Приказ о внутреннем аудите в бухгалтерии

| | 0 Comment

Нюансы проведения внутреннего аудита на предприятии, его организация и оформление результатов

Потребность во внутренних проверках уже стала обыденностью для средних и крупных организаций. Малые компании не всегда проводят аудит из-за меньшего объема рабочих процессов, но и некоторым из них такой контроль смог бы принести немало пользы. Про совершенствование процесса проведения внутреннего аудита, планирование и его подготовку читайте в этой статье. У нас вы найдете также информацию о проведении внутреннего аудита на предприятии на примере.

Программа и график проведения внутреннего аудита

Планирование проверки — это один из очень важных этапов подготовки. В это время необходимо оценить общий объем работ, определиться с графиком и сроками проведения аудита, составить программу контроля, выбрать подходящую методику и предварительно выявить наиболее неблагополучные подразделения. Также на этапе планирования желательно постараться учесть потенциальные внешние факторы воздействия.

Программа проведения внутреннего аудита составляется совместно с планом. Чаще всего программа имеет персональную форму, учитывающую наиболее важные аспекты, подвергаемые контролю в конкретной компании. Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:

  • Главная цель проведения внутреннего аудита.
  • Область применения.
  • Определения и сокращения.
  • Данные о дополнительных документах.
  • Перечень ответственных за применение.
  • Описание процесса проведения аудита.
  • График и периодичность контрольных проверок.
  • Подготовка детального плана аудита.
  • Подготовка необходимых документов.
  • Последовательность сбора информации.
  • Нюансы подготовки итоговой отчетности.
  • У нас доступен для скачивания график-план проведения внутреннего аудита (пример).

    Программа проведения внутреннего аудита (пример)

    Для получения достоверных результатов проверки во время аудиторского контроля необходимо придерживаться определенной методики проведения внутреннего аудита на предприятии. Необходимо заранее определить методы, планируемые для использования аудиторами и создать из них единую систему проведения, отталкиваясь от программы и плана проверки.

    Допустимы такие методы:

  • Контрольное сличение остатков
  • Составление обратных калькуляций
  • Общенаучные и научно-практические
  • Хронологический и сравнительный анализ
  • Восстановление учетных записей по документам
  • Методы документальной и фактической проверки
  • Формальная, арифметическая и нормативная проверка
  • Проверка документации определенного хозяйственного процесса
  • Изучение конкретного документа или ряда взаимосвязанных данных.
  • Методов на практике значительно больше, сюда входят опрос и наблюдение, доказательство и оценивание, а также ряд других приемов, причем за их выбор ответственны аудиторы.

    Проведение внутреннего внутреннего кадрового аудита в организации рассмотрено в этом видео:

    Набор методов в системе проверки может значительно отличаться в зависимости от объекта контроля и глубины аудирования. По этой причине не существует единой качественной системы проведения внутреннего аудирования — каждая компания имеет свою структуру, что вынуждает изменять используемый порядок контроля.

    При этом любая система проведения аудирования должна подчиняться следующим принципам:

  • Этапности и регулярности
  • Открытости и независимости
  • Единообразия и системности
  • Предупредительности и документированности.
  • Без учета этих принципов внутренняя проверка не может быть эффективной. Также важную роль в положительной результативности аудита играет его организация.

    Организация проведения

    Процедура проведения аудиторского контроля должна быть четко организована для исключения ошибок в работе самых проверяющих. Качественная организация деятельности аудиторов позволяет сделать контроль простым, быстрым и эффективным.

    Подготовка

    Проведение ВА всегда начинается с подготовки. Первым пунктом ежегодного контроля является соответствующее распоряжение руководства. Далее идет привлечение сторонней компании или формирование аудиторского штата из числа сотрудников. При наличии в организации уже созданной службы внутреннего аудита в приказе отражаются данные на проведение подготовки проверки и конкретные сроки.

    Далее важным пунктом является планирование предстоящего аудита. На основании конкретной программы и плана выбираются адекватные методы, производится подготовка необходимой документации и окончательно определяются сроки ВА.

    Приказ и соглашение

    Приказ о проведении ВА выпускается непосредственным руководителей компании. Часто выпускаются 2 приказа — один на составление плана и программы аудитов, другой на начало их проведения. Поэтому непосредственным документом для начала действия является тот, который содержит в себе такие данные:

  • Даты начала и сроки проведения проверок.
  • Указание ответственных аудиторов и специалистов.
  • Описание предоставляемых условий для проведения ВА.
  • Меры, принятые для контроля за проведением аудиторской проверки.
  • Приказ на проведение внутреннего аудита в организации вы можете скачать здесь.

    Приказ о проведении внутреннего аудита (образец)

    Правила и порядок проведения внутреннего аудита описаны ниже.

    Проведение внутреннего аудита СМК с целью соответствия ИСО 9001 показано в данном видеоролике:

    Существуют определенные международные и российские стандарты проведения внутреннего аудита. При этом законодательно не запрещено разрабатывать свои внутрифирменные правила ВА. Основная часть федеральных стандартов касается деятельности сторонних аудиторов, регламентируя их работу для обеспечения качества предоставляемых услуг.

    В то же время внутренние стандарты аудита, создаваемые конкретной компанией, не могут противоречить федеральным и международным правилам. Вне зависимости от уровня правил они все делятся несколько блоков. Из них 3 являются обязательными:

  • Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
  • Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
  • Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.
  • Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.

    Далее рассмотрим алгоритм и этапы проведения внутреннего аудита.

    Пошаговые этапы

    На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое. Эта процедура включает в себя всего 3 этапа:

  • Предварительная подготовка.
  • Сбор аудиторских доказательств.
  • Оформление результатов проверки.
  • Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.

