Приказ 280 дсп мвд россии

| | 0 Comment

Название: приказ 280 дсп мвд рф о взаимодействии
*Скачано раз (за вчера): 133
*Место в рейтинге: 13
*Скачано раз (всего): 1568
*Файл проверен: Nod32

После загрузки файла приказ 280 дсп мвд рф о взаимодействии, Вы получите ссылку, которую сможете размещать на блогах, форумах, личных сайтах, а также отправлять друзьям по электронной почте. Наш хостинг файлов бесплатный, работает без каких-либо ограничений по количеству загружаемых файлов. Сразу после выбора файла приказ 280 дсп мвд рф о взаимодействии начинается его загрузка, после которой Вы незамедлительно получаете рабочую ссылку. Если Вы хотите обратить внимание на свой материал, можете создать пост на блоге, с подробным описанием и, конечно же, фотографиями.

Файл приказ 280 дсп мвд рф о взаимодействии отдается в zip архиве!
ZIP — популярный формат сжатия данных и архивации файлов. Файл в этом формате обычно имеет расширение .zip и хранит в сжатом или несжатом виде один или несколько файлов, которые можно из него извлечь путём распаковки с помощью специальной программы.ZIP — популярный формат сжатия данных и архивации файлов. Файл в этом формате обычно имеет расширение .zip и хранит в сжатом или несжатом виде один или несколько файлов, которые можно из него извлечь путём распаковки с помощью специальной программы.
SEA — небольшая компания, основанная Томом Хендерсоном, его женой Айрин (Irene) и её братом. Формат ARC продавался как shareware и был предназначен для использования пользователями BBS для уменьшения размера скачиваемых и закачиваемых файлов посредством компрессии. Исходные коды утилиты ARC были доступны для скачивания и изучения.

vk.com

Приказ 280 дсп мвд россии

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 мая 2015 года № 322/1807/1807/386

Об утверждении Порядка
взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере
образования, здравоохранения, социальной защиты населения,
внутренних дел Нижегородской области по организации розыска
и предупреждению самовольных уходов детей из учреждений
с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних
Нижегородской области

(с изменениями на 1 марта 2017 года)

————————————————————————
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства здравоохранения, министерства социальной политики, министерства образования
и главного управления МВД Российской Федерации по Нижегородской области от 01.03.2017 № 90/480/355/167

В целях совершенствования взаимодействия по профилактике самовольных уходов детей из учреждений с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних (далее — Учреждения), организации своевременных розыскных мероприятий, предотвращения случаев насилия над детьми, стабилизации криминогенной ситуации в подростковой среде, а также повышения эффективности исполнения требований Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел Нижегородской области по организации розыска и предупреждения самовольных уходов детей из Учреждений.

2. Руководителям Учреждений обеспечить исполнение данного приказа.

3. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, муниципальных районов и городских округов Нижегородской области руководствоваться данным приказом при проведении и организации розыска и предупреждения самовольных уходов детей из Учреждений.

4. Признать совместный приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 25.06.2010 N 286, министерства образования Нижегородской области от 19.07.2010 N 847, ГУВД по Нижегородской области от 30.06.2010 N 495 утратившим силу.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области С.Н. Кошелеву, заместителя министра образования Нижегородской области Е.Л. Родионову, начальника отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Т.А. Боровкову, начальника полиции ГУ МВД России по Нижегородской области Г.Г. Ткаченко. (п. 5 изложен в новой редакции приказом министерства здравоохранения, министерства социальной политики, министерства образования и главного управления МВД Российской Федерации по области от 01.03.2017 № 90/480/355/167 — см. предыдущую редакцию)

Министр социальной политики
Нижегородской области А.А.Кавинов

Министр образования
Нижегородской области С.В.Наумов

Министр здравоохранения
Нижегородской области Г.Н.Кузнецов

Начальник главного управления МВД России
по Нижегородской области И.М.Шаев

Приложение. Порядок взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел Нижегородской области по организации розыска и предупреждению самовольных уходов детей из .

Приложение
к приказу
от 12.05.2015 № 322/1807/1807/386

Порядок
взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере
образования, здравоохранения, социальной защиты населения,
внутренних дел Нижегородской области по организации розыска
и предупреждению самовольных уходов детей из учреждений
с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних
Нижегородской области

(в ред. приказа министерства здравоохранения, министерства социальной политики, министерства образования
и главного управления МВД Российской Федерации по области
от 01.03.2017 № 90/480/355/167)

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок регламентирует порядок взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел Нижегородской области (далее — Взаимодействующие стороны), при организации розыска и по предупреждению самовольных уходов детей из учреждений с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних Нижегородской области (далее — Учреждения).

1.2. К Учреждениям с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних относятся:
— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры социальной помощи семье и детям, имеющие стационарное отделение);
— муниципальные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, с наличием Интерната;
— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— государственные общеобразовательные организации (с наличием Интерната);
— организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе санаторного типа;
— профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, подведомственные министерству образования Нижегородской области, на балансе которых имеются общежития. (абзац введен приказом министерства здравоохранения, министерства социальной политики, министерства образования и главного управления МВД Российской Федерации по области от 01.03.2017 № 90/480/355/167)

1.3. Самовольным уходом ребенка из Учреждения является отсутствие ребенка на территории Учреждения без установленной причины.
Фиксация факта самовольного ухода ребенка из Учреждения происходит при подаче письменного заявления в дежурную часть органов внутренних дел по месту нахождения Учреждения.

1.5. Основными задачами Взаимодействующих сторон по предупреждению самовольных уходов детей из Учреждений являются:
— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении них;
— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
— социально-педагогическая реабилитация и оказание психолого-медико-социальной и правовой помощи несовершеннолетним Учреждений, склонным к самовольным уходам.

1.6. Совместная деятельность по предупреждению самовольных уходов детей из Учреждений и организации их розыска включает:
— проведение совместных мероприятий по предупреждению правонарушений и самовольных уходов детей с целью принятия конкретных мер по устранению причин и условий, им способствующих;
— оперативный обмен информацией о детях, самовольно покинувших Учреждения;
организацию профилактических мероприятий с несовершеннолетними Учреждений;
— инструктивную работу с сотрудниками Учреждений;
— ведение мониторинга самовольных уходов детей из Учреждений;
— содействие в организации розыскных мероприятий;
— работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних в целях устранения причин и условий, способствующих предупреждению совершения несовершеннолетними самовольных уходов из Учреждений.

