Фед закон 402

| | 0 Comment

Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-ФЗ)

Закон о бухгалтерском учете является определяющим актом бухзаконодательства в России. В настоящей рубрике мы будем рассказывать о нормативном регулировании этой сферы в нашей стране и обо всех нововведениях

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.
  • В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.
  • Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

    Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;
  • В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.
  • Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2017 годах?

    За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

    • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
    • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
    • некоторые некоммерческие организации.
    • Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ). С наступлением 2017 года в законе № 402-ФЗ ничего не меняется.

      Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

      Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

    • федеральные стандарты;
    • отраслевые стандарты;
    • рекомендации в области бухгалтерского учета;
    • стандарты экономического субъекта.
    • Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

      nalog-nalog.ru

      Сравнительный анализ Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с действующим законодательством

      1. Сфера применения по кругу лиц

      6 декабря 2011 года подписан новый закон «О бухгалтерском учете».
      Поводом к разработке послужило моральное устаревание и несоответствие сложившимся экономическим условиям действующего в настоящий момент Закона «О бухгалтерском учете» 1996 года. Об этом же говорит и пояснительная записка к проекту.
      Следует отметить, что данный законопроект уже второй. Первый, подготовленный Минфином еще 2005 году, был раскритикован представителями профессионального и бизнес сообщества и в итоге отклонен. Многие его предложения послужили основой для нового проекта.
      В данной статье мы расскажем вам о новых положениях данного документа в сравнении с действующим сегодня законом.

      Вновь принятый Закон 402-ФЗ в статье 2 расширил сферу применения по кругу лиц. Как мы все знаем, ныне действующий закон распространяет свое действие на организации, филиалы и представительства иностранных организаций, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе адвокатов, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете.
      Помимо вышеуказанных, в число адресатов рассматриваемого нами законопроекта, попали:
      — государственные органы;
      -органы местного самоуправления;
      — органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов;
      — Центральный банк Российской Федерации.

      Главное — Закон не продублировал норму действующего закона о том, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухучет.
      Новый закон в пп. 10 ч.3 ст. 21 предусматривает наличие упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
      Хорош или плох этот шаг, не видя предложенных упрощенных способов, сказать трудно. На первый взгляд данное решение увеличивает нагрузку на малый бизнес и не способствует упрощению ведения бухучета, о котором было заявлено в целях законопроекта.
      С другой стороны применение отказа от ведения бухгалтерского учета в настоящее время имеет свою обратную негативную сторону. В качестве сдерживающих факторов для реализации данного права на отказ для многих предпринимателей выступают:
      — риск утраты права на применение УСН, в случае которого придется заниматься восстановлением учета;
      — выплата дивидендов, источником которых выступает чистая прибыль, определяемая по данным бухгалтерского учета;
      — совмещение УСН с таким специальным налоговым режимом, как единый налог на вмененный доход, при котором бухгалтерский учет ведется в полном объеме;
      — необходимость кредитования в банке и другие.
      Возвращаясь к законопроекту, представляется, что введение им упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства устраняют существующую в настоящее время двойственность.

      2. Механизм регулирования бухучета в РФ (новые источники и органы управления)

      Предложен принципиально новый подход в принятии норм права. Законопроект вводит новый термин — стандарт бухгалтерского учета, т.е. нормативно-правовой акт, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения. В случае принятия закона иерархия источников права в области бухучета будет выглядеть следующим образом:
      1) федеральные стандарты;
      2) отраслевые стандарты;
      3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
      4) стандарты экономического субъекта.
      По замыслу законодателя, федеральные и отраслевые стандарты обязательны для применения всеми организациями.

      Федеральные стандарты призваны регулировать основные аспекты ведения бухучета. Это:
      — требования к учетной политике;
      — требования к документам бухгалтерского учета и документообороту;
      — счета бухгалтерского учета и порядок его применения;
      — образцы форм;
      — как уже говорила, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и др. основные аспекты.

      Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

      Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов. Имеют рекомендательный характер и применяются на добровольной основе.
      Стандарты экономического субъекта разрабатываются организациями самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия — носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

      Очень важно сказать о порядке принятия стандартов.

      Во-первых, наряду с государственными органами управления бухгалтерского учета (Минфин), Закон N 402-ФЗ говорит о негосударственных — это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т.ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.
      Инициатором и разработчиком стандартов по замыслу законодателя должны выступать именно негосударственные органы управления бухучета. И именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется государственным органом — Минфином.
      К слову отмечу, что если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно

      Во-вторых, стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Предполагается, что данная программа будет ежегодно уточняться в целях ее соответствия потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, а так же уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Законопроект гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам. Каким образом будет обеспечена данная доступность, не сказано, но я надеюсь, что этот шаг позволит нам прогнозировать действия по созданию и изменению законодательства в области бухучета и своевременно к ним готовится.

