской Феде­рации.

Цель исследования изучение и анализ развития налоговой системы в РФ. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:

Рассмотрения основных этапов развития налоговой системы в РФ.

Анализ путей совершенствования налоговой системы РФ.

Для проведения исследования использовалась литература следующих авто­ров: Алиева Б.Х., Барулина С.В., Дмитриевой Н.Г., Ильина А.В., Перова А.В., Пе­туховой Н.Е., Содномовой С.К., Черник Д.Г., учебники под редакцией Поляка и Самсонова. Вопрос становления налоговой системы в России наиболее подробно рассмотрен авторами Алиевым Б.Х., Петуховой Н.Е., Содномовой С.К., а так же в учебниках под редакцией Поляка и Самсонова. В свою очередь вторая глава со­вершенство­вание налоговой системы РФ более глубоко изучена авторами Бару­линым С.В. и Петуховой Н.Е.

1. Становление налоговой системы в россии

1.1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига

Объе­динение древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Ос­нов­ным источни­ком доводов княжеской казны была дань. Это по сути дела сна­чала нерегу­лярный, а затем все более систематический прямой на­лог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с под­власт­ных племен. Г. Сак сообщает историк С.М. Соловьев: «Некоторые пла­тили мехами с дыма, или оби­таемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует по­нимать иноземные, главным образом араб­ские, металлические монеты, обращав­шиеся тогда на Руси. «От рала» – т. е. с плуга или сохи.

В 883 г. князь Олег покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань лег­кую. Легкость об­ложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивле­ния дружине Олега. Тя­жесть этого обложения для них оказалась легче, чем во вре­мена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на бе­регах реки Сожи, и без сопротив­ления стали уплачивать дань киевскому князю, защитив­шему их от хазар. По­след­ним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из та­ких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. Как пишет Н.М. Карамзин, Игорь забыл, что умерен­ность есть добродетель вла­сти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требо­вать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налого­обложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных по­шлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, по­шлина «перевоз» – за перевоз через реку, «гостиная» пошлина – за право иметь склады, «торговая» – за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» уста­навлива­лись соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы до­вольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» – штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым круп­ным меновым знаком на Руси до XIV в.). Эти порядки были уза­конены в Рус­ской Правде князя Ярослава Мудрого.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем, когда уда­лось освободиться от ханских чиновников, – самими русскими князьями «Выход» взи­мался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее ве­ликому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани – откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивин­ские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского с темником Мамаем – факти­ческим правителем Зо­ло­той Орды, как об этом говорит С.М. Соловьев, на­чался с того, что Мамай тре­бовал от Дмитрия Донского дани, какую предки по­следнего пла­тили ханам Уз­беку и Чани­беку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условленна между ним самим и Мамаем; нашествие Тох­тамыша и за­держание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского за­платить огром­ный «выход» . брали по полтине с деревни, давали и зо­лотом в Орду. В завещании своем Дмитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей.

А уже при князе Василии Дмитриевиче упоминается «вы­ход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество пла­тило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Напри­мер, ям – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же сле­дует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошли­ны. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они сущест­венно возрастали за счет присоединения к Московскому княже­ству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гор­дом.

Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины – деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли – пла­тить деньгу же, со струга (ладьи) – алтын. Когда кто начнет торговать, берет­ся от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клейме­ния лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сто­рожевая, ме­довая, пошлина с браков и т.д.

works.doklad.ru

§ 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. Общая характеристика теорий налогообложения и сборов

Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания государством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий.

Большинство экономистов выделяют три основных этапа в развитии налогообложения12.

Первый этап развития налогообложения — Древний мир и Средние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с покоренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами13 и регалиями14 они становятся источниками доходов для содержания государства.

Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе15 появляется первый всеобщий денежный налог — трибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов. 25

§ 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения Известное изречение «деньги не пахнут», приписываемое римскому императору Веспасиану16, появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

Для первого этапа развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут рабства, неволи. В основе такого взгляда — длительная практика налогообложения только покоренных народов.

Яркой иллюстрацией к первому этапу развития налогов является фрагмент из Нового Завета, в котором фарисеи спрашивают у Христа: «Нужно ли платить дань кесарю?». Действие происходит в Палестине, покоренной римлянами провинции. Христос, взглянув на монету — динар, на которой был изображен римский император, ответил: «Кесарю кесарево, Богу богово».

Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых налоговых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в случае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадьбы сына и дочери короля.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной части государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса — буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, — все эти со- бьпия самым кардинальным образом изменили существующие налоговые системы, принципы их установления и формирования. Изменился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, показателем свободы. Формируются принципы налогообложения, одним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

В налоговых системах большинства стран Европы появляются подушный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количество налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы1. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита.

В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние касаются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получили название общих теорий налогообложения.