    • На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
    • Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
    • На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.
    • Результаты осуществления

    • Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения. Чаще всего под документами подразумевается сводный отчет или его более мелкие формы. В нем указываются не только сведения об обнаруженных недочетах, но и предполагаемые пути их устранения. Также в результатах проведения внутреннего аудита обязательно отражаются потенциальные способы повышения эффективности рабочих процессов.
    • Помимо составления отчетов и прочей документации аудиторской проверки необходима и еще одна процедура. Важно заранее уточнить критерии эффективности работы проверяющих и по завершению внутреннего аудита производить анализ качества проведенного контроля.
    • Часто такими критериями служат соблюдения заявленных рамок сроков проверки, наличие полных и внятных замечаний по всем изученным пунктам, указание потенциальных проблем в будущем. Также необходимо анализировать деятельность аудиторов на соответствие регламенту проверок и правильном использовании разнообразных методов контроля. Еще одним критерием является доступность, полнота и своевременность предоставление документации о проведенной проверке.
    • При проведении внутреннего аудита большая роль отводится и его подготовке (и не забывайте о чек-листе!). Без правильно проведенной подготовительной части невозможна качественная работа проверяющих. Единой системы аудита не существует, каждая компания самостоятельно комбинирует методы контроля, поэтому стоит особое внимание уделять и подготовке, и самой проверке, и анализу эффективности работы службы ВА.

      Проведение внутреннего аудита системы менеджмента описано в этом видео:

      uriston.com

      7 советов, которые помогут провести внутренний аудит на предприятии

      Статьи по теме

      Порядок проведения внутреннего аудита на предприятии в законодательстве не определен, но очевидно, что в отличие от внешнего, внутренний аудит проводит специализированное подразделение компании. Таким подразделением не может выступать бухгалтерия, поскольку в этом случае не будет соблюден принцип независимости. В статье дадим несколько важных советов о том, каким образом провести внутренний аудит.

      Используйте пошаговые руководства:

      Совет № 1. Подойдите серьезно к определению лиц, проводящих внутренний аудит на предприятии

      Определение лиц, которые проводят внутренний аудит, осуществляется непосредственно руководителем организации. Это может быть собственная служба внутреннего аудита или постоянно действующая комиссия. К выбору работников, которые участвуют в проведении аудита, необходимо подойти достаточно серьезно. Прежде всего, они должны обладать необходимыми познаниями, а также быть независимыми. Так, если мы назначим в комиссию специалистов из бухгалтерии, то критерий независимости нивелируется, а если включим в комиссию только технических специалистов, то они не смогут провести аудит бухгалтерских счетов учета и уплату налогов.

      Перечень сотрудников, состоящих в комиссии, как ровно и структура службы внутреннего аудита определяется приказом руководителя организации.

      Скачайте полезные документы

      Положение о внутреннем аудите
      Политика внутреннего контроля и управления рисками
      Положение о процедурах внутреннего контроля над финансово хозяйственной деятельностью
      Положение о системе внутреннего контроля

      Совет № 2. Установите сроки

      Очень важно, в какие сроки проводится аудит. Аудит может проводиться как на постоянной основе, например, ежедневный мониторинг платежей, документации, так и проводиться как и инвентаризация один раз в год перед сдачей бухгалтерской отчетности. Порядок и соки проведения внутреннего аудита утверждается руководителем компании. Вместе с тем, рекомендуется проводить аудит не менее чем один раз в квартал, что позволит и проверить правильность ведения бухгалтерского учета, своевременно выявить и исправить ошибки и правильно исчислить и уплатить налоги.

      Сроки проведения аудита могут быть закреплены в соответствующем плане.

      План внутреннего финансового аудита

      (наименование субъекта аудита)

      Наименование
      аудиторской проверки (камеральная, выездная
      или комбини­рованная)

      Срок
      проведения аудиторской проверки

      Начальник финансового управления

      Совет № 3. Установите, каким документом будет подтверждаться проведение аудита

      Структурное подразделение, осуществляющее внутренний аудит, может проводить аудит на ежедневной основе и не оформлять результаты конкретными документами. Однако обычно документом, который фиксирует ошибки, недочеты в учете является отчет о проведенном внутреннем аудите. Такой отчет предоставляется руководителю. В отчете также указываются возможные направления и рекомендации по усовершенствованию учета и отчетности.

      Совет №4. Разработайте методологию проведения внутреннего аудита

      Если в компании или группе компаний существует достаточно много обособленных структурных подразделений, филиалов и представительств, целесообразно унифицировать процедуры проведения аудита. За основу можно взять Информацию Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

      Основными элементами внутреннего контроля будут:

    • контрольная среда;
    • оценка рисков;
    • процедуры внутреннего контроля;
    • информация и коммуникация;
    • оценка внутреннего контроля.
    • Если говорить о ведении бухучета, необходимо оценить риски, которые могут повлиять на достоверность финансовой отчетности.

      Совет № 5. Разработайте типовые формы проведения внутреннего аудита на предприятии

      Если речь идет о группе компаний или о большом количестве структурных подразделений, лучше использовать типовые формы:

      1. Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1, ОКУД 0317001).
      2. Инвентаризационная опись нематериальных активов (№ ИНВ-1а, ОКУД 0317002).
      3. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма № ИНВ-3, ОКУД 0317004).
      4. Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных (форма № ИНВ-4, ОКУД 0317005).
      5. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5, ОКУД 0317006).
      6. Акт инвентаризации ТМЦ, находящихся в пути (форма № ИНВ-6, ОКУД 0317007).
      7. Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, оборудовании, приборах и других изделиях (форма № ИНВ-8а, ОКУД 0317009).
      8. Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10).
      9. Совет № 6. Четко опишите процедуры, которые должны осуществляться в рамках внутреннего аудита

        Каждый внутренний аудитор может самостоятельно определять контрольные процедуры. Одни специалисты больше времени уделяют методологии учета, другие сути осуществления сделок, третьи – проверке первичных документов. Поэтому важно подготовить четкий план мероприятий и описать конкретные процедуры. К таким процедурам относятся:

      10. документальное оформление;
      11. подтверждение соответствия между объектами (документами) либо их соответствия установленным требованиям. Например, проверка правильности оформления первичных документов;
      12. санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение их правомочности. Как правило, сделки санкционируются персоналом более высокого уровня. Например, руководитель утверждает авансовые отчеты своих подчиненных;
      13. сверка данных. Это может быть сверка расчетов с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности, сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги;
      14. разграничение полномочий и ротация обязанностей. К примеру, полномочиями по составлению первички, санкционированию (авторизации) сделок и операций и отражению их результатов в бухгалтерском учете наделяются разные люди лиц на ограниченный период, чтобы уменьшить риски ошибок и злоупотреблений;
      15. контроль фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
      16. оценка достижения поставленных целей или показателей;
      17. компьютерная обработка информации и информационные системы. Это может быть проверка отдельных элементов системы (модулей, приложений).
      18. Совет № 7. Идите в ногу со временем

