45 о третейских судах

| | 0 Comment

Новая форма третейских судов

В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; далее – закон об арбитраже). Второй предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием закона об арбитраже (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ; далее – Закон № 409-ФЗ). Оба закона вступают в силу с 1 сентября текущего года.

Подготовка реформы cистемы третейских судов длилась на протяжении трех лет – еще в 2012 году глава государства заявил о необходимости определения Правительством РФ комплекса мер по развитию третейского разбирательства (поручение Президента РФ от 22 декабря 2012 г. № Пр-3410), а в 2013 году поручил кабинету министров совместно с ТПП РФ и РСПП разработать непосредственно законопроект о совершенствовании системы третейского судопроизводства (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). За этот период был подготовлен не один проект закона, направленного на регулирование данной области, и эти проекты активно обсуждались экспертным сообществом. Рассмотрим, каким получился итоговый результат такой продолжительной работы и какие изменения ожидают систему третейских судов в ближайшее время.

Третейские суды превращаются в арбитражные учреждения

Законом об арбитраже вводится ряд новых понятий, а также корректируются уже существующие (ст. 2 закона об арбитраже). Так, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в законе как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). При этом третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров. Надо отметить, что многие эксперты недовольны такими изменениями. «Попытка перейти к использованию исторического термина «арбитраж» и его производных в тексте отдельно взятого закона, то есть изолированно от остальной нормативно-правовой базы, привела только к смешению терминологии и путанице. Так, отныне схожи до степени смешения термины «решение арбитражного суда» и «арбитражное решение», «арбитражный суд» и «арбитраж», по-прежнему относящиеся совершенно к разным областям: области государственного судопроизводства и альтернативного разрешения споров соответственно», – считает член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата» Дмитрий Волосов.

С сентября текущего года на смену третейским судам как учреждениям придут постоянно действующие арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе осуществлять функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

Важно, что арбитражные учреждения будут образовываться только при НКО, причем не при всех – не допускается их создание при государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, государственных компаниях, политических партиях, религиозных организациях, а также адвокатских образованиях, адвокатских и нотариальных палатах (ч. 2 ст. 44 закона об арбитраже). Сторонники этого новшества отмечают, что данное положение было утверждено, чтобы не допускать образования так называемых «карманных» третейских судов – третейских судов, аффилированных с одним из участников разбирательства (коммерческой организацией). «Существующий «легкомысленный» подход к созданию третейского суда, который считается образованным после того, как юридическое лицо приняло решение о его организации, утвердило положение о нем и список третейских судей, – привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел, образовали свои «карманные» суды, которые априори выносят решение в пользу конкретной стороны. Этим очень любили грешить банки, составляя кредитный договор с кабальными условиями и дикими процентами и определяя подсудность спора в «карманном» третейском суде, решение которого обязательно и обжалованию не подлежит», – подчеркивает управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Высшие суды оценивают объективность решений «карманных» третейских судов по-разному. ВАС РФ считал решения аффилированных третейских судов необъективными и отказывал в выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение. ВС РФ и КС РФ, напротив, полагали и полагают, что сам по себе факт учреждения третейского суда при организации, являющейся стороной спора, не может быть основанием для отмены его решений.

Вероятно, чтобы предотвратить возникновение подобных сомнений в независимости арбитражных учреждений, которые будут созданы по новым правилам, в законе об арбитраже закреплено положение о недопустимости конфликта интересов при осуществлении деятельности этими учреждениями (ст. 46 закона об арбитраже). Так, определено, что конфликт интересов имеет место, например, когда арбитражное учреждение осуществляет администрирование арбитража, одной из сторон которого является НКО, при которой это учреждение создано, либо учредитель или участник такой организации (за исключением НКО с числом участников более 100). Однако никаких конкретных последствий рассмотрения дела при наличии конфликта интересов закон об арбитраже не устанавливает. Более того, он содержит оговорку о том, что арбитражный суд не может отменить арбитражное решение или отказать в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение только на основании того, что имел место конфликт интересов (ч. 4 ст. 46 закона об арбитраже).

Ряд экспертов, которые выступали против принятия закона об арбитраже в таком виде, в котором он был принят, считают, что документ ставит арбитражные учреждения в другую зависимость – зависимость от государства, поскольку для их создания НКО нужно будет получать разрешение Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Нужно отметить, что главная роль в принятии решения о возможности создания арбитражного учреждения при конкретной НКО отведена Совету по совершенствованию третейского разбирательства, который будет создан при Минюсте России. Именно на основании его положительной рекомендации правительство будет предоставлять НКО право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В состав данного Совета войдут представители органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, а также юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица (ч. 5 ст. 44 закона об арбитраже). При этом лица, замещающие государственные должности, и госслужащие не могут составлять более 1/3 состава совета. Важно, что отказ в предоставлении НКО права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения может быть обжалован в суд (ч. 10 ст. 44 закона об арбитраже).