2. Компетенция взаимодействующих сторон по организации

розыска и предупреждению самовольных уходов детей
из Учреждений

2.1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения (далее — Учредители):

2.1.1. Контролируют деятельность подведомственных Учреждений за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Нижегородской области при организации розыска и проведении мероприятий по предупреждению самовольных уходов детей из Учреждений, а также деятельность по устранению причин и условий, способствующих им.

2.1.2. Проводят ежеквартальный мониторинг самовольных уходов детей из Учреждений и сверку данных с органами внутренних дел (приложение к Порядку).

2.1.3. Принимают участие в проведении совместных семинаров, совещаний, иных мероприятий по профилактике самовольных уходов детей.

2.1.4. Принимают решение о привлечении к ответственности руководителей Учреждений, не обеспечивших устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам детей, в порядке, установленном действующим законодательством.

2.2. Органы внутренних дел России по Нижегородской области:

2.2.1. Руководители органов внутренних дел организуют работу и осуществляют контроль по розыску несовершеннолетних в соответствии с нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2.2.2. Организуют проведение профилактической работы в Учреждениях по правовой пропаганде, профилактике безнадзорности и правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних.

2.2.3. Принимают участие в проведении совместных семинаров, совещаний, иных мероприятий по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних.

2.2.4. Информируют органы государственной власти и местного самоуправления о причинах и условиях, способствующих самовольным уходам.

2.2.5. Обеспечивают ежеквартальный мониторинг самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений и сверку данных с органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой населения.

2.2.6. Вносят предложения руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, о привлечении к ответственности руководителей и сотрудников Учреждений, не обеспечивших устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних, в порядке, установленном действующим законодательством.

2.3.1. Организуют проведение профилактической работы с несовершеннолетними в Учреждениях, принимают меры по профилактике самовольных уходов, устранению причин и условий, способствующих им.

2.3.2. Ведут банк данных несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам.

2.3.3. Взаимодействуют с образовательными учреждениями, где обучаются несовершеннолетние, для получения незамедлительной информации о неявке на занятия либо о самовольном уходе несовершеннолетних из Учреждения.

2.3.4. Проводят работу с родителями (законными представителями) в целях устранения причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними самовольных уходов из Учреждений.

2.3.5. Осуществляют ежемесячный мониторинг самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений.

2.3.6. Принимают решение о привлечении к ответственности сотрудников Учреждений, не обеспечивающих устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних, в порядке, установленном действующим законодательством о труде.

2.3.7. Проводят служебные расследования по каждому факту совершения несовершеннолетним самовольного ухода.

3. Порядок действий Учреждений при установлении факта
самовольного ухода несовершеннолетнего и организации
его розыска

3.1. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из Учреждения руководитель Учреждения обязан по истечении 2 часов по телефону сообщить об этом в дежурную часть районного отдела внутренних дел, после чего в течение 1 суток лично обратиться с письменным заявлением в дежурную часть по месту нахождения Учреждения.

3.2. При подаче заявления о розыске несовершеннолетнего руководителем Учреждения предоставляются:
— описание примет внешности: рост, телосложение, наличие особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);
— описание одежды, в которой ушел ребенок;
— описание предметов, которые имел при себе несовершеннолетний;
— информация о взаимоотношениях самовольно ушедшего несовершеннолетнего с учащимися, другими детьми, конфликтных ситуациях в детском коллективе, вследствие которых ребенок мог самовольно покинуть Учреждение;
— сведения о том, где ранее проживал ребенок, полные данные о родителях, родственниках, друзьях, знакомых, у которых может находиться ребенок, местонахождение несовершеннолетнего при предыдущих самовольных уходах;
— состояние физического и психического здоровья;
— дата, время и место ухода, возможная причина ухода;
— иные сведения, способствующие оперативному розыску несовершеннолетнего.
К заявлению прилагается фотография разыскиваемого ребенка, соответствующая его возрасту, данные паспорта или свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

3.3. После регистрации в районном отделе внутренних дел заявления о розыске несовершеннолетнего руководитель Учреждения получает от дежурного сотрудника полиции, принявшего заявление, талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.

3.4. Незамедлительно информирует Учредителя об отсутствии несовершеннолетнего в Учреждении.

3.5. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего Учреждение проводит мероприятия, направленные на розыск несовершеннолетнего, оказывает содействие органам внутренних дел при проведении розыска самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений.

3.6. По истечении 10 суток руководитель Учреждения направляет Учредителю информацию о принятых мерах по розыску и предупреждению уходов ребенка, мероприятия по его реабилитации и другие сведения.

3.7. В случае возвращения несовершеннолетнего в Учреждение руководитель незамедлительно обращается в районный отдел внутренних дел с заявлением о прекращении его розыска.

4. Порядок действий органа внутренних дел при поступлении
информации о факте самовольного ухода несовершеннолетнего
из Учреждения и организации его розыска

4.1. Организационное обеспечение неотложных действий по розыску несовершеннолетних возлагается на оперативного дежурного органов внутренних дел:
— при поступлении заявления (сообщения) о самовольном уходе несовершеннолетнего из Учреждения регистрирует его, заполняет бланк протокола заявления, оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю, составляет ориентировку на разыскиваемого и ориентирует на розыск по имеющимся приметам дежурные наряды органов внутренних дел, а также другие органы внутренних дел и линейные отделы;
— обеспечивает выезд к месту последнего пребывания (жительства) разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы или информирует дежурную часть органа министерства внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего для направления дежурных нарядов;
— организует опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего;
— осуществляет проверку по оперативно-справочным учетам, в том числе центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, по учетам происшествий и несчастных случаев, медицинских учреждений, моргов;
— организует поисково-спасательные работы при наличии предложений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих жизни, и во всех случаях исчезновения малолетних детей, принимает решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев (волонтеров);
— при обнаружении признаков, прямо или косвенно указывающих, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении его преступления, организует мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных лиц.

