Закон в россии проблемы

| | 0 Comment

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ КАК ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ

Существует мнение о том, что момент принятия закона является кульминацией правового воздействия на экономические, социальные и иные процессы. Огромное количество принимаемых нормативных правовых актов (в том числе и законов) создает иллюзию правового регулирования общественных отношений.

Приходится констатировать, что многие нормы законов остаются бездействующими. Процесс реализации закона начинается не с момента принятия закона, а именно с действия закона. Только реально действующий закон может служить базой любой хозяйственной и административной деятельности.

В силу того что закон призван быть актом прямого действия, содержащиеся в нем нормы обращены непосредственно к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам и должны использоваться ими на практике. Специальные правовые средства, обеспечивающие его реализацию, — обязательные компоненты любого закона. В случае отсутствия таковых средств нормы закона становятся декларативными, не способными эффективно регулировать общественные отношения. Таким образом, обеспечение эффективного механизма действия закона должно закладываться еще на этапе разработки законопроекта.

Широкое понимание законотворчества предполагает включение в него не только этапов официального внесения проекта, его обсуждения, принятия и опубликования, но и все этапы предварительной подготовки (в т.ч. прогнозирование и планирование законоподготовительной деятельности). Именно тогда закладывается основа дальнейшего качества закона. Этот этап включает в себя ряд последовательно осуществляемых видов работ.

Необходимо выявить экономические, социальные, политические и иные предпосылки действия закона. Для этого создается база фактических данных о состоянии дел в соответствующей области общественных отношений, изучается и накладывается суммарный, положительный и отрицательный опыт, проводится критический анализ полученной информации.

В этот период происходит сбор теоретических и эмпирических данных об общественных интересах и потребностях, наличия социальной проблемы, требующей правового решения. Исследуется вся совокупность социальных факторов законотворчества: экономических, политических, национальных, экологических, демографических, социально-культурных, обусловливающих потребность в правовом регулировании, на основании которой выявляется необходимость внесения коррективов в действующий закон либо принятия нового нормативного акта.

Уже на стадии принятия необходимо создать условия, обеспечивающие выработку юридически грамотного (как по содержанию, так и по форме) документа, который отвечал бы потребностям правового регулирования данной сферы общественных отношений и был бы жизнеспособным и эффективным.

Важную роль играет формирование научной концепции будущего закона. Для того чтобы закон в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества, был эффективен, необходимо заранее разрешить круг проблем, касающихся его внутренней структуры, формы, места и роли в нормативной правовой системе.

На протяжении последнего времени мы наблюдаем постепенное снижение качества российских законов. Нельзя не согласиться с В.Б. Исаковым, который утверждает, что причины ненадлежащего качества законов коренятся в проблемах законотворческого процесса. Они напрямую связаны с проблемами подготовки и принятия законов. Сегодня необходимы синхронное совершенствование всего комплекса действующих предписаний, отмена и уточнение норм.

Проблемы законотворчества можно условно разделить на несколько сфер. Первый блок проблем, влияющих на качество закона, — это проблемы законодательной политики. Зачастую законы принимаются в спешке, большими блоками, которые формируются случайно, без необходимости учета всесторонности законодательного регулирования. Следует уйти от складывающейся тенденции решать все проблемы, часто сиюминутные, с помощью федерального закона.

Другой блок проблем подготовки и принятия законов связан с организацией законодательного процесса. Причинами отсутствия положительного результата законодательного процесса — принятия качественных законов — могут быть технический брак в работе комитетов и комиссий парламента, отсутствие сотрудничества правовых управлений либо политический брак, когда не достигнуто согласие между ведущими политическими силами.

Существуют еще и весьма серьезные проблемы организационного свойства. Речь идет о разнобое в законопроектной деятельности. Законопроекты готовит большое количество ведомств, далеко не всегда в полной мере подготовленных к этой деятельности. Их проекты, часто друг с другом не согласованные, подчас одновременно вносятся в законодательные органы.

В результате не обеспечиваются ни их доктринальная выдержанность, ни какое-то концептуальное единство. Непозволительно, чтобы государственные законопроектные работы велись несогласованно, не придерживаясь единой линии.