Требования к НКО, при которой создается арбитражное учреждение

Какие документы НКО должна будет предоставить для решения вопроса о возможности создания арбитражного учреждения, предстоит определить Минюсту России. Однако общие требования, которым должна соответствовать НКО, уже установлены (ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Так, будет проверяться, достоверна ли представленная информация об организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, ее учредителях и участниках, позволяет ли ее репутация и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения.

Дмитрий Волосов, член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата», эксперт Юридического сервиса 48Prav.ru:

«Самым регрессивным элементом нового закона представляется встроенный в его текст механизм государственного регулирования создания третейских судов. Данное явление уже получило наименование «огосударствления» третейского разбирательства. Благодаря проведенной реформе третейское разбирательство, изначально появившееся как институт гражданского общества и один из цивилизованных внегосударственных способов разрешения споров, фактически становится подконтрольно государству. Достаточно ознакомиться с положением п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже, который не только предусматривает оценку при выдаче разрешения на осуществление третейского разбирательства такого качественного понятия, как репутация НКО, но и заставляет претендента доказывать, что его деятельность будет – в будущем времени (!) – развивать третейское разбирательство. Представляется незаконной и сама процедура получения некоего разрешения, являющегося квазилицензией на осуществление определенного вида деятельности, наличие которой законодательство о лицензировании не предусматривает в принципе».

Кроме того, на соответствие требованиям закона об арбитраже будут проверяться утвержденные НКО правила постоянно действующего арбитражного учреждения (уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража) и рекомендованный список арбитров. Указанными правилами должны быть определены, в частности, виды споров, которые администрирует арбитражное учреждение, требования к арбитрам, порядок ведения арбитража, а также фиксированный размер любых видов арбитражных сборов или правила их определения (ч. 4 ст. 45 закона об арбитраже). В рекомендованный список арбитров необходимо будет включить не менее 30 человек, причем треть или более этих арбитров должны иметь ученую степень и как минимум половина – опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или судей государственных судов в течение не менее 10 лет, предшествовавших дате включения в рекомендованный список арбитров (ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже). При этом один человек не может быть включен в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений, а перед включением в список определенного кандидата учреждение должно получить его письменное согласие.

Стоит обратить внимание и на то, как будут называться вновь создаваемые арбитражные учреждения. Запрещается использовать в их наименованиях словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если в результате такого использования полное наименование учреждения будет сходным до степени смешения с наименованиями судов РФ или сможет ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий данного учреждения (например, под запрет попадет, скорее всего, такое название, как «Арбитражное учреждение Московской области»). При этом в наименовании учреждения обязательно должно указываться полное или сокращенное наименование НКО, при которой оно создано (ч. 21 ст. 44 закона об арбитраже).

Виталий Матюнин, юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг»:

«Ужесточение требований к созданию третейского суда, и, как следствие, увеличение себестоимости и времени его создания должно привести к уходу недобросовестных участников из данной сферы. Соответственно, практика, когда третейский суд не находится по своему юридическому адресу и когда единственный сотрудник суда – председатель, он же секретарь и единственный судья, не имеющий даже юридического образования, принимает решения по широкому кругу вопросов, исчерпает себя.

Хотелось бы также обратить внимание на наличие в новом законодательстве ответственности, вплоть до прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. 3-4 ст. 48 закона об арбитраже). Мы видим, к чему привело ранее отсутствие контроля за третейскими судами со стороны государства – к полной дискредитации данного института, концепция которого имеет признание в мировой практике. Остается надеяться, что возможность принудительного прекращения деятельности арбитражного учреждения не будет использоваться для подавления его независимости при принятии решений».

Арбитражные учреждения и государственные суды

Закон об арбитраже, по мнению его разработчиков, должен упорядочить процедуру создания арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, что приведет к повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства, а это в свою очередь позволит снизить нагрузку на государственные суды. С этой же целью, надо полагать, Законом № 409-ФЗ предусмотрена возможность передачи на рассмотрение третейским судам, администрируемым постоянно действующими арбитражными учреждениями, ряда корпоративных споров – ст. 225.1 АПК РФ дополнена соответствующей ч. 2 (п. 9 ст. 9 Закона № 409-ФЗ). «Признание большей части корпоративных споров арбитрабельными соответствует мировой практике и действительно позволяет надеяться, что участники правоотношений будут чаще обращаться именно в арбитраж, а не в государственный суд», – полагает Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург». А вот юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг» Виталий Матюнин считает, что никакой разгрузки государственных судов не произойдет. «На данный момент какая-либо единая достоверная статистическая база по количеству рассмотренных дел третейскими судами отсутствует. Однако считаю, что третейские суды в принципе не способны разгрузить государственные суды из-за недостаточной развитости данного института. После проведенной реформы, полагаю, количество рассмотренных третейскими судами дел будет еще меньше в связи с тем, что серьезное повышение требований к их формированию приведет к уходу с рынка не только недобросовестных участников, но и представителей небольших третейских судов», – подчеркивает он.