4.2. Действия членов следственно-оперативной группы регламентируются приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.03.2008 N 280-дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений».

4.3. Сотрудники патрульно-постовой службы после получения ориентировки проводят розыскные мероприятия по маршрутам патрулирования, проверяют места массового скопления людей, места возможного пребывания несовершеннолетнего на улицах.

4.4. Сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения после получения ориентировки проверяют автотранспорт, контролируют автотрассы.

4.5. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4.6. Дежурный органа внутренних дел не вправе отказать в приеме заявления (телефонного сообщения) о безвестном исчезновении лица по мотивам исчезновения на территории, обслуживаемой другим органом внутренних дел. В этих случаях принимаются все возможные неотложные меры, а затем материал передается в орган внутренних дел по месту исчезновения. Если исчезновение произошло в другом населенном пункте, необходимые для розыска сведения передаются в этот орган внутренних дел телеграфом, а материалы высылаются почтой. Заявителю разъясняют принятые меры, информируют о том, куда ему следует в дальнейшем обращаться.

4.7. При безвестном исчезновении лица по пути следования железнодорожным, воздушным, водным транспортом или на объектах обслуживания органов внутренних дел на транспорте неотложные действия неотложные действия по розыску осуществляются дежурными частями органов внутренних дел на транспорте.

4.8. После проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий начальник органа внутренних дел поручает дальнейшую проверку по заявлению (сообщению) письменной резолюцией руководителю уголовного розыска.

4.9. Информация о результатах проведения розыска несовершеннолетнего направляется руководителю Учреждения.

4.10. Должностные лица органов внутренних дел осуществляют работу с несовершеннолетними, самовольно ушедшими из Учреждений, в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

Приложение. Мониторинг самовольных уходов несовершеннолетних

Приложение
к Порядку взаимодействия органов, осуществляющих
управление в сфере образования, здравоохранения,
социальной защиты населения, внутренних дел Нижегородской
области по организации розыска и предупреждению самовольных
уходов детей из учреждений с круглосуточным пребыванием
несовершеннолетних Нижегородской области

Мониторинг самовольных уходов несовершеннолетних

_________________________________________________
(полное название) учреждения
в ___ квартале _______ года

docs.cntd.ru

oueevfq’s soup

Приказ мвд рф 280 04.04.2009

Приказ мвд рф 280 04.04.2009

Информация о файле:
Добавлен: 04.06.2015
Скачали: 141
Рейтинг: 443 из 1055
Скорость загрузки: 24 Mbit/s
Файлов в категории: 466

4 апр. 2009 г. — МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ. от 4 апреля 2009 г. N 280. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Основных приказ МВД России от 4 апреля 2009 г. № 280 «Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года». Одной из основных составляющих Очень срочно нужен приказ МВД РФ № 19 (который вместо 490 — по Нужен приказ МВД №280 от 04.04.2009 что-то о концепции Приказ МВД РФ от 4 апреля 2009г. № 280 «Об утверждении концепции информатизации ОВД РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года»;. ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МВД РОССИИ общества Приказом МВД РФ от 04.04.2009 N 280 утверждена Концепция 19 марта 2015 г. — 2013 n 187 «о признании утратившим силу приказа мвд россии от 3 февраля 2005 Г. N . ПРИКАЗ МВД РОССИИ от 04.04.2009 N 280 28 окт. 2014 г. — Приказ МВД России от 26 марта 2008 года № 280 дсп «Об организации взаимодействия Приказ МВД РФ №280 от 04.04.2009 года.Нужен приказ МВД №280 от 04.04.2009 что-то о концепции информатизации Помогите найти Распоряжение МВД РФ от 28.04.2009 №280 от 04.04.2009 г. «Об утверждении Концепции информатизации органов внутрен- них дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России Информационные подразделения Министерства внутренних дел РФ России до 2012 года Приказ МВД России от 04.04.2009 № 280 // «База данных

oueevfq.soup.io

Как жить эксперту?

вкл. 30 июля 2012 . . Просмотров: 2361

Начальнику ГУ МВД по . Москве

Уважаемый Анатолий Иванович!

В профсоюз поступило обращение экспертов из ЭКЦ по ВАО ГУ МВД России по г. Москве. Вот его дословное содержание:

«В связи с большим количеством выездов на места происшествий экспертами-криминалистами просим Вас рассмотреть работу экспертов в ЭКЦ УВД по ВАО.

В приказе N 646 от 20 декабря 2006 г. О совершенствовании работы дежурных следственно-оперативных групп органов внутренних дел, организация раскрытия и расследования преступлений по «горячим следам» в главе 4 пункт 4.6. и п.п. 4.6.8. сказано: «сотрудник экспертно-криминалистического подразделения не позднее 7 суток с момента окончания осмотра места происшествия, изготавливает и направляет фототаблицы в адрес подразделения, ведущего расследование».

Эксперт, работая в суточном дежурстве осуществляет от 8 до 20 и более выездов на места происшествий, что противоречит приказу № 280 дсп от 26 марта 2008г. «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений» глава 2, п. 7.2, п.п. 9. где сказано: «Силами одной и той же СОГ в течение дежурных суток может быть осуществлено, как правило, не более 2-3 выездов. В условиях осложнения оперативной обстановки может создаваться несколько дежурных СОГ».

При такой нагрузке мы не успеваем распечатывать фотографии и изготавливать фототаблицы в пятидневный срок (сутки работаем, сутки отдыхаем 7-2=5).

На дежурных сутках эксперт постоянно находиться на ОМП (обед и сон отсутствует) через 3 дня своих выходных следующие дежурные сутки наступает такая же загруженная смена и на изготовление фототаблиц почти не остаётся времени. Приходится свой отсыпной после дежурных суток ехать в другой конец Москвы, как, например в ЭКЦ по ВАО, — распечатывать фотографии и в оставшиеся свои выходные изготавливать фототаблицы, чтобы успеть на 5 день их сдать руководителям ЭКЦ по ВАО, потому что 6,7 день попадают выходными.