Еще один блок проблем законодательного процесса связан непосредственно с недостатками законодательной техники, проблемами языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации и систематизации, причиной которых зачастую является отсутствие грамотных специалистов в области законотворчества.

Принимаемый закон должен отвечать таким требованиям, как: логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, максимальная компактность изложения, при глубине и всесторонности отражения содержания закона, ясность и доступность языка закона, точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых законодателем, сокращения до минимума количества законов по одному и тому же вопросу.

Одним из способов повышения эффективности законодательных норм является участие субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, которое способствует отражению их интересов в федеральном законодательстве, одновременно влияя на его совершенствование и развитие. Именно поэтому необходимо тесное взаимодействие субъектов Федерации и центра при подготовке законопроектов.

На качество и эффективность закона влияет и состояние правовой науки в целом, и учет ее наработок при создании конкретного законопроекта. В процессе разработки любой нормы должны быть обоснованы следующие положения:

1) правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;

2) определение цели правового воздействия;

3) своевременность разработки правовых норм;

4) установление адекватной формы нормативного акта;

5) принципы системного подхода;

6) оптимальность средств и методов правового регулирования;

7) соблюдение правил законодательной техники и другие.

Все эти факторы, не относящиеся непосредственно к содержанию нормативного правового акта, выступают важнейшими предпосылками для принятия эффективной правовой нормы.

Повышению качества подготавливаемых законов способствует их научная экспертиза. Важно обеспечить условия для внимательного и продуманного обоснования каждого законодательного решения.

Наука — генератор идей о развитии законодательства, целесообразных путях его совершенствования, дающий толчок законотворчеству на предзаконодательном этапе. Если научные исследования отстают либо предлагаются недостаточно подтвержденные рекомендации, то снижается уровень всей законодательной деятельности.

Поэтому необходимо привлекать специалистов, которые непосредственно занимаются предметом правового регулирования. Их теоретическое и практическое обсуждение вариантов содержания и структуры будущего закона должно способствовать выработке положительного результата.

При этом целесообразно также выявлять общественное мнение. Формы выявления общественного мнения могут быть различными: обсуждение концепции будущего закона на местах с привлечением ряда учреждений, общественных организаций, обсуждение в печати, по радио, по телевидению, рецензирование в научных учреждениях, отзывы и заключения министерств и ведомств.

Важнейшие законы могут быть вынесены на всенародное обсуждение, которое носит рекомендательный характер. В Советском Союзе институт всенародного обсуждения применялся. Сегодня такой способ незаслуженно забыт. Необходимо сохранение этой формы непосредственной демократии, так как референдум и всенародное обсуждение дают возможность гражданскому обществу влиять на законодательный процесс и корректировать его. В целях выявления общественного мнения оправданно введение консультативных референдумов.

В современных условиях повышению качества законов способствует планирование законотворчества. Эффективное планирование законодательных работ позволяет увидеть основные тенденции развития общественных отношений. Чем полнее и всестороннее законодатель сможет предвидеть будущее, тем эффективнее и долговечнее будет действовать принятый им закон.

Одной из причин возникновения проблем, связанных с организацией законодательного процесса, является неопределенность статуса нормативных правовых актов, определяющих порядок законодательного процесса. Речь идет прежде всего о Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации, регламентах законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

Все эти акты не имеют статуса закона, несмотря на важность вопросов, которые ими регламентируются. Уже давно назрела необходимость принятия закона о порядке разработки федеральных конституционных законов и федеральных законов, который охватил бы все этапы и стадии, по крайней мере, федерального законодательного процесса и предупредил бы наиболее часто возникающие ошибки.

В целях повышения эффективности норм закона необходимо устранить отклонения от закона и совершенствовать правоприменительную деятельность путем улучшения стиля управления, повышения правовой культуры граждан, улучшения судебной деятельности. Средствами дополнительного обеспечения эффективности норм закона могут быть четкая локальная регламентация, изменение режима использования материально-финансовых средств и, наконец, изменение, дополнение положений закона, отмена неэффективного закона.