В то же время в законе об арбитраже предусмотрено, что государственные суды будут не только рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений и о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение, но и по заявлению лица, участвующего в третейском разбирательстве, выполнять функции содействия в отношении третейского суда – например, разрешать вопросы, связанные с назначением, отводом или прекращением полномочий третейского судьи (ст. 6 закона об арбитраже; гл. 30 АПК РФ дополнена соответствующим §3, ГПК РФ – гл. 47.1). «Один из минусов закона об арбитраже – некоторая странность в избрании арбитров. Так, если два арбитра не могут определиться с третьим, теперь можно обратиться за помощью в компетентный суд (п. 1 ч. 3 ст. 11 закона об арбитраже). Не вполне ясно, для чего привлекать именно суд и насколько это затянет процедуру, ведь к третейским судам часто прибегают именно за быстрым разрешением спора. Более того, функция по избранию арбитров представляется скорее административной, но никак не правоприменительной, которую призван исполнять суд», – отмечает Анастасия Расторгуева, партнер Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры».

Кроме того, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с его согласия может обратиться в суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств (ст. 30 закона об арбитраже). Эксперты считают, что это, во-первых, не может не отразиться на независимости третейского суда, а, во-вторых, станет дополнительной нагрузкой для государственных судов.

Будут ли ликвидированы действующие третейские суды с 1 сентября?

C момента вступления в силу закона об арбитраже нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» будут применяться только к тем третейским разбирательствам, которые были начаты и не завершены к этому моменту (ч. 7 ст. 52 закона об арбитраже). Однако оспаривание и приведение в исполнение арбитражных решений по этим спорам будет осуществляться уже по новым правилам.

Также в законе об арбитраже прямо прописано, что с 1 сентября текущего года постоянно действующие арбитражные учреждения создаются исключительно в установленном им порядке (ч. 11 ст. 52 закона об арбитраже). При этом определено, что порядок выдачи разрешений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и порядок подготовки соответствующей рекомендации Советом по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России должны быть установлены правительством в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона об арбитраже. В этот же срок кабинету министров необходимо определить и порядок депонирования в Минюсте России правил постоянно действующего арбитражного учреждения. Депонирование этих правил является обязательным условием допуска к администрированию споров арбитражными учреждениями, получившими разрешение Правительства РФ на осуществление третейского разбирательства (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже).

В течение года со дня, когда Правительство РФ примет соответствующие акты, существующие третейские суды должны будут получить правительственное разрешение на осуществление деятельности по администрированию арбитража, то есть ориентировочно – до 1 декабря 2017 года (если брать максимальный срок, предоставленный Правительству РФ для утверждения порядков). Поэтому при невыполнении этого условия и по прошествии указанного срока их деятельность будет признаваться незаконной (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже). А вот как создать новое арбитражное учреждение, например, в сентябре текущего года, пока не совсем понятно, поскольку неясно, будет Правительство РФ выдавать разрешения и до утверждения порядка их выдачи или нет.

Только двум учреждениям не нужно будет получать соответствующее разрешение Правительства РФ – Международному коммерческому арбитражному суду при ТПП РФ (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ (МАК) (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Тем не менее другие требования закона об арбитраже МКАС и МАК обязаны будут исполнить. В частности, до 1 февраля 2017 года они должны утвердить, разместить на своем сайте и депонировать правила постоянно действующего арбитражного учреждения, соответствующие требованиям закона об арбитраже. Кстати, ряд экспертов отрицательно оценивает введение единых правил для арбитража внутренних споров и международного коммерческого арбитража – согласно закону об арбитраже постоянно действующие арбитражные учреждения смогут администрировать и последний вид арбитража (п. 1 ч. 18 ст. 44 закона об арбитраже). «Если создание и функционирование третейских судов всегда входило во внутреннюю компетенцию государства, то вопросы международного коммерческого арбитража были предметом международно-правового регулирования. Россия участвует в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже и Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Образцом для регулирования деятельности международного коммерческого арбитража в России был Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Законодательство на основе данного типового закона принято в общей сложности в 67 государствах. Вряд ли международный коммерческий арбитраж в России нуждался в реформе», – отмечает д. ю. н., директор департамента судебной практики и юридического сопровождения юридической фирмы «Лигал Студио» Валентина Талимончик.