За просроченные сроки по фототаблицам нам грозит выговор либо увольнение из органов внутренних дел. А так же новым личным устным распоряжением ЭКЦ по ВАО сотрудники экспертных подразделений обязаны предоставлять готовые фототаблицы с сопроводительными письмами в Управление ЭКЦ по ВАО, откуда данные фототаблицы отправляются в канцелярию округа.

В связи с этим сроки доставления фототаблиц в отделы дознания и следствия ОВД увеличиваются. Руководство ЭКЦ по ВАО не желает идти нам на уступки о продлении сроков и на совещаниях постоянно говорит о увольнении со службы. Мы предлагаем печатать фотототаблицы на цветном принтере на рабочим месте, что ускорило бы их изготовление. Для этого не нужна поездка в ЭКЦ по ВАО.

Поэтому просим Вас разобраться с такими «устными указаниями», провести проверку организации работы ЭКЦ ВАО, с целью добиться человеческого отношения к сотрудникам.

Эксперты по обслуживанию отделов МВД России МРО ЭКЦ УВД по ВАО ГУ МВД России города Москвы.»

Профсоюз поддерживает данное обращение и просит Вас провести соответствующие проверки не только в УВД по ВАО, но и в других округах, т.к. такая же ситуация сложилась по всей Москве.

www.prof-police.ru

1. Вводная часть- 10мин.

2. Основная часть — 70 мин.

1. Понятие, задачи и принципы взаимодействия следователя и органов дознания.

2. Этапы взаимодействия.

3. Формы взаимодействия.

4. Психологические аспекты тактики взаимодействия.

3. Заключительная часть — 10 мин.

ЦЕЛЬ: Изучение форм и этапов взаимодействия следователя с различными службами ОВД.

МЕСТО: Лекционный зал.

Метод изложения — рассказ, объяснение с показом.

Материальное обеспечение: ТСО, презентация.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 12.08.1995 года № 144-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.

5. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.

6. Криминалистика. Курс лекций. В 2-х частях. / СПбУ МВД России; сост. Е.В. Кузбагарова и др. – СПб.: 2015 г. Часть 1: введение в криминалистику, криминалистическая техника. 2015 . 340 с.

7. Криминалистика. Курс лекций. В 2-х частях. / СПбУ МВД России; под общ. ред.и др. – СПб.: 2016 г. Часть 2: криминалистическая методика. 2016. 276 с.

8. Криминалистика: учебник / под ред. Челышевой О.В. – СПб.ун-т МВД России. –СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2017 г– 580 с.

9. Криминалистика. Словарь терминов и определений /сост. Бачиева А.В, Виноградова А.Н. – СПб.: 2015 . — 39 с.

1. Криминалистика: Схемы и терминология: учебно-методическое пособие. 3- изд.. перераб. и доп. / под ред. И.А. Возгрина, К.И. Сотникова. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010.

2. Криминалистика: Учебник/Под ред. А.Г. Филиппова. М., 2007.

3. Криминалистика. Под ред. Герасимова И.Ф. М.,2004.

4. Криминалистика. Учебник под редакцией Пантелеева И.Ф. и Селиванова Н.А. М., «Юридическая литература», 2003.

5. Криминалистика. Учебник под ред. проф. Н.П. Яблокова. М.,2005.

6. И.А. Возгрин. Введение в криминалистику: История, основы теории, библиография. СПб., 2004.

7. Криминалистика: проблемы теории и практики: сборник научных трудов/ МВД РФ УрЮИ Каф. криминалистики. — Екатеринбург. – 2010. Вып. 1 — 2: (2009-2010). — 2010.

8. Драпкин, Леонид Яковлевич. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011.

9. Криминалистика: учебник для вузов / ред. А. Г. Филиппов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2009.

10. Исютин-Федотков, Дмитрий Владимирович. Криминалистический словарь-справочник: справочное издание / Д. В. Исютин-Федотков. — М.: Юрлитинформ, 2010.

11. Сборник задач по криминалистике: практикум/ДГСК МВД России.М.: ДГСК МВД России, 2012 – 168 с.

12. Практикум по криминалистике: практикум/ДГСК МВД России; ред.А.Г. Филиппов. – М.: ДГСК МВД России, 2012 – 152 с.

13. Терминологический словарь-справочник по криминалистике: словарь/ДГСКМВД России, сост. Г.Ю.Лутошкин, К.И. Сотников, О.В. Челышева, ред. А.В. Агафонов. – М.: 2011 – 90 с.

14. Криминалистика. Том 2. Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Учебник для уголовного розыска. Под ред. Проф. Филиппова А.Г. и доцента Кузнецова А.А. Омск, 1993. Гл. 17.

15. Криминалистика. Под ред. Проф. Т.А. Седовой и проф. А.А. Эксархопуло. СПб, 1995. Гл. 4.

16. Взаимодействие следователя с органами дознания. Учебное пособие / Каплан Л.С.; Под общ. ред.: Севрюгин В.Е. — Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1999. — 88 c.

17. Климович Е.А. Взаимодействие следователя с органами дознания // Криминалистические и уголовно-процессуальные аспекты предварительного следствия. Сборник материалов межвузовской слушательской научно-практической конференции (16 декабря 1999 года). — Челябинск: Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2000, Вып. 1. — С. 132-133.

18. Кругликов А.П. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручениям следователя // Уголовное право. 2003. № 3.

19. Плеханов А. В. Следственно-оперативная группа как одна из организационных форм взаимодействия органов следствия и дознания [Текст] / А. В. Плеханов // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 84-87.

20. Цоколов И.А. Процессуальные и криминалистические особенности расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой. Дис. к.ю.н. М.: Государственной учреждение Всероссийский НИИ МВД РФ, 2011. С.23-24

21. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства РФ и Российской Империи) // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола» / Под. ред. Д.ю.н., проф., О.А. Галустьяна, к.ю.н., доцента О.И. Цоколовой. М.: МосУ МВД России, 2003. – С. 89.

1. Понятие, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания.