Большинство из сложившихся теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе теории обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общество получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, защиту от преступлений, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизывает всю науку о налогах на разных этапах общественно-исторического развития. Сторонники данной тории полагают, что размер поимущественных налогов должен соответствовать тому доходу, который налогоплательщик получает под защитой и охраной государства, а личные налоги должны носить характер одинаковой поголовной подати.

Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Налог есть результат договора между гражданами и государством, поэтому данную теорию называют также теорией общественного договора, заключенного между обществом и государством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и

Пушкарева В. Указ. соч. С. 74.

§ 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения собственности, хороших дорог и народного просвещения.

Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключается во взгляде на налогообложение как на обусловленный существованием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потребностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принудительность налогообложения, вмешательство государства в экономику, оправдывает рост налогов.

Нельзя не упомянуть о теории социальной возвратности налога, широко распространенной и в социалистических государствах. Согласно данной теории, собранные с граждан налоги возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода услуг.

Противоположной теории обмена является теория жертвы, согласно которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Сторонником теории жертвы был известный российский ученый-финансист И.И. Янжул. Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедливость налогового бремени.

Помимо общих теорий налогообложения, определяющих его природу, учеными разработаны и теории о влиянии налогов на экономику, о либерализации налогообложения, об установлении налогов.

Классической теорией налогов названа теория налогового нейтралитета, разработанная А. Смитом и развитая Д. Рикардо, Д. Миллем. Согласно данной теории налоги должны быть сконструированы таким образом, чтобы, давая доход государству, не влияли отрицательно на экономику и общество. Налогообложение должно быть удобным для налогоплательщика, взимание налогов должно осуществляться наиболее дешевым способом.

По вопросу об установлении налогов существует несколько теорий. Одна из них — теологическая, согласно которой налоги есть божественное установление, получила распространение в Средние века.

Весьма популярной в конце XVIII в. была теория фискального договора. В России ее разделял А.Н. Радищев. Он считал, что налоги основываются на договоре между обществом и государством.

Особо необходимо отметить марксистскую теорию отмирания налогов. В основе всех марксистских программ лежали положения о ликвидации частной собственности, переходе к единому подоходному налогу, а в дальнейшем — полной отмене налогов с населения.

lawbook.online

1.1. Основные этапы развития налогообложения

1.1. Основные этапы развития налогообложения

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

econ.wikireading.ru

Этапы становления современной налоговой системы

• налог на прибыль;

• налог с оборота;

• налог на экспорт и импорт;

• налог на фонд оплаты труда колхозников;

• налог на прирост средств, направляемых на потребление;

• налог на доходы и др.

Следует отметить характерные особенности реализации дейст­вовавшего налогового законодательства:

1) на территории Российской Федерации была установлена «од- ноканальность» сбора налогов, т.е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согла­сованные расходы;

2) одновременно для налогоплательщиков, перешедших в рос­сийское подчинение, устанавливались более льготные условия на­логообложения (в частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная — 45%).

Основы существующей в настоящее время российской налого­вой системы были заложены с принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам нало­гов, которые вступили в действие 1 января 1992 г. и отменены с 1 января 2005 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.

Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансо­вой политики, которая должна была стать одним из важнейших и дей­ственных инструментов регулирования развивающихся рыночных от­ношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование про­изводственной и социальной инфраструктуры, снизить инфляцию.

Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. рос­сийская налоговая система была построена на отдельных, не увязан­ных в единое целое, принципах, важнейшими из которых бьли:

• равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;

• разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;

• однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установ­ленный период);

• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не от­носящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

• установление конкретных прав и обязанностей налогоплатель­щиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных измене­ний в экономике в первые годы реформ российская налоговая сис­тема в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальней­шего углубления рыночных преобразований недостатки действую­щей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

Этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяже­нии последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения не всегда были обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы — принцип ее единства. В результа­те сложившаяся к концу 1990-х гг. в Российской Федерации нало­говая система из-за несовершенства ее отдельных элементов во все большей степени препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогопла­тельщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также много­численных возможностей для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции зако­нопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

Этап подготовки налоговой реформы. Это были годы дальней- шеего развития налоговой системы. Начиная с 1996 г. последова­тельно сокращалось число многочисленных налоговых льгот ис­ключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право регио­нальных и местных органов по установлению новых налогов. Одно­временно осуществлялась разработка и подготовка к принятию На­логового кодекса.

Этап реформирования. Это современный этап развития налоговой системы. В 1998 г. была принята и с января 1999 г. вступила в дейст­вие первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федера­ции, которая регламентирует важнейшие положения налоговой сис­темы России, в частности перечень действующих России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаи­моотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Это был результат многолетнего и мучительного труда Прави­тельства РФ и парламента. Причин длительной разработки Кодекса много, но главная состоит в том, что у государства не хватило дос­таточно политической воли, чтобы и «власть употребить», и налоги собрать, и своевременно разработать и ввести Налоговый кодекс.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть Нало­гового кодекса РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов.