Таким образом, можно говорить о том, что несмотря на длительную подготовку реформы третейского разбирательства закон об арбитраже и Закон № 409-ФЗ подвергаются довольно серьезной критике со стороны экспертного сообщества. Новая стадия обсуждения законов начнется, вероятно, после того, как правительство утвердит порядок выдачи разрешений на осуществление арбитража, а Минюст России определит, как будут проверяться НКО, претендующие на создание арбитражных учреждений.

www.garant.ru

Количество третейских судов 1 ноября резко сократится

Глава Правительства России Дмитрий Медведев сообщил, что 1 ноября 2017 года завершается переходный этап реформирования системы третейских судов. Действующими останутся только те, чью заявку на аккредитацию одобрил Совет по совершенствованию третейского разбирательства. Такие заявки, отметил Премьер-министр, подали только 40 НКО.

Реформа третейских судов стартовала в 2016 году. Раньше третейские суды создавали при любом юридическом лице, теперь же – только при НКО, которые получили право на осуществление функций «постоянно действующего арбитражного учреждения». Такое право признается актом Правительства, составленным на основе рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Исключения составляют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России. Им одобрение Правительства не требуется.

Реформа преследует цель исключить из судебной системы бездействующие и недобросовестные суды. Всего третейских судов было больше 2 000. «Скажем прямо, далеко не все эти суды пользовались соответствующим уважением, – говорит Дмитрий Медведев. – Очень часто они, по сути, отстаивали интересы, близкие к ведомственным или корпоративным». Из 40 поступивших от НКО заявок отобрали только два института: АНО «Институт современного арбитража» и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП).

Госдума приняла федеральный закон 15 декабря 2015 года, Совет Федерации одобрил его 25 декабря 2015 года. Заявки на аккредитацию принимались Советом по совершенствованию третейского разбирательства с 1 ноября 2016 года.

pravo.ru

Новая жизнь третейских судов. Часть II*

Обращение в третейский суд — альтернативный способ разрешения споров, возникающих между участниками гражданского оборота. С 1 сентября 2016 г. у третейских судов начинается новая жизнь, что связано с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже). Продолжаем изучать новый закон.

Что нужно зафиксировать в арбитражном соглашении

В арбитражном соглашении необходимо согласовать конкретный третейский суд, а также перечень споров, подлежащих рассмотрению в нем, достаточно будет даже простого указания на рассмотрение в нем всех без исключения или какой-то определенной группы споров между сторонами без конкретизации 1 .

При желании в арбитражном соглашении стороны могут предусмотреть альтернативное условие о возможности обращения в конкретный третейский или государственный суд, однако, такое право должно быть у каждой из сторон, оно не может быть диспаритетным (Определение ВС РФ от 27.05.2015 № 310-ЭС14-5919). Для такого случая в арбитражном соглашении обязательно нужно указать, что конкретный выбор, в какой суд за разрешением спора следует обращаться, остается за истцом, поскольку в ином случае оно не будет считаться согласованным, потребуется отдельное соглашение сторон на обращение в конкретный третейский суд.

Если стороны в третейском соглашении предусмотрели возможность рассмотрения споров по выбору в государственном или третейском суде, это означает, что они не достигли соглашения по данному вопросу. Такая формулировка исключает компетенцию третейского суда рассматривать споры при наличии возражений одной из сторон третейского соглашения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2004 по делу № А82-5483/2003-29).

Если раньше арбитражную оговорку можно было включать в правила организованных торгов для разрешения споров между их участниками, теперь в сферу компетенции третейских судов добавились также корпоративные споры между владельцами компаний: в уставе компании может содержаться арбитражная оговорка о разрешении в третейском суде всех или части споров между ними при условии, что такая редакция устава принята всеми владельцами компании единогласно (п. 7 ст. 7 Закона об арбитраже). Возможность разрешения корпоративных споров третейскими судами позволит владельцам бизнеса оперативно урегулировать возникающие между ними конфликты без вынесения своих разногласий в публичную плоскость судебного разбирательства в государственных судах.

В статье 4 Закона об арбитраже закреплен принцип эстоппель, в силу которого сторона теряет право на возражение о том, что третейский суд не обладает компетенцией по рассмотрению спора с ее участием, если она тем не менее продолжает участвовать в нем, не заявив никаких возражений на этот счет. Данный принцип фактически уже был реализован в судебной практике, теперь он еще более упрочил позиции третейских судов.

Некоторые третейские суды, заинтересованные в увеличении притока клиентов и не желающие терять выручку, на практике игнорируют возражения участников третейского разбирательства о том, что третейский суд не обладает компетенцией по разрешению спора, сделанные своевременно на самом первом заседании, и не выносят по этому поводу никаких постановлений, особенно если их к этому не обязывает регламент. Если третейский суд все-таки вынес предварительное постановление по вопросу о наличии у него компетенции, то участник спора, не согласный с таким решением, вправе его оспорить в государственном суде.