      В-третьих, порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Принять участие в обсуждении могут все заинтересованные лица. Законопроект подробно описывает процедуру опубликования и обсуждения проекта. Он должен быть опубликован в официальном печатном издании и на официальных сайтах государственного органа и негосударственного, который занимается разработкой. Разработчик обязан собирать и рассматривать приходящие к нему замечания и предложения и учитывать их в конечной редакции проекта. После окончания обсуждений проект направляется в специально созданный при государственном органе Совет, состоящий из пяти членов от государственного органа и десяти от негосударственного, где подвергается экспертизе на соответствие законодательству, международным стандартам и уровню бухгалтерской практики. В случае принятия решении об одобрении, проект федеральных стандартов направляется непосредственно в государственный орган, который либо утверждает, либо отклоняет проект.
      Из всего вышесказанного следует, что Закон N 402-ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений, он дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права. Это является шагом к формированию гражданского общества.

      3. Ведение бухучета в организации, требования к главному бухгалтеру, ответственность бухгалтеров

      1. Законопроект однозначно предписывает руководителю возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
      И лишь руководителю субъекта малого и среднего предпринимательства дозволено принять ведение бухгалтерского учета на себя.
      Вывод — за исключением субъектов малого и среднего бизнеса, руководитель не может совмещать в себе одновременно две должности, например, должность ген. Директора и главного бухгалтера.

      2. Отдельно скажем о требованиях к главному бухгалтеру.
      Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать следующему:
      1) иметь высшее профессиональное образование;
      2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
      3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
      Соответственно юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего указным требованиям.
      Этим же требованиям должны соответствовать гл. бухгалтера открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов и прочих организаций, работающих с ценными бумагами.
      Следует отметить, что эти положения относительно дополнительных требований будут применяться только в отношении лиц, на которых ведение дел будет возложено после вступления в силу рассматриваемого нами законопроекта, т.е. в случае его окончательного утверждения после 01.01.2013 года.
      Что касается всех остальных бухгалтеров, законопроект не выдвигает к ним дополнительных требований, однако в п. 5 статьи 7 допускает, что дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.
      Вывод — законопроект стимулирует повышение профессионализма бухгалтеров и допускает, что в крупном бизнесе или на проф. основе данным видом деятельности должны заниматься только высококвалифицированные специалисты, обладающие высшим образованием и большим опытом работы.

      3. Теперь про ответственность бухгалтеров. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и лицом, ведущим в его организации бухгалтерский учет, последний выполняет действия, к которым его побуждает руководитель, только по его письменному распоряжению. И именно в этом случае руководитель единолично несет ответственность за созданную им в результате этого информацию.
      Таким образом, закон обязывает бухгалтера следовать букве и духу закона и не нести ответственности за противозаконные или ошибочные действия, к которым умышленно или в силу незнания его понуждает руководитель организации.
      Отсюда обратный вывод- отсутствие письменного распоряжения на спорное, с точки зрения закона, действие не освобождает бухгалтера от ответственности.

      4. Учетная политика, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета

      По сравнению с действующим законом, выделяя под эту тему отдельную 8 статью, рассматриваемый законопроект уделяет больше внимания учетной политике организации, которая должна отражать способы ведения бухгалтерского учета.
      В настоящее время действующее законодательство, а это — Закон 129-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», содержат небольшое противоречие относительно круга лиц, которые вправе формировать учетную политику.
      Закон N 129-ФЗ определяет, что формировать и нести ответственность за учетную политику организации может лишь главный бухгалтер, а при отсутствии такой должности в организации — просто бухгалтер. В то же время ПБУ 1/2008 говорит, что это также может сделать сам руководитель или стороннее лицо, с которым фирма заключила договор на ведение бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер — специалист).
      Введение нового закона фактически дублирует норму ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики экономического субъекта, чем снимет существующие противоречие.

      В отличие от действующего Закона, рассматриваемый законопроект не предусматривает применения обязательных унифицированных форм первичной учетной документации!
      Согласно пункту 4 статьи 9 формы первичных учетных документов утверждает руководитель по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом необходимо, чтобы первичный учетный документ содержал перечень обязательных реквизитов, которые, впрочем, не поменялись.
      Так же законопроект определяет, что теперь первичный учетный документ может быть составлен не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
      Таким образом, Законопроект предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации и не требуется их соответствия утвержденным унифицированным формам.
      Некоторые эксперты считают, что возможно возникновение определенных конфликтов по этому поводу — как между хозяйствующими субъектами, так и между ними и государственными органами.
      Однако, по моему мнению, отсутствие унифицированных форм, предлагаемых государством, и придание организациям самостоятельности в их разработке особо не отразится на нашей хозяйственной деятельности. Я предполагаю, что эту нишу займут организации, занимающиеся разработкой и поддержкой автоматизированных компьютерных программ управления и учета, которые в настоящее время установлены практически во всех организациях.