Необходимо совершенствовать качественное содержание законов. Каждый закон должен содержать нормы о порядке реализации, гарантиях его исполнения и об ответственности граждан и должностных лиц за его неисполнение. Кроме того, в каждом законе либо в ином нормативном акте должны быть предусмотрены каналы прямой и обратной связи для своевременной корректировки норм. В противном случае хороший, эффективный и качественный законодательный акт превратится в свою противоположность.

Деятельность по достижению высокого качества законов и их правовых норм должна быть постоянной. Контроль и проверка качества актов должны осуществляться на стадиях не только разработки и принятия, но и реализации.

www.blog.servitutis.ru

Российский закон о гендерном равенстве затронет проблемы сексизма, эйджизма и харассмента

Москва. 14 ноября. INTERFAX.RU — Законопроект о гендерном равенстве ко второму чтению в Госдуме будет регулировать вопросы участия женщин в политике, сказала зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина.

«Нас спрашивают сейчас, как мы относимся к женщинам-президентам, которые сегодня (выдвигаются — ИФ). Это хороший знак. Будут они — не будут (президентами — ИФ)», — сказала Пушкина журналистам во вторник.

Она также отметила, что ко второму чтению законопроекта будет вестись работа над основной темой — равенством мужчин и женщин в трудовых правах, равенством в зарплате.

Депутат добавила, что равенство в трудовых отношениях подразумевает под собой «отношение к женщине на рабочем месте, а также решение таких проблем как сексизм, эйджизм (он анг. слова «age» — «возраст» — ИФ), харассмент (сексуальное домогательство по месту работы — ИФ)».

«Профессионалов берут на работу, неважно, женщина это или мужчина», — отметила Пушкина.

По ее словам, «политика — это наша работа», поэтому и политической деятельности законопроект коснется.

Во вторник комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей создал временную рабочую группу по доработке законопроекта о гендерном равенстве. «Этот проект закона был передан нам из комитета по госстроительству и законодательству. Есть ряд противоречивых заключений на данный законопроект, мы предлагаем создать временную рабочую группу с двумя сопредседателями», — сказала на заседании комитета первый зампредседателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева («Единая Россия»).

Законопроект о гендерной политике был внесен в 2003 году в ту пору депутатами Госдумы Вячеславом Володиным, Олегом Морозовым, Екатериной Лаховой и Геннадием Райковым. Проект закона был вскоре принят в первом чтении.

В варианте первого чтения в законопроекте определялось понятие гендерного неравенства, гарантировались равные права женщин и мужчин при приеме на работу. Также документ предлагал зафиксировать норму, согласно которой мужчины и женщины должны получать равную зарплату, если они выполняют идентичную работу. Здесь же говорилось и о необходимости квот на женщин и мужчин в органах власти, предполагалась и гендерная экспертиза законов.

В частности, поправки вводили понятие гендерной квоты, соотношения числа мужчин и женщин в списках кандидатов на выборы от политических партий. Также предполагалось, что на каждых следующих выборах в один и тот же орган власти доля представителей гендерного меньшинства в списках партий должна увеличиваться.

Кроме того, поправки предусматривали, что если партия набирала на выборах 3% и при этом в ее списке кандидатов доля мужчин превышала долю женщин на 10 п.п., этой партии уменьшали госфинансирование.

www.interfax.ru

Глава Минцифры Носков объявил о преодолении остроты проблемы «закона Яровой»

При взаимодействии с бизнесом власть разработает нужные подзаконные акты, уверен министр

Москва. 16 июня. INTERFAX.RU — Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков считает, что острота проблемы так называемого «закона Яровой» снята.

«Диалог с бизнесом ведется уже давно. Он всегда велся и будет вестись. В результате этого диалога были разработаны подзаконные акты», — сообщил министр агентству «Интерфакс» в Челябинске в субботу, отвечая на вопрос, планируется ли инициировать встречу с бизнесом и властями по корректировке сроков вступления «закона Яровой».

«Острота проблемы «закона Яровой» снята», — подчеркнул министр.

В июле 2016 года президент РФ подписал поправки в антитеррористическое законодательство, предложенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Вместе с этим пакетом был подписан перечень поручений правительству.

«Антитеррористические поправки», в частности, обязывают операторов и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Операторы связи также должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков (т.н. метаданные) в течение трех лет, интернет-компании — в течение года.