Участник спора может отказаться от дальнейшего участия в процессе, однако, существует большой риск того, что решение третейского суда состоится против него и, возможно, не удастся заблокировать его принудительное исполнение в государственном суде, куда за выдачей исполнительного листа обратится его оппонент. Поэтому в таких условиях участник спора, несмотря на сделанные им возражения, все-таки продолжает участие в процессе, чтобы контролировать его ход, что используется третейским судом как обоснование наличия у него компетенции.

Прозрачно и понятно

Для повышения доверия участников оборота к третейскому разбирательству применяемые в ходе его отправления процедуры должны быть прозрачными и понятными. В последнее время значительное внимание в сфере третейского разбирательства уделяется таким вопросам, как оценка беспристрастности и независимости третейских судов, наличие у них компетенции при рассмотрении тех или иных споров.

В нашей стране третейские суды нередко используются недобросовестными участниками оборота для получения нужных решений от подконтрольных им судей, легализации необоснованных требований к должнику для последующего включения требований на основании решений третейских судов в реестр требований кредиторов, чтобы получить контроль над ходом дела о банкротстве должника со стороны аффилированных с ним лиц и получения возможности добиться выведения из его конкурсной массы ликвидных активов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2012 по делу № А67-9053/2006).

Раньше третейские суды в связи с отсутствием каких-либо запретов также практиковали немедленное уничтожение материалов третейского разбирательства с целью исключить проверку его легитимности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 по делу № А56-75431/2009).

Теперь такой возможности у третейских судов не будет. Материалы арбитража направляются при наличии соглашения сторон в постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее спор, а при его отсутствии — в суд, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 39 Закона об арбитраже).

Если арбитр — аффилированное лицо

Государственные суды в ходе рассмотрения вопросов о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение судебных актов третейских судов всячески противодействуют их легализации, если имеются убедительные доказательства ангажированности состава арбитров с одним из участников спора, который имел возможность повлиять на принятие решения в свою пользу. Установление аффилированности третейских судей с кем-то из участников процесса, финансирование третейского суда за его счет являются основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или его отмены по заявлению другого участника (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2014 по делу № А45-19364/2013), хотя действующее законодательство РФ не исключает возможности создания «карманных» третейских судов, которые формально независимы от участников разбирательства, но фактически контролируются ими.

Ничто не мешает участникам оборота создать некоммерческую организацию, учредители, руководство и персонал которой не будут никакого отношения к ним иметь и будут являться формально независимыми от них. В такой ситуации нет никаких оснований считать, что деятельностью такого формально независимого, но фактически контролируемого участником оборота третейского суда будет нарушаться принцип беспристрастности. Кроме того, как указал Конституционный суд РФ в постановлении от 18.11.2014 № 30-П, в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда не может быть отказано на том лишь основании, что сторона, в пользу которой оно принято, является одним из учредителей автономной некоммерческой организации, при которой создан данный третейский суд.

Содержание норм п. 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом правовых позиций КС РФ, выраженных им в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 26.05.2011 № 10-П, от 18.11.2014 № 30-П и др.), не дает оснований для вывода о невозможности передачи на рассмотрение постоянно действующего третейского суда, образованного при автономной НКО, гражданско-правового спора, одной из сторон которого является учредитель данной организации.

Указанные нормы во взаимосвязи предполагают необходимость установления нарушения принципа беспристрастности при рассмотрении конкретного спора именно составом третейского суда, но при этом не исключают учет в этих целях его организационно-правовых связей со сторонами спора (Определение ВС РФ от 30.12.2014 № 304-ЭС14-495). Участие одной из сторон спора в организации, при которой создан и функционирует третейский суд, само по себе не свидетельствует о нарушении принципа беспристрастности и независимости третейского суда при отсутствии конкретных и достоверных доказательств того, что такой участник может действительно влиять на принимаемые судом решения (Определение ВС РФ от 09.02.2015 по делу № 310-ЭС14-4786).

В связи с этим участники оборота могут не опасаться, что у них возникнут проблемы с исполнением принятого в их пользу решения третейского суда, если учредители автономной НКО или ее руководство аффилировано с ними. Иным образом обстоит дело в случае, если они прямо или косвенно контролируют самих третейских судей, что недопустимо, поскольку нарушается принцип беспристрастности судопроизводства.

Компетенция третейского суда

Наличие в действующем законодательстве РФ общих критериев, определяющих компетенцию третейского суда на рассмотрение тех или иных споров, периодически ставит вопрос о том, имелись ли у третейского суда полномочия на разрешение переданного ему спора.

Так, и ВАС РФ, и ВС РФ определили, что третейские суды не вправе рассматривать споры, вытекающие из контрактов, заключенных в процессе проведения публичных торгов, если третейское соглашение изначально было включено в документацию о торгах и участники торгов были лишены возможности влиять на ее содержание. Данная правовая позиция была сформулирована с учетом ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», однако она не противоречит положениям Закона об арбитраже.