        Законодательство и новые технологии постоянно совершенствуются, не стоят на месте, появляются новые программы для проверки контрагентов, новые форматы документов, новые законодательные акты. Поэтому функция внутреннего контроля состоит не только в том, чтоб проверить учет и отчетность на наличие конкретных ошибок, но и в том, чтобы их предотвратить, поэтому служба внутреннего контроля или специальная комиссия должны разрабатывать методические рекомендации, указывать на изменения, которые бухгалтер или юрист могут пропустить в силу занятости. Например, с 2017 года порядок переноса убытков изменится, что необходимо отразить в учетной политике. В части уплаты налога на прибыль связана еще одна важная поправка, касающаяся переноса убытков. Переносить убытки на будущее до 2020 года возможно только в размере 50%. Но одновременно есть и положительная поправка, так сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет. Кроме того, изменится классификация основных средств. Новая классификация действует с 2017 года и установлена Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Данную классификацию необходимо применять только в отношении основных средств, которые введены в эксплуатацию только с 2017 года. Например, если мы приобрели автомобиль в 2016 году, но ввели его в эксплуатацию в 2017 году, то нужно использовать уже новый классификатор.

        Соответственно, все изменения должны учитывать подразделения компании, а предупреждающую функцию может взять на себя служба внутреннего контроля.

        В заключении необходимо обратить внимание, что служба внутреннего аудита или соответствующая комиссия достаточно важна в любой компании. Внутренний аудит играет предупреждающую функцию, снижает значительно риски компании, а также позволяет сэкономить на внешнем аудите, если последний не является обязательным.

        Методические рекомендации по управлению финансами компании

        fd.ru

        Внутренний аудит на предприятии

        Похожие публикации

        Внутренний аудит на предприятии – пример самостоятельного поиска организацией объективной информации о состоянии учета и его правильности. Он необходим руководству компаний для оценки эффективности принимаемых решений и определения стратегии, тактики совершенствования деятельности фирмы.

        Нормативное регулирование внутреннего аудита

        Аудиторы, проводящие внутренние проверки, должны руководствоваться положениями:

      19. Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ;
      20. Закона от 7 августа 2001 г. под № 115-ФЗ;
      21. Закона от 25 декабря 2008 г. под № 273-ФЗ;
      22. нормами, которые содержат Международные стандарты внутреннего аудита.
      23. Предприятия, использующие в числе методов самопроверки аудит, разрабатывают собственные локальные акты, регулирующие порядок проведения всех этапов проверочных мероприятий. Основу внутрифирменного свода правил формируют национальные стандарты внутреннего аудита. Порядок проведения проверок в компаниях может отличаться от общепринятых норм, но не должен им противоречить. Степень детализации стандартов определяется руководством предприятия.

        Цели и задачи внутреннего аудита

        Аудит проводится для решения проблемного вопроса, поиска источника несоответствий, подбора путей развития с максимальным уровнем эффективности. Цель внутреннего аудита заключается в:

      24. повышении отдачи производственных процессов;
      25. оптимизации учетных операций;
      26. анализе необходимости внесения организационных изменений;
      27. проведении контрольных мероприятий с последующим составлением подробных отчетов и проработкой путей устранения имеющихся недочетов.
      28. Задачи внутреннего аудита:

      29. обеспечение условий для эффективной работы всех отделов;
      30. защита законных интересов и требований владельцев бизнеса;
      31. получение систематизированной и объективной финансовой информации о результатах деятельности;
      32. сокращение объема материальных потерь;
      33. организация внутреннего аудита призвана проверить достоверность получаемых собственниками сведений и проверить степень рациональности действующей системы контроля.
      34. Аудит на регулярной основе необходим для уменьшения рисков появления незапланированных задолженностей, убытков и принятия неправомерных решений.

        Виды внутреннего аудита

        Инициируемые проверки могут относиться к одному из таких типов:

      35. Функциональный мониторинг системы управления.
      36. Аудит организационных и технических аспектов работы.
      37. Проверка по видам хозяйствования.
      38. Оценка соответствия обязательным законодательным нормам и предписаниям.
      39. Проверка штатных единиц на целесообразность их содержания.
      40. Финансовые аудиторские проверки.
      41. Кадровый вид аудита.
      42. Функции внутреннего аудита

        Функционал аудиторской проверки распространяется на такие мероприятия:

      43. анализ бухгалтерского учета;
      44. проверка системы документооборота;
      45. оценка эффективности деятельности внутри подразделений предприятия;
      46. контроль законности действий;
      47. разработка мер для устранения нарушений и недочетов;
      48. выработка стратегии максимизации прибыли;
      49. отслеживание соблюдения персоналом этических норм поведения.
      50. Порядок проведения внутреннего аудита

        Проверка инициируется приказом управляющего. С этого момента начинается подготовительный этап аудита. Следующим шагом будет реализация рабочей части и итогового блока работ. Проведение внутреннего аудита на первоначальной стадии подразумевает:

      51. установку сроков;
      52. подготовку документации;
      53. подбор методологического инструментария;
      54. разрабатывается план внутреннего аудита.

    На этом этапе изучаются локальные нормативные акты, рассматриваются итоги предыдущих ревизий, анализируются риски и формируется система показателей, которые необходимо определить для эффективности проверки. При необходимости может быть запрошен доступ к специализированному программному обеспечению. В плане мероприятий должно быть выделено время для опроса участников внутрипроизводственных процессов.

    Внутренний аудит на предприятии проводится лицами, которые назначены ответственными руководством организации. До заинтересованных сотрудников доводится информация о характере предстоящей работы, ее объеме, конкретных задачах, обязательных для выполнения. Для каждого аудитора разрабатываются должностные инструкции. Их содержание должно соответствовать нормам, которые включены в актуальное Положение о внутреннем аудите.

    Рабочая часть заключается в реализации аудиторских процедур. Они предполагают сбор фактов, касающихся обозначенной проблематики. На основе полученных сведений производятся расчеты, сравнительные анализы и выводятся оценочные суждения. На их базе будет строиться аудиторское заключение.