Впервые о снижении требований к операторам в части хранения трафика Минкомсвязи заявило в начале 2017 года: ведомство тогда договорилось с Минпромторгом и ведомствами силового блока о снижении необходимого к хранению трафика в 10 раз за счет сокращения избыточной информации. В конце 2017 года комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовила и направила в правительство заключение по вопросу реализации «закона Яровой», в котором предлагает обеспечить хранение голосового и смс-трафика на протяжении 6 месяцев, а интернет-трафика в сети передачи данных за трое суток.

Вне закона: как сегодня решаются проблемы мигрантов в России

Россия стабильно входит в тройку стран-лидеров по числу находящихся на ее территории мигрантов, а численность иностранцев на территории РФ составляет на сегодняшний день около 10 млн человек, сообщил глава МВД Владимир Колокольцев 8 ноября депутатам в рамках «правительственного часа» в Госдуме. Ранее за миграцию в России отвечала Федеральная миграционная служба (ФМС), которая была расформирована в 2016 году, а ее функции передали МВД. Колокольцев также сообщил депутатам, что доля нелегалов продолжает сокращаться.

«Полиция не может заниматься гуманитарными проблемами»

К МВД помимо контроля за нелегальной миграцией перешли и другие проблемы, которые раньше полицейские не решали. По мнению Светланы Ганнушкиной, председателя комитета «Гражданское содействие», полиция плохо справляется с новыми функциями:

— Наше министерство внутренних дел однозначно репрессивное, его сотрудники наделены соответствующим образом мышления. МВД — то ведомство, которое не готово заниматься гуманитарными проблемами. Эти функции попали к ним совершенно для них неожиданно. Так, институт убежища никакого отношения к МВД и правоохранительным органам не имеет, это гуманитарный институт. К МВД перешли проблемы интеграции беженцев и адаптации мигрантов, которые также не свойственны МВД. Полиция не должна этим заниматься. В МВД нет представления о том, что такое убежище. В связи с этим возникло уже достаточно проблем. Число беженцев, имеющих официальный статус, не достигает 600 человек на всю Россию-матушку.

Раньше планировалось создание отдельной службы, которая занималась бы проблемами убежища, однако на сегодняшний день никаких изменений нет, рассказывает эксперт:

— Нет понимания того, что нужно уменьшать число лиц без гражданства, как это делается во всем мире. Россия так и не присоединилась к двум конвенциям ООН в этой области. Какой смысл в том, что множество жителей России, у которых нет страны гражданства, годы живут без всякого статуса нелегалами? Они никуда не уедут, потому что им ехать некуда, и выслать их невозможно, — продолжает Ганнушкина. — Есть у меня подопечный, уехавший из СССР. Как диссидент он получил статус беженца в США, уехал оттуда в Европу, откуда его депортировали в Россию за «плохой характер». Почему Россия его приняла, мне неясно. Он никогда не был российским гражданином. Отправили его в Петербург по месту последней советской прописки. И там он, пожилой больной человек, оказался на улице без документов, без пенсии, без жилья.

— По России бродят нелегалы, которые не могут ни легализоваться, ни выехать. Афганские дети-сироты, например, были привезены в СССР, когда им было по 10 лет, а теперь им всем за 40. Они потеряли все связи со своей родиной. Часть из них легализовали, но не всех. Они женаты на гражданках России, у них дети, но они не могут спокойно ходить по улице. Они становятся жертвой каждого полицейского, который обратит на них внимание, который остановит их, перепугает до смерти, оберет. Это не миграционная политика, а бессмысленная жестокость государства, — возмущается Ганнушкина.

Десятилетия вне закона

Афганец Муса (имя героя публикации изменено по его просьбе) с группой детей-сирот в 1984 году по соглашению между СССР и Демократической республикой Афганистан прибыл в Советский Союз. Программа была рассчитана на обучение и профессиональную подготовку афганских граждан.

— Всего нас было несколько тысяч детей в возрасте до 10 лет, — рассказывает Муса. — Всех вывезли для учебы. Эта программа существовала для подготовки специалистов в разных отраслях для Афганистана, советские войска пробыли там до 1989 года. Как считали власти, программа позволила бы создать в стране общество похожее на то, которое было в Советском Союзе, при помощи нас — афганцев, воспитанных в СССР.