      Отдельная статья Законопроекта посвящена регистрам бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пункт 5 статьи 10 Законопроекта).
      Впервые в регистрах предусмотрены обязательные реквизиты (пункт 4 статьи 10 Законопроекта):
      — наименование регистра;
      — наименование экономического субъекта, составившего регистр;
      — дата начала и окончания ведения регистра и другие.
      Если рассматриваемый Законопроект будет принят, то регистры бухгалтерского учета будут рассматриваться с той же тщательностью, что и регистры налогового учета. Следовательно, все нововведения необходимо отразить в бухгалтерской программе, где будут формироваться первичные учетные документы и бухгалтерские регистры.

      5. Новый закон о Бухгалтерском учете: инвентаризация активов, предоставление бухгалтерской отчетности, обзор изменений

      Относительно инвентаризации, единственным отличием от действующего сейчас закона 128-ФЗ является то, что он не содержит перечня обязательных условий ее проведения, а лишь отсылает к нормам федерального законодательства, федеральным и отраслевым стандартам.

      Хочу обратить ваше внимание, что рассматриваемый Законопроект не устанавливает сроки для представления в налоговую инспекцию годовой и квартальной отчетности. Он содержит указания только в отношении обязательного экземпляра годовой отчетности, направляемого в орган государственной статистики.
      Таким образом, в случае принятия нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» появится необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Иначе обязанность представлять отчетность налоговым органам будет неосуществима.
      Сроки предоставления отчетности не изменились. Как и сейчас, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
      Так же следует отметить, что законопроект предусмотрел особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
      Следует отметить, что Закон N 402-ФЗ отдельно подчеркивает, что сведения бухгалтерского учета не могут составлять коммерческую тайну. Предусмотрена организация государственного информационного ресурса, из которого заинтересованные пользователи смогут получить для ознакомления такой экземпляр (пункт 3 статьи 18 Закона).

      Вступление в силу и краткие выводы

      Закон N 402-ФЗ » О бухгалтерском учете» вступит в силу 01.01.2013. Однако нормативно-правовой механизм им предусмотренный заработает только после утверждения федеральных и отраслевых стандартов.

      1). Круг лиц, обязанных вести бухучет расширен. Упразднена возможность отказа для организаций, применяющих УСН, от ведения бухучета. Вместе с тем Закон N 402-ФЗ предусматривает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для субъектов малого и среднего предпринимательства
      2). Полностью поменяется система норм, регламентирующих бухучет в России, на смену ПБУ и приказам Минфина, которые сейчас предписывают нам правила в одностороннем порядке, придут стандарты и рекомендации. Предложенный порядок разработки национальных стандартов фактически делегирует негосударственным организациям, в том числе конечным пользователям, таким как мы с вами, принять непосредственное участие в их создании. Обязательное обсуждение стандартов и программа по их разработке — гарант открытости и того, что не будет больше неожиданных сюрпризов, когда какой-нибудь приказ с формами отчетности находится полгода на регистрации в минюсте и вступет в силу за очень короткий срок до даты непосредственной сдачи.
      Во всяком случае, мы как поставщики информации очень рассчитываем, что данная мера позволит нам вовремя подготовить нужные формы и предупредить вас, а возможно и вовлечь в общую дискуссию!
      3). Только руководителям малого и среднего бизнеса будет позволено совмещать функции руководства и ведения бухгалтерского учета.
      Законопроект стимулирует повышение профессионализма бухгалтеров. Он допускает оказание бухгалтерских услуг организациям по договору, а так же выполнение этой функции в крупном бизнесе, в страховой и кредитных сферах. Оно должно осуществляться только высококвалифицированными специалистами, обладающими высшим образованием и большим опытом работы.
      Также, путем получения письменных распоряжений в случае конфликтов бухгалтерам дана возможность избежать ответственности за противозаконные или ошибочные действия, к которым их понуждает руководство.
      4). Законопроект ликвидирует, в настоящее время имеющее место, противоречие в части формирования учетной политики, отменяет применение обязательных унифицированных форм первичной учетной документации. Закрепляет, что первичный учетный документ может быть составлен не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, не предусматривает условия обязательного проведения инвентаризации, а в регистрах бухгалтерского учета предусмотрены обязательные реквизиты.

      www.nwaudit.ru

      Фед закон 402

      Вестник ИПБ МР

      Квитанции на оплату членских взносов:

      Комментарий к Закону «О бухгалтерском учете»

      И.Н. Ложников, председатель комитета по бухгалтерскому учету ИПБ Московского региона, доцент

      Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» принят уже более полугода назад и очень скоро вступит в силу – с 1 января 2013 года. Ажиотаж вокруг этого закона и спешные комментарии к нему остались в прошлом. Предлагаем взвешенный анализ новаций, а также практические рекомендации по адаптации бухгалтерского учета к новым требованиям.