    В процессе деятельности проверяющими могут применяться такие методы внутреннего аудита:

  • документальная проверка;
  • сверка фактических данных с учетными;
  • анализ отдельного документа;
  • формальная проверка;
  • метод арифметического пересчета;
  • оценка соответствия нормативам;
  • встречные и взаимные сверки;
  • восстановление учетных записей;
  • сличение сведений;
  • метод обратной калькуляции;
  • хронологическая аналитика;
  • тестирование.
  • Внутренний аудит посредством тестирования может давать оценку уровню надежности существующей системы контроля, модели управления. Итогом проверки становится отчет, в котором фиксируется полный набор выявленных недостатков и ошибок, приводятся рекомендации по их устранению и советы профилактического характера.

    spmag.ru

    Приказ о проведении внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда

    Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
    ООО «Бета»

    О проведении внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда

    Для улучшения работы службы охраны труда и минимизации рисков, связанных с неправильной организацией охраны труда в ООО «Бета»,

    1. Провести внутренн ий аудит соблюдения требований охраны труда сплошным методом в период с 11 марта по 21 марта 2014 г.

    2. Проведение внутренн его аудит а соблюдения требований охраны труда поручить комиссии в следующем составе :
    1) председатель комиссии по проведению внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда – директор по персоналу Семенова В.В.;
    2) члены комиссии по проведению внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда:
    – главный юрисконсульт Зеленин Н.Н.;
    – специалист по кадрам Иванова М.Е.;
    – специалист по охране труда Павлов П.Д.;
    – бухгалтер Юдина С.В.

    3 . Руководителю службы охраны труда Уварову К.В. организовать работу по подготовке документации по охране труда для проверки и передать ее комиссии по проведению внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда в срок до 11 марта 2014 г.

    4 . Председателю комиссии по проведению внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда после завершения проверки пред ставить письменный отчет о результатах проведения внутреннего аудита соблюдения требований охраны труда Генеральному директору ООО «Бета» в срок до 28 марта 2014 г.

    5 . Контроль за исполнением настоящего П риказа возложить на директора по персоналу Семенову В.В.

    Генеральный директор _________________________ А.И. Петров

    www.moedelo.org

    Для чего и как проводятся аудиторские проверки, или Независимая оценка как фактор эффективности бизнеса

    Профессиональная аудиторская проверка призвана помочь:

  • выявить ошибки и недочеты в деятельности фирмы;
  • оптимизировать расходы;
  • повысить эффективность рабочего процесса;
  • выявить соответствие текущей деятельности законодательству
  • Выбрать подходящие услуги.

    Проведение бухгалтерского аудита независимой консалтинговой компанией актуально, когда требуется:

  • определить текущее положение дел;
  • выявить возможные ошибки в отчетности;
  • разработать план по восстановлению системы учета;
  • упростить отношения с кредиторами, контрагентами и контролирующими органами.
  • Заказать услугу.

    При необходимости получить полную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании можно провести инициативный аудит.

    Аудит отчетности по МСФО позволит повысить доверие к отчетности компании, использовать отчетность в качестве весомого аргумента в переговорах с партнерами, в том числе с зарубежными.

    Требуется определить точную рыночную стоимость всех видов имущественных активов компании? Комплексная оценка стоимости предприятия — эффективный помощник в решении сложных задач.

    В рамках бухгалтерского и налогового консультирования предоставляется помощь в выборе налогового режима и ведении учета, в формировании стратегии взаимодействия с налоговыми органами.

    Опыт, надежность, точность и хорошая репутация — критерии удачного выбора независимой консалтинговой компании для проведения аудиторской проверки.

    Аудит обеспечивает основу для анализа финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, что позволяет выявить сильные и слабые стороны последнего, принять обоснованные решения, а также предотвратить административные взыскания. Аудит можно сравнить с врачебной диспансеризацией или технической диагностикой автомобиля. Зрелый руководитель полностью понимает необходимость аудиторских проверок и, как правило, не откладывает их в долгий ящик.

    Однако не все так просто. Итоги проверки и дальнейшая деятельность компании напрямую будут зависеть от квалификации аудиторов, поскольку отраслевые стандарты оставляют им большой простор для принятия решений. Так в каких же случаях и кого следует пригласить для проверки, чтобы это принесло пользу вашему бизнесу?

    Понятие и основная цель аудиторской проверки

    Аудит — это анализ данных финансовой (бухгалтерской) отчетности на предмет степени их достоверности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудит призван подтвердить или опровергнуть, что любые пользователи финансовой информации, содержащейся в отчетности, смогут на ее основании сделать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении компании и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Основной целью аудита является проверка достоверности отчетности, а основным условием ее проведениянезависимость аудитора. Результатом аудиторской проверки становится официально зафиксированное в установленной форме компетентное мнение аудитора о точности финансовой информации, содержащейся в отчетности за определенный период, то есть — аудиторское заключение.

    Однако «пользователь не должен принимать мнение аудитора ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица» (Федеральное правило (стандарт) (далее — ФСАД) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»). Такая формулировка обусловлена тем, что существуют объективные и субъективные ограничения, которые влияют на вероятность и возможность выявления значительных искажений финансовой информации в отчетности: тестирование, использование выборочных методов, несовершенство самого бухучета и внутреннего контроля в аудируемой организации, представление доказательств в форме доводов в обоснование вывода, отсутствие исчерпывающих ответов. Поэтому задача аудиторской проверки — в процессе сбора необходимых и достаточных доказательств, лежащих в основе аудиторского вывода, обеспечить разумную уверенность в точности и достоверности отчетности (пункты 6–9, ФСАД № 1). Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности отчетности, а менеджмент компании — за подготовку и представление отчетности.

    Аудитор самостоятельно решает, какие количественные (значения) и качественные (характер) искажения в отчетности можно считать существенными, а какие — нет. Он устанавливает своеобразную планку приемлемой «существенности в аудите» (ФСАД № 4), которая чем ниже, тем выше риск ошибки аудитора в заключении.

    Учитывая вышесказанное, многие клиенты аудиторских организаций задаются вопросом: «Если искажения, неточности и ошибки в нашей финансовой (бухгалтерской) отчетности будут пропущены, у аудитора всегда есть оправдание в виде выборочного способа проверки и установленного уровня существенности?» Такое понимание аудиторских процедур является примитивным и в корне неправильным. Вероятность аудиторской ошибки нивелируется такими методами, как изменение характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки, проведение расширенных или дополнительных тестов средств контроля. Их применение и/или изменение опирается на оценку вероятных последствий искажений в отчетности аудируемого лица. Кроме того, напомним про закон Вильфредо Парето: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Он в известной степени отражает принцип формирования аудиторской выборки, включающей наиболее значимую информацию об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах, хозяйственных операциях и структуре капитала. Эти данные могут быть существенными или нет в зависимости от величины показателей, периодичности, характера их влияния на хозяйственную деятельность аудируемого лица. Очевидно, аудитор может пропустить какую-либо ошибку, но при профессиональном формировании выборки данная ошибка не будет образовывать основную часть финансового показателя, являться определяющей.