В 1992 году Демократическая республика Афганистан пала в войне с моджахедами. Советский Союз, который помогал ей, развалился годом ранее.

— Мы же были воспитаны против исламистов, которые находятся у власти до сих пор. Нас на родине считали коммунистами, связи со страной оборвались, — говорит Муса.

Он окончил школу в Ташкенте в 1989 году, до 1993 года обучался в медицинском училище в Донецке. По его словам, всех детей, прибывших из Афганистана, направляли учиться после школы в те сферы, которые им были интересны. На выбор также влияло количество мест в учебных заведениях в разных регионах. Также всем обещали бесплатное высшее образование, но Мусе не удалось его получить. Он считает, что в посольстве люди, которые тогда занимались данным вопросом, продвигали вперед «блатных».

— В начале 1994-го года я уже был в Москве. К сожалению, из-за отсутствия гражданства мне приходилось заниматься только неквалифицированной работой, при этом у меня был диплом фельдшера. Все это время я нахожусь в России нелегально, работал в основном грузчиком. Возвращение в Афганистан я не рассматриваю: в России у меня жена-москвичка, взрослая дочь и трехлетний сын, они россияне. Куда мне теперь ехать? Я не буду подвергать в Афганистане риску свою семью.

Для того, чтобы получить российский паспорт, Муса, по его словам, обращался во все инстанции. Когда он отправился учиться в Донецк, на руках у него был афганский паспорт, долгое время Муса пользовался им.

— Я обращался в ФМС 2004 году, о чем мне выдали справку. В 2007 году мне отказали в гражданстве, я обжаловал это решение, потом было повторное рассмотрение, но мне опять отказали. В 2010 было заново рассмотрено мое дело, мне дали статус беженца, который действовал ровно три года. С 2013 года по сегодняшний день я вновь продолжаю находиться в стране нелегально.

В своих бедах Муса винит не только себя: из-за отсутствия легального статуса он попадал в разные ситуации, которые до сих пор могут влиять на отношение к нему российской власти:

— Возможно, мне не дают гражданство из-за судимости: в 2000 году меня посадили по 228-й статье [УК] за наркотики. Три года я сидел в Мордовии. Сейчас судимость погашена, но ничего не меняется. Возможно, это все равно как-то влияет. Никто из тех афганцев, что прибыли со мной и с кем я поддерживаю отношения, в Афганистан не вернулся.

Единая миграционная политика

Беженцами на местах теперь занимаются ГУВД субъектов федерации, которые теперь подчиняются главам территориальных подразделений МВД, они выведены из единой структуры, занимающейся миграцией, напоминает Светлана Ганнушкина:

— Передача функции ФМС в МВД нарушила структуру управления миграцией. Есть миграционные органы на местах, раньше был федеральный миграционный орган, которому они подчинялись. А сейчас миграционные органы на местах вошли в состав местных ГУВД. Главное управление по МВД по вопросам миграции «подвисло», так как у них нет подведомственных структур. Есть главк в составе МВД РФ и есть управление в составе главка субъекта федерации. Сейчас уже невозможно ни с кем договориться. Получается, что Главное федеральное управление по вопросам миграции МВД превращается в консультирующий орган. Оно не может кого-то назначить или отдать приказ. Этим разрушена система управления. Хотели навести порядок, а его и разрушили.

Многие мигранты находятся на нелегальном положении, хотя считают, что их проблемы решены — за деньги. Данные вносятся в базы на время, а потом вновь оттуда убираются, рассказывает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС России: мигранту могут «продать» регистрацию, оставить на некоторое время в базе, чтобы он оформил патент, а потом, чтобы не осталось никаких концов, человек из базы данных пропадает.

— Сейчас надо менять идеологию всей системы, — говорит Поставнин. — Тот регистрационный учет, который сейчас есть — на основе адресной системы и миграционных карт, — уже перестал работать. Привязывание человека к конкретному адресу, к принимающей стороне никак не удается главному управлению по вопросам миграции. Мигранты постоянно перемещаются по стране, меняют принимающую сторону, место проживания. Весь вопрос в итоге свелся к коррупции огромных масштабов.