Судьи посчитали, что принципы и существо процедуры третейского разбирательства не согласуются с правилами и принципами законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Поскольку основной целью заключения контрактов является в конечном счете обеспечение публичных нужд, контракты должны не только заключаться, но и исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков и исполнителей, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за результативность и эффективность реализации размещенных заказов. Поэтому все этапы указанных правоотношений, включая заключение, исполнение, расторжение контрактов и применение ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, должны быть полностью прозрачны и доступны для проверочных мероприя-тий вплоть до их завершения, в том числе посредством разрешения споров системой государственного правосудия.

Принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить цели, для достижения которых вводилась система размещения заказов. Рассмотрение споров третейскими судами увеличивает издержки сторон за счет третейского сбора и гонорара третейских судей, самостоятельно устанавливаемых каждым постоянно действующим третейским судом, что не отвечает цели экономии бюджетных средств. Кроме того, участники гражданского оборота третейское соглашение о передаче всех или части споров между ними на разрешение третейского суда вправе заключать добровольно. При формировании документации о торгах условием о передаче споров на разрешение третейского суда добровольность заключения третейского соглашения исключается, поскольку участники размещения заказов лишены возможности влиять на содержание документации о торгах.

С учетом изложенного споры, возникающие из контрактов, заключенных на основании законодательства о размещении заказов, являются не арбитрабельными, а третейские соглашения о передаче подобных споров в третейские суды — недействительными. Рассмотрение таких споров третейскими судами нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции), поэтому их следует признать не арбитрабельными (Определение ВС РФ от 03.03.2015 по делу № 305-ЭС14-4115, постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 № 11535/13).

Оперативность, конфиденциальность и окончательный характер решения

В практике применения института третейского разбирательства и есть другие вопросы, заслуживающие отдельного внимания, в частности, это вопросы, связанные с самой процедурой третейского разбирательства.

Преимущество третейского суда перед государственным заключается в оперативности разрешения споров, конфиденциальности, окончательном характере решения третейского суда и невозможности его пересмотра по существу, если стороны спора согласовали такой правовой режим. В ситуации, когда участники оборота стремятся поскорее завершить конфликт и достичь определенности в своих правоотношениях, третейское разбирательство подходит им как нельзя лучше.

Оперативность разрешения спора третейским судом связана также с тем, что его регламентом или правилами, согласованными самими сторонами в третейском соглашении, может быть исключено или просто не предусмотрено использование ряда процедур, которые влекут увеличение сроков рассмотрения дела.

Как уже было сказано, в отличие от правил рассмотрения споров в государственном суде, которыми предусмотрена обязательная процедура привлечения третьих лиц к участию в деле между спорящими сторонами, институт третейского разбирательства не предусматривает такой обязанности третейского суда, если отсутствует выраженное в письменной форме волеизъявление (согласие) спорящих сторон и самого лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица. Третье лицо, не являвшееся стороной третейского разбирательства, не связано принятым решением, для него оно не является обязательным (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 № 16918/13).

Стороны арбитражного соглашения могут предусмотреть в нем, что решение третейского суда будет являться окончательным, в таком случае оно не подлежит пересмотру по существу в государственном суде, если одна из сторон с ним не согласится. Положение об окончательном характере решения третейского суда и невозможности его пересмотра по существу могут содержаться как в самом третейском соглашении сторон, так и в регламенте третейского суда, который также является обязательными для участников оборота, выбравших соответствующий третейский суд и не договорившихся об иных правилах разбирательства (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2014 по делу № 33-1072/14).

Однако приоритетным в установлении конкретных правил разрешения споров всегда остается соглашение самих сторон, которые вправе предусмотреть, что решение третейского суда для них не будет являться окончательным и может быть обжаловано. Такое условие арбитражного соглашения является приоритетным при определении юридической силы решения третейского суда, даже если в самом регламенте как общее правило содержится положение об ином (постановление ФАС Московского округа от 16.08.2012 по делу № А40-24895/12-63-206).

Даже если стороны в арбитражном соглашении предусмотрели, что решение третейского суда для них не будет являться окончательным и может быть пересмотрено в государственном суде, рассматривая заявление о его отмене, государственный суд, скорее всего, при отсутствии при вынесении решения третейского суда явных нарушений сошлется на то, что он не вправе его пересматривать по существу, хотя такая возможность в данном случае у него как раз имеется (постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2012 № Ф09-10787/12). Такой подход, видимо, связан с тем, что основания для пересмотра решения третейского суда те же, что и для решения вопроса о его легализации: не были ли при его вынесении нарушены основополагающие принципы российского права, были ли надлежащим образом стороны спора извещены о времени и месте третейского разбирательства. Если указанных нарушений допущено не было, нет и оснований для пересмотра решения третейского суда.