В раскрытии и расследовании преступлений взаимодействие правоохранительных органов — это залог успеха. Каждый орган действует своими методами и средствами раскрытия и расследования преступлений, поэтому так важно использовать все возможности, использовать их в комплексе для того, чтобы всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства уголовного дела, добиться того, чтобы преступник не ушел от ответа, чтобы не был осужден невиновный, сделать все возможное для предупреждения аналогичных и иных преступлений.

Правовые основы рассматриваемой деятельности заложены в ряде законных и подзаконных актах. В Конституции РФ заложены основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, которые обеспечиваются, в том числе, правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

П. ч. Ст. 38 УПК РФ представляет следователю право по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органа дознания обязательными.

Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 — ФЗ от 12 августа 1995 года предусматривает основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе, наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (п.п. 1 и 3 ст. 7).

Взаимодействие регулируется также приказом и указаниями Генерального прокурора РФ по вопросам организации следственной работы. Например, указание об организации постоянно действующих следственно-оперативных групп и другие. Взаимодействие регулируется также приказами и инструкциями МВД РФ, в том числе Приказ МВД России от 26 . 03 . 2008 N 280 — дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» .

Таким образом, понятие рассматриваемого взаимодействия можно определить следующим образом: Взаимодействие следователя с оперативными работниками и сотрудниками других служб органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений — это основанная на законах и подзаконных актах согласованная деятельность по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений, в том числе, по изобличению виновного.

Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

· обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;

· своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

· всестороннее полное и объективное расследование преступлений;

· совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников;

· выявление, пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению;

· осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

(В определении понятия взаимодействия термины пресечение и предупреждение объединены в термине предотвращение).

К принципам взаимодействия относятся следующие важные положения или правила:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона .

Широкие полномочия представляет органам дознания ст. 144 и ст. 157 УПК РФ, в соответствии с которой орган дознания проводит неотложные следственные действия и иные процессуальные действия, а затем, если по данному делу производство предварительного следствия обязательно, обязан передать дело следователю.

Следователь вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе вызвать для участия в следственном действии специалиста, незаинтересованного в исходе дела.

2. Организующая роль во взаимодействии принадлежит следователю. И инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда следует привлечь на помощь. Соответствующие подразделения (службы) обязаны выполнить поручение следователя. Сотрудники других служб могут проявить инициативу, предложить следователю свою помощь, проверить свои учеты и сообщить результаты. Оперативные сотрудники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, не разглашая источников и способов их получения. В такой ситуации следователь и оперативный совместно проводят объективную проверку и реализацию информации. Следователь вправе знакомить оперативного работника с материалами уголовного дела.

На стадии предварительной проверки материалов о преступлении оперативные работники консультируются со следователем и совместно решают, как реализовать оперативные материалы.

3. Самостоятельность органа дознания в выборе в рамках действующего закона средств и методов оперативно-розыскной деятельности, которые перечислены в ст. 6 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, № 144 — фз. Оперативный работник самостоятельно осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, сам определяет поисковые мероприятия, для проведения которых могут быть использованы силы и средства других служб. Он несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий

4. Важнейшим принципом взаимодействия является плановость. Эффективным является согласование планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, регламентируются раздельные планы, ибо в плане оперативно-розыскных мероприятий расшифровываются конкретные оперативно-розыскные меры. Если же можно этого избежать, составляется общий план, особенно по неоконченным преступлениям. В плане указываются версии, вопросы, подлежащие выяснению, конкретные действия для их проверки, конкретные исполнители и сроки исполнения. План определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб.

Для проведения наиболее сложных следственных действий, для проведения тактических операций составляются отдельные планы. Планы обычно утверждаются начальниками следственного подразделения и оперативных служб.

1. Непрерывность взаимодействия означает, что оно возникает при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела до того момента, когда необходимость во взаимодействии отпадает. По наиболее серьезным, делам она продолжается на протяжении всего предварительного и судебного следствия. При этом желательно, чтобы на протяжении всего следствия работали одни и те же оперативные работники.

2. Этапы взаимодействия.

При раскрытии и расследовании преступлений взаимодействие следователя с работниками дознания распадается на пять этапов.

Первый этап начинается от предварительной или до следственной проверки материалов о преступлении, и продолжаются до момента возбуждения уголовного дела. Чаще всего такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует необходимые материалы, получает объяснения, документирует отдельные факты, принимает меры к сохранению следов, принимает меры к пресечению преступления. Инструкцией об организации взаимодействия (смотри название в первом разделе лекции) рекомендуется оперативному работнику консультироваться со следователем, совместно анализировать материалы, оценивать факты, имеющиеся в заявлении или сообщении, чтобы не ошибаться в решении: имеются ли в материалах признаки преступления, если да, то какого именно. По признакам определенного преступления возбуждается уголовное дело. Противопоказано проводить проверку по материалам, в которых имеются очевидные признаки преступления. В этих условиях дело должно быть возбуждено немедленно.

Нередко первый этап взаимодействия начинается с выезда на место происшествия. Во время осмотра следователь дает оперативным работникам поручения о работе по горячим следам, работе по установлению очевидцев, потерпевших, свидетелей, о розыске похищенного, орудий преступления. К этой работе привлекаются участковый инспектор, который использует общественность и другие возможности. Таким образом, работает не только следственно-оперативная группа, но и другие работники дознания. Всю работу организует следователь.

Специалист-криминалист по указанию следователя помогает обнаруживать, фиксировать и изымать следы и другие вещественные доказательства, иногда проводить предварительное исследование, помогает правильно описать в протоколе осмотра обнаруженное.

Инспектор — кинолог применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления, вещественных доказательств, например, пуль и гильз и других предметов, имеющих значение для дела. Совместно с оперативными работниками он принимает участие в преследовании и задержании преступника.

Участковый инспектор, кроме указанного выше, сообщает следователю сведения об особенностях места совершения преступления, о пострадавших и лицах, могущих представлять интерес для следствия.

Работник ГИБДД организует оказание помощи пострадавшим, принимает меры для сохранения обстановки, следов происшедшего, розыска скрывшегося водителя, помогает следователю в осмотре транспортного средства, обеспечивает медицинское освидетельствование водителя для установления состояния опьянения от алкоголя или наркотика.