      Общие положения

      Цели и предмет Закона

      В отличие от прежнего Закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ) Закон № 402-ФЗ определяет предмет и цели этого закона (ст. 1).

      Целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. А предмет – непосредственно бухгалтерский учет, под которым понимается процесс, связанный с формированием «документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

      Связано это с тем, что любой закон призван регулировать те или иные общественные отношения на основе введения определенного набора норм. В нашем случае это отношения, связанные с регулированием бухгалтерского учета.

      Сфера действия Закона

      По сравнению с ранее действовавшим порядком требования Закона № 402-ФЗ распространяются и на «индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой)». При этом индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой и осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, разрешается не вести бухгалтерский учет при условии, что они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      В юридическую практику введено и понятие применения положений закона. По-видимому, характер применения указанной дефиниции нуждается в определенных разъяснениях. В частности, каков статус данной категории?

      Следует отметить, что нормы Закона № 402-ФЗ должны распространяться в полном объеме как на отдельные лица – экономические субъекты, так и на соответствующие виды экономических отношений, в частности, при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности. То же касается бухгалтерского учета при доверительном управлении имуществом и при осуществлении операций, связанных с выполнением соглашения о разделе продукции.

      Основные понятия

      Статья 3 Закона № 402-ФЗ содержит ряд новых для документов подобного уровня категорий. В частности, это относится к таким понятиям, как «стандарт бухгалтерского учета», «международный стандарт», «руководитель экономического субъекта», «факт хозяйственной жизни», и некоторым другим. Необходимость закрепления ряда норм на уровне федерального закона связана с тем, что указанные нормы уже прочно вошли в практику отечественного бухгалтерского учета, но не имели соответствующего правового статуса.

      В то же время по сравнению с Законом № 129-ФЗ выведены такие определения, как «синтетический учет», «аналитический учет» и др. Однако названные категории сохраняются в системе методологического обеспечения бухгалтерского учета, но переводятся на другой уровень – в стандарты, инструкции и другие виды документов.

      Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

      Статья 4 Закона № 402-ФЗ включает в состав законодательства о бухгалтерском учете не только законы, указы Президента России и постановления Правительства РФ, как это было ранее, но и принятые в соответствии с законами другие нормативные правовые акты. Таким образом, снимается юридическая коллизия, когда различные методические материалы (инструкции, методические указания и т.п.) не признавались в судах и налоговых органах на том основании, что их статус не был закреплен в Законе «О бухгалтерском учете».

      Общие требования к бухгалтерскому учету

      Объекты бухгалтерского учета

      В состав объектов бухгалтерского учета введены такие виды, как «источники финансирования» экономического субъекта, «доходы», «расходы», а также «иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами». Таким образом, перечень объектов бухгалтерского учета является открытым.

      Что же касается перечисленных выше дополнений, то принятое законодателем решение вполне обоснованно, и теперь перечисленные в законе виды объектов охватывают все стороны учетной деятельности организаций.

      Обязанность ведения бухгалтерского учета

      В соответствии с требованиями статьи 6 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты, перечисленные в статье 2 данного закона. В то же время определенные субъекты по своему усмотрению могут освобождаться от такой обязанности (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

      1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

      2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

      Кроме того, для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково, предусматривается возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. В данном случае речь не идет об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета, а лишь о применении его упрощенной модели.

      В частности, возможности объединения учета близких по экономическому содержанию операций на одном синтетическом счете (например, учет операций на расчетных, валютных и прочих счетах, учет долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и т.п.). Возможность списывать остатки незавершенного производства на расходы текущего периода, использовать «кассовый» метод при учете выручки и т.д.

      Как и ранее, подтверждается требование ведения бухгалтерского учета непрерывно – с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

      Организация ведения бухгалтерского учета

      По сравнению с Законом № 129-ФЗ требования к организации ведения бухгалтерского учета существенно изменились. Так, статьей 7, помимо собственно порядка организации бухгалтерского учета, устанавливаются и требования к лицам, на которых возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета в экономическом субъекте.