В середине октября правительство продлило до 1 июля 2018 года сроки завершения ликвидации Федеральной миграционной службы (ФМС), а также Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Причина переноса сроков упразднения служб не называется.

По прошлому распоряжению Кабмина службы должны были быть ликвидированы к 1 октября 2017 года, а первым сроком упразднения ФМС и ФСКН было названо 1 июля. 5 апреля 2016 года президент Владимир Путин подписал указ об упразднении ФМС и передаче ее полномочий Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ. Во время вышеупомянутого «правительственного часа» Колокольцев ничего не сообщил о процессе слияния структур.

sobesednik.ru

Закон в россии проблемы

Проект поправки в закон об образовании, отменяющий право национальных субъектов Федерации вводить обязательное изучение ​своих государственных языков школьниками, вывел дискуссии о месте этих языков в школах на совершенно новый уровень. Законопроект, внесенный депутатами всех фракций Думы, появился в апреле. До недавнего времени тема бурлила в первую очередь в Татарстане. Там за обязательный татарский в школах много лет стоят республиканские чиновники, которые, будучи на деле прекрасно встроены в федеральную вертикаль, по небольшому числу политических вопросов позволяют себе фрондировать.

Споры о том, должны ли учащиеся Казани и Нижнекамска безальтернативно посещать уроки татарского языка, воспринимались в основном как один из сюжетов этой регионально-бюрократической фронды. Однако законопроект касается всех национальных регионов, и в большинстве из них в отличие от Татарстана власти активной позиции по языковому вопросу не занимают. Сейчас большинство республик правом устанавливать свой государственный язык в качестве обязательного для изучения не пользуются. Преподавание в школах там ведется, но нормы об изучении языка «титульного» народа всеми учащимися независимо от национальности, что имело место в Татарстане и, похоже, послужило стимулом появления законопроекта, нет.

Зато многие общественники воспротивились отмене обязательности национальных языков в школах очень серьезно. Борьба за родной язык в школе объединила очень разных активистов из национальных республик. Среди них, например, никогда не конфликтовавшие с региональной властью «лоялисты» Поволжья, а есть правозащитники, годами, фактически в одиночку, оппонирующие недобросовестным представителям силовиков на Северном Кавказе. Есть те, чья деятельность раньше не выходила за пределы фестивалей этнической культуры, и те, кто вовлечен в самые конфликтные сюжеты местной политики, включая северокавказские земельные споры. Есть люди подчеркнуто религиозные, а есть так же подчеркнуто светские и даже говорящие об этнической культуре как о противовесе исламскому радикализму среди молодежи. Довольно сложно найти какую-то другую тему, по которой все эти люди обрели бы между собой столь полное согласие.

Ловушка «нулевой суммы»

Внимание к положению национальных языков можно только приветствовать. А вот то, что проблема оказалась сведена к их статусу в школе, весьма прискорбно.

Дело в том, что здесь крайне трудно найти такое решение, которое все стороны могли бы рассматривать как свой успех. Действительно, обязательность либо сохраняется, либо отменяется, какого-то разумного третьего в этом вопросе не дано. Этим создается классическая ситуация игры с «нулевой суммой», где всегда есть «победитель» и «проигравший».

А эта игра может очень долго не закончиться. Она может породить дурную бесконечность перетягиваний каната общественниками «державными» и «этническими». Такая перспектива вероятна именно потому, что вопрос о будущем национальных языков в публичной дискуссии фактически подменен гораздо более частным вопросом об их обязательности в школе.

Покушение на миражи

Между тем рискну утверждать, что школьный статус языка в современной России лишь в небольшой степени определяет его будущее, хотя именно иллюзии обратного подогревают борьбу вокруг законопроекта. Приведу лишь несколько из многих возможных аргументов в пользу такой точки зрения.