Судопроизводство осуществляется на основании правил, утвержденных организацией, при которой он создан, если стороны не договорились об иных правилах. Если какие-то вопросы в своем соглашении стороны не оговорили, такие вопросы регулируются по правилам соответствующего третейского суда. При этом закон не предъявляет строгих требований к процедуре третейского разбирательства, осуществляемой на основании правил третейского суда. Соответственно, это могут быть любые правила, с тем только чтобы их содержание не противоречило закону.

В частности, третейский суд вправе объявлять перерыв в заседании, откладывать его (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.08.2009 по делу № А32-11285/2009), не вести протокол судебного заседания (постановление Президиума ВАС РФ от 31.05.2005 № 16697/04 по делу № А09-3141/04-2), вообще не объявлять резолютивную часть своего решения, а спустя определенное время после окончания разбирательства высылать сторонам окончательное решение по делу, и др. И такие правила не являются нарушением процедуры третейского разбирательства, не могут служить основанием для отмены решения третейского суда.

Регламент третейского суда

Производство в третейском суде возбуждается на основании иска, к которому помимо основных требований к содержанию правилами третейского суда могут предъявляться дополнительные требования. Ответчик вправе представить свой отзыв на иск, а также заявить встречный иск при условии, что такая возможность следует из третейского соглашения, а между первоначальным и встречным требованиями имеется взаимная связь.

Однако принятие встречного иска не является безусловной обязанностью третейского суда, его регламентом может быть это запрещено. Такой подход допускался в судебной практике раньше (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2014 по делу № А56-51474/2013), и его применение не исключается и в настоящее время: в п. 7 ст. 25 Закона об арбитраже предусмотрена возможность установления запрета на подачу встречного иска соглашением сторон спора. Поскольку выбор конкретного третейского суда означает принятие его регламента и иных правил разбирательства, указанные документы также составляют неотъемлемую часть арбитражного соглашения, поэтому применительно к рассматриваемой ситуации запрет на предъявление встречного иска, установленный регламентом третейского суда, равнозначен соглашению сторон спора.

Договариваясь о передаче споров в конкретный третейский суд, стороны автоматически принимают регламент избранного третейского суда, который становится частью заключаемого сторонами третейского соглашения (постановление ФАС Московского округа от 19.04.2005 № КГ-А40/2255-05). Соответствующие процессуальные правила, изложенные в таком регламенте, для них являются обязательными, при условии, что такие правила не противоречат закону. В частности, третейский суд вправе пересмотреть свое решение по вновь открывшимся обстоятельствам, если эта возможность прямо предусмотрена его регламентом (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.11.2013 по делу № А45-10722/2013).

Третейский суд при необходимости может исправить допущенные в вынесенном решении ошибки, описки и опечатки, разъяснить свое решение, может также вынести дополнительное решение для разрешения заявленных требований, которые не были им рассмотрены, однако сделать это вправе по заявлению сторон. Третейский суд может также утвердить мировое соглашение сторон, если в ходе судебного разбирательства они достигнут определенной договоренности.

Сила судебного решения

Решение третейского суда, в отношении которого получен исполнительный лист на его принудительное исполнение, по своей юридической силе равнозначно вступившим в законную силу судебным актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов (ст. 16 и § 2 главы 30 АПК РФ, а также ст. 13 и глава 47ГПК РФ). С точки зрения нормативного регулирования отношений несостоятельности, указанное означает наличие у субъектов гражданского оборота возможности обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом с даты вступления в законную силу судебного акта о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании с должника денежных средств (абз. 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), абз. 3 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“»).

Кроме того, это означает, что при рассмотрении в деле о банкротстве заявлений о включении в реестр требований кредиторов в соответствии со ст. 71 и 100 Закона о банкротстве против требований, подтвержденных решением третейского суда, на принудительное исполнение которого выдан исполнительный лист, не могут быть представлены возражения, касающиеся их состава и размера согласно абз. 2 п. 10 ст. 16 Закона о банкротстве (Определение ВС РФ от 28.04.2016 № 304-ЭС15-19372).

Обычное, то есть не легализованное решение третейского суда такой юридической силой не обладает. Оно оценивается арбитражным судом, в производстве которого находится дело о банкротстве, на общих основаниях с иными доказательства с целью соблюдения закона и принципа единой правовой защиты прав всех конкурсных кредиторов с целью предотвращения искусственного выведения денежных средств из конкурсной массы, поскольку процедуру третейского разбирательства должник и аффилированный или даже формально независимый от него конкурсный кредитор могут использовать для получения контроля за ходом дела о банкротстве и доступа к конкурсной массе, что ущемляет права добросовестных кредиторов (постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.06.2016 № Ф04-1503/2016).