Все сведения, полученные в процессе осмотра места происшествия, передаются в дежурную часть ОВД: о характере преступления, о приметах заподозренных лиц, путях их отхода с места происшествия, наличия у них транспортных средств, оружия и другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Дежурный информирует начальника ОВД, организует перекрытие путей отхода преступников, высылает группы захвата, предпринимает все необходимые меры в данной ситуации. По результатам осмотра и анализа полученных данных возбуждается уголовное дело или выносится постановление об отказе в возбуждении дела.

Второй этап начинается с момента возбуждения дела до окончания первоначальных действий.

На совместных совещаниях анализируются полученные данные, выдвигаются версии о событии преступления, строятся мысленные модели о механизме происшедшего, составляется информационный портрет предполагаемого виновного (возможные приметы преступника). Вырабатывается совместный план расследования или два скорректированных плана (следственный и оперативный) с указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения. Некоторые следственные действия следователь поручает выполнить оперативным работникам. Почти ежедневно проводится корректировка плана или планов, составляются и заслушиваются отчеты о выполненных мероприятиях, производится отметка в планах. Контроль за реализацией следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказание практической помощи осуществляют начальник следственного и оперативного подразделений.

Третий этап взаимодействия начинается после установления личности подозреваемого и заканчивается с завершением последующих следственных действий. На этом этапе должно быть принято важное решение о выборе меры пресечения. Оперативный работник помогает следователю выяснить следующие вопросы: будет ли подозреваемый продолжать преступную деятельность, не намерен ли он скрыться от следствия и суда, какова его характеристика, семейное и финансовое положение. Если избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, предпринимаются определенные меры в целях предупреждения уклонения обвиняемого следствия и суда: направляется сторожевой листок в паспортный отдел по месту регистрации обвиняемого, в необходимых случаях – извещение в отдел кадров по месту работы. Оперативные работники изучают поведение обвиняемого для выявления его намерений скрыться от следствия и суда. При наличии соответствующих данных следователь рассматривает вопрос об изменении меры пресечения.

Четвертый этап – завершения расследования. Следователь решает, все ли версии проверены, соблюдены все требования процессуального закона, достаточно ли доказательств для изобличения виновного, устранены ли противоречия, правильно ли применен уголовный закон. Для устранения возможных пробелов и недоработок следователь дает поручения оперативным работникам.

Осуществляя взаимодействие на заключительном этапе, следователь совместно с работниками уголовного розыска и экспертами-криминалистами выполняют мероприятия в той части совместных планов, которая относится к комплексным мероприятиям по профилактике правонарушений, подготавливают и выносят обобщенные представления по устранению условий, способствующих совершению преступлений, готовят материалы для средств массовой информации.

Пятый этап судебное следствие. Хотя этого этапа нет в учебниках криминалистики, он очень важен для успешного судебного рассмотрения дела. Особенно в современных условиях, когда психологическое и иное давление на подсудимого, свидетелей, экспертов нередко приводит к отказу от прежних показаний, к изменению показаний, к представлению суду новых доказательств, вызывающих сомнение. Быстрая проверка и установление важных фактов, нахождение и вызов в суд необходимых свидетелей помогают сократить сроки судебного следствия и установить истину по уголовному делу. Несмотря на то, что этот этап взаимодействия суда и оперативных работников не относится к предварительному расследованию, мы сочли возможным включить его в настоящую лекцию.

3. Формы взаимодействия.

1. Совместная работа в следственно-оперативной группе. Такие группы в последнее десятилетие появились почти повсеместно. Идея их создания заключается в том, чтобы действовать целенаправленно, объединенными усилиями стремясь быстро раскрывать преступление и собирать допустимые доказательства, изобличающие виновного. Следственной практикой апробированы четыре вида СОГ:

1. Дежурная СОГ (при дежурной части ) — обеспечивает незамедлительное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Также по необходимости в группу могут быть включены сотрудники и иных подразделений.

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле­нии сообщения о преступлении – пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур­ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма­тивными актами. Правильная и своевременная организация выезда на место про­исшествия, его квалифицированный осмотр следователем – непремен­ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу­пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин­формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото­рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры­тию преступления по «горячим следам»

При этом участие следователя в работе дежурной группы по сообщениям о преступлениях, предварительное следствие по которым обязательно, представляется безусловно необходимым. Так, оперуполномоченный не всегда может возбудить уголовное дело в связи с отнесением того или иного состава преступления к подследственности следственного органа. Более того, принятие решения о возбуждении уголовного дела исключительно следователем (по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно) обоснованно тем, что следователь может взвешенно и объективно рассмотреть тот или иной материал, принимая на себя ответственность за дальнейшую судьбу уголовного дела. Проблема участия следователя может быть решена посредством создания постоянно действующих следственно-оперативных групп, незамедлительным привлечением дежурного следователя, в том числе с его возможным заблаговременным извещением о факте планируемого оперативно-розыскного мероприятия. При этом своевременное и законное вмешательства следователя можно назвать результатом эффективно организованного взаимодействия следователя, следственного органа в целом и органа дознания.

1. Специализированная СОГ (постоянно действующая) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены. Важность такого вида СОГ трудно переоценить. В связи с подчеркиванием законодателем особого значения тех или иных охраняемых уголовным законом объектов, необходима и реакция правоприменителя, направленная на более эффективное и результативное раскрытие, расследование, а порой и выявление отдельных видов преступлений. К таким видам современная российская практика относит преступления террористической направленности, коррупционные преступления, преступления в отношении несовершеннолетних потерпевших, иные особо тяжкие преступления против личности и другие. Необходимость в создании постоянно действующих СОГ обусловлена определенной сложностью расследуемой категории преступлений, повышенных требований к профессиональным качествам сотрудников – членов СОГ, особой потребностью в оперативном и качественном следственном реагировании на факты преступных деяний.

2. Целевая СОГ (временная) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу. Создание таких групп особенно востребовано на начальной стадии расследования уголовных дел при необходимости в выполнении большого количества следственных действий в условиях качественного оперативного сопровождения в максимально сжатые сроки – при собирании доказательств в ходе выполнения неотложных следственных действий, раскрытия преступления по горячим следам. Создание таких групп также целесообразно для выполнения ряда следственных действий (оперативных мероприятий) на сравнительно большой территории, а также при повышенной сложности расследования уголовных дел о множественных эпизодах преступной деятельности, в отношении нескольких лиц.