      Важным моментом следует считать ограничение прав руководителей, которые смогут принять на себя функции по ведению бухгалтерского учета только в случае, если данные субъекты относятся к организациям малого и среднего предпринимательства. В организациях, не относящихся к указанным субъектам, ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо должен быть заключен договор с иным юридическим или физическим лицом об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

      Что касается кредитных организаций, то руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

      Как уже было отмечено, существенной новацией является установление квалификационных требований к главным бухгалтерам и иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета.

      В перечень требований включено:

    • обязательное наличие высшего специального образования (а при отсутствии высшего профессионального образования – не менее пяти календарных лет из последних семи стажа работы по специальностям бухгалтерского учета и аудита);
    • не менее трех лет из последних пяти календарных лет стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью;
    • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
    • Данные требования являются обязательными только в том случае, если лица обслуживают:

    • открытые акционерные общества;
    • страховые организации,
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • акционерные инвестиционные фонды;
    • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
    • иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
    • органы управления государственных внебюджетных фондов;
    • органы управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
    • Учетная политика

      В Законе № 402-ФЗ появилась самостоятельная статья 8, посвященная учетной политике. В указанной статье дано определение учетной политики, раскрывается ее назначение, устанавливаются субъект формирования учетной политики и важнейшие требования к ней. В этой же статье определены и случаи, когда организация вправе вносить необходимые изменения в учетную политику, а также оговаривается порядок внесения подобных изменений.

      По сравнению с Законом № 129-ФЗ обязанность формирования учетной политики теперь возлагается на экономический субъект (ранее такая ответственность лежала на главном бухгалтере).

      В то же время персональная ответственность главного бухгалтера (иного лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета) за формирование учетной политики сохраняется (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

      Первичные учетные документы

      Статья 9 Закона № 402-ФЗ устанавливает основные требования к содержанию и порядку оформления первичных учетных документов. Следует отметить, что подтвержден важнейший принцип ведения бухгалтерского учета, согласно которому «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом» – «нет документа, нет бухгалтерской записи» (В. Швайкер, 1549 г. – цитата приведена Я.В. Соколовым).

      В то же время в законе нет нормы, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, только если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в отличие от статьи 9 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что исключение делалось лишь для документов, по которым отсутствовали образцы в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

      Теперь же требование использования «унифицированных» форм первичных учетных документов сохраняется только для организаций государственного сектора, где они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

      Учитывая это, в закон введена норма, согласно которой «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета». А значит, в учетную политику хозяйствующих субъектов на 2013 год необходимо будет внести дополнения – дополнительный раздел, в котором следует привести (включить) образцы форм первичной учетной документации, применяемых в данной организации.

      В первичном учетном документе, как и ранее, допускаются исправления (если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета). Однако в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано о возможности внесения исправлений в банковские и кассовые документы.

      По-видимому, этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. При решении вопроса о внесении исправлений в банковские и кассовые документы следует руководствоваться не только нормами Закона № 402-ФЗ, но и требованиями банковского законодательства, в частности, Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. Банком России от 03.10.2002 № 2-П). В нем сказано, что «исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются» (п. 2.11 Положения). Аналогичная норма установлена и для кассовых документов.

      Регистры бухгалтерского учета

      Теперь на уровне закона введен ряд существенных положений. В статье 10 Закона № 402-ФЗ, в частности, установлено, что «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета», тем самым обеспечивается принцип полноты отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

      Помимо этого вводятся обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета, а также право (ответственность) должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, то есть главного бухгалтера, разрабатывать и представлять руководителю организации формы данных регистров для утверждения.

      Инвентаризация активов и обязательств

      Как и в Законе № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ (ст. 11) сохранена норма об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств хозяйствующих субъектов. При этом в тексте закона нет некоторых конкретных указаний о правилах проведения инвентаризации.

      В частности, отсутствует перечень случаев, при которых инвентаризации проводятся в обязательном порядке, а также указания об отражении возможных расхождений в бухгалтерском учете.

      Вместо этого введена общая норма, согласно которой «случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

      Напомним, что в настоящее время порядок проведения инвентаризаций регулируется приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (с изменениями от 08.11.2010), в которых подробно описаны процедуры проведения инвентаризации различных видов активов и обязательств организаций.

      Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

      Статья 12 Закона № 402-ФЗ определяет обязательность измерения всех объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни и др.) в денежном измерении, то есть в рублях. Сохранена норма об обязательном пересчете в рублевый эквивалент объектов бухгалтерского учета, выраженных в иностранной валюте.