Кто и как контролирует третейский суд

В отношении третейских судов государственные суды выполняют функции контроля и содействия в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ в связи с принятием Федерального закона „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“».

Контроль состоит в использовании процедуры отмены решения третейского суда по заявлению сторон третейского разбирательства или прокурора при защите публичных интересов, а также процедуры выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Содействие выражается в рассмотрении и удовлетворении запросов третейских судов о получении письменных, вещественных доказательств, иных документов и материалов, вопросов назначения, отводов и прекращения полномочий арбитров (ст. 74.1, 240.1 АПК РФ, ст. 63.1, 427.1 ГПК РФ).

Важным нововведением является установление возможности рассмотрения заявления об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции (ст. 235 АПК РФ, ст. 422.1 ГПК РФ). Хотя, как уже было сказано, третейским судам невыгодно выносить подобные постановления и лишать себе возможности получить третейский сбор. Им гораздо удобнее вопрос о наличии компетенции разрешить непосредственно в самом решении. В то же время сами стороны арбитражного соглашения могут в нем преду-смотреть обязательность вынесения третейским судом предварительного постановления вне зависимости от положений его регламента.

Раньше и такой возможности у них не было, постановление третейского суда по вопросу о наличии у него компетенции обжалованию в государственном суде не подлежало, поскольку считалось, что право участников оборота на судебную защиту не нарушается. Согласно ст. 42 и 46 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» нарушения установленных правил компетенции, формирования или состава третейского суда являются для арбитражного суда основаниями как для отмены вынесенного третейским судом решения, так и для отказа в выдаче по нему исполнительного листа. Следовательно, при вынесении третейским судом отдельного постановления предварительного характера о своей компетенции участник третейского разбирательства имеет возможность защищать свои права в арбитражном суде в общем порядке, предусмотренном главой 30 АПК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 9521/10).

Таким образом, положение третейских судов на российском юридическом рынке в настоящее время еще более упрочилось за счет недавно принятых нововведений, направленных на стимулирование развития третейского разбирательства. Конечно, полноценной конкуренции государственным судам они составить не могут, поскольку им еще только предстоит заслужить доверие участников гражданского оборота, во всяком случае, предпосылки для этого созданы.

1 Ответ на вопрос № 1 Рекомендаций по итогам круглого стола на тему «Применение норм гражданского процессуального законодательства при рассмотрении судами заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и по делам об оспаривании решений третейских судов», проведенного Свердловским областным судом 25.03.2016, изложенных в приложении к Бюллетеню судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда за I квартал 2016 г., утв. постановлением Президиума Свердловского областного суда от 08.06.2016.

www.eg-online.ru

Это интересно:

  • Приказ no 165 о проведении дезинфекции Приказ МЗ РБ №165 от 25.11.2002г. МЗ Республики Беларусь «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения» 1.Дезинфекция ИМН: определение, методы. Дезинфекция – уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, вирусов ( в т.ч.возбудителей […]
  • Ндфл с залога Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июня 2017 г. N 03-04-06/36677 Об уплате НДФЛ в случае исполнения обязательства залогодателя по договору займа обращением взыскания на имущество залогодателя Департамент налоговой и таможенной политики […]
  • Как оформить виза мастер карт Карточку какой системы выбрать - Visa или MasterCard? В чём принципиальная разница и есть ли она? нажмите для увеличения Количество банковских карт, находящихся в пользовании граждан Российской Федерации всё возрастает. Наконец-то мы привыкли платить не наличными, а […]
  • Презентация к уроку закон преломления света Презентация к урокам "Закон отражения света", "Закон преломления света", "Полное внутреннее отражение" Разделы: Физика Закон отражения света Одними из важнейших свойств света являются отражение и преломление. Законы отражения и преломления света изучались в 8-м классе. […]
  • Заявление руководителю банка Образцы заявлений Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю и его территориальными отделами принимаются к рассмотрению письменные обращения граждан, а также обращения, поступившие в форме электронного документа (по адресу электронной почты или […]
  • Как оформить клумбу из однолетников Клумба из однолетников – уютно и красиво Цветы на приусадебном участке создают отличное настроение. Яркие разноцветные однолетние клумбовые растения весь сезон радуют глаз. Многие цветоводы неоднократно сталкивались с проблемой создания красивых цветников. Рассмотрим […]
  • Приказ мо рф 770 от 2014г Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2014 г. N 770 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2014 г. N 770"О […]
  • Условия назначения страховой пенсии по старости с 1 января 2018 Пенсионный фонд отказывает некоторым россиянам в пенсии по старости Пенсионный фонд России отказал в 2017 году нескольким россиянам в назначении страховой пенсии по старости из-за нехватки баллов и стажа. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты Максим […]