3. Совместная СОГ (бригада) — для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники Следственного комитета РФ, органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, МВД и др.

Следственно-оперативные группы создаются совместными приказами надзирающего прокурора и начальника органа дознания. В приказе перечисляются все лица, входящие в группу: следователь, принявший дело к своему производству, и оперативные работники. Возглавляет группу и руководит ее действиями следователь. Руководитель группы вправе определить содержание планов оперативно-розыскных мероприятий, иметь подробную и полную текущую информацию о результатах указанных мероприятий, обсуждать и планировать порядок реализации полученных оперативно-розыскных данных. Обычно группа собирается один раз в сутки в удобное для нее время, если следствие ведется в пределах одного населенного пункта, происходит обмен информацией, принимаются совместные решения, корректируется план расследования. При этом учитываются психологическая характеристика каждого члена группы для создания условий эффективной работы в паре, с определенным задержанным, подозреваемым, обвиняемым, в определенной сфере деятельности этих лиц (коммерции, банковской деятельности, государственной деятельности и т.п.).

2. Составление единого плана расследования либо раздельных, но согласованных планов, о чем уже говорилось выше, когда рассматривались этапы взаимодействия. Совместное планирование способствует координации действий, осуществлять надлежащий контроль и надзор за работой, выявлять ошибки, упущения следствия, принимать меры к их устранению. Надзор осуществляют начальники следственного и оперативного подразделений, надзирающий прокурор. Оперативный контроль осуществляет следователь, принявший дело к своему производству. Планы динамичны, они постоянно дополняются и изменяются.

3. Постоянный обмен информацией, добытой следственным и оперативным путем. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к преступлению, к характеристике и действиям лиц, проходящих по делу, своевременно знакомит с нею следователя. Оперативные работники осуществляют информационное обеспечение следственных действий: допроса, обыска, и др. Сообщают сведения о лицах, которые будут допрашиваться, о расположении помещений, которые будут подвергнуты обыску и т. п. Следователь сообщает оперативным работникам результаты использования полученной от них информации.

4. Производство следственных и розыскных действий оперативными работниками по поручению следователя ( п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ). Поручения о розыскных действиях должны содержать конкретные вопросы, на которые следователь хочет получить ответ, и конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые, по мнению следователя должны быть проведены. Например: прошу установить лиц, которые 17 мая в промежутке времени от 21 до 23-х часов видели в районе станции Всеволожская подозрительных лиц, их приметы. Полагаю, что необходимо провести повторный обход с опросом граждан и опросить пассажиров электропоездов, проходивших в указанное время, которые садились в поезда и выходили из них. Образец опросного листа прилагаю. Могут быть поручены и другие мероприятия, предусмотренные ст. 6 «Закона об ОРД». В поручении содержится необходимая для организации оперативно-розыскной работы информация. Не исключаются и личные контакты следователя с исполнителями его поручений. Использование следователем оперативной информации должно исключать расшифровку источников оперативно-розыскных данных.

Поручения о производстве следственных действий следователь дает в необходимых случаях: при одновременных допросах многих лиц, при необходимости допросить кого-то в таком месте, куда сам следователь выехать почему-либо не может, по другим тактическим соображениям. Во всех случаях в поручении излагается необходимая информация и план допроса. Иногда план допроса разрабатывается совместно: со следователем и оперативным работником.

Кроме допросов оперативным работникам поручаются и другие следственные действия: обыски, выемки, осмотры, наложение ареста на имущество, если следователь считает это необходимым. Во всех случаях передается необходимая информация и составляется план следственного действия.

5. Участие оперативных работников в следственных действиях, проводимых следователем. Особенно это касается осмотра места происшествия и обыска. При осмотре места происшествия оперативные работники обеспечивают охрану места происшествия, помогают пригласить понятых, работают на слух, выявляют очевидцев и других свидетелей, выявляют последствия происшедшего, помогают организовать прочесывание местности, осмотреть труднодоступные и слабо освещенные или совсем неосвещенные места и т.п. При производстве обыска сотрудники милиции наблюдают за обыскиваемым, специалисты криминалисты используют поисковые приборы, помогая обнаружить тайники, помогают передвигать тяжелые предметы, фиксировать на пленку места обнаружения вещественных доказательств и обнаруженные предметы, помогают упаковывать их т.п.

При производстве следственного эксперимента оперативные работники обеспечивают охрану арестованного, автомобильный и другой транспорт, выполняют техническую работу, помогают подавать сигналы, фиксировать на пленку ход эксперимента, обеспечивают места. При осмотре места происшествия с участием обвиняемого, свидетеля, потерпевшего (проверке показаний на месте) оперативные работники выполняют те же действия, что при следственном эксперименте.

6. Совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий, проводимых по плану и без плана (экстренных). Чаще всего такие обсуждения проводятся в ходе служебных совещаний в связи с необходимостью обмена информацией и определения дополнительного хода расследования.

7. Отчеты оперативных работников, следователей и экспертов о ходе выполнения плановых мероприятий перед своими руководителями. Такие заслушивания способствуют осуществлению контроля за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказанию практической помощи в их выполнении. Подобные отчеты особенно действенны по делам о нераскрытых преступлениях.

8. Совместные обсуждения профилактических мер на основе анализа однородных преступлений на конкретном участке, условий, способствовавших совершению конкретного преступления. Выносятся совместные представления, сообщается информация в соответствующие органы.

9. Взаимодействие при назначении судебных экспертиз: консультации с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений по вопросам, возникающим в ходе следствия и требующим применения специальных познаний, предварительное исследование экспертами документов, неизвестных веществ, например, похожих на наркотики, определенных предметов.

4. Психологические аспекты тактики взаимодействия.