    Этические принципы аудита

    Указанные выше, как и другие нормы ФСАД, а также федеральных законов, свидетельствуют о том, что аудиторскую деятельность осуществляют только те лица, которые профессионально и непрерывно ей занимаются и способны подтвердить свою квалификацию соответствующим аттестатом, выдаваемым СРО аудиторов. Кроме того, в соответствии с «Кодексом профессиональной этики аудиторов» аудитор обязан соблюдать базовые этические принципы:

  • Честность и открытость — означает справедливое выстраивание деловых отношений. Так, при обнаружении фактов, указывающих на то, что предоставленная информация содержит в значительной части ложные или вводящие в заблуждение утверждения либо данные небрежно подготовлены, аудитор не обязан намеренно быть связан с такой отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, но должен принять меры по устранению такой связи.
  • Объективность — предполагает, в частности, что аудитор должен избегать отношений или исключать ситуации, которые могут повлиять на непредвзятость его суждений, например, если он оказался в центре конфликта интересов третьих лиц.
  • Профессиональная компетентность и должная тщательность — означает постоянное профессиональное развитие, поддержание знаний и навыков на высоком квалификационном уровне в соответствии с достижениями практики и законодательством, добросовестное применение стандартов аудиторской деятельности в процессе оказания услуг.
  • Конфиденциальность — обязывает к защите и нераспространению информации, полученной в ходе делового взаимодействия с клиентом (кроме обозначенных законом обстоятельств).
  • Профессиональное поведение — заключается в соблюдении требований действующего законодательства, в избегании действий, которые могут дискредитировать саму профессию или могут быть расценены третьим информированным лицом как порочащие репутацию аудитора, аудиторской организации или СРО аудиторов, членом которой он является. К таким действиям, помимо вышеупомянутых актов неэтичного поведения, относятся пренебрежительные отзывы о своих коллегах или конкурентах, проведение необоснованных параллелей между своей работой и деятельностью других аудиторов, заявления, преувеличивающие собственные заслуги при предложении и продвижении своей кандидатуры или услуг.
  • Нормативная база

    Таким образом, профессиональная деятельность аудитора регулируется:

  • международными стандартами аудиторской деятельности (МСА) – (после 2018 года);
  • отраслевыми (внутренними) стандартами саморегулируемой организации, которые не должны вступать в противоречие с МСА;
  • федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФСАД) в переходный период — до принятия всех МСА на законодательном уровне в порядке, установленном Правительством РФ, то есть до 2018 года или ранее;
  • кодексом профессиональной этики аудиторов.
  • Признанные МСА применяются при оказании аудиторских услуг начиная с года, следующего за годом их признания. Они становятся обязательными не только для аудиторов, аудиторских организаций, СРО аудиторов и всех их работников, но и аудируемых лиц — всех, кто заключил договор на оказание аудиторских услуг. МСА главенствуют над любыми другими стандартами — принятыми Минфином РФ и Правительством РФ (заменяют их по мере признания) и принятыми СРО аудиторов, которые также являются обязательными к исполнению всеми членами СРО.

    Кроме изложенных документов, не относящихся к нормативным, существует определенная иерархия в довольно обширной нормативной базе по вопросам проведения аудита, которая выглядит следующим образом:

  • Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  • Кодексы: ГК РФ и НК РФ.
  • Федеральные законы:
    • от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
    • от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и др.
    • Постановления Правительства РФ:
      • от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
      • от 11 июня 2015 г. № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» и др.
      • Приказы Минфина России:
        • от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении Федеральных стандартов аудиторской деятельности» (ФСАД 1/2010; ФСАД 2/2010; ФСАД 3/2010);
        • от 24 февраля 2010 г. № 16н «Об утверждении Федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010»;
        • от 17 августа 2010 г. № 90н «Об утверждении Федеральных стандартов аудиторской деятельности» (ФСАД 5/2010; ФСАД 6/2010);
        • от 16 августа 2011 г. № 99н «Об утверждении Федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. № 90н» (ФСАД 7/2011; ФСАД 8/2011; ФСАД 9/2011);
        • от 10 ноября 2010 г. № 147н «Об утверждении Порядка, сроков и форм сообщений в Министерство финансов Российской Федерации о дополнительных требованиях, установленных федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов»;
        • от 5 августа 2015 г. № 122н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации» и др.
        • Мы умышленно привели нормативную базу в иерархическом порядке. Дело в том, что, вопреки устоявшемуся представлению, в случае возможных правовых коллизий в первую очередь будет применяться именно Федеральный закон № 307-ФЗ, а не ГК РФ или НК РФ, и следующие за ними иные федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, информационные сообщения Минфина РФ, не содержащие норм права, но обращающие внимание на изменения в законодательстве и их практическое применение.

          Итак, прояснив основную суть аудита, перейдем к рассмотрению его форм и порядку проведения.

          Обязательный аудит и добровольные аудиторские проверки

          Обязательный аудит определяется статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ, где установлены периодичность, случаи и обстоятельства его применения, а также юридические лица, на которых распространяется его проведение.

          Обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно, если:

        • организационно-правовая форма компании — акционерное общество, при этом обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, а не только публичные, независимо от финансовых результатов хозяйственной деятельности. Это связано с появлением в ГК РФ статей 66.3 и 97, введенных Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, который упразднил деление акционерных обществ на закрытые и открытые и ввел деление акционерных обществ на публичные и непубличные;
        • ценные бумаги компании в процессе их размещения на основе листинга допущены к обращению на организованных торгах. Заметим, что, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», организатор торговли вправе без объяснения причин отказать в допуске или прекратить допуск ценных бумаг к организованным торгам, что отразится на необходимости ежегодного аудита;
        • по роду деятельности организация является:
          • кредитной (в том числе банковской группой или банковским холдингом и даже Центробанком) — ведет деятельность на основании специального разрешения (лицензии) Банка России, предоставляющего право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
          • бюро кредитных историй — оказывает услуги в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
          • кредитным потребительским (не сельскохозяйственным) кооперативом — обязанность аудита устанавливается статьями 28 и 31 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;
          • профессиональным участником рынка ценных бумаг — работает согласно положениям Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и осуществляет деятельность: брокерскую, дилерскую, депозитарную, по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
          • организатором торговли (биржей или торговой системой) — подчиняется требованиям, закрепленным в статье 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;
          • организатором азартных игр или лотерей (оператором лотерей) — подчиняется требованиям Федеральных законов соответственно от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (статья 6) и от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (статья 23);
          • страховой организацией (профессиональным объединением страховщиков) — осуществляет деятельность в соответствии со статьей 938 Гражданского кодекса РФ;
          • обществом взаимного страхования — некоммерческой организацией, проводящей страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов, регулируется статьей 968 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»;
          • застройщиком или участником любой формы собственности накопительно-ипотечной системы или жилищным накопительным кооперативом — выполняет требования Федеральных законов соответственно от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (статья 20), от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (статья 29) и от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (статья 54);
          • предприятием, имущество которого передается в ипотеку, — обязательность аудита устанавливается статьей 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
          • клиринговой организацией — ведет деятельность на основании лицензии согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
          • негосударственным фондом (пенсионным или другим) — унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию осуществляется на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
          • управляющей компанией акционерного инвестиционного (АИФ), паевого инвестиционного (ПИФ), а также негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Для специализированных депозитариев и управляющих компаний НПФ норма аудита установлена в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
          • государственной некоммерческой организацией (компанией, корпорацией или фондом) — относится к ряду таких организаций как Государственная компания «Российские автомобильные дороги», госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Российский научный фонд и др.;
          • ГУПом или МУПом — если обязательность аудита определена собственником имущества унитарного предприятия;
          • саморегулируемой организацией — выполняет требования Федеральных законов от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (статья 12) и от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 18). На объединение туроператоров в сфере выездного туризма также распространяется статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
          • некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, или связанной с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала при его балансовой стоимости свыше 20 млн рублей или при его годовом увеличении свыше 5 млн руб. — осуществляет деятельность соответственно согласно статье 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьям 6 и 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
          • политической партией — обязательство проведения аудита заложена в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Кроме того, информационное сообщение Минфина России от 20 января 2016 г. № ИС-аудит-1 «О Перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год» содержит сведения об обязательном аудите для политических партий и микрофинансовых организаций.
          • годовой объем выручки от реализации услуг, работ, товаров свыше 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн рублей за период, предшествующий отчетному;
            • организация представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность в информационных системах общего пользования, в СМИ либо другим способом, доступным для заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре.
            • Итак, мы перечислили все случаи и обстоятельства обязательности проведения аудита, диктуемые не только статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ, но и другими федеральными законами и кодексами, однако этот перечень остается открытым и может корректироваться в соответствии с правовыми новеллами.

              Во всех определенных законодательством ситуациях, в которых аудит не обязателен, он может проводиться на добровольной основе. В законодательстве отсутствует термин «инициативный аудит» — в этом законотворцы не увидели особого смысла. И действительно, аудит, который не подпадает под порядок обязательного проведения, может трактоваться как инициативный, добровольный и даже как внеочередной.

              Добровольная аудиторская проверка обычно назначается по следующим причинам:

            • необходимость в проверке деятельности финдиректора, главного бухгалтера и всей бухгалтерии;
            • комплексная проверка работы всех органов управления;
            • требование партнеров по бизнесу, инвесторов, кредитных организаций, государственных органов;
            • замена главного бухгалтера и передача соответствующей документации;
            • реорганизация бизнеса или подготовка к купле-продаже компании;
            • грядущая проверка государственными органами;
            • подготовка к сертификации предприятия.
            • Необходимость и частота проведения так называемого инициативного аудита определяется менеджментом организации (или собственниками) исходя из состояния бухгалтерского учета предприятия и других причин.

              В число связанных с аудитом услуг, но не регулируемых стандартами аудиторской деятельности, входят такие области экспертной деятельности как:

            • Консалтинг: налоговый, экономический и финансовый, управленческий, правовой.
            • Представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.
            • Обучающие семинары и тренинги, научно-исследовательские и экспериментальные работы в области аудиторской деятельности.
            • Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование.
            • Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.
            • Оценка стоимости имущества и предприятий как имущественных комплексов.
            • Оценка предпринимательских рисков.
            • Проведение маркетинговых исследований.
            • Анализ финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и ИП.
            • Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.
            • В то же время, кроме собственно аудита, существуют аудиторские услуги, или сопутствующие аудиту услуги, которые, как и он, регулируются стандартами аудиторской деятельности, а именно — обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.

              Поскольку добровольная (инициативная) аудиторская проверка по своей структуре, процедуре, правилам и порядку проведения ничем не отличается от обязательного аудита, то и ее стоимость находится на аналогичном уровне. Однако добровольную проверку можно провести не в формате традиционного аудита, а, например, как оценку налоговых и предпринимательских рисков (см. рис. 1), обеспечив себе существенную экономию на услуге.

              Такие транзакционные издержки, как время, затрачиваемое аудитором на документирование (копирование подтверждающих документов и оформление рабочих), составляют от 10% стоимости традиционного аудита, еще примерно столько же уходит на охват тех областей учета, которые в действительности не вызывают сомнений у руководства или собственников компании. Поэтому проведение инициативной проверки в формате отличной от аудита услуги может оказаться выгоднее аудита не только по экономическим соображениям, но и с точки зрения полезности получаемой финансовой информации.

              Отличие аудита от других видов услуг фиксируется в предметной части договора (см. табл. 1).

              Таблица 1. Примеры согласования условий проведения аудита и формулирования действий, которые должен совершить аудитор (в соответствии с ФСАД № 12)

              Как можно заметить, цель, объемы и результаты оказания услуг везде разные. Имманентные, принципиальные условия аудиторской проверки — независимость, выражение мнения о достоверности, аудиторское заключение — теряются в других формах договора на оказание аудиторских услуг. Это имеет не только сущностные, но и правовые последствия. Например, чтобы опротестовать в суде заключение аудитора, сославшись на ненадлежащее выполнение им взятых обязательств, придется доказать, что услуга предоставлялась клиенту именно в формате аудита, а не каких-либо других услуг. И если в договоре однозначно не зафиксировано, что цель, объемы и результаты оказания услуги соответствуют аудиту, рассчитывать на признание аудиторского заключения заведомо ложным на основании частей 5 и 6 статьи 6 № 307-ФЗ не придется. Достаточно обратиться к судебной практике, например, к Определению ВАС РФ от 30 мая 2011 г. № ВАС-6725/11 и постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2011 г. № 15АП-11726/2011.

