Налог на бороду при петре 1

| | 0 Comment

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина «Бояре» Автор: Павлов П.В., 2007 г., холст,масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

ya-uznayu.ru

Петр I установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали; были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения.

А согласно указу 1705 года все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека.

Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

www.calend.ru

Литературно-исторические заметки юного техника

29 августа 1698 года (320 лет назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона — бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни — бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М.В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М.Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т.д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

ptiburdukov.ru

Борода при Петре 1: налоги, бритье, указы

Одним из основных отличий половой принадлежности мужчины является наличие бороды. После достижения половой зрелости волосы на лице мужчины начинают активно расти, а именно на щеках, подбородке, шее и над верхней губой.

Борода в разное время то находилась на пике популярности, то становилась неуместной, и мужчины старались избавиться от нее. Сегодня затронем не только историю возникновения бороды, но подробно рассмотрим предысторию возникновения указа относительно уплаты налога за ношение бороды введенного Петром І.

История появления бороды

В древние времена наличие волос на лице являлось признаком половозрелого мужчины. Они придавали мужскому образу агрессивность и воинственный грозный вид даже в состоянии покоя. Во времена правления Ивана Грозного бритье считалось наказанием, которое унижает мужское достоинство, поэтому такую меру применяли на пленных воинах. Безбородое лицо представителей сильного пола считалось противоестественным и становилось настоящей трагедией для пленников.

Первыми добровольно стали избавляться от своих бород монахи и священники, выражая таким образом смирение перед Богом. Также древние египтяне и римляне в обязательном порядке сбривали все волосы у воинов, чтобы исключить возможность поражения в ближнем бою.

Со временем вопрос «Бриться или нет» стал зависеть от множества факторов. Возникали определенные правила, штрафы и наказания за неповиновение. Например, в Англии в эпоху правления Елизаветы был введен специальный налог. Поэтому только богатые и знатные люди могли позволить носить бороду и усы, показывая, таким образом, свою высокую классовую принадлежность.

В наше время правил по ношению бороды не существует. Любой мужчина вправе сам решать ходить гладковыбритым или нет. Исключения составляют регионы с определенной религиозной принадлежностью, где полностью контролируется внешний вид. Например, у мусульман считается большим грехом сбривать бороды, поэтому все мужчины ходят с густой растительностью на лице, которую можно подравнивать, соблюдая аккуратную форму, но полностью сбривать нельзя ни в коем случае.

Также трепетно к своему внешнему виду относятся ортодоксальные иудеи. По их вере борода украшает лицо мужчины, выражая его зрелость, а в Торе говориться о том, что нельзя избавляться от волос на лице и даже их укорачивать.

Это элементарно! Чтобы вернуть и многократно усилить потенцию, нужно каждый вечер.

Указ Петра І про бритье бород

В самом начале своего правления Петр І прилагал все усилия, чтобы сблизить свою державу с Западом. Одним из основных пунктов процесса сближения стало изменение внешнего облика русского человека. Для этого по возвращению в Москву из Европы царь стал принимать кардинальные меры.

Он собственноручно состригал бороды у своих придворных знатных родов, чем навевал ужас и панику среди населения. До этого времени в России считалось греховным ходить с «голым лицом». Из-за того, что царские прихоти никак не приживались, был написан указ о введении налога на бороды. Согласно указу все мужчины были обязаны избавляться от волос на лице. Исключение составляли крестьяне, монахи и священнослужители.

Когда и зачем был введен налог на бороду?

Чтобы бородачи постепенно отказывались от волосяного покрова на лице, 5 сентября 1698 году был поставлен налог на бороду при Петре І. Каждый мужчина был обязан заплатить огромный налог за ношение бороды, взамен получая специальный жетон, который свидетельствовал об уплате налога. Однако в начале 1699 года требование отказа от бороды распространилось на все основные группы населения России. А на тех, кто отказывался выполнять царское распоряжение, накладывались штрафные санкции. Уже с 1705 года все мужское население было обязано чисто бриться.

Сумма налога за ношение бороды отличалась в зависимости от сословной принадлежности мужчины. Было установлено четыре разряда налога, которые накладывались как на придворных бояр, так и на простых людей.

Крестьяне не платили налоги, но при въезде в город облагались штрафом в одну копейку с каждого бородатого. В сравнение скажем, что дворяне и чиновники платили 600 рублей на год, купцы по 100 рублей, посадские люди уплачивали в казну по 60 рублей, обычные московские жители о 30 рублей. Даже дочь царя Петра Алексеевича во времена своего правления поддержала указ Петра І о бритье бород.

После 1715 года были внесены некоторые изменения в указ, которые заключались в том, чтобы снимать единую сумму пошлину с каждого бородача, независимо от его сословия, которая составляла 50 рублей. Разрешалось носить бороду вместе с формой старого образца, если бородач не придерживался всех правил, вероятнее всего на него донесут и заставят заплатить штраф. При этом, одежда провинившегося отдавалась доносчику, как и 50% от заплаченного штрафа. Если человек не имел возможность заплатить необходимую сумму штрафа, его отправляли на каторгу отрабатывать долг.