Каждый человек индивидуален по своим психологическим особенностям. У людей разные интересы стремления, цели, желания. У следователей и оперативных работников разный возраст, образование, опыт работы. Они по-разному оценивают одни и те же факты. Все перечисленные обстоятельства, факторы влияют на совместную работу и учитываются при взаимодействии следователя и оперативных работников. Эти факторы учитывает каждый работник в отношении себя, своего коллеги. Их учитывает руководитель коллектива, например, следователь, возглавляющий следственно-оперативную группу. В идеальном варианте люди в группе должны быть психологически совместимы. Но если кто-то один чувствует несовместимость, он должен уметь приспосабливаться к другим членам коллектива.

Под социально-психологической совместимостью специалисты понимают соотносимость профессиональных и морально-психологических качеств людей. Именно она влияет на тактику согласованной деятельности. Когда совместимость между партнерами согласованной деятельности на лицо, не возникает конфликтных ситуаций. У каждого продуктивно протекает мыслительный процесс по выдвижению следственных версий и разработки средств и методов их проверки. Они быстро находят общий язык, понимают друг друга с полуслова, в дружелюбной форме высказывают друг другу замечания, претензии, говорят об ошибках, допущенных в ходе взаимодействия, намечают согласованные меры по их устранению. В группе создается теплый психологический климат, в котором ведется эффективная работа и нейтрализуются некоторые индивидуальные свойства, которые могут препятствовать деловому сотрудничеству. Таким образом, социально-психологическая совместимость – важное условие создания бесконфликтной ситуации в согласованной работе следователя, сотрудника уголовного розыска и эксперта-криминалиста, сотрудников других служб ОВД по уголовному делу.

В процессе служебного общения взаимодействующие стороны постепенно хорошо узнают друг друга, усиленно прогнозируют варианты поведения партнера в различных следственных ситуациях. При необходимости обеспечивают нужную синхронность действий. Это позволяет избирать такую линию поведения, которая ведет к достижению цели, к желательному результату.

При нормальном психологическом климате успешная работа удается даже в сложных условиях: в засаде, в продолжительном наблюдении, в погоне, когда не удается во время подкрепиться, переключить внимание, передохнуть.

Социально-психологическая несовместимость в ее яркой форме дает противоположный эффект. Эти качества иногда ведут к тому, что субъекты взаимодействия не осознают причину взаимной антипатии и неприязни, не понимают причин психологического дискомфорта. В дальнейшем антипатия может перерасти в конфликт, который ведет к отрицательному результату в совместной работе.

Нельзя пренебрегать наличием психологической несовместимости в микро коллективе. Это чревато серьезными проблемными ситуациями, возникающих из-за того, что кто-то не передал своевременно нужную информацию, кто-то задержал лицо важное для следствия, за которым следил преступник, в током месте, которое просматривалось преступником, кто-то пошел на одиночное преследование одного преступника, хотя по плану нужно было выяснить, где базируется группа и т.п. Подобные ошибки допускают чаще всего лица, стремящиеся показать свое превосходство перед другими, думающие, что их роль в группе принижается.

В группе могут проявиться скоротечные конфликты, в основе которых лежат психологические барьеры – смысловой и эмоциональный. Второй, – когда субъекты взаимодействия прибегают к грубой форме общения. Один грубит, а второй исчерпав меры к налаживанию контакта «становится в позу». Эмоциональная неустойчивость – вот причина таких конфликтов. Необходимо учиться преодолевать отрицательные эмоции, стремиться к уравновешенности в любой ситуации, независимо от ее психологической окраски. Только таким образом можно приобрести тот, как его называют, нравственный капитал, который обеспечивает надлежащую этику и тактику поведения. При психологическом срыве, особенно в отношении молодого коллеги, необходимо сразу же извиниться. Как говорили в древние: «Не того другому, чего не желаешь себе».

В разрешении конфликтов важную роль играют старшие коллеги, руководители субъектов взаимодействия.

В заключение, возвращаясь к такой форме взаимодействия, как работа в следственно-оперативной группе, можно отметить, что идея создать постоянно-действующие следственно-оперативные группы как раз и учитывала психологические аспекты тактики взаимодействия. Но даже если группы создаются на короткий срок – психологические особенности сотрудников обычно учитывает тот, кто формирует группу.

Разработал: Профессор кафедры Челышева О.В.

213.182.177.142

Это интересно:

  • Договор купли продажи под ижс Договор купли продажи под ижс Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера, скачайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта […]
  • Ст5 закона от 08082001 129 фз О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № […]
  • Как рассчитать подоходный налог на троих детей Стандартный налоговый вычет на ребёнка Если гражданин получает доходы, с которых удерживается НДФЛ по ставке 13%, и у него есть дети, тогда он имеет право воспользоваться стандартным налоговым вычетом на ребёнка и ежемесячно платить меньше подоходного налога в бюджет. Кто […]
  • Как писать жалобу по английски Письмо-жалоба Письмо, содержащее жалобу или претензии по качеству приобретенного товара и оказанных услуг, называется Complaint Letter. Основная цель такого письма - передать полную информацию по возникшей проблеме. Письмо также может выступать в качестве официального […]
  • Расчет правила крепления Расчет крепления грузов цилиндрической формы Московский Государственный Университет Путей Сообщения Кафедра: «Логистические транспортные системы и технологии» «Управление грузовой и коммерческой работой на на тему: «Расчет крепления грузов цилиндрической формы» студент […]
  • Правила дорожного движения билеты категория и Билеты ПДД CD 2018 Билеты ПДД CD 2018 онлайн 2. Дорожные знаки 4. Применение специальных сигналов, сигналы светофора и регулировщика 5. Начало движения и маневрирование, применение аварийной сигнализации 7. Обгон, опережение, встречный разъезд 9. Проезд перекрестков 11. […]
  • Опрос несовершеннолетнего без родителей Опрос несовершеннолетних без присутствия родителей, но в присутствии педагога Добрый день! Возможен ли опрос ребенка 9 лет в присутствии педогога, но без уведомления родителей. Если ребенок находится на учете невролога, без отклонений но со слабой психикой. Если речь о […]
  • Работа в питере юристом Работа - ЮРИСТ! СПб Информация Описание: Крупная западная компания (строительство) приглашает на работу ЮРИСТА. Требования:Высшее юридическое образование - обязательно. Свободный английский язык (устный и письменный). Опыт работы в западной компании от 3х лет. Опыт […]