              Аудитор или группа аудиторов должны иметь квалификацию, позволяющую как составить всестороннее представление о предмете и объектах проверки, так и провести проверку в соответствии с действующими стандартами. Аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или явно противоречащее предоставленным со стороны заказчика документам, признается в суде заведомо ложным.

              Виды аудиторских проверок

              Итак, с позиции закона существует собственно аудит, который характеризуется как традиционный, финансовый, внешний, независимый, обязательный или не обязательный. Он проводится только аттестованным аудитором, состоящим в СРО аудиторов и занесенным в реестр аудиторов и аудиторских организаций, который выполняет все требования, содержащиеся в международных и отраслевых стандартах и российском законодательстве. Существуют также аудиторские услугиобзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации, которые, не являясь аудитом, все же подчиняются стандартам аудиторской деятельности. Существуют услуги, связанные с аудиторской деятельностью, которые определены в № 307-ФЗ, — на них не распространяются аудиторские стандарты. И, наконец, существует все остальное (см. рис. 2).

              Рис. 2. Структура деятельности аудиторских организаций

              Тем не менее, никому не запрещено проводить собственные классификации. Так появилось разнообразие аудита, классифицированного по предмету изучения и объекту аудирования, по стадиям развития, по назначению, по методике и методу проведения, по типу и характеру проверки, по периодичности и пр. Эти деления по признакам представляют для заказчика скорее чисто академический интерес. Коме того, в практическом отношении отдельные классификации уходят далеко в сторону от самого аудита и носят его название лишь как синоним слову «проверка» и не более. Под многими «видами» аудита скрываются сопутствующие или свзанные с аудитом услуги.

              Приведем некоторые формы классификаций:

            • По объекту аудирования (направленности): общий, инвестиционный, страховой, банковский, государственный аудит и т.д.
            • По методике. Выделяют несколько подходов к разработке методики аудита. Бухгалтерский — это методика проверки компании по различным разделам бухучета. Юридический — методика проверки базируется на нормативных правовых актах. Отраслевой — учитывает специфику производственной деятельности компании. Специальный — применяется к группам экономических субъектов, у которых можно выделить общие специальные признаки — такие как структура управления, структура капитала, количество сотрудников, организационно-правовая форма, налоговый режим и др.
            • По методу. Аудиторская проверка может быть сплошной (детальное изучение всей бухгалтерской отчетности), выборочной (изучение малой части бухгалтерской отчетности) или комбинированной (аудит малочисленных рискованных операций — сплошной и подробный, аудит рутинных операций большого объема — выборочный).
            • По типу проверки. Аудит может быть камеральным или фактическим. Фактический предполагает обязательное присутствие аудиторов на объекте для проведения инвентаризации, опроса руководства и персонала. Камеральный (документальный) предполагает только изучение первичной и сводной бухгалтерской и налоговой документации, выезд аудиторов на объект при этом не требуется.
            • По периодичности. Если для конкретной организации проверка организована впервые, это первоначальный аудит. Он всегда более трудоемкий и ответственный, поскольку предполагает сбор и анализ данных о компании с нуля. В случаях, когда отношения с аудиторами переводятся на регулярную основу, речь идет о повторяющемся (согласованном) аудите. Это более простые проверки, удобные обеим сторонам, поскольку сильные и слабые стороны бизнеса клиента уже известны аудитору.
            • По характеру проверки. Аудит может осуществляться сторонней компанией по договору. Тогда он называется внешним. Также в организации может быть штатный сотрудник или служба для проведения аудита, который в этом случае называют внутренним.
            • Выше подробно разъяснялось, что такое аудит и кто такой аудитор. Принимая это во внимание, можно констатировать, что в строгом понимании (да и не в строгом) внутренним аудит быть не может хотя бы потому, что в этом случае невозможно реализовать режим независимости аудитора. Здесь уместнее говорить не об аудите, а о внутреннем финансовом контроле, имитирующем аудит.

              В вопросе независимости аудиторов и аудиторских организаций обратимся к правилам протокола № 6 и разъяснениям протокола № 15, одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 20 сентября 2012 г. и 18 декабря 2014 г. соответственно. В них говорится о концептуальном подходе к независимости аудитора, который всегда должен задаваться вопросом: «Может ли разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, обоснованно посчитать, что в условиях конкретного задания честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора скомпрометированы?» В зависимости от ответа на поставленный вопрос аудитор должен оценить значимость угрозы независимости и предпринять меры предосторожности в случае, когда угроза независимости оценивается им как высокая и существенная. В разделе 2 «Правил независимости…» приводятся конкретные ситуации, обстоятельства и взаимоотношения, реально или даже потенциально угрожающие независимости аудитора, меры предосторожности, уместные для нивелирования угроз и условия, в которых не существует действенных мер по снижению угрозы независимости. В этом случае долг аудитора — отказаться от задания, даже ранее принятого и уже выполняемого.

              Можно ли представить себе ситуацию, при которой лицо, проводящее так называемый внутренний аудит, способно безапелляционно противостоять влиянию своего руководства или разорвать с ним трудовые отношения? Вопрос риторический.

              Этапы аудиторской проверки

              Аудит — процесс, требующий значительных временных затрат и обстоятельного подхода, поэтому работа аудиторов должна быть спланирована. Только в этом случае их взаимодействие с руководителями и сотрудниками компании будет эффективным, а экспертное заключение — корректным.

              Планирование аудиторской проверки

              Выделяется несколько этапов:

            • Официальное предложение клиента о проведении аудита.
            • Первичное знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью компании, без подробной проверки.
            • Разработка, оформление и согласование общего плана и программы аудита, которые подписываются руководством компании.
            • Составление письма о проведении аудита.
            • Подписание договора на проведение аудита.
            • В общем плане указываются:

            • предмет изучения и список изучаемых объектов;
            • список вопросов по каждому объекту проверки;
            • источники получения информации;
            • сроки работ;
            • состав аудиторской группы;
            • сроки подготовки предварительного отчета и проекта программы проведения проверки.
            • Программа аудита — это более подробный документ, развивающий общий план и содержащий перечень и содержание конкретных аудиторских процедур, которые будут проводиться.