      В то же время в текст Закона № 402-ФЗ не включены положения, определяющие правила оценки имущества. Теперь подобные нормы должны устанавливаться в федеральных стандартах бухгалтерского учета, которые и будут определять допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета.

      Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

      Статья 13 Закона № 402-ФЗ является новой, так как аналогичной статьи в Законе № 129-ФЗ нет. Несмотря на задачу по установлению общих требований к отчетности, в данной статье содержится и ряд норм, имеющих конкретный характер.

      Так, подтверждено требование о полноте информации, содержащейся в отчетности: «бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».

      Кроме того, установлен момент, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной – это момент подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Поэтому считаем целесообразным в обязательном порядке указывать в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности дату подписания соответствующих документов.

      Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

      Статья 14 Закона № 402-ФЗ определяет состав отчетности для соответствующих групп организаций. При этом, как и ранее, годовая отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В принципиальном плане не поменялся и состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций.

      Что же касается отчетности организаций государственного сектора, то он теперь устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка РФ – в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

      Естественно, у читателей возникает вопрос: как быть с аудиторским заключением и пояснительной запиской, которые ранее были включены в состав бухгалтерской отчетности?

      В части аудиторского заключения следует отметить, что хотя оно формально теперь и не входит в состав отчетности, тем не менее в случае если отчетность организации подлежит обязательному аудиту, ее аудиторское заключение также подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью данной организации.

      В отношении же пояснительной записки конкретных указаний в Законе № 402-ФЗ не содержится. По существу, ее роль может быть отведена приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (для коммерческих организаций и соответствующих форм отчетности для некоммерческих организаций).

      Фактически не изменился и порядок определения состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав которой, как и ранее, будет устанавливаться Минфином России.

      Непосредственно в тексте Закона № 402-ФЗ содержится норма, согласно которой определение состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является прерогативой федеральных стандартов. В свою очередь, федеральные стандарты утверждает уполномоченный федеральный орган, а таковым является Минфин России.

      Отчетный период, отчетная дата

      Более четко в тексте Закона № 402-ФЗ изложены вопросы определения отчетного периода (ст. 15). При этом остается неизменным отчетный период (отчетный год) для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым является период с 1 января по 31 декабря включительно.

      Вместе с тем, в отличие от Закона № 129-ФЗ, устанавливается понятие «первого отчетного периода» для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым будет считаться период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

      Кроме того, на законодательном уровне закреплено определение даты, на которую составляется отчетность, а именно «…последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица».

      Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

      Статья 16 Закона № 402-ФЗ устраняет определенные пробелы в нормативном регулировании правил формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представляется существенным официальное определение «последнего отчетного года», который исчисляется (определяется) в зависимости от формы реорганизации хозяйствующего субъекта.

      Особенно важным можно считать решение законодателя об определении последнего отчетного года при реорганизации юридического лица в форме присоединения. Отныне таковым будет признаваться период «с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения».

      Дано определение и «последней бухгалтерской (финансовой) отчетности», которая должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса)до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

      Соответствующее определение «первого отчетного года» установлено и для организаций, возникших в результате реорганизации, под которым понимается период с даты государственной регистрации этого лица по 31 декабря года, в котором произошла данная реорганизация (кроме организаций государственного сектора).

      Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

      Как и статья 16 Закона № 402-ФЗ, статья 17 вносит важное дополнение в правила формирования бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Для данных организаций устанавливается (определяется) категория «отчетного года», под которым понимается период «с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи», также определяются субъекты формирования отчетности ликвидируемого лица и дата, на которую должна составляться последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.

      Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

      С целью формирования государственного информационного ресурса статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только в соответствии с иными нормативными актами) одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

      В связи с этим следует отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам – на основании корпоративного законодательства (например, акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

      Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на содержащиеся в статье 18 Закона № 402-ФЗ сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно Закону № 402-ФЗ, последняя должна быть представлена (направлена) в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Тем самым фактически установлен срок составления и представления бухгалтерской отчетности, который будет равен 90 дням после окончания отчетного периода.

      Что касается утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, то эти сроки могут быть и более поздними. В частности, для ОАО срок утверждения бухгалтерского баланса может доходить до 6 месяцев после окончания отчетного года. В этом случае возможные расхождения между показателями представленной и утвержденной отчетности корректируются в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

      Внутренний контроль

      Статья 19 Закона № 402-ФЗ является абсолютной новацией. Она вводит на законодательном уровне в хозяйственную практику понятие внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом внутренний контроль не подменяет и не отменяет процедур аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем более когда организация подлежит обязательному аудиту.