Когда была отменена пошлина?

Только во время правления Екатерины ІІ в 1722 году была отменена пошлина на бороду, а наличие растительности на лице больше не считалось незаконным. Указ был отменен с небольшой поправкой, что гладковыбритыми должны оставаться придворные, чиновники и военные.

В начале 19 века указ Петра о бородах окончательно потерял свою силу. Позже военным некоторых родов войск было разрешено отпускать усы. Во время правления Николая І в список безбородых были добавлены молодые люди. Зато крестьяне и пожилые вольные люди могли без опаски носить бороду.

В конце хочется добавить, что не только в России применялись такие кардинальные меры, чтобы заставить людей бриться. Подобную дань собирали и во Франции и в Англии в 16 веке, а в некоторых штатах США за ношение бороды могли упрятать за решетку. Тем приятнее понимать, что сегодня бородачи имеют право отпускать щетину любой длины и формы, не скрываясь и не боясь расправы, как финансовой, так и физической. Основная масса мужчин сегодня предпочитают бриться, что позитивно отражается на их карьере и общем восприятии в социуме. Наличие растительности на лице говорит о бунтарском характере, и лишь небольшой процент относится к определенному модному направлению.

afmen.online

Налог на бороду

В 2011 году исполняется 313 лет налогу на бороду, введенному Петром I

Опубликовано 8 сентября 2011
в разделах: Свежие статьи, Борода в истории

  • Новые
  • Популярные

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут.

Получается, что настоящим днем запрета бород следует считать 11 сентября. Указ о введении пошлины велел брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину. Сам указ до нас не дошёл, известно лишь, что он вызвал огромное сопротивление со стороны общественности.

Идея о налоге пришла Петру во время его первой поездки в Европу. Вернувшись из-за границы, царь Петр Алексеевич лично остриг бороды нескольким боярам знатных родов. Нововведение принималось с трудом, «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами – церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

К сведению, брадобритие запрещено правилами 6 Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога.

Одной из причин, по которой был введен налог на бороду – дефицит бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни – бани, печные трубы, сапоги, дрова.

В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона – бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗ&#1126ТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орел на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака еще на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платежного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой. Фото hauptpostamt.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием.

Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757г. М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства.

Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать всё лицо; только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства. Для представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта 1901 г. (9 апреля по новому стилю), разрешившее ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Генрих VIII ввёл налог на бороду в Англии в 1535 году.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты существовали в то время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Известны даже попытки полностью запретить бороды. Новый свет также не отличался либерализмом – в американском штате Mассачусетс в 1830 году небритость каралась тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

borodatyh.net

Это интересно:

  • Оплата больничного 2018 после увольнения Правила и порядок оформления больничного после увольнения Отношения работника с организацией после его увольнения не всегда полностью освобождают от исполнения всех обязанностей предприятие, на котором он был трудоустроен. Свидетельство тому — оплата больничного листа […]
  • Юрист во франции и в германии Юрист во франции и в германии Для звонков из Швейцарии: +4143 508 8595 Окончил в 1969 году Кантональный педагогический институт города Роршах, Ст. Галлен, получив сертификат учителя начальных классов. 1971-1975 г. обучался на юридическом факультете университета города […]
  • Призначено прокурора Призначено прокурора Носівського району Наказом Генерального прокурора України Олександра Смуригіна призначено прокурором Носівського району Чернігівської області. Молодший радник юстиції Олександр Олександрович Смуригін народився 15 червня 1985 року у місті Чернігові. У […]
  • Прокурора астрахани Прокурор Астраханской области Прокурор области: Лычагин Александр Геннадиевич государственный советник юстиции 3 класса Телефон приемной: (8512) 49-40-41, 52-12-19 факс Лычагин А.Г. родился в 1976 году в городе Жуковском Московской области.В 1998 г. окончил Московский […]
  • Взятки в бела Топ-10 крупных взяток в истории Беларуси. Кто, кому и за что предлагал солидные деньги За последние три года КГБ вскрыл более 1600 коррупционных преступлений, рассказал глава ведомства Валерий Вакульчик. «Например, не так давно самая крупная в истории страны взятка — 5 […]
  • Молодечненский районный суд Не хуже чем в гестапо Белорусский суд отобрал дочь у женщины, обратившейся в милицию по поводу кражи телефона Фото: «Новая газета» Фото: РИА Новости 1 сентября судья Молодечненского районного суда Игорь Гаранович огласил решение: «Отобрать у Садовской Олеси Петровны дочь […]
  • Появление материнского капитала Материнский капитал: история вопроса В 1992 году в России впервые за долгие десятилетия уровень смертности значительно превысил уровень рождаемости. В течение последующих 15 лет в стране ежегодно умирало свыше 2 млн. человек, а рождалось порядка 1-1,5 млн. В числе мер, […]
  • Пособия на рождение ребенка в 2010 году Размер и порядок социальных выплат родителям Женщине, родившей ребенка (или же еще только готовящейся стать матерью), необходимы материальная обеспеченность и моральная поддержка. На какие же именно пособия матери имеют право, в каком порядке и в каком размере они […]