              Проведение аудиторской проверки и сбор аудиторских данных

              Аудит оформляется договором возмездного оказания услуг, в котором стороны определяют в частности срок проведения проверки и могут предусмотреть проведение аудита в несколько этапов (например, 1 этап по итогам 6 или 9 месяцев и 2 этап по завершении года). Поэтапное проведение аудита дает клиенту возможность получить экспертное мнение о текущем отчетном периоде и скорректировать свою деятельность до завершения финансового года.

              Аудиторская проверка стартует после проведения специального собрания — так называемого открытия аудита. На нем руководителям подразделений рассказывается о целях аудита, критериях его проведения и порядке, даются ответы на все возникшие вопросы. Проверяется выполнение необходимых условий для проведения аудита, например: возможность беседы с персоналом в назначенное время, обеспечение аудиторов спецодеждой и транспортом. Цель собрания — установить доверительный деловой контакт между аудиторами и руководством предприятия.

              Далее аудиторы переходят к работе по утвержденному плану, которая включает тщательную проверку документов, аудиторские беседы, выборочную проверку работы сотрудников на местах с помощью аудиторских опросников и запись результатов.

              Закрытие аудита состоит в распределении выявленных несоответствий по категориям, выявлении системных нарушений, информировании высшего руководства и согласовании сроков и состава корректирующих действий. После этого можно перейти к оформлению финальных документов.

              Подведение итогов и выдача заключения аудиторской проверки

              Как говорилось ранее, по итогам аудита составляются два официальных документа — отчет и экспертное заключение. Отчет составляется по следующей схеме:

            • Краткая формулировка найденного нарушения.
            • Точное наименование документа или бизнес-процесса, в котором обнаружено нарушение.
            • Ссылки на документ, регламентирующий данный вопрос.
            • Перечисление всех возможных административных санкций за выявленное нарушение.
            • Описание комплекса необходимых действий для устранения выявленного нарушения.
            • Аудиторское заключение содержит информацию о периоде аудиторской проверки, составе финансовой или бухгалтерской отчетности организации, использованных нормативах, целях, методах и результатах проверки. Заключение подписывают уполномоченное лицо аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки. Также должны быть указаны номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия. На документе ставится печать аудитора.

              Очевидно, подобный процесс, затрагивающий сотрудников всех уровней, а также требующий изучения финансовой документации, можно доверить не каждой компании. Но если вы найдете «своего» аудитора, с которым удастся выстроить доверительные конфиденциальные отношения, это обеспечит вашему бизнесу дополнительную степень защиты на годы вперед.

              Как выбрать компанию для проведения инициативного аудита

              При выборе аудиторской компании имеет смысл учитывать не только годы ее работы на рынке, но и опыт проведения проверок в вашей отрасли. Не забудьте проверить деловую репутацию компании на основе отзывов, проследите за тем, чтобы эти отзывы не были ангажированными и им можно было доверять. Привлекаемые специалисты должны значиться в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а их ответственность должна быть застрахована. Разумнее отдать предпочтение аудиторской компании, которая предоставляет комплекс услуг по бухгалтерскому, налоговому, юридическому консультированию и оценочной деятельности. В этом случае вы сможете установить с ней долгосрочные отношения на базе первичного аудита — если, конечно, сочтете стоимость аудиторских услуг оправданной и разумной.

              Предлагаем обратить внимание на КСК групп, которой уже доверили различные виды аудиторских проверок сотни крупных, в том числе публичных, компаний российского бизнеса. Это известная консалтинговая компания, многие годы занимающая лидирующие позиции в российских рейтингах. Эксперты КСК групп, штат которых насчитывает 160 экспертов, квалифицированно подготовят и проведут все мероприятия, которые помогут определить соответствие текущей финансовой деятельности вашей компании российскому законодательству, оценят предпринимательские и налоговые риски, а при необходимости — весь имущественный комплекс активов предприятия. Аудит — одно из приоритетных направлений для КСК групп, поэтому опыт работы и профессиональные знания специалистов компании по-настоящему помогают клиентам в налаживании бизнес-процессов и приведении документации к надлежащему виду.

              Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ауди­то­ры не тре­бу­ют со­зда­ния им ка­ких-ли­бо ис­клю­чи­тель­ных усло­вий. В свою оче­редь, ру­ко­во­ди­те­лю про­ве­ря­е­мой ком­па­нии сле­ду­ет про­явить по­ни­ма­ние ре­а­лий их ра­бо­ты и при не­об­хо­ди­мос­ти обес­пе­чить транс­порт, пи­та­ние, спец­одеж­ду, как если бы речь шла о его собст­вен­ных со­труд­ни­ках. По­доб­ные ме­ры ни­как не по­вли­я­ют на экс­перт­ное за­клю­че­ние при на­ли­чии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний в ра­бо­те ком­па­нии, но по­мо­гут сде­лать ра­бо­ту эф­фек­тив­ной и без­опас­ной.

              www.kp.ru

              Это интересно:

              • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
              • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]
              • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
              • Расчет осаго в костроме Расчет осаго в костроме Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного средства от […]
              • Региональный материнский капитал москвы в 2018 году Материнский капитал в Москве Столичные родители могут получить маткапитал по федеральной программе. Вместо регионального семейного капитала, который действует в других регионах страны, москвичам положены единовременные выплаты на каждого ребенка, начиная с […]
              • Субсидия правительства москвы для малого бизнеса Какие предоставляются субсидии для МСП и как их получить? Какие предоставляются субсидии для МСП и как их получить? Городские и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса предоставляют московским предпринимателям и организациям возможность получить […]
              • База для расчета налога на недвижимость Налоговики рассказали об особенностях исчисления налога на имущество физлиц за 2016 год Как разъяснили представители ФНС России на своем официальном сайте, с 1 января 2015 года на территории Москвы налог на имущество физлиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости […]
              • Коллекторы финанс Вся правда о коллекторах агентства «МБА Финансы» Миссия коллекторов «МБА Финансы» заключается в борьбе с задолженностью по кредитованию, коммунальным счетам, услугам связи и другим финансовым услугам. Представители данной компании описывают свои принципы деятельности на […]