      В практическом плане организациям будет необходимо осуществить соответствующие мероприятия (прежде всего, в организациях, где подобный финансовый контроль еще не был организован) по формированию подразделений внутреннего аудита (контроля) или введения в штат соответствующей должности, или закрепления в должностных обязанностях уже работающих сотрудников данных функций (для малых и средних организаций).

      Регулирование бухгалтерского учета

      Больше всего новаций содержится в главе 3 Закона № 402-ФЗ «Регулирование бухгалтерского учета», в которой изложено современное представление законодательных и исполнительных органов власти на решение проблем организации и регулирования бухгалтерского учета в России.

      Поэтому, прежде чем рассматривать конкретные нормы, хотелось бы кратко обобщить важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в Законе № 402-ФЗ.

      1. Вводится смешанное регулирование бухгалтерского учета – государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета).

      2. Вводится общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета.

      3. Устанавливается жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы.

      4. Применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов.

      5. Разграничиваются полномочия органов, осуществляющих разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за их исполнением.

      Принципы регулирования бухгалтерского учета

      В статье 20 Закона № 402-ФЗ перечисляются основные принципы его регулирования, которые направлены на обеспечение выполнения требований достоверности, непротиворечивости, единства нормативной базы и рациональности ведения бухгалтерского учета.

      Документы в области регулирования бухгалтерского учета

      Перечень видов документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, определен статьей 21 Закона № 402-ФЗ. Данные документы, образуя единую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, формируются различными субъектами регулирования, а именно:

    • государственными органами – федеральные стандарты, отраслевые стандарты;
    • негосударственными (саморегулируемыми) организациями – рекомендации в области бухгалтерского учета;
    • непосредственно хозяйствующими субъектами – стандарты экономического субъекта.
    • Несомненным достоинством Закона № 402-ФЗ можно считать и установленные в статье 21 обязательные требования к содержанию федеральных стандартов, включая безусловное наличие в них определений и признаков рассматриваемых в документах объектов бухгалтерского учета, условий их принятия к бухгалтерскому учету, способов денежного измерения, требований к учетной политике и другие наиболее существенные аспекты.

      Важным положением данной статьи Закона № 402-ФЗ является и содержащаяся в ней норма о взаимосвязи документов, регулирующих бухгалтерский учет, их иерархической последовательности, при которой документы более низкого уровня не должны противоречить документам более высокого уровня: «Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».

      Субъекты регулирования бухгалтерского учета

      Как уже было отмечено выше, органами регулирования бухгалтерского учета определены не только государственные структуры в лице уполномоченного федерального органа (Минфина России) и Центрального банка РФ, но и саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также других некоммерческих организаций (ст. 22 Закона № 402-ФЗ).

      В связи с этим считаем возможным отметить, что на сегодняшний день наиболее компетентным и подготовленным к законотворческой работе является НП «ИПБ России», включая его территориальные институты. Законодатель, наделяя профессиональное сообщество широкими полномочиями, ожидает и соответствующей отдачи, а также высокой ответственности со стороны негосударственных органов за состояние бухгалтерского учета в стране.

      Функции органов государственного регулирования и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

      Статьи 23 и 24 Закона № 402-ФЗ определяют полномочия каждого из указанных видов субъектов. При этом полномочия каждой из «ветвей» нормотворческой деятельности взаимно дополняют друг друга.

      Действительно, уполномоченный федеральный орган, утверждая программу разработки федеральных стандартов и их содержание, в то же время опирается в своей деятельности на негосударственные органы, которые в свою очередь разрабатывают проекты федеральных стандартов, осуществляют мониторинг их применения, разрабатывают и принимают рекомендации в области бухгалтерского учета.

      Совет по стандартам бухгалтерского учета

      С целью обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету, выработки и согласования позиций разработчиков федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Полномочия, состав и порядок работы совета излагаются в статье 25 Закона № 402-ФЗ.

      Следует отметить, что в составе совета должны преобладать представители субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности. Из их же числа будет избираться председатель совета по стандартам бухгалтерского учета. Работа совета должна иметь открытый характер, а информация о его деятельности быть общедоступной.

      Программа разработки федеральных стандартов

      Большое значение в Законе № 402-ФЗ придается созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с чем в статье 26 Закона № 402-ФЗ устанавливаются требования к содержанию, порядку внесения предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных стандартов.

      В этом плане мы также наблюдаем некий симбиоз (сложение усилий) профессиональной общественности, которая может и должна инициировать соответствующие предложения, и органов государственной власти, на которые возлагается ответственность за окончательное утверждение программы.