К настоящему времени из предполагаемых 30 глав второй части Кодекса приняты все 30. Таким образом, в целом обновленная на­логовая система начала функционировать с 2005 г.

Налоговый кодекс РФ — это единый, взаимосвязанный и ком­плексный документ, учитывающий всю систему налоговых отноше­ний в Российской Федерации. С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса РФ не ставило своей целью кардинально изменить приня­тую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет со­бой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов.

К 2000 г. сложились новые экономические условия. Появились признаки экономического роста благодаря мерам, принятым Пра­вительством РФ. Но слабость процесса заключается в нестабильно­сти факторов, обеспечивающих подъем производства.

Определяя дальнейшие шаги по проведению налоговой рефор­мы, следует отметить, что наиболее важные меры из тех, которые были поставлены перед Правительством РФ и Федеральным Соб­ранием РФ Президентом Российской Федерации, уже были реали­зованы в 2000—2002 гг.

Эти, а также ряд других мер налоговой реформы проводились в соответствии с одобренной в 2000 г. Правительством РФ Програм­мой проведения масштабной налоговой реформы в Российской Фе­дерации и были осуществлены в беспрецедентно короткие для ми­ровой практики сроки.

Следствием проведенных мер стало обеспечение более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, измене­ние в положительную сторону как структуры налоговых поступлений, так и структуры поступлений налоговых платежей по основным отрас­лям экономики. Улучшилось администрирование уплаты налогов и сборов. Прекращена практика заключения специальных соглашений по уплате налогов с крупнейшими налогоплательщиками. Важным следствием проведенных мер стала легализация многими налогопла­тельщиками своих доходов, ранее скрываемых от налогообложения.

В результате интенсивной совместной работы Правительства и Федерального Собрания было принято одиннадцать глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

Важнейшим промежуточным результатом реализованных мер было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что стало од­ним из важных факторов поддержания экономического роста в стране.

Несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на законопос­лушных налогоплательщиков, в последние годы удалось обеспечить опережающее по сравнению с ростом валового внутреннего продукта увеличение доходной базы бюджетов всех уровней. Однако следует учесть, что в значительной степени такое положение было обуслов­лено высокими мировыми ценами на нефть, что обеспечивало еже­годно получение дополнительных доходов в объеме около 2% к ВВП.

finances.social

Это интересно:

  • Выплаты при увольнении сотрудника фсин Какие выплаты положены сотруднику фсин при выходе на пенсию. 2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Согласно Приказа ФСИН от 27 мая 2013 г. N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий […]
  • Роль налогов в современном государстве Сущность налогов в современном обществе I. Сущность налога 1.1 Понятие и роль налогов в современном обществе ………………………..6 1.2. Элементы закона о налоге………………………………………………….8 II. Система налогов в Российской Федерации. 2.1. Классификация налогов в российской […]
  • Судебник договор купли продажи История отечественного государства и права (экз. ответы по вопросам Казанцева, 1 семестр) До Судебника 1497 нам практически ничего не известно о московском праве. Поэтому чрезвычайно интересен кодифицированный законодательный акт московского великого князя Ивана III - […]
  • Как оформить стену папье-маше Мастер-класс. Камни на стене из папье-маше Donna Rosa Папье-маше — интересная техника лепки, о которой человечество узнало ещё в XVI веке. С французского «папье-маше» переводится как «жёваная бумага». Для лепки обычно используют глину, пластилин или солёное тесто, но […]
  • Правила внутренней торговли Правила внутренней торговли России в XVII в В XVII веке развитию внутренней торговли в России были сформированы основные предпосылки. С конца XVI века в Европе начинался период меркантилизма, в теории и практике которого деньги играли существеннейшую роль и считались […]
  • Передача гена по наследству Гены и хромосомы, передаваемые ребенку Факт Младенцы чаще похожи на пап. Природа «задумала» так, чтобы мужчина сразу увидел в дитяти себя и инстинкт отцовства сформировался быстрее. На маму или на папу? Ребенок, как правило, наследует цвет глаз того из родителей, у кого […]
  • Закон рф от 07021992 n 2300 О защите прав потребителей закон рф от 07021992 n 2300-1 Покупатель А. пришел в магазин за электрочайником, где и приобрел модель XXХ. Придя домой, гражданин обнаружил, что у чайника плохо открывается крышка. Гражданин А. тут же вспоминает закон о защите прав потребителей, […]
  • Отчет по практики у нотариуса Отчет о прохождении производственной практики в Нотариальной конторе города Красноярска Страницы работы Содержание работы 3.Состояние материально технического оснащения………………………. 3-4 4.Перечень документов изучаемых на практике …….…………………………4 5.Мероприятия выполненные […]