Первое. Сегодня есть достаточно примеров того, как «малые» языки, преподаваемые в школах, стремительно теряются молодым поколением, а есть и обратные примеры, когда дети продолжают говорить на языке своего этноса и именно он становится для них родным, хотя не изучается в школе. Так, в разных регионах России (например, в Астраханской области) есть большие, по несколько тысяч жителей, сообщества выходцев из Дагестана. Переселенцы, происходящие, как правило, из одного района или даже одного села, живут компактно, активно взаимодействуют в бизнесе — и, как показывают текущие исследования, сохраняют родной язык в молодых поколениях, хотя не изучают его в школе (а в некоторых таких переселенческих сообществах язык и вовсе бесписьменный). С другой стороны, среди языков Северного Кавказа, которые включены в школьную программу, на которых выходят газеты и книги, есть такие, доля говорящих на которых от поколения к поколению все равно неуклонно снижается.

Вопрос о том, что определяет реальные перспективы выживания «малых» языков в современном мире, на самом деле совсем не прост. Например, на языки непредсказуемо влияет появление новых технологий. Когда некоторые северокавказские языки стали использоваться в крупных национальных группах в соцсетях, молодежь, входящая в эти группы, быстро научилась на них писать, при том что старшее поколение родной язык использовало в основном только в устной речи. Зато на других языках в интернете можно найти только официозные сайты с двумя-тремя посетителями в день. На этом фоне ясно, что одна только административная поддержка сохранение национальных языков не обеспечит.

Второе. Еще одна причина того, что господдержка проблемы не решит, — это низкое качество преподавания национальных языков в большинстве регионов. Много лет наблюдая за вузовской средой Северного Кавказа, не могу отделаться от ощущения, что уровень студентов, специализирующихся по местным языкам, в целом невысок, считается, что так проще получить «корочку» о высшем образовании. На таком фоне особенного почтения заслуживают энтузиасты родных языков, даже в самые трудные постсоветские годы трудившиеся над их словарями и учебниками. Увы, в школьном преподавании этих языков погоду делают не они, а «среднестатистические» учителя.

Третье. Как на самом деле на судьбе национального языка может отразиться требование изучать его в школе — вопрос совсем не однозначный, и здесь могут обнаружиться неожиданные вещи. Например, не раз в разных республиках мне доводилось говорить с представителями «титульных» народов, которые были вовсе не в восторге от обязательных школьных часов родного языка. И это были не сторонники «ассимиляции» или «русификации». Некоторые из них поддерживали местные этнические общественные организации, но считали, что ребенку для его будущего важнее в школе больше заниматься английским. Вряд ли в таких семьях обязательное изучение родного языка послужит укреплению его популярности.

Когда государства в разных сферах жизни становится больше и больше, те, кто никак не отождествляет себя с властью, тоже нередко начинают играть по «государственническим» правилам, по которым победа достижима только с опорой на административное принуждение. Эта закономерность в полной мере отразилась в нынешнем языковом споре, где обе стороны видят конечной целью «запрещение обязательности» или «разрешение обязательности». К реальным судьбам национальных языков этот спор имеет мало отношения, при этом вероятность угасания нынешней напряженности вокруг языковых часов в школе после принятия решения по законопроекту очень мала, каким бы ни было это решение.

Самое разумное в этой ситуации для государства — дать понять, что оно готово заниматься проблемами национальных языков в школах, независимо от того, какой юридический статус эти языки там в итоге получат. Существенно при этом, чтобы дело не свелось к «слепому» выделению бюджетов. Нужно понять реальные запросы на языковое образование в регионах со сложным этническим составом.

Что устраивает и что не устраивает разные группы родителей в языковом образовании их ребенка? Каковы, на их взгляд, идеальные пропорции между уроками русского, родного и иностранного языка? Что людям представляется существенным для будущего своего народа — только ли сохранение этнокультурных скреп или также конкурентоспособность молодежи в большом мире? Все это необходимо замерять и с помощью соцопросов, и через прямые дискуссии.

Очень вероятно, что картина окажется разной не только по разным регионам, но и по разным районам, городам, даже школам. В допустимых законом рамках право выбора необходимо закрепить на максимально низовом уровне.

Никто — ни региональные власти, ни общественники того или иного толка — не должен приватизировать право говорить от имени того или иного народа. Равно как не следует и прятать голову в песок и делать вид, что проблемы национальной политики внутри страны ушли в прошлое.

www.rbc.ru

Это интересно:

  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]