      Разработка и утверждение федеральных стандартов

      Статья 27 Закона № 402-ФЗ посвящена установлению регламента разработки и принятия федерального стандарта. В частности, устанавливается порядок уведомления разработчиком уполномоченного федерального органа о разработке им федерального стандарта.

      К сожалению, законодатель при этом не акцентирует внимания на разрешении ситуации, когда разработчик может предложить проект стандарта, не предусмотренный программой. По-видимому, такая ситуация будет дополнительно разъяснена позднее в соответствующих инструкциях Минфина России или решениях Совета по стандартам бухгалтерского учета.

      В статье 27 Закона № 402-ФЗ подробно изложена процедура рассмотрения (экспертизы) представленных стандартов, принятия решения по существу и последующей передачи на утверждение (или отклонения) одобренного проекта. При этом, по нашему мнению, недостатком можно считать отсутствие в тексте закона какого-либо упоминания об источниках финансирования работ по разработке федеральных стандартов – хотя бы в части компенсации расходов разработчика по принятым уполномоченным органом стандартам.

      Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

      В статье 28 Закона № 402-ФЗ рассматривается ситуация, когда ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт. В этом случае разработка федерального стандарта должна (может) осуществляться уполномоченным федеральным органом.

      Заключительные положения

      В главе 4 Закона № 402-ФЗ излагаются вопросы, связанные с особенностями применения данного закона, установлением требований к хранению бухгалтерских документов, а также с отменой действующих нормативных актов в сфере регулирования бухгалтерского учета и порядком вступления Закона № 402-ФЗ в силу.

      Хранение документов бухгалтерского учета

      В статье 29 Закона № 402-ФЗ устанавливается обязанность экономических субъектов хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение установленных законодательством сроков, но не менее пяти лет после отчетного года. Дополнительные требования вводятся и к документам, связанным с организацией бухгалтерского учета (учетная политика, стандарты экономического субъекта и др.), для которых также установлены сроки хранения.

      Особенности применения Закона

      В статье 30 Закона № 402-ФЗ устанавливается чрезвычайно важная норма, согласно которой до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные (до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ.

      Вместе с тем данное положение не должно расслаблять сотрудников бухгалтерских служб. До конца 2015 года в соответствии с Планом по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на 2012 – 2015 годы (утв. приказом Минфина России от 11.11.2011 № 440) ранее принятые нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица должны быть приведены в соответствие с МСФО. Кроме того, должны быть разработаны и утверждены новые нормативные правовые акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО. Причем основная масса этих документов должна быть принята до конца 2013 года.

      © Институт профессиональных бухгалтеров московского региона, 2010

      www.ipbmr.ru

      Это интересно:

      • Налоговая декларация бланк заявления Заявление для подачи декларации 3-НДФЛ - бланк и образец Отправить на почту Заявление для подачи декларации 3-НДФЛ не является обязательным документом для отчета о доходах перед налоговой. Но если оно оформлено в виде сопроводительного письма с перечнем прилагаемых […]
      • Как получают материнским капиталом после 2018 года Погашение ипотеки материнским капиталом Средства материнского капитала с учетом многочисленных изменений, внесенных в программу Правительством и Госдумой по состоянию на 2017 год, можно использовать, не дожидаясь достижения ребенком 3 лет, по следующим направлениям: на […]
      • Сколько налоги в сша Какой подоходный налог в США и других странах мира? Отправить на почту Подоходный налог в США и других странах мира интересует не только специалистов, но и читателей. У многих из них возникает вопрос об отличиях налоговых систем и платежей, в том числе и по подоходному […]
      • Как получить страховку при дтп росгосстрах Росгосстрах выплаты по ОСАГО Следующая статья: КАСКО Согаз Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых крупных. Страховые выплаты по ОСАГО во многих городах достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это говорит о надежности рассматриваемой […]
      • Закон прав потребителей двери Права потребителей при покупке дверей Права потребителей при покупке входных и межкомнатных дверей. На сегодняшний день рынок строительных материалов предлагает потребителю большой выбор входных и межкомнатных дверей. Существует вероятность покупки бракованной двери, […]
      • Материнский капитал малоимущим семьям Выплаты из материнского капитала в 2018 году за 2 ребенка Президентом Владимиром Путиным 28 декабря 2017 года подписан новый закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», он вступит в силу уже с 1 января 2018 года. Новый закон предусматривает новые ежемесячные […]
      • Правила и образцы действий Тест на тему: Тест по теме: Что значит жить по правилам Тест по теме: Что значит жить по правилам Тест по теме: Что значит жить по правилам А 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в […]
      • Форма соглашения о неустойке может быть Форма соглашения о неустойке